Победа автомобиль копия американского
Победа автомобиль копия американского
24. Откуда растут ноги у советского автопрома
Хорошо известно, что первый советский грузовик АМО-Ф15 был скопирован с итальянского грузовика Фиат-15-тер: отсюда и индекс «Ф15». При этом отметим, что выпуск итальянской модели не был советской идеей: его производство на заводе АМО собирались развернуть еще в 1916 году, но из-за революции пришлось отложить на 8 лет.
АМО-Ф15 1926 года
Прототип Autocar на испытаниях
Таким образом, уже в то время наметились две конкурирующие линии: ориентация на европейские или на американские образцы. Американская линия пока что побеждала. У советских вождей были грандиозные планы, и при их реализации очень пригодился американский опыт массового производства. Генри Форду, в свою очередь, в годы великой депрессии очень пригодилось советское золото, и американцы построили в Нижнем Новгороде завод для производства лицензионных «Фордов-А» и грузовиков «Форд-АА», которые получили название ГАЗ-А и ГАЗ-АА соответственно. Отметим, что даже эмблемка ГАЗа в те годы была копией фордовской: тот же самый синий овал, в который курсивом вписаны буквы «ГАЗ».
1930 Ford A Phaeton | ГАЗ-А |
1930 Ford AA | ГАЗ-АА |
С Путиловского завода производство лимузинов передали на ЗИС. ЗИС-101 в общих чертах повторял конструкцию «Бьюика» 1932 года, однако ему требовался новый кузов, ведь автомобильная мода не стояла на месте. Образцом для ЗИСа послужил Cadillac V8 1934 года (ранее я ошибочно считал, что это был «Плимут» 1935 года).
Что касается ГАЗ-11, то на его оформление, вероятно, оказал влияние «Опель Кадетт» тех лет, после войны выпускавшийся у нас как «Москвич-400». Не будем, однако, забывать, что «Опель» входил в состав империи «Дженерал Моторс», а следовательно, был тоже полу-американским автомобилем.
ГАЗ-11-73
ГАЗ-51 (ранний, с деревянной кабиной)
А вот машины ЗИС-150 и ЗИС-151 очень упорно наводят на мысль, что их прототипом послужил американский грузовик International.
International KR11 (1941-43)
1946 Chevrolet Fleetline Aerosedan
КИМ-10-52 (1941, в серию пойти не успел)
Если «Чайка» выпускалась в неизменном виде аж до 1981 года (ей-богу, жалко, что такие машины больше никто не делает!), то ЗИЛ-111 подвергся очень оперативному обновлению. Уже в 1963 году появилась модификация ЗИЛ-111Г с совершенно иной решеткой радиатора, слизанной на этот раз снова с «Кадиллака».
1952 Ford Customline
1953 Mercury Monterey
1956 Opel Olympia Rekord
1957 Austin A55 Cambridge
Как ни странно, никто никогда не пытался выпускать по лицензии (насколько мне известно) такую сверхпопулярную машину, как «Фольксваген-Жук». Не знаю, почему. То ли «Фольксваген» сам был в состоянии полностью удовлетворить потребительский спрос, то ли он ревностно хранил производственные ноу-хау?
NSU Prinz 4 (1961-73)
1960 Chevrolet Corvair
Вроде бы Канунников пишет вполне логично. Однако сходство между нашим «ушастым» и NSU Prinz 4 слишком разительно, чтобы его игнорировать. Впрочем, судите сами.
Глядя на представленные ниже картинки, не так просто разобраться, продукция какой страны на их изображена:
Какой могла быть Победа Купе в наши дни: ГАЗ MARK «Победа-RX II-8»
В последние несколько лет я начал замечать рост ностальгических настроений наших сограждан по советскому автомобильному прошлому. Это в первую.
В последние несколько лет я начал замечать рост ностальгических настроений наших сограждан по советскому автомобильному прошлому. Это в первую очередь отражается на популяризации тюнинга автомобилей в стиле советских моделей. На CARakoom не раз появлялись заметки об автомобильных проектах на базе Победы. Есть еще одна категория такого ретроспективного тюнинга, которая базируется не на советских автомобилях, а на иномарках. Почему бы не использовать современные технологии и комфорт и совместить с этим внешность, которая вызывает ностальгические чувства. Такой подход мне нравится даже больше, чем коверканье оригинальных машин ГАЗ. На днях я познакомился с владельцем подобного проекта. Автомобиль, отдаленно напоминающий Победу, но в кузовке купе и базирующийся на компонентах двух автомобилей, Toyota Mark II и Mazda RX8.
Базой для проекта современной Победы Купе стал Toyota Mark II, привлекший создателя широкой линейкой доступных моторов: начиная от 2,0-литрового атмосферника и заканчивая 3,0-литровым турбированным агрегатом 2JZ. После недолгих поисков был найден донор Mark II с 2,5-литровой рядной шестеркой мощностью 200 л.с. и небольшим пробегом.
Так от донора будущей Победе досталась ходовая и двигатель с КПП. Линия крыши и бокового остекления с Toyota Mark II в сотом кузове не вписывались в дизайн проекта, не были достаточно изящными, поэтому донором для средней части кузова и кабины выступила японская красавица Mazda RX 8.
Создатель осовремененной Победы Купе рассказывает: «Постройка и тюнинг автомобилей моё хобби, которое переросло в постоянную работу, чем занимаюсь уже более 15 лет. Заканчивая проект, всегда для себя понимаешь, что сможешь сделать ещё лучше и интереснее, поэтому не останавливаешься на достигнутом и творишь дальше».
Основная сложность при постройке автомобиля заключалась в изготовлении кузова и кузовных навесных элементов, которые создавались из металла вручную. Так из металла собственноручно были изготовлены капот, крылья и багажник новой Победы Купе. Колесная база донора Mark II была увеличена до 3240 мм (почти на 500 мм) для лучшей вместимости и комфорта задних пассажиров.
Интерьеру автомобиля тоже уделили внимание. Задний диван, дверные карты и передние кресла от Nissan 350Z были перетянуты белой немецкой кожей. Хотя мне кажется, что торпедо (передняя панель) не вписывается в общий стиль автомобиля, машине нужна более роскошный, премиальный экземпляр, а не простушка от RX-8. Но зная владельца автомобиля, могу сказать, что финальный вариант автомобиля обязательно похвастается отличным салоном.
У вас может возникнуть вполне резонный вопрос: а есть ли в этой машине что-то от настоящей Победы? Еще в начале постройки автором проекта были приобретены заднее стекло, передние и задние крылья, а также другие оригинальные детали от ГАЗ М20 Победа. Заднее стекло идеально вписалось в подготовленное для него отверстие. Задние оригинальные крылья не подошли, поэтому пришлось изготавливать самодельные. От передних крыльев была позаимствована только характерная часть, в районе фар, она была объединена с самодельными крыльями.
Впервые осовремененная Победа Купе засветилась в 2012 году в Киеве, на выставке «Ретро и экзотика». Тогда проект был еще не закончен до конца, окрашен в черный матовый цвет. Выглядел он тогда зловеще, поэтому, спустя какое-то время, было принято решение перекрасить автомобиль. В итоге было решено, что Победа будет белой.
Из мечты одного человека удалось сделать такой автомобиль, который нравится совершенно всем без исключения. Глядя на сегодняшнее состояние современной интерпретации Победы Купе, можно с уверенностью сказать, что машинка получилась довольно эффектной и привлекает к себе достаточно внимания людей.
В 2014 году машинка была отправлена из Киева в Париж к новому владельцу. Спустя какое-то время машина снова сменила хозяина и была перегнана в Москву. Сейчас Победу можно увидеть в новом клипе Баста.
Фотогалерея
Комментарии
Читать
Берегите глаза: Подборка фото «колхозного» автотюнинга — 12
Самое читаемое
Последние новости
На продажу выставили «Оку», превращённую во забавный внедорожник
Из классической Lada Niva сделали экстремальный вездеход с клиренсом больше чем полуметра
Оживление Willys Jeep Station Wagon 1961 года выпуска, простоявшего без движения 30 лет
В сарае на старой ферме обнаружили Chevrolet Impala 1965 года, простоявший там 30 лет
Мой автомобиль
Этот «Москвич»-403 оснащали 4,0-литровым мотором от Ford Explorer и 1UZ-FE. Но финал вас не порадует
Хэтчбек Toyota GR Yaris подогрели полным приводом и 270-сильным двигателем
Может ли этот ВАЗ-2103 считаться идеальным представителем этой модели?
Идеальный проект BMW E36, собранный с нуля с двигателем 1JZ-GTE под капотом
Уникальный дизайн этой Лада 2115 создан одним человеком
Возможно ли совместить советское с немецким? ГАЗ 24 с начинкой от BMW E34 и двигателем M50B30
Этот ЗАЗ 965 RSL был перерожден материально и идейно
Советские автомобили – плагиат или собственная разработка?
Многие люди, заставшие Советский Союз, до сих пор считают, что в те годы СССР имел большую производственную мощь, генерировал идеи, и выпускал удачные автомобили. По их мнению, Союз давал возможность реализовываться талантливым конструкторам, проектирующим очень успешные для своего времени машины.
Но давайте разберемся, так ли это? И какие советские авто оказались отечественной разработкой, а какие создавались по зарубежным лицензиям, или и вовсе были «сплагиачены».
Тем более разобраться в этой теме будет интересно на фоне сегодняшних российских заявлений о «контрасанкциях», предполагающих возможность России «производить без разрешения правообладателя ту продукцию, на которую Россия обладает технологиями». Так действительно ли эти технологии существуют или многие советские автомобили были «скопированы» с иностранных образцов?
ГАЗ А
Первый массовый советский автомобиль – 5-местный ГАЗ А, выпускаемый в 1932-1936 гг., производился по лицензии. Техническая документация на него, а также станки для его производства в 1929 году советским правительством были куплены у американской компании Ford Motor Company.
ГАЗ А практически полностью копировал автомобиль Ford Model A Standard Phaeton.
Продажа американцами документации на это авто была обусловлена устареванием модели – в 1930 году выпуск Ford Model A в Америке был остановлен. То есть, Союз в 1932 году начал выпускать уже заведомо технически устаревшую модель, но при этом называл ГАЗ-А «собственным легковым автомобилем среднего класса».
Ленинград-1 (Л-1)
Этот экспериментальный автомобиль, который в 1933 году в количестве 6 шт. вручную собрали на ленинградском заводе «Красный путиловец», должен был стать советским вариантом представительских «бьюиков».
В данном случае покупать лицензию не собирались, а просто скопировали чужую разработку.
Купив в США два Buick 32-90, их разобрали (подвергли обратному инжинирингу) и постарались «скопипастить». Но, Бьюики на тот момент имели очень сложную и прогрессивную конструкцию, обладающую обилием автоматики и сервоприводов. Большинство этих инноваций в Союзе повторить не смогли.
Собранные 6 автомобилей Л-1 постоянно ломались, а первые смотрины им устроили на первомайской демонстрации 1933 года. Они понравились высшей советской номенклатуре, после чего стали звучать лозунги о готовности выпускать по 20000 экземпляров Л-1 в год.
Но, до серийного производства дело не дошло. Присвоить идею оказалось недостаточно, серийный выпуск «ленинградского лимузина» требовал огромных денег еще и на покупку иностранного оборудования. А потому, буквально через 2 недели после первомайского пробега, автомобиль решено было не выпускать. Разобранные Бьюики и документация на них были переданы на ЗИС. С 1936 года на их основе начнут производить «собственной разработки» представительский ЗИС-101.
ГАЗ М-1 Эмка
Этот автомобиль воссоздавали по купленным документам на Ford Model B 40A Fordor Sedan модельного ряда 1933-1934 годов. На тот момент в США этот автомобиль уже готовились снять с производства.
Впрочем, конструкцию ГАЗ М-1 в СССР прилично переработали, адаптировав к советским реалиям повсеместного бездорожья. После чего данное авто стали называть «полностью собственной разработкой».
Таким переработкам в дальнейшем будет подвергнуто много советских автомобилей, повторяющих дизайн зарубежных прототипов. Американские и европейские авто создавались для нормальных дорожных условий. В СССР же дороги были всегда плохими, поэтому отечественным конструкторам требовалось придать машинам гораздо большую прочность и проходимость.
Москвич 400
После войны, по итогам которой СССР демонтировал и вывез только с территории Германии почти 3000 различных заводов, около 350000 станков и 200000 электромоторов, советский автопром с новой силой приступил к «разработке собственных автомобилей».
Москвич 400
И первым таким послевоенным образцом стал Москвич 400, который был клонирован с немецкого Opel Kadett К38, выпускаемого в Германии в 1937-1940 годах.
Это авто еще в 1940 году очень приглянулось Сталину, а потому после войны было решено копировать именно его.
Но немецкий завод Opel оказался разрушен бомбардировкой – ни техническую документацию, ни станки взять было негде.
Opel Kadett К38
Поэтому, трофейный Опель просто подвергли обратному инжинирингу, и заставили работать на Союз пленных и вольнонаемных немцев-бывших работников Opel.
«Глупые» немцы постоянно пытались внести в него инновации, улучшив конструкцию, но им не позволили это сделать.
В 1946 году этот Москвич 400 уже выглядел несуразно, но стал первым советским массовым легковым авто, который выпускали до 1954 года.
Похожим образом с некоторыми изменениями создавался и ЗИС-110, прототипом для которого стал американский Packard 180.
У Москвича 402 прототипом был Opel Olympia Rekord, а 408-ой Москвич был сильно похож на Opel Kadett A. Следующая модель, Москвич 412, повторял дизайн Opel Kadett В.
Запорожцы
Еще одной гордостью советского автопрома, которую в телевизионных репортажах именовали суперсовременной моделью элегантного дизайна и инновационной конструкции, стали два Запорожца – ЗАЗ- 965 и ЗАЗ-966. Прототипом для них были итальянский Fiat 600 и немецкий NSU Prinz IV соответственно.
Во второй половине 50-х годов население СССР нуждалось в дешевом массовом малогабаритном транспорте, и единственные советские микролитражки опять решено было скопировать.
Конечно, известно, что Запорожцы были не клонами своих зарубежных прототипов. С сороковых годов в плане бездорожья в СССР мало что изменилось, а потому изначально «городские» авто получили советские «инновации» – заднемоторную компоновку и бОльшую проходимость. Тем самым приобретя статус народного автомобиля, который можно эксплуатировать и в условиях отсутствия дорог.
«Чайки» ГАЗ-13/14 и ЗИЛ-111
Примером дизайна для этих внешне почти неотличимых представительских автомобилей явно послужил корпоративный стиль концерна General Motors, который в те годы применяли на автомобилях Chevrolet, Pontiac, Buick и Holden.
Но основным прототипом «Чайки» вероятно, был Packard 400 модельного ряда 1955 года. В этом случае идею никто не покупал, ее попросту «позаимствовали», воссоздав в советском автомобиле ненавистный американский стиль.
“Волга” ГАЗ-21 и ГАЗ-24
«Волга», несомненно, копировала американскую школу автодизайна – прототипами для нее стали Ford Mercury Monterey1952/1953 и Ford Mainline. Из этих автомобилей скопировали многое – начиная от конструкции кузова и дизайна салона с приборной доской до коробки передач на основе фордовской трансмиссии.
Уже к 1958 году в США обе модели Ford, ставшие прототипом для Волги, считали устаревшими, но ГАЗ-21 выпускали мало измененным вплоть до 1970 года.
Ford Mainline
У него даже фигурка оленя на капоте практически полностью копировала такую же фигурку с автомобилей Chrysler 30-х годов.
А вот легковой автомобиль среднего класса ГАЗ-24 повторял своим видом «американца» Ford Falcon.
Москвич-2141
О том, как копировали этот автомобиль, в интернете можно найти уйму историй людей, некогда работавших на АЗЛК. Конструкторам завода просто не позволили придумать ничего своего, а отдали распоряжение клонировать модель французского переднеприводного хэтчбека Simca 1308. Для этих целей было закуплено несколько «Симок», которые и разобрали.
Оригинальную Simca 1308 выпускали с 1975 по 1980 годы. А серийное производство Москвича-2141 наладили к 1986. К тому моменту автомобиль уже выглядел анахронизмом, но его еще снабдили устаревшим двигателем УЗАМ, и максимально упростили по сравнению с оригиналом. Убрали все «навороты» декора, удешевили материалы, а комфорт салона свели на нет.
Жигули ВАЗ-2101
Жигули ВАЗ-2101 был лицензионной копией итальянского Fiat 124.
Не взирая на то, что этот автомобиль тоже был клоном чужой инженерной мысли, в мае 1972 года за его выпуск Волжскому автомобильному заводу была вручена премия «Золотой Меркурий». А в 2000-х годах российские жители в опросе назвали его «лучшим отечественным авто XX века».
Найдите отличия: слева ВАЗ 2101, справа – Fiat 124
Он-то, может, в свое время и был неплох, вот только являлся не отечественным, а скопированным.
Переработки советских конструкторов и в этом авто касались конструкции шасси и ходовой. Их приходилось корректировать под экстремальные реалии советских условий эксплуатации. А вот обучение персонала и полное оснащение оборудованием Волжского завода проводилось итальянцами.
Советские автомобили отечественной разработки
Список советского копирования чужих конструкторских идей можно продолжить. Клонированию в СССР подвергались военные автомобили, автобусы и грузовики.
Но, были и собственные разработки, правда, единичные.
К примеру, в случае с «Победа» ГАЗ-М-20 ее дизайн ни у кого не скопирован.
«Победа» ГАЗ-М-20
Но, в годы войны СССР получил богатый опыт эксплуатации ленд-лизовских и трофейных автомобилей Германии, Великобритании и США. Это позволило советским конструкторам разбирать доставшиеся им модели, не придумывая что-то свое, а беря чужое. Отбирая самые приемлемые для специфики дорожных и эксплуатационных условий СССР технологии, их использовали без ведома правообладателя. И называли такой процесс «ценным опытом заимствования».
И хотя внешний дизайн «Победы» был отечественной разработкой, к примеру, передняя подвеска, почти все элементы рамы, шасси и трансмиссии у нее скопированы с немецкой Opel Kapitän образца 1938 года.
Внедорожник ВАЗ-2121 «Нива» и «Восьмерка» ВАЗ-2108 – тоже примеры советской инженерной мысли.
ВАЗ-2121 «Нива»
Но, в разработке «Восьмерки» принимала участие немецкая компания Porsche. А на большинство ее «внутренностей» у зарубежных партнеров были куплены лицензии.
«Восьмерка» ВАЗ-2108
Передние дисковые тормоза, вакуумный усилитель тормозов, реечный рулевой механизм и синхронизаторы коробки передач, сцепление, стойки передней подвески, шарниры равных угловых скоростей, карбюратор, балка задней подвески и шины – все это производилось по лицензиям различных иностранных компаний. А Fiat помогал АВТОВАЗу в отладке производства и поставках оборудования.