Подешевеют машины или нет
«Картина начнет улучшаться». Что будет с ценами на автомобили в 2022 году
В 2021 г. мировой автопром так и не смог преодолеть глобальный дефицит новых автомобилей, вызванный нехваткой электронных компонентов. Из-за этого автокомпании были вынуждены на протяжении всего года поднимать цены. Переломить тяжелую ситуацию в 2022 г. может ряд решений, который собираются принять власти и производители. Разбираемся, следует ли ждать снижения цен, как сэкономить на покупке нового автомобиля, и что будет с дилерскими наценками.
Почему растут цены
Основная причина лавинообразного роста цен на автомобили в 2021 г. — дефицит новых машин у дилеров, объясняют участники рынка. С этой проблемой продавцы столкнулись еще в августе прошлого года. Дефицит автомобилей возник, в свою очередь, из-за нехватки полупроводников, которая коснулась большинства компаний по всему миру. Этой ситуацией решили воспользоваться дилеры, которые отказываются продавать автомобили без установки собственного дополнительного оборудования с гигантскими наценками. Впрочем, и сами производители на этом фоне тоже продолжают поднимать рекомендованные розничные цены практически каждый месяц. Например, стоимость автомобилей Lada индексировалась с начала 2021 года семь раз.
Как рассказал РИА «Новости» глава Минпромторга Денис Мантуров, цены на отечественные автомобили в 2021 г. увеличились на 5-8%, а иномарок — до 20%. В свою очередь, в аналитическом агентстве «Автостат» заметили, что такого стремительного роста стоимости автомобилей не было, начиная с кризисного 2014 года. По расчетам экспертов, рекомендованные розничные цены на машины увеличились на 24-25%. При этом стоимость автомобилей у дилеров (с учетом допоборудования) подскочили еще выше — более чем на 35%.
Что будет с ценами на автомобили в 2022 году
Власти считают, что рост цен на новые автомобили в следующем году должен замедлиться. Таким прогнозом с РИА «Новости» поделился Мантуров. При этом чиновник признал, что дефицит машин сохранится в стране, как минимум, в первой половине года. Причина все та же — проблемы с поставками чипов.
Руководитель аналитического агентства «Автостат» Сергей Целиков, ссылаясь на прогнозы основных производителей, считает, что дефицит предложений сохранится минимум до середины 2022 года. По его словам, сбой цепочек поставок пока не ликвидирован, так как комплектующих, особенно электроники, по-прежнему не хватает. Примерно с таким же прогнозом выступает и ассоциация «Российские автомобильные дилеры» (РОАД). В организации считают, что весной ситуации вряд ли кардинально изменится, и очереди на новые машины сохранятся как минимум до конца первого квартала 2021 года.
Более оптимистично настроен аналитик «ВТБ Капитала» Владимир Беспалов. «Мы можем ориентироваться на то, что к концу первого квартала следующего года ситуация начнет выправляться. Думаю, что это не будет одномоментно для всех. В среднем, картина начнет улучшаться к концу марта», — спрогнозировал он в беседе с Autonews.ru.
Цены на премиальные автомобили
Некоторые производители не собираются снижать цены на свои автомобили даже после того, как кризис с микросхемами будет преодолен. Например, концерны Daimler и BMW хотят после нормализации ситуации искусственно ограничить объемы производства, чтобы таким способом сохранить высокую стоимость автомобилей, которая установилась во время пандемии. В самих компаниях объяснили, что благодаря этому немецкие бренды станут «еще более люксовыми». Например, в BMW считают, что за последние время им удалось «значительно улучшить способности по ценообразованию». В свою очередь в Daimler заявили, что с помощью ценовой политики собираются совершить «переход к более высокому, люксовому сегменту».
Проблемой с дилерскими наценками уже заинтересовались российские власти. В частности, решением этого вопроса планирует заняться Минпромторг. В ведомстве предложили установить предел в 10% для максимальной наценки официальных автодилеров при продаже новых машин. Причем это правило будет сохраняться даже в периоды пикового спроса на автомобили. В ведомстве уверены, что такая наценка останется выгодной для продавцов новых машин.
Как сэкономить на покупке автомобиля в 2022 году
Сами автопроизводители стараются бороться с дилерскими наценками и даже подготовили для покупателей несколько советов, которые могут помочь сэкономить деньги при покупке нового автомобиля в 2022 году. Например, УАЗ рекомендует клиентам ориентироваться на цены, которые указаны на официальном сайте (так называемая «онлайн-витрина»).
В компании объяснили, что именно там указан гарантированный финальный ценник конкретного автомобиля. В случае, если эта стоимость будет отличаться от дилерских цен, УАЗ рекомендует покупателям обращаться на «горячую линию» компании.
«И автомобиль будет вашим по заявленной на онлайн-витрине цене», — пообещали в УАЗе.
Подешевеют машины или нет
Вам также понравится:
Чтобы стать автором нашего блога, нужно классно писать, а также разбираться в автомобилях на экспертном уровне. И то, и другое можно нам продемонстрировать, выполнив тестовое задание.
Задание: Написать предварительный обзор авто, которое выйдет на российский рынок в ближайшие несколько месяцев. Модель можно выбрать из календаря автоновинок. Свой выбор нужно согласовать с нами. Для этого напишите в форму ниже и сообщите, о какой машине хотите написать (лучше предложить сразу несколько), а мы примем решение и вышлем вам ТЗ на обзор.
Важно: если у вас есть возможность самостоятельно брать авто на тест-драйв — обязательно напишите об этом!
Если ваш обзор нам понравится, мы опубликуем его в блоге, заплатим вам гонорар (2000 р.) и начнём постоянное сотрудничество. Если текст понравится, но по каким-то причинам мы не будем его опубликовать, мы также начнём с вами сотрудничество, но без гонорара за тестовое задание. В случае, если обзор в принципе не будет принят редакцией, тестовое также не будет оплачено.
Условия — удаленно, сдельно, гонорары и занятость обсуждаются с успешным кандидатом после тестового.
Автолихорадка. Что будет с ценами на машины в 2022 году
Продажи новых автомобилей в России в декабре упали на 20%
Минувший год показал, что значит ажиотаж на авторынке — цены на все без исключения модели машин поднялись И это факт, подтвержденный официально. Министр торговли и промышленности Денис Мантуров заявил, что новые автомобили российского производства в 2021 году подорожали на 5 — 8%, зарубежные — в пределах 20%.
Более того, рост цен продолжится! Мантуров сообщил о планируемом повышении цен на автомобили, подпадающие под повышенный транспортный налог и отметил, что машины даже в базовой комплектации, которые ранее не относились к категории премиального сегмента, могут оказаться в нем ввиду повышения цен на комплектующие. Речь идет об автомобилях стоимостью от 3 до 5 миллионов рублей, владельцы которых платят транспортный налог с повышенным коэффициентом (1,1), пока с момента выпуска машины не пройдет 3 года.
И такая ситуация, по совам министра, изменится еще не скоро, потому что дефицит автомобилей на рынке будет и в новом году. По меньшей мере, в первом полугодии. Эксперты убеждены: таких проблем у авторынка не наблюдалось уже очень давно.
ТОЛЬКО ЦИФРЫ
«По итогам 2021 года российский авторынок может увеличиться на 3%, однако уже в 2022 году динамика, возможно, окажется отрицательной на 5-7%. Причиной станет постоянный рост цен в условиях дефицита новых автомобилей — за 2021 год средневзвешенная цена авто превысила отметку в 2 млн рублей (на 23%)», — пояснил «Прайм» генеральный директор сети автосалонов Fresh Auto Денис Мигаль.
По его словам, некоторые автопроизводители уже объявили о росте цен с января 2022 года. Например, все модели УАЗа прибавят по 1,7 — 2,6 процента. О рекордном увеличении прайса сообщили и в «АвтоВАЗе». По причине отмены сдерживающих пошлин на экспорт металла из России цены на него выросли на 4-11%. Остальные марки могут прибавить к стоимости авто от 100 000 до 400 000 рублей в зависимости от класса и комплектации автомобиля.
«Самого значительного подорожания можно ожидать в премиальном сегменте, что, скорее всего, не отразится на уровне продаж данных автомобилей, а также среди топовых комплектаций представителей массового сегмента, что негативно отразится на общих объемах продаж этих брендов», — убежден Мигаль.
Ему вторят эксперты из «Автостата». По их словам, дорожать будут автомобили всех марок, так как в 2022 году проблема нехватки автомобилей у дилеров (из-за глобального дефицита микрочипов) вряд ли будет решена. А именно она наряду с инфляционной составляющей является в последние месяцы определяющим фактором роста цен. Насколько именно подорожают автомобили тех или иных марок, сказать сложно.
ЭТА МАЛЕНЬКАЯ ШТУЧКА
ВТБ ожидает замедления роста цен на автомобили
«Причин несколько: во-первых, из-за карантина мировой автопром пострадал от нехватки микросхем сильно, как, впрочем, и ряд других отраслей. Дефицит настолько велик, что «АвтоВАЗ» мог бы продать, не будь дефицита микросхем, на 100 тысяч автомобилей больше, чем он продаст в 2021 году. И этот дефицит не кончится завтра, а будет продолжатся минимум до конца весны — начала лета. Это — самый оптимистический прогноз», — пояснил «Прайм» автоэксперт Игорь Моржаретто.
И так как автомобили в дефиците до лета, то и рассчитывать на какие-либо скидки и тем более на снижение цен не приходится. Все по законам рынка, приводящим к росту цен в случае, если спрос превышает предложение. А дефицит на авторынке наблюдается сегодня почти по всем маркам автомобилей за редчайшим исключением.
По состоянию на конец прошлого года спрос хотя и сократился ввиду роста цен, но пока не так сильно, чтобы переломить тенденцию к росту цен. «Рынок «ссыхается», но людей с деньгами по-прежнему немало, и они делают кассу», — поясняет эксперт. По его мнению, все же наступит перелом: покупательская способность не выдержит бешено возросших цен на новые автомобили вкупе с небывалыми дилерскими накрутками (до 20% от стоимости машины) и упадет так, что спрос станет ниже предложения. Но это не раньше лета — осени.
«Шансы на скидки и снижение цен появляются только во второй половине 2022 года, но гарантий нет», — считает Моржаретто.
По его мнению, осенью 2022 года Lada будет стоит тот же миллион: «Я не помню, чтобы цены снижались в России. Самое хорошее, что может быть — это скидки от новой цены».
Ажиотаж на авторынке сегодня охватил весь мир, и россиянам, по мнению экспертов, нет никакого смысла искать дешевые машины за рубежом. В США ситуация даже хуже, чем в России: дефицит автомобилей выше, как и покупательская способность населения.
Единственное исключение — Китай: будучи мировым лидером по производству тех самых чипов, китайские власти и промышленность обеспечили дефицитом в первую очередь свой автопром. Поэтому китайских машин произведено примерно столько, сколько и предполагалось и цены на них выросли не так сильно, как на автомобили производителей из других стран. Стоит ли удивляться, что доля китайских машин на российском авторынке уже выросла вдвое, а в ближайшие 3-4 года ей прочат еще двойной рост.
Российскому авторынку предрекли шок в 2022 году
Благодаря бурному росту продаж в первом полугодии российский авторынок еще имеет шансы закончить 2021 год «в плюсе». Однако последние полгода продажи новых машин уверенно катятся вниз, и в наступающем году вряд ли вернутся к росту.
Если в 2019-2020 годах продажи росли (несмотря на временный провал в 2020-м из-за пандемии), то во второй половине 2021-го наметился устойчивый тренд на их снижение. При этом средневзвешенные цены, которые в предыдущие два года росли сравнительно равномерно, в этот период показали просто взрывной рост.
На волне всеобщего дефицита уже сейчас китайские производители укрепляют свои позиции в нашей стране, перехватывая часть аудитории у других брендов, и в следующем году эта тенденция продолжится, считает аналитик «Дрома» Игорь Олейников.
По его мнению, в 2022 году премиальные бренды, вероятно, будут иметь преимущество на российском рынке и смогут минимизировать падение продаж, несмотря на рост цен и дефицит микрочипов. Однако это вряд ли повлияет на расклад сил на рынке: бюджетный сегмент и модели таких марок как Lada, Hyundai, Kia и других, несмотря на падение, всё так же будут доминировать на рынке.
Как считает Игорь Олейников, в 2022 году на российском рынке по-прежнему можно будет наблюдать рост цен и дефицит машин из-за недостатка электронных компонентов. Ситуация с нехваткой автомобилей может стабилизироваться ближе к третьему кварталу 2022-го, но надо понимать, что процесс восстановления рынка будет постепенным и предложение выйдет на допандемийный уровень в лучшем случае в 2023 году. При этом будет постепенное снижение спроса, так как цены на автомобили растут.
Что будет с ценами на машины в 2021 году: в автокомпаниях все рассказали
Свой прогноз по объемам продаж новых автомобилей в России в 2021 году представила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Эксперты считают, что в наступившем году россияне купят 1 632 млн новых легковых автомобилей. Это на 33 тыс. единиц больше (+2,1%), чем в 2020 году, когда было продано 1 598 825 новых легковушек (-9,1% по сравнению с 2019-м). В АЕБ прогнозируют, что спрос стабилизируется после первого квартала и укрепится во втором.
Однако в АЕБ предупредили: на такие показатели удастся выйти только в случае, если в 2021 году получится избежать локдаунов из-за коронавируса, а также если в отношении России не введут новые санкции, и государство продолжит оказывать меры поддержки и стимулировать спрос при помощи специальных льготных программ. Кроме того, автопроизводители признались, что тренд с повышением цен на новые машины продолжится. Autonews.ru пообщался с представителями индустрии и выяснил, к чему готовиться тем, кто планирует покупку автомобиля.
Курс рубля, стоимость импортных автокомпонентов и объемы господдержки станут одними из ключевых факторов, влияющих на цены автомобилей в 2021 году, рассказали члены АЕБ. Также определенное влияние на ценообразование может оказать, по их оценке, запуск ЭПТС, что потребовало от компаний некоторых дополнительных затрат. Также ведутся дискуссии с Минпромторгом по возможному повышению утильсбора — в случае принятия такого решения, часть своих расходов производители неизбежно переложат на покупателей, признают участники рыка в беседах с корреспондентом Autonews.ru.
«Каждый год мы повышаем цены, вопрос — насколько. Наша цель — сделать автомобили максимально доступными, — поделился управляющий директор «Хендэ Мотор СНГ» Алексей Калицев. — Курс рубля определенно влияет на ценообразование. Несмотря на высокий уровень локализации при производстве автомобилей Hyundai, используются иностранные компоненты, и когда рубль ослабевает, это отражается на ценах. Но автопроизводители максимально сдерживают цены в силу своих возможностей».
В свою очередь, председатель Комитета автопроизводителей АЕБ и глава марки Porsche в России Томас Штэрцель напомнил, что некоторые автопроизводители еще в 2020 году повысили цены вслед за ослаблением курса рубля.
«С началом 2021 года эти процессы также продолжаются, существует так называемая компонентная цена. Такой тренд сохранится и в 2021 году — цены будут постепенно подрастать», — отметил Штэрцель.
В свою очередь в ассоциации Российские автомобильные дилеры (РОАД) отметили, что в январе продолжилось повышение цен на автомобили, но резких скачком замечено не было.
«В ближайшее время роста цен более чем на 2-3% не ожидаем, — сказал Autonews.ru президент РОАД Вячеслав Зубарев. — Ни один производитель не может долго работать в убыток и, соответственно, поднимает цены, покрывая дополнительные расходы из-за слабеющего курса рубля».
По его словам, на авторынок в 2021 году основное влияние как раз будут оказывать рост цен на автомобили и уровень доходов населения.
«Поскольку пока нет перспектив для роста доходов населения, значит определяющим наряду с повышением цен станет поддержка спроса правительством через льготные программы кредитования. В целом, общий прогноз по году будет положительным — плюс 3-5%», — сказал Зубарев.
Генеральный директор ГК «АвтоСпецЦентр» Денис Петрунин рассказал Autonews.ru, что с начала января цены на новые автомобили уже повысились на 3-5% в зависимости от бренда и модели. По его словам, это связано с ежегодной индексацией цен, ростом себестоимости автомобилей и ожидающимся повышением утильсбора. Участник рынка уверен: на фоне волатильности рубля и сокращения объемов продаж цены на автомобили продолжат расти — среднее увеличение по итогам 2021 года составит порядка 15%.
По словам Петрунина, еще один не самый приятный тренд 2020 года, а именно — дефицит популярных моделей, также может продолжиться.
«В 2021 году нас ждет еще большая непредсказуемость. Продолжатся перебои в поставках автомобилей из-за нарушения логистических цепочек, и неравномерное наполнение складов. Как итог — снова несбалансированность спроса и предложения. Многие автопроизводители запланировали сокращение объемов поставок на российский рынок. В целом в 2021 году авторынок продолжит сокращаться. По нашим прогнозам, он упадет на 10-15% к 2020 году», — предупредил эксперт.
В свою очередь генеральный директор АО АВТОDOM Андрей Ольховский также считает, что в 2021 году на рынке автомобилей сохранится определенный дефицит. По его словам, в первом полугодии регулярность поставок, динамика продаж новых машин будет зависеть от логистики и возможностей импортеров.
«На фоне снижения курса рубля по отношению к мировым валютам в 2021 году цены продолжат расти, а реальные доходы населения на фоне пандемии — снижаться. В течении I квартала 2021 года цены вырастут от 5 до 10% по разным брендам и моделям, — прогнозирует эксперт. — Импортеры и дистрибьютеры будут компенсировать убытки от курсовых разниц в валюте. В течение всего 2021 года динамика цен будет сопоставима изменению курсов валют. При текущем или более высоком курсе цены на автомобили продолжат расти».
Во втором полугодии произойдет охлаждение рынка — будут исчерпаны запасы спроса со стороны покупателей, и цены на автомобили придут в соответствие с курсом валют в первом квартале 2020 года, считает представитель дилерского сообщества.
«В совокупности это может создать ситуацию с точностью до наоборот — когда на складах дилеров будут автомобили, а покупатели не будут готовы заключать сделки по текущей стоимости», — предполагает Ольховский, который при этом считает, что рынок вырастет на 7-8%.
Управляющий директору Kia Motors Russia & CIS Александр Мигаль в беседе с Autonews.ru отметил, что вопрос со своевременностью поставок всех моделей марки, включая самые востребованные, будет решен в ближайшее время. При этом он не стал делать прогнозов относительно динамики цен, поскольку «все автопроизводители стараются действовать максимально аккуратно и в зависимости от собственной стратегии».
Производители рассказали, что и в 2021 году возможность взять кредит на более льготных условиях на покупку автомобиля бюджетного и среднего ценового сегментов по-прежнему останется одним из важнейших видов поддержки отрасли.
При этом в Минпромторге о продлении таких программ рассказали еще в конце 2020 года. Там сообщили, что госпрограммы льготного кредитования «Первый автомобиль» и «Семейный автомобиль» продлены до конца 2023 года. Льготы при получении займа будут по-прежнему доступны только тем, кто планирует купить локализованный в России автомобиль стоимостью до 1,5 млн рублей либо электрокар.
В дополнение на скидку 10% могут рассчитывать семьи, воспитывающие минимум одного ребенка, медработники, а также те, кто сдал старый автомобиль в трейд-ин в счет уплаты первоначального взноса. При этом для жителей Дальнего Востока скидка составляет 25% от цены нового автомобиля. Всего на льготное автокредитование выделено 8,87 млрд рублей.
Кроме того в АЕБ уверены, что автокомпании будут повышать уровень локализации производства. А вот доля импортных моделей продолжит сокращаться — по оценкам аналитиков, в первую очередь это связано с нерентабельностью продаж. Одним из примеров в 2020 году стала Honda — эти автомобили привозили в Россию под заказ, но даже такая схема в итоге не оправдала себя, и марка заявила о сворачивании продаж. Тем не менее, в АЕБ отметили, что им не известно о планах по возможному уходу из России нишевых брендов, поскольку «каждая компания принимает подобные решения самостоятельно».