Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Особенности эксплуатации пожарных автомобилей в различное время года

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов-кой техники и личного состава, а также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.

Подготовка машин как правило производится:

— к летнему периоду – с 15 марта по 15 мая;

— к зимнему периоду – с 15 сентября по 15 ноября;

Конкретные сроки устанавливаются приказом начальника УПО – ОПО.

Для личного состава перед предстоящим сезоном организуются занятия, на которых изучаются:

— подготовка ПА к эксплуатации в предстоящий период, особенности их обслуживания и содержания;

— способы и средства повышения проходимости автомо-биля;

— эксплуатационные материалы и нормы их расходования.

При подготовке к зимнему периоду, кроме того изучаются:

— порядок запуска двигателя в холодное время и средства облегчающие запуск;

— средства поддержания нормальной температуры двигателя при движении и на стоянках;

— меры безопасности при прогреве двигателя и при работе с антифризом.

При завершении занятий от водителей принимаются зачеты. Водители, не сдавшие зачеты, к управлению автомобилем не допускаются.

В зимний период, надо уделить особое внимание утеплению двигателя, системы охлаждения, применению соответствующих по вязкости масел, работе масляных фильтров. Следить за тем, чтобы в горючее не попадала вода, была соответствующая степень зарядки аккумуляторной батареи, чтобы вода и ПО не попадали в насос во время стоянки, напорные патрубки и сливные краники насоса следует держать открытыми.

Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах следует:

— при стоянке автомобилей, не используемых на пожаре, периодически прогревать двигатель;

— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно провернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;

— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения;

— при временном прекращении подачи воды насос не включается, а, закрыв вентили напорных патрубков, продолжать работу двигателя с насосом на малых оборотах;

— при длительном прекращении подачи воды отсоеди-нить всасывающий и выкидные рукава и удалить полностью воду из насоса.

В летнее время производить работы, исключающие попадание пыли в двигатель, проверять исправность системы дополнительного охлаждения двигателя, проверять уровень электролита в аккумуляторной батарее, своевременно смазывать трущиеся узлы и детали ходовой части и механизмов управления.

Источник

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Р а з д е л 4

ТЕХНИЧЕСКАЯ СЛУЖБА В ГПС

Глава 13. ЭКСПЛУАТАЦИЯ ПОЖАРНЫХ

АВТОМОБИЛЕЙ

Термин «Эксплуатация машин», по определению, является сложным понятием. Он включает: использование машины, ее обслуживание и ремонт, а также хранение и учет. В определении термина главным является использование. Именно в процессе использования происходят все изменения в механизмах и машинах, которые и являются основой для обслуживания, ремонта и хранения. Поэтому в первую очередь рассматриваются
изменения в механизмах и обосновывается система воздействий, обеспечивающих работоспособность машин.

Условия эксплуатации пожарных автомобилей

Эксплуатация ПА осуществляется в широком диапазоне различных факторов. Их целесообразно разделить на несколько групп.

К первой группе факторов следует отнести категории условий эксплуатации и природно-климатические условия. Состояние дорожных
покрытий, величины путей следования из пожарных частей по вызову на пожары и возвращение в часть после тушения пожаров, внешние температурные условия различны.

Ко второй группе факторов следует отнести оперативную обстановку с пожарами в заданном режиме городов, на объектах охраны. В крупных центрах с развитой промышленностью, большой численностью населения частота выездов на пожары больше, чем в малонаселенных городах или районах. Интенсивность эксплуатации в них более высокая по величинам пробега ПА и продолжительности работы спецагрегатов.

К третьей группе факторов относится такая особенность – пожарные автомобили не имеют холостых пробегов. Полная масса ПА не должна превышать 95 % от величины массы, установленной для базового шасси. Даже при тушении пожара расходуемая из цистерны вода должна быть восстановлена после пожара.

К четвертой группе факторов относятся особенности режимов эксплуатации пожарных автомобилей и их оборудование. При следовании на пожар (и с пожара в часть) пожарные автомобили эксплуатируются
в транспортном режиме. Продолжительность режима фиксируется в километрах по показаниям спидометра. При тушении пожаров и техническом обслуживании пожарный автомобиль находится в стационарном состоянии. Работа двигателя и потребителей энергии рассчитывается в часах работы. Как уже указывалось, общий пробег ПА Lобщ, км, определяется по формуле

где Lсп – пробег, фиксируемый по показаниям спидометра, км; τ – время работы насоса в режиме холостого хода, в часах.

Величина приведенного пробега (50 τ)по различным районам может
в 1,5–2 раза превышать величину пробега ПА, фиксируемую по показаниям спидометра.

