Пинстрайп на авто как рисовать
Pinstriping. Немного о кистях.
Многие задаются вопросом что такое пинстрайпинг? Пинстрайпинг это некая симметричная композиция (узор, рисунок) выполненный тонкими линиями одного или при использовании нескольких цветов специальными кистями и эмалями для пинстрайпинга. В этой статье я расскажу непосредственно про кисти.
В продаже можно найти большое количество разнообразных кистей для пинстрайпинга, но они по отношению к обычным художественным стоят не малые деньги и в провинциальных городах найти их в магазинах практически нереально поэтому остаётся один вариант. Заказ в интернет магазине.
И так перейдём непосредственно к кистям.
Существует три основных вида кистей:
1) Сворд — кистя предназначенные для создания длинных, прямых линий (некоторыми кистями можно провести линию до 7 метров «в один заход»)
2) Скролл — кисти предназначенные для создания закруглённых линий
3) Бродлайнер — кисти для шрифтов и заливки.
Так же кисти различаются по способу изготовления. Преимущественно они ручной работы и бывают два способа их изготовления: обжимные и намотанные.
Так же не стоит забывать что кисти различаются не только по форме, предназначению, размеру но так же и по сериям. Самые популярные кисти в Америке это Mack Brush. Американские страйперы используют преимущественно кисти 10 серии. Помимо Mack существуют и другие. Например Kafka, DaVinci, Chico, HARDER&STEENBECK и другие.
И так перейдём к наглядным примерам.
Сворды:
Пинстрайп на авто как рисовать
От витрин до самолётов
В тридцатых годах на Западе производство автомобилей было поставлено на поток и из роскоши они стали превращаться в удобство. Спортивные же машины всегда были чем-то большим, чем средством передвижения. Цена удерживала их в категории недоступных простым смертным предметов гордости и зависти. Но тем, у кого есть голова на плечах и руки растут из правильных мест, не нужны миллионы на дорогие игрушки. Этот контингент приобретал конвейерное авто, извлекал из него отяжелявшие детали, форсировал двигатель.
Ковыряться в гаражах, мастеря монстров, сделанных с учетом индивидуальных прихотей владельцев, стало заразной болезнью, распространившейся по всем Штатам. Так в английском языке появился неологизм «Kustom Kulture» для явления, ставшего особенно популярным более полувека назад — расцвет его наблюдался в пятидесятые. Упреки относительно орфографии неологизма не принимаются: такое «неправильное» написание, согласно популярной легенде, ввел классик кастомайзинга Джордж Баррис (George Barris). Кастом культура со временем объединила в себе не только автомобили, но атрибутику, обличие их владельцев и, конечно, пинстрайпинг как главный способ украсить свой транспорт.
Став особенно популярным в 50-е, пинстрайпинг появился значительно раньше. И здесь источники расходятся и в отношении географической родины явления, и в отношении даже приблизительной даты его рождения. Кто-то утверждает, что пинстрайпинг появился в XVI веке. Тогда рисунками из полос украшали повозки, кареты, даже корабли, и только с процессом колонизации эта техника нанесения рисунка добралась до Америки, а позже переместилась на автомобили.
Некоторые источники точку отсчета существования пинстрайпинга видят аж в наскальных рисунках, обнаруженных в альпийских пещерах. Придерживаясь логики, что вся композиция здесь состоит из линий, а линия — две соединенные точки, что (если не брать во внимание пуантилизм) основа любого рисунка, не мудрено залезть еще и не в такие дебри.
Чтобы развеять мифы мы обратились к российским художникам, не первый год практикующим эту необычную для нашей страны технику рисования. «Пинстрайпинг появился в Штатах, в 30-х годах. Вырос он из явления под названием Signwriting — старых вывесок, разрисованных витрин, — рассказал нам художник Сергей Приходченко (более известный как Фэйки). — Здесь используются аналогичные кисти. Отличает их лишь размер: всё-таки машины меньше, чем билборды».
В военные годы появился так называемый nose art — на носах самолетов изображали пин-ап девушек, давали истребителям имена. На тот момент большая часть пинстрайперов ударились именно в nose art: война — самолетов много — сиди, малюй, делай свой вклад в военную историю. Именно оттуда пошло рисование неких образов, персонажей — «героев», которые индивидуально придумывались для каждой машины. Из образов прошлых лет до сих пор популярен крыс Rat Fink, которого придумал Эд Рос (Ed «Big Daddy» Roth) — человек, внесший огромный вклад в пинстрайпинг.
Он был одним из пропагандистов пинстрайпинга и является одной из знаковых личностей в этой сфере, на ряду с другой персоной, о которой невозможно не вспомнить, повествуя об этой технике рисования.
Кто есть кто
Самым громким из имен в пинстрайпинге должно было стать имя Кеннета Ховарда (Kenneth Howard), но стало Von Dutch (Вон Датч или — на голландский манер — Фон Датч), приблизительно переводимое как «Голландец». Впрочем, в обоих случаях речь идет об одном и том же человеке — человеке «ординарном, с экстраординарным видением».
Символом, ставшим прямой ассоциацией с Von Dutch, и сегодня остается летающий глаз — синоним того, за что ратовал художник, — внутреннего видения артистизма и свободы. Кеннет отрицал идею авторского права, возможно, еще и поэтому плоды его творчества до сих пор живы и влиятельны. «Используйте из моих работ любую, какую хотите. Ничто не оригинально. Всё — в нашем подсознании, мы просто „выбираем“ из этого что-то время от времени и думаем, что создали нечто уникальное. Гены заставляют нас интересоваться чем-то определенным больше или меньше, но ничто в сущности не оригинально. Копирайт и патенты, по большому счету, лишь выпендреж», — заявлял он.
Кенни Ховард родился в 1929 году и окончательно спился к 1992 году. Рядом с «Von Dutch» теперь приписано «originals» и значатся буквы «TM». Бренд, под которым выпускается одежда и аксессуары, за милую душу эксплуатирует добрую волю художника свободно использовать все его произведения. В 2001 году владельцем компании стал Тони Соренсен (Tonny Sorensen), превратив ее в огромную империю.
Кастомизация привела в пинстрайпинг и другую известную личность — Дина Джеффриса (Dean Jeffries). Его история выглядит на фоне истории «Голландца» почти антитезой первой. Семья Дина переехала из города Осейдж, штат Айова, в Калифорнию, где его отец стал механиком. Позже, вступив в ряды американской армии во времена войны с Кореей, юноша оказался в Германии, где увидел, как сослуживцы и местные жители заказывали рисунки на свои мотоциклы.
Вернувшись в родные края, Джеффрис устроился работать в автомастерскую шлифовальщиком и занялся пинстрайпингом. Следующим шагом для него стало открытие своего собственного кастом-шопа, успех которому принесла индустрия голливудского кинематографа. К делу Джеффриса присоединился его сосед Трой Руттман (Troy Ruttman) и одним из их первых клиентов оказался актер Джеймс Дин (James Dean), в частности, снявшийся в легендарном фильме «Rebel Without A Cause» в 1955 году (в российский прокат почему-то вышедший под названием «Бунтарь без идеала»).
В один из сентябрьских дней 1955 года на принадлежавшей актеру Porsche 550 Spyder появилась выполненная Джеффрисом надпись «Маленькая сволочь», номер «130» и еще пара декоративных элементов, которые так впечатлили владельца, что он обеспечил мастерскую художника клиентами из числа знаменитых автогонщиков. Лос-анджелесская компания Dean Jeffries Automotive Styling смастерила бесчисленное множество транспортных средств, использованных в голливудских фильмах. Именно Джеффрис приложил руку к созданию «Бэтмобиля» для телесериала 1966 года. Окруженный знаменитостями, женатый на исполнительном продюсере Warner Bros, будучи немного младше Фон Датча, Дин Джеффрис серьезно его пережил и скончался в мае этого года.
Но дело художников и кастомайзеров, конечно, не было похоронено с их останками. Журнал Hot Rod Magazine отмечает небывалый взлет интереса к пинстрайпингу в последнее десятилетие, называя этот период ни больше ни меньше — настоящим ренессансом пинстрайпинга, бум которого продолжается. «Сейчас даже больше художников, чем в 50-е, а их работы куда более оригинальные, — пишут авторы издания. — Мы часто делаем снимки этих работ, и только после их детального рассмотрения понимаем, какой рисунок скрывается в композиции. Другие рисунки более очевидны, но при этом удивительно хитро, замысловато сплетены из тончайших линий».
Еще одно громкое имя в истории течения — Стив Кафка (Steve Kafka) — американец, занимающийся пинстрайпингом уже около 30 лет, сделавший собственную линейку кистей. Он был изобретателем нового стиля, придуманного лет 20 назад, который называется scroll. Его особенность — более плавные и изящные линии, смена их толщины, круги и завитушки. «Сложность стиля в том, что надо симметрично в одном и том же месте нажать на кисть, чтобы получился некий флажок — расширение линии.
И это — самое сложное, потому что с одной стороны кисть ты ведешь в одну сторону, а с другой — в другую, с одной стороны у тебя рука загораживает рисунок, с другой — нет», — комментирует Фэйки. Основное направление пинстрайпинга — классический стиль, или, как его называют в простонародье — тики. Для него характерны более резкие, острые линии, узоры, тяготеющие к индейским мотивам. Третье направление — леттеринг (lettering), который зачастую является чуть ли не основой оформления любого гоночного автомобиля. Это названия фирм на дверях (door art), имена спонсоров. «С давних времен, еще с nascar, леттеринг применялся для нанесения гоночных номеров, автомобильных кличек. Всё это, конечно же, рисовалось вручную, потому что не было винила, который сейчас повсеместен», — рассказывает художник. Всё остальное — это исключительно рука мастера, свой индивидуальный стиль и манера.
Постсоветское наследство
То, что по ту сторону океана именуют емким словом «культура», переживающей эпоху возрождения, у нас — зачастую прозападное локальное явление, взрощенное энтузиазмом десятка трудолюбивых и искренних приверженцев. Того, что случилось в тридцатые с приходом конвейерного производства на Западе, увы, не могло случиться в России. Когда в Америке был рок-н-ролл,Chevrolet и Ford, у нас — Советский Союз и «Волга», которая вовсе не была доступным удобством. Даже сегодня российских кастом-ателье наберется отсилы десяток, их клиенты — ребята с туго набитыми кошельками, а все остальное — отдельно взятые персонажи с не самым популярным и не самым дешевым увлечением.
Тех, кто пытается превратить пинстрайпинг в бизнес, профессию, здесь еще меньше. И теперь самое время уделить внимание нашим спикерам.
Интервью у Фэйки мы брали в его кабриолете, сопровождая художника на выполнение заказа от Non Grata, — он ехал расписывать одну из «Chevrolet Impala». О любимом занятии он рассказывал с удовольствием и профессионализмом, хотя пинстрайпинг — вовсе не основной источник его дохода.
«Основная моя работа — это композит. Я начинал лет семь назад с работы над «Волгой» ГАЗ-21, сделанной на базе «Кайена» (Porsche Cayenne) — это была моя учебная парта. После этого я занялся тюнингом и со временем стал макетчиком, делал разные проекты, начиная с того, чтобы просто склеить, отформовать деталь, заканчивая созданием детали с нуля. Сейчас я уже работаю с каброном — это несколько более дорогая и технологичная, и при этом менее грязная вещь. Порядок цен здесь тоже другой, поэтому есть возможность зарабатывать. Потому что тюнинг как таковой потихоньку начинает «отваливаться», люди любят, чтобы всё было простенько и спокойно. Исключение в этом отношении, наверно, только «Жигули». В Москве народ наелся уже всего, тут кого-то чем-то удивить очень сложно. Даже пинстрайпинг — вещь, которая для нашей страны очень редкая, и никто не понимает, что это, зачем, откуда у человека такие кисти, никого особо не удивляет. Хотя пинстрайпинг становится более популярным: появляются люди, которые возят в страну кисти и краски.
Своими силами в домашних условиях сложно покромсать беличий хвост, а так у людей появляется возможность рисовать. Относительно Америки это всё, конечно, у нас дорого, потому что каждый, кто занялся вопросом привезти сюда те же кисти, знает — это очень большой «геморрой». В итоге, получается очень большая наценка. Но люди всё равно начинают к этому тянуться и, несмотря на то, что это дорого, балуются и что-то пробуют. Я учился в МХПИ (Московский художественно-промышленный институт).
Но так как я лентяй, бездельник и платить мне не хотелось, отучившись три курса, я его бросил. Два раза восстанавливался, но из-за нехватки времени учиться не стал. Да и смысла я в этом особо не вижу. Дизайном в той или иной степени, может, не профессионально и коряво я занимался и без института, получал за это деньги и чувствовал себя хорошо. Институт был скорее желанием получить официальную «корочку», еще некие знания, которых мне, может быть, не хватает, и учился я на вечернем, а там информации раз в десять меньше, чем на дневном.
Про меня столько легенд уже ходит, начиная от того, что я бог-всемогущий, заканчивая тем, что я ничего не умею и так просто кисточкой машу. Самому осваивать эту технику сложно. С этого можно начать мою историю как пинстрайпера. По пинстрайповым меркам началась она очень и очень давно — 6 лет назад.
С учетом того, что я рисую постоянно, это действительно для России много. Когда я получил свою кисть, это был просто измученный детеныш белки, побывавший в десяти руках, которого непонятно кто привез непонятно откуда. Никто не знал, что с ним делать. Кисть подарили маляру, который, естественно, ничего с ней сделать не смог, также не поняв, для чего она нужна. Маляр подарил эту кисть аэрографу, которая тоже ничего не поняла, кроме того, что этим рисуют какие-то длинные линии. Я тут же попробовал что-нибудь изобразить, ничего путного из этого, конечно,не вышло — получилась рваная линия.
Придя домой, я начал рыть Интернет, дня два или три вбивая в Google разные комбинации слов, думая, как это может называться и как это применять. После мучений я всё же нашел видео, посвященные несколько другим кистям, но принцип понял — у кистей для пинстрайпинга разное сечение и разное предназначение, но сама фишка одна и та же».
От руки
Со стороны это производит впечатление постоянного кропотливого напряжения, но по тому, как Антон держится, реагирует на окружающую действительность и безумолку воодушевленно что-то вещает, становится понятно, что он достаточно раскрепощен. «Кажется, что работа очень сложная из-за обилия линий в готовой композиции, но, на самом деле, их две. Поэтому запутаться в них сложно». Визуальная навигация работает быстро: «пять-десять минут — три-четыре линии, и потом можно делать уже что-то очень широкое. Я могу рисовать часами и это не надоедает». От неровностей в процессе работы не убежать, о чем, взглянув на работу, так сразу и не скажешь. Для пинстрайпинга пригодна любая гладкая поверхность — не только детали автомобиля или мотоцикла. Чемоданы, музыкальные инструменты, даже сифоны для газировки — художники не брезгают фактически никакими объектами. «Будь моя воля, я бы вообще все в пинстрайпинг закатал», — смеется Антон. И хотя с пинстрайпингом и кастом культурой у нас, прямо скажем, совсем не Америка, краска на отечественной тридцатиградусной жаре сохнет моментально — «как в Калифорнии».
На вопрос о том, популярно ли направление в России, Антон заверяет, что все не так уж печально: «Народ постепенно начинает врубаться. Просто мало мастеров, которые кричат о себе. У всех своя аудитория и все отталкиваются от своих возможностей. Если у кого-то есть друг, занимающийся аэрографией, его могут подтянуть к сотрудничеству».
Ассортимент интернет-магазина, в принципе, даже пользуется популярностью. Правда, кисти почему-то раскупают охотнее, чем краску. Видимо, думают, что сойдет любая.
Наносить рисунки и узоры на кузове кисточкой? Разве так кто-то сейчас делает? Вроде все давно уже пользуются краскопультами и пульверизаторами. Конечно делают, но реже чем хотелось бы. Причем некоторые узоры, исполненные кисточкой, краскопульт не способен повторить. В этой статье речь пойдет о пинстрайпинге — искусстве наносить различные геометрические узоры на кузов автомобиля, мотоцикла, да вообще на что заблагорассудится.
Что такое пинстрайпинг и откуда он взялся?
Пинстрайпинг — это ручное нанесение узоров и рисунков, по средствам специальных кистей и красок. В редких случаях для украшения поверхности используется трафарет. Техника росписи пинстрайпингом присуща для автомобилей произведенных в середине прошлого столетия, классических мотоциклов, чопперов, бобберов, в общем в транспортных средствах, в которых можно подчеркнуть грациозные плавные линии кузова. А что же современные модели автомобилей и спортивных мотоциклов? Можно конечно и их расписать, если не боитесь прослыть человеком с отсутствием вкуса. Ну согласитесь, что техника эксклюзивной росписи не очень привлекательно смотрится на штампованных изделиях. Пинстрайпинг хорош для своей эпохи, в ней он получил полный рассвет и популярность.
Pinstriping по способам нанесения подразделяется на:
При помощи ленты и шаблонов можно быстрее справляться с поставленной задачей, потому что нет необходимости дожидаться высыхания каждого отдельного узора в общей композиции рисунка. К тому же есть возможность одновременно прорисовывать линии разных толщин и цветов. Однако, при использовании шаблонов и трафаретов, требуются особые кисти и соблюдение техники нанесения рисунка.
В пинстрайпинге, так же и как в других видах искусствах росписи, используются свои профессиональные инструменты (кисти) и материалы (краски).
Какие краски используются в пинстрайпинге?
Вязкость краски — один из важнейших показателей, так как эмаль должна достаточно долго держаться в кисти, равномерно наносится и долго не сохнуть. До полного высыхания краске для пинстрайпинга необходимо сутки, до схватывания 1-3 часов. При выборе краски, стоит читывать, что вязкость у каждого производителя разная и часто бывает, что в линейки одного производителя имеется эмаль с разными характеристиками пластичности и вязкости, все зависит от цвета. Что касается стоимости, то цена за банку краски объемом 130г будет ровна 500-1700 рублей в зависимости от производителя. Так же к ней необходим разбавитель (200-300р).
И конечно процесс нанесения узора не может обойтись без кисти, корректоров и карандашей для разметки по лаку.
Кисти для пинстрайпинга
Советую приобретать кисти из линейки одного производителя, так как у каждого производителя своя шкала толщин и они могут не совпадать с другими. Новичкам лучше не заказывать кисти через интернет, ибо их необходимо подбирать из расчета расположения в руке. Первым делом кисть нужно прочувствовать, подобрать для себя, а с появлением опыта и определенных навыков, место покупки инструмента не будет иметь значения. Кисти бывают мечеобразные, кинжалы, конусы.
Самодельный пинстрайпинг
После овладевания «рисования» ножечком подумал, а почему бы не попробовать пинстрайп, но сделать это не красками и кистью, а как весь стиль машины, ножечком-ручкой.
Долго я к этому готовился, как морально, так и умственно, нужно было все продумать, т.к. права на ошибку, как в варианте с красками, нет.
Начал с капота, узор на половину с интернета, основа так сказать, но а дальше уже как хочешь рисуешь. Сначала сделал небольшую сетку, провел ось симметрии (препод по начерталке оценил бы) и сделал опорные точки для узора и сделал одну половину
После одной стороны, самое сложное отзеркалить это на другую, но я справился
После эскиза маркером, спокойный вдох и пошел резать, страшно ужас как. А самое главное сделать одинаковыми стороны. Сложно, но можно
На этом я не остановился, пошли узоры у ручек, очень мне нравилось все это делать)
Ну и наконец-то тот узор, на который я не мог наглядеться, а сделав его и поняв, что мне его нужно повторить с другой стороны, поник, но все получилось
А вот кстати то, как я тренировался за вечер до всего этого
Пинстрайпинг — акрил-уретановые эмали по лаку. Есть ли аналоги?
Перед тем, как задать вопрос знатокам немного расскажу, чем занимаюсь в своем славном городе Санкт-Петербурге. Возможно кто-то знает, что такое pinstriping, но для тех, кто слышит впервые — это такая олдскульная техника декорирования авто, мото и не только специальными эмалями и особой кистью. Очень точно ее описали советские журналисты в 1936 году, побывав в США. Ильф и Петров. «Одноэтажная Америка».
В общем с тех пор ничего не поменялось и эмали используются акрил-уретановые или полиуретановые. Есть относительно новые производители эмалей для пинстрайпинга, которые используют в названии основы «уретановые».
По консистенции они как сгущёнка, разбавляются обычным разбавителем для базы, встают относительно быстро, не требуют специальной подготовки и потом очень устойчивы к механическим воздействиям и бесконтактным мойкам. Стоят правда довольно дорого. За пару унций от тысячи рублей.
Собственно вот и вопрос — знает кто-нибудь какие-нибудь подобные по основе, составу и консистенции эмали, которые могут подойти на замену и столь же хороши в адгезии к ЛКП и устойчивы?
Вопрос связан больше с экспериментальной т.зр., нежели с финансовой, т.к. у меня за годы работы много цветов в наличии накопилось, периодически пополняю. Но всегда интересно взглянуть, что есть вокруг.