Подготовка машины к экспедиции
Как подготовить машину к экспедиции, если вы новичок
В этой статье мы поговорим о подготовке к экспедиции, если вы новичок. Дадим полезные советы начинающим путешественникам, а также, расскажем о том, как подготовить свой автомобиль к экспедиции и какие основные правила и принципы нужно знать.
В туризме, само понятие «экспедиция» понимается под поездкой куда-то с познавательной или научной целями.
Данное событие подразумевает то, что поездка подобного плана происходит в дали от цивилизации, в места, где отсутствует развитая инфраструктура дорог и многое другое. Говоря обычным языком, под экспедицией мы будем иметь ввиду поездку более чем 50-60 км от мегаполиса, в интересный природный или исторический район, с проживанием вдали от дома в течении нескольких или более дней, что требует специализированного оснащения вашего автомобиля, а также различных снаряжений, с посещением определенных труднопроходимых мест и соблюдением конкретного маршрута. Для того, чтобы все ваши экспедиции проходили в максимально комфортным условиях, в первую очередь, необходимо иметь хорошо подготовленный автомобиль. Экспедиционный автомобиль можно сделать из любого авто, однако, стоит учесть, что для туризма подходит не каждая машина. Условно, существующие внедорожники можно поделить на три типа: малые, средние и полноразмерные. Ездить конечно можно на всем, но учитывайте, чем машина больше, тем больше в нее влезет различных полезных вещей, что порой принципиально важно в длительной поездке.
Помните, что для подготовки экспедиционного автомобиля, потребуется определенное количество времени, его невозможно сделать за одну ночь и даже за неделю. Но это принципиально важный момент, так как автомобиль для экспедиции- это целый ряд комплексных решений и главное его свойство- Надежность. Экипировку экспедиционного автомобиля можно доверять только профессионалам и мастерам своего дела, так как самостоятельно выполнить ремонт автомобиля в глухих лесах, практически невозможно.
Комплексная подготовка внедорожника очень ответственная задача, которая требует в первую очередь индивидуального и профессионального подхода. Мы занимаемся подготовкой экспедиционных автомобилей более 10 лет. И далее, мы поговорим об элементах тюнинга для экспедиций. Основные принципы тюнинга экспедиционного автомобиля — это его защита и ваше комфортное пребывание в путешествии. Итак,
Экспедиционный багажник.
Экспедиционный багажник просто необходим для путешествий на долгий срок и дальние расстояния. Во-первых, в автомобиль не всегда есть возможность положить нужные вещи, а во-вторых экспедиционные багажники производства STC, имеют возможность установки дополнительного света и фар. Подобный багажник обладает высокой грузоподъемностью, однако не стоит забывать, что крыша автомобиля всегда будет слабее самого багажника и эксперименты с его прочностью могут сыграть с вами злую шутку.
Передний силовой бампер. При поездке в экспедицию, первое с чем мы сталкиваемся это бездорожье. Силовой бампер производства STC защитит Ваш автомобиль от серьезных повреждений и легко справится с такими препятствиями, как камни, бревна, пни или же незадачливые водители). В бампер интегрирована площадка для лебедки, а конструкция внутренних усилителей обеспечивают максимальную надежность бампера, стойкость к высоким нагрузкам и сильным ударам.
Силовые пороги. Силовые пороги также предназначены для защиты кузова автомобиля, как на бездорожье, так и в городе. Пороги легко выдерживают подъем хай-джеком, а также служат для более легкого подъема в салон. Силовые пороги производства STC рассчитаны на эксплуатацию в тяжелых экспедиционных условиях, так как изготавливаются из цельных стальных труб без применения сварки.
Защитное покрытие автомобиля. Как все мы знаем, стандартная краска автомобиля очень чувствительна к внешним опасностям на дороге. Камни из-под машин, ветки деревьев и т.д. В экспедиции эта проблема встает более остро, и чтобы ваш автомобиль не потерял внешний вид после первой поездки, специально для вас мы предлагаем защитное покрытие Line-X. Прописывать достоинства этой технологии можно бесконечно, начиная от ее от защитных функций до одобрения инженерным корпусом сухопутных войск США как продукт, смягчающий действие взрывных волн. Но основной и наиболее важной для экспедиции функцией, является функция защиты. Защита от истирания и повреждения обработанной поверхности, защита от механических повреждений, защита от воздействия воды, бензина, соли и разных химических составов, а также защита от коррозии.
Напомним, что мы имеем собственное производство элементов тюнинга, а также являемся официальным представителем Line-X.
Чтобы ваша экспедиция проходила в условиях максимального комфорта, всегда нужно иметь с собой несколько вещей, о которых мы поговорим далее. Самым первым и практически главным элементом является газовая плита. Представьте, что вам не нужно бегать по лесу в поисках дров, не нужно разжигать каждый раз костер, чтобы вскипятить чай. Все эти вопросы, для вас решает газовая плита. Тент. Тент убережет Вас от дождя, от сильных порывов ветра с песком, а также в случае возникновения поломки, проводить ремонт автомобиля под тентом гораздо проще и комфортнее. Фонарик. Помните, всегда нужно иметь с собой альтернативный источник света. В поездке на дальние расстояния может произойти все что угодно и фонарик станет для вас спасением. Вода. Берите с собой максимально возможное количество воды, это сделает вашу поездку гораздо комфортней. Вы сможете останавливаться на обед и ночлег там, где захотите. Красивая опушка леса, горы, вы не будете привязаны к поиску места возле воды и сможете насладиться прекрасным видом за горячим обедом. И наконец. Самым важным моментом любой экспедиции, является ваша безопасность, тем более, если вы едете одной машиной. По пути следования всегда пишите смс и звоните друзьям и родным, чтобы они знали где вы находитесь, если вдруг с вами что-то случится, вас будет проще найти. Всегда паркуйте свой автомобиль таким образом, чтобы иметь возможность максимально быстро уехать со стоянки. Не вставайте лицом к обрыву или к деревьям, а также не устанавливайте палатку прямо перед своим автомобилем. Все эти несложные нюансы могут выручить вас в сложной ситуации. Мы желаем вам, чтобы последние наши советы вам никогда не пригодились, а также, самых лучших путешествий и ярких воспоминаний.
Принципы экспедиционного тюнинга
Кто-то делает ставку на Land Cruiser, а кому-то больше по душе Land Rover Defender 110. Впрочем, в данном случае речь пойдет, в основном, про общие принципы экспедиционного тюнинга на примере машины известного путешественника Павла Разина. Его рассказ записал Алексей Чуприков.
На первый взгляд наш автомобиль кажется не так уж сильно подготовленным. Усиленный бампер с площадкой под лебедку похож на штатный, «кенгурятник» тоже неброский. Кстати, он нам не раз пригождался – например, в норвежской тундре. Отдельные особи и целые стада оленей мигрируют по дорогам без всякого понятия о правилах движения. То же в Исландии и на Фарерских островах – только там опасность представляют овцы, которые передвигаются почему-то исключительно по трое.
Для лета на машине стоят BF Goodrich А/Т почти стандартного размера – 31.8 дюйма. Они прошли 110 тысяч самых непростых дорог и все еще годны к эксплуатации. Возможно, это потому, что колеса ставились в Финляндии, а к нам приезжает какая-то другая резина. По моему опыту именно покрышки класса А/Т (All Terrain) – то, что надо для дальних перегонов по любой поверхности, от асфальта до пустыни и каменистых лавовых полей. А на мягких грунтах хорошо помогает решительное стравливание давления в шинах. Серьезных засад в экспедициях бывает не так много, и для борьбы с ними достаточно надежной лебедки и хорошего удлинителя, лучше двух.
КСТАТИ, ПРО КОЛЕСА
А вот диски на машине нештатные, сечение – толще обычного миллиметра на три. В сочетании с усиленной подвеской они очень помогают сохранить способность к передвижению даже после попадания в серьезные выбоины.
Легко заметить, что на нашем автомобиле две запаски. Обычно всех интересует, не мешает ли колесо на капоте. Отвечаю: обзорность – дело привычки. Между тем лишняя запаска на экспедиционнике необходима. Покрышки рвутся, режутся, а цивилизация не всегда оказывается рядом. А коли так, то куда девать второе колесо? В машине места нет, на багажнике тоже тесно, да и лишний вес на крыше не добавляет устойчивости на плохих дорогах. Так что вторую запаску – только на капот.
Еще надо отметить, что и в летней, и в зимней резине (последняя – Hakkapeliitta 2, шипованная) стоят камеры: срезание сосков на накачанной резине нам не грозит, а ремонтопригодность и надежность сильно повышаются! Особенно актуально это зимой, в морозы ниже минус 47 °С. В Якутии достаточно остановиться вздремнуть часок-другой – и баллоны превращаются в треугольники. Чтобы их не повредить, надо километров пять ехать очень медленно. А если резина бескамерная, то между ней и ободом тут же образуется зазор. Сколько людей погибло вот так, из-за спустивших разом всех четырех колес. Накачать их при такой температуре нереально.
ЛЕС И ФАРЫ
На ксеноне, имплантированном в танковые фары, мы остановились, потому что четыре года назад это был самый бюджетный вариант. Мало того, он оказался очень достойным по характеристикам – не хуже импортных аналогов. К тому же корпусы фар крепкие и влагонепроницаемые.
Защиту фар не стали делать, поскольку далеко не вся наша планета покрыта лесами. Россия – это скорее исключение. Ну, еще много лесов в Бразилии. Когда туда поедем, тогда и о защите позаботимся.
Кстати, знаете, зачем столько света? По зимникам ездят главным образом ночью, когда свет фар позволяет разглядеть колею. Днем она абсолютно не видна, а малейшее отклонение от накатанного полотна грозит сваливанием в сугроб, куда не рискует заезжать даже трактор К-701, который этот зимник и расчищает.
БАГАЖНИК И КРАСОТА
Багажник на крыше в дальней дороге совершенно необходим. У него только два недостатка – вес и парусность, повышающая расход топлива. Хотя в местах, где заправки редки, сильно не разгонишься и сопротивление воздуха не так критично.
На багажник отправляется все легкое, но объемное и не входящее в число предметов первой необходимости. В зимних экспедициях это громоздкая супертеплая верхняя одежда и обувь, которая нужна только в экстремальных ситуациях. А также большие, но легкие запчасти, вроде фильтров, войлочного и брезентового утеплителя двигателя, канистры с маслом, кухонная утварь и не боящаяся мороза еда, вроде пельменей, замороженных блинчиков и рыбы, купленной у малых народов Севера.
Ну и, естественно, только на багажник можно поставить четыре канистры. Держатель для них – предмет особой гордости. Самозатягивающиеся стропы на серьезной дороге и высоких широтах не годятся – разбалтываются и требуют постоянного внимания. Кроме того, ослабить/затянуть эти стропы и снять/поставить канистры на 50-градусном морозе и ветре очень непросто. Поэтому канистры фиксируются болтами, которые всегда отворачиваются и заворачиваются без проблем.
На багажнике помещается и жесткая сцепка, годная хоть под камазовский фаркоп. Буксирная стропа в мороз – вещь бесполезная. Если двигатель не работает, а на улице минус 60 °С, толку от нее нет. Руль не провернешь, тормоза не работают, в салоне холодно, и окна быстро запотевают/замерзают.
Кстати, багажник – отличная смотровая площадка в пустыне или степи. Именно с этой самой высокой точки на многие километры мы обнаружили в бинокль в Кызылкумах пару древних крепостей на горизонте! (См. 4×4 Club № 8’2007.)
Были заменены и межколесные дифференциалы – те, что установлены сейчас, не только блокируются, но и выгодно отличаются от штатных в смысле прочности. Кстати, блокировки помогают преодолевать препятствия и повышают надежность машины. Прошлой зимой на БАМе срезало фланец задней полуоси. До Якутска, куда его должны были привезти, было еще 3 тысячи километров. На одном переднем мосту не проедешь. Скорее всего не выдержала бы раздаточная коробка. Или карданный вал. Но мы заблокировали задний дифференциал и на трех колесах прошли по всему западному БАМу и знаменитой трассе «Лена» – одной из самых жутких дорог планеты. Справедливости ради надо признать, что на морозе блокировки включаются неохотно. Да и трубки пневмоприводов – не очень надежный узел.
ГЛАВНОЕ – НАДЕЖНОСТЬ
Вообще надежность – главное качество экспедиционного автомобиля. Например, небольшие колеса оставлены именно из-за этого. А вот установка центрального замка и электроприводов стекол была ошибкой. Однажды штурман открыл окошко, выбросил окурок, а закрыть не смог. Казалось бы, мелочь, а сколько радости было для экипажа той полярной ночью в тундре.
Используем только кислотные аккумуляторы. Ведь разряженная гелевая батарея при «прикуривании» не пересылает энергию на стартер, а берет все на собственную зарядку. Автомобиль не заводится.
Амортизаторы используем стандартные. Работают неплохо, стоят меньше усиленных, а менять все равно после каждой экспедиции и те, и другие.
Навигационный компьютер у нас тоже непривычный. Это обычный системный блок и 17-дюймовый монитор с простой клавиатурой и оптической мышкой. Винчестер на 200 Гб подвешен на резинках – вот, собственно, и все переделки. А в запасе еще три жестких диска со всеми данными – поменять замерзший или глюкнувший труда не составляет.
БОРЬБА ЗА ТЕПЛО
Всякий Defender нуждается в дополнительной печке. Это, к сожалению, неоспоримо. На моем автомобиле их три. Одна – предпусковой подогреватель двигателя, она же догреватель его на очень сильном морозе. Другая – автономный отопитель салона. На самом лютом морозе можно спать раздетым при выключенном двигателе.Испытано на льду Ледовитого океана в Новый, 2006 год. А третий отопитель – резервный.
Нужен и автономный бак для отопителей в салоне. Даже если солярка в баке замерзнет, то, пока не умер аккумулятор (а он протянет долго), будет тепло.
Совет всем, кто собирается в Заполярье: установщики делают забор воздуха извне. И обогреватели вырубаются уже на минус 40 °С. Забор воздуха для них должен быть из салона.
Кроме того, необходимо сделать обогрев всей топливной магистрали. Причем желательно, чтобы провода к ней шли в матерчатой оплетке, не боящейся мороза.
ОСТАНОВИТЕ «ШМУРДЯК»
Предмет нашей особой гордости – организация салона. Обычно вещей в путешествие набирается столько, что весь багажник в салоне ими завален до потолка. И во время движения, особенно по плохим дорогам, все это стремится вперед, на головы пилота и штурмана. Но мы эту проблему решили (см. врезку).
ЧЕГО ЕЩЕ НЕТ
Связь пока обычная, СВ. Но ее явно не хватает, например, для дальней разведки трассы, и она чревата потерей экипажей. В новую экспедицию пойдем уже с УКВ – это значительно дороже, но качество и дальность в разы больше!
Планируем поставить серьезный автомобильный комплект космической связи. А то на морозе, дожде, ветре и солнце очень некомфортно бегать за спутниками.
Экспедиционный внедорожник
После того как съездил на Алтай, крепко задумался о смене внедорожника.
Какой экспедиционный внедорожник выбрать для экспедиций с тяжелым бездорожьем и большими асфальтовыми пробегами? Ведь хочется приехать за тридевять земель по дорогам общего пользования с комфортом и потом залезть в труднодоступные места, куда стандартные внедорожники заехать не могут.
Тяжелые экспедиционные внедорожники Nissan Patrol
Патрол пробивает снежную целину.
Критерии, которые я при этом учитываю, следующие:
Т.е. по сути, это экспедиционный трофи-мобиль, сочетающий комфорт с проходимостью: колеса около 37 дюймов.
При этом возникает очень важный вопрос: бензин с ГБО ИЛИ дизель.
На моем УАЗике, когда я его купил, стояла газобалонная установка с размещением баллона сзади снизу под кузовом частично внутри рамы.
Этот вариант для трофи-мобиля совершенно не приемлем, т.к. несколько раз мы этим баллоном сползали по бревнам лежневки. По этой причине было решено ГБО демонтировать совсем. Вариант установки баллона в салоне не рассматривается, по причине того, что он занимает много места. Также самого баллона не хватает на долго.
Просто бензиновый двигатель не подходит, во-первых, потому что расход, во-вторых, потому что больше не хочу, нужно осваивать новое.
В итоге круг поиска сузился до дизельных вариантов, при чем, дизель должен быть НЕ Common Rail, а настоящий, классический, с ТНВД, чугунной головкой блока и огромным запасом прочности и ресурса.
Такие движки сейчас не выпускают, но их можно приобрести. Или приобрести автомобиль, где такой двигатель уже установлен.
Из того что есть на рынке и что реально нравится, выделились три направления:
Рассмотрим каждый из этих вариантов:
УАЗ Патриот
Экспедиционный внедорожник УАЗ Патриот
При скромном подсчете стоимости проекты мы получаем цифру.
Итого 1017 тыс. с фирменными деталями тюнинга и реально едущий как по бездорожью, так и по дорогам общего пользования.
При этом не забываем что часть можно сделать более бюджетно у знакомого сварщика, но, если уж проводить сравнение, то будем это делать на основе фирменных запчастей для тюнинга.
Тойота Лэнд Крузер 80-й модели. Можно рассматривать Toyota Land Cruiser 70.
Land Cruiser экспедиционный внедорожник
Имеет вариант с атмосферным и турбированным дизелем, выпускался до 1997 года и в настоящее время машин в очень хорошем состоянии найти довольно трудно, но возможно (вчера на такой ездил, прицениваясь).
Запчасти в наше время довольно не дорогие, но зачастую не всегда есть в наличии, т.е. запас какой-то иметь необходимо.
Лично мне автомобиль очень нравится, особенно турбированная модель. Отличная динамика, правда, при этом расход на уровне того же бензинового уазика, а потому рассматриваем только атмосферник.
Итак, во что же выльется подготовка Крузера?
Итого подсчет стоимости готового внедорожника составляет около 1016 тыс. рублей. Комфортно едет как по асфальту, так и по бездорожью.
Nissan Patrol Y60, Y61
Фото тюнинг Ниссан Патрол для экспедиций
Вообще внедорожники Nissan Patrol славятся тем, что у них супер-надежная трансмиссия. Мосты крепкие, почти как у шишиги, позволяют ставить колеса до 44 дюймов, но нас интересует 39 размер, на него и будем ориентироваться.
Также патрули «славятся» тем, что их кузов очень сильно подвержен коррозии, и одногодки Крузаки выглядят значительно лучше, чем проходимцы от Nissan. Хотя, можно постараться и найти вполне сносный вариант из тех, что восстанавливались, переваривались. Почти конструкторы.
Итак, если удалось найти подходящий, не гнилой экземпляр с TD42, то Вам повезло. Ценник будет примерно в районе 600-700 тыс.
Итого цена на подготовленный Патруль составляет около 1111 тыс. рублей.
Т.е. в принципе, цена тюнинга всех трех максимально подготовленных внедорожника находится примерно в одной категории.
Однако, Патриот и Nissan Patrol имеют больший потенциал в бездорожье, но при этом плохое качество кузовного железа, а Land Cruiser, уступая им на бездоре, имеет больший комфорт и живучесть кузовного железа. Кроме того Патриот и Land Cruiser больше подвержены поломкам в трансмиссии нежели Nissan Patrol.
В итоге был всё-таки куплен патрол, на котором даже съездил в Монголию.
Еще по теме экспедиционных внедорожников:
Экспедиционный ГАЗ Соболь 4х4, экспедиционник из УАЗ Профи, Экспедиционный УАЗ 31519.
А на каких еще внедорожниках ездят в экспедиции?
Экспедиционный УАЗ Патриот Алексея Тулупова
TLC 78 для экспедиций
Авткемпер Алексея Климова на базе УАЗ Карго
Нива в северной экспедиции
Пикап тойота для экспедиций
Подготовленный ГАЗ Соболь с дизелем для экспедиций и бездорожья
Тойота Секвойя для экспедиций
УАЗ Хантер в экспедициях
Экспедиционник на базе Jeep Wrangler
Экспедиционный внедорожник Лэндровер Дискавери
Экспедиционный Ленд Крузер на портальных Мостах
Экспедиционный УАЗ Патриот
Ведь в мире так много хороших внедорожников, остается только копить деньги 🙂
Экспедиции для новичков. Часть II.
ИМЕЙТЕ ВТОРОЙ АККУМУЛЯТОР. Это ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ условие одиночных путешествий на современном внедорожнике – у вас должен быть РЕЗЕРВНЫЙ источник 12В. Причем автомобиль малого класса, еще можно завести с «толкача» — я заводил так ниву. Но толкнуть Патриот, ТЛК или Дефендер, если он стоит в поле, на берегу реки, гружен под завязку – у вас просто не получится, если конечно, вы не Терминатор. К тому же, второй аккумулятор позволит вам проехать до 300 км, в случае выхода из строя генератора. Однажды я ехал 380 км на двух аккумуляторах, пока не нашел на трассе в магазине новый генератор. В среднем, для аккумулятора 70А\ч среднего состояния, инжектор высасывает его километров за 200-300 при движении по асфальту.
СЛЕДИТЕ за тем, сколько жрет электричества ваш ЭА. Купите ОТДЕЛЬНЫЙ вольтметр. В качестве вольтметра можно использовать простейший БК для автомобилей ВАЗ, рублей за 300. Поставьте его на видное место, этот показатель не менее важен чем уровень топлива. Знайте, мощность всех электроприборов вашего ЭА. Активное использование лебедки днем может сильно посадить аккумулятор, а последние километры под люстрой а ля «свет космического корабля» приведет к тому, что утром вы будет пытаться оторвать себе самое ценное.
НЕ ИСПОЛЬЗУЙТЕ в экспедиции устройства автоматического контроля аккумуляторов с одновременным подключением обоих. Полностью заряженный аккумулятор должен стоять НЕ подключенным – это ваш резервный источник. Можно запросто не заметить случайно не выключенный источник потребления и высадить оба аккумулятора, пока вы спите – например, плохой китайский инвертор и ноутбук на зарядке.
КОМФОРТ В ПУТЕШЕСТВИЯХ.
Сейчас я также имею и плиту, накручивающуюся на 5 литровый баллон, однако, обламывая «каменты» скажу, что палка о двух концах. Во-первых, вы НЕ ЗНАЕТЕ, сколько в нем осталось газа, и в какой момент он кончится. Во-вторых, иногда, его совершено не возможно заправить в дороге. В поездке на Алтай, на протяжении 1300 км все напрочь отказывались его заправлять, и лишь в одном месте, чумазый алтаец за 200 руб налил мне 2,5 литра в него. Газ кончился на Укоке. 🙂
Мебель. Ну мебель, это конечно дело лично каждого и вопрос денег, однако как минимум СТОЛ желательно иметь. Стол – это +100 к комфорту. Даже стоя вокруг стола удобнее, чем сидя на полу. Удобно иметь и раскладные стульчики – пусть самые простые по 150 рублей, но все же комфортно проведенный вечер помогает восстановить силы быстрее, чем посиделки на бревне. Хотя мебель имеет существенный минус – она занимает место, что для автомобилей малого класса весьма существенно. Хотя здесь приходит на помощь багажник – все это практически не боится пыли и дождя.
Тент. Пусть дождь не имеет вас, а вы имеете тент. Я использую уже четыре года простую конструкцию – кусок ткани Оксфорд 200, было куплено 6 метров, разрезано пополам и сшито – получилось 3х3. В края и проволки согнуты петли и привязаны веревки. Итого 360 рублей. Он натягивается между деревьями, если их нет – то в багажнику и двум жердям. Выдерживает трех дневный дождь. Днем может использоваться как чехол багажника. Удобно ремонтировать авто под дождем.
— Нормальной фотки, к сожалению, не оказалось – вот уже она почти готова, сейчас будут вытащены угли и купол опущен.
Имейте в машине альтернативные источники освещения! — говоря русским языком, ФОНАРИК. 🙂
Вы не можете мне не верить, но однажды на трассе я был свидетелем (потом и помощником) охреневающий ситуации — круто заточенный «Хантер» с огромным багажником и люстрой в 8 фар стоит ночью на трассе и моргает аварийкой. Останавливаюсь. Нет говрит напряжения, сдох генератор. Давай говорю посмотрим, он — фигли, темно, ниче не видно. У ЧЕЛОВЕКА НЕ БЫЛО ФОНАРИКА. Я принес фонарь и мы очень быстро нашли причину — СЛЕТЕВШИЙ провод возбуждения с генератора (довольно распространенная причина у разгильдяев). ОХРЕНЕТЬ! У человека ЛЮСТРА и НЕТ ФОНАРИКА! И стоял он вот с такой причиной. И смех и грех…
Поэтому, имейте фонарики. Отличный вариант налобный, запасной в бардачке. Кроме фонариков я использую лампу типа дневного света 12В, идет сразу с прикуривателем и крокодильчиками на аккум. Стоит в Электронике 190 руб. Дает отличный свет — можно и у вечером посидеть, и машину ночью отремонтировать.
Подготовка ЭА – это конечно хорошо и прикольно. Однако, это ведь главное. Главное – куда-нибудь поехать. Как же найти то самое место, заветное и прекрасное, чтобы вернувшись оттуда, сердце было переполнено эмоциями весьма долго?
Читайте сайты внедорожной тематики – uazbuka.ru, land-cruiser.ru, читайте Паджеру клуб, нивские клубы типа niver.ru, niva-faq.ru – на всех них есть разделы покатушек, где можно найти много интересного. Просмотрите туристические сайты своего региона – например, southural – там представлено огромное количество интересных мест, до многих можно добраться на автомобиле. Соединив несколько в ряд – получим экспедицию. Отличный сайт для поиска мест поездок – это geocaching.su – сайт игры Геокешинг. Просмотрите свой регион и все окрестные – точек оттуда хватит вам на пять-шесть лет путешествий.
Установите программу ГуглЕрф. В ней есть просто изумительный сервис Панарамио – это фотографии пользователей с привязкой с местности. Смотрите эти фотографии – там просто несметное количество брильянтов и алмазов различной величины. Внезапно скучный маршрут может превратиться в красивейшую экспедицию. Также крайне удобно использовать сервис Панорамио, для выяснения наличия и качества дорог – чужие фотографии все вам расскажут. Сам же ГуглЕрф поможет найти дороги, которых нет на экране навигатора.
Заведите блокнот. Ведите одновременно несколько маршрутов. Записывайте туда всю информацию по интересующему вас маршруту. Точки интересных мест, красивых природных объектов, памятников и прочего. Когда настанет время поездки – вам не надо будет ломать голову, куда поехать – просто выберете наиболее желаемый маршрут из блокнота и поедете. У вас будет маршрут, который обрастал со временем различными точками, информацией. В качестве блокнота очень удобно использовать программу ГИС Русса, ну или тот же ГуглЕрф – вы ставите точки посещения в тех районах куда хотите поехать, со временем они сами превратятся в маршрут.
Вот пример работы с гуглем. Это снимок местности, где видно, что ниткой идет лесная дорога, которой нет ни на одном навигаторе.
Синие квадратики – это фотографии. Делаем вывод, что кто то здесь ездил. Открываем квадратик –