К пятой группе факторов относятся температурные режимы эксплуатации двигателей пожарных машин.

В гаражах пожарных частей должна поддерживаться температура выше +16 °С. При этом условии двигатель легко запускается без предварительного прогрева. Следовательно, при выезде из пожарной части температура охлаждающей жидкости tо.ж должна быть выше +16 °С. Прогрев двигателя до 70–75 °С, когда двигатель можно нагружать, осуществляется в пути следования. Продолжительность прогрева будет неодинакова летом
и зимой (рис. 13.1). Установлено, что даже летом при температуре в гараже 20 °С номинальная температура двигателя достигается через 5–7 мин движения. При низких температурах зимой и в гараже требуемая температура достигается после 10–15 мин. Таким образом, двигатели пожарных машин эксплуатируются при пониженных температурных режимах. При этом она сопровождается повышенными расходами топлива и износами деталей двигателя.

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Рис. 13.1. Прогрев двигателя при движении АЦ-40(130)63Б:

При тушении пожаров двигатели не всегда прогреваются до требуемой номинальной температуры. Известно, что до 52 % всех пожаров тушат подачей воды одним стволом. Легко вычислить, что мощность, потребляемая насосом, не превышает 8 кВт. Следовательно, двигатель, прогретый при следовании на пожар, во многих случаях может даже охлаждаться.

Необходимо указать на еще одну особенность эксплуатации двигателей. При смене караула производится включение двигателя и его работа в течение 3 мин, не более, а также проверяется работоспособность газоструйного вакуумного аппарата. Выполнение этих работ сопряжено
с большими затратами.

Денежные затраты, руб., на ежедневную проверку работоспособности газоструйных вакуумных аппаратов определены так:

где nд – количество дней в году, 365; qo – расход топлива на одну проверку, qo = 0,25 л; NАЦ – количество автоцистерн в ГПС, равное примерно 13 000 ед.;
K – стоимость 1 л топлива, примем равной 25 руб.

Дополнительные затраты, руб., на проверку работоспособности
двигателя:

где qн.р – нормативный расход топлива в режиме холостого хода, 0,118 л/мин;
τп.р – нормативная продолжительность работ, равная 3 мин.

Таким образом, проверка готовности ПА обходится ГПС около
72 млн руб. в год.

В соответствии с особенностями условий применения и эксплуатации ПА в нашей стране установлен срок службы ПА, равный 10 годам.

Во многих странах Европы (Австрия, Великобритания, Германия, Дания и др.) средний срок службы ПА составляет 24 года[1]. Эти страны по многим показателям природных и климатических условий сильно отличаются от нашей страны.

Срок службы многих ПА объектовых пожарных частей значительно превышает установленный, равный 10 годам (рис. 13.2). Это, по-видимому, можно объяснить тем, что ПА в основном эксплуатируются в ограниченных по территории условиях.

Эксплуатация ПА сопровождается расходованием эксплуатационных материалов, снижением эффективности работоспособности систем ПА, изнашиванием рабочих поверхностей деталей. Все эти износы деталей в системах и механизмах требуют восстановления их работоспособности. Она осуществляется проведением двух типов работ технического обслуживания систем и механизмов, а также их ремонта.

%
Возрастной состав парка ПА, лет
2
1

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условияхПодготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Рис. 13.2. Возрастной состав парка пожарных автомобилей,

эксплуатирующихся в объектовых подразделениях ГПС:

1 – гистограмма; 2 – функция распределения

Необходимость поддержания непрерывной технической готовности ПА, контроля работоспособности систем и механизмов требует больших затрат. Так, вследствие особенностей условий эксплуатации пожарных автомобилей затраты на их техническое обслуживание примерно в 5 раз превышают затраты на обслуживание автомобиля как базового шасси.

Анализ материальных затрат (металл, эксплуатационные материалы) и трудоемкости выполнения работ по созданию нового пожарного автомобиля, его обслуживанию и ремонту показал их существенное различие (рис. 13.3).

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

ТО
Ремонт
Производство

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях

Рис. 13.3. Соотношение затрат на производство,

техническое обслуживание и ремонт:

Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Смотреть картинку Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Картинка про Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях. Фото Подготовка пожарного автомобиля к эксплуатации в сложных климатических дорожных и особых условиях– материальные ресурсы; – трудовые ресурсы (трудоемкость)

Из сравнения материальных затрат и трудоемкости выполнения работ по созданию нового пожарного автомобиля, техническому обслуживанию
и его ремонту в течение срока службы, равного 10 годам, следует, что трудоемкость технического обслуживания и ремонта превышает стоимость нового ПА почти в 70 раз, а превышение материальных затрат составляет величину, равную семикратному значению.

