По италии на машине лучший маршрут
В Италию на машине (I). Южный Тироль, Доломиты, Брайес, Карецца.
2019 год, никаких масок и тестов, границы открыты, внутри Шенгена вообще никто ничего не проверяет, прекрасные времена!) Заранее, летом мы запланировали поездку в страну, которую давно хотели посетить. А чтобы народа было поменьше, но море еще было теплым, выбрали начало сентября. Я забронировал в своем рабочем графике даты с первого, по четырнадцатое. Двух недель должно было хватить не неделю моря и достопримечательности по пути туда и назад.
Заранее спланировал маршрут, выделив два дня на Доломиты. По хорошему, туда надо ехать на неделю, но для поверхностного знакомства, думаю, хватило бы и двух дней. Если бы в наши планы не вмешалась погода.)
В первый день надо было преодолеть около 600 км от Братиславы до озера Брайес, 460 по автобану, а дальше местными дорогами. Чтобы было красивее и интереснее, я выбрал не основной путь через Lienz, а более узкую и извилистую дорогу по долине реки Гайль (Gailtal). Ехать здесь дольше, медленнее, зато пейзажи вокруг заставляют останавливаться едва ли не каждые несколько километров.
Пока ехали, проголодались, пора бы и пообедать. Завтрак у нас был, по традиции, на заправке в Австрии где-то под Грацом, а на обед забрали все, что оставалось в холодильнике, чтобы не испортилось за две недели нашего отсутствия. Выбрали место по пути с красивым видом, жена сделала бутерброды, вода для чая у нас была с собой в термосе. Вещей в багажнике не очень много, а все потому, что большинство уложено под полом, там у Гольфа вместительный грузовой отсек, а мнущаяся одежда висит за водительским сидением.
Почти сразу, после обеда солнце скрылось за облаками, мы заехали в тучу (да, прям так) и начался ливень. Это как раз был перевал на высоте около 1500 метров. Далее, до самого озера температура за бортом постоянно падала, а дождь то затихал, то превращался снова в ливень. Обедали мы при +27, а на озере вышли из машины в дождь и +6.
Кстати, до сентября 2020 из-за популярности у туристов, въезд на дорогу, ведущую к озеру запрещен с 10 утра до трех дня, об этом написано на знаках за 6 км до озера. Также въезд могут закрыть раньше, если мест на парковке больше нет. А она, кстати, платная, 4-6 евро в час (рано утром дешевле). В общем, есть выбор: либо приехать пораньше, либо пешком 6 км. Есть еще автобус, но ездит только в пиковый сезон, летом.
Хотя у нас было полно времени, мы планировали обойти озеро вокруг, но холод и дождь заставили отказаться от этой идеи. Не пробыв там и 15 минут мы решили, что раз сегодня ничего не светит, поедем к месту нашей ночевки.
Через приложение Park4night я нашел небольшую парковку над городком Tesido, где часто останавливаются на ночь кемперы. Там было полно места, хотя кроме нас было еще три машины, итальянцы на Trafic, британцы на Sprinter, французы на VW California. Из удобств только вода из колонки и столики, которыми невозможно было пользоваться из-за дождя. Мы приготовили ужин на горелке, поели и завалились спать под шум дождя часов в девять вечера.
Утром меня разбудили французы. Они, видимо, забыли включить вебасто и замерзли за ночь. Глава семейства часов в шесть бегал вокруг машины, видимо думал что обогрев можно включить как-то снаружи.) Потом он таки нашел нужную кнопку в салоне, загудел обогреватель и они успокоились. А мы наоборот, выспались уже достаточно, поэтому решили позавтракать и ехать на озеро. Кофе и вчерашние булочки из супермаркета были вдвойне вкуснее с таким видом. И главное, не было дождя!
До озера нам было минут десять езды, поэтому уже около семи мы были на месте. Прохладное раннее утро сентября — залог отсутствия толп туристов на Брайес. Мы отказались от идеи обойти вокруг как раз из-за холода, но прошлись по самым красивым местам с видом на горы, я поснимал пейзажи себе в инстаграм и жену, ей в инстаграм.)
Пока мы гуляли, тучи начали затягивать горы. В это же время (ближе к восьми 8) народа стало побольше: когда мы приехали, быдо человек пять, а через час уже несколько десятков. Но их ждало разочарование, вершины буквально за пол часа скрылись с глаз за облаками. Можно только поблагодарить французов за их возню с обогревателем.))
