Подбор акустики по параметрам в авто
Как выбрать акустику в автомобиль.Инструкция для новичков.
Как выбрать акустику в автомобиль
В этой статье я попробую простым языком объяснить как простому покупателю правильно выбрать акустику в автомобиль и не ошибиться при выборе. Сразу скажу, что выбор акустики в автомобиль — дело очень сложное и зачастую даже профессионалы не с первого раза находят правильный вариант, удовлетворяющий запросы заказчика по звучанию, поэтому в этой статье речь пойдет и системах среднего класса и пользователей, которые не требуют, чтобы было слышно седьмую скрипку в оркестре в результате полученной после инсталляции системе.
Также, исходя из больше чем 10-ти летного опыта работы с Автозвуком, хочу сказать что купить дорогие компоненты акустических систем и думать что это будет гаранировать хороший и качественный звук в результате не стоит. Бывает, что даже топовые акустические системы установленные по всем правилам в результате не звучат. Автомобиль — очень сложная среда для создания правильного звука. Вот некоторые основные проблемы препятствующие получению хорошего звука в авто:
• Слушатель в автомобиле находится не по центру от динамиков. В результате звук от одних динамиков приходит к нашей голове раньше, от других позже. В серьезных системах это компенсируется процессором с временной коррекцией, который продается как отдельно, так и бывает встроенным в автомагнитолу.
• В идеале высокочастотные и среднечастотные динамики должны быть направлены на нас спереди, чтобы формировать правильную звуковую сцену. В реалии это можно достигнуть только изготовлением дорогих подиумов на стойки или на торпедо, что не каждому по карману.
• Вечная погоня за фронтальным басом. Любая система зазвучит абсолютно по другом, если нижний бас будет идти не с сабвуфера, установленного в багажнике, а с фронта. К сожалению в автомобиле установить сабвуфер вперед практически не возможно, не внося кардинальные изменения в салон.
• Наличие огромного количества шумов, скрипов, сторонних звуков. Лечится шумо-вибро изоляцией.
Одной из самых основных позиций при выборе акустики в автомобиль стоит считать то, что результат звучания акустики больше зависит от того, как она установлена, а не от того, за какие деньги она куплена. Например динамики за 6000 рублей, установленные в штатные места в двери будут играть хуже, чем динамики за 3000 рублей, установленные в ту же дверь на деревянные кольца с шумоизоляцией, что в результате будет по бюджету дешевле. Проверено и не раз.
Очень важно так же сказать о основных способах установки акустики в автомобиль.
Акустика в штатные места в торпедо. Как правило в такое место ставятся не большие динамики, крепятся на пластик, часто играют не на закрытый объем, на качественный звук с них рассчитывать не приходится. При такой инсталляции рекомендую выбирать акустику недорогую, но фирменную, чтобы служила долго. Например:
Акустика в двери, в штатные места. Тут можно хорошо развенуться и сделать хороший, качественный звук. Очень рекомендую ставить акустику размера 16.5 см. Даже если штатные места 13 см., в подавляющем большинстве случаев можно доработать штатное место и установить 16 динамики. Также, рекомендую ставить акустику 2-х компонентную, т.е. с выносной пищалкой, т.к. пищалка от коаксиальной акустики будет играть Вам в ноги и нормальной звуковой сцены Вы не получите. В целом дверь автомобиля в своем первоначальном состоянии все равно что консервная банка для акустики. Чтобы сделать из нее достойное акустическое оформление для звука ее надо обязательно шумо и вибро изоляровать. Динамик рекомендую крепить не к металлу двери, а на деревянные кольца. Примеры удачных вариантов компонентной акустики (с выносной пищалкой):
И примеры коаксиальной акустики (с встроенной пищалкой) для тыла:
Morel Maximo Coax 6
Акустика в заднюю полку. На тыл как правило ставятся овалы, изготавливается полка для установки, любо усиливается штатная. Примеры достойных вариантов для такой установки:
Валит бас. Как выбрать динамики в машину
Правильно выбрать колонки в машину — задача со звёздочкой. Кажется, купил колонки и вот ты уже король звука. Но часто люди покупают или слишком тихие, или слишком громкие колонки в машину. Мы разобрались, как найти «золотую середину» и не прогадать с выбором акустики.
Содержание
Типы колонок
Основные характеристики
Установка
Что в итоге
Типы колонок
Когда выбираем динамики для автомобиля, в первую очередь обращаем внимание на типы колонок. Есть три вида акустики: широкополосная, коаксиальная и компонентная. Звучит сложно и непонятно. Поэтому разберёмся на примерах.
Широкополосная — самая недорогая (от 1000 до 3000 рублей), но и тихая. Она состоит из одного негромкого динамика, которого хватит для тихой музыки или фонового радио. Обычно такая система уже встроена в бюджетные авто. Если нет, тогда её можно докупить.
Коаксиальная — более продвинутый уровень, где в одном корпусе установлено несколько динамиков. За каждую частоту (звук или голос) отвечает отдельный динамик. Поэтому и качество звука лучше. Если выбираем коаксиальные колонки, тогда нужно помнить, что их устанавливают обычно в недорогих больших авто, например, грузовиках, минивенах или маршрутках. Стоимость её может доходить до 15-17 тысяч рублей, но можно найти вариант дешевле (1000 — 5000 рублей).
Компонентная акустика — самая дорогая (придётся выложить несколько десятков тысяч рублей) и классная. Это маленький музыкальный центр, в котором каждый динамик идёт в отдельном корпусе и отвечает за воспроизведение низких, средних и высоких частот. Но с установкой придётся заморочиться. В самой доступной по цене есть пара «мидбасов» (низко- и среднечастотных динамиков) и «пищалок» (высокочастотных). Поклонники джаза, к примеру, отлично расслышат каждый инструмент и ощутят эффект присутствия на концерте. Более продвинутые оборудованы сабвуферами (пассивными и активными) и аудиокроссоверами.
Мидбасы воспроизводят звук в среднем частотном диапазоне (80-400 Гц). «Пищалки» или твитеры — в высоком (2000- 20000 Гц). Сабвуфер предназначен для низких частот (20-70 Гц). Активный сабвуфер отличается от пассивного наличием встроенного усилителя. Кроссовер — специальный электрический фильтр, создающий нужные частотные диапазоны.
🔊 Как правильно подобрать динамики для Вашего автомобиля
Широк и разнообразен мир автомобильных акустических систем, есть в нем представители абсолютно различные по форме, размерам, техническим характеристикам, назначению, и конечно — по цене. Но прежде чем мы начнем разбираться со всем этим, не лишним будет уяснить, какие динамики предпочтительнее подходят именно для Вашего авто.
Любой бывалый установщик автозвука увлеченно изложит, какое это всё-таки тонкое умение — возведение классной авто аудиосистемы. Это на самом деле искусство, которое требует индивидуального подхода, впрочем ключевые основы в подборе компонентов и установке чрезвычайно просты и понятны.
Покупается лучшее по звучанию, насколько это Вам позволяет бюджет, и ставится по тому же принципу. Например, для установки динамиков выбирается место не самое удобное, а самое оптимальное по законам акустики. А если же спуститься с высот чуток пониже, к аудиосистемам начальной ступени, то обнаружится, что они пребывают на противоположном полюсе не столько по цене компонентов, но и по концепции инсталляции — урезанная часть бюджета устанавливает самую простую установку и сбережение заводского салона автомобиля.
В данный момент речь пойдет о стандартных решениях замены штатных динамиков на наиболее качественные покупные или для установки динамиков в авто, вначале лишенный аудиосистемы и имеющий только пустые штатные места под динамики.
🔎 Идеал теоретический и практический
Пример установки твитера в дверь автомобиляВ идеальном варианте фронтальные авто динамики должны быть расположены аналогично домашним, то есть левый и правый на одинаковом удалении вперед от слушателя, кроме того на том же уровне, что и его голова. Тем не менее в автомобилях такого рода размещение невозможно, и остается ограничиваться тем, что есть — то есть выбор мест монтажа динамиков должен минимизировать нарушения законов акустики. Иначе говоря, динамики лучше всего по возможности вынести более вперед: таким образом сократится условная разница в расстояниях от слушателя до левого и правого каналов. С учетом отличительных черт автомобильных динамиков, среди которых существенную роль играет сохранение характеристик при сильном смещении слушателя от оси излучения, это размещение способно обеспечить наиболее высококачественное звучание.
Идем далее, благодаря тому, что компонентные акустические системы имеют разные звуковоспроизводящие головки, это предоставляет свободу выбора места установки каждой из головок. Но стоит понимать, что в рамках одного канала, всем головкам компонентной системы целесообразно находится в непосредственной близости друг от друга. Тесное месторасположение имеет большое количество преимуществ, так как при прослушивании исходит наиболее целостное и слаженное звучание.
На практике следование теоретическим инструкциям означает, что наилучшим местом в автомобиле для установки фронтальных акустических систем — это левый и правый края торпедо и граничащая с ними область передних стоек. При всем этом направленность любой из головок может быть разной — например, одни работают на отражение от лобового стекла, другие же — обращены на водителя. Вариаций на тему ориентации динамиков в автомобиле немало, лучший вариант можно определить лишь экспериментально, и зависит он от большого количества факторов.
🔎 Зачем же нужны все эти хитрости?
Факт таков, что в хорошей аудиосистеме ожидается, что динамики не только будут показывать чистое и насыщенное по тембрам звучание в полном спектре частот, но и «возведут» звуковую сцену. Иначе говоря: дать почувствовать, что звук идет не из багажника, не из дверей, не откуда-то из-под ног, а вообще не «привязан» к динамикам. Если все было установлено верно, то перед водителем, либо пассажиром, или же и перед тем и другим — смотря какие цели преследовались при монтаже, — развернется широкая и бездонная «виртуальная» звуковая сцена с исполнителями, размещенная на уровне головы слушателей. Впечатления от такой сцены, воистину завораживающие и в большой ступени оказывают внушительное влияние на общее наслаждение от прослушивания.
Таким образом, можно сделать вывод, что теоретический идеал размещения динамиков недосягаем, а фактический обойдется дорого и хлопотно. В этом случае остается ни что иное как пойти путем компромиссов. Таковым компромиссом для недорогих по монтажным расходам аудиосистем уже давно стала традиционная схема с размещением СЧ/НЧ головки двухкомпонентных акустических систем в нижнем переднем крае двери, а ВЧ-головки — или в «треугольниках» с внешней стороны двери напротив зеркал, или на передних стойках, или в том самом уголке торпедо. Такого рода размещение сулит пусть не отличные, но вполне сносные результаты, а воплотить всё это в жизнь довольно несложно для большинства автомобилей. Не говоря уже о том, что, такая схема встречается, в том числе и в установках топ-уровня, хотя там для более качественного звучания применяется масса хитростей — например, выверенные с точностью до градуса углы установки всех головок, эксперименты с различными частотами среза в кроссовере, помощь в виде DSP-процессора и т.п.
🔎 Удобный вариант — не всегда является синонимом лучшего
Прежде чем начать подбирать подходящие по размеру динамики для уже имеющихся в автомобиле штатных гнезд, хорошо бы окинуть данные места критическим взглядом. Как ни прискорбно, довольно таки часто они размещены там, где практически никакими мерами достигнуть отличного звучания не получится. Такое размещение — это даже не компромисс, а абсолютно неспособный улучшить качество звучания вариант, из-за которого не стоило и голову морочить. В таком случае, невзирая на все соблазны удобства, понадобиться все-таки, поискать другие места установки, насколько это возможно приближенные к практическому идеалу. Существенное увеличение затрат из-за формирования новых штатных мест более чем оправданно эффективным улучшением звучания. Кроме того, затраты возрастут незаметно — благо, двери в автомобиле и передние стойки (если они не заняты полностью на всю длину подушками безопасности), в каких, наверное, и окажутся новые штатные места, представляют очень несложной и вполне удобный начальный материал для вероятных переделок.
Примером неважных штатных мест может служить наши отечественные модели АВТОВАЗа с мизерными местами установки, которые расположены вертикально в торпедо и предполагающие установку динамиков обращенных фронтальной стороной к задней части авто. Но к счастью, или к сожалению, не только наш отечественный автопром способен на такого рода «творения». Существует немало автомобилей совершенно замечательных во всех своих проявлениях, кроме одного — аудиосистемы и воплощения штатных мест под динамики в частности.
Самые известные варианты неудавшихся штатных мест для монтажа фронтальных акустических систем, которые вынуждают выискивать себе альтернативу:
• вертикальные на торпедо(в большинстве случаев, при таком расположении, размер штатного установочного отверстия чрезмерно мал для монтажа довольно басовитых динамиков, а про построение звуковой сцены либо хоть какое-нибудь наслаждение от стереоэффекта можно вообще забыть);
• в задней части передних дверей снизу либо на средней полосе, когда динамик оказывается позади слушателя и играет практически в подушечку сиденья или же в локоть водителя либо пассажира;
• размещение динамика со смещением от передней части двери.
🔎 Установка автомобильных твитеров в двери
К слову, с недавних пор, некоторые серьезные автопроизводители повадились встраивать высокочастотные динамики в углубления под ручку открывания двери — как дизайнерская фишка это смотрится и вправду эффектно, но со стороны звука — совершенно неправильно. Размещение СЧ-динамиков трехкомпонентных систем где-нибудь в области подлокотника. Не секрет, что среднечастотный динамик вносит решающую лепту в построение звуковой сцены, и наилучшее место для его размещения является торпедо автомобиля. Иначе говоря, в дверях им делать абсолютно нечего, ну а если так всё-таки поступают в серьезных инсталляциях, то задействуют специальные подиумы с серьезным «доворотом» на слушателя, собственно к штатным решениям это никакого отношения не имеет.
К превеликой радости, успешные варианты фронтальных штатных мест, которые соответствуют традиционной схеме с СЧ/ВЧ динамиком в передней части двери и вероятной ВЧ-головкой в «треугольнике» двери, на торпедо либо внизу передних стоек, последние несколько лет встречаются часто. Более чем повезло владельцам минивэнов и прочих машин с близким к, так именуемому, однообъемному кузову — обычно, у них в значительной степени вытянутое вперед торпедо, по бокам которого нередко можно выявить штатные места под динамики, при этом не только высокочастотные головки, но и более крупного размера, например 10-см, а то и 13-см головки. Туда так и хочется поставить СЧ — и ВЧ-динамики либо одни высококлассные коаксиальные динамики. Однако было бы неплохо дополнить данные излучатели отдельным НЧ-динамиком в дверях, даже если это не было предусмотрительно самим производителем.
Все приведенные здесь советы предполагают, что фронтальные динамики будут довольно басовитыми. Известный в штатных системах и неграмотных установках вариант, когда фронтальные акустические системы малых размеров работают с поддержкой басовитых тыловых динамиков, может показаться очень привлекательным исходя из убеждений про простоту установки, но имеет неисправные недочеты в звучании. По сути, с тыловыми динамиками так называемых «правильных» систем дела обстоят ещё проще, нежели в «народных» — часто их там вообще нет, а относительно басовой помощи, то её гарантирует специальный сабвуфер. Сабвуфер действительно устанавливают сзади, но эта совершенно редкая составляющая аудиосистемы, которая к тыловым акустическим системам не имеет практически никакого дела.
Когда сложившиеся слушательские вкусы всё таки предполагают присутствие тыловой акустики, то для данной роли абсолютно сгодятся коаксиальные модели попроще классом, нежели фронтальные. При этом басовитости от тыла не требуется, так что размеры акустических систем не имеют особого значения. Для систем «мобильного кинозала» тыловые динамики просто необходимы, но и тут правило согласования между тыльными и фронтальными сберегается по классу и размерам — фронтальные обязаны быть лучше и басовитее. На практике всё совершенно до наоборот, и по довольно несложной причине: сзади места всё-таки больше для установки более крупных динамиков.
Акустические системы: характеристики, типы, виды
Назначение
Общая специализация акустической системы.
В наше время по этому показателю выделяют домашние, концертные, мониторные, информационные, наружные и кинотеатральные системы, а также решения для расширения существующих АС. При этом назначение не является категорическим предписанием — многие модели допускают и нестандартные варианты использования. Однако проще и удобнее все же выбирать колонку в соответствии с тем способом применения, который для нее изначально предусмотрен. Конкретные же особенности акустики разного назначения таковы:
— Домашняя. Разновидность АС, предназначенная, как следует из названия, для индивидуального использования в домашних условиях. Отметим, что характеристики таких моделей могут быть разными — от простейших полочных динамиков до мощных многополосных колонок, рассчитанных на домашние кинотеатры и высококачественные аудиосистемы.
— Мониторная. Главным назначением мониторной акустики является контроль качества звука; соответственно, все подобные модели отличаются чрезвычайно высокой точностью передачи всех деталей звучания, ровной АЧХ и практически полным отсутствием искажений. Это делает их незаменимыми для профессионального использования (например, в студиях звукозаписи): мониторная колонка позволит очень точно определить все недостатки входящего сигнала, включая помехи усилителя, неточности аудиомонтажа и т.п. Как и концертные (см. выше), подобные системы обычно оснащаются специализированными входами, однако использовать мониторы для домашнего прослушивания не имеет смысла ещё и по другой причине: все огрехи звука, незаметные на обычной акустике, в таком случае проявятся — и могут заметно испортить впечатление. Да и цена таких моделей весьма высока.
Мониторинг ближнего поля
Установка
— Напольная. Как следует из названия, такие колонки рассчитаны на установку на пол и имеют соответствующую конструкцию: так, в большинстве моделей корпус имеет большую высоту, подобранную с таким расчётом, чтобы при расположении на полу динамики находились на оптимальной высоте. Кроме того, напольная акустика конструируется с расчётом влияния самого пола на звук; это позволяет добиться ровности и хорошей глубины низких частот. Напольные АС в целом имеют наибольшую мощность среди всех типов и рассчитаны обычно на большие помещения.
— Полочная. Полочные АС имеют относительно небольшие габариты и предназначены для размещения на полках или подставках иного рода, на значительном возвышении от пола (оптимальной считается высота, приблизительно соответствующая расположению головы слушателя). Достоинством такого размещения считается ровное звучание на всех частотах. Кроме того, такие модели имеют обычно меньшую мощность, чем напольные, и хорошо подойдут для небольших помещений — к тому же полочки можно закрепить на стене, как настенную колонку.
— Встраиваемая. Колонки, предназначенные для монтажа прямо в потолок или стену. Часто такие модели вообще не имеют корпуса — его роль играют ниши, в которые устанавливаются динамики. По форме корпуса, а именно монтажного отверстия, такая акустика может быть круглой, овальной, прямоугольной и квадратной. Главным достоинством встраиваемых систем является то, что они занимают минимум места в помещении, к тому же могут быть сделаны практически невидимыми, да и в целом их легче вписать в дизайн, чем какой-либо другой тип. В то же время встраиваемые колонки наиболее сложны в монтаже, требуют участия квалифицированного специалиста, а переставить неудачно установленный динамик также очень сложно.
— Настенная. Такие колонки по ряду характеристик весьма схожи с полочными (см. выше): в частности, имеют небольшие размеры и мощность и рассчитаны на установку на уровне ушей слушателя. Ключевым отличием является собственная система крепления, благодаря которой настенные модели не требуют полочек или иных подставок и при установке подвешиваются прямо на стену. Это обусловило другое отличие — акустические характеристики: они рассчитаны на то, что за колонкой будет находиться глухая стена. Из-за этого настенные модели не стоит ставить на полочки, даже если конструкция позволяет — звучание будет далеко от оптимального. Кроме вариантов с традиционной конструкцией, настенная акустика включает также т.н. «дипольные» колонки: они имеют 2 динамика, направленных в разные стороны, и рассчитаны на установку на боковой стене в домашних кинотеатрах премиум-класса, для создания максимально объёмного звука.
— Подвесная. Как следует из названия, акустические системы этого типа при установке подвешиваются к потолку или другому основанию на гибких креплениях — это могут быть как тросики, так и собственные кабели. Большинство потолочных моделей относится к информационным (см. «Назначение»); связано это с тем, что одним из самых простых способов перекрыть обширное помещение является установка под потолком всенаправленного динамика. В то же время подвесными могут делаться и высококлассные домашние системы: дело в том, что подобное размещение максимально удаляет колонку от полок, стен и т.п., и таким образом сводит к минимуму искажения, обусловленные посторонними предметами (тем более, что они не всегда делаются из оптимальных с точки зрения акустики материалов).
— Ландшафтная. Кроме непривычного как для акустических систем внешнего вида и стилизации под элементы ландшафтного дизайна, акустика этого типа может похвастаться также очень устойчивыми корпусами. Так, колонки, как правило, не бояться перепадов температуры, прямых солнечных лучей или осадков. При этом они предназначены для воспроизведения музыки на открытом пространстве. Их свободно можно установить во дворе, многие производители изначально комплектуют свои решения специальной системой крепления для предохранения акустических систем от кражи.
— Линейный массив. Линейным массивом называют акустические комплексы, в которых несколько колонок составлены вертикально, непосредственно одна над другой. За счёт этого подобная система формирует звуковые волны цилиндрической формы (а не сферической, как в классической акустике). Такие волны отличаются хорошей «дальнобойностью», громкость линейных массивов по мере увеличения расстояния снижается не так сильно, как у обычных колонок. Это позволяет добиться равномерного и громкого звучания даже на обширных пространствах вроде стадионов или концертных залов. А вот на небольших расстояниях (порядка нескольких метров) подобные характеристики не требуются. Поэтому основной сферой применения линейных массивов является концертная акустика (см. «Назначение»).
Форма корпуса (встраиваемые)
Общая форма корпуса у колонок встраиваемой конструкции (см. «Установка»).
Данная особенность практически не связана с рабочими характеристиками АС — она определяет лишь форму выходного отверстия, которое потребуется для выбранной акустики, и имеет прежде всего эстетический смысл. Подробно описывать разные варианты не имеет особого смысла, отметим только что в наше время можно встретить в продаже колонки с двойным обозначением — «круглая / прямоугольная». Оно означает, что данная модель комплектуется двумя наборами рамок, разной формы, и конкретную форму покупатель может выбрать на свое усмотрение. Впрочем, подобная универсальность на практике требуется крайне редко, поэтому и данный вариант распространения не получил.
— Активные. Акустические системы, оснащённые собственным встроенным усилителем мощности. Для таких АС достаточно сигнала линейного уровня (с предусилителя), благодаря чему они предельно просты в использовании. С другой стороны, встроенному усилителю требуется питание, так что подобные колонки приходится подключать ещё и к розетке.
— Пассивные. Акустические системы, не имеющие встроенного усилителя мощности. Соответственно, подключать такие АС нужно к внешнему усилителю (или устройству, имеющему такой усилитель — например, аудиоресиверу), при этом приходится обращать особое внимание на совместимость компонентов. С другой стороны, пассивная акустика считается более подходящей для создания высококлассных аудиосистем, чем активная: она позволяет выбрать усилитель мощности на своё усмотрение, к тому же в корпусе колонок отсутствует «лишняя» электроника, что снижает вероятность возникновения наводок.
— Пассивная/активная. Акустические системы, сочетающие пассивные основные колонки с активным сабвуфером. По ряду технических причин активные сабвуферы удобнее пассивных: в частности, они избавляют пользователя от необходимости искать специализированный НЧ-усилитель, да и возможностей по настройке дают больше (последнее может пригодиться для «вписывания» звука в конкретное помещение). Поэтому многие производители выпускают пассивно-активные комплекты.
Кол-во каналов
— 1.0.Одноканальная (монофоническая) аудиосистема. «В одиночку» такие колонки не обеспечиваю ощущения объемности, однако могут применяться в качестве отдельных компонентов для многоканальных систем объёмного звука.
— 2.0. Обычный стереозвук: две колонки, отвечающие за левый и правый канал. Позволяет создать минимальную иллюзию «объёмного» звука путём имитации смещения источника звука в пространстве перед слушателем.
— 2.1. Система из двух динамиков, создающих минимальную иллюзию «объёмного» звука, и сабвуфера, обеспечивающего мощный и насыщенный звук за счёт добавления низких и сверхнизких частот.
— 3.0. Система из трех динамиков (центрального и двух фронтальных). По заявлениям некоторых производителей, такие системы в небольших помещениях способны, при некоторых ухищрениях, воспроизводить полностью объёмный звук без тыловых колонок.
— 5.0. Набор из пяти колонок (двух фронтальных, центральной и двух тыловых), позволяющий воспроизводить полностью объёмный звук, который субъективно воспринимается слушателем не только перед, но и за собой.
Встречаются также куда более редкие варианты обусловленные под узкие нужды:
— 1.1. Системы в виде сабвуфера, на который сверху установлена колонка общего диапазона. Встречаются в основном в концертной акустике — из таких комплектующих удобно собирать системы для мощного и насыщенного звука.
— 2.2. Дальнейшее развитие идеи, заложенной в системах 1.1 (см. выше); фактически — это комплекты из двух одинаковых колонок формата 1.1. Подобные комплекты выпускаются из тех соображений, что для концертов, особенно в сравнительно небольших помещениях, нередко бывает достаточно всего пары колонок 1.1; купить сразу две такие колонки удобнее, а часто и дешевле, чем приобретать их по одной.
— 3.1. Система из трех динамиков (центрального и двух фронтальных), а также сабвуфера для низких и сверхнизких частот. Является «урезанной» версией системы 5.1; по заявлениям некоторых производителей, такие системы способны воспроизводить полностью объёмный звук при отсутствии тыловых колонок, за счёт чего являются идеальными для установки в небольших помещениях, где нет возможности разместить полноценную 5.1-акустику.
— 4.0. Разновидность систем 4.1 (см. ниже), лишённая сабвуфера, в остальном полностью аналогичная.
— 4.1. Упрощённая версия формата 5.1 (см. выше); такие системы обычно лишены либо центрального, либо одного из тыловых каналов. В любом случае при прочих равных они обходятся дешевле полноформатных 5.1, но и качество звука у них ощутимо ниже.
— 4.2. В данную категорию относится в основном концертная акустика (см. «Назначение»), представляющая собой расширенную версию описанной выше 2.2. В системах 4.2 над каждым сабвуфером устанавливается не одна, а две колонки общего диапазона. Таким образом можно добиться более качественного и насыщенного звука.
— 5.2. Вариация описанного выше 5.1, дополненная вторым сабвуфером — это положительно сказывается на качестве и точности воспроизведения низких частот. С другой стороны, настройка таких систем несколько сложнее.
— 6.1. Расширенная версия формата 5.1: два фронтальных динамика, центральный, три тыловых (левый, правый и центральный) и сабвуфер для низких и сверхнизких частот. Характеризуется более точной передачей объёмного звука в заднем секторе, однако встречается довольно редко.
— 7.0. Расширенная версия многоканального звука с пятью основными каналами (например, 5.1). В данном случае пять основных каналов дополнены ещё двумя, что позволяет добиться более объёмного и достоверного звучания. Чаще всего дополнительные каналы располагаются сзади («тыл правый» и «тыл левый»), но в зависимости от конкретного формата звука возможны и другие варианты установки — например, по сторонам от пользователя.
— 8.1. Системы, предусматривающие 8 основных каналов звучания плюс 1 низкочастотный. Конкретное распределение основных каналов может быть разным, в зависимости от модели. Однако все системы 8.1 отличаются, с одной стороны, хорошей достоверностью объёмного звука, с другой — высокой стоимостью и сложностью в настройке.
Количество динамиков
Количество отдельных динамиков, предусмотренных в каждой колонке. Не стоит путать этот параметр с описанным ниже количеством полос — за одну полосу могут отвечать несколько динамиков; считается, что это может улучшить некоторые параметры звучания, к тому же позволяет добиться высокой мощности при относительно небольших габаритах колонки. В остальном же количество динамиков является скорее справочным, нежели практически значимым показателем.
При наличии в комплекте АС колонок с разным количеством динамиков обычно указывается максимальное значение данного параметра (чаще всего — по фронтальной колонке). При этом пассивные излучатели (при их наличии, см. «Особенности конструкции») в подсчете не учитываются.
Количество полос
Количество отдельных частотных полос, на которое звук разделяется при воспроизведении через АС. Для каждой такой полосы предусматривается отдельный динамик, а иногда — несколько (подробнее см. «Количество динамиков»).
Среди многополосных моделей потребительского уровня чаще всего встречаются варианты на 2 или 3 полосы — НЧ/ВЧ и НЧ/СЧ/ВЧ соответственно. Большее количество, как правило, свидетельствует о высоком классе акустики, т.к. она точнее способна воспроизводить сигнала и соответственно сложнее устроена. Но есть и небольшие сателлиты с одним динамиком (однополосные) на случай нетребовательного слушателя.
Отметим, что, кроме целых, выпускаются модели и с дробным количеством полос — например, 2.5 или 3.5. Такая маркировка говорит о наличии в конструкции динамика, отвечающего сразу за две полосы: например, модель 2.5 имеет отдельные динамики для НЧ и ВЧ плюс комбинированный НЧ+СЧ (по конструкции аналогичный НЧ, но нагруженный ещё и средними частотами).
Чувствительность
Чувствительность акустической системы.
Эту характеристику указывают на основании того, какую громкость звука акустика способна выдать при подведении к ней сигнала определенной стандартной мощности. Проще говоря, чем выше чувствительность АС — тем громче она будет звучать при той же выходной мощности усилителя. Таким образом, чувствительная акустика может эффективно использоваться даже в сочетании со сравнительно маломощными «усилками». С другой стороны, низкая чувствительность тоже имеет свои преимущества: она позволяет добиться более равномерной АЧХ и снижает вероятность перегрузки усилителя. В наименее чувствительных современных АС данный показатель не превышает 84 дБ, в наиболее чувствительных он составляет 95 – 96 дБ и более.
Отметим, что на практике обращать внимание на этот параметр приходится тогда, когда акустику планируется использовать с отдельно подобранным усилителем мощности. Поэтому для активных систем (см. «Тип») чувствительность имеет чисто справочное значение, и при выборе ее, как правило, можно не учитывать.
Импеданс
Импедансом называют номинальное электрическое сопротивление акустической системы. В наше время используется набор стандартных значения импеданса; наибольшее распространение получили колонки на 4 Ом, 6 Ом, 8 Ом и 16 Ом.
Основное значение данный параметр имеет для пассивной акустики (см. «Тип»). При подключении таких колонок к усилителю мощности крайне желательно, чтобы их импеданс соответствовал сопротивлению АС, на которое рассчитан усилитель; при несоответствии возможны либо перегрузки и искажения в звучании (если импеданс колонок ниже оптимального), либо снижение мощности (в противоположном случае).
Что касается активной акустики, то здесь импеданс имеет в основном справочное значение — колонки в таких системах изначально подбираются под соответствующие усилители. Правда, существует мнение, что более высокое сопротивление снижает уровень помех и положительно сказывается на чистоте звука; однако разница в импедансе между разными моделями обычно не настолько велика, чтобы это влияние было заметно на фоне остальных факторов, определяющих качество звучания.
Частота кроссовера
Частота кроссовера, предусмотренного в конструкции АС.
Кроссовер устанавливается исключительно в модели с несколькими полосами (см. «Количество полос»). Это электронный фильтр, который обеспечивает разделение входящего аудиосигнала на отдельные частотные диапазоны и направляет каждый диапазон на «свой» комплект динамиков. А частота кроссовера показывает, где проходит граница между этими диапазонами. Если полос больше двух — то и подобных границ будет несколько: например, для четырехполосной системы может быть указано «0.15 / 0.8 / 2.8 кГц» или «0.12 / 1 / 3.8».
В большинстве случаев данный параметр имеет в основном справочное значение: частоты встроенного кроссовера подбираются под рабочие характеристики динамиков, установленных в АС.
Фронт
Центр
Максимальная мощность усилителя
Суммарная номинальная мощность
Общая номинальная мощность всех компонентов АС, иными словами — сумма мощностей всех колонок. В качестве номинальной обычно указывают наибольшую среднюю (среднеквадратичную) мощность, на которой акустика может работать длительное время без перегрузок и повреждений. При этом отдельные скачки мощности могут заметно превышать это значение, однако именно номинальная мощность является основной характеристикой любой АС.
От этой характеристики зависит в первую очередь громкость звучания: чем мощнее колонки — тем более громкий звук они могут выдать при наличии подходящего усилителя. Кроме того, в пассивных и пассивно-активных моделях от мощности зависит еще и совместимость с внешним усилителем: выходная мощность «усилка» не должна превышать мощности подключенной к нему акустики, иначе возможны перегрузки и даже поломки.
Подробные рекомендации касательно выбора АС по мощности под ту или иную ситуацию можно найти в специальных источниках. Однако в целом показатель до 100 Вт по меркам современной акустики считается достаточно скромным, 100 – 200 Вт — средним, 200 – 300 Вт — выше среднего, а самые мощные комплекты выдают до 500 Вт и даже более.
Фронт
Центр
Общий частотный диапазон
Общий диапазон частот, который способна воспроизвести АС. Указывается от нижней границы диапазона в самом низкочастотном компоненте до верхней границы — в самом высокочастотном: например, в системе 2.1 с основными колонками на 100 – 22000 Гц и сабвуфером на 20 – 150 Гц общее значение будет составлять 20 – 22000 Гц.
Чем обширнее частотный диапазон — тем полнее воспроизводимый звук, тем ниже вероятность, что какая-то часть низких или высоких частот окажется «обрезанной». Здесь стоит отметить, что человеческое ухо воспринимает частоты в среднем от 16 Гц до 22 кГц, и с практической точки зрения предусматривать в АС более обширный частотный диапазон не имеет смысла. Тем не менее, немало моделей выходят за пределы этого диапазона, иногда весьма значительно (так, существуют колонки с диапазоном порядка 10 – 50000 Гц). Такие характеристики являются своего рода «побочным эффектом» высококлассной акустики, и приводятся они обычно в рекламных целях.
Тип сабвуфера, входящего в комплект АС.
— Закрытый. Простейшая разновидность сабвуфера: низкочастотный динамик, помещённый, в соответствии с названием, в закрытый корпус. Такие модели обеспечивают неплохое качество звука, он не так подвержен искажениям, как в описанных ниже фазоинверторных — с другой стороны, они менее чувствительны.
— Фазоинверторный. Сабвуферы, оснащённые т.н. фазоинверторами — трубками, выведенными из корпуса наружу. Длина фазоинвертора такова, что сигнал, выходящий из него, оказывается перевёрнут по фазе относительно сигнала из динамика (отсюда и название). Считается, что это положительно сказывается на мощности звучания; в то же время движение воздуха в трубке создаёт некоторый шум и может повлиять на чистоту звука.
— С пассивным излучателем. Пассивный излучатель внешне выглядит как обычный динамик — однако он лишён катушки и магнита и не является источником звука, а лишь повторяет вибрации от полноценных динамиков. Назначение данной функции аналогично описанному выше фазоинвертору, при этом выгодным отличием пассивных излучателей от фазоинверторных трубок является отсутствие шума от воздушного потока.
Мощность
Номинальная мощность сабвуфера, предусмотренного в АС.
Чем мощнее «саб» — тем более громкий и насыщенный бас способна выдать акустика. Кроме того, эта характеристика определяет совместимость с внешним усилителем (если его подключение предусмотрено конструкцией АС): выходная мощность такого усилителя на басовом канале не должна превышать данного показателя. А лучше всего, когда номинальные мощности усилителя и сабвуфера совпадают — это позволяет в полной мере реализовать все возможности НЧ-динамика и в то же время избежать перегрузок.
Также отметим, что от соотношения мощности сабвуфера и основных колонок зависит общая окраска звука, прежде всего на максимальной громкости. К примеру, если в одном 100-ваттном комплектах формата 2.1 на сабвуфер приходится 50 Вт, а в другом — всего 30 Вт, то первая АС на максимальной мощности будет выдавать более насыщенный бас, однако с меньшей громкостью основных каналов.
Частотный диапазон
Диапазон частот, который способен воспроизвести сабвуфер АС.
Напомним, сабвуферы изначально предназначаются для басовых частот. Поэтому верхняя граница рабочего диапазона в таких динамиках обычно не превышает 200 Гц — с более высокими частотами вполне справляются основные компоненты акустики; впрочем, встречаются и исключения. Касательно нижней границы стоит напомнить что для человеческого слуха она находится на уровне около 16 Гц. У современных сабвуферов минимальная воспроизводимая частота обычно несколько выше — чаще всего от 22 – 24 Гц; однако и здесь возможны исключения — в частности, есть модели с нижним пределом в 13 Гц и даже 8 Гц, то есть уже на уровне инфразвука. Такие показатели не только являются признаком высококлассного «саба» — они имеют и определенный практический смысл, особенно в том случае, если акустика используется для кинотеатра. Дело в том, что многие звуковые явления на низких частотах — взрывы, землетрясения и т. п. — сопровождаются в том числе инфразвуковыми колебаниями, которые непосредственно не слышны, однако все равно так или иначе воспринимаются человеком.. Соответственно, сабвуфер с расширенным в сторону инфразвука диапазоном способен передать подобные звуки максимально достоверно.
Импеданс
Импеданс (динамическое сопротивление) комплектного сабвуфера АС.
Данный актуален прежде всего для пассивных комплектов (см. «Тип»), где сабвуфер также является пассивным: знать импеданс необходимо для эффективного выбора внешнего усилителя мощности. В идеале сопротивление «саба» должно соответствовать сопротивлению, на которое рассчитан соответствующий выход усилителя — иначе возможны либо искажения и перегрузки (если сопротивление сабвуфера ниже оптимального), либо снижение громкости (если оно выше).
В свою очередь, для активного сабвуфера импеданс имеет в основном справочное значение: собственный усилитель такой колонки по определению оптимально совместим с динамиком. Правда, существует мнение, что более высокое сопротивление снижает уровень помех и положительно сказывается на чистоте звука; однако разница в импедансе между разными моделями обычно не настолько велика, чтобы это влияние было заметно на фоне остальных факторов, определяющих качество звучания.
Регулируемый кроссовер
Наличие в конструкции комплектного сабвуфера АС регулируемого кроссовера.
Если речь идёт о низкочастотных компонентах, кроссовером называют фильтр, определяющий верхнюю границу частотного диапазона — подразумевается, что за звуки с большей частотой отвечают уже основные колонки. Соответственно, регулируемый кроссовер позволяет изменять эту границу и, соответственно, настраивать «распределение обязанностей» между сабвуфером и прочими компонентами.
Данная функция может пригодиться даже в готовых комплектах: в зависимости от того, какая часть низких частот выделена на сабвуфер, картина звука может заметно меняться. А особенно полезной возможность регулировки будет в том случае, если Вы планируете в будущем дополнить укомплектованную АС сторонними компонентами — например, докупить 3 колонки для модели 2.1 и собрать полноценную многоканальную систему 5.1. Ведь подстроить кроссовер значительно проще, чем найти идеально подходящие по диапазону сторонние колонки.
Регулировка фазы
Возможность регулировать фазу сабвуфера, поставляемого в комплекте с АС.
Необходимость данной функции обусловлена тем, что в некоторых ситуациях слышимый звук от сабвуфера может не совпадать по фазе со звуком от основных колонок. Проще говоря, звуковые волны от сабвуфера могут несколько опережать соответствующие колебания от основных динамиков, или отставать от них. Такая ситуация может возникнуть, к примеру, из-за разницы в расстоянии до отдельных компонентов АС, или из-за аппаратных особенностей аудиосистемы; в любом случае рассинхронизация по фазе заметно ухудшает качество слышимого звука. Данная регулировка позволяет исправить ситуацию: она позволяет на доли секунды сдвинуть по времени звучание сабвуфера, добившись максимально точной синхронизации.
Регулировка уровня
LFE вход
Наличие у комплектного сабвуфера АС входа LFE («low-frequency effect» — «низкочастотные эффекты»). Этот интерфейс используется в некоторых системах многоканального звука для подключения низкочастотного динамика. От обычного входа сабвуфера он отличается тем, что на LFE подаётся специализированный сигнал, а не просто низкочастотная часть общего звука. Таким образом обеспечивается мощное и насыщенное звучание НЧ — в т.ч. в нижней части диапазона, на частотах порядка 20 Гц, где чрезвычайно сложно обеспечить хорошую слышимость.
Отметим, что не все сабвуферы с данным входом имеют отдельный разъём под него — в некоторых моделях предусматривается возможность переключения обычного линейного входа в режим LFE.
Особенности конструкции
Различные дополнительные особенности, предусмотренные в конструкции колонки.
В список таких особенностей могут входить общие конструктивные нюансы (биполярная компоновка, магнитное экранирование, рупорное оформление, Bi-Amping/Bi-Wiring, влагозащита), особые виды излучателей (ленточный, электростатический), регулировки для улучшения звучания (настройка ВЧ, настройка НЧ, поворотный твитер), а также особые элементы конструкции для улучшения акустических характеристик. Касательно последних стоит отметить, что, помимо классической закрытой конструкции, в наше время можно встретить акустику с фазоинверторами (спереди, сзади илиснизу), акустическими лабиринтами, пассивными излучателями и с акустическими шипами.
Вот более подробное описание каждой из этих особенностей:
— Поворотный твитер. Твитер — высокочастотный динамик — имеющий поворотную конструкцию. Данная особенность позволяет изменять направление, в котором колонка излучает звук в ВЧ-диапазоне, не поворачивая корпус самой колонки (напомним, правильная локализация такого звука довольно важна для настройки звучания системы в целом). В то же время в отдельно стоящей акустике предусматривать эту функцию особо незачем: в таких моделях, как правило, не возникает проблем с поворотом всего корпуса. Поэтому поворотные твитеры встречаются исключительно во встраиваемых АС (см. «Установка») — ведь после монтажа такая колонка уже не предполагает какого-либо движения.
— Магнитное экранирование. В колонках с этой особенностью корпуса дополнены специальными материалами, непроницаемыми для магнитного поля. Благодаря этому мощные магниты, которыми обычно оснащаются динамики в современных АС, практически не воздействуют на окружающие устройства. Это особенно важно при использовании рядом с чувствительной электроникой: плазменными панелями, высококлассными усилителями и ресиверами и т. п.
— Фазоинвертор. Приспособление в виде характерной трубки, установленной в корпусе колонки имеющей выход в окружающее пространство. Фазоинвертор (ФИ) усиливает звуковое давление и улучшает звучание колонок в сравнении с аналогичной акустикой закрытого типа; особенно это заметно на низких частотах. Правда, движение воздуха в трубе может создавать дополнительный шум; однако в большинстве моделей применяются различные ухищрения, призванные компенсировать это явление. А вот однозначным недостатком такого оснащения является увеличение общих габаритов колонки. Подчеркнем, что не стоит путать данную функцию с акустическим лабиринтом (см. ниже) — ФИ делается прямым и имеет сравнительно небольшую длину.
Также отметим, что фазоинвертор может устанавливаться по разному: чаще всего спереди, несколько реже сзади, в отдельных моделях — снизу, и крайне редко — сверху или сбоку. А в некоторых колонках устанавливается сразу два ФИ, с разным расположением. В характеристиках эти подробности не указываются, поскольку их без проблем можно определить по фотографиям. С точки зрения акустики нельзя однозначно сказать, какое расположение лучше — у каждого варианта есть свои сторонники и противники, тем более что вопрос качества звука во многом субъективен. А вот с чисто практической стороны наиболее удобен передний ФИ: он позволяет ставить колонки даже вплотную к стене. При заднем же расположении АС должна находиться от стены на расстоянии не менее 3 – 4 см, а в идеале — не менее диаметра фазоинвертора. Третий популярный вариант — установка снизу — встречается в отдельных моделях полочных и напольных АС, оснащенных подставками соответствующей высоты, а также в подвесных моделях, рассчитанных на большое количество свободного пространства под колонкой.
— Акустический лабиринт. Еще одно приспособление, применяемое для улучшения насыщенности и общего качества звука. В некотором роде аналогично описанному выше фазоинвертору — также представляет собой воздуховод строго подобранной длины, соединяющий внутренний объем колонки с наружным пространством. Ключевое отличие заключается в том, что в данном случае воздуховод делается не прямым, а в виде «змейки» со множеством изгибов (отсюда и название «лабиринт»). Стенки лабиринта покрываются специальными материалами, поглощающими звуки. Подобная конструкция имеет ряд преимуществ перед традиционными ФИ. Так, колонки получаются более компактными; при тех же габаритах корпуса лабиринт имеет бОльшую эффективную длину, что положительно сказывается на мощности и насыщенности низких частот; а извивистый воздуховод почти не подвержен возникновению посторонних звуков (в отличие от фазоинверторов, где для гашения таких звуков нужно очень точно рассчитывать конструкцию). С другой стороны, лабиринты заметно сложнее и, соответственно, дороже, а потому встречаются реже.
— Регулировка ВЧ. Регулятор, позволяющий настраивать уровень звучания высоких частот отдельно от остального диапазона. За счет этого можно до определенной степени изменять окраску звучания, не прибегая к внешним эквалайзерам и другим сложным приспособлениям. Данная функция может сочетаться с регулировкой НЧ (см. ниже), однако есть также немало АС, где регулируются только высокие частоты.
— Регулировка НЧ. Регулятор, позволяющий настраивать уровень звучания низких частот отдельно от остального диапазона. Как и описанный выше регулятор ВЧ, дает возможность до определенной степени изменять окраску звучания, не прибегая к внешним эквалайзерам и другим сложным приспособлениям. При этом данная функция очень редко используется без регулятора высоких частот (хотя встречаются и такие колонки).
— Ленточный излучатель. Излучатель ленточного типа, установленный в одном или нескольких динамиках АС; по ряду причин такая конструкция используется в основном в высокочастотных твитерах. Отличие таких устройств от традиционных излучателей заключается в том, что в данном случае между полюсами магнита вместо традиционной катушки устанавливается металлическая лента (отсюда и название). Это дает целый ряд преимуществ: высокая чувствительность, минимальный уровень искажений, широкий охват по горизонтали. Главные недостатки ленточной конструкции — высокая стоимость и слабая пригодность для низких частот.
— Электростатический излучатель. Излучатель электростатического типа, установленный в одном или нескольких динамиках АС. В основе конструкции такого приспособления лежит тонкая и легкая мембрана, закрепленная между двумя решетками-статорами — на ниж подается сигнал, и мембрана колеблется электрическим полем. Таким образом можно добиться очень достоверного, чистого звучания, с минимумом нелинейных искажений. В то же время электростатические излучатели эффективны в основном на средне-высоких и высоких частотах, так что для эффективной работы колонку неизбежно приходится дополнять традиционными динамиками. Из однозначных же недостатков подобного оснащения можно отметить крупные размеры, высокую стоимость и специфические требования к усилителям: излучателю данного типа требуется высококлассный «усилок», обязательно с выходным трансформатором. Поэтому данная функция встречается редко — в отдельных АС премиум-класса.
— Рупорное оформление. Наличие в АС динамиков, построенных по рупорной схеме. Такой динамик имеет вид характерного раструба, в глубине которого находится излучатель. За счет узкой направленности и специфического влияния на распространение звуковых волн рупоры улучшают эффективность передачи звука в довольно обширном диапазоне частот. Фактически можно сказать, что наличие рупора повышает чувствительность АС. По ряду причин сложилось так, что рупорное оформление основного динамика используется в основном в информационных АС (см. назначение), в остальных же случаях такую форму предусматривают для ВЧ-динамика (твиттера).
— Пассивный излучатель. Наличие пассивного излучателя хотя бы в одной колонке АС. Такое приспособление можно описать как низкочастотный динамик, с которого сняли катушку и магнит, оставив лишь внешнюю мембрану излучателя. Эта мембрана колеблется за счет звуковых волн, создаваемых обычными динамиками, и играет роль резонатора, усиливающего звучание низких частот. В этом плане пассивный излучатель аналогичен фазоинвертору и акустическому лабиринту (см. выше); при этом он, в отличие от ФИ, почти не подвержен возникновению посторонних шумов, а стоит заметно дешевле лабиринта. С другой стороны, дополнительный излучатель на передней панели заметно увеличивает габариты колонки — обычно в высоту.
— Bi-Amping/Bi-Wiring. Возможность работы акустики в формате Bi-Amping или Bi-Wiring. Модели с этой особенностью относятся к многополосным (см. «Количество полос») и имеют не один, а как два комплекта клемм на каждую колонку — для низких и высоких частот. Это и позволяет применять упомянутые способы подключения. Так, при работе в формате Bi-Wiring каждый контакт на выходе усилителя мощности подключается двумя отдельными проводами сразу к двум клеммам на соответствующей колонке: к примеру, плюсовой контакт левого канала — к плюсовым контактам НЧ и ВЧ входов на левой колонке, минусовой — к соответствующим минусовым контактам и т. п. Это позволяет улучшить АЧХ: благодаря разделению по отдельным кабелям низкочастотный сигнал не «крадет энергию» у остального диапазона, и каждая полоса получает достаточно мощности для эффективной работы соответствующих динамиков. В формате Bi-Amping используются уже два отдельных усилителя, каждый с двумя парами контактов на выходе — в итоге каждая клемма колонки подключается строго к «своему» контакту. Этот способ подключения обходится недешево, однако позволяет добиться еще большей чистоты звука и равномерности АЧХ; именно Bi-Amping считается идеальным вариантом для тех, кто не признает компромиссов в вопросах качества звука.
— Влагозащита. Наличие специальной защиты от влаги в конструкции АС. Эта особенность крайне желательнав трех случаях: если систему планируется использовать вне помещений; если условия в помещении не особо отличаются от наружных (ангар, крупный гараж и т.п.); либо же если речь идет о месте с повышенной влажностью (бассейн, оранжерея, некоторые виды цехов и мастерских и т.п.). Стоит учитывать, что конкретная степень влагозащиты может быть разной — от способности выдержать попадание под дождь до возможности полного погружения под воду; эти подробности стоит уточнять отдельно.
— Акустические шипы. Опоры особой формы, используемые в основном в напольных колонках. В соответствии с названием, такие опоры делаются заостренными, и на пол опираются именно острые концы; для защиты пола от повреждений при этом обычно применяются специальные пластиночки небольшого размера. В любом случае смысл подобной конструкции заключается в том, чтобы максимально уменьшить площадь контакта колонки с поверхностью под ней. Это, в свою очередь, увеличивает давление в точках контакта и сводит к минимуму так называемые паразитные колебания — вибрации, передаваемые от колонки на пол. Акустические шипы считаются практически обязательным элементом оснащения для напольной акустики Hi-Fi класса — без такого оснащения упомянутые паразитные колебания могут непоправимо испортить звучание высококлассных колонок и свести на нет все их преимущества. Отметим, что шипы для колонок продаются и отдельно; однако купить акустику, изначально оснащенную подобными подставками, нередко бывает проще, чем искать сторонние аксессуары.
Входы
Типы входов, предусмотренные в конструкции АС.
Отметим, что стандартные высокоуровневые входы на основе клемм, используемые для подключения пассивной акустики к усилителям мощности, в данном списке не указывается — их наличие в соответствующих типах АС предполагается по определению. Остальные же варианты могут быть такими:
— RCA. Входы для работы с аналоговым аудиосигналом, использующие разъемы типа RCA (такой разъем может применяться и в других интерфейсах, но они имеют свои названия). Как правило, применяются в активных системах и рассчитаны на сигнал линейного уровня, однако в отдельных моделях RCA предназначается для подключения к усилителю мощности. В целом данный интерфейс не отличается помехостойкостью, однако его возможностей вполне хватает как минимум для домашней акустики, в том числе довольно продвинутой. Отметим, что при таком подключении для каждого канала звука требуется собственный разъем; поэтому гнезда RCA обычно устанавливаются парами — под левый и правый канал стерео.
— Jack (6.35 мм). Разъём, аналогичный по форме описанному выше mini-jack, однако имеющий более крупные размеры; вследствие этого он встречается в основном в стационарной аудиотехнике, а также используется в музыкальных инструментах. 6.35 мм Jack считается более прочным и надёжным, чем 3.5 мм mini-jack, к тому же технически он способен обеспечить т.н. балансное подключение (см. ниже), хотя на практике такая возможность встречается редко. Для этого данный разъем может быть совмещен с разъемом XLR (комбинированный порт), что позволяет подключать на выбор один из типов штекеров.
— Балансный XLR. Разъёмы XLR имеют три контакта, по количеству жил кабеля. Они могут применяться для передачи разного типа сигнала, однако в данном случае подразумевается аналоговое балансное подключение. При таком подключении передаётся один канал аудио на каждый разъём, а довольно большую часть помех, возникающих при передаче, гасит сам кабель. Последнее обеспечивает чистоту передаваемого звука даже на довольно больших расстояниях (порядка нескольких метров). Балансный XLR относится к профессиональным интерфейсам и встречается преимущественно в АС соответствующего класса. Может быть совмещен с разъемом Jack (6.35 мм) (комбинированный порт), что позволяет подключать на выбор один из типов штекеров.
— Балансный цифровой AES/EBU. Разновидность интерфейса XLR, предназначенная для передачи сигнала в цифровом формате. Также относится к профессиональным, использует те же разъёмы и кабели и тот же балансный способ передачи, обеспечивающий гашение большинства помех; однако из-за различий в типе сигнала имеет большую пропускную способность и позволяет передавать через один разъём даже многоканальный звук.
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным ниже коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Коаксиальный. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
— Speakon. Профессиональный интерфейс, применяемый для подключения к АС сигнала с усилителя мощности. Используется в технике соответствующего класса, в частности, концертных системах (см. «Назначение»). Благодаря особенностям разъёмов (наличие фиксаторов, высокая степень изоляции) может применяться даже с наиболее мощными усилителями.
— USB-порт. Интерфейс USB в акустических системах может иметь разное назначение и использовать разные виды разъемов; эти моменты стоит уточнять отдельно. Так, один из самых популярных форматов применения этого входа — подключение колонок к USB-порту ПК или ноутбука для работы в роли компьютерной акустики; модели с такой возможностью оснащаются разъемами USB Type B — характерной квадратной формы. Подобная акустика будет полезна, в частности, если специализированные аудиовходы компьютера заняты, вышли из строя или вообще отсутствуют; кроме того, она нередко оснащается высококлассными встроенными ЦАП и позволяет добиться более высокого качества звучания, чем среднестатистическая звуковая карта.
Встречается и другой вариант — колонки со входами USB A и встроенными плеерами, способные самостоятельно проигрывать музыку с флешки или другого внешнего накопителя, а также заряжать через USB различные гаджеты вроде смартфонов.
Пассивные модели (см. «Тип») обычно оснащаются т.н. высокоуровневыми входами, рассчитанными на сигнал с усилителя мощности; это отдельная категория разъемов, устанавливаемая в такие модели по умолчанию.
Выходы
Типы выходов, предусмотренные в конструкции акустической системы.
Выходы в современных АС применяются в основном для коммутации сигнала, поступающего с внешнего источника Однако возможны и другие варианты применения: например, колонка с USB-портом (см. «Входы») и встроенным плеером может иметь разъемы для подключения дополнительной акустики. Наиболее же распространенные типы выходов таковы:
— RCA. В данном случае подразумевается выход для работы с аналоговым аудиосигналом, обычно линейного уровня (разъем типа RCA может применяться и в других интерфейсах, но они имеют свои названия). В целом данный интерфейс не отличается помехостойкостью, однако его возможностей вполне хватает как минимум для домашней акустики, в том числе довольно продвинутой. Отметим, что при таком подключении для каждого канала звука требуется собственный разъем; поэтому гнезда RCA обычно устанавливаются парами — под левый и правый канал стерео. Исключение составляют выходы на сабвуфер, которые тоже могут выполняться в этом формате — для них достаточно одного разъема.
— Jack (6.35 мм). Разъем, аналогичный по форме описанному выше mini-jack, однако имеющий более крупные размеры; вследствие этого он встречается в основном в стационарной аудиотехнике, а также используется в музыкальных инструментах. 6.35 мм Jack считается более прочным и надёжным, чем 3.5 мм mini-jack, к тому же технически он способен обеспечить т.н. балансное подключение (см. ниже), хотя на практике такая возможность встречается сравнительно нечасто. Один из наиболее популярных вариантов использования данного выхода — подключение дополнительной АС к концертной колонке. Наряду со своим младшим «собратом», разъём Jack 6.35 мм может применяться как выход на наушники, однако разъёмы для наушников в данную категорию не включены и указываются отдельно (см. ниже).
— На наушники. Специализированный выход для подключения наушников. Большинство современных «ушей» имеют штекеры типа mini-Jack (см. выше) — соответственно, и данный выход оснащается именно таким разъёмом. Изредка встречаются АС с гнёздами под Jack, однако этот момент не принципиален — штекер 3.5 мм можно подключить к гнезду 6.35 мм при помощи простейшего переходника (такие переходники даже поставляются в комплекте с многими наушниками). Наушники могут пригодиться, к примеру, в позднее время суток, когда громкая музыка нежелательна — или наоборот, в шумной обстановке, чтобы лучше слышать звук; при этом АС часто оказывается ближе к слушателю, чем проигрыватель или другой источник сигнала, и удобнее всего подключать «уши» именно к колонке.
— Балансный XLR. Разъёмы XLR имеют три контакта, по количеству жил кабеля. Они могут применяться для передачи разного типа сигнала, однако в данном случае подразумевается аналоговое балансное подключение. При таком подключении передаётся один канал аудио на каждый разъём, а довольно большую часть помех, возникающих при передаче, гасит сам кабель. Последнее обеспечивает чистоту передаваемого звука даже на довольно больших расстояниях (порядка нескольких метров). Балансный XLR относится к профессиональным интерфейсам и встречается преимущественно в АС соответствующего класса.
— Балансный цифровой AES/EBU. Разновидность интерфейса XLR, предназначенная для передачи сигнала в цифровом формате. Также относится к профессиональным, использует те же разъёмы и кабели и тот же балансный способ передачи, обеспечивающий гашение большинства помех; однако из-за различий в типе сигнала имеет большую пропускную способность и позволяет передавать через один разъём даже многоканальный звук.
— Оптический. Одна из разновидностей стандарта S/P-DIF — наряду с описанным ниже коаксиальным. В данном случае передача сигнала осуществляется через оптоволоконный кабель TOSLINK. Главным достоинством данного интерфейса является полная нечувствительность к электрическим помехам, при этом его возможностей достаточно даже для работы с многоканальным звуком. Из недостатков стоит отметить высокую цену соединительных кабелей, а также необходимость аккуратного обращения с ними.
— Коаксиальный. Электрическая разновидность стандарта S/P-DIF, использующая для передачи сигнала коаксиальный кабель с разъёмом-«тюльпаном». Не стоит путать данный интерфейс с описанным выше аналоговым RCA — несмотря на идентичность разъёмов, эти стандарты принципиально различаются: «коаксиал» работает в цифровом формате и по одному кабелю позволяет передавать даже многоканальный звук. По сравнению с оптическим S/P-DIF данный интерфейс менее устойчив к помехам, однако более надёжен, поскольку электрические кабели не столь деликатны.
— Speakon. Профессиональный интерфейс, применяемый для работы с сигналом, поступающим с усилителя мощности. Используется в технике соответствующего класса, в частности, концертных системах (см. «Назначение») — в данном случае речь идёт о подключении к такой АС дополнительных пассивных колонок. Благодаря особенностям разъёмов (наличие фиксаторов, высокая степень изоляции) интерфейс Speakon может применяться даже с наиболее мощными усилителями.
Bluetooth
Наличие или конкретная версия Bluetooth-модуля, установленного в акустической системе.
Наиболее распространенный способ применения такого модуля — трансляция на акустику звука со смартфонов, планшетов, ноутбуков и других Bluetooth-устройств. Основное удобство подобного подключения очевидно — это отсутствие проводов и соответствующая свобода перемещения, тем более что дальность действия Bluetooth обычно составляет не менее 10 м (в пределах прямой видимости). Однако стоит учитывать, что без специальных технологий аудиосигнал при такой передаче сильно сжимается, что влияет на итоговое качество звука; поэтому для достижения хорошего качества потребуется поддержка aptX (см. ниже).
Помимо этого, Bluetooth может применяться и для других целей; самый популярный вариант такого применения в АС — дистанционное управление с внешнего устройства. Впрочем, такие возможности встречаются заметно реже.
Поддержка aptX
Функция, встречающаяся в колонках с Bluetooth (см. выше) и в целом крайне желательная для подобной акустики.
Технология aptX предназначена для улучшения качества звука, передаваемого по Bluetooth. Изначально при такой передаче аудиосигнал сильно сжимается, и качество звучания может в итоге оказаться довольно низким. Но вот в акустике с кодеком aptX этот недостаток устранен: этот кодек позволяет транслировать и принимать звук в качестве, сравнимом с Audio CD — 16-bit/44.1kHz. И хотя по фактическому качеству звука aptX все же несколько уступает классическому Audio CD с проводным подключением, однако этот момент чаще всего не является принципиальным, к тому же восприятие звука — вопрос во многом субъективный. Также отметим, что помимо оригинального aptX, в современной технике может применяться более продвинутый aptX HD — его возможности уже сравнивают с Hi-Res аудио 24-bit/48kHz.
Разумеется, для использования соответствующего кодека его должна поддерживать как акустика, так и источник сигнала.
Пульт ДУ
Наличие пульта дистанционного управления в комплекте поставки АС. Как правило, это традиционный ИК-пульт наподобие тех, что применяются в телевизорах.
Преимущество данной функции очевидно: вместо того, чтобы каждый раз подходить к колонке для изменения настроек, достаточно воспользоваться пультом. А некоторые модели с таким аксессуаром в комплекте даже оснащаются встроенными проигрывателями и, по сути, представляют собой автономные музыкальные центры. Главный недостаток пультов — увеличение общей стоимости АС. Кроме того, дополнительная управляющая электроника является потенциальным источником помех, поэтому такое управление крайне редко используется в акустике класса Hi-End (хотя возможны и исключения).
Диаметр ВЧ динамика
Диаметр СЧ динамика
Диаметр НЧ (НЧ/СЧ) динамика
Диаметр динамика сабвуфера
Материал отделки
Материал, из которого изготовлены корпуса колонок, входящих в АС. От этого параметра зависит не только внешний вид, но во многом и характеристики звучания. Чаще всего встречаются такие варианты:
— MDF (Medium Density Fiberboard — древесноволокнистая плита средней плотности). Наиболее популярный на сегодняшний день материал, встречается практически во всех ценовых категориях. При довольно невысокой цене MDF имеет неплохие акустические характеристики, практически не уступающие натуральному дереву.
— Дерево. Дерево можно отнести к материалам премиум-класса: оно выглядит приятнее, чем MDF, но по акустическим свойствам не имеет значительных преимуществ, а стоит заметно дороже. Из-за этого данный материал встречается в основном среди высококлассных АС, рассчитанных на требовательных пользователей.
— Пластик. Пластик отличается невысокой стоимостью и легкостью в обработке. Его акустические свойства хуже, чем у MDF и, тем более, дерева; тем не менее, этот недостаток несложно компенсировать. Так что подобные корпуса в наше время весьма популярны, они встречаются даже в высококлассных АС.
Отметим, что для систем с сабвуфером (2.1, 5.1 и т.п., см. «Кол-во каналов») в данном параметре указывается материал основных колонок, сабвуфер же в большинстве случаев выполняется из MDF.