Плужные снегоуборочные машины на железнодорожном транспорте
WWW.TECHSTORY.RU Сайт о механических экскаваторах, старой строительной, авто- и железнодорожной технике
Снегоочистители представляют собой прицепные машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочистительными устройствами в форме плуга. Перемещаются снегоочистители локомотивом, который обеспечивает также сжатым воздухом пневматическую систему управления рабочими органами машин. Снегоочистители двухпутные плужные предназначаются для очистки путей от снежных заносов на двух- и многопутных линиях железных дорог. Они могут использоваться и на однопутных участках. Снег при движении двухпутного плужного снегоочистителя отбрасывается в одну сторону, как правило, в правую по направлению движения.
Однопутный плужный снегоочиститель ЦУМЗ предназначен для очистки путей от снега высотой до 0,6 м на однопутных участках с отбрасыванием снега на обе стороны пути. Снегоочистительное устройство имеет форму клина с шириной захвата 3,2 м без крыльев и 4,5 м с крыльями.
Двухпутный снегоочиститель ЦУМЗ очищает путь от заносов глубиной до 0,6 м, шириной от 3,2 до 5,1 м при рабочей скорости до 40 км/ч. Оснащены деревянным кузовом. Управление механизмами пневматическое, с помощью кранов. Выпускались в послевоенный период на заводе МПС в г.Туле.
Снегоочиститель СДП
У модернизированного снегоочистителя СДП-М конструкция лобового щита отличается от щита снегоочистителя СДП. Щит приводится в рабочее и транспортное положение поворотом вокруг горизонтальной оси, закрепленной в кронштейнах, приваренных к торцовому листу. Поднимается и опускается лобовой щит пневматическими цилиндрами, штоки которых шарнирно связаны с кронштейнами, приваренными к задней стенке щита. Для облегчения подъема щита на рычагах смонтированы чугунные грузы-противовесы. Из рабочего в транспортное положение щит переводится при повороте его вперед по ходу снегоочистителя. Щит в рабочем и транспортном положении находится ниже балки выдвижной автосцепки, поэтому путь можно очищать при расположении локомотива впереди снегоочистителя. Это целесообразно при неглубоком снеге или при очистке станций. Лобовой щит машины СДП-М (как и у СДП) оборудован рычажным и световым указателями положения. В транспортном положении лобовые щиты закрепляются винтовыми стяжками.
Плужные снегоуборочные машины на железнодорожном транспорте
WWW.TECHSTORY.RU Сайт о механических экскаваторах, старой строительной, авто- и железнодорожной технике
Снегоочистители представляют собой прицепные машины вагонного типа, оборудованные отвальными снегоочистительными устройствами в форме плуга. Перемещаются снегоочистители локомотивом, который обеспечивает также сжатым воздухом пневматическую систему управления рабочими органами машин. Снегоочистители двухпутные плужные предназначаются для очистки путей от снежных заносов на двух- и многопутных линиях железных дорог. Они могут использоваться и на однопутных участках. Снег при движении двухпутного плужного снегоочистителя отбрасывается в одну сторону, как правило, в правую по направлению движения.
Однопутный плужный снегоочиститель ЦУМЗ предназначен для очистки путей от снега высотой до 0,6 м на однопутных участках с отбрасыванием снега на обе стороны пути. Снегоочистительное устройство имеет форму клина с шириной захвата 3,2 м без крыльев и 4,5 м с крыльями.
Двухпутный снегоочиститель ЦУМЗ очищает путь от заносов глубиной до 0,6 м, шириной от 3,2 до 5,1 м при рабочей скорости до 40 км/ч. Оснащены деревянным кузовом. Управление механизмами пневматическое, с помощью кранов. Выпускались в послевоенный период на заводе МПС в г.Туле.
Снегоочиститель СДП
У модернизированного снегоочистителя СДП-М конструкция лобового щита отличается от щита снегоочистителя СДП. Щит приводится в рабочее и транспортное положение поворотом вокруг горизонтальной оси, закрепленной в кронштейнах, приваренных к торцовому листу. Поднимается и опускается лобовой щит пневматическими цилиндрами, штоки которых шарнирно связаны с кронштейнами, приваренными к задней стенке щита. Для облегчения подъема щита на рычагах смонтированы чугунные грузы-противовесы. Из рабочего в транспортное положение щит переводится при повороте его вперед по ходу снегоочистителя. Щит в рабочем и транспортном положении находится ниже балки выдвижной автосцепки, поэтому путь можно очищать при расположении локомотива впереди снегоочистителя. Это целесообразно при неглубоком снеге или при очистке станций. Лобовой щит машины СДП-М (как и у СДП) оборудован рычажным и световым указателями положения. В транспортном положении лобовые щиты закрепляются винтовыми стяжками.
Машина предназначена для очистки путей от снежных заносов глубиной до 1,5 м на двух и многопутных участках. Рабочая скорость СДП-М до 19,44 м/с (70 км/ч). Этот снегоочиститель обладает большой устойчивостью и пробивной способностью при высокой производительности. Он представляет собой четырехосный вагон с цельнометаллическим кузовом 3 (рис. 13.1), который опирается на две двухосные тележки 4. По торцам его установлены снегоочистительные устройства 2, каждое из которых состоит из лобового щита/и двух крыльев: бокового 8 (правого по ходу движения) и углового 6 (левого по ходу движения). Расположенные в верхней части лобового щита и крыльев защитные козырьки 1 предохраняют смотровые окна машины от снежной пыли. В рабочем положении крылья образуют с передним щитом единую отвальную плоскость, расположенную под углом 50° к оси пути. Поворот в транспортное положение (вдоль кузова вагона) угловых и боковых крыльев осуществляется пневмоцилиндрами 9, 10 с рычажной системой. Машина сцепляется с локомотивом выдвижной автосцепкой 5, которая при переводе снегоочистителя в рабочее положение убирается за передний щит. Сигнализация и освещение снегоочистителя состоит из фар, звукового сигнала, прожектора и внутривагонных ламп. Постоянный ток напряжением 50 В подается от локомотива штепсельным подключением.
Лобовой щит СДП-М состоит из двух частей: одна из них —вертикальный неподвижный щит 1 (рис. 13.2) — закреплена на раме машины; другая выполнена в виде поворотного щита 7 с подрезными ножами 9. Поворотный щит 7 шарнирно прикреплен к рычагу 6 и приводится в рабочее и транспортное положения пневмоцилиндрами 3 при повороте вокруг горизонтальной оси 4, установленной в кронштейнах, приваренных к раме. Штоки цилиндров 3 шарнирно связаны с рычагами 6, прикрепленными к задней стенке поворотного щита. Для облегчения поворота щита 7 на рычагах установлены чугунные грузы — противовесы 5. В транспортном положении щит устанавливается горизонтально (на рис. 13.2 показано пунктиром) и закрепляется стяжкой 8. В рабочем и транспортном положениях он расположен ниже выдвижной автосцепки, благодаря чему при очистке пути локомотив может находиться впереди снегоочистителя. Снизу щит имеет съемные подрезные ножи 9, которые в рабочем положении опускаются на 50 мм ниже уровня головок рельсов. Над рельсами вместо ножей установлены тросовые щетки 10. Положение лобового щита контролируется указателем, расположенным в кабине, а также контрольной электролампой. В средней части лобового щита имеется люк с крышкой, предназначенный для выдвижения автосцепки. Над лобовым щитом на раме машины закреплен козырек 2 для направления потока снега, перемещающегося по отвалу, и уменьшения забрасывания окон машины снегом.
Крылья снегоочистительных устройств служат для увеличения ширины захвата снега. К раме машины шарнирно подвешены угловые (со стороны междупутья) и боковые (со стороны обочины пути) крылья с подъемными подкрылками, которые в открытом положении совместно с лобовым щитом образуют отвал снегоочистителя (см. рис. 13.1). Крыло угловое (рис. 13.3) имеет подъемный подкрылок 2 с подрезными ножами 1. Сверху установлен козырек 8. Открытие крыла выполняется пневмоцилиндром через рычажную передачу. При открытии и закрытии крыльев подкрылки автоматически опускаются и поднимаются. Механизм их подъема состоит из горизонтальной тяги 6, двуплечего рычага 4, шарнирно закрепленного на крыле, и вертикальной тяги 3. Один конец горизонтальной тяги 6 при помощи комбинированного шарнира 5, обеспечивающего свободу в горизонтальной и вертикальной плоскостях, закреплен на раме машины, другой конец при помощи шарового шарнира 7 соединен с одним из плеч рычага 4. Вертикальная тяга 3, соединенная со вторым плечом рычага 4, надета на палец, закрепленный в подкрылке и пропущенный в прорезь крыла. При повороте крыла тяга 6 автоматически поворачивает двуплечий рычаг 4, который перемещает в вертикальной плоскости тягу 3 вместе с подкрылком 2. При открытии подкрылок опускается, при закрытии поднимается. На раме машины крыло подвешено шарнирно при помощи рычагов 9.
Боковое крыло (рис. 13.4) имеет такую же конструкцию и те же элементы, как и угловое. Верхние козырьки 8 крыльев выполнены шарнирно и прикреплены к подъемным подкрылкам. При открытии крыла козырьки автоматически поворачиваются вперед, при закрытии занимают вертикальное положение. В транспортном положении оба крыла устанавливают вдоль фермы и запирают специальными запорами. В рабочем положении крылья удерживаются пневмоцилиндрами. Усилие, действующее по штоку цилиндра, выбрано так, что при большой высоте и плотности снега, превышающих расчетные, крылья прикрываются, что увеличивает устойчивость снегоочистителя. Для смягчения ударов крыльев о раму при закрывании на ней установлены амортизаторы, в корпусе которых имеются резиновые шайбы. Для снижения сопротивления перемещения снега по отвалу во время работы снегоочистителя автосцепка со стороны переднего щита вдвигается внутрь, а образовавшееся отверстие закрывается откидным щитком.
У снегоочистителя СДП (немодернизированного) лобовой щит (рис. 13.5) также состоит из неподвижной части 1, приваренной к раме машины, и подвижной 4, которая при помощи пневмоцилиндров 2 и противовесов 5 на цепях 6 может скользить по вертикальным направляющим 3 вверх и вниз, занимая соответственно транспортное и рабочее положения. В связи с большим трением скорость перемещения небольшая, поэтому на перевод из одного положения в другое затрачивается значительно больше времени, чем у СДП-М, где подъемный щит поворачивается.
Управление всеми рабочими органами СДП-М (открытие крыльев, поворот щита, выдвижение автосцепки) пневматическое. Сжатый воздух от локомотива через междувагонные соединительные шланги МШ (рис. 13.6) поступает в центральную магистраль снегоочистителя и по трубопроводу через вентили В, клапаны максимального давления КР, обратный КО, предохранительный клапан КП — в воздушные резервуары BP. Два клапана максимального давления установлены в кузове машины и предназначены для снижения давления с 0,89—0,9 МПа у локомотива до 0,6—0,65 МПа, на которое рассчитано все оборудование (цилиндры, резервуары и т. п.) снегоочистителя. Для увеличения пропускного сечения клапаны установлены параллельно и отрегулированы на давление (0,62+-0,02) МПа. Предохранительный клапан КЛ отрегулирован на (0,65+-0,01) МПа. Обратный клапан КО предназначен для предотвращения выпуска воздуха из резервуаров при открытых концевых кранах. От резервуаров BP идут трубопроводы к коллекторам пультов управления. На снегоочистителе предусмотрены два пульта управления: один для переднего снегоочистительного устройства, другой для заднего. На всех пультах размещены пневматические краны золотникового типа, которыми сжатый воздух направляется в соответствующие пневмоцилиндры: выдвижения автосцепки ПЦг, подъема щита ПЦ2, открытия крыльев ЛЦ3 и ПЦц. На каждой стороне снегоочистителя установлены кондукторский стоп-кран СК, манометры М и звуковой сигнал-тифон С с клапаном управления КУ. Для удаления из запасных цилиндров влаги осуществляется их продувка через краны Bi.
Снегоочиститель оборудован автоматическим тормозом, в схему которого входят воздухораспределитель BP, тормозные цилиндры ПЦТ и стоп-краны СК. Для очистки снегоочистителя после работы через специальный кран Вг подается сжатый воздух. Автотормоза питаются от специальной воздушной магистрали с фильтром Ф, которая не соединена с рабочей магистралью. Рукоятки кранов управления рабочими органами имеют три положения, соответствующие положению рабочих органов: рабочее, промежуточное и транспортное. Кроме звуковой, на снегоочистителях использована световая сигнализация. У постов управления машины и на локомотиве установлены указатели трех цветов: красный, желтый и зеленый. Опускание переднего щита ограничено концевым выключателем и контролируется красной лампочкой.
Помимо плужных снегоочистителей СДП, еще применяют ранее выпускавшиеся машины конструкции ЦУМЗ в однои двухпутном исполнении. Базой их служит двухосный вагон с деревянным кузовом, в торцах которого установлены снегоочистительные устройства, состоящие так же, как и СДП, из переднего щита и двух боковых крыльев. Подвижная часть переднего щита поднимается в верхнее положение пневмоцилиндрами с рычажной системой. У однопутной машины передний щит в плане представляет двухгранный угол, при движении которого снег отбрасывается в обе стороны от оси пути.
Ниже приведены технические характеристики плужных снегоочистителей:
Снегоуборочная машина — путева́я машина для уборки со станционных путей и стрелочных переводов снега и мусора и для транспортировки их к месту выгрузки.
Содержание
История
Первая снегоуборочная машина с погрузкой снега на платформы, стоящие на соседнем пути, была предложена в России в 1910 году. В 1930—1950-е годы были распространены снегоуборочные машины с продольной погрузкой снега и перемещением его вдоль поезда к разгрузочному устройству. Этот способ транспортировки снега сохранился и в снегоуборочных машинах, применяемых на отечественных железных дорогах.
Классификация
Для очистки путей от снега используют:
Принцип работы
В одновагонных снегоуборочных машинах рабочие органы (такие же, как у многовагонных), а также разгрузочные устройства находятся в одном большегрузном полувагоне. Такие снегоуборочные машины имеют небольшую длину, хорошую манёвренность и используются главным образом для очистки стрелок и окологорочных путей. Разгрузку осуществляет выбросной ротор, который вращается вокруг оси, параллельной продольной оси машины, и снег, подаваемый наклонным скребковым конвейером с пластинчатого конвейера, отбрасывается ротором в сторону на 20—30 метров.
Летняя эксплуатация
Летом снегоуборочные машины используются для уборки с пути мусора. Чтобы уменьшить пыление и улучшить условия работы обслуживающей бригады, к машине прицепляют цистерну, из которой насосом по трубопроводам подаётся вода, распыляемая соплами около загрузочных устройств.
Модели
Снегоуборочный поезд СМ-2М предназначен для очистки и уборки станционных путей и стрелочных переводов от снега и льда зимой, и от мусора и других загрязнений — летом. [1]
В состав снегоуборочного поезда входят:
Головная машина предназначена непосредственно для очистки путей. Она оборудована крыльями с боковыми щетками, питателем для забора снега, льдоскалывателями. В головной машине установлен дизель-генератор для обеспечения энергией электродвигатели рабочих органов поезда. Также имеется компрессор для питания воздухом пневмоцилиндров.
Промежуточные полувагоны служат емкостями для сбора снега и загрязнителей Перемещение снега и загрязнителей вдоль поезда производится ленточными и пластинчатыми транспортерами.
Концевой полувагон служит для выгрузки снега и засорителей поперечным выбросным транспортером с роторами-метателями. Разгрузка может производиться в обе стороны от оси пути на расстоянии 5-10 м в пределах станции или вне нее, в движении или на стоянке.
Для передвижения поезда применяется локомотив любой серии. Между локомотивом и снегопоездом устанавливается телефонная связь. Управление рабочими органами поезда осуществляется из кабин управления головной машины и концевого полувагона. При необходимости возможна эксплуатация поезда из трех единиц: головной машины, одного промежуточного полувагона и концевого полувагона.
Снегоуборочная самоходная машина СМ-6 предназначена для очистки от снега и засорителей станционных путей, стрелочных переводов и горловин железнодорожного пути, с погрузкой в кузов и механизированной выгрузкой в отведенных местах. Выгрузка может производиться и непосредственно при работе машины, не загружая кузов, через 2-3 пути в левую или правую стороны от оси пути.
Перспективы развития
Совершенствование снегоуборочных машин предполагает повышение их производительности, увеличение надёжности рабочих органов, льдоскалывающих устройств и других узлов, а также внедрение автоматического управления.
В мире
На железных дорогах мира применяются главным образом снегоуборочные машины со шнеко-роторными рабочими органами и поперечной подачей снега (мусора). Для очистки станционных путей широко используются снегоуборочные машины на автомобильном ходу. Норвежская фирма Overaasen выпускает роторную снегоуборочную машину с чистящими щетками и снегометом SK 250.
Вопрос, как расчищать от снега железнодорожные пути, встал сразу после строительства первой железной дороги. Поначалу это делали с помощью простейших плуговых устройств, на конной тяге. В 1879 г. русский инженер С.С.Гендель построил плуговой снегоочиститель, смонтированный на паровозе. И в том же году на ст. Минеральные Воды Владикавказской железной дороги машинист Беренс создал и испытал опытный образец роторного снегоочистителя. Но я собственно не собираюсь сейчас углубляться в историю снегоборьбы на отечественных железных дорогах, и даже не собираюсь углубляться в историю снегоуборочной техники. Цель поста просто познакомить с образцами техники, хранящимися в Музее Западно-Сибирской ж.д. Поэтому обозначу только один принципиальный вопрос. Всю железнодорожную технику предназначенную для борьбы со снегом на железной дороге принципиально можно разделить на два класса. Это снегоочистители и снегоуборщики. Уже из названия понятно в чем их основное отличие. Снегоочистители отбрасывают снег в сторону, снегоуборщики нагружают снег на себя и вывозят его в снеговые тупики. Соответственно они и применяются в зависимости от наличия возможности отбросить снег в сторону. Как правило снегоочистители больше работают на перегонах, а снегоуборщики на станциях. Хотя это не догма. На этом всё, переходим собственно к фоторепортажу. (Да, да, я знаю про снеготаялку Арутюнова, и путевые струги, но их в репортаже не будет). В музее находится пять единиц техники, предназначенной для снегоборьбы. Пойдем по восходящий, от прошлого к настоящему.
Старейшей машиной в музее является Снегоуборочная машина Гавриченко.
Это специальный поезд, предназначенный для очистки и уборки снега со станционных путей. Проходя по занесенном снегом станционному пути, машина могла механически подгребать снег с пути и с обоих соседних междупутий и грузить его на себя. К зиме 1936-37 гг. было заказано 100 таких снегоуборщиков. Поезд состоит из головной снегоуборочной машины, пяти промежуточных полувагонов и шестого саморазгружающегося вагона. Передвижение и питание механизмов осуществлялось сжатым воздухом паровоза. В музее представлена машина выпуска 1948 года.
Следующим по году выпуска является снегоочиститель типа «Таран».
Снегоочиститель не самоходный и для его работы требуется локомотив. Такие снегоочистители появились в 1945 году, и предназначались для борьбы со снежными заносами высотой до 2,5 метров.
Если кому интересно, под катом немного про его эксплуатацию и характеристики
Данный снегоочиститель выпуска 1950 года. С 1955 года выпускалась модернизированная версия.
Следующая машина роторный электроснегоочиститель ЭСО, предназначен для очистки путей от снега толщиной 4,5 метра.
Данная машина выпуска 1960 года.
Следующая машина выпущена в 1961 году. Это снегоочиститель СДП.
Предназначен он для очистки снега глубиной до 1,5 метров. В основном на перегонах.
Очистка снега выполняется за счет плужного отвала установленного под углом 50 градусов вправо по ходу движения. Отвал состоит из лобового щита с механизмом подъема и боковых крыльев с механизмом раскрытия.
Ну и в заключении второе поколение снегоуборочных машин, в общем то почти легендарная СМ-2.
Данный экземпляр выпуска 1965 года.
Эти машины имели собственную дизель-генераторную установку и электрифицированный привод рабочих органов, оснащены барабаном-питателем для забора снега и боковыми щетками для очистки междупутий. Наряду со снегом поезд очищает путь от мусора.
Созданные в конце 50-х, начале 60-х, семейство машин СМ, непрерывно совершенствуясь, служат нам уже долгие годы.