По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Типы синхронных машин и их устройство

Синхронная машина состоит из неподвижной части — ста­тора — и вращающейся части — ротора. Статоры синхронных машин в принципе не отличаются от статоров асинхронных двига­телей (см. гл. 7), т. е. состоят из корпуса, сердечника и обмотки (см. рис. 7.1).

Конструктивное исполнение статора синхронной машины мо­жет быть различным в зависимости от назначения и габаритов машины. Так, в многополюсных машинах большой мощности при наружном диаметре сердечника статора более 900 мм пластины сердечника делают из отдельных сегментов, которые при сборке образуют цилиндр сердечника статора. Корпуса статоров крупно­габаритных машин делают разъемными, что необходимо для удобства транспортировки и монтажа этих машин.

Роторы синхронных машин могут иметь две принципиально различающиеся конструкции: явнополюсную и неявнополюсную.

В энергетических установках по производству электроэнергии переменного тока в качестве первичных (приводных) двигателей синхронных генераторов применяют в основном три вида двигате­лей: паровые турбины, гидравлические турбины либо двигатели внутреннего сгорания (дизели). Применение любого из перечисленных двигателей принципиально влияет на конструкцию син­хронного генератора.

Если приводным двигателем является гидравлическая турбина, то синхронный генератор называют гидрогенератором Гидравлическая турбина обычно развивает небольшую частоту вращения (60—500 об/мин), поэтому для получения переменного тока промышленной частоты (50 Гц) в гидрогенераторе применяют ротор с большим числом полюсов. Роторы гидрогенераторов имеют явнополюсную конструкцию, т. е. с явно выраженными полюсами, при которой каждый полюс выполняют в виде отдельною узла, состоящего из сердечника 1, полюсного наконечника 2 и полюсной катушки 3 (рис. 19.3, а). Все полюсы ротора закреплены на ободе 4, являющемся также и ярмом магнитной системы машины, в котором замыкаются потоки полюсов. Гидрогенераторы обычно изготовляются с вертикальным расположением вала (рис. 19.4).

Паровая турбина работает при большой частоте вращения, поэтому приводимый ею во вращение генератор, называемый турбогенератором, является быстроходной синхронной

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис. 19.3. Конструкция роторов синхронных машин:

а — ротор с явно выраженными полюсами; б — ротор с неявно выраженными полюсами

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис. 19.4. Гидрогенератор Братской ГЭС (225 МВт, 15,8 кВ, 125 об/мин):

1 — корпус статора; 2 — сердечник статора; 3 — полюс ротора; 4 — обод ротора; 5 — грузонесущая крестовина

машиной. Роторы этих генераторов выполняют либо двухпо­люсными (n1 = 3000 об/мин), либо четырехполюсными (n1 = 1500 об/мин).

В процессе работы турбогенератора на его ротор действуют значительные центробежные силы. Поэтому по условиям механи­ческой прочности в турбогенераторах применяют неявнополюсный ротор, имеющий вид удлиненного стального цилиндра с

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис 19.5. Турбогенератор:

1 — возбудитель, 2 — корпус, 3 — сердечник статора, 4 — секции водородного

охлаждения, 5 — ротор

профрезерованными на поверхности продольными пазами для об­мотки возбуждения (см. рис. 19.3, б). Сердечник неявнополюсного ротора изготовляют в виде цельной стальной поковки вместе с хвостовиками (концами вала) или же делают сборным. Обмотка возбуждения неявнополюсного ротора занимает лишь 2/3 его по­верхности (по периметру). Оставшаяся 1/3 поверхности образует полюсы. Для защиты лобовых частей обмотки ротора от разруше­ния действием центробежных сил ротор с двух сторон прикрыва­ют стальными бандажными кольцами (каппами), изготовляемыми обычно из немагнитной стали.

Турбогенераторы (рис. 19.5) и дизельгенераторы изготовляют с горизонтальным расположением вала. Дизельгенераторы рас­считывают на частоту вращения 600—1500 об/мин и выполняют с явнополюсным ротором (рис. 19.6).

Большую группу синхронных машин составляют синхронные двигатели, которые обычно изготовляются мощностью до не­скольких тысяч киловатт и предназначены для привода мощных вентиляторов, мельниц, насосов и других устройств, не требую­щих регулирования частоты вращения. Рассмотрим устройство синхронного двигателя серии СДН2 (рис. 19.7). Двигатели этой серии изготовляются мощностью от 315 до 4000 кВт при частотах вращения от 300 до 1000 об/мин и предназначены для включения в сеть частотой 50 Гц при напряжении 6 кВ.

Сердечник статора 4, запрессованный в стальной корпус, со­стоит из пакетов-сегментов, собранных из штампованных листов электротехнической стали толщиной 0,5 мм.Для лучшего охлаждения двигателя пакеты разделены радиальными вентиляционны­ми каналами

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис 19.6. Синхронный генератор (дизель-генератор):

1 — контактные кольца, 2 — щеткодержатели, 3 — полюсная катушка ротора,

4 — полюсный наконечник, 5 — сердечник статора, 6 — вентилятор, 7 — вал

шириной по 10 мм. Обмотка статора 12 двухслойная с укороченным шагом (см. гл. 7). Сердечники полюсов 11 ротора крепятся к остову 3 шпильками 5. Обмотка ротора состоит из полюсных катушек. Контактные кольца 8 крепятся на конце вала. На роторе имеются лопатки 6 центробежного вентилятора. Стояковые подшипники скольжения 2 и 7 установлены на подшипниковых полущитах 1 и 9. Двигатель с торцовых сторон прикрыт сталь­ными щитами 13. В обшивке 10 корпуса имеются вентиляционные окна, прикрытые жалюзи. На боковой поверхности корпуса расположена коробка выводов 14. Возбуждение двигателей

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис. 19.7 Устройство синхронного двигателя серии СДН2

осуществляется от тиристорных преобразователей с автоматиче­ским регулированием тока возбуждения при пуске и остановке двигателей.

На рис. 19.8 показано более подробно устройство элемента синхронного двигателя, характерное для большинства конструк­ций. На вал 1 посажен шихтованный обод 2, на котором посредст­вом Т-образного хвостовика крепится сердечник полюса 3, выполненный

заодно с полюсным наконечником. Сердечники полюсов изготовлены из штампованных листов конструкционной стали толщиной 1,0 или 1,5 мм. Хвостовик полюса запирается в про­дольном пазе обода посредством клиньев 9. Возможно также крепление полюсов к ободу посредством «ласточкина хвоста» (см. рис. 19.3) или шпилек. Стальные щеки 4, стягиваемые шпильками, предотвращают распушение пакета полюса ротора. Щеки имеют заплечики, удерживающие полюсную катушку ротора 5.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис 19.8. Полюс синхронного двигателя

В пазах полюсных наконечников расположены латунные или медные стержни 6 пусковой (успокоительной) обмотки, замкнутые с двух сторон сегментами 7.

Между наружной поверхностью полюсного наконечника и внутренней поверхностью сердечника статора 8 имеется воздушный зазор. По оси полюса этот зазор δ минимален, а на краях — максимален Smax. Такая конфигурация полюсного наконечника необходима для синусоидального распределения магнитной индук­ции в воздушном зазоре. Она достигается тем, что поверхность полюсного наконечника имеет радиус R

Дата добавления: 2015-11-18 ; просмотров: 3375 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Синхронная машина может работать генератором или двигателем. Синхронная машина может работать в качестве двигателя, если подвести к обмотке ее статора трехфазный ток из сети. В этом случае в результате взаимодействия магнитных полей статора и ротора поле статора увлекает за собой ротор. При этом ротор вращается в ту же сторону и с такой же скоростью, как и поле статора.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Наибольшее распространение получил генераторный режим работы синхронных машин, и почти вся электроэнергия вырабатывается синхронными генераторами. Синхронные двигатели применяются при мощности более 600 кВт и до 1 кВт как микродвигатели. Синхронные генераторы на напряжение до 1000 В применяются в агрегатах для автономных систем электроснабжения.

Агрегаты с этими генераторами могут быть стационарными и передвижными. Большинство агрегатов применяются с дизельными двигателями, но приводом их могут быть газовые турбины, электродвигатели и бензиновые двигатели.

Синхронный двигатель отличается от синхронного генератора лишь пусковой успокоительной обмоткой, которая должна обеспечивать хорошие пусковые свойства двигателя.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Схема шестиполюсного синхронного генератора. Показаны сечения обмоток одной фазы (три обмотки, соединенные последовательно). В показанные на рисунке свободные пазы укладываются обмотки двух других фаз. Фазы соединяются в звезду или треугольник.

Режим двигателя: обмотку статора подключают к трёхфазной сети, а обмотку ротора к источнику постоянного тока. В результате взаимодействия вращающегося магнитного поля машины с постоянным током обмотки возбуждения, возникает вращающий момент Мвр, который приводит ротор во вращение со скоростью магнитного поля.

Механическая характеристика синхронного двигателя – зависимость n(M)– представляет собой горизонтальный отрезок прямой.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся Применение синхронных двигателей

Синхронные двигатели имеют по сравнению с асинхронными большое преимущество, заключающееся в том, что благодаря возбуждению постоянным током они могут работать с cosфи = 1 и не потребляют при этом реактивной мощности из сети, а при работе, с перевозбуждением даже отдают реактивную мощность в сеть. В результате улучшается коэффициент мощности сети и уменьшаются падение напряжения и потери в ней, а также повышается коэффициент мощности генераторов, работающих на электростанциях.

Поэтому при понижении напряжения синхронный двигатель сохраняет большую нагрузочную способность. Кроме того, использование возможности увеличения тока возбуждения синхронных двигателей позволяет увеличивать их надежность работы при аварийных понижениях напряжения в сети и улучшать в этих случаях условия работы энергосистемы в целом. Вследствие большей величины воздушного зазора добавочные потери в стали и в клетке ротора синхронных двигателей меньше, чем у асинхронных, благодаря чему к. п. д. синхронных двигателей обычно выше.

С другой стороны, конструкция синхронных двигателей сложнее, чем короткозамкнутых асинхронных двигателей, и, кроме того, синхронные двигатели должны иметь возбудитель или иное устройство для питания обмотки возбуждения постоянным током. Вследствие этого синхронные двигатели в большинстве случаев дороже асинхронных двигателей с короткозамкнутым ротором.

При эксплуатации синхронных двигателей возникли существенные трудности с их пуском. В настоящее время эти трудности преодолены.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Пуск и регулирование скорости вращения синхронных двигателей также сложнее. Тем не менее, преимущество синхронных двигателей настолько велико, что при больших мощностях их целесообразно применять всюду, где не требуется частых пусков и остановок и регулирования скорости вращения (двигатель-генераторы, мощные насосы, вентиляторы, компрессоры, мельницы, дробилки и пр.).

Синхронные компенсаторы предназначаются для компенсации коэффициента мощности сети и поддержания нормального уровня напряжения сети в районах сосредоточения потребительских нагрузок. Нормальным являемся перевозбужденный режим работы синхронного компенсатора, когда он отдает в сеть реактивную мощность.

В связи с этим компенсаторы, как и служащие для этих же целей батареи конденсаторов, устанавливаемые на потребительских подстанциях, называют также генераторами реактивной мощности. Однако в периоды спада потребительских нагрузок (например, ночью) нередко возникает необходимость работы синхронных компенсаторов также в недовозбужденном режиме, когда они потребляют из сети индуктивный ток и реактивную мощность, так как в этих случаях напряжение сети стремится возрасти и для поддержания его на нормальном уровне необходимо загрузить сеть индуктивными токами, вызывающими в ней дополнительные падения напряжения.

Для этого каждый синхронный компенсатор снабжается автоматическим регулятором возбуждения или напряжения, который регулирует величину его тока возбуждения так, что напряжение на зажимах компенсатора остается постоянным.

Источник

Конструктивные схемы и принцип действия синхронной машины

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Синхронная машина имеет две обмотки. Одна обмотка подключается к источнику постоянного тока и создает ос­новное магнитное поле машины. Эта обмотка называется обмоткой возбуждения. Иногда у машин небольшой мощ­ности обмотка возбуждения отсутствует, а магнитное поле создается постоянными магнитами. Другая обмотка явля­ется обмоткой якоря и состоит из одной, двух или трех фаз. Наибольшее распространение в синхронных машинах име­ют трехфазные обмотки якоря. В обмотке якоря индуциру­ется основная ЭДС машины.

В синхронных машинах наибольшее распространение получила конструкция, когда обмотка якоря располагается на статоре, а обмотка возбуждения — на роторе (рис. 32.1). Иногда в синхронных машинах небольшой мощности применяется обращенное исполнение, когда обмотка якоря располагается на роторе, а обмотка возбуждения — на полюсах статора (рис. 32.2). В электромагнитном отношении обе конструкции равноценны. Однако из практических соображений более предпочтительной является первая конструкция, так как в этом случае к скользящему контакту на роторе подводится мощность возбуждения, составля­ющая лишь 0,3—3 % номинальной мощности машины. Во втором варианте скользящий контакт следовало бы рассчи­тывать на полную мощность машины. Для крупных машин, имеющих относительно высокое напряжение и большие токи, обеспечить удовлетворительную работу такого контакта было бы весьма затруднительно. В дальнейшем будут рассматриваться синхронные машины, выполненные по первому (основному) конструктивному варианту.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис. 32 1. Конструктивный вариант синхронной машины: обмотка якоря расположена на статоре, а обмотка возбуждения — на роторе

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Рис. 32 2 Конструктивный вариант синхронной машины: обмотка якоря расположена на роторе, а обмотка возбуждения — на статоре

Рассмотрим принцип действия синхронного генератора, через обмотку возбуждения протекает постоянный ток, го полюсы создадут постоянное магнитное поле чередующейся полярности. При вращении полюсов, а следовательно, и поля относительно проводников обмотки якоря в них будет индуцироваться переменная ЭДС, причем ЭДС отдельных проводников фазы суммируются. Если на якоре уложены три одинаковые обмотки, сдвинутые в пространстве на электрический угол, равный 120°, то в этих обмотках будет индуцироваться трехфазная система фазных ЭДС. Частота этой ЭДС зависит от числа пар полюсов р и частоты вращения ротора nр:

Для получения ЭДС необходимой частоты число пар полюсов и частота вращения должны находиться в определенной зависимости между собой. Так, для получения стандартной частоты f=50 Гц при р=1 нужно иметь частоту вращения nР=3000 об/мин, а при р=24 nР=125 об/мин.

Если к трехфазной обмотке якоря синхронного генератора подсоединить нагрузку, то возникший ток создаст вращающееся магнитное поле якоря. Частота вращения этого поля

Заменяя в (32.2) частоту ее значением из (32.1), получаем

Характерной особенностью синхронной машины, обусловившей ее название, является равенство частот вращения ротора и поля якоря.

В основном конструктивном варианте поле возбуждения имеет ту же частоту вращения, что и ротор, поэтому результирующее поле, созданное совместным действием то­ков обмоток якоря и возбуждения, будет иметь частоту вращения ротора.

В обращенном варианте (рис. 32.2) частоты вращения Якоря (ротора) и его поля будут одинаковыми, но направленными в противоположные стороны. Поэтому результирующее поле машины, как и поле возбуждения, будет неподвижным.

При работе синхронной машины двигателем трехфазная обмотка статора присоединяется к трехфазной сети, при этом образуется вращающееся магнитное поле с частотой вращения пп Это поле, взаимодействуя с полем полюсов ротора, создает вращающий момент. Чтобы при взаимодействии полей момент имел одно и то же направление, они должны быть неподвижными относительно друг друга. Это будет в том случае, если ротор, а следовательно, и его магнитное поле будут вращаться с частотой вращения пп. Поэтому в синхронном двигателе ротор как при холостом ходе, так и при нагрузке вращается с постоянной частотой вращения, равной частоте вращения поля.

Источник

Явнополюсные и неявнополюсные синхронные машины

Практически все синхронные машины имеют одинаковое конструктивное исполнение. Одной из их важнейших характеристик является полюсность. Она определяется конструктивными параметрами устройства.

Явнополюсные и неявнополюсные синхронные машины

Чтобы понять, как устроены явнополюсная и неявнополюсная синхронные машины необходимо знать из чего состоит их конструкция. Она включает в себя неподвижный элемент – статор, представлящий собой корпус, внутри которого размещен цилиндрический сердечник с тонкими пластинами, а также пазами, предназначенными для укладки обмотки статора. Сердечник с обмоткой называют якорем. В середине статора расположен ротор и именно он определяет тип машины: явнополюсный или неявнополюсный. На изображении визуально видны их отличия:

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Явнополюсной ротор синхронной машины и неявнополюсный

Уже понятно, какая синхронная машина называется явнополюсной и как она выглядит. Теперь необходимо понять, где применяются явнополюсные роторы в синхронных машинах. Они применяются на низких частотах вращения, например, в гидрогенераторах. Как правило, их используют в агрегатах с 4 полюсами и более. Обмотку возбуждения в таком исполнении создают в виде цилиндрических катушек, которые устанавливают на сердечниках полюсов и фиксируют с помощью полюсных наконечников. Машины с таким исполнением ротора широко используются в качестве дизель-генераторов.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Что касается представителей неявнополюсных машин, то самыми популярными являются турбогенераторами, которые, как правило, используются для соединения с паровыми турбинами.

Источник

Что необходимо знать о синхронных двигателях

Электрические синхронные машины – отдельный вид приводного оборудования, обладающий своими особенностями. Отличия этого типа двигателей заметны во всем: в конструкции, функциональности, принципе работы. Как и любой механизм, они обладают своими достоинствами и недостатками.

Двигатели переменного тока находят свое применение практически повсеместно. Они обладают надежной и простой конструкцией, более функциональны и безопасны по сравнению с машинами, питающимися от сети постоянного тока. В зависимости от принципа работы, механизмы этого типа подразделяются на асинхронные и синхронные двигатели. О второй категории моторов, их устройстве, структуре, особенностях работы и пойдет речь в этой статье.

Конструктивные элементы

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Устройство синхронного электропривода основано на использовании свойств трехфазного тока создавать вращающееся магнитное поле. Поэтому его конструктивное исполнение предусматривает включение следующих основных частей:

Каждый компонент состоит из ряда более мелких элементов, тесно взаимодействующих между собой. Индуктор имеет структуру аналогичную асинхронному приводу и содержит:

Дополнительно имеется коробка для электрических соединений, которая находится сбоку от корпуса статора. В корпусе расположен шихтованный металлический сердечник. Термин «шихтованный» подразумевает под собой набор из тонких (толщиной 0,3-0,5 мм) стальных пластин с изоляцией друг от друга. Наружные полосы имеют выштампованные пазы для фазных обмоток.

Размеры и конструкция индукторного колеса может быть разной: в виде цельного или собранного из отдельных сегментов цилиндра. Конструктивное исполнение корпуса зависит от мощности и габаритов электромотора. Для малых машин выполняется неразъемное изделие с запрессованным статором, для мощного электрооборудования предусматривается сборный вариант. Это упрощает перевозку, установку на рабочее место и эксплуатацию электрического двигателя.

Роторный механизм предназначен для возбуждения синхронного двигателя (СД), поэтому содержит сердечник либо с постоянными магнитами (у маломощных электроприводов), либо с электромагнитами. Аналогично индуктору ротор может быть сборным или цельным. У мотора, рассчитанного на большие скорости (3000, 1500 об/мин.), роторная обмотка равномерно распределена по поверхности цилиндрического якоря. Такой электропривод называется неявнополюсным. У тихоходного СД (до 1000 об/мин) на роторе выполнены полюса с катушками возбуждения, поэтому он носит название явнополюсного.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

В синхронном двигателе неявнополюсного типа якорь представляет собой стальной цилиндр, по длине которого выполнены пазы для укладки роторной электроцепи. В зависимости от конструкции он может быть кованым сразу соединенным с валом, или представлять собой отдельное изделие, напрессованное на вал. Для защиты от центробежной силы система возбуждения синхронного привода прикрывается стальными немагнитными кольцами.

Электрический двигатель с явнополюсным ротором отличается иным расположением якорных электроцепей. В этом случае якорь имеет закрепленный на валу машины магнитопровод. На магнитопроводе находятся полюса с полюсными наконечниками, на которых расположена электрическая роторная обмотка. Система возбуждения синхронного электромотора также содержит соединяющие элементы в виде колец, установленных на валу, и прижатые к ним неподвижные электрические щетки.

По мере вращения кольца скользят по щеткам, обеспечивая скользящий электроконтакт. Аналогичный щеточный узел имеет асинхронный эл/двигатель с фазным ротором. Различие состоит только в количестве контактных колец и щеток. Фазная обмотка якоря асинхронной машины требует три контактных кольца, тогда как синхронной всего два.

Рабочий процесс

Синхронный двигатель это электротехническое устройство, работающее на основе закона электромагнитной индукции. Принцип работы и устройство СД предусмотрены из условия практического применения этого физического явления. Магнитное поле создается трехфазной обмоткой, размещенной в пазах статорного пакета аналогично цепи асинхронной машины. На роторе размещена обмотка возбуждения, питаемая постоянным током. Питание к ней подводится через щетки и кольца. Постоянный ток, протекающий по возбуждающей обмотке, взаимодействует с вращающимся полем индуктора, что вызывает круговое движение вала. Вращающий момент зависит от токовой нагрузки и не зависит от скорости. Вот почему этот тип привода называется синхронный электродвигатель, то есть частота оборотов якоря равна скорости поля индуктора.

После запуска синхронный двигатель переменного тока вращается одновременно с магнитным потоком. СД не может запускаться с помощью только питающей сети. Это объясняется инерционностью роторного блока и высокой скоростью вращающегося поля. Схема включения маломощной машины предусматривает использование пусковых (демпферных) обмоток, с которыми она работает как синхронный двигатель с короткозамкнутым ротором (то есть реализуется асинхронный пуск). В случае мощных электроприводов пуск производится вспомогательным электромотором или преобразователем частоты.

Наибольшее распространение получил асинхронный пуск, предусматривающий устройство дополнительной КЗ-обмотки. В этом случае синхронный двигатель с короткозамкнутым ротором запускается аналогично асинхронному эл/двигателю. Вследствие таких действий роторный механизм разгоняется до скорости вращающегося магнитного потока. Если синхронный электродвигатель нагружается, расстояние между полюсами якоря и поля увеличивается. Как результат, якорный механизм отстает на нагрузочный угол, что соответствует отставанию от своего положения на холостом ходу.

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Устройство и принцип действия синхронного двигателя предусматривают эксплуатацию привода с постоянной скоростью, которая не зависит от нагрузки. СД не рассчитан на нагрузку, величина которой превышает пусковую мощность между роторным механизмом и магнитным потоком. В противном случае синхронизм прерывается, и работа синхронного двигателя останавливается.

Механическая и угловая характеристика

В силу особенностей, присущих синхронному двигателю, значение его момента не зависит от оборотов вращения. Это свойство привода определяет его назначение и сферу применения. Технические качества приводного оборудования для конфигурирования электропривода оцениваются зависимостью частоты вращения мотора от электромагнитного момента, развиваемого им. Эта зависимость известна как механическая характеристика синхронного двигателя. Она может быть статической или динамической. Первая показывает поведение СД в стабильном рабочем режиме. Вторая характеризует его работу в переходный период.

Качество механических характеристик оценивается жесткостью. Относительно этого параметра все характеристики делятся на идеально жесткие, жесткие и мягкие. В связи с тем, что частота вращения ротора синхронного двигателя под нагрузкой не меняется, этот тип электромоторов обладает идеально жесткой характеристикой, что выражается формулой:

где f1 – частота тока статора;

p – число пар полюсов статорной обмотки.

Но зависимость n = f (M) не отражает полного поведения мотора, в котором при увеличении нагрузки происходит смещение осей поля индуктора и якоря. Каждой нагрузке соответствует определенный угол между их осями. Уравнение угловой характеристики:

Это формула, выражает приблизительную зависимость момента на валу от угла вылета ротора. В реальных условиях максимальному моменту соответствует угол, несколько меньший, чем 90˚. При этом перегрузочная способность СД равна: λм = М max /MN = 2–3.

Схемы замещения

В СД при вращательном движении роторного узла с постоянным магнитным полем в цепи статорного устройства индуцируется электродвижущая сила (ЭДС). Она уравновешивает напряжение источника, подключенного к обмотке индукторного колеса. Поэтому ее называют противоЭДС. Схема замещения синхронного двигателя отражает создание противоЭДС в обмотке индуктора.

Электрический ток статора СД также формирует собственное магнитное поле, которое индуцирует ЭДС самоиндукции. Это учитывается в схеме замещения индуктивным элементом с индуктивным сопротивлением X1. Данная схема имеет вид:

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Схема замещения позволяет составить уравнение электрического состояния СД и анализировать их характеристики и режимы работы.

Основные виды СД

Классификация синхронных двигателей может производиться относительно разных факторов. В зависимости от рабочего режима электроприводы представляют собой:

В разделе выше было рассмотрено, как работает синхронный двигатель в двигательном режиме, и из каких структурных элементов он состоит. Конструктивное исполнение генератора аналогично, разница заключается в основном в режиме работы. Схема включения с синхронным генератором для работы совместно с сетью представлена на рисунке:

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Генератор синхронного типа является симметричным трехфазным источником электроэнергии. Он преобразует механическую энергию приводного механизма в электрическую энергию трехфазного тока. К индуктору генератора подключается потребитель электроэнергии, либо статор подключается к электросети для совместной параллельной работы с другими трехфазными агрегатами. Обмотка возбуждения генератора, подключенная к сетевому питанию (возбудителю) с напряжением 220в (или другими параметрами), создает постоянный магнитный поток, который замыкается в магнитной цепи СД следующим образом:

По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Смотреть картинку По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Картинка про По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся. Фото По конструктивному исполнению все синхронные машины на какие 2 типа делятся

Принцип работы синхронного двигателя, его мощность, схема подключения ложатся в основу при построении разных электрических агрегатов. В связи с этим различают следующие виды синхронных машин:

Это далеко не все технические установки, где используются разные типы синхронных устройств.

Положительные и отрицательные качества

Достоинства и недостатки синхронного двигателя, вытекающие из его конструктивных и технических особенностей, обуславливают возможность подключения синхронного электропривода, его практическое применение и спрос. Преимущества СД позволяют формировать разные типы приводов, где требуется надежная работа без регулирования оборотов и частых пусков/остановок. Среди положительных качеств этого типа машин отмечают:

Недостатки синхронных двигателей накладывают определенные ограничения в их использовании. К ним относятся:

Большие плюсы и немалые минусы СД формируют объективное представление о машине этого типа. Поэтому при выборе необходимо заранее понимать, для чего он предназначен, зачем конструктивно предусмотрен тот или иной элемент. Лучше заранее изучить обозначение на шильдике или ознакомиться с паспортными данными электромашины, посмотреть, как подключить к существующей сети и после этого сделать осознанную покупку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *