Пименов девушка в автомобиле
«Новая Москва» Юрия Пименова: Госпропаганда или вера в светлое будущее
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
В год, когда была написана картина, Москву уже вовсю перестраивали, реконструировали. Улицы расширяли, единичные исторические постройки передвигали вглубь кварталов, а остальное нещадно рушили. На месте этой «градостроительной мясорубки» воздвигались здания, которые четко соответствовали социалистическому облику столицы.
Юрий Пименов принадлежал к тем художникам, которые считали, что нужно запечатлеть «прекрасное мгновение», образ-впечатление, при этом вписывая его в современную действительность. Одну из самых известных картин Пименова «Новая Москва» (1937) в советское время относили к соцреализму, но если быть объективными, то она больше тяготела к импрессионизму.
На первом плане в картине девушка, управляющая автомобилем. Далее видны новые постройки Москвы, снующие люди, другие автомобили. Жизнь бурлит. Необычный ракурс делает полотно похожим на фотографию. Это было в некоторой степени новаторством, т. к. до Пименова никто не писал подобных картин.
В этой картине использованы яркие краски, прослеживается мастерское сочетание холодных и теплых тонов, создается ощущение абсолютной чистоты.
Если обратиться к символам, то все внимание сконцентрировано на близком плане, а не на горизонте. Если спроецировать это в советскую реальность того времени, то линия горизонта – это тема будущего, а изображенная близко девушка – это комплекс первостепенных задач, которые нужно решать здесь и сейчас. Свойственная Советам монументальность поставленных задач прекрасно прослеживается в новостройках на картине.
Многие искусствоведы задумываются, не была ли «Новая Москва» обычной пропагандистской картиной, идеализирующей советскую действительность 1930-х годов, когда сотни тысяч людей подвергались репрессиям.
Однако молодые художники того времени и сами верили в то, что вскоре наступит светлое будущее, и переносили свои мечтания на холст.
Не менее знаковым живописцем можно назвать Александра Александровича Дейнеку. Его называют остросовременным модернистом. Одни хвалили художника за эмоциональный накал в картинах, другим не нравилась излишняя плакатность, но равнодушным не оставался никто.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Новая Москва Юрия Пименова
Символом нового уклада Символом нового уклада социалистической жизни в СССР стала картина «Новая Москва» советского художника Юрия Пименова, написанная в 1937 году. Многие из искусствоведов считают эту работу самой популярной из всех, написанных художником.
Картина «Новая Москва» создавалась для выставки «Индустрия социализма», которая должна была открыться 8 ноября 1937 года к 20-летию Советской власти и окончанию II пятилетки. Идея выставки отвечала духу времени. Организаторы поставили перед участниками задачу: продемонстрировать триумф социалистического строя и успехи индустриализации.
Художникам предоставили список тем, из которых следовало выбрать понравившуюся. После выбора темы и утверждения её худсоветом, необходимо было представить эскиз будущего полотна. Его должен был утвердить комитет по подготовке выставки. И только после этого автор получал аванс и мог приступить к работе. Среди других была тема под названием «Новые города, новые люди», именно в её рамках и была создана «Новая Москва».
Открытие выставки затянулось
В случае необходимости художники выезжали на место изображаемого события. Кстати, на всё это также выделялись средства. Следует отметить, что срок окончания работы был строго оговорен. Нередко случалось, что в целом комиссия принимала картину, однако указывала на недостатки и предписывала сделать исправления.
В результате из-за всех установок, а также из-за того, что добрая половина комитета по организации выставки была репрессирована по делу «право-троцкистского блока» экспозиция открылась с полугодовым опозданием.
Картина Юрия Пименова «Новая Москва», хотя многие искусствоведы и обвинили его в формализме за дробность мазка, характерную для импрессионистов, сразу привлекла к себе внимание и получила широкую известность.
Что же до самого мастера, то он не отрицал — испытывает сильное влияние импрессионизма и находится под влиянием творчества Жана-Франсуа Милле, Пьера Огюста Ренуара, Эдуарда Мане, Валентина Серова.
Картина часто экспонировалась
Но как бы там не было, картина «Новая Москва» была замечена. В 1945 году она поступила в Третьяковскую галерею и с тех представлена в постоянной экспозиции. В настоящее время экспонируется в зале 15 в здании Государственной Третьяковской галереи на Крымском валу.
Кроме того, это полотно довольно часто демонстрировалось на крупных международных выставках. В 1956 году её можно было увидеть на XXVIII биеннале в Венеции. Затем она экспонировалась на выставках «Коммунизм — фабрика мечты. Визуальная культура сталинского времени», проходившей во Франкфурте-на-Майне, «Россия» в Музее Соломона Гуггенхайма в Нью-Йорке и «Warszawa — Moskwa / Москва — Варшава. 1900—2000» в 2004—2005 годах в столицах двух государств — России и Польши.
Жена художника служила ему моделью
Сюжет картины, которая чем-то напоминает кадр из фильма, довольно прост. Всё действие происходит утром рабочего дня. На полотне после сильного дождя, который также становится участником действа, нарисована площадь в центре столицы и широкий проспект. Машины на мостовой и толпы пешеходов придают городскому пейзажу движение. На первом плане картины за рулём легкового автомобиля спиной к зрителю сидит молодая женщина, которую следует считать символом новой Москвы и новой жизни.
Её легко узнать — это жена художника Наталья Константиновна Бернадская, которая довольно часто служила художнику моделью.
Интересный факт, когда Наталья Константиновна позировала своему мужу для картины «Новая Москва», она ждала ребёнка. Так что не удивительно, что в этой работе Пименова чувствуется столько счастья и радости.
Позже Юрий Пименов напишет в своей книге «Земное искусство»: «В моей жизни жена… всегда моя лучшая модель, — вспоминая свои работы, сделанные за многие годы, я вижу то её фигуру, то её волосы или руки…».
Тем самым он поставил точку над спорами по поводу того, кто находится за рулём автомобиля. Кого только не называли: любовницу Владимира Маяковского Лилю Брик, балерину Ольгу Лепешинскую, актрису Любовь Орлову, певицу Антонину Нежданову…. На самом же деле это муза художника — Наталья.
Сегодня эту картину смело можно назвать исторической. Благодаря ей мы видим, как выглядела довоенная Москва и, в частности, улица Охотный ряд после реконструкции 1930-х годов, к которой с площади Свердлова (ныне — Театральной) направляется легковой автомобиль.
Здание слева — бывшая гостиница «Континенталь», открытая в 1887 году и снесённая в конце 1960-х — начале 1970-х. В 1931 году там работал кинотеатр «Востоккино».
Угол дома справа, на котором виднеется большая белая буква «М»— наземный вестибюль станции метро «Охотный Ряд», открытый в 1935 году в перестроенном по проекту архитектора Дмитрия Чечулина старом доме. За вестибюлем метро — фасад здания бывшего Благородного собрания, перестроенного впоследствии архитектором Матвеем Казаковым. После революции это строение стали называть Домом Союзов и проводить там различные государственные мероприятия: съезды Советов, профсоюзов, траурные церемонии, судебные процессы, шахматные турниры, детские новогодние ёлки и пр.
На заднем плане высятся новые здания: слева — гостиница «Москва», в глубине в центре — Дом Совнаркома СССР.
«Руководящая и направляющая»…
К слову, в «Новой Москве» не прописана линия горизонта. Но тем не менее ясно — город стремится по прямой и открытой дороге в светлое будущее. Однако прежде общество должно решить целый комплекс задач.
Советские искусствоведы договорились до того, что улица, по которой несётся автомобиль, говорит о «руководящей и направляющей» силе партии. А «размытое видение» из-за недавно закончившегося дождя делает образ будущего не вполне конкретным… Мы же воспринимаем эту картину совершенно иначе — для нас она светлый, умытый дождём городской пейзаж…
Продолжение темы «женщина за рулём»
Впоследствии к теме «женщина за рулём» художник возвращался неоднократно. В 1944 году он запечатлел девушку-водителя спиной к зрителю на картине «Фронтовая дорога», которая хранится в Государственном Русском музее.
Вместе летнего городского пейзажа на полотне написана зимняя дорога. Машина, которую ведёт героиня, едет за грузовиком в сторону передовой. Рядом с водителем пассажир. Впереди — окраины городка с развалинами костёла.
В последний раз к этой теме Юрий Пименов возвратился в 1960 году. Тогда ему была заказана копия картины «Новая Москва». Картина получила название «Москва 1960 года» и находится в национальном музее Таджикистана.
Мэтр советского импрессионизма
Юрий Пименов, которого справедливо считают мэтром советского импрессионизма, родился в 1903 году в Москве. Его отец был юристом и увлекался живописью. Нет ничего удивительного в том, что сын решил связать свою жизнь с искусством. Гимназический учитель рисования отметил одарённого ученика и оказал ему протекцию при поступлении в Замоскворецкую школу рисования.
Семья жила рядом с Третьяковской галерей и маленький Юра там довольно часто бывал. Особенно ему нравились пейзажи передвижников, но больше всего он полюбил картину «Грачи прилетели» Алексея Саврасова. Позже его захватили пейзажи Александра Бенуа, Константина Сомова, Исаака Левитана.
В 1920–1925 годах Пименов учился в одном из лучших художественных заведений страны — во ВХУТЕМАСе. Его педагогами были график-иллюстратор Владимир Фаворский и архитектор Сергей Малютин.
В 30-е пришлось нелегко
Надо сказать, что Пименов был довольно увлекающейся натурой и желал попробовать себя в различных техниках и темах. То его волновали немецкие экспрессионисты, то звали за собой французские импрессионисты… Интересовали темы спорта, кино и достижений науки… Например, в 1927 году он создает картину «Даёшь тяжёлую индустрию!», которую критики тогда высоко оценили. Вообще, они его до поры любили и жаловали вниманием.
А потом вдруг всё резко изменилось. Впрочем, в начале 30-х всем и прежде всего людям искусства пришлось нелегко. Дело в том, что после постановления «О перестройке литературно-художественных организаций» работу всех художественных объединений запретили. В результате закрылось общество художников-станковистов, учредителем которого он был.
Самого Пименова стали критиковать, обвинять в формализме. Одну книжку, которую он иллюстрировал, за рисунки признали формалистической и не заплатили. Потом и вовсе перестали давать работу в журналах. В довершении всех бед его покусала бешеная собака, что сильно отразилось на здоровье. В результате тяжело заболел, стал нервничать, впал в депрессию и совсем не мог работать.
Однако он всё-таки нашёл силы вернуться к живописи, начав рисовать жизнь столицы. Художник целыми днями гулял по отдалённым местам Москвы, ездил в Подмосковье, бродил по окрестным лесам. В результате создавал городские пейзажи, изображал кварталы и новостройки столицы, улицы и дома… Труды не прошли даром. «Новая Москва» получила признание.
В 1939 году новый успех. Пименов с бригадой художников создаёт панно «Физкультурный парад в Москве», которое экспонировалось на Международной выставке в Нью-Йорке и стало фоном для шестиметровой архитектурной модели Дворца Советов.
Но дальнейшие грандиозные планы рушит война…
В годы Великой Отечественной войны художник возвращается к экспрессионизму. По его мнению, именно данная техника наиболее созвучна страшной трагедии, которая обрушилась на страну. Вместе с художником Владимиром Васильевым работает над Окнами ТАСС. В 1943 году его командируют на Северо-Западный фронт, а затем в Ленинград. Именно тогда он пишет полотна «Ночная улица», «Следы шин», «Фронтовая дорога» и другие.
Мастер рисует Москву
Сразу после войны Пименова приглашают на преподавательскую работу во ВГИК на художественный факультет. Он стал ещё ближе к кино, которое очень любил. В 1950 году принимает участие в работе над одним из самых известных послевоенных фильмов — «Кубанские казаки».
Но чем бы мастер не занимался, он по-прежнему увлеченно рисует Москву и москвичей, которые восстанавливают город после разрухи. Художник создает живописные циклы «Вещи каждого дня» и «Новые кварталы», за который его удостоят Ленинской премии.
В 1962 году он создает одно из своих лучших произведений «Свадьба на завтрашней улице».
Благодаря красочным и ярким мотивам Пименов сумел привнести в советскую театральную сценографию середины ХХ века живые, феерические решения.
Интересными открытием стали постановки, сделанные художником для Малого театра — «Волки и овцы» Александра Островского, «За тех, кто в море!» Бориса Лавренёва, оформление спектакля «Сирано де Бержерак» Эдмона Ростана в постановке Ленкома.
Как вспоминала режиссёр Мария Кнебель, «…он работал в театре как-то шутя. Ему, привыкшему к кропотливому труду станковиста, было весело придумывать декоративный образ спектакля… Художественный образ пименовских декораций был синтезом наших совместных исканий и всегда обогащал режиссёрский замысел».
За театральные работы Юрий Пименов дважды был удостоен Сталинской премии — в 1947 и 1950 годах.
Подобны эстрадной песне
Юрию Пименову повезло в жизни. Он успешно пережил страшные годы репрессий, обвинения в формализме и критику. Его считали совершенно «советским», да и власть к нему относилась с любовью, удостаивала государственных наград.
С середины 1950-х годов он регулярно выезжал за границу и написал ряд очерков, посвящённых своим путешествиям в Италию, Францию, Англию, Индию.
Когда готовила материал, прочитала такую фразу: «Его картины подобны советской эстрадной песне — они легки и жизненны, они запоминаются, они нравятся и понятны всем без исключения». Посмотрела работы и согласилась, верно сказано!
Юрий Пименов скончался 6 сентября 1977 года в Москве.
Николлетто
Всемирный подниматель настроения))))))
Провинциалки «Перед танцами» и моды 1966 года… \ Новая Москва: три автолюбительницы Юрия Пименова… \ Моды «оттепели» на картине Пименова и причем тут Бриджит Бардо…. \ Невиданные наряды в «Коллегах» Аксёнова
Снова праздник, снова новые кварталы, но на этот раз переносимся в 1966 год. Ниже несколько разных работ из цикла Пименова «Новые кварталы». Нас будет интересовать первая картина, «Перед танцами».
«Перед танцами», 1966
Удивительно, но это факт: прошло каких-то пять лет, а наряды девушек изменились невероятно! Теперь у них, в отличие от героинь картин всё того же Пименова в 1961 году — и каблук выше, и платье Уже, и ткань другая.
«Первые модницы нового квартала», 1961 год. Для сравнения.
Однако создаётся впечатление, что они… отстали от моды! В предыдущих разборах мы смело использовали для сравнения нарядов героинь картин как советские, так и западные модные иллюстрации, и всё совпадало. Но подобрать аналог к этой картине сложно.
Страничка из журнала «Работница», 1966 год
Более того, каждая из трёх девушек одета в своем стиле. Единой группы тут просто нет. Кстати, вы заметили, что и здесь, и на полотне «Первые модницы…» две героини носят платья, а третья — юбку с блузкой? Юрия Пименова в своё время упрекали в излишней репортажности. Возможно, он и правда писал то, что видел прямо перед собой. Идут на танцы девушки: две успели переодеться в платья, а третья то ли не морочится общепринятыми нормами (в это время шелковое платье однозначно считалось наряднее, чем любой составной комплект), то ли не накопила еще на наряд. Дальше.
Девушка в темном платье причесана как за 10 лет до этого и носит платье из ткани в цветочек, с декоративным элементом у низкого V-образного выреза. Ткань, возможно, и дорогая, но явно из маминых запасов. Оттуда же и фасон. К тому же у платья есть большие накладные карманы, что странно для выходного варианта.
Девушка в белом платье ударилась в другую крайность. Платье из легкой ткани с броским модным рисунком, прилегающего силуэта, короткое и с обширным декольте (присмотритесь и вы всё увидите). Дополняют недвусмысленный ансамбль бабетта и странно повязанная косыночка из белого газа. Ну и туфли на «шпильках». В общем, если бы Людмила из фильма «Москва слезам не верит» приехала бы покорять столицу в 1966-м, то это был бы её портрет.
Третья героиня носит белую, скорее всего, модную капроновую блузку и юбку в складку. Совершенно точно, это ее нарядный ансамбль.
А теперь поговорим о том, что рекомендовали носить модные журналы.
В 1966 году в моде совсем другой силуэт. И, главное, такие низкие декольте ну совсем не носят. Их носили чуть раньше, и потом они тоже возвращались, но вот прямо сейчас…
Выкройка для самостоятельного пошива, приложение к журналу Vogue, платья для неформального вечера. У четырёх из пяти платьев вырез совсем небольшой, под горло. И только у одного обширное декольте. Платья имеют форму трапеции, и буквально через пару лет такие же модели появятся на страницах советских журналов.
Сравним с творениями советских домов моделей, возьмем всем известный журнал «Ригас модес», причем за 1964 год, чтоб взять поправку на время распространения издания и на время пошива платья.
Иллюстрация нарядных платьев из журнала «Ригас модес», осень-зима 1964-1965 год.
И тоже попадаем в совершенно иную стилистику. Перед нами платья-футляр, красное и под номером 30 — с глухим вырезом. 29е, 32е и 33е — с открытой спиной. И, наконец, номер 28 — с декольте, однако, совершенно иной формы; впрочем и само платье иного фасона: оно имеет заниженную талию.
В целом, в моде простота и геометрия. Нарядные платья шьются из мягких струящихся тканей, чаше всего платья полуприлегающие, могут быть с открытой спиной, а если есть декольте — то оно стремится к форме «лодочки». Совсем нет набивных цветочков на ткани, нет мелких складочек, излишней вычурности в деталях. Прически и правда носят высокие (с начесом), а туфли-шпильки тоже актуальны. Но в героинях картины что-то не то. В этот раз неправильные они модницы.
Для сравнения смотрим москвичек, сфотографированных Т. Т. Хэммондом в 1964 году:
Лаконичные летние платья из ткани с модным рисунком, 1964 год
Новая Москва: три автолюбительницы Юрия Пименова
Этот блог посвящен, конечно, тому, как одеты книжные герои. Но сегодня особенный день: сегодня, 6 сентября, день рождения моего любимого художника Юрия Пименова. Его картины для меня праздник. Они вообще праздник для любого, кто любит винтаж. А еще точнее, они в принципе — праздник.
Это была разминка. Теперь вы, наверное, тоже влюблены в картины Пименова, и сейчас мы разберем сразу три его полотна. Вот они подряд в галерее, листайте:
Юрий Пименов «Новая Москва», 1937 год
Картина «Новая Москва» так запомнилась зрителям (полотно приобретено в собрание Третьяковской галереи и неоднократно экспонировалось на международных выставках), что художника дважды просили исполнить вариацию на тему. Две последующие картины не так известны, но не менее привлекательны.
Итак, «Новая Москва». По мнению искусствоведов, считается одной из лучших картин 1930-х годов; в поэтической форме выражает новый уклад жизни в СССР. Без сомнения, подавляющее большинство советских женщин могло только мечтать о собственной машине. Даже среди артисток свои автомобили имели далеко не все, не говоря уже о представительницах менее оплачиваемых и пригретых властью специальностей. Историк Сергей Иванников определяет социальную принадлежность героини картины к номенклатурной верхушке. Однако номенклатурный мир в 1930-х годах — мужской. Поэтому он предполагал, что женщина — супруга высокопоставленного представителя номенклатуры. Таким образом, «Новая Москва» становится описанием не всей московской жизни — а лишь одной ее части: мир доступных благ уже открылся для представителей правящей элиты, в то время, как для всех остальных он (пока еще/совсем и навсегда (нужное подчеркнуть)) закрыт. Тут же Иванников отмечает, что героиня картины вряд ли доживает в своей квартире до конца этого, 1937-го года.
Теперь о стиле: героиня показана со спины, лица мы не видим (мы только знаем, что для всех картин Пименову позировала его жена), ее волосы острижены коротко по моде, и по моде же уложены мягкой волной. Она одета в белое платье в красный и синий цветочек, с оборками у выреза и высокими пышными рукавами.
Иллюстрация из каталога готовой одежды, 1937 год. Справа платье, похожее на наряд нашей героини.
О второй картине говорили, что на ней изображена та же женщина: манера укладывать волосы и носить головной убор по-столичному, чуть набок, хорошо посаженная по фигуре одежда, уверенность, с которой она управляет машиной — вот подтверждения этого мнения. А мы не знаем, она или не она. Мы с вами собрались, чтоб говорить о моде.
Третья картина изначально должна была отображать тут же улицу, что и первая, то есть Охотный Ряд. Однако художнику захотелось изобразить, как разросся город, и какие новые объекты появились на его улицах. Потому в качестве локации был выбран Крымский мост.
В отличие от предшественниц, эта девушка смотрит на зрителя через зеркало заднего вида. Она носит современную прическу и современное платье: прямого кроя из ткани с абстрактным узором на фоне полоски. У платья очень короткие прямые рукава — или вовсе нет рукавов, а есть только узкая декоративная полоска.
Платья 1960-х годов, иллюстрация с выкройки
Автомобиль вот только подкачал: судя по всему, это всё та же старая открытая модель, в то время как машину окружают новые разноцветные закрытые автомобили. Но, как вы понимаете, в этом-то и прикол.
С днем рождения, Юрий Иванович!
Моды «оттепели» на картине Пименова и причем тут Бриджит Бардо
Продолжим модную тему в картинах художника Юрия Пименова. Сегодня будем обсуждать, почему его героини ходят по трое, и что там у них с нарядами.
Начнем обсуждение с одной из самых популярных картин Юрия Пименова «Бегом через улицу». А в следующих выпусках рассмотрим еще несколько произведений, где изображено по три девушки. Почему три? Сейчас разберемся.
Юрий Пименов «Бегом через улицу», 1963
Здесь три девушки перебегают дорогу, фоном служат опять же три автомобиля: большой красный строгих геометрических форм, незаметный серо-голубой «горбатый Запорожец» и грузовик с яркой сине-желтой раскраской. К красной машине тяготеет розовое платье с темно-розовыми розами, голубое сочетается с бледной легковушкой, а желтое стремится к сине-желтому грузовику.
Принты на платьях тоже выбраны разнообразные: от женственных цветочков до практически тигриной полоски. А украшением голубого платья служит необычный воротничок: сзади стоечкой, и при этом с V-образным вырезом на груди. Поищем аналоги в модном каталоге?
Страничка из модного каталога 1961 года, весна. Желтое платье в верхнем ряду имеет воротничок, который в профиль напоминает тот, что на картине. А вообще посмотрите, какое разнообразие воротников здесь!
Юбки показаны в движении, потому трудно распознать ширину и длину. Одно ясно: они едва закрывают колено и довольно объемны сами по себе.
Розовая и желтая девушки носят прически понитейл — у Набокова в «Лолите», к примеру, есть пассаж про эту прическу, где она названа «понихвостной». А голубая носит высоко начесанные волосы, вроде модной «бабетты». Главный популяризатор начеса, конечно актриса Бриджит Бардо.
Бриджит Бардо, 1960-е гг
Две первые девушки — желтая и голубая — бегут на модных в начале 1960-х годов «шпильках». Были такие: невысокие, всего 2-5 см, зато тонкие-тонкие. По сути, их даже нельзя назвать «шпильками» (те выше), это kitten heels, и они то входят, то выходят из моды по сей день. К примеру, вот их демонстрирует Одри Хепберн в рекламной съемке к «Завтраку у Тиффани», 1961.
А вот третья девушка более осмотрительная: носит тоже kitten heels, но более устойчивые. И, да, такие тоже любила Одри.
Одри Хепберн на съемках фильма «Как украсть миллион», 1966 год.
Три девушки — это не только три грации, но и необходимое и достаточное число для красочной группы. Это, кстати, еще и три типажа: как бы мелко ни было они прописаны, по платьям и манерам, мы видим, что розовая девушка — романтик; голубая — ценит шик (прическа сложная, платье, возможно, муаровое, переливчатое); желтая — смелая и яркая хищница. А бегут они, скорее всего, на танцы, вечеринку или в кино. Ну и хорошо.
Невиданные наряды в «Коллегах» Аксёнова
Этот блог посвящен тому, как одеты литературные персонажи, и сегодня мы отметим день рождения Василия Аксёнова разбором нарядов Инны Зелениной, героини повести «Коллеги». Итак, переносимся в разгар «оттепели», в 1959 год.
Иллюстрация из журнала «Божур», конец 1950-х гг.
Я люблю эту повесть за то, что все основные действующие лица — молоды. Только что окончили институт Сашка, Владька и Алексей; учится Инна, ровесница ребятам Даша; даже пожилой Егоров и тот молод душой и бодр. И, конечно, где молодость — там и модная одежда. Примеров в повести — тьма, им у меня посвящена отдельная лекция. И сегодня мы рассмотрим только два первых наряда Инны.
Итак, лето, сосны, Комарово (или другое курортное местечко под Питером). Мальчики, отдыхающие дикарями, триумфально разбивают в волейбол команду санатория «Обувщик», а из-под хвойной сени внимательно наблюдает за игрой незнакомка…
«Стройная девушка в узких серых брючках стояла под елкой. Поймав растерянный Сашкин взгляд, она расхохоталась и пошла прочь, ведя сбоку гоночный велосипед» Вот она, истинная романтика «оттепели». Героиня Набокова опиралась бы на зонтик и одета была бы в «сквозистое белое платье»; героиня Коллонтай опиралась бы на мнение работниц своей фабрики. И только героиня Аксёнова может себе позволить узкие серые брючки и гоночный велосипед в качестве опоры!
Иллюстрация из журнала «Ленинград», 1957 год. Узкие серые брючки уже возможны — но только на отдыхе: Инна находится в курортном районе, более того формально она занимается спортом, то есть велосипедной ездой. Девушка справа тоже похожа на спортсменку-любительницу: помимо брюк она носит козырёк от солнца.
Тем же вечером друзья встречаются с Инной на танцах.
» Музыка смолкла. Сквозь толпу к ним пробирались смеющаяся девушка и Карпов. На девушке было светлое платье, узкое в талии, а книзу колоколом. Зеленин впервые видел такое платье».
Выкройка для самостоятельного пошива. Юбка колоколом подразумевает складки у пояса.Но согласно швейной методологии, юбка колоколом обычно визуально не расширяется книзу. Зеленин же не модельер, а врач, его впечатление — чисто визуальное. Потому приведем тут именно широкую юбку, но оставим складки у пояса.
Вообще в повести довольно часто звучит эта интонация удивления от невиданного ранее наряда. Зеленин впервые видит такое платье, где лиф узкий, а юбка собрана в складки и расширяется книзу. Владька помогает случайной гостье на чужой вечеринке надеть «шубу, подобной которой никто никогда не видывал». Вера — когда ее видит Алексей — носит «новое пальто: суженный книзу мешок». Учитывая то, что именно в конце 1950-х новые западные моды наконец-то начали пробираться в Ленинград и Москву (в преддверии Фестиваля молодежи и студентов весь 1957 год даже «Работница» печатала на последней страничке модные иллюстрации, не говоря уже о более продвинутых журналах), это удивление вполне понятно. Люди молодые, вступают во взрослую жизнь, а тут еще и такая эпоха, как дуновение свежего ветра.
Пальто, которое Аксенов называет суженным книзу мешком, действительно существовало, и даже не в конце 1950-х, а в начале! Вот примеры работы Кристобаля Баленсиаги: 1953, 1954, 1952 года.