Планетарная трансмиссия на автомобиле crown
Планетарная КПП: что это такое и как работает планетарная трансмиссия
На автомобилях планетарная механическая коробка передач появилась очень давно. Использовался такой тип КПП на заре автомобилестроения. Так называемая «планетарка» ставилась на легендарную модель Ford T, где водитель управлял коробкой отдельными педалями.
Если говорить о современных авто, сегодня планетарная передача активно используется в устройстве коробок автомат АКПП. Далее мы рассмотрим, как устроена планетарная передача АКПП, каков принцип работы данного механизма, а также какие особенности имеет планетарная передача в коробке автомат.
Планетарный механизм: назначение и устройство
В устройстве трансмиссии планетарный механизм позволяет изменять скорость, а также при необходимости направление вращения выходного вала. При этом в работе механизма можно выделить зависимость, что чем ниже будет скорость вращения выходного вала, тем большим будет на нем крутящий момент.
Итак, планетарная передача в основе имеет несколько вращающихся шестерен. Шестерни бывают следующих видов:
Общий принцип работы планетарной передачи состоит в том, чтобы одна из шестерен (солнечная, коронная или водило) имела жесткую фиксацию. В этом случае элемент становится передающим.
В качестве примера можно представить, если закреплена коронная шестерня, тогда входной вал передает крутящий момент на солнечную шестерню. От солнечной шестерни идет передача момента дальше на сателлиты. Сателлиты проходят по коронной шестерне и вращают водило.
Водило, в свою очередь, передает крутящий момент на выходной вал коробки. По такому принципу построена планетарная коробка передач, куда также включены специальные системы торможения (тормоза) и блокировки элементов планетарного механизма.
С учетом особенностей конструкции можно выделить два типа планетарных передач:
Также планетарный ряд может быть как с закрепленным элементом, так и с дифференциальным. Во втором случае ни один из элементов не зафиксирован жестко, что позволяет изменять вращение отдельно (посредством усилий, которые прикладываются к валам). Данный механизм позволяет вращаться наименее нагруженному валу с наибольшей скоростью.
Где используется планетарный механизм в автомобиле
Начнем с того, что планетарная передача используется в устройстве различных типов техники. Что касается автоиндустрии, чаще всего планетарный механизм лежит в основе дифференциала автомобиля.
Дифференциал стоит на каждой ведущей оси. Именно в дифференциале использован такой тип планетарной передачи, где ни один из элементов не имеет жесткой фиксации. Через входной вал момент передается на шестерню (не коронную, так как зубья расположены не вниз, а по сторонам). Шестерня передает момент на сателлиты, к которым присоединены 2 солнечные шестерни.
В устройстве современной трансмиссии инженеры используют целый планетарный ряд АКПП. Планетарные ряды фактически являются связанными между собой несколькими планетарными механизмами. Благодаря такой конструкции можно гибко реализовать диапазон передаточного соотношения от 0.7:1 (для повышенных передач) и 4.5:1 (на пониженных). Передаточное соотношение, например, 0.7:1, означает, что на один оборот выходного вала входной вал делает 0.7 оборота.
Также в устройстве АКПП имеются специальные тормозные механизмы, которые нужны для переключения передач. Указанные механизмы (тормоза АКПП) имеют возможность притормозить вращение шестерен, а также полностью их заблокировать для подключения других элементов.
Плюсы и минусы планетарной передачи
Начнем с того, что данный механизм имеет целый ряд очевидных преимуществ:
Использование планетарного ряда или планетарного механизма в системе с высокими нагрузками приводит к снижению КПД и надежности. Причина – много шестерен и составных элементов, в результате чего увеличиваются потери на трение, возрастает риск поломок.
Также можно выделить высокую чувствительность к смазке и качеству смазочного материала применительно к планетарной передаче. Например, если в АКПП окажется недостаточно масла, тогда такая коробка быстро выйдет из строя.
Так или иначе, планетарная коробка не имеет валов, ползунов, последовательно расположенных шестерен, что делает ее очень компактной и позволяет разместить даже в предельно ограниченном пространстве.
Еще планетарные коробки могут передавать большой крутящий момент (такие КПП даже используются в устройстве тяжелой военной техники). Крутящий момент достаточно равномерно распределяется на сателлиты (особенно если их больше 3), при этом зубья испытывают меньшие нагрузки сравнительно с двухвальными или трехвальными КПП.
Также при условии грамотного и своевременного обслуживания можно говорить о большом ресурсе, а сама конструкция планетарных коробок передач позволяет с относительной простотой реализовать их систему управления. Если просто, в устройстве коробки используются ленточные тормоза и блокировочные муфты. Ленточный тормоз плавно останавливает шестерни, тогда как муфта позволяет их заблокировать, что и приводит к переключению передачи.
Главным же недостатком можно считать то, что в автоматических коробках, где необходимо получить 3, 4, 5 и более ступеней, требуются каскадные планетарные системы. Данное решение значительно усложняет устройство, снижая КПД и общую надежность.
Что в итоге
Как видно, планетарная АКПП и другие узлы на основе планетарного механизма активно используются в современной автоиндустрии. Более того, массовое производство автоматических планетарных коробок практически вытеснило в развитых странах механические КПП.
Благодаря удобству и качеству работы АКПП пользуются большой популярностью, продолжая вытеснять МКПП даже из бюджетного сегмента (например, китайские авто с автоматом).
Как работает коробка-автомат: классическая гидромеханическая АКПП, составные элементы, управление, механическая часть. Плюсы, минусы данного типа КПП.
Устройство и принцип работы механической коробки передач. Виды механических коробок (двухвальная, трехвальная), особенности, отличия
Понижающая (пониженная) передача: назначение передачи, особенности работы. Как пользоваться понижающей передачей и когда включать пониженную передачу.
Коробка отбора мощности (КОМ): для чего предназначена, как работает КОМ, особенности, виды и типы. Что нужно учитывать при эксплуатации данной коробки.
Дифференциал коробки передач: что это такое, устройство дифференциала, виды дифференциалов. Как работает дифференциал КПП в трансмиссии автомобиля.
Устройство полного привода, виды и типы полного привода, схема устройства привода на полноприводных авто. Полноприводные коробки, особенности.
Обзор на Toyota Crown S220 15-го поколения
В 2017 году японский производитель Toyota представил уже 15-ое поколение легендарной модели Crown. За всю историю производства, начиная с 1 поколения, автомобиль постепенно был доведен до идеала.
Краун остается верен своим традициям и занимает нишу флагманского седана с спортивными наклонностями и высоким уровнем комфорта. По сравнению с предыдущим поколением Краун S220 претерпел изменения как по части внешнего вида, так и внутренне. Рассмотрим, что может предложить обновленный седан.
Комплектации двигателей, трансмиссий и приводов в Toyota Crown
В данном автомобиле доступно 3 комплектации с различными трансмиссиями и приводами:
В самой мощной версии на руле имеются переключатели передач.
Обзор на Toyota Crown 15-го поколения
Все: официальные представители бренда, работники завода, менеджеры, в один голос заявляют, что обновленный Краун – это лучший автомобиль из линейки с 65-летней историей. Разберемся, так это или нет.
Машина получила обновленную платформу под названием «Toyota New Global Architecture», которая впервые была представлена в 2015 году. Ее ставят на все новые Тойоты: Prius, C-HR, а также на Лексусы: LS, LC.
Внешний вид
Новый Краун стал смотреться намного дороже и современнее, особенно это можно заметить в профиль: над задним крылом была убрана широкая задняя стойка, а вместо нее установили лючок и слегка укоротили дверь.
В передней части красуется обновленная решетка радиатора, которая теперь выглядит не так агрессивно. Узкие фонари, более четкие и строгие линии. Противотуманкам выделили больше места и слегка подвинули их в центр, чтобы машина спереди не выглядела ужатой.
Задней части разработчики уделили особое внимание. Она была полностью обновлена, нельзя найти ни одного сходства относительно предыдущих поколений.
Салон
Салон изменился кардинально. С самого старта двигателя Crown 15-го поколения говорит о своей технологичности: при запуске выдвигается руль, подвигается водительское сиденье, система мультимедиа приветствует владельца.
С помощью большого полноцветного жидкокристаллического монитора можно управлять функциями электроподогрева сидений, руля, вентиляции, климат-контроля, а также переключением режимов управления. Сенсорное меню детализировано, но не перемудрено.
У владельцев возникают вопросы к качеству пластика в салоне. Подрулевые лепестки (в самой мощной комплектации), кнопки на руле напоминают старые модели по типу Короллы. Торпеда исполнена со вкусом, имеется мягкая строчка.
В максимальной комплектации весь салон с его элементами обшит кожей высокого качества. Сиденья выглядят дорого, имеют красивый рисунок. Строчку можно наблюдать с заднего ряда сидений. Ее особенность в том, что она продолжается на всю длину кресла.
Габариты
По сравнению с рестайлингом 2015-го года слегка изменились габаритные характеристики. Новая модель имеет параметры: 4910 мм (длина) x 1800 мм (ширина) x 1455 мм (высота) против предыдущей: 4895 мм (длина) x 1800 мм (ширина) x 1450 мм (высота), неизменной осталась лишь ширина авто. Клиренс – 135 мм, что является достаточно слабым показателем для российских дорог, но комфортным для японских.
Любопытный факт! Ширина новейших моделей от Лексус, построенных на идентичной платформе, достигает 1900 мм. Тойота остается верна традициям линейки и оставила кузов неизменно узким.
Габариты салона – 1980 x 1500 x 1185. Авто стал чуть покрупнее по ходовой части: колесная база – 2920 мм, ширина передней колеи – 1560 мм, задней – 1560 мм.
Багажник средних размеров – 431 литр. Он плохо подходит для крупногабаритных вещей: не поместятся коляски, несложенные велосипеды и прочее. Это обусловлено небольшой высотой отделения. Влезет несколько больших сумок, но не более.
Системы безопасности
В базовой комплектации B представлены следующие электронные системы безопасности и контроля движения:
Также машина оснащается семью подушками безопасности и камерами панорамного обзора.
Планетарная коробка передач на Toyota Prius: стоимость обслуживания и ресурс
Гибридный Toyota Prius стал одним из первых автомобилей, объединивший в себе бензиновый двигатель внутреннего сгорания и электрические моторы. Машина необычная, начиная от силовых установок, и заканчивая трансмиссией. Тойота Приус получил автоматическую трансмиссию, однако традиционной и привычной для автомобилистов как таковой коробки передач в ней нет – ни гидроавтомата, ни вариатора, ни робота. Подобные агрегаты также не получится найти, к примеру, в трамвае, троллейбусе и другом транспорте, работающем за счет электрической тяги. Отсюда у владельцев авто возникает вполне логичный вопрос: «стоит ли обслуживать коробку передач на Приус?». В этой статье ответим на популярный вопрос, а также расскажем о ресурсе трансмиссии гибрида.
Обслуживание трансмиссии гибрида Тойота Приус
В конструкции трансмиссии Toyota Prius предусмотрен шестеренный планетарный механизм, согласовывающий работу тягового электродвигателя и бензинового ДВС. Визуально механизм действительно напоминает вариатор в основном из-за цепи, которая не похожа на изделие от ГРМ, но сильно напоминает цепь вариатор Multitronic, который устанавливали на автомобили производства Audi. Но уже в третьем поколении гибрида от цепи отказались в пользу шестеренчатого механизма.
Чтобы разобраться в вопросе, а нужно ли вообще обслуживать коробку передач, необходимо обратиться к инструкции по эксплуатации. Так на страницах мануала можно найти информацию от производителя, которая указывает, что проверять уровень технической жидкости в автоматической трансмиссии стоит как минимум раз в 40 тыс. км, а полностью менять через каждые 80 тыс. км пробега. Подобные рекомендации относятся к тяжелым условиям эксплуатации, впрочем, ежедневная езда в городе такими условиями является по определению.
Ресурс коробки передач
Достаточно часто можно услышать мнение, что АКПП не нуждается в обслуживании, а залитая трансмиссионная жидкость рассчитана на весь срок эксплуатации. Однако нигде не говорится, какой величине этот срок службы равен. Специалисты сходятся во мнении, что трансмиссия гибрида способна без проблем отходить 250-300 тыс. км без единого ремонта. На большее рассчитывать не стоит, ведь ничего вечного в современном автомобильном мире нет, и даже японцам не выгодно с экономической точки зрения собирать авто, которые не ломаются.
Однако практика эксплуатации и обслуживания трансмиссии Toyota Prius показывает, что своевременная смена «старой» технической жидкости, засоренной продуктами износа механических частей коробки передач, позволяет существенно увеличить продолжительность работы агрегата и его ресурс. В идеале обслуживать трансмиссию следует спустя 70-80 тыс. км пробега, полностью меняя рабочий смазочный материал. Если же не придерживаться рекомендаций, то в совокупности с агрессивным характером вождения ресурс коробки сократится в два раза.
Замена масла в коробке
Для замены масла в планетарной КПП потребуется оригинальный смазочный материал Toyota ATS WS или качественный аналог, например, Idemitsu ATF Type TLS-LV. Оригинальный материал обойдется примерно в 400 рублей за 1 литр. Артикул для покупки – 0888680807. Тема выбора трансмиссионного масла в коробку всегда была актуальной. Водители обычно не знают, продукт какого бренда лучше всего приобрести – оригинал или не оригинала.
Масло Idemitsu ATF Type TLS-LV является полным аналогом оригинального Toyota ATS WS, по рецептуре и составу максимально близко находится к рекомендованной самим изготовителем смазочной жидкости. Для заказа одного литра масла в интернет-магазине используйте артикул 30040096-750. Примерная стоимость – 550 рублей.
Также потребуются:
Выполнить всю работу по замене ATF можно самостоятельно, все довольно легко и просто откручивается. Кроме нового ATF масла также нужно вооружиться следующим инструментом:
Из коробки нужно слить старое масло, предварительно открутив две пробки. После чего берется шланг на 1 м и наружным диаметром не более 16 мм. Шланг протягивается и фиксируется воронка, затем заливается новая жижа. Полный заправочный объем составляет примерно 3.7 литра, если авто взять на домкрат, то влезут все 4 литра из-за образовавшегося наклона. Дальше остается сменить уплотнительную шайбу заливной пробки коробки передач и вставить её обратно на место. Ветошью тщательно протрите следы потеков жидкости и вкрутите заливную пробку.
Ремонт планетарной коробки
Трансмиссия Toyota Prius не требует особого обслуживания и ухода, в целом, цены на расходные материалы доступные, да и найти подходящее трансмиссионное масло вместе с фильтром сегодня не проблема. Но даже при условии качественного и своевременного обслуживания временами могут возникать поломки. Одна из наиболее частых причин обращения автомобилистов в СТО за помощью профессионалов – странные звуки, которые издает автомобиль во время движения.
Нередко причина излишней шумности кроется в изношенной втулке, опорного кольца конического подшипника. В таком случае необходимо сразу отправиться на СТО для диагностики агрегата. Предварительный диагноз коробке передач можно поставить, сняв поддон. Обильное количество магнитных и не магнитных продуктов износа укажет на механический износ внутренних составляющих. Без ремонта коробки не обойтись. Иногда возникает потребность в новой КПП, поскольку старую ремонтировать уже нет никакого смысла. За контрактную коробку в хорошем состоянии придется заплатить около 50 тысяч рублей.
Трансмиссия Toyota Prius
В последнем обновлении Toyota Prius трансмиссия стала компактнее и эффективнее
Установка 8-ми ступенчатой АКПП AA80E на 1JZ-GE Toyota Crown JZS141. Часть 1 Идея и образмерка
Приветствую!
Хочу поделиться необычной авантюрой, которую точно никогда в мире не делал, а именно установка восьмиступенчатой акпп aa80e от Lexus LS460 на Toyota Crown JZS141 92 года. Идея возникла из некоторых мыслей:
1. Сделать что-то, что никто в мире не делал, пусть и без большого смысла
2. Проявить инженерные способности и разобраться в возможностях и смыслах любых свапов
3. Скрестить бульдога с носорогом
4. Сэкономить топлива на дистанции
5. Повысить динамику разгона
6. Не изменять номерные агрегаты и не городить мощностные тюнинги
7. Легко вернуть в исходное состояние, в случае подозрений на изменение конструкции или неудачи с настройкой
8. Вникнуть в современные технологии и немного развиться
Безусловно, с опаской пишу свою историю, предвижу высказывания, что нафиг ты это делаешь, всё это фигня, лучше бы новую машину купил или ездил бы и дальше на этой, не надо ничего делать, потому что это колхоз, и т.д. Да, вы правы, но свои мысли я уже рассказал в пунктах выше.
Изначально, размышлял про 6-ти ступенчатую акпп A761E, ведь уже были успешные проекты свапа на UZты, но подумав, всё равно, затрачивать те же усилия на подгонку, переделку, что и на AA80E, и, самое главное AA80E держит 550 Нм, а на моём двигателе только 230 Нм, то идея запаса прочности тоже радовала. Учитывая, что AA80E сверх надёжная и почти не ломается, ставится с двигателем 4,6л и 5л, то спроса на неё, как я понял, нет большого, а соответственно и цена дешевле, чем A761E. Плюсом современные высокопроизводительные соленоиды, которые непосредственно и прецизионно управляют сцеплениями, можно настроить всякие функции, как контроль нейтрали, что уже экономит десятки процентов топлива, по сравнению с 4х ступенчатой АКПП, потому как скорости насосного и турбинного колеса в гидротрансформаторе примерно уравниваются, а сами пакеты ослабевают, что сокращает выделения тепла при стоянии в пробке на передаче. Гибкая блокировка гидротрансформатора может частично блокировать трансформатор уже со второй передачи, как и полная блокировка, а не как на последней у A340E, что тоже очень может повлиять на расход топлива, из-за уменьшения потерь на передачу момента жидкостью. Возможность вручную управлять скоростями и т.д.
Теперь необходимо снять примерные размеры коробок и понять, есть ли возможность их впринципе взаимозаменить. Созвонился с контрактными запчастями и удивительно, но добрые люди разрешали мне снимать размеры, хоть и для этого и приходилось вытаскивать их с верхних полок.
Ремонт коробки за горсть монет
За время как стал пешеходом, пришлось переварить и усвоить много информации по нашим коробкам, оказалось наша любимая 30-40le это крайне популярная коробка устанавливалась она не только на тойотах а также и на хендаях, Вольво. и т.д. различия лишь в гидроблоке, хвостовике и колоколе. Обзвонил и обшерстив разборки, не нашел такой-же коробки как у меня, вариант был конечно — Краун-разбор но цена кусается 50к + доставка и тут не стоит забывать про новый год, доставка явно подзависла бы из-за праздника, подумав, понял что вариант мне этот не подходит.
Начал рассматривать варианты любой коробки от 1-2jz с перекидыванием своего гидроблока, хвостовика с колоколом. Но все эти варианты с пробегом в районе 100т.км. и цена их в районе 30к. Но если так уж порассуждать То после замены гидроблока, хвостовика и колокола что остаётся от коробки? Фрикционы да железо внутри, а в каком оно все там состоянии? Не известно… ииии не стоит забывать, что такие манипуляции с разбором это значит что мы слетаем с гарантии которую даёт разборка.
В общем, этот вариант тоже такой себе.
А что остаётся? Остаётся как то ремонтировать свою не имея в этом не малейшего опыта.
За неделю как коробка отъехала полностью, машина начала издавать металлический шелест, схожий с работой мертвого насоса гидроусилителя, я собстна так и подумал что гидрачь отъезжает и махнул на это рукой, как выяснилось этот звук издавал гидротрансформатор, по сути именно он и вышел из строя, из-за него машина не ехала.
Трансформатор отдал на ремонт, его там распиливают, дефектуют, ремонтируют, сваривают, балансируют.
Но, с коробкой тоже не все так хорошо, уже давным давно у меня на холодную автомат забывал переключатся на вторую передачу, отпустишь газ — переключается. Ну и пинки, пинки при переключениях очень были очень ощутимы.
Так что помимо трансформатора в коробке тоже есть какая-то проблема.
Я об устройстве автомата нечешеньки не знаю.
Начал с разборки масло насоса
Сказав в прошлой записи что у меня заклинил вал маслонасоса
Я ошибался, этот вал и не должен вращается.
Разобрал насос, не нашел не каких следов износа, заменил лишь сальник гидротрансформатора, все помыл и собрал обратно.
Далее достал все внутренности из коробки, проверил фрикционы и работу поршней сжимающих их, поршни рабочие а фрикционы изношены
Состояние дисков одно из самых нагруженных пакетов фрикционов
Тупо синие)
Ещё вот, с другого пакета, тоже малеха им досталось
Отмыл корпус, хвостовик и колокол от килограм грязи)
Забрал трансформатор из ремонта, забрал пакет фрикционов и начал процесс обратной сборки.