Выполнение работ по техническому обслуживанию осуществляется как пожарными, так и личным составом подразделений технической службы ГПС.

Источник

Пожарных автомобилей в летний и зимний периоды

Надежная работа пожарных автомобилей в летний и зимний периоды обеспечивается своевременной специальной подготов­кой техники и личного состава, a также строгим соблюдением правил эксплуатации техники.

Зимние условия требуют от водителей особого внимания, и возлагает на них ряд дополнительных обязанностей.

Для поддержания нормального теплового pежима и сохранения тепла двигателя на капот автомобиля должен быть установлен утеплительный чехол. При стоянке автомобиля и при выезде из гаража жалюзи радиатора должны быть закрыты.

При обслуживании системы охлаждения необходимо тщательно проверить исправность термостата, сливных кранов и контрольных приборов, а также убедиться, нет ли где-либо в соедине­ниях течи охлаждающей жидкости.

На автомобилях с дизельными двигателями необходимо прове­рить состояние системы подогрева топлива.

Для поддержания пневматической тормозной системы автомо­билей на шасси КамАЗ не реже одного раза в неделю заменять технический спирт в предохранителе против замерзания.

При обслуживании автомобиля необходимо систематически проверять работу фильтров грубой и тонкой очистки системы сказки двигателя.

При низкой температуре очень важно следить за тем, чтобы в горючее не попрала вода. Замерзая, она образует кристал­лы льда, которые, проникая в топливопроводы, могут вызвать перебои или полное прекращение подачи горючего.

Зимой необходимо регулярно проверять степень зарядки ак­кумуляторной батареи, не допуская ее разрядки более чем на 25%, иначе электролит может замерзнуть и банки аккумуляторов будут повреждены.

С наступлением холодов напорные патрубки и спускное кра­ники насоса следует держать открытыми, закрывая их только при работе и при проверки его «сухой» вакуум,

Пожарные автомобили в зимний период необходимо содержать в закрытом отапливаемом помещении с температурой воздуха не ниже +10°С.

При более низкой температуре двигатели ав­томобилей рекомендуется прогревать (способ прогрева выбирается в зависимости от конкретных условий).

Во время стоянки автомобиля в гараже надо ежедневно следить за тем, чтобы вода или пенообразователь не попадали в насос. При обнаружении подтекания этот недостаток необходи­мо немедленно устранить.

Для обеспечения нормальной работы техники на пожарах сле­дует:

-при стоянке автомобиля, не используемых на пожаре, периодически подогревать двигатели;

— перед использованием насоса после длительной стоянки осторожно повернуть коленчатый вал двигателя заводной рукояткой при включенном насосе;

— после установки соответствующего режима работы двигателя с насосом закрыть дверь насосного отделения и наблюдение за показаниями приборов вести через окно;

— при временном прекращении подачи воды насос не выключать, a закрыв вентили напорных патрубков, продолжать ра­боту двигателя с насосом на малых оборотах;

— при длительном прекращении подачи воды отсоединить всасывающий и напорные рукава удалить полностью воду из насоса при помощи сливных краников;

— при использовании катушки первой помощи для подачи во­ды отсоединить шланг у катушки и удалить воду из шланга и оси катушки.

При эксплуатации автомобилей в летних условиях большое количество пыли воздухе в сухую погоду приводит к повы­шенному износу трущихся деталей двигателя и других агрега­тов и механизмов автомобилей, что нарушает их нормальную работу.

Для предупреждения попадания в двигатель пыли надо перио­дически промывать фильтрующий элемент воздушного фильтра, проверять уровень и чистоту масла в его резервуаре и при необходимости заменять масло. Заправлять автомобиль топли­вом рекомендуется закрытой струей, в местах, защищенных от ветра. Перед установкой на место крышек горловин баков их следует тщательно очистить от пыли.

Повышенная температура воздуха снижает эффективность работы системы охлаждения, вызывая необходимость частой до­ливки воды, что приводит к большому отложению накипи. Для меньшего расхода охлаждающей воды очень важно следить за герметичностью системы охлаждения, проверять работу клапа­нов пробки радиатора и целостность её прокладок.

Испарение электролита из аккумуляторной батареей летом увеличивается, поэтому уровень его следует периодически проверять, своевременно доливая дистиллированную воду.

Наличие песка и пыли на дорогах требует тщательного ухода за ходовой частью силовой передачи и механизмами уп­равления автомобилей. Особенно большому износу на пыльных дорогах и песках подвергаются открытые узлы и детали: паль­цы и втулки рессор, карданные сочленения, шкворни и шарниры передних ведущих мостов, сочленении рулевых тяг, тяги и паль­ца амортизаторов. Эти узлы и детали необходимо своевