По каким признакам классифицируют двигатели тракторов и автомобилей
По каким признакам классифицируют двигатели тракторов и автомобилей
По числу тактов (ходов поршня) имеются следующие виды двигателей:
— четырехтактные, рабочий цикл которых выполняется за четыре хода поршня, или за два оборота коленчатого вала;
— двухтактные, рабочий цикл которых продолжается два хода поршня, или один оборот коленчатого вала.
По способу смесеобразования двигатели также подразделяются на два вида:
— с внешним смесеобразованием, когда горючая смесь образуется вне цилиндра —в карбюраторе при легком жидком топливе (бензине или керосине) или в смесителе при газообразном топливе;
— с внутренним смесеобразованием, когда топливо и воздух поступают в цилиндр раздельно и там смешиваются; при этом топливо впрыскивается под большим давлением в конце хода сжатия воздуха.
По способу воспламенения рабочей смеси могут быть двигатели с принудительным зажиганием и самовоспламенением. Двигатели с внешним смесеобразованием имеют принудительное воспламенение смеси, а с внутренним смесеобразованием — самовоспламенение. Последние двигатели называются дизелями.
Рекламные предложения на основе ваших интересов:
Дополнительные материалы по теме:
Двигателем внутреннего сгорания ( ДВС ), установленным на автомобиле или тракторе, называется тепловая энергетическая установка, в которой теплота сгорающих в рабочем пространстве газов преобразуется в механическую работу.
Ниже перечислены семь признаков, по которым классифицируют автотракторные двигатели.
1. Способ преобразования тепловой энергии в механическую работу,
а) поршневые двигатели, в которых работа расширения сгорающих в надпоршневом пространстве газов преобразуется с помощью кривошипно-шатунного механизма в работу вращения коленчатого вала (процесс преобразования происходит последовательными циклами);
б) роторно-поршневые двигатели, в которых ротор (поршень) совершает вращательное движение в корпусе; при вращении ротора между ним и стенками корпуса образуются камеры переменного объема, в которых осуществляется рабочий процесс, аналогичный процессу в поршневом двигателе;
в) газотурбинные двигатели, в которых процесс сгорания газов совершается в специальной камере, а преобразование тепловой энергии в механическую происходит на лопатках колеса газовой турбины (процесс преобразования происходит непрерывно).
2. Способ смесеобразования:
а) двигатели с внешним смесеобразованием, у которых горючая смесь образуется вне рабочих цилиндров в специальных приборах — карбюраторе или смесителе (карбюраторные и газовые двигатели);
б) двигатели с внутренним смесеобразованием, у которых образование горючей смеси происходит непосредственно в цилиндре в момент подачи в него топлива (дизели).
3. Способ осуществления рабочего цикла:
а) четырехтактные, у которых рабочий цикл осуществляется за четыре хода поршня или два оборота коленчатого вала;
б) двухтактные, в которых рабочий цикл совершается за два хода поршня или один оборот коленчатого вала.
4. Вид применяемого топлива:
а) двигатели, работающие на легком жидком топливе (бензине);
б) двигатели, работающие на тяжелом жидком топливе (дизельном топливе, соляровом масле);
в) двигатели, работающие на газообразном топливе (сжатом и сжиженном газах).
5. Способ воспламенения смеси:
а) двигатели с восиламенени-ем от электрической искры (карбюраторные и газовые);
б) двигатели с воспламенением от сжатия (дизели).
7. Способ охлаждения:
а) двигатели с жидкостным охлаждением;
б) двигатели с воздушным охлаждением.
Наибольшее распространение на автомобилях, тракторах и строительных машинах получили поршневые карбюраторные двигатели и дизели. Карбюраторные двигатели устанавливают на грузовых автомобилях малой и средней грузоподъемности, а также на строительных машинах небольшой мощности. На автомобилях большой грузоподъемности, тягачах и тракторах применяются дизели. Преимуществами дизелей по сравнению с карбюраторными двигателями являются высокая экономичность (расход топлива на 20—25% ниже, чем у карбюраторных двигателей), применение более дешевых топлив, которые к тому же менее опасны в пожарном отношении из-за более низкой воспламеняемости, большая надежность в работе ввиду отсутствия системы зажигания, низкая коррозионность топлива. Недостатками дизелей по сравнению с карбюраторными ДВС являются увеличенные масса и размеры на единицу мощности, высокая первоначальная стоимость из-за повышенной металлоемкости и высокой точности изготовления топливной аппаратуры, затрудненный пуск при низких температурах, более шумная и жесткая работа.
КЛАССИФИКАЦИЯ ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ
Тракторомназывается колесная или гусеничная машина, используемая в качестве энергетического средства для передвижения сельскохозяйственных, дорожных и других машин, снабженных специальными рабочими органами, а также для буксировки прицепов.
Сельскохозяйственные тракторы классифицируют по следующим признакам (рис. 1).
По назначению современные тракторы делят на три группы:
— общего назначения (пахотные);
Тракторы общего назначения применяют для выполнения основных сельскохозяйственных работ, при возделывании большинства растений: пахоты, дискования, сплошной культивации, боронования, посева, уборки.
Гусеничные | Полугусеничные | Колесные | 3´2 | 4´2 | 4´4 |
0,2 | По типу движителя | По назначению | Общего назначения | Горные | |
0,6 | Универсально-пропашные | Болотоходные | |||
0,9 | Специальные | Мелиоративные | |||
1,4 | Садовые | ||||
2,0 | Трактор | Самоходные шасси | |||
3,0 | По тяговому усилию ТС | По типу остова | Виноградниковые | ||
4,0 | Хлопководческие | ||||
5,0 | Рамные | Свекловодческие | |||
6,0 | Полурамные | Лесохозяйственные | |||
8,0 | Безрамные |
Рис. 1. Классификация тракторов
Они отличаются малыми дорожным просветом, повышенной мощностью двигателя и хорошим сцеплением с почвой благодаря широким шинам или гусеницам, что позволяет им развивать большую силу тяги. К этому классу относятся тракторы Т-150К, ДТ-75М, К-701, Т-150.
Универсально-пропашные тракторы служат для междурядной обработки пропашных культур и многих других сельскохозяйственных работ. С этой целью у некоторых универсально-пропашных тракторов предусмотрены сменные ведущие колеса с узкими шинами для работ в междурядьях. Чтобы не повредить растения тракторы имеют большой дорожный просвет и ширину колеи, регулируемую соответственно ширине междурядий. К этому семейству относятся такие тракторы, как Т-30, Т-40, ЮМЗ-6Л, МТЗ-8082, МТЗ-100, МТЗ-142.
Специальные тракторы являются модификацией какого-либо трактора общего назначения или универсально-пропашного и используются при выполнении определенного вида работ (на виноградниках, хлопчатнике или разных работ, но в строго определенных условиях).
По конструкции ходовой части тракторы бывают гусеничные, колесные и полугусеничные:
— гусеничный трактор обладает большой опорной поверхностью и поэтому имеет хорошее сцепление с почвой, незначительно ее сминает и уплотняет. Такой трактор с высокой проходимостью способен развивать большое тяговое усилие.
— колесный трактор более универсальный по сравнению с гусеничным и может использоваться как на полевых работах, так и на транспортных. Сцепление с почвой у него хуже, чем у гусеничного трактора.
По типу остова тракторы делят:
— на рамные, остов которых представляет собой клепанную или сварную раму;
— на полурамные, остов которых образует две короткие продольные балки, привернутые или приклепанные к корпусу заднего моста.
— безрамные, остов которых состоит из соединенных между собой корпусов отдельных механизмов.
По номинальному тяговому усилию тракторы подразделяют на десять классов, различающихся между собой мощностью.
По приспособляемости к дорожным условиям: нормальной проходимости, например 4К2 и повышенной проходимости (все колеса ведущие) например 4К4.
Автомобиль — это самоходное транспортное средство, предназначенное для перевозок грузов, людей или выполнения специальных задач.
По назначению автомобили подразделяют на несколько типов:
Грузовые автомобили, в свою очередь, подразделяют по грузоподъемности (т.е. по массе груза, который можно перевезти в кузове) на следующие классы:
— особо малый (до 0,5 т);
— малый (от 1,0 до 2,0 т);
— средний (от 2,0 до 5,0 т);
— большой (от 5,0 до 15,0 т);
— особо большой (свыше 15,0 т).
Автомобили для перевозки сыпучих и вязких грузов оборудуют самосвальными кузовами и называют автомобилями-самосвалами.
Специальные автомобили служат для выполнения определенных работ, для чего они оборудованы специальными приспособлениями. К этой группе автомобилей относят автокраны, автоцистерны, автозаправщики семян и другие. Они представляют собой видоизмененные модели (модификации) транспортных автомобилей.
Спортивные автомобили предназначены для занятий автомобильным спортом.
По типу шасси автомобили подразделяют на рамные и безрамные:
— рамные автомобили имеют в качестве остова раму, к которой крепят составные части и механизмы автомобиля;
— безрамные автомобили не имеют в качестве остова рамы, а составные части и механизмы автомобиля крепят к кузову. В этом случае кузов автомобиля называют несущим.
По приспособляемости к дорожным условиям различают автомобили дорожной (нормальной) проходимости (для работы главным образом на дорогах с твердым покрытием и сухих грунтовых) и повышенной проходимости (для движения по плохим дорогам и в условиях бездорожья).
Все тракторы и автомобили условно обозначают колесной формулой, где первая цифра – общее число колес, а вторая – число ведущих колес. Например, трактор (автомобиль) типа 4х2 имеет четыре колеса, из них два ведущих, а типа 4х4 – также четыре колеса, все ведущие.
Краткая техническая характеристика современных тракторов и автомобилей приведена в таблицах 1.1…1.4.
1.1.Краткая техническая характеристика колесных тракторов
Показатель | Т-16МГ | Т-30А-80 | ЛТЗ-55 | МТЗ-82 | Т-150 К | К-701 |
Назначение | Универсальное самоходное шасси | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | 0,6 | 0,6 | 0,9 | 1,4 | ||
Колесная формула | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 | 4х4 | 4х4 |
Тип остова | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Полурамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-21 | Д-120 | Д-144 | Д-240 | СМД-62 | ЯМЗ-240Б |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 18,4 | 22,0 | 36,7 | 121,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | ||||||
Скорость движения, км/ч | 4,9..20,6 | 5,2..23,4 | 6,9..30 | 1,9..33,4 | 3,4..30 | 2,9..33,8 |
1.2.Краткая техническая характеристика гусеничных тракторов
Показатель | Т-70С | ДТ-75 | ДТ-175 | Т-150 | Т-4А |
Назначение | Универсально-пропашной | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения | Общего назначения |
Тяговый класс | |||||
Тип остова | Полурамный | Рамный | Рамный | Рамный | Рамный |
Марка двигателя | Д-241 | СМД-18Н | СМД-66А | СМД-60 | А-01М |
Номинальная мощность двигателя, кВт | 51,5 | 132,5 | 92,5 | ||
Конструктивная масса трактора, кг | |||||
Скорость движения, км/ч | 1,6..11,4 | 5,4..11,5 | 3,4..16 | 3,8..17,5 | 3,5..9,5 |
Часовой расход топлива, кг/час | 13,3 | 16,2 | 31,0 | 28,0 | 20,0 |
1.3. Краткая техническая характеристика грузовых автомобилей
Показатель | УАЗ-3303 | ГАЗ-53А | ГАЗ-66 | ЗИЛ-130 | КамАЗ-5320 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х4 | 4х2 | 6х4 |
Грузоподъемность, т | 0,8 | ||||
Собственная масса, кг | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 58,9 | 84,6 | 84,6 | 102,9 | 154,4 |
Тип двигателя | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Карбюратор | Дизель |
Максимальная скорость движения, км/ч |
1.4. Краткая техническая характеристика легковых автомобилей
Показатель | ВАЗ-2121 «Нива» | ВАЗ-2109 | АЗЛК-2141 «Москвич» | ГАЗ-24-10 «Волга» | УАЗ-3151 |
Колесная формула | 4х4 | 4х2 | 4х2 | 4х2 | 4х4 |
Число посадочных мест | 4; 5 | ||||
Собственная масса | |||||
Номинальная мощность двигателя, кВт | 56,3 | 56,9 | 56,3 | 73,6 | 58,9 |
Максимальная скорость движения км/ч |
Контрольные вопросы
1. Каковы принципы и структура построения типажа тракторов?
2. Какие тяговые классы содержит типаж тракторов?
3. По каким признакам классифицируются тракторы?
4. По каким признакам классифицируются автомобили?
Определение и классификация автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания
Двигатель внутреннего сгорания представляет собой тепловой двигатель, в котором происходит преобразование химической энергии сгорающего в рабочем цилиндре топлива в механическую работу.
На тракторах и автомобилях используются поршневые двигатели внутреннего сгорания.
Классификация автомобильных и тракторных двигателей внутреннего сгорания:
1) – По способу воспламенения горючей смеси (воспламенение от сжатия либо принудительное воспламенение от электрической искры);
2) – По виду используемого топлива (бензиновые, дизельные, газовые);
3) – По способу приготовления горючей смеси либо по типу смесеобразования (внешнее либо внутреннее смесеобразование). В бензиновых двигателях приготовление смеси осуществляется в специальном приборе – карбюраторе, тогда как двигателях, использующих в качестве топлива газ, смесеобразование происходит в смесителе, то есть данные двигатели работают с внешним смесеобразованием. В случае, когда топливо и воздух подаются в цилиндр раздельно и уже там смешиваются, такие двигатели имеют внутреннее смесеобразование. Данные двигатели именуются дизельными (изобрёл такой двигатель инженер Р. Дизель);
4) – По способу реализации рабочего цикла двигатели внутреннего сгорания подразделяются на двухтактные и четырёхтактные. В двухтактных двигателях рабочий цикл (за счёт различных конструктивных устройств) осуществляется за один оборот коленчатого вала, что позволило при аналогичной мощности и меньшей частоте вращения (в сравнении с четырёхтактным двигателем) изготавливать двухтактные двигатели с меньшей массой, то есть они обладают меньшей металлоёмкостью. В четырёхтактных двигателях рабочий цикл осуществляется за два оборота коленчатого вала и состоит из четырёх последовательных процессов: впуска, сжатия, воспламенения и выпуска продуктов сгорания;
5) – По числу цилиндров двигатели подразделяются на одноцилиндровые, двухцилиндровые и многоцилиндровые (четырёхцилиндровые, шестицилиндровые, восьмицилиндровые и прочие). Расположение цилиндров в двигателе может быть рядным либо V-образным;
6) – По типу системы охлаждения двигатели изготавливают с воздушным либо жидкостным охлаждением.
Система тракторов и автомобилей. Классификация двигателей внутреннего сгорания
Изучение предназначения, типажей и классификации тракторов. Классификация двигателей внутреннего сгорания по способу охлаждения: с жидкостным и воздушным охлаждением, по способу воспламенения рабочей смеси и смесеобразования, по расположению цилиндров.
Рубрика | Транспорт |
Вид | реферат |
Язык | русский |
Дата добавления | 08.03.2013 |
Размер файла | 13,7 K |
Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже
Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.
Размещено на http://www.allbest.ru/
СИСТЕМА ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ. КЛАССИФИКАЦИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ ВНУТРЕННЕГО СГОРАНИЯ
Автомобильный транспорт, используемый в сельскохозяйственном производстве, подразделяется на грузовой, специальный и пассажирский.
Грузовые автомобили классифицируются по грузоподъемности и в зависимости от устройства подразделяются на машины общего назначения, специализированные и специальные. Автомобили общего назначения, оборудованные неопрокидывающейся бортовой грузовой платформой, предназначены для перевозки всех видов грузов, кроме жидких без тары (МАЗ-4370, ЗИЛ-5301 и др.).
Специальные автомобили предназначены для выполнения нетранспортных работ. К ним относятся автокраны МАЗ-5337 КС-3577, пожарные, санитарные автомобили (УАЗ-452А), передвижные ремонтные мастерские.
Двигатели внутреннего сгорания классифицируются по признакам:
1. По виду топлива, используемому в двигателях: дизельные, работающие на дизельном топливе; карбюраторные, работающие на бензине; газобаллонные, работающие на газообразном топливе.
2. По способу осуществления рабочего процесса: 2-тактные и 4-тактные.
3. По числу цилиндров: одно-, двух-, четырехцилиндровые и т. д.
4. По расположению цилиндров: с рядным вертикальным, рядным горизонтальным, 2-х рядным V-образным и 2-х рядным оппозитным расположением цилиндров.
5. По способу смесеобразования: с внешним (карбюраторные, инжекторные и газобаллонные) и внутренним (дизельные) смесеобразованием.
6. По способу воспламенения рабочей смеси: с воспламенением от сжатия (дизельные), с принудительным воспламенением от электрической искры (карбюраторные, инжекторные и газобаллонные).
7. По способу охлаждения: с жидкостным и воздушным охлаждением.
Цикл работы двигателя состоит из тактов:
Описанный цикл работы двигателя называется четырехтактным. Он продолжается в течение двух оборотов коленчатого вала. Двигатели, у которых цикл заканчивается за один оборот коленчатого вала, называют двухтактными.
1. Такт впуска. Поршень под воздействием коленчатого вала и шатуна перемещается от в.м.т. к н.м.т. при открывается впускной клапан, и в цилиндр над поршневым пространством поступает воздух. Давление в конце такта впуска составляет 0,08…0,09 МПа, температура воздуха 50…70 єС. Когда поршень дойдет до н.м.т. впускной клапан закроет канал, по которому поступал воздух.
2. Такт сжатия. При дальнейшем вращении коленчатого вала поршень начинает двигаться вверх, впускной и выпускной клапаны закрыты. Воздух в цилиндре сжимается, в конце такта сжатия давление в цилиндре достигает 3,5…4 МПа, а температура 500…600 єС, которая превышает температуру самовоспламенения топлива. При положении поршня, близком к в.м.т., в цилиндр через форсунку в распыленном состоянии под давлением, создаваемым топливным насосом, впрыскивается дизельное топливо. При этом оно интенсивно смешивается с нагретым воздухом, образуя рабочую смесь.
Поскольку температура сжатого воздуха выше температуры самовоспламенения топлива, рабочая смесь воспламеняется и сгорает. Давление сгорающих газов повышается до 5,5…9 МПа, а их температура до 1800…2100 єС.
3. Такт расширения. При этом такте впускной и выпускной клапаны закрыты. Расширяющиеся газы давят на поршень, и он движется от в.м.т. к н.м.т., поворачивая через шатун коленчатый вал. В начале такта расширения сгорает остальная часть топлива. К концу такта давление газов уменьшается до 0,3…0,4 МПа, а температура до 600…900 єС.
4. Такт выпуска. Когда поршень подходит к н.м.т., открывается выпускной клапан. Отработавшие газы под действием избыточного давления, а затем давления поршня устремляются через открытый клапан в атмосферу. При этом поршень за счет энергии маховика, накопленной при такте расширения, переместится к в.м.т. и очистит цилиндр от отработавших газов. Давление газов в конце такта выпуска равно 110…120 кПа, температура 400…800 єС. В дальнейшем рабочий цикл повторяется.
Рабочий цикл 4-тактного карбюраторного и инжекторного двигателей в целом аналогичен дизельному. Однако в этом случае рабочая смесь приготавливается в карбюраторе (у инжекторного двигателя во впускном коллекторе), а не в цилиндре, как у дизельного. Воспламенение смеси происходит за счет искры, возникающей между электродами свечи.
трактор двигатель сгорание цилиндр
1. Халанский В.М., Горбачев И.В. Сельскохозяйственные машины. М.: Колос, 2004.
2. Тарасенко А.П., Солнцев В.Н., Гребнев В.П. и др. Механизация и электрификация сельскохозяйственного производства. М.: Колос, 2003.
3. Сельскохозяйственные машины и основы эксплуатации машинно-тракторного парка / Б. Н. Четыркин и др. 2-е изд. М.: Агропромиздат, 1989.
4. Бубнов Б. 3., Кузьмин М. В. Эксплуатация МТП. М.: Колос. 1980.
5. Гуревич А. М. Тракторы и автомобили: Учебник для инженерных специальностей. 3-е изд. М.: Колос, 1983.
6. Ряднов А.И., Павленко В.Н. Операционные технологии механизированных работ в растениеводстве для условий Нижнего Поволжья: Учебное пособие / Волгогр. гос. с.-х. акад.- Волгоград, 2004,-120с.
Размещено на Allbest.ru
Подобные документы
Двигатели внутреннего сгорания (ДВС) широко применяются во всех областях народного хозяйства и являются практически единственным источником энергии в автомобилях. Расчет рабочего цикла, динамики, деталей и систем двигателей внутреннего сгорания.
курсовая работа [2,5 M], добавлен 07.03.2008
Классификация судовых двигателей внутреннего сгорания, их маркировка. Обобщённый идеальный цикл поршневых двигателей и термодинамический коэффициент различных циклов. Термохимия процесса сгорания. Кинематика и динамика кривошипно-шатунного механизма.
учебное пособие [2,3 M], добавлен 21.11.2012
Классификация и общее устройство мобильных энергетических средств (МЭС). Компоновочные схемы МЭС, их достоинства и недостатки. Структура условного обозначения автомобилей. Общие сведения о двигателях внутреннего сгорания (ДВС). Система охлаждения ДВС.
контрольная работа [2,5 M], добавлен 04.05.2015
Классификация, особенности конструкции и эксплуатационные свойства двигателей внутреннего сгорания, их обслуживание и ремонт. Принцип работы четырехцилиндровых и одноцилиндровых бензиновых двигателей в современных автомобилях малого и среднего класса.
курсовая работа [39,9 K], добавлен 28.11.2014
Расчет годового объема работ по обслуживанию и ремонту автомобилей. Определение потребности в электроэнергии, теплоносителях и воде. Разработка приспособления для обработки шеек коленчатых валов двигателей внутреннего сгорания после их шлифования.
дипломная работа [1,4 M], добавлен 18.06.2015
ТРАКТОРОВ И АВТОМОБИЛЕЙ. 1. Назначение тракторов и их основные типы
Содержание работы:
1. Назначение тракторов и их основные типы.
2. Общее устройство гусеничных и колесных тракторов.
3. Назначение автомобилей и их основные типы.
4. Общее устройство автомобиля.
Трактор – колесная или гусеничная самоходная машина, которую используют в качестве энергетического средства для передвижения прицепных или навесных сельскохозяйственных машин и орудий, а также для приведения в действие рабочих органов сельскохозяйственных машин.
Тракторы классифицируют по следующим признакам:
· назначению – общего назначения, универсально-пропашные и специальные;
· конструкции ходовой части – колесные и гусеничные;
· типу остова – рамные, полурамные, и безрамные;
· тяговому классу – 0,2; 0,6; 0,9; 1,4; 2; 3; 4; 5; 6; 8.
Основные типы тракторов, выпускаемых отечественной промышленностью, представлены на рис.1.
| | |
СШ-25 | МТЗ-82-1 | МТЗ-1221 |
| | |
ЛТЗ-155 | ЛТЗ-60АБ | ТЗО-69 |
| | |
МТЗ-82П | ХТЗ-17221 | ВТ-100ДТ |
| | |
Беларус 921.3СМ | ДТ-75 | ВТ-100ДС |
Рисунок 1 – Типы тракторов
Все тракторы с о с т о я т из определенного набора механизмов, систем и сборочных единиц, из них основными являются (рис. 2):
· двигатель внутреннего сгорания (ДВС);
· рабочее и вспомогательное оборудование.
Двигатель п р е о б р а з у е т химическую энергию сгорания топлива и атмосферного воздуха в механическую энергию (вращение коленчатого вала).
Трансмиссия п р е д с т а в л я е т собой совокупность механизмов, передающих и изменяющих по величине и направлению вращающий момент от коленчатого вала двигателя к ведущим колесам (звездочкам). В трансмиссию входят: сцепление, соединительный вал, коробка передач, главная и конечная передачи (рис.3).
а – гусеничный; б – колесный
1 – остов; 2 – двигатель; 3 – вспомогательное оборудование (кабина);
4 – рабочее оборудование; 5 – трансмиссия; 6 – механизм управления;
Рисунок 2 – Общая компоновка тракторов
Ходовая часть с л у ж и т для преобразования вращательного движения ведущих колес в поступательное движение трактора. В нее входят остов (рама), ведущие и направляющие колеса(гусеничные цепи, поддерживающие ролики).
Механизмы управления п р е д н а з н а ч е н ы для изменения траектории движения трактора, остановки и удержания его неподвижным. К ним относятся планетарный механизм поворота (гусеничный трактор) и рулевой механизм с рулевым приводом (колесные тракторы), а также тормозная система.
Рабочее оборудование п р е д н а з н а ч е н о для агрегатирования трактора с рабочими машинами и орудиями или обеспечения возможности выполнения технологических и транспортных операций. В его состав входят: механизм навески с объемным гидроприводом, прицепное устройство, механизм отбора мощности (МОМ) и гидросистема отбора мощности (ГСОМ). С помощью МОМ и ГСОМ приводятся в действие рабочие органы агрегатируемых машин.
Вспомогательное оборудование с л у ж и т для улучшения условий труда тракториста. К нему относят: кабину с подрессорным сидением, вентилятором, кондиционером, приборами контроля и сигнализации, зеркалами заднего вида, а также облицовка и капот двигателя.
Схемы трансмиссий колесных и гусеничных тракторов имеют некоторые различия (рис. 3).
Судя по рис. 3, б, у колесного трактора с двумя ведущими мостами имеется раздаточная коробка 7, которая распределяет вращающий момент двигателя между мостами. Кроме того, в трансмиссиях колесных тракторов с одним и двумя ведущими мостами имеется дифференциал. Его задачей является распределение вращающего момента, подводимого к нему, между полуосями ведущих колес, что позволяет им вращаться с различными скоростями. Место положения дифференциала между главной и конечными передачами.
а – классическая компоновка; б – с приводом передних ведущих колес;
в – с приводом переднего ведущего моста;
г – компоновка электро- и гидротрансмиссии; д – гусеничные машины
1 – двигатель; 2 – муфта сцепления; 3 – коробка передач; 4 – промежуточная
(карданная) передача; 5 – задний ведущий мост; 6 –синхронные шарниры;
7 – передний ведущий мост; 8 – раздаточная коробка; 9 – электрогенератор или
гидронасос; 10 – электрическая или гидравлическая связь; 11 – электро- или гидромотор; 12 – главная передача; 13 – конечная передача
Рисунок 3 – Схемы трансмиссий тракторов
В марке тракторов указывают сокращенное название завода-изготовителя или характерное для трактора слово и через дефис цифру, указывающую мощность двигателя в л.с.
Автомобиль – это самоходное транспортное средство, которое п р е д н а з н а ч е н о для перевозки грузов, людей или выполнения специальных операций (например, буксирование прицепов).
Автомобили классифицируют по следующим признакам:
· назначению – грузовые, пассажирские и специальные;
· типу шасси – рамные и безрамные;
· приспособляемости к дорожным условиям – нормальной и повышенной проходимости;
· числу осей – двух-, трехосные;
· типу двигателя – карбюраторные, дизельные, инжекторные, газовые, газодизельные.
Колесная формула автомобилей нормальной проходимости 4×2, повышенной проходимости 4×4, 6×4 и 6×6. Автомобили с колесной формулой 4×4, 6×6 называют полноприводными.
В марке автомобилей указывают сокращенное название завода-изготовителя (ГАЗ, ЗИЛ, КамАЗ, МАЗ, “Урал”, КрАЗ, ВАЗ, ИЖ, АЗЛК, ЗАЗ, УАЗ) и через дефис цифру, соответствующую номеру модели.
Наиболее распространенные типы отечественных автомобилей, используемых в сельскохозяйственном производстве, представлены на рис. 4.
| | |
Lada Kalina 1119 | ВАЗ 2115 | ВАЗ 2121 |
| | |
УАЗ Патриот | УАЗ HUNTER | ИЖ 27175 |
| | |
ГАЗ 31105 | ГАЗ MAKSUS | ГАЗ 3307 |
| | |
КАМАЗ 65117 | ЗИЛ 431410 | МАЗ 533603 |
Рисунок 4 – Типы автомобилей
Основные части автомобиля (рис.5) и их размещение практически не отличается от схемы их расположения у колесного трактора.
Одна из основных и отличительных частей автомобиля – это кузов. Кроме того, совокупность трансмиссии, ходовой части и механизма управления автомобилем принято называть шасси. Таким образом, основные части автомобиля – двигатель, шасси, кузов.
Кузов грузового автомобиля состоит из двух или трехместной кабины и грузовой платформы. Кабины устанавливают за двигателем, над ним и перед двигателем. Грузовые платформы бывают:
· самосвальные с гидроприводом (рис. 20);
· постоянно прикрепленные к раме – бортовые (рис. 5).
Для управления автомобилем служит механизм управления, в состав которого входят:
· рулевое управление, предназначение которого изменять направление движения автомобиля,
· тормозная система для снижения скорости движения или остановки автомобиля.
В состав вспомогательных устройств автомобиля входят: лебедка, отопление, вентиляция кабины, тягово-сцепное устройство и др.
4 – рабочее и вспомогательное оборудование; 5 – кузов
Рисунок 5 – Общая компоновка грузового автомобиля
Контрольные вопросы
1. По каким признакам классифицируют тракторы и автомобили?
2. Назвать тяговые классы сельскохозяйственных тракторов.
3. Из каких основных частей состоит трактор?
4. Назвать узлы и механизмы, входящие в состав трансмиссии гусеничного трактора.
5. Перечислить узлы и механизмы, входящие в состав трансмиссий колесных тракторов.
6. Из каких основных частей состоит автомобиль?