По турции на авто самостоятельно зимой
На машине по Турции в 2022 году: маршруты, карта достопримечательностей и советы по аренде авто
1000 ₽ от «Тинькофф» на авиабилеты
Этот путеводитель мы написали вместе с «Тинькофф». Если вы уже захотели отправиться в путешествие, спланируйте и оплатите его в приложении «Тинькофф» — это будет максимально выгодно. Банк начислит повышенный кэшбэк на авиабилеты без наценки (до 7%), отели через Booking.com (до 10%), бронь машины (до 10%), туры (до 5%) и ж/д-билеты (до 5%).
А если вы ещё ни разу не покупали авиабилеты через «Тинькофф», то держите промокод SAMOKATUS. Чтобы получить бонус, выберите перелёт дороже 5000 ₽ и введите промокод. Скидка составит 1000 ₽.
Как путешествовать по Турции?
В Турции прекрасно развито междугороднее автобусное сообщение, есть неплохая сеть железных дорог, а самолеты по стране очень дешевые (1 000 рублей за полет через всю страну — норма). Так что путешественник без водительских прав сможет спокойно путешествовать по стране и увидит много замечательных мест.
Но многие достопримечательности недоступны без автомобиля. Большинство городов в Турции все-таки довольно унылые, а вся красота — вокруг них. Такси будет стоить больших денег (особенно на юге страны в курортных городах — там оно дороже стамбульского), а автостоп, хоть он в Турции и прекрасный, займет слишком много времени. К тому же автостоп — очень спорная затея во время пандемии.
Если вы уже осмотрели все достопримечательности Стамбула (вот уж где автомобиль только помеха), полежали на пляжах Антальи и полетали на воздушных шарах в Каппадокии, то пора переходить на следующий уровень и арендовать автомобиль.
Где арендовать авто в Турции?
Арендовать автомобиль в Турции очень просто: в каждом аэропорту будут стойки как локальных прокатов, так и международных контор, а рядом с аэропортами возможностей будет еще больше. Снять машину можно и в туристических районах городов. Но мы рекомендуем всегда бронировать машину заранее. У вас есть три варианта:
Сколько стоит аренда машины в Турции в 2021 году?
Осенью 2021 года машину типа Renault Clio (автомат, КАСКО, нет ограничения пробега) можно забронировать от 25 евро в день (и никаких доплат!). Авто на механике без КАСКО еще дешевле. Рекомендуем бронировать машину сразу после покупки авиабилетов (посмотрите календарь цен на билеты из Москвы в Анталью).
Тут вы можете подобрать автомобиль:
Какие водительские права нужны?
Российские национальные водительские права подойдут для аренды машины в Турции. Имени, дублированного на латинице, туркам достаточно. Хотя многие конторы могут писать на своих сайтах, что требуются международные права. Их, кстати, мы рекомендуем все-таки сделать. Если вы попадете в ДТП, например, то без них можно оказаться в сложной ситуации. Международные права делаются легко и быстро через портал Госуслуг.
Из других условий: водителю уже должно исполниться минимум 22 года, а стаж вождения быть не менее 2 лет. Такие правила в большинстве контор.
Загранпаспорт для аренды авто тоже, конечно, нужен. Из-за того, что в Турции много россиян с ВНЖ, полиция может проверить, что вы действительно турист и въехали в страну не более чем полгода назад.
Правила ПДД и стиль вождения в Турции
С опытом вождения в России у вас не будет никаких проблем. Но стоит учесть несколько моментов:
Где и как заправляться и сколько стоит бензин
Где и как заправляться? В Турции нет недостатка в заправках. Их довольно много на любых дорогах и трассах. Самые крупные сети заправок: Opet и Petrol Ofisi из локальных, и Shell и Total из международных (можно встретить даже заправки «Лукойла»!).
Турецкий «Лукойл»
На заправках этих сетей обычно всегда есть хороший магазин, кофе, неплохие туалеты. После того, как вы подъедете к колонке в Турции к вам подойдет заправщик, который точно не будет говорить по-английски. Ему достаточно сказать два слова «бензин» (ну или «моторин», если у вас машина на дизеле) и «фулл». Стоит проверить, что он взял нужный шланг. Если заправщик зальет дизель вместо бензина, то это будут ваши проблемы.
После этого вам нужно будет пройти в кассу и оплатить стоимость заправки. Чек нужно сохранить — обычно его забирает заправщик, чтобы убедиться, что вы заплатили.
В Турции даже начал работать сервис «Яндекс.Заправки», но там пока очень мало заправок.
Маршруты
Выбор маршрута по Турции зависит от места старта. Главными точками для вас скорее всего будут Стамбул, Измир, Анталья или Каппадокия (в этом регионе рекомендуем аэропорт Кайсери). Но не ограничивайте себя ими: прекрасные роудтрипы можно сделать, взяв машину на северо-востоке (Трабзон или Эрзурум) и юго-востоке (Газиантеп или Диярбакыр) страны.
Первый плюс аренды машины в Турции в том, что часто сутки аренды машины обойдутся вам чуть ли не дешевле, чем поездка на такси из аэропорта в город. Такси в Турции дорогое, а аэропорты часто расположены далеко от города.
Один из главных советов в путешествиях на авто по Турции — это вообще избегать городов. В них вас ждет только хаотичный трафик и проблемы с парковкой. Некоторые города — исключение. Например, город Каш очень холмистый, и машина пригодится там просто чтобы съездить за продуктами или в ресторан. А и мея автомобиль, лучше всего бронировать либо отели с парковкой, либо отели и апартаменты на окраинах городов.
Карта достопримечательностей
С помощью нашей карты достопримечательностей вы сможете составить любой маршрут на любое количество дней.
Но мы попробуем предложить парочку готовых маршрутов, которые легко перестроить под себя.
Круговой маршрут из Антальи на 10-14 дней
Примерный маршрут по дням:
Юго-западное побережье Турции богато на достопримечательности: руины древних городов, классные пляжи, национальные парки с прекрасными видами. Вы точно не заскучаете. Главное правило на этом маршруте — никуда не торопиться. Каждый день проезжать не более 200-300 километров, много останавливаться ради достопримечательностей, а в некоторых городах оставаться на 2-3 дня и совершать короткие выезды из города. Вот ключевые города на этом маршруте:
В каждом из них стоит остановиться хотя бы на день, а лучше на все два или три. Пройдемся по каждому.
Анталья
В этом городе удобнее всего начинать поездку по юго-западу Турции. Если вы ни разу не были тут, то стоит остановиться в нем на два-три дня перед роудтрипом. Для проживания рекомендуем DoubleTree by Hilton City Center. Это недорогой сетевик в центре города со своей подземной парковкой. Когда арендуете машину, ее вам могут пригнать прямо к отелю (у Майрентакар точно есть такая опция).
Каш — логичная следующая точка на маршруте. От Антальи до Каша всего 3-4 часа на машине, но поездка может занять целый день. Не из-за трассы, нет — она отличная (хотя много серпантинов), а из-за концентрации стоящих мест для остановок.
Сам Каш — уютный маленький городок, совсем недавно еще не был избалован российским туристом. Его любили турки и европейцы за узкие улочки, сильное греческое влияние, холмистый рельеф и порт с миллионом морских экскурсий. Но зимой 2021/2022 годов Каш превратился в большой коворкинг для русских и украинцев, а во всех супермаркетах и кафе говорили только на русском. Но это совсем не отняло у город прелести.
Если вы остановитесь в Каше с машиной, то точно стоит поселиться в новых домах на возвышении на востоке города.
Из таких квартир открываются отличные виды! К тому же они относительно недорогие, а рядом находится классный пляж. В сам город ходить пешком сложно — хоть до центра всего пару километров, из-за крутых подъемов можно испустить весь дух, поэтому необходим автомобиль. Ну или очень хорошая форма — Каш очень хорошо подходит для тренировок бегунам и триатлетам. С парковкой на улице в таких домах проблем не будет (а вот в центре города могут быть, но и там найти место скорее всего удастся).
Фетхие
Из Каша в Фетхие ехать всего лишь 1,5 часа без остановок. Но как же без них, да? Ведь надо проехать через каньон Саклыкент, через водопады Гизликент, руины Тлоса и Ксантоса — бум и целого дня как не бывало! Зато будет очень классно. Каш-Фетхие — один из самых интересных участков во всей Турции. Переночевать можно как в Фетхие, так и в знаменитом Олюденизе.
Мы рекомендуем вот эту квартиру (ну или в этом районе) — она на въезде в сам Фетхие (не придется тратить время на трафик в городе), сразу из нее можно выехать в Олюдениз, не проезжая город насквозь, в сам Фетхие тоже легко выбраться, если нужно. В самой квартире 2 спальни, джакузи с видом на море, балкон отличными видами на закате, бассейн.
Кушадасы
Из Фетхие можно сразу отправиться в Кушадасы или Измир. Если у вас время, то можно, конечно, остановиться еще в Бодруме и/или Мармарисе. Там тоже есть прелестные места, особенно полуостров Согуткей.
Кушадасы — тихий курортный городок, рядом с которым расположен Эфесус, самые масштабные и интересные античные руины во всей Турции. А вот Измир — огромный и шумный город. Крайне интересный, но исследовать его лучше без машины (ну или оставив ее на парковке отеля).
Денизли и Памуккале
Чтобы завершить круговой маршрут, придется проехать более 400 километров до Антальи. Сделать это можно за полдня — большая часть пути проходит по трассе, на которой можно спокойно ехать 110 км/ч (или повторять за местными и ехать 140).
Но почему бы сделать остановку и не посмотреть Памуккале? Это одно из самых интересных и красивых мест в регионе.
Круговой маршрут из Стамбула на 5-7 дней
Итак, вы прилетели в Стамбул и планируете начать роудтрип, даже не заезжая в город. Тогда б ерите машину прямо в аэропорту, заправляйтесь и езжайте на запад, если это новый аэропорт Стамбула (IST), и на восток, если это Сабиха Гекчен (SAW).
Вот один из возможных вариант маршрута:
Это маршрут можно и сократить на пару дней и увеличить, заехав, например в Эскишехир, Зонгулдак или даже в Измир!
Признаемся, что этот маршрут чуть менее живописный, чем маршрут вокруг Антальи. Но на нем немало уникальных мест. Очень советуем начать такой маршрут в конце июня, потому что каждый год в это время в Эдирне проводится турнир Кырпынар по «борьбе в масле». Этот турнир является самым старым спортивным состязанием в мире (запись в книге рекордов Гинесса тому доказательством). Суть борьбы — в обнимании потных, обмазанных маслом мужиков в кожаных штанах. Мы долго смотрели на бои и поняли только, что победит тот, кто засунет руку в штаны оппоненту поглубже.
Уникальное же событие, верно? Как на такое не посмотреть.
Всего: от 5 500 лир (31,523.5 ₽) вы потратите на аренду авто, бензин, ночлег и симку с интернетом. Все эти расходы можно поделить на количество людей в машине. Закладывайте еще максимум 150 лир (859.7 ₽) на человека на еду и другие мелкие расходы.
Платные дороги
Не забывайте про платные дорогию. В Турции они есть. Вот их карта:
Проезд по ним обычно недорогой: участок Эдирне — Стамбул стоит 18,5 лир, Стамбул — Анкара 37,5 лир. Измир — Айдын всего 7,5 лир. Но есть и дорогие участки. Например, если вы захотите быстро доехать из Стамбула в Измир, то вам придется заплатить почти 500 лир (2,865.8 ₽) : 184,5 лиры (1,057.5 ₽) зы проезд по мосту Османгази и почти 300 за платную дорогу (зато по ней все едут сильно быстрее разрешенных 120 км/ч).
На большинстве автомагистралей для оплаты проезда требуется стикер (наклейка) HGS. Обычно она уже есть на машинах прокатных контор. Уточните у своего проката по поводу наклейки. Если ее нет, то за проезд можно заплатить наличными или картой. Ну или купить стикер: в офисах, размещённых при выезде/въезде с автомагистрали или в любом почтовом отделении PTT («Почты Турции»).
При приближении к пунктам оплаты нужно снизить скорость до 30 км/ч и проезжать по полосе с надписью HGS.
Чаще всего при выдаче машины в Стамбуле наклейка включена в стоимость и вы платите депозит примерно в 20 евро, который пойдет на оплату платных дорого. Все, что будет выше этого лимита, вы заплатите при сдаче машины.
Каково зимовать в Турции? Где брать машину в аренду? Какие в Турции дороги, правила и ограничения? Где жить и что есть? Какие места стоит посетить? На все эти и другие вопросы я постараюсь дать ответы из своего опыта.
Зимовка в Турции
Я ненавижу зиму и холода, особенно в Питере. Раньше ненавидел тихо и как-то терпел это все. Зимой 2014 побывал в Греции и понял, как круто быть в теплой стране, когда в Питере холода и снег. Потом были поездки на новогодние праздники в Стамбул (два раза), в Израиль, в Марокко, на Кипр и Тенерифе. Сейчас я не представляю себе зиму, в которой я не поеду куда-нибудь в тепло. А в этом году впервые захотелось попробовать длительное пребывание, типа зимовки. Рассматривали Сочи и Абхазию, но хорошо, что решились на Турцию, несмотря на ковидные нюансы (о них ниже расскажу).
Как добираться до Турции и что нужно
До ковидных времен в Турцию попасть было просто. Сейчас ситуация меняется быстро и ее иногда сложно отследить. На январь-февраль 2021 года в Турцию можно попасть из Москвы и Петербурга самолетами авиакомпании “Победа”. Наши билеты туда-обратно по максимальному тарифу обошлись в 31000 с лишним. Можно было бы сэкономить, если бы не летели 2-го января, когда из-за праздников цены были выше раза в два минимум.
В Турции видел несколько автомобилей с российскими номерами. Вышеупомянутые Маша и Леша тоже приехали в Аланью из Питера, попутно посетив несколько городов. Они рассказали, что из Одессы до Стамбула ходит паром, на котором они и приехали. Не уверен, что все пользуются именно этим способом, может быть какие-то машины уже были в Турции еще до закрытия границ. Но это рабочий вариант, если сможете въехать в Украину, вроде с этим бывают проблемы.
ПЦР-тесты, анкеты и всякие ковидные нюансы с перелетами
В декабре 2020 года турки ввели правило для прилетающих в их страну: нужно иметь отрицательный ПЦР-тест на короновирус не старее 72 часов на момент прилета в Турцию. Наша практика показала, что турецкая сторона эти тесты не проверяет (ни у кого из четырех человек не смотрели), их смотрят при регистрации в российском аэропорту.
С российской стороны побольше требований, весьма странных и спорных. В самолете из России в Турцию пассажирам дают заполнить небольшую анкету, где указываются персональные данные, даты и места. Эту анкету собирают бортпроводники. Не скажу, что они следят за тем, чтобы эту анкету заполнили. Ну а дальше свободный выход в Турцию через паспортный контроль.
На обратной дороге нюансов еще больше. В самолете раздают анкету раза в три больше и на более серьезной бумаге. И сдавать ее нужно в здании аэропорта. Я читал, что до вылета надо заполнить анкету в Госуслугах, потом эту бумажную, и что без анкеты могут вообще не допустить на паспортный контроль. По факту контроль ее не спросил. После таможни за столами сидели женщины, которые собирали бумажные анкеты, проверяли их заполнение и в ответ давали инструкции о том, что надо сдать ПЦР-тест и загрузить ее на Госуслуги.
В Турции работают как крупные международные прокатные компании, так и множество локальных. Причем вторых несравнимо больше. В курортных городах арендой автомобилей занимаются множество компаний, условия и цены разные, разобраться в них непросто. Поэтому лучше всего пользоваться агрегаторами, желательно теми, у которых есть русскоязычная поддержка.
Я, по старой памяти, пошел искать машину в Myrentacar. Это уже четвертая моя аренда в Myrentacar. Нравится, что они напрямую работают с локальными прокатными компаниями, не нужно их искать и видны сразу все автомобили. Цены почти всегда ниже, чем у международных прокатчиков. Есть удобный фильтр выбора условий и опций аренды. И русскоязычная поддержка, в том числе по мессенджерам.
Первый же поиск порадовал ценами, они начинались с 7 евро за сутки! В итоге выбрал Kia Rio на 18 дней за 142.56€. При выходе из аэропорта меня встретили и проводили к машине. По факту выдали потрепанный Peugeot 301 с довольно большим пробегом (около 135 000 км), но в нормальном техническом состоянии. Понравилось, что в компании был контакт с русскоязычным сотрудником, я задавал им вопросы про машину, дороги и правила. Аренда прошла нормально, так что в очередной раз готов рекомендовать Myrentacar.
Валюта, цены и выгодные способы оплаты
Цены в Турции я оцениваю как адекватные или низкие даже по сравнению с Россией. Особенно это касается аренды авто и проживания, так как мы прилетели в самый несезон и в карантин. Туристов было совсем немного, поэтому турки были вынуждены понизить цены. Цены на продукты в магазинах плюс-минус такие же, что и в России. Одежда и обувь заметно дешевле, мы наполовину набили чемоданы обновками.
Практически везде можно рассчитываться банковской картой, даже в большинстве маленьких магазинчиков. Но стоит знать, что турки больше любят наличку, чем безнал. Иногда этим удавалось пользоваться и выбить скидку за оплату налом в отелях. Про это расскажу ниже.
Многие по привычке будут искать обменники, чтобы поменять рубли или доллары на турецкие лиры. Но я знаю способ еще лучше, тем более, что в январе очень многие обменники были закрыты. У Тинькофф-банка есть возможность привязывать к карте мультивалютные счета, в том числе и в лирах. Я сделал счет в лирах, переводил туда рубли, которые конвертировались в лиры по хорошему банковскому курсу, и оплачивал картой. А наличку снимал в банкоматах с этой же карты. Только со съемом налички нужно учитывать две вещи, чтобы не переплатить. Снимать нужно минимум 300 лир (чтобы Тинькоф не взял комиссию) и в банкоматах определенных банков (чтобы турецкий банк ничего сверху не взял). Моя практика показала, что можно снимать без комиссий в любом банкомате HalkBank. Найти их можно в любом городе через гугл-карты. Процесс довольно простой, не ошибетесь.
Вариантов жилья очень много, они на разный вкус и кошелек. Нас приятно удивило то, что в январе можно снять вполне себе приличные аппартаменты за 1000-2000 рублей в сутки. Даже в центре города, даже недалеко от моря. У меня выработалась одна стратегия по экономии денег на отелях. Я бронировал номер на одни сутки (даже если надо на несколько). Приезжали, осматривали, оценивали номер. И если все устраивало, то дальше общался уже устно. Просил скидку, мотивируя тем, что оплачу налом и не придется платить комиссию букингу. Все соглашались на скидку, в некоторых случаях выигрыш был весьма заметный.
Погода в южной Турции зимой
Мы провели в южной части Турции весь январь, и еще успели заехать в Каппадокию на 3 дня. Прилетели мы вообще в лето, в Анталии было +23 и летняя погода. Преимущественно были солнечные дни и температура 14-18 градусов. Около 5 дней были пасмурные или дождливые вплоть до сильных ливней. В горах, на высоте более 1500 метров, мог идти снег. Но в целом, погода зимой в Турции для жителей большей части России вполне комфортная и приятная.
Дороги, разметка, правила и знаки в Турции
Качеству дорог в Турции хочется поставить отметки от хороших до отличных. Не Германия, конечно, но от Турции ожидаешь меньшего. Практически везде дороги ровные, даже высоко в горах, где очень малый трафик. Между крупными городами дороги в основном двухполосные в каждую сторону, на длинных перегонах или в сложном рельефе могут сужаться до одной.
Платных дорог в Турции совсем немного, они обычно около больших городов (Мерсин, Измир, Стамбул, Анкара), к тому же их все равно можно объехать. Один раз нам попался платный проезд по тоннелю под горой, цена там была символическая, но мы ее все равно объехали по небольшому серпантину. Еще я знаю про существование одного платного моста в черте Стамбула. Мы только один раз по ошибке заехали на платную к Мерсину. Оплата таких дорог снимается автоматически при проезде оборудованных пунктов. На них стоят камеры, которые считывают номер машины и снимают деньги с баланса специального транспондера. Есть два типа транспондеров: устаревший OGS, который постепенно заменяется более современной и удобной наклейкой на стекло HGS. Лучше покупать HGS, он продается в пунктах оплаты на дорогах, в почтовых отделениях Турции (PTT) и в отделениях некоторых банков. В прокатных машинах эта наклейка должна быть, только за нее могут попросить оплату сверху.
Разметка и дорожные знаки привычные, как в странах Европы. Но со знаками ограничения скорости на дорогах Турции полный бардак и хаос. Ограничения часто либо нелогичные, либо непонятные. К примеру, видишь большой знак начала скоростного участка дороги со скоростью в 110 км/ч, а спустя пару сотен метров ограничение 70 или даже 50 перед пешеходным переходом. Да-да, турки почему-то делают переходы через шоссе с ограничениями до 50. При этом пешеходов не пропускают, даже на переходах в городах, не говоря уже о шоссе. Так что пешеходом в Турции быть непросто, если надо часто переходить дорогу без светофоров.
Полиция, камеры и штрафы
Про правила рассказал, а теперь про их соблюдение. Ограничения скорости практически никто не соблюдает. Больше скажу, если соблюдать все скоростные ограничения, то местные на вас могут смотреть как на идиота. Поэтому все едут как хотят. Самое удивительное было видеть, как машины превышают скорость прямо под камерами. Я сам где-то после пятого дня практически перестал обращать внимание на знаки и ехал в привычном режиме как в России: до 80 км/ч в черте города и до 120 км/ч за городом. Спустя месяц после путешествия пока никаких штрафов не приходило. ВНИМАНИЕ: я не рекомендую вам так делать, а просто рассказываю свой опыт!
С полицейскими мы сталкивались довольно часто, но почти всегда это прямо или косвенно касалось карантинных мер. Например, на выходных полиция перекрывает въезды и выезды из городов и проверяет документы у всех без исключения. Туристов они пропускают всегда без проблем (если нет нарушений со сроком пребывания в Турции). Иногда полицейские могут сделать замечание насчет отсутствия маски на лице.
Парковки в турецких городах
Порадовало то, что за месяц ни разу не пришлось платить за парковку автомобиля. Платных парковок совсем немного. Например, заметил ее вдоль центральной улицы Анталии, правда я не понял, куда надо платить. Видел сотрудников, которые то ли выписывали штрафы, то ли оставляли чеки на оплату под дворниками, то ли принимали оплату. Но даже там можно было без проблем оставить машину во дворах. Еще платную парковку видели у белой горы Паммукале, но и там есть варианты сэкономить, если не лень пройти минут 5. Обычно мы оставляли машину у отеля и гуляли пешком. В некоторых городах, куда приезжали без ночевки, без проблем находили место для парковки.
Топливный вопрос в Турции
Топливо в Турции стоит дороже, чем в России, но дешевле, чем во многих странах Европы. Средняя цена за литр 95-го бензина около 74 рублей, а литр дизеля стоит около 67 рублей. Изредка встречались заправки-”лоукостеры”, где литр дизеля стоил 60-61 рубль, но я там ни разу не заправился. Из известных сетей есть Shell, BP и наш Лукойл.
Во всех заправках топливо в автомобиль заливают заправщики. Надо подъехать к колонке, к вам подбежит сотрудник и нальет сколько скажете. Часто заправщики не только заливают топливо, но и принимают оплату, в том числе карточкой. В редких случаях могут попросить зайти в помещение и оплатить там.
Турция в ковидные времена и карантин в стране
В январе по Турции действовало множество ограничений в связи с распространением короны. Практически все местные ходят в масках даже на улицах. Не говоря уже о магазинах и прочих замкнутых помещениях. Лучше всего ограничения заметны в выходные дни. В субботу и воскресенье Турция практически вымирала, на улицах были очень редкие прохожие или курьеры с едой. Это потому, что все в будние после 21:00 и все выходные дни в Турции действовал всеобщий карантин. На улицу можно выходить только по уважительной причине. Полиция перекрывала дороги на выездах и въездах в города, проверяла документы у всех подряд.
Что интересно, к туристам отношение очень лояльное даже в карантинное время. Например, в выходные туристам не запрещали перемещаться по стране. Могли остановить и проверить документы, но обычно при виде паспорта РФ или услышав английскую речь, полиция доброжелательно отпускала. Видимо есть распоряжение сверху туристов не трогать, и все этого придерживаются. Нас даже не просили надевать маски на улице, только в магазинах. Ну разве что в Мармарисе полицейские на улице аж два раза попросили надеть, там с этим построже, чем в других городах.
Из-за пандемии в январе все рестораны и кафе работали только на вынос (у них это называется “пакет-сервис”). Неудобно местами, особенно в плохую и прохладную погоду. В хорошую можно взять еду и поесть где-то с красивым видом, например.
Этот факт в какой-то степени сказывается на вкусе блюд и на комфорте. Сначала ведь нужно донести блюдо в контейнерах туда, где хочется поесть. Иногда приходится есть на улице с ветром. Еда быстро остывает, ветер сдувает салфетки, неудобно, непрезентабельно. В общем, так себе удовольствие. Еще и экологии вредить приходиться, выкидывая каждый раз контейнеры и пластиковую посуду.
Турецкая кухня порадует тех, кто любит мясо. У турков так много мясных блюд, что спустя 2-3 недели начинаешь скучать по борщу, рису, гречке и другим привычным нам блюдам 🙂 Еще много вкусных сладостей и вкусная выпечка. Мы подсели на симиты (круглые булочки с кунжутом) и выпечку с начинкой из магазинов Migros.
Интернет в Турции
Про интернет в Турции впечатления очень спорные. С мобильным интернетом все нормально, можно купить симки местных операторов, связь хорошая, интернет довольно быстрый. Но по ценам не скажу, не пробовал, так как использовал Дримсим.
Дримсим в очередной раз порадовал. В Турции он работает хорошо и стабильно, это я узнал еще из поездки в Стамбул. На юге тоже не было проблем с ним. Обнаружился один бонус. Через турецких провайдеров интернета (в том числе мобильных) заблокированы турецкие города в Букинге, а в Дримсиме все работает, хотя он выходит в интернет через роуминг турецких операторов. Рекомендую для частых поездок по разным странам мира.
Люди, языки и отношение к туристам
Интересные места и маршруты
Тут перечислю те места, которые мы посетили и несколько слов о них, понравилось или нет, стоит ли посещения. Напомню, я не фанат истории и архитектуры, предпочитаю природные достопримечательности, просто гулять по городам и подмечать местные особенности.
Анталья
Аланья
В Аланье мы прожили около 4 дней. Нашли приятный отель в 5 минутах от городского пляжа Клеопатры и каждый день гуляли вдоль моря. Город поменьше и потише Анталии, можно подняться на холм с замком и увидеть город с высоты.
Каньон Гёйнюк
Одна из самых популярных природных локаций недалеко от Анталии. Вход стоит небольших денег, есть пешеходный маршрут примерно на час неспешной ходьбы, в конце маршрута красивое место. Восторгов не было, но не пожалел, сходить можно.
Канатная дорога на году Тахталы (Олимп)
Во время путешествий по Альпам полюбил канатные дороги на горы. В Турции тоже не устоял, когда узнал о канатке на Тахталы, но пожалел об этом. Подъем и спуск стоит немало (2300 рублей), а удовольствия только на четверть этой суммы. В Альпах, кроме подъема и спуска на канатке, обычно получаешь возможность прогуляться по пешеходным маршрутам с шикарными видами вокруг. А на Тахталы ничего такого нет, только станция и смотровая площадка, которую можно обойти за 5 минут. Так что не хочу рекомендовать.
Чиралы и Огни Химеры
Ущелье Тазы и каньон Кёпрюлю
Каппадокия
Ну про эту местность много говорить не надо. Наверное все слышали про уникальный рельеф Каппадокии и про взлетающие там десятками воздушные шары. Мы пробыли в Гёреме трое суток, но шаров так и не увидели, им запретили взлетать из-за неблагоприятной погоды. На самом деле погода была приятной, в день отъезда вообще было солнце и +19, что для Каппадокии в январе вообще что-то удивительное. Просто у шариков к погоде свои требования, как минимум к ветру на полетной высоте. Ну хоть местность успели немного осмотреть.
Мерсин
Очень интересный и контрастный город. Мерсин тоже на берегу моря, но он заметно отличается от популярных курортных городов вроде Анталии, Алании или Мармариса. Центр Мерсина у меня вообще вызвал ассоциации с городами стран Азии вроде Индии или Таиланда. Высокий уровень шума, дымка в воздухе, суета, много народу, мусор. Но зато город не избалован туристами, и там многое дешевле, чем в остальной Турции.
Пещеры “Ад и Рай” и “Астым”
Пляж Патара
Огромный и широкий пляж с высокими песчаными дюнами. Собственно, ради песчаных дюн сюда многие и приезжают. Очень рекомендую. Только в навигаторе ставьте Sand Dunes, а то приедете к шлагбауму с платным въездом на оборудованный пляж, а не к бесплатным дюнам.
Пляж Изтузу (Черепаший)
Очень красивый пляж, который известен тем, что там водятся морские черепахи. Въезд вроде бы платный. Мы приехали сюда в выходной день, проезд к пляжу был закрыт шлагбаумом, на машине было не заехать. Мы дошли пешком, а там узнали, что сам пляж был закрыт на карантин и небольшой ремонт, но сотрудники не стали выгонять, только просили не заходить на вторую половину пляжа. Не знаю, как тут в курортный сезон, но гляньте какую мы красоту застали!
Античный город Пинара
Город-призрак Каякёй
Всяких разных исторических развалин в Турции очень много, но эта особенная. Очень крутой город-призрак, который забросили около века назад. До 20 века его населяли этнические греки, которых ушли оттуда после греко-турецкой войны. Удивительный факт в том, что в этом городе около 3,5 тысяч домов! А с виду кажется, что их гораздо меньше.
Памуккале и Карахаит
Озеро Салда (Salda Gölü)
Это озеро называют турецкими Мальдивами за берега из белого песка и воды бирюзового цвета. Оно небольшое, его по кругу можно объехать на машине за полчаса. Пишут, что оно образовалось в кратере вулкана, вода считается полезной и богатой всякими минералами. Мы проезжали озеро в пасмурную и дождливую погоду, но очень повезло застать кусочек голубого неба на одном только берегу. Без солнца озеро смотрится не так интересно, все-таки.
С нами поделились очень полезной картой достопримечательностей Турции, большая часть которых расположена на юге страны. Пользуйтесь на здоровье и делитесь ссылкой на эту страницу:
Видео про путешествия по Турции
Про Турцию очень много видеороликов разных блогеров и разного качества. Но больше всего мне понравились несколько роликов от тревел-блогера Касе Гасанов. Он прилетел в Турцию и объездил практически весь юг страны и дальше на север до Трабзона. Всего про Турцию вышло более 4 больших видеороликов. Очень информативно, наглядно и полезно. Рекомендую посмотреть.
Резюме
Лично мне очень понравилось Турция и особенно южная его часть и именно в несезон. Очень мало туристов, низкие цены на жилье и аренду авто, нет изнуряющей жары. Ну и сама по себе Турция интересна своей природой. Я вот не знал, что Турция настолько горная страна. С лихвой утолил свой голод по красивым горным дорогам. Очень много интересных природных достопримечательностей. В общем, однозначно надо забыть все стереотипы о Турции как о стране для отдыха all-inclusive, она очень интересная, стоит того, чтобы взять машину в аренду и познакомиться с ней подробно.