Дальше у нас по плану был перевал Гардена (Passo Gardena) и подъем на канатке на гору Сецеда (Seceda). Но тут снова вмешалась погода: перевал был затянут тучами, а на спуске и вовсе пошел дождь… Снимать было совсем невозможно, хотя горы там красивые в любую погоду.
За перевалом, на парковке одного из отелей мы встретили слет владельцев BMW Z1. Зетки мокли под дождем, пока их хозяева общались в ресторане отеля. Я остановился немного поснимать, а фотки позднее выложил отдельным постом.
В Ортизей, городок в котором начинается канатная дорога на Сецеду мы приехали к обеду, но подниматься не стали. Все небо было затянуто тучами, шел мелкий дождь и гору не было видно. А если гору не видно снизу, то, скорее всего, наверху будет туман и тоже ничего не видно.
За обедом мы посмотрели погоду и решили ехать в деревню Santa Magdalena. Это была единственная точка из нашего списка интересных мест в Доломитовых Альпах, где после шести вечера по прогнозу должно было появиться солнце.
И прогноз не соврал, сначала закончился дождь, потом растаяли облака и горы, показались за лесом. Для сравнения пара фоток с разницой во времени около получаса.
Пока ждали солнце, прогулялись по тропинкам на склонах долины, потом съездили еще на одну локацию, повыше, там, где горы лучше видны.
Тут стоит заметить, что Южный Тироль, регион, в котором находятся все эти красоты, когда-то был частью Австрийской империи, большинство здесь говорит на немецком, многие названия типично немецкие, архитектура такая же как в Австрии, но вот дороги совсем итальянские: узкие и, практически, нигде нету обочины, остановиться негде, особенно если с одной стороны склон вверх, а с другой — вниз. Карманов, парковок, как в Австрии, почти нет, кроме перевалов и немногочисленных официальных смотровых площадок. Поэтому многими видами приходилось наслаждаться максимально снижая скорость (благо трафика почти нет) и поглядывая то на горы, то на дорогу. Я бы приехал сюда еще раз летом и взял в аренду электровелосипед. Пункты проката в регионе есть.
Утром следующего дня мы хотели посмотреть озеро Карецца (Carezza). Поужинали по пути и приехали на следующее место ночевки, парковку на перевале Косталунга (Passo Costalunga). Кроме нас на парковке не было никого, всю ночь где-то на склонах звенели своими колокольчиками альпийские коровы, увидели их мы только утром. А, благодаря рассеявшимся под вечер облакам и отсутствию вблизи крупных городов, ночью было очень красивое звездное небо, одно из лучших, что я видел. Да, и воздух! Свежий, хвойный, прям надышаться невозможно! Один только минус я не учел, парковка была на высоте 1750 метров над уровнем моря и утром кофе мы заваривали чтобы согреться при +4 на улице.))
На Карецце было не теплее.) Зато красиво и людей еще совсем мало. Там есть маленькая бесплатная (машин на семь) парковка прямо рядом с озером и большая платная через дорогу, рядом с сувенирным магазином. Нам хватило мест на маленькой, впрочем и на большой тариф в 1 евро/час вполне демократичный, посмотреть озеро, часа хватит с головой.
Дальше мы поехади в тундру… высокогорное плато Альпе ди Сьюзи (Alpe di Siusi) находится на высотах 1700-2000 метров за счет чего имеет климат такой же как на севере России или Канады в зоне тундры. Здесь находятся самые большие в Альпах горные пастбища, где летом выпасают коров, а зимой этот регион превращатся в горнолыжный курорт.
Заезд на плато бесплатный, но парковка Compatsch Parcheggio около 20 евро за день. Мы планировали погулять лишь 2-3 часа, поэтому припарковались немного ниже на большой бесплатной парковке (на картах обозначена Parkplatz P1 Spitzbühl). Впрочем, если вы на целый день, удобнее оставить машину на целый день за двадцатку.
Мы прогулялись пешком, потом съездили на туристическом автобусе к подножью горы Plattkofel и, воспользовавшись подъемником, поднялись на склон к горному приюту Williams Hütte. Погуляли там, и вернулись на автобусе к машине.
Днем, как и на Брайес, заехать на плато нельзя собственным транспортом, но есть канатная дорога Seiser Alm Bahn из городка Siusi. Если приехали в обед — это едва ли не единственный вариант.
Дальде мы планировали ехать на перевал Стельвио и озеро Комо, но я вовремя посмотрел Гугл-карты и узнал, что он закрыт из-за дорожных работ. Быстренько перепланировал маршрут и мы направились к морю, в сторону Генуи, по пути проехав вдоль озера Гарда. О том как, когда и куда мы доехали я напишу уже в следующей части, а на сегодня это все.)
Конечно, это далеко не полный перечень интересных мест в Доломитах, которые я бы хотел посетить. На самом деле, у меня уже готов маршрут на неделю в этот регион, мы должны были проехать его летом 2020 года, если бы не коронавирус… И я думаю, таки проедем! Может даже в этом году.) А пока остается только дома сидеть, да о прошлых путешествиях писать. Если этот пост был вам интересен — нажмите кнопку «Поделиться» 😉 Вам не сложно, а мне приятно.))
7 советов тем, кто мечтает отправиться в автопутешествие по Италии
Отпуск в Италии — отличная идея в любое время года. Летом тебя ждут красивые пляжи и тёплое море, зимой — термальные источники и атмосфера рождественской сказки. Ну а вкусная еда и красивая архитектура вообще не зависят от сезона. Если ты едешь в Италию, то сидеть на одном месте — преступление вселенского масштаба. Ведь в каждом, даже самом маленьком, городе здесь найдётся, что посмотреть или попробовать.
Если у тебя есть права, то взять в аренду машину — отличная идея. Автомобиль в путешествии — штука удобная: с ним ты не будешь зависеть от расписания общественного транспорта и без труда доберёшься в любое место. Да, такая роскошь влечёт дополнительные расходы: в бюджет путешествия придётся включить стоимость аренды и бензина. Но все мы знаем, что новые впечатления бесценны, поэтому оно того стоит!
Каждый регион Италии привлекателен по-своему, но в этом году я решила «пойти на север» и отправилась на Лигурийское побережье. Самый простой вариант попасть на Итальянскую Ривьеру — долететь до Генуи. Самый дешёвый (как правило) — прилететь в Милан: билет со стыковкой в Вене или Мюнхене можно купить за 14 000 руб. (туда-обратно). От Милана до побережья — примерно 2,5 часа езды. По дороге ты можешь остановиться в паре интересных мест, например заехать в потрясающей красоты монастырь Чертоза-ди-Павия, включённый в список всемирного наследия ЮНЕСКО.
Жильё на побережье лучше бронировать заранее: даже в сентябре, когда «красный сезон» идёт на убыль, цены здесь далеко не самые демократичные. Я остановилась в окрестностях города Империа в пяти минутах ходьбы от пляжа. Геолокация более чем удобная: до Генуи можно доехать менее чем за два часа, а дорога до ближайшего французского города — Ментоны — займёт всего лишь около часа. А там уж и до Ниццы рукой подать, поэтому сможешь прокатиться сразу по двум странам вместо одной.
Тем, кто арендует машину для путешествия по Италии, стоит держать в голове несколько лайфхаков, способных значительно сэкономить время, нервы и даже иногда деньги.
Не арендуй очень большую машину
Арендовать машину в Италии несложно: в этой стране представлены все ведущие прокатные компании, а также несколько местных сервисов. Всё, что тебе понадобится, — это банковская карта и международное водительское удостоверение.
Даже если по родному городу ты катаешься на огромном джипе, оставь идею арендовать большую машину для путешествия по Италии (да и по Европе вообще). Тебе точно не понравится ездить по узким улицам, да и найти место на парковке будет сложнее. Лучше выбрать что-нибудь компактное, но вместительное (ты же в Италии, тебе понадобится место для чемоданов!). Аренда машины типа Renault Megane в компании Avis на 15 дней обойдётся примерно в 230—330 € (механика/автомат).
Важно: машину нужного тебе класса лучше заказывать минимум за сутки до планируемого времени прибытия, иначе желаемого авто может просто не оказаться на станции.
С компактным авто путешествовать по Италии намного комфортнее и приятнее.
Не экономь на страховке
Чтобы чувствовать себя более уверенно и сэкономить нервы, можешь оплатить расширенную страховку (примерно 533 € на 15 дней). Это очень полезная штука с учётом довольно хаотичного итальянского движения: с полной страховкой тебе не придётся переживать из-за неприятных инцидентов на дорогах. Даже если автомобиль будет повреждён (или его угонят), тебе ничего не придётся платить. Что касается базовой страховки, которая уже входит в стоимость аренды, то она покрывает затраты лишь частично.
Не торопись забирать машину
Если ты живёшь в Москве или другом большом городе, то итальянскими пробками тебя едва ли испугаешь. А вот поиск парковки может превратиться в энергозатратный квест. Поэтому если ты прилетаешь в Милан или, например, Геную, где хочешь пару дней погулять, то лучше не брать машину сразу в аэропорту. Доберись до центра на общественном транспорте, спокойно осмотри достопримечательности, а уж потом отправляйся в пункт проката.
Милан. Прежде чем забирать машину, можешь сначала погулять пешком по городу, а потом уже мчать дальше.
Если забираешь и возвращаешь автомобиль на разных прокатных станциях, но в пределах одного города, то доплачивать не придётся. Например, в Милане получить машину можно на центральном вокзале, куда ведут все дороги, а вернуть — в аэропорту вылета.
Не жалей денег на платные трассы
Италия опутана сетью скоростных шоссе, по которым можно быстро добраться из пункта А в пункт Б. Удовольствие это недешёвое: например, дорога из Милана до города Империя на побережье обойдётся тебе в 20 €. Время в пути — 2,5 часа. Из Генуи до той же Империи можно домчаться за 13 €.
Зато экономия по времени нередко получается очень значительной, особенно если ты путешествуешь по Лигурийскому побережью. Бесплатная трасса Aurelia SS1 вдоль моря, безусловно, живописная, но очень извилистая и узкая. К тому же она проходит через огромное количество населённых пунктов, что подразумевает серьёзные скоростные ограничения (до 30 км/ч). Скорость на платной трассе будет ограничена оптимистичной цифрой 110 км/ч, да и места для манёвров здесь предостаточно. Платные трассы оборудованы удобными зонами отдыха и заправками с магазинами, туалетами и кафе.
Платный трассы — хорошая инвестиция: нет ограничений скорости, вокруг живописные виды, а по пути — кафе, магазинчики и закусочные.
Заправляйся в будни
С заправками в Италии нет никаких проблем, кроме одной: по воскресеньям они закрыты. Вернее, так: заправиться ты сможешь, но делать это придётся в автоматическом режиме. Казалось бы, ничего страшного, ведь мы давно привыкли пользоваться кредитными и дебетовыми картами. Вот только на твоей карте заблокируют сумму, которая может превышать 100 €. И неважно, сколько бензина тебе нужно: полный бак или 5 литров (стоимость 1 литра 95-го бензина варьируется от 1,56 до 1,63 € в зависимости от заправки и её локации). Заблокированные в качестве депозита деньги непременно вернут, но срок ожидания доходит до трёх месяцев.
Также в Италии встречаются автоматические заправки, похожие на терминалы для оплаты телефона. Здесь всё просто: опускаешь купюру и получаешь топливо. Удобный вариант, если бензин всё-таки потребовался тебе в воскресенье или рано утром.
Кстати, одна из таких заправок находится в непосредственной близости от миланского аэропорта Мальпенса : теперь ты точно сможешь вернуть машину с полным баком вне зависимости от времени вылета!
По воскресеньям заправки закрыты, так что лучше заправляться в будни, чтобы не сталкиваться с автоматическим режимом. Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock.com
Не пугайся, если тебя остановила полиция
Если тебя остановила итальянская полиция, не спеши паниковать: скорее всего, это банальная проверка документов. Большинство стражей порядка неплохо говорят по-английски, да и настроены они максимально дружелюбно, особенно по отношению к туристам. Тебе нужно будет показать права и документы на машину (как правило, прокатная компания высылает их на электронную почту, просто сохрани копию в телефоне). Фотографии загранпаспортов в том же телефоне тоже не будут лишними на случай, если полицейский захочет проверить твою личность.
Заранее изучи принципы парковки
Парковки в Италии бывают подземными и уличными. На них обычно стоят указатели, а наиболее крупные отмечены на картах. С подземными всё просто: ты заезжаешь, вытягиваешь из автомата талон, паркуешься. Перед выездом оплачиваешь талон в специальном автомате. Стоимость парковки в разных городах варьируется, но в среднем составляет от 1 до 2 € в час.
