Подготовка машины к техосмотру
Водителей разворачивают без техосмотра: что происходит в ГАИ (репортаж)
Обязательный техосмотр в России отменен и переведен на добровольную основу. Поправки в законодательство Госдума приняла в трех чтениях в декабре 2021 года. Документ вступил в силу сразу после того, как был подписан президентом Владимиром Путиным 30 декабря.
Однако, несмотря это, многим водителям все равно предстоит его пройти. Например, когда речь идет о покупке автомобиля с пробегом возрастом старше 4 лет, перерегистрации при смене собственника или регистрация тюнинга и внесении других изменений в конструкцию. Причем, в этом случае сама процедура будет производиться по новым правилам с обязательной фотофиксацией машины.
Как на самом деле сейчас проходят техосмотр автомобили и с какими сложностями сталкиваются водители? Чтобы ответить на эти вопросы корреспондент Autonews.ru отправился в один из столичных МРЭО и пообщался с людьми, которые только что оформили диагностические карты на свои автомобили.
Не все еще в курсе
«Сережа, ты представляешь, мне не поменяли учет! Отправили на техосмотр, говорят не хватает диагностической карты» — тучная женщина, громко разговаривая по мобильному телефону, выходит из дверей одного из московских МРЭО на юго-востоке столицы и спешным шагом направляется к темно-зеленой Opel Zafira прошлого поколения. Такая машина явно старше четырех лет, так что при смене владельца или повторной постановке на учет после его приостановки прохождение технического осмотра согласно новым правилам обязательно.
Праздно любопытствующих вроде меня с хрестоматийной фразой «я только спросить» внутрь здания МРЭО не пускают. Видимо, из-за противоковидных мер. Пройти можно только тем, кто предварительно записался через сайт «Госуслуг» или взял талон «живой» электронной очереди в специальном терминале в фойе. Остальных строго отсекает капитан полиции, сидящий за рабочим столом, который стоит прямо у входа в длинные коридоры. Еще он что-то вручную записывает в толстенный бумажный журнал в клетку, когда каждый раз тщательно вглядывается в смартфоны и бумажные квиточки посетителей.
Подхожу к нему и интересуюсь процедурой постановки на учет автомобиля с пробегом, задавая вопросы касательно прохождения техосмотра. Инспектор в ответ очень любезен:
— Машина старше четырех лет?
— Да.
— Тогда при смене собственника необходимо пройти техосмотр и получить диагностическую карту.
— И где теперь это можно сделать?
— Вот в одном из этих пунктов технического осмотра — говорит капитан, показывая на заламинированный лист А4 передо собой.
Быстро фотографирую на смартфон бумагу, лежащую на столе, и удаляюсь на улицу под цоканье людей, стоящих за мной в длиннющей очереди.
В списке «ближайших официальных пунктов технического осмотра в ЮВАО г. Москвы» значится аж 15 станций, но после звонков в пять-шесть из них становится ясно, что новые правила прохождения действуют неукоснительно. Ну или почти неукоснительно.
В одной из СТО нам сразу отказали, заявив, что с 1 января больше не занимаются выдачей диагностических карт. Разброс цен на это услугу у остальных удивительно широкий.
«Подъезжайте, это займет около часа и будет стоить 1500 рублей» — заявил мужской голос на том конце трубки — главное убедитесь, что в приобретаемой машине нет никаких изменений в заводской конструкции или тюнинга. Машина фотографируется и все изменения фиксируются».
Следующая станция удивила невероятно низкой ценой. За прохождение техосмотра и выдачу диагностической карты запросили «доковидные» 720 рублей. «Учтите, если на ветровом стекле есть трещины с водительской стороны выше уровня дворника, то осмотр — не пройдете» — строго заявил мастер из этого сервиса.
Впрочем, оказалось, что чем выше цена за услугу — тем выше и уровень лояльности к клиенту. В следующем сервисе, где за прохождение техосмотра также запросили 1500 рублей, вновь предупредили о состоянии лобового стекла, но сказали, что отсутствие катализатора может и не оказаться помехой: «Если катализатора нет — это еще не факт, что не пройдете. Приезжайте, замерим «цэ о» и «цэ аш» (СО и CH) в выхлопе и будет видно. Может и без него уложитесь в нормы» — бодрым голосом подытожил молодой мужчина.
Самая высокая стоимость за прохождение техосмотра в ходе наших телефонных звонков составила 2500 рублей. Впрочем, с нами разговаривал не мастер, а женщина — оператор колл-центра. Она пообещала, что процедура займет не более 30 минут, а также огласила более строгие нормы осмотра ветрового стекла. По ее словам, если трещина на стекле будет располагаться в любой зоне выше дворников и окажется в длину больше 1 см, то нас точно отправят на замену лобового. А вот относительно отсутствия катализатора оказалась более благосклонна. «Ну без катализатора можете пройти, но мне нужно будет уточнять в какой из наших пунктов вас направить. У нас их несколько, сейчас не сориентирую какой их них возьмется. Нужно уточнять».
С заменой мотора и «неродной» коробкой
На парковке около МРЭО значительно больше новых машин вообще без номеров, нежели купленных на «вторичке». Но то и дело к зданию ГИБДД подъезжают люди на машинах в возрасте. На самой окраине большой площадки молодой мужчина лет 35-36 с прозрачным файлом с документами в руках чистит снег с ГАЗ 21 «Волга» и явно готовится идти в здание. «Не подскажите, техосмотр проходили? Во сколько обошлась диагностическая карта?» — интересуюсь у него. «Да, карта есть. Представляешь, техосмотр сама прошла — с гордостью заявляет мужчина — хотя тут меняли двигатель на мотор от ГАЗ 24 и коробка «не родная», рычаг уже не на руле, а на тоннеле. Просто моторы без номера, и в ПТС также указано. Еще здесь второе зеркало заднего вида справа. Его не должно быть с завода. Но на это вообще не обратили внимания».
Молодой человек также уточняет, что прошел осмотр на станции в подмосковном поселке Развилка, в Ленинском районе, а диагностическая карта обошлась в 2000 рублей. И добавляет, что все делали по букве закона и всю машину фотографировали со всех сторон, но у него было ощущение, что там осмотр проводят «помягче, без придирок».
Неподалеку от «Волги» стоит универсал Opel Astra G, который выпускался с 1997 по 2004 год, а двое мужчин прикручивают к ней номера. На мой вопрос были ли сложности с прохождением техосмотра оба в один голос отвечают, что «не было», поскольку они приобрели машину уже с действующей диагностической картой и «открытой страховкой». Хотя говорят, что перед покупкой машины выясняли тонкости прохождения техосмотра и в различных СТО им говорили о стоимости услуги в вилке от 1500 до 2000 рублей.
Следом захожу в один из киосков напротив МРЭО, где страховые брокеры продают полисы ОСАГО и оказывают прочие мелкие услуги вроде помощи в заполнении договора купли-продажи. Местный консультант также говорит, что при смене собственника на машине старше 4-х лет прохождение техосмотра — обязательно. А сама процедура производится на СТО неподалеку от их офиса, буквально в километре, и занимает не больше часа. «Стоимость прохождения составляет 3000 рублей» — подытоживает менеджер. Потом, выдержав паузу добавляет: «За 3000 точно пройдете, не переживайте».
Когда выхожу обратно на парковку, ко мне подходит мужчина и также предлагает полис ОСАГО и помощь прохождении техосмотра. Я тактично отказываюсь, но интересуюсь стоимостью его услуг. Собеседник говорит, что ОСАГО «считать надо», а диагностическая карта обойдется в 3000 рублей. На мой вопрос не дорого ли, он отвевает, что «в текущих реалиях нет», а затем добавляет: «А что вы хотели? Все подорожало».
Как пройти техосмотр в 2021 году
Техосмотр в 2021 году: новые правила
Правила техосмотра в России изменились с 1 марта 2021 года: за его непрохождение планировалось ввести штраф. При этом получить документ без физического осмотра авто теперь нельзя. Но поскольку не все пункты технического осмотра оказались готовы к нововведениям, для автолюбителей сделали некоторые послабления, отсрочив некоторые новшества:
Как часто нужно проходить техосмотр
Вот основные правила для автовладельцев:
Возраст машины считают начиная с года производства, а не с момента покупки. Например, если этим летом вы купите в автосалоне машину 2018 года выпуска, то ехать на техосмотр нужно в 2022 году.
Где проходить техосмотр в 2021 году
По новым правилам, обратиться за техосмотром можно только на станции с государственной аккредитацией. Список таких пунктов есть на официальном сайте Российского союза автостраховщиков.
При этом обращаться за проведением техосмотра можно в аккредитованную станцию ТО любого региона: место прописки автомобиля значения не имеет. Например, если водитель зарегистрировал машину в Москве, а сам живёт в Санкт-Петербурге, он вполне может пройти процедуру там же или, скажем, в Краснодаре.
Какие документы нужны
Для прохождения техосмотра понадобятся:
Как пройти техосмотр по новым правилам
Новое правило, которое действует с марта 2021 года: перед началом проведения техосмотра и в конце процедуры операторы пункта обязательно должны фотографировать машину. Требования таковы: на изображениях должны быть отображены не только госномер, марка, модель и цвет автомобиля, но также информация о времени съёмки и географические координаты места диагностики. Фотографии вместе с результатами осмотра загружают в единую базу — ЕАИСТО. Из-за этого пройти техосмотр без фактического обследования машины невозможно. Это значит, что и покупать диагностические карты онлайн больше нельзя.
Перед техосмотром машину лучше помыть. Обязательно проверьте аптечку, аварийный треугольник, запаску и огнетушитель. Если на станции ТО оператор выяснит, что огнетушитель или аптечка просрочены, то в прохождении техосмотра откажут.
Перед началом диагностики оператор сверит идентификационные номера автомобиля, кабины, рамы и кузова с номерами, которые указаны в документах. Если данные не совпадут или их вообще не окажется, сотрудник станции откажет в проведении ТО и сделает соответствующую отметку в информационной системе. Соответственно, карту вам не выдадут.
Если всё в порядке, водитель должен оплатить услугу, после чего автомобиль отправят на диагностику. Эксперт-техник с помощью специального оборудования проверит тормоза, шины, колёса, рулевую рейку, фары, зеркала, двигатель и другие части. Весь процесс обычно занимает около 30 минут.
Если водитель откажется оплачивать прохождение ТО, в техосмотре ему откажут.
Осмотр автомобиля проведён. Что дальше?
Если все показания транспорта в норме, в диагностической карте владельца появится отметка о том, что транспорт безопасен и им разрешено пользоваться.
Если специалисты выявят технические неисправности, они поставят в карте отметку о необходимости устранить недостатки. Это нужно сделать в течение 20 календарных дней, а затем приехать в пункт ТО, чтобы снова пройти осмотр. Повторная процедура займёт меньше времени — проверят только агрегаты, которые были неисправны. Если всё пройдёт успешно, информация в диагностической карте изменится.
Сколько стоит прохождение техосмотра в 2021 году
Стоимость техосмотра каждый оператор устанавливает самостоятельно, но в рамках установленного в регионе диапазона цен.
Цена на прохождение техосмотра зависит от вида транспортного средства. Например, в Москве в 2021 году получение диагностической карты на легковой автомобиль не может стоить дороже 720 рублей, а в Брянске — больше 338 рублей. Точную стоимость можно узнать на сайте или по телефону станции техосмотра.
Оплатить техосмотр можно в отделении банка, через платёжный терминал или интернет. Многие пункты принимают наличные.
Что будет, если не пройти техосмотр в 2021 году
Водителей, которые вовремя не пройдут техосмотр автомобиля, ждёт штраф. Правда, штрафовать начнут лишь с 1 марта 2022 года. Нарушителей будут выявлять автоматически по камерам. Если у них не оформлена диагностическая карта в ЕАИСТО, то штрафы будут приходить даже при наличии действующего полиса ОСАГО, но не чаще, чем раз в сутки. Размер штрафа — 2 000 рублей.
До 1 марта 2022 года инспекторам ГИБДД достаточно действующего полиса ОСАГО, а камеры пока не будут фиксировать нарушителей. Но ещё раз напомним: владельцам такси, автобусов и грузовиков проходить технический осмотр нужно в обязательном порядке. Для них уже давно действуют штрафы за отсутствие диагностических карт — их послабления не коснулись.
И повторимся, что с 22 августа 2021 года владельцы легковых автомобилей, за исключением такси, могут покупать страховые полисы ОСАГО без диагностической карты. Но это вовсе не значит, что о техосмотре и диагностике авто теперь можно забыть. Вот почему: в случае ДТП страховая компания может отказать в выплате компенсации автовладельцу с просроченной диагностической картой. А если он виновник ДТП, страховая имеет право подать к нему иск о возмещении ущерба потерпевшей стороне. Поэтому в интересах автовладельца выполнить требования о техосмотре и сделать это вовремя.
Как подготовить автомобиль к техосмотру
Для чего нужен техосмотр
Почти все автовладельцы сталкиваются с прохождением техосмотра. По вновь введенным нормам новые легковые автомобили, приобретенные в автосалонах, не подлежат проведению техосмотра в течение первых трех лет эксплуатации. Срок считается с момента выпуска автомобиля. По истечении трех лет автомобиль подлежит проведению техосмотра каждые два года. Автомобили старше семи лет проходят техосмотр каждый год.
Для чего же вообще нужен техосмотр? Самое главное — это повышение безопасности движения. Не все автовладельцы могут самостоятельно выявить и устранить какую-нибудь неисправность. В некоторых случаях, автовладелец даже не догадывается о том, что его автомобиль неисправен. Неисправность любого авто в какой-то мере влияет на безопасность как самого автовладельца, так и на других участников движения.
Если во время движения на автомобиле, например, лопнет тормозной шланг, вытечет тормозная жидкость и в итоге водитель не сможет вовремя остановиться. Может произойти ДТП и пострадают другие участники движения.
Без диагностической карты прохождения техосмотра, которую выдают после прохождения техосмотра, невозможно оформить полис ОСАГО. Как известно, без полиса ОСАГО эксплуатация автомобиля запрещена ПДД.
Что проверяют на техосмотре
При прохождении техосмотра проверяются исправность некоторых узлов и систем автомобиля и их соответствие действующим ГОСТам. Так же в автомобиле должны быть автомобильная медицинская аптечка, которая утверждена минздравом РФ; огнетушитель, годный и прошедший поверку, исправный знак аварийной остановки. На грузовых автомобилях обязательно наличие противооткатов.
Автомобильную аптечку первой медицинской помощи можно приобрести в любой аптеке. Она так и называется: «Автомобильная аптечка», другая не подойдет. Внутри аптечки находится список лекарств и их срок годности. По истечении срока годности препаратов содержимое аптечки можно обновить так же в аптеке.
В легковом авто должен находиться порошковый или углекислотный огнетушитель объемом не менее двух литров. Огнетушитель не должен иметь видимых повреждений и вмятин. На корпусе должна быть нанесена дата срока годности или дата очередной поверки. Некоторые огнетушители возможно заправить после их использования повторно на пожарной станции.
Знак аварийной остановки должен быть исправным. Чтобы при необходимости водитель смог его установить на дороге в соответствии с требованиями ПДД.
Подготовка автомобиля к прохождению техосмотра
Если перед прохождением ГТО автомобиль подготовить, то не возникнет ни каких проблем. Можно провести процедуру прохождения ГТО самостоятельно и заранее выявить возможные недочеты и неисправности. Обязательно проверьте наличие, исправность и годность огнетушителя, аптечки и знака аварийной остановки.
Проверьте исправность световой сигнализации. Фары должны быть отрегулированы, светить ближним и дальним светом. Сигналы поворотов и повторителей должны мигать с определенной частотой. При их включении постоянное свечение является неисправностью. Так же должна работать сигнализация аварийной остановки (одновременно мигают все указатели поворота и их повторители).
На автомобилях с органами управления, которые установлены справа (праворульные авто из Японии, Великобритании и др.) фары ближнего света светят не так, как на леворульных авто. Светотеневая граница имеет форму отличную от авто с левым рулем. Это возможно исправить заменой фар от европейских аналогов таких моделей авто.
Если на автомобиле установлены противотуманные фары, при их включении они должны работать. Это не зависит от того, что они доустановлены и на других авто такой же модели их нет. Стоят, значит должны светить.
Габаритные и стояночные огни должны гореть белым цветом спереди и красным цветом — сзади. Лампы других цветов, которых на рынке пруд пруди, устанавливать запрещено. На автомобилях американского производства передние габариты могут быть желтого цвета. К этим моментам сотрудники пунктов ГТО относятся лояльно. Но были времена, когда был запрет на такие габаритные огни.
Так же должны быть исправны стоп-сигналы (в том числе и дополнительный), фонари заднего хода и подсветка заднего номерного знака. На современных автомобилях заводом-изготовителем устанавливаются дневные ходовые огни, они тоже должны быть исправны. Все перегоревшие лампы нужно заменить новыми.
Звуковой сигнал должен работать.
При прохождении ГТО так же проверяются работоспособность стеклоочистителей и стеклоомывателей. На автомобилях с ксеноновыми лампами в фарах головного света должны быть установлены и исправны омыватели фар.
Замки на всех дверях должны быть исправны, двери должны открываться и закрываться. Если на какой-то двери сломан замок и она не открывается это является неисправностью.
Стекла автомобиля должны быть без трещин и сколов, которые могут затруднять видимость водителю. Светопропускание должно соответствовать ГОСТу, это в большей степени относится к тонировке стекол. Лобовое и передние боковые стекла лучше не тонировать вообще. Даже самая прозрачная тонировочная пленка может не соответствовать ГОСТу.
Цвет автомобиля должен соответствовать указанному в свидетельстве о регистрации. На некоторые авто владельцы после ДТП устанавливают элементы кузова с других автомобилей, а покрасить не успевают. При этом цвет может сильно отличаться. Например автомобиль красный, дверь зеленая, а капот синий. На таком автомобиле техосмотр не пройдете и диагностическую карту не получите.
Шины на автомобиле должны быть с протектором достаточной глубины. Остаточная глубина протектора для всех автомобилей описана в ПДД. Установка шин на одну ось с разным рисунком протектора недопустима. При прохождении ГТО в некоторых регионах в зимнее время года могут возникнуть трудности. Это касается шипованных зимних шин.
При проверке тормозной системы автомобиль загоняют на специальный стенд. Сотрудники пункта могут отказать в прохождении ГТО на шипованной резине. Так как шипы портят стенд, это может быть отражено в документах по его эксплуатации. И более того, погрешность показаний при проверке тормозной системы на шипованной резине велика, шипы проскальзывают на металлических барабанах.
В зимнее время эксплуатация авто на летней резине запрещена. Да и ехать по снегу на летней резине проблематично и небезопасно. Поэтому переобувать шины придется на пункте ГТО перед прохождением техосмотра, что не очень удобно да и затратно. На некоторых станциях сотрудники разрешают прохождение ГТО на шипованной резине. Но на стенде возможно вырывание шипов из шин. Учтите этот факт. Используйте нешипованные зимние шины или проходите ГТО летом.
Возможные неисправности, которые могут быть выявлены при прохождении техосмотра
Некоторые неисправности выявить или устранить самостоятельно невозможно. Придется обратиться в автосервис. На автосервисе следует провести осмотр и диагностику подвески автомобиля. Все выявленные люфты следует устранить. При необходимости заменить изношенные наконечники рулевых тяг, шаровые опоры, сайлентблоки рычагов подвески, подтянуть или заменить ступичные подшипники.
При наличии на автомобиле гидроусилителя руля сотрудник пункта техосмотра проверяет его работоспособность. Усилие на руле при неисправном гидроусилителе на много больше, чем на аналогичном авто без гидроусилителя. Неисправность гидроусилителя может стать причиной ДТП. В первую очередь следует проверить уровень масла в бачке гидроусилителя, при необходимости долить. Так же следует проверить натяжку ремня насоса гидроусилителя. При его проскальзовании усилие вращения руля увеличивается и руль может вращаться рывками.
На автосервисе так же следует осмотреть шланги тормозной системы и степень износа тормозных колодок. Если на шлангах есть трещины, они подлежат замене. После замены обязательно прокачать гидросистему. После возможной замены колодок не нужно сразу ехать на прохождение ГТО. Нужно проехать 100 — 200 км, чтобы колодки притерлись к тормозным дискам или барабанам.
Если на автомобиле были поменяны колодки, которые задействованы в стояночном тормозе, после их притирки ручник нужно отрегулировать повторно. На некоторых авто колодки стояночного тормоза устанавливаются индивидуальные. Такие колодки в работе основной тормозной системы не участвуют.
На пунктах техосмотра так же проверяют равномерность тормозных усилий правого и левого колеса одной оси. Чтобы избежать разности при замере, перед прохождением ГТО на автомобилях с большим пробегом желательно смазать направляющие механизмы тормозных суппортов или оси колодок на барабанных тормозных системах. Так же желательно прокачать гидросистему тормозов.
Следует так же отрегулировать стояночный тормоз. После регулировки проверить его. Затормозить автомобиль стояночным тормозом на уклоне в 25%, отпустить педаль тормоза и включить нейтральную передачу. Автомобиль должен стоять и не скатываться.
Эффективность ручника так же можно проверить с помощью двигателя. При включенном ручном тормозе заднеприводный автомобиль не сможет сдвинуться с места, если конечно под капотом вашего авто не табун из лошадей трехсот. Переднеприводный автомобиль будет пробуксовывать, а задние колеса будут волочиться не вращаясь.
На старых моделях авто в гидросистеме тормозов иногда устанавливали регулятор усилия тормозных сил на заднюю ось, в простонародье «колдун». Этот колдун «имеет привычку» заедать в одном положении, особенно если на авто водитель часто ездит один, без пассажиров на задних местах.
При заедании его нужно заменить или разработать руками. В подавляющих случаях спасает только замена на новый. После замены регулятор тормозных сил нужно отрегулировать. Перед прохождением ГТО регулятор можно подтянуть больше нормы, чтобы тормоза задней оси не сильно «отставали» от передней. Но позже отрегулировать, как положено. Неправильная регулировка может привести к ДТП.
При прохождении ГТО так же проверяют токсичность выхлопных газов. Если владелец автомобиля не первый он не знает его историю эксплуатации и обслуживания. Возможно на автомобиле выбит катализатор (демонтирован), который дожигает вредные соединения в выхлопных газах. При его отсутствии содержание СО и СН в выхлопных газах будет выше нормы.
Как показывает практика, даже с выбитым катализатором автомобили проходят техосмотр. Возможно сотрудники пунктов ГТО руководствуются своими установленными нормами, а не нормами завода изготовителя конкретного автомобиля.
Чтобы понизить содержание вредных выбросов, можно поменять свечи зажигания на новые. Качественная искра дает более полное сгорание топлива в цилиндрах, что уменьшает загрязненность выхлопа. Перед заездом на техосмотр нужно прогреть двигатель, что так же снизит количество вредных выбросов в выхлопных газах.
Так же нужно помнить о допоборудовании, которое установлено не на заводе — изготовителе автомобиля. Например, многие автовладельцы ради экономии топлива устанавливают газобалонное оборудование. При установке, требуйте от установщика документы для внесения и регистрации изменений в конструкции авто. В свидетельстве о регистрации делается соответствующая отметка об установленном допоборудовании.
Если же Вы являетесь вторым владельцем такого автомобиля, и не имеете такой отметки в свидетельстве, а возможности вписать допоборудование нет, перед прохождением ГТО желательно отключить систему питания газом, а баллон демонтировать. Что занимает не много времени. В подавляющем большинстве, сотрудники пунктов ГТО не обращают внимания на газобалонное оборудование.
Заключение
Если Вы постоянно следите за своим автомобилем и периодически проводите техническое обслуживание, то проблем при прохождении ГТО возникнуть не должно. Если же Вы стали обладателем подержанного автомобиля, то соблюдение выше описанных рекомендаций поможет Вам избежать неприятных моментов.
В некоторых случаях сотрудники пункта ГТО по каким то причинам относятся к собственнику авто предвзято и, как говорится, докапываются до всякой мелочи.
Не тратьте свое драгоценное время и силы на споры с такими сотрудниками. Техосмотр можно пройти в любом пункте ГТО независимо от адреса проживания автовладельца. Стоимость за эту услугу не высока, а при повторном прохождении техосмотра после устранения неисправности её придется оплачивать повторно. Так что всегда есть выбор, кому платить и за что.