Платформа для съемок автомобиля в движении
Оборудование для видеосъемки в экспедициях
В последние несколько лет все чаще стали появляться интересные, качественно снятые фильмы о внедорожных экспедициях. Формат видео позволяет в большей мере передать все красоты, динамику и сложности путешествия, нежели фотоотчеты.
Да и «читатели» становятся все более ленивыми – хотят вместо кучи букв картинки в инстаграмме и ролики youtube. Я и сам «подсел» на просмотр видеофильмов вместо чтения отчетов. Кстати сразу вопрос к читателям – поделитесь какие (чьи) видеофильмы о внедорожных экспедициях вы смотрите?
Раз уж мы ездим много и интересно, значит надо осваивать это формат «повествования». В любом случае я уже довольно давно делал фильмы о наших поездках, но теперь захотелось делать их более качественными. Как с точки зрения технических средств, так и с точки зрения режиссуры. С режиссурой и операторской работой, конечно все непросто – этому надо учится, набивать руку. Поэтому пока занялся обновлением технической базы для видеосъемки. Собственно, описанием этого хочется поделится, дабы взамен получить feedback что имеет смысл поправит и докупить (естественно с учетом скромных финансовых возможностей). Расскажите как снимете вы?
Кончено раз уж мы говорим о видео блоке лучше всего это и делать в виде видеоролика, но пусть этот текст будет как заготовка к сценарию – потом прочту его на камеру и вуаля – фильм, фильм, фильм!
Итак, камера, мотор, начали!
I. Камеры
Собственно, самое главное – на что снимать. Специфика авто путешествий накладывает свой небольшой отпечаток. У меня всегда есть зарядка от сети в машине, нет проблем с местом и весом. В то же время грязь, перепады температуры, тряска и в целом отсутвие возможности бережного отношения к технике выставляют свои специфические требования.
1. Фотоаппарат Canon 5D Mark 2.
Это фотоаппарат…собственно классика жанра (в свое время) для съемки видео на фото. Возможность менять объективы, управление глубиной резкости, большие значения светочувствиетльности этой камеры дают прекрасный результат на картинке. Но использовать камеру можно только со штатива – все что снято с рук сразу идет в помойку. В дополнение вожу с собой старый Canon 400, на который в основном снимаю таймплапсы звездного неба. Альтернативы пока не рассматриваю.
2. «Мыльница» Nikon Сollpix AW100
Назвать эту защищенную мыльницу камерой сложно…но у нее одна важная задача – она довольно легкая и ее тянет система стабилизации (о ней ниже отдельно). Сдеикам в целом является одной из важнейших приспособлений для форматам внедорожных поездок, когда нужно снять в движении автомобиль с разных ракурсов и на установку и пермещение штатива времени нет. Последние поездки снимал почти только на нее. Неплохо фокусируется, быстро включается, имеет широкоугольный встроенный объектив. Единственно очень быстро съедает аккумулятор – свежекупленного акб хватает на полчаса непрерывнйо съемки, приходится регулярно подзаряжать. Альтернативой наверно должно быть чтото из Sony Aplfa 7 (ее тянет стабилизатор) или что то типа Panasonic lumix gh4 – но уж очень дорого. Будет интересно услышать ваше мнение про легкие камеры в полубюджетном )) сегменте.
3. Экшн камера GoPro Hero 3+
Классика (уже немного устаревшая) для съемки в экстремальных условиях. Условия в оффроуде пожалуй самые экстремальные из всех – грязь, вода, пыль, тряска, перепады температур…
Закрепляю ее на автомобиле в разных точках – заранее наклеил держатели на передний бампер, на крышу над лобовым (удобно на ходу ставить и снимать камеру через люк), на задние двери (прекрасная съемка сзади едущих коллег) и на водительское зеркало. Пожалуй это самая удобная точка – можно быстро снять/поставить, включать/выключить камеру, можно управлять углом снимая вперед, вбок, на колесо. Раньше часто включал wifi и управлял камерой с телефона, но уж очень быстро садится батарейка. Ну и конечно же съемки с проездом автомобиля над камеру сверху, крепление камеры на всякие небанальные двигущиеся девайсы (например прикольный кадр когда мы крепли камеру на буре, сверля дырки во льду во время поездки в Нарьян Мар). Для этого есть целый набор приспособок:
— несколько штатных кронштенов, в том числе с переходными «плечами»
— крепление под болт – нужно для крепления на штатив и вращающуюся головку.
Расскажите, какие небанальные точки на автомобиле используете вы? Ни разу не пробовал присоски на кузов…очкую. Вот те места, где у меян приклеены быстросъемные держатели.
И конечно же снимаю таймлапсы. Как в движении с авто, так и со штатива в том числе с вращающейся головкой о ней ниже). К недостаткам Hero+ могу отнести большой шум при недостаточной освещенности и невозможность менять фокусное расстояние (всегда ширик).
Альтернативой может быть наверно GoPro Hero 5 или 6 или сколько там…но пока и без не проживу.
4. Смартфон
Как бы не смешно звучало, но иногда приходится что то снимать и на телефон. Ибо лучшая камера та, которая в нужный момент находится под рукой. Какие то бытовые моменты в лагере стоит молниеносно снять на мобилу. При яркой освещенности мой Xiomi дает неплохую картинку. Говорят, что маститые кинематогрофы снимают шедевры на iPhone, но увы я являюсь принципиальным противником огрызков. А еще я снимаю дневные таймлапсы через программу Time Spirit и иногда управляю GoPro-шкой через wifi на мобиле. И даже есть прога для управления надкамерным светом (о нем ниже). А еще говорят, через него можно позвонить… Шутка, короче, нужная вещь)).
Альтернатива iPhone но я его не куплю!
II Запись звука
5. Диктофон Zoom H1
Снегурочка принесла мне на новый год в качестве подарка диктофон Zoom H1 – цифровой портативный стереодиктофон с битрейтом 24/96 и форматами записи wav/mpeg.
Очень чувствительный, с возможностью подключить внешний микрофон, с быстрыми кнопками для разных функций (очень удобно).
Работает всего от одной батарейки ААА, пишет на SD. Альтернативой диктофон был обычный смарфон Xiomi – он пишет на редкость чистый звук с неплохой чувствительностью.
Пока не вижу альтернатив.
6. Направленный микрофон RODE VIDEOMIC GO
В свое время купил микрофон-пушку для записи звука для интервью. С помощью него писал на Mark 2. В целом после появления диктофона мне кажется он потерял актуальность.
7. Петличные микрофоны.
А вот от петличных микрофонов отказаться не получится. Для записи интервью (особенно самого себя) приходится крепить петличку на воротник. Слышно отлично, посторонние звуки типа ветра уже не так критичны. Покупал какие то китайские, отдельно пришлось докупить переходники с джек 3.5 на джек 3.5 – у них несколько иная «распиновка» для записи на телефон. Купил сразу 2 пары – мне кажется рано или поздно кабель порвется.
Альтернатив много, возможно обновлю на что то покачественнее.
III. Система стабилизации, штативы, крепеж
Одним из существенных отличий фотосъемки от видео является то что невозможно «остановить мгновение». Нужно непрерывно снимать кадры и делать это с рук нереально. Все что было снять с рук почти со 100% вероятностью пойдет в корзину. Точнее должно было бы пойти, но приходится вставлять в фильм.
8. Штатив для съемки Slik 700DX Pro + головка manfrotto 488RC4
Отличный устойчивый алюминиевый штатив с отличной головкой. Больше сказать нечего – must have! Идеал.
9. Штатив для света
Для установки света отдельно (и иногда для параллельной съемки таймлапсов) использую какой то старый штатив ноунайм. В планах поменять его на легкий карбоновый штатив, чтобы таскать с собой во время пеших вылазок вместо тяжелого Slik-а. Еще есть штатив-ножка, думал использовать его для GoPro, но пока как то не приходилось.
10. Монопод Trekker Pro + головка Fujimi
Монопод был у меня давно, но в фотосъеке не находил особого применения. С другой стороны для видео часто не хватает выноса камеры для необычных ракурсов. Купил к нему впридачу китайскую головку Fujimi. Пока еще не пробовал, время покажет
11. Кронштейн Fujimi L7307
Очень неудбно в одной руке держать стаб, в другой свет, в третье диктофон, в четвертой …стоп, у человека всего две руки. Нужна или планка на штатив или ручка. Пока выбрал ручку с двумя допкреплениями под башмак плюс купил переходник с башмака на резьбу. Еще не пробовал в действии.
12. Стабилизатор Nebula 4000 Lite
Пожалуй самым небанальным, самым технически сложным, но при этом САМЫМ ВАЖНЫМ девайсом оказался стабилизатор для камеры. Простые «палки» для стабилизации GoPro я не рассматривал, так как они не поднимут мало-мальски приемлемую камеру и в итоге в сегменте дешевых девайсов осталась только Nebula (б/у естественно). После покупки было очень много танцев с бубном, в результате которых выяснилось что у девайса был деффект. Но стараниями одного знакомого продавца удалось его устранить и даже настроить камеру под вес моей мыльницы. Это очень небанальный процесс настройки каждого из 3х моторов, заранее загружаемых пресетов нет и калибровка заняла часа 4 времени.
Есть целая программа для компа для настройки этого девайса. Без поллитры не подходить.
Но зато результат стоил того – стаб позволяет уверенно ходить по бездорожью с камерой, делать ей «наезды» и «облеты». Даже снимать «с рук» интервью. Правда стаб не всегда с первого раза стабилизируется, бывает уходит в разнос и плохо работает на больших углах. Если кому-то интересно подробнее про этот стабилизатор, можно почитать (посмотреть!) например, тут p-ster.livejournal.com/39007.html
13. Вращающая головка для таймлапсов TimeLapse Machine 120 min v2
Девайс для съемки в режиме таймлапс с полный оборот вокруг своей оси за 120 минут. (бывает такой же на 60 мин). GoPro он поднимает, что то более тяжелое не пробовал и врядли потянет. Более сложные управляемые аналоги пока не рассматривал – хочу поиграться с этим. В целом позволяет запиливать небольшие видосики –панорамы пейзажей днем.
19. Можно упомянуть еще продержатель смартфона — без него снимать таймлапсы бесполезно
20. ну и конечно селфи палка. зачем не знаю.ну а что, ну а вдруг? ))
И в планах…самое главное: хлопушку и кресло режиссёра!
IV. Свет
14. Надкамерный свет Yongnuo YN-360 LED
Длинные выдержки тоже несовместимы с видеосъемкой, а как известно «Внедорог – ночной клуб». Так уж сложилось, что самое интересное (засел в броде посреди реки (моря, океана) и неумолимо сносит в омут (пропасть, иной мир и тп)) происходит в темное время суток. Нужен внешний свет чтобы осветить все это безобразие. В результате выбор пал на китайшину в виде светодиодного надкамерного света Yongnuo YN-300 III 5500K.
Сам светильник обошел чуть больше 3500 руб, правда к нему пришлось докупить аккумулятор, а к нему зарядное устройство. Хорошо хоть блок внешнего питания подобрал от чегото ненужного компьютерного – 12в 2А, кушает он там прилично. Светит очень ярко, есть плавная регулировка яркости. Пожалуй лучше такого светильника может быть только второй такой же)). Можно даже включать/регулировать со смартфона, но это актуально в случае нескольких светильников и условий студии – в оффроуде ночью чем ярче тем лучше. В комплекте идет 2 сменных светофильтра — белый матовый и оранжевый — пользуюсь белым.
V. Хранение данных
15. Видео в отличии от фото жрет колоссальное количество гигабайт. Для Mark2 у меня 3 флешки по 16Гб, несколько microSD по 32 для GoPro и мыльницы. И конечно же винт с ноутбуком, чтобы это все регулярно сбрасывать. Утро в Адыгейской поездки начиналось со слива всех карточек на винт.
16. Еще стоит не забыть про кардридер и переходник с microSD на большую карту.
VI. Кейсы для перевозки этого всего …
17. Большую часть видеодевайсов перевожу в герметичном ящике.
18. Отдельно есть кейс под Nebul-у, но он очень неудобный – вместе с фотиком убрать туда стабилизатор трудно, за и замки в целом плохо работает.
Отдельно хочется придумать какой то кейс или ящик для того, с одной стороны быстро вытащить тот же стаб (чтобы был под рукой), с другой заряжать в нем девайсы во время движения. Для фотика использую сумку, но есть желание перейти на фоторюкзак.
И в заключении обозначу еще один крайне необходимый для съемки автоэкспедиций девайс — квадрокоптер. К сожалению пока его у меня нет, но он в самом топе wish листа. Сейчас готов брать DJI Spark – посмотрел в реалиях, устраивает. Конечно хочется DJI Mavic, но он чуток небюджетен. Очень интересует этот вопрос, буду признателен за любые полезные комментарии.
На этом пока все. Отдельно наверно стоит рассказать о программах, в которых монтирую фильмы, интересных приемах съемки и монтажа, но это темы отдельных постов. Буду очень признателен за ваши советы и комментарии, поскольку в отличии от оффроуда, в видеосъемке я делаю только первые шаги.
Ну и в финале немного ссылок на фильмы о наших поездок:
1. «Адыгея» Пока смонтировал только трейлер к фильму, но в нем как раз использованы все вышеописанные девайсы. Большая часть видео снята на мыльницу со стабилизатором, есть таймлапсы с goproс вращающейся головки, с машины вперед и назад, таймлапсы звездного неба с фотоаппарата, видео с коптера.
2. «С северным начесом» — поездка в Нарьян Мар зимой 2016. Снято на Mark2, GoPro и чужого коптера.
3. «Кольский полуостров» — поездка в Хибины летом 2017. Снято на Mark2, GoPro.
4. «Северный Кавказ» — миниролик с кучей таймлапсов, снятых на Canon-ы
Совсем старое (Северный Урал, Онежский полуостров, Осударева дорога, видео с клубных соревнований) было снять на совсем другое оборудование, качество страдает, но зато эх какие были экспедиции…
Подписывайтесь на канал и буду очень признателен за ваши комментарии по фильмам!
Как правильно снять автомобиль в движении
Съёмка из багажника
Оператор с оборудованием садится внутрь машины, едущей перед тем авто, которое нужно снять. Для этого обычно используется камера, подвешенная на электронный стедикам (DJi Ronin, Zhiyun Crane) и оснащённая портретным объективом (аналог 24–70мм). На длинном фокусе могут получится очень интересные кадры.
У данной системы есть и минусы. Во-первых, не все автомобили подходят для такой съёмки, это должен быть или пикап, или универсал. Во-вторых, мы имеем ограниченное пространство для действий — возможна только съёмка авто спереди. В-третьих, необходимо минимум два члена съёмочной команды — оператор и водитель, а в идеале ещё нужен оператор подвеса и фокус-пулер. Кроме всего прочего, этот способ небезопасен, надлежит использовать различные ремни и крепления для оператора.
К плюсам можно отнести легко контролируемый кадр и простоту действий.
Съёмка короткого метра Boomerang. Октябрь 2015 года. Режиссёр: Павел Суслов
Съёмка с помощью камеры на присосках
Это более универсальная система, но в ней также есть несколько недочётов. Во-первых, это фиксированная камера — нет возможности её повернуть, поэтому такой вариант не очень подходит для экстремальных съёмок. Во-вторых, — вибрации. Эту проблему можно решить, используя современные камеры, которые оснащены оптическим стабилизатором.
Главный плюс такой съёмки — её цена. Небольшой бюджет позволяет получить на выходе неплохой результат. Еще одно преимущество — мобильность. Камеру можно установить на любую часть автомобиля и произвести съёмку как задней части авто, так и передней; одним словом, воплотить самую креативную задумку.
Camera: Panasonic GH5. Tesla 3 Commercial. January 2018
Съёмка на стабилизаторе с помощью присосок
Этот вариант, конечно, самый продвинутый и интересный. Он сочетает в себе контролируемый кадр и максимальную мобильность.
DJI Osmo X5 + Manfrotto Suction Cups. Июль 2017 года
Для такой съёмки необходимо 3 точки крепления (3 присоски), на которые устанавливается стабилизатор. Я использую DJI Osmo X5 и присоски Manfrotto с различными креплениями. Три точки позволяют максимально крепко зафиксировать всю конструкцию, а электронный стабилизатор помогает минимизировать тряску камеры и сделать максимально плавный кадр. Я предпочитаю использовать объективы Olympus 15мм для широкого угла и 45мм для длиннофокусного расстояния.
Пример из ролика Porsche 944. Август 2017 года
Система очень мобильна и может быть установлена на любой автомобиль. Дополнительный плюс в том, что не обязательна съёмочная команда из нескольких человек.
Я бы особенно рекомендовал стабилизатор на присосках в путешествиях и на выездных съёмках — для этого понадобится совсем немного места, а снять можно будет практически любую из своих задумок.
Вывод
Все три системы достаточно просты в использовании, выбор варианта зависит от ваших задач и возможностей. Если не проблема приобрести стабилизатор и присоски, то я бы рекомендовал именно его. Я уже три года использую этот способ съёмки, и результат практически всегда оправдывает мои ожидания.
Справочник по кинооборудованию / Часть 1: Операторские тележки и рельсы
Серия статей из архива журнала «Техника и технологии кино», посвященная съемочному оборудованию.
«Бобик», «Малыш», «Малышка», «Жук», «Гоблин» — не клички собачек, участвовавших в освоении космоса вместе со Стрелкой и Белкой. Это названия операторских тележек — средств перемещения киносъемочных аппаратов на натуре и в павильоне, имеющих необходимое оснащение для установки киносъемочной аппаратуры, размещения оператора и ассистента.
Тележки могут двигаться по рельсам, гладкому или неровному полу, даже мокрому. Есть даже «пустынная» тележка — она имеет три широких колеса и способна ехать по песку. А вот тележки, которые называются «краб», способны перемещать камеру в любых направлениях: вверх и вниз, вперед и назад, из стороны в сторону или в любой из этих комбинаций.
Кинокамера и штативная головка размещаются на стрелке или пьедестале, которые при помощи встроенного гидравлического или электромеханического приводов могут перемещаться вверх-вниз. Обычно требуется обеспечить быстродействие привода, чтобы успевать проследить, например, за встающим человеком, а также возможность подъема камеры на высоту не менее 1,8 м.
Наряду со штативом и тележкой «краб», в качестве универсальной опоры для кинокамеры в павильоне, на натуре и в интерьере служит тележка «паук». Она имеет более сложную конструкцию с гидравлическим (или электромеханическим) приводом телескопического пьедестала, а операторское сиденье (возможно два) может крепиться к центральной части тележки и располагаться в любом месте. Колеса тележки «паук» крепятся на отдельных кронштейнах, они могут поворачиваться в разные стороны относительно друг друга, для устойчивости предусматривается максимальная растяжка, а для работы в узких пространствах — сближение колесной базы и полное складывание тележки. Колеса могут быть фиксированными или свободными.
Как правило, используются сменные колеса — напольные (разнообразные виды покрышек) или рельсовые (с разной степенью податливости полимерного материала).
Все типы современных тележек отличаются компактностью, мобильностью, возможностью быстрой замены резиновых надувных колес на рельсовые для эксплуатации тележек как на настиле павильонного пола, так и на рельсовой колее на натуре и в павильоне.
Все тележки имеют модульную конструкцию и оптимальное сочетание массогабаритных характеристик, для них предлагается широкий набор дополнительного оборудования.
Съемки с движения современные операторы используют очень часто, возможность их проведения в самых различных условиях обеспечивают различные тележки и операторские краны. Стремление повысить динамику движения в кадре служит мощным стимулом для создания различных типов технических средств и устройств, обеспечивающих во время проведения съемки быстрое и плавное перемещение кинокамеры во всех плоскостях.
Раньше в России устройства типа операторских тележек конструировали и выпускали крупные киностудии, промышленного производства подобного оборудования не было. Сейчас некоторые компании, оказывающие кинотехнические услуги, производят небольшие партии (порой штучные) таких устройств. На отечественных съемочных площадках широко используются и различные модели зарубежного производства. Этим объясняется обилие типов и конструкций тележек, которые сейчас представлены на рынке.
Иосиф Барский, президент Гильдии кинотехников СК РФ
Представлены описания и характеристики тележек и рельсов от следующих фирм (номер страницы): | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Платформа спортивная |
В базовую комплектацию входит платформа с каруселью; крепление для штатива на каретке; каретка для сиденья оператора; сиденье оператора; тележка транспортировочная.
Рельсы
«Пультекс» выпускает прямые и закругленные рельсы с шириной колеи 400, 620 и 700 мм. Прямолинейные рельсы составляются из прямых секций длиной 0,5; 1,0; 1,5; 2,0 м, закругленные — из полукруглых секций с внутренним радиусом 2…5 м и поворотом на 45° или 90°. Все секции изготовлены из нержавеющей стали, стыки — из титановых сплавов. Масса двухметровой секции — 8 кг.
Круговые рельсовые пути с внутренним диаметром 2…5 м строятся из четырех (90°) или восьми (45°) закругленных секций.
ABC Products и Movie Tech
Немецкие компании ABC Products и Movie Tech вот уже несколько десятилетий специализируются на разработке и производстве специального операторского оборудования, в том числе различных моделей тележек. Они входят в состав одного холдинга, причем ABC Products является его видеоподразделением, Movie Tech — кинематографическим.
Тележки ABC Products
Модель Skater — это универсальная операторская тележка с рельсовым ходом. Она подходит для штативов и легких операторских кранов: несмотря на малую собственную массу, способна выдерживать нагрузку до 300 кг. Предусмотрено использование спаренной базы Skater. На платформу можно установить сиденья, центральную колонну, адаптер EuroMount, а также большую часть аксессуаров, выпускаемых различными производителями операторской техники (Movie Tech, Panther и пр.). Возможности операторской тележки Skater могут быть расширены при совместном ее использовании с электромеханической тележкой Movie Tech Magnum.
Willi Go |
Компактная тележка Willi Go, несмотря на скромные габариты, выдерживает нагрузку до 200 кг.
В конструкции тележки используются стальные нержавеющие соединения, а ее сборка из транспортировочного состояния занимает не более 2 мин. Три металлические основы позволяют установить любой штатив. В комплект входят складные рельсы для работы на ровной поверхности.
Тележки Movie Tech
Magnum — одна из самых популярных операторских тележек на мировом рынке. Модульный принцип конструкции со съемной электромеханической колонной (78 кг, размеры 64x64x80 см), которая устанавливается на механическую базу с поворотной платформой Basic Dolly, в сочетании с многочисленными аксессуарами позволяет использовать различные варианты установки камеры. Разборные и легковесные элементы тележки дают возможность применять ее для съемки в труднодоступных местах. Движение телескопической колонки возможно на трех скоростях по четырем различным и независимым программам.
Тележка Sprinter в базовой комплектации весит 43,6 кг. Она оснащена поворотным креплением EuroMount с возможностью установки двух сидений и центральной колонны. Конструкция тележки позволяет устанавливать поворотное крепление с центральной колонной в трех различных местах на платформе тележки. Тележку Sprinter можно использовать и со штативом (без поворотного крепления). Пневматические и рельсовые колеса заменяются за несколько секунд без использования инструментов.
Sprinter |
Тележка устанавливается на прямые или трубчатые изогнутые рельсы и может быть оснащена шинами разных типов. Задние колеса имеют тормозную систему. ARCO обеспечивает максимальную высоту подъема камеры на 114 см, ее масса с шасси и колонной равна 148 кг, а максимальная нагрузка составляет 55 кг.
Cambo
Рельсовая система UniTrack
Система рельс с шириной колеи 62 см предназначена для перемещения по ней различных приспособлений: операторских тележек, студийных пьедесталов и другой техники массой до 200 кг. Система UniTrack обладает хорошей устойчивостью и гибкостью, позволяет выстроить из имеющихся элементов практически любую траекторию движения камеры (прямую, криволинейную, окружность). На металлические направляющие в качестве рельсового полотна укладывается круглый полнотелый резиновый профиль диметром 35 мм, что обеспечивает плавность и мягкость хода. Направляющие рельсовой системы выполнены из прочного, легкого сплава в виде прямолинейных участков длиной 0,5 м, соединенных между собой шарнирами. Каждый шарнир оснащен поддерживающим блоком, который позволяет нивелировать уровень рельс через каждые 0,5 м. Диапазон регулировки по высоте каждого такого узла составляет 5 см. Для обеспечения постоянной ширины колеи используются регулировочные планки, которые соединяются с левым и правым суппортом. Система поставляется модульными секциями по 5 м, которые легко соединяются друг с другом для достижения требуемой длины. В собранном виде она занимает минимум места, удобна для хранения и транспортировки.
Chapman/Leonard
Компания Chapman/Leonard выпускает широкий ассортимент операторских тележек, а также ряд рельсовых систем для них.
Тележки
Тележки серии Hybrid — компактные и легкие, со сменными колесами. Могут перемещаться по прямым и круговым рельсам. Задние колеса оборудованы тормозами. Оснащаются литыми мягкими и жесткими катками, а также пневматическими колесами. Тележки снабжены стрелой подъема/опускания камеры. Выпускаются три модели: Hybrid, Hybrid II и Hybrid III. Отличие Hybrid II и Hybrid III от Hybrid состоит в никелировке деталей и наличии универсальной клапанной системы фиксации стрелы (Universal Stop Valve System). Между собой они отличаются некоторыми особенностями конструкции. Основные характеристики всех моделей одинаковы.
Тележки серии Hustler оснащены стрелой с гидравлической системой подъема/опускания, имеют обычную рулевую систему и типа «краб», способны перемещаться по прямым и закругленным рельсам и оборудованы ручной тормозной системой. В серию входят четыре модели: Hustler, Hustler II, Hustler III и Hustler IV. Hustler и Hustler II имеют одинаковые параметры за исключением того, что детали тележки Hustler II имеют никелевое покрытие, а сама тележка оснащена увеличенной рулевой колонкой, системой Universal Stop Valve System, модернизированной, более скоростной стрелой, а также имеет ряд других конструктивных отличий. Hustler III тоже незначительно отличается от предыдущих моделей.
Hustler IV |
Hustler IV — новая тележка в ассортименте компании. Она оснащена регулируемыми боковыми платформами. Рулевое управление — традиционное, «краб» и круговое. Встроенная система подогрева обеспечивает постоянную скорость перемещения стрелы даже на морозе. Предусмотрен дождезащитный кожух. Тележка может перемещаться по прямым и закругленным рельсам. Обновлен гидравлический привод стрелы, увеличена грузоподъемность. Есть встроенная юстируемая головка с интегрированной камерной головкой, оснащенной замком с фиксацией и разблокированием. Новые колеса отличаются пониженным трением.
Модель PeeWee легка и компактна, оснащена тормозами задних колес и планетарным приводом стрелы, получающим усилие от колес. Конструкция армирована элементами из нержавеющей стали. Способна перемещаться по прямым и закругленным рельсам. Предусмотрен ручной насос и дополнительный резервуар для сжатого воздуха.
Тележка Super PeeWee представляет собой усовершенствованную версию Peewee. В частности, она может оснащаться электрическим насосом.
Модель Super PeeWee II к тому же имеет никелированное покрытие элементов конструкции и снабжена системой Universal Stop Valve System.
Super PeeWee IV |
Тележка Super PeeWee III+ в дополнение к элементам, присущим предыдущим моделям, оснащена новой универсальной головкой с четырьмя регуляторами уровня и встроенной поворотной шкалой с фиксацией угла с шагом 15°. Головка также оснащена универсальным креплением для камерной головки. Есть четыре положения быстрого позиционирования камеры по высоте. Комплектуется электрическим насосом.
Тележка Super PeeWee IV оснащена трехрежимной трансмиссией, обеспечивающей традиционное рулевое управление, типа «краб» и круговое с возможностью переключения режима при движении тележки. Исключена необходимость стравливания воздуха, улучшены антикоррозийные свойства элементов конструкции, все сочленения имеют защитное покрытие. Тележка оснащена стрелой новой конструкции. Новый клапан обеспечивает более точное и мягкое позиционирование стрелы. Есть новые боковые платформы. Поставляется со встроенным регулируемым обогревателем гидравлической системы, обеспечивающим поддержание минимально допустимой температуры жидкости в системе.
Рельсы
Компания выпускает прямые и закругленные рельсы круглого и двутаврового сечения, выполненные из алюминия или стали.
Характеристики тележек Chapman/Leonard | |||||||
Модель | Макс. высота камеры*, м | Мин. высота камеры*, м | Макс/мин. длина, м | Мин. радиус поворота, м | Мин. ширина дверного проема,м | Макс. нагрузка**, кг | Масса***, кг |
Hybrid | 1,9/1,6 | 0,39/0,03 | 1,4/1,2 | 0,95 | 0,46 | 227/863 | 210/227 |
Hustler, Hustler II | 1,6/1,4 | 0,37 | 1,3 | 1,2 | 0,7**** | 227 | 206 |
Hustler III | 1,9/1,6 | 0,5/0,09 | 1,3 | 1,2 | 0,7**** | 227 | 206 |
Hustler IV | 1,8/1,5 | 0,48/0,05 | 1,3 | 0,71/1,2***** | 0,7**** | 341 | 230 |
PeeWee,Super PeeWee,Super PeeWee II | 1,7/1,4 | 0,61/0,08 | 1,1/0,88 | 0,61 | 0,41 | 114/500 | 150/178 |
Super PeeWee III+ | 1,5 | 0,69/0,1 | 1,1/0,88 | 0,61 | 0,41 | 114/500 | 150/178 |
Super PeeWee IV | 1,5 | 0,67/0,1 | 1,0/0,88 | – | 0,51**** | 145/500 | –/178 |
* В числителе — со стандартной 30-см колонной-удлинителем (12″ Riser), в знаменателе — без него. | |||||||
** В числителе — без дополнительных приспособлений, в знаменателе — с использованием камерной площадки для съемки с нижней точки. | |||||||
**** Ширина корпуса тележки | |||||||
***** В числителе — круговой режим, в знаменателе — обычный |
Характеристики рельсов Chapman/Leonard | |||
Серия | Закругленные | ||
модель | внешний диаметр, м | ||
Precision 880 мм (труба, алюминий) | 1,2/2,4/3,7 | Не выпускаются | |
Precision I-Beam (двутавр, сталь) | 0,914/1,5/2,4/3,8 | 30° Curved/ j Circle/ S Circle | 6,1 |
Precision Single Rail* (труба, алюминий) | 1,2/2,4/4,9 | Не выпускаются | |
Precision Tubular — Aluminum (труба, алюминий) | 1,2/2,4/3,0 | 45° Curved 90° Curved | 6,1/4,3 |
Precision Tubular — Steel (труба, сталь) | 1,2/2,4/3,0 | 45° Curved 90° Curved | 6,1/4,3 |
StarTrack (труба, сталь) | 1,2/2,4/3,4 | 45° Curved 90° Curved | 6,1/3,0 |
* Выпускаются в виде монорельсов. Для формирования секции используется пара |
Cinema Technologies Group (CTG)
Компания CTG выпускает две модели операторских тележек, а также различные виды рельсов.
Тележки
Компактная и легкая тележка Cinetechno D400 удобна для проведения кино- и телевизионных съемок в небольших павильонах и интерьерах, в вагонах поезда или метро, в салонах самолета.
Cinetechno D700 |
Модель Cinetechno D700 отличается очень мягким и бесшумным ходом, за счет полиуретановых колес, изготовленных по специальной технологии, у которых практически отсутствует эффект «памяти». Относительно небольшая масса этой тележки сочетается с очень высокой жесткостью платформы. В базовую комплектацию обеих моделей входит платформа с рельсовыми колесами и ручка управления.
Для тележки Cinetechno D400 предлагается следующее дополнительное оборудование:
Комплект дополнительного оборудование для тележки Cinetechno D700 включает:
Рельсы
Компания CTG имеет в своем ассортименте различные виды рельсов круглого сечения. Они выпускаются в виде прямых (ширина колеи 400, 420, 620 и 700 мм) и закругленных (секторы с углом поворота 4,5°; 11°; 22,5°; 45° и 90°) секций, изготавливаемых из трубы диаметром 32 мм (нержавеющая сталь) и рассчитанных на максимальную нагрузку 400 кг. Закругленные рельсы позволяют строить пути с диаметром внутренней направляющей от 2,2 до 50 м. Для построения круговых путей диаметром 2,2… 18 м предлагаются секции с углом поворота 15°, 22,5°, 45° и 90°.
Столь же разнообразен набор рельсовых секций, выполненных из трубы диаметром 38 мм и рассчитанных на максимальную нагрузку 550 кг.
Еще один вид рельсов, которые производит компания CTG, предназначен для построения путей, по которым перемещаются операторские краны. Ширина колеи в таких рельсах может быть 400, 420, 620, 700, 1000 и 1320 мм, они составляются из секций от 0,5 до 3 м, изготовленных из трубы (нержавеющая сталь) диаметром 32 или 38 мм, и рассчитаны на максимальную нагрузку 800, 1500 или 2000 кг.
Cinetech Italiana
Компания Cinetech Italiana выпускает тележки серий Super Falcon и Super Hawk. Последние модели в сериях — это Super Falcon II и Super Hawk II.
Super Hawk II |
Super Falcon II с гидравлическим или электромеханическим приводом стрелы характеризуется надежностью, мобильностью и универсальностью применения. В стандартной комплектации оснащается колесами с резиновым покрытием различной жесткости. Они позволяют перемещать тележку по полу и рельсам. Дополнительные универсальные колеса представляют собой стандартные катки, снабженные пневматическими шинами. Это позволяет использовать тележку даже на неподготовленной поверхности.
Характеристики тележек Cinetech Italiana | ||
Super Falcon II | Super Hawk II | |
Грузоподъемность стрелы, кг | 60 | 80 |
Макс./мин. высота камерной площадки, мм | 1170/420 | 1260/460 |
Рельсовая колея, мм | 430 и 620 | 620 |
Макс./мин. размеры (длина x ширина), мм | 110/960×620/520 | 1250/1050×910/590 |
Масса, кг | 150/140 | 165 |
Есть три режима рулевого управления: традиционный, круговой и «краб».
Тележка Super Hawk II по конструкции во многом схожа с Super Falcon II, но она на 30% мощнее и выпускается только с гидравлическим приводом стрелы. Помимо указанной в таблице грузоподъемности стрелы на тележке могут находиться два человека весом 100 кг каждый.
Filmotechnic
Тележка SpiderCAM (дистанционно управляемая)
Предназначена для перемещения камеры по прямой или радиусной траектории. Может использоваться при горизонтальном (стандартном) и вертикальном вариантах крепления рельс, а также для установки сразу двух камер для одновременной многоплановой съемки. В зависимости от видов съемки, тележка может использоваться либо с автоматической подъемной стрелой (для установки одной или одновременно двух панорамных головок), либо со специальной платформой, позволяющей устанавливать камеру в нижней точке. Отличается высокой динамикой разгона и плавной остановкой подвижной каретки. Управляется с джойстикового пульта. Для стабильности изображения используется в комплекте со стабилизированной головкой FlightHead. Безопасную работу обеспечивают целый ряд датчиков (окончания пути, функция экстренного торможения, видеокамеры наблюдения пути следования), а также механические отбойники с обеих сторон рельсового пути.
Grip Factory Munich
Компания Grip Factory Munich (GFM) выпускает две модели тележек, а также прямые и закругленные рельсы.
Тележки
Модель GF-Lite представляет собой легкую и стабильную тележку, на которую можно установить пневматические колеса и рельсовые ролики. В конструкции крепления колес предусмотрена возможность быстрой их замены. Есть несколько платформ, позволяющих увеличить размеры площадки с 0,74×1,15 м до 1,0×1,26 м. Тележка сделана из алюминия со стальным покрытием. На поверхность площадки нанесен резиновый слой.
На тележку устанавливается телескопическая колонна для крепления камеры и сиденье для оператора. Приводится в движение вручную.
Тележка GF-Track представляет собой изготовленную из дерева площадку с резиновым покрытием, снабженную креплением для центральной колонны и роликами для перемещения по рельсам.
Рельсы
Прямые рельсы GF-Track выпускаются в виде секций длиной 0,9/1,6/2,3 м. Стандартная ширина секций — 0,62 и 1,0 м. Рельсы выполнены из труб (нержавеющая сталь) с помещенным внутрь алюминиевым стержнем.
Закругленные рельсы выпускаются в виде секций шириной 0,62 м двух типоразмеров:
J. L. Fisher
Компания J. L. Fisher выпускает широкий ассортимент тележек и рельсовых систем. Все тележки серии Model оснащены электромеханическим приводом.
Тележки
Model 11 является самой компактной из тележек компании. Может перемещаться по рельсам как с круглым, так и с квадратным сечением. Тележка оснащена подъемной стрелой.
Model 10 является базовой моделью компании. Тележка характеризуется стабильностью, надежностью и универсальностью применения.
Model 9 является самой большой в ассортименте J. L. Fisher. Это стабильная и надежная камерная платформа с широкими функциями, для которой есть большой спектр аксессуаров. Для подъема и опускания стрелы используется гидравлический привод с перепускным клапаном, смягчающим остановку стрелы в верхней и нижней точках.
Тележка Spyder фактически представляет собой пьедестал на колесах, оснащенный гидроприводом с ножным насосом.
Характеристики тележек J. L. Fisher серии Model | |||||
Модель | Макс./мин. высота подъема стрелы*, мм | Размеры**, мм | Радиус поворота (круговое/обычное движение), м | Нагрузка на стрелу/общая, кг | Транспортировочная масса, кг |
Model 11 | 1300/350 | 1016×518(654)x1006 | 0,41/0,85 | 90,7/408,2 | 139,3 |
Model 10 | 1590/350 | 1410x673x981 | 0,56/1,12 | 226,8 | 1905 |
Model 9 | 1572/32 | 1702x772x930 | –/1,3 | 226,8/408,2 | 201,9 |
* Со стандартной площадкой. | |||||
** Вне скобок — ширина с утопленными колесами, в скобках — с выступающими колесами. |
Model 11 |
Характеристики тележки Spyder:
Тележка Jib Arm представляет собой модифицированную версию Spyder. Она оснащена усиленной колонной для установки кран-стрелок. Характеристики:
Рельсы
Компания выпускает рельсы с круглым и квадратным сечением, с прямыми и закругленными секциями. Ширина колеи составляет 622 мм.
Прямые секции круглого сечения (TR2, TR3, TR4, TR, TR10) изготавливаются из трубы (нержавеющая сталь) диаметром 38 мм. Эти рельсы подходят для всех тележек J. L. Fisher.
Прямые секции круглого сечения | |||||
Секции | TR2 | TR3 | TR4 | TR | TR10 |
Длинна, мм | 610 | 915 | 1220 | 2440 | 3050 |
Закругленные секции модели CR имеют радиус 3050 мм, что позволяет строить круговой путь диаметром 6010 мм (требуется 8 секций CR). Они подходят для всех тележек, кроме Model 9.
Model 10 |
Прямые секции квадратного сечения выполняются из трубы соответствующего профиля со стороной 38 мм. Эти рельсы подходят для всех тележек J. L. Fisher.
Прямые секции квадратного сечения | |||||||
Секции | STR2 | STR3 | STR4 | STR | STR10 | STR16 | STR20 |
Длинна, мм | 610 | 915 | 1220 | 2440 | 3050 | 4880 | 6100 |
Закругленные секции квадратного сечения подходят для всех тележек, кроме Model 9.
Закругленные секции квадратного сечения | ||||
Секции | CS1 | CS2 | CS3 | CS7 |
Радиус секции, м | 1,525 | 3,05 | 4,575 | 10,625 |
Диаметр пути, м | 3,05 | 6,1 | 9,15 | 21,35 |
Колличество секций | 4 | 8 | 12 | 24 |
Key West
Тележки
В легкой складной тележке Magic Dolly все навесные элементы убираются внутрь платформы, и получается удобный для транспортировки чемодан. Изготовлена Magic Dolly из алюминия и синтетических материалов, применяемых в авиационной промышленности. В стандартный комплект Magic Dolly, который весит всего 20 кг, входят:
Допускается использовать колонну с полусферой диаметром 150 мм. Размер платформы в транспортировочном состоянии составляет 0,50×0,66×0,12 м, а в рабочем — 1,0×0,66×0,06 м.
Конструкция Magic Dolly позволяет снимать круговые панорамы, на нее можно установить колонну с полусферой 150 мм, а также кран Key West JIX.
Тележка для кранов и штативов входит в комплект Cobra, состоящий из:
Масса комплекта Cobra составляет 15 кг, размер платформы в собранном виде — 54x76x16 см, в рабочем — 107x76x 8 см.
Рельсы
Компания Key West выпускает рельсы Black Track, с помощью которых можно построить пути различной конфигурации. При этом не требуется точно выставлять расстояние между рельсами, а достаточно лишь раз провезти по ним тележку, и это расстояние отрегулируется под ее тяжестью. Минимальная длина секции составляет 1, 5 м, при их соединении образуются гладкие, практически бесшовные стыки, поэтому, соединяя отдельные секции, можно проложить путь любой длины.
В базовый комплект входят:
Масса такого комплекта составляет 15 кг. Максимальная нагрузка на систему рельс не должна превышать 250 кг.
Libec
Компания Libec выпускает три комплекта для построения рельсовых путей из легких алюминиевых секций: TR-320, CR-90 и EX-160. Все комплекты поставляются в транспортных кофрах. Рельсовые системы Libec быстро собираются и демонтируются, удобны для выездных съемок.
Комплект TR-320 предназначен для съемок со штатива, установленного на тележку, обеспечивая ее плавное перемещение по рельсовой дороге. Он состоит из прямых алюминиевых секций длиной 80 см, соединенных между собой. В стандартный комплект входит восемь секций (по четыре на каждый рельс), что позволяет построить рельсовую дорогу длиной 3,2 м. Длину пути можно уменьшить или увеличить за счет установки дополнительных прямых секций EX-160.
С помощью четырех секций закругленных рельсов, входящих в комплект CR-90, можно быстро построить рельсовый путь с углом поворота 90°, а используя дополнительные секции, — проложить рельсовую дорогу в виде круга или любой другой конфигурации.
Losmandy
Эта голливудская компания выпускает оригинальную тележку Spider на бесшовных гибких рельсах FlexTrak.
Тележка Spider спроектирована с использованием двойного сочленения подвески, что позволяет ей выполнять крутые повороты и двигаться по рельсам, расстояние между которыми непостоянно. Эту тележку можно оснастить самым различным оборудованием. Простейший вариант недорогой портативной системы перемещения камеры- отрезок рельса FlexTrak и трехногая тележка с установленным на нее стандартным штативом. Если добавить к тележке четвертую ногу, то на нее можно установить центральную колонну для камеры (или небольшой кран), операторское кресло с подставкой для ног и ручку. Для транспортировки вся конструкция легко разбирается и складывается в три компактных кейса.
Рельсы FlexTrak из резинообразного материала можно изгибать произвольным образом, с любым радиусом и по любому направлению, формируя самые замысловатые траектории движения тележки. Они выдерживают нагрузку до 182 кг, поставляются отрезками по 12 м, из одного такого отрезка можно создать рельсовую систему длиной 6 м. Для транспортировки каждый отрезок сматывается в бухту диаметром 60 см (масса одной бухты 18 кг).
Matthews
Компания Matthews выпускает три модели тележек и ряд различных рельсовых секций, как прямых, так и закругленных.
Тележки
Тележка Briefcase имеет размеры 0,73xі0,5×0,15 м и легко трансформируется в кейс, внутрь которого укладываются рельсовые ролики, колеса и другие элементы конструкции. В сложенном состоянии Briefcase может перевозиться воздушным транспортом. Грузоподъемность тележки составляет 227 кг.
Модель Doorway построена на очень прочной платформе. Пневматические колеса быстро заменяются роликами. Перемещать тележку можно по прямым и круговым рельсам. Поверхность площадки снабжена специальным покрытием, исключающим скольжение. Для перемещения тележки предусмотрены две рукоятки, чтобы либо тянуть, либо толкать ее. Камеру можно установить прямо на уровне площадки. Клиренс равен 7,6 или 23 мм в зависимости от того, какой стороной вверх установлена тележка. Ширина колеи — 0,72 м, длина платформы — 1,3 м, грузоподъемность — 363 кг. Для тележки предусмотрена турель (с одной стороны — операторское сиденье, с другой — крепление Mitchell для камеры), обеспечивающая круговой поворот.
Тележка Western (ее еще называют Russian Dolly) больше и тяжелее, чем Doorway. Максимальная грузоподъемность — 544 кг. На нее тоже можно установить турель, но с дополнительным сиденьем. Ширина колеи — 0,51 м, общая длина — 1,93 м, размер платформы — 1,68і1,22 м.
Western |
Рельсы
Компания выпускает рельсы круглого сечения, выполненные из стальной трубы с хромированием (серия Heavy Wall) и из нержавеющей стали. Диаметр — 38 мм. Компания не рекомендует строить путь из секций разных серий. Из-за хромирования диаметр рельсов Heavy Wall чуть больше, чем у рельсов из нержавеющей стали, поэтому на месте стыков образуется перепад уровней, приводящий к скачку при перемещении тележки.
Прямые рельсы | |
Серия | Длина секции, м |
Heavy Wall | 1,22; 2,44; 3,05 |
Нержавеющая сталь | 1,22; 2,44 |
Все рельсы рассчитаны на нагрузку 545 кг. Стандартная ширина колеи по центрам рельсов составляет 0,62 м.
- Платформа для съемки авто в движении
- Платформа для съемок машины