Синяя разметка означает, что парковка платная — паркомат найдёшь поблизости. Фото: Vereshchagin Dmitry / Shutterstock.com
На уличных парковках важно уделять внимание цвету разметки. Например, вставать на «белые» места можно совершенно бесплатно, а вот синие полоски означают, что паркомат где-то поблизости. Это правило работает в большинстве регионов Италии. Иногда на знаке, установленном на парковке, может быть указано ограничение по времени: скажем, машину нельзя оставлять дольше чем на 90 минут. В этом случае тебе придётся купить (в газетном киоске или на заправке) и положить под лобовое стекло парковочный диск, на котором можно указать, во сколько было занято место.
Белая разметка — для бесплатной парковки. Фото: Nataliia Budianska / Shutterstock.com
Италия — идеальное направление для тех, кто хочет наполнить содержанием каждую минуту своего отпуска. Даже если ты 30 раз приедешь в эту страну, на 31-й она всё равно найдет, чем тебя удивить, ведь красота и история здесь повсюду. Так что запрыгивай в машину и отправляйся на поиски приключений. И вовсе не важно, есть у тебя продуманный маршрут или ты двигаешься в рандомном направлении, будь уверен в том, что разочароваться тебе не придётся!
5 самых красивых автомобильных маршрутов Италии: античные города, розовые горы и виноградники
Большинство туристов предпочитают морское побережье Италии, горнолыжные курорты или большие города, с их музеями и архитектурными шедеврами. Тем же, кто хочет повидать горные вершины и альпийские луга, лимонные рощи и виноградники Тосканы, старинные городки и средневековые замки, мы советуем взять в аренду автомобиль и отправиться по одному из следующих маршрутов.
1. Дорога S163 по Амальфийскому побережью: море, тихие бухты и горный серпантин
Фото: @stepcar73 / @emianofficial / Instagram.com
Побережье Амальфи находится на юго-западе Италии, недалеко от Неаполя, на полуострове Соррентино. В 1997 году все 40 километров побережья были включены в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Трасса S163, которую не раз называли самой красивой дорогой Италии, пролегает по горному серпантину через лимонные рощи и старинные города, рядом с пляжами, бухтами и виноградниками. Городки и рыбацкие деревни на побережье особенные — они, как птичьи гнезда, крепятся к почти отвесным скалам и нависают над морем.
S163 проходит через шесть (Пирано, Амальфи, Минори, Мажори, Четара и Виетри суль Маре) из шестнадцати населённых пунктов побережья. Остальные десять находятся в нескольких километрах от дороги. Если есть возможность, советуем посетить их все, ведь каждый из них уникален: в Амальфи есть собор редчайшего нормано-византийского стиля и старинный арсенал, в Минори — отменные рестораны и кондитерские, а также песчаные пляжи. Равелло лежит выше других городов,с его смотровых площадок видно всё побережье, а в Конка-дей-Марини есть огромный грот со сталактитами, средневековые башни, монастырь и церкви.
2. Дорога Кьянти в Тоскане: виноградники, соборы, замки и холмы
Фото: @allie.blaire / @walre037
Кьянти — самое известное итальянское вино, его производят из винограда Санджовезе в Тоскане. Этот регион славится отличными вином и кухней, удивительной природой и богатым культурным наследием. Побывать в природных заповедниках и средневековых городах, попробовать лучшие вина и увидеть старинные замки и монастыри можно, отправившись по дороге Кьянти (Via Chiantigiana) S222, которая соединяет Сиену и Флоренцию.
Итальянские путеводители советуют выезжать из Флоренции и, минуя поля пшеницы, виноградники и оливковые рощи, неторопливо ехать от одного средневекового городка к другому. В Импрунете есть старинные винодельни и маслодавильни, ренессансный собор и вилла семейства Медичи, расписанная Джованни Маноцци. Греве-ин-Кьянти славится винными погребами с самым ценным сортом кьянти — «Кьянти классико», старинными фресками, замками и тавернам, отделанными терракотой. Панцано окружён кипарисовыми и оливковыми рощами, а в центре города стоит средневековый замок.
3. Путь по Доломитовым горам на северо-востоке Италии: озёра, розовые горы и средневековые замки
Доломитовые Альпы — один из самых красивых горных массивов Европы, внесённый в Cписок Всемирного природного наследия ЮНЕСКО. У этих гор удивительный цвет — днём они почти белые, а на закате окрашиваются в сотни оттенков красного и розового. Ле Корбюзье, один из самых известных архитекторов ХХ века, называл их самым прекрасным архитектурным творением в мире. 110-километровая дорога из Больцано в Кортина-д’Ампеццо, которую называют Большим доломитовым путём (Grande Strada delle Dolomiti), пролегает рядом с высочайшими пиками, озёрами и водопадами, через альпийские луга и старинные города.
Дорога начинается в Южном Тироле, в городе Больцано, где есть средневековые замки и романо-готический собор, а в археологическом музее хранится мумия Эци, Тирольского ледяного человека, жившего в горах около 5300 лет назад. Дальше путь лежит через озеро Карецца, чьи воды переливаются разными цветами, и горный массив Катеначчо, который называют «воротами в Доломиты». Дальше путь лежит по извилистым горным дорогами, через лыжные курорты, хвойные леса и мимо древнего замка Андраз. Вскоре после замка дорога спускается в долину Ампеццо, в курортный город Кортина-д’Ампеццо, где в 1956 году проводились зимние Олимпийские игры.
4. Три дороги древней Сицилии: море, вулкан, древнегреческие развалины и пышное барокко
Фото: @nikko1983 / @akselz / Instagram.com
Сицилию омывают три моря, здесь чистейшие пляжи, отменная кухня и удивительная архитектура. Древнегреческие и раннехристианские памятники соседствуют с барочными церквями, мрачными катакомбами и современным новостроем. А ещё здесь находится единственный действующий вулкан Европы. Через самые красивые места и главные достопримечательности острова пролегают три дороги: S114, S115, S113.
S114 тянется по восточному побережью, соединяя Мессину и Сиракузы. Дорога проходит по побережью и равнинам, рядом с вулканом Этна, через средневековую Таормину, лежащую на вершине холма, и портовую Катанию с барочными соборами, мраморными фонтанами и домами из черного вулканического камня.
Трасса S115 идёт от Сиракуз до Трапани на западе острова, через тихие деревни и леса, по побережью и долинам с руинами древних городов. В долине Валь-ди-Ното дорога пролегает через барочные города Рагузу и Ното к побережью, сворачивает к средневековому городку Агридженто и дальше ведёт к Долине храмов — известнейшим древнегреческим руинам на острове.
S113 соединяет два морской порта — Трапани на северо-западе Сицилии и Мессину — на северо-востоке, пролегая по горам и северному побережью через Палермо, столицу острова и Тиндари, тихий город с древнеримскими развалинами и средневековыми монастырями, который окружают пляжи и пещеры.
5. Дорога вокруг озера Комо в Ломбардии: Альпы, замки, парки и виллы королей
Озеро Комо — одно из красивейших озёр Европы, находится в 40 километрах от Милана, на северо-западе Италии. На протяжении столетий сюда приезжали отдыхать европейские аристократы, и сегодня их виллы с огромными садами, парками и роскошными интерьерами — популярные достопримечательности региона. Озеро окружают Альпы, на его берегах находятся роскошные виллы 18-20 веков, парки, средневековые церкви, музеи, старинные замки и крепостной вал. У Комо редкая вытянутая форма, в которой одни видят перевернутую букву Y, а другие — силуэт бегущего человека. Длина дороги, идущей по берегам и окрестностям, — 140 километров.
Начинать маршрут можно в любом из городов на берегу озера. При желании можно не объезжать озеро по кругу, а воспользоваться паромом, которым соединяет 4 города (Варенна, Белладжо, Менаджо, Каденаббия) на разных концах озера. Советуем посетить следующие места: Замок Кастелло ди Вецио, откуда с высоты птичьего полёта просматривается всё озеро, и смотровую площадку в Белладжио, с которой, по мнению местных жителей, открывается лучший вид на Комо. На вилле Бальбьянелло в в Ленно снимался один из эпизодов «Звёздных войн», на вилле д’Эсте в Черноббио жили английские короли, а Вилла Карлотта в Тремеццо славится своим парком и шедеврами живописи. Самые красивые города маршрута — Комо и Лекко, со средневековыми соборами, ратушами, домами и прекрасными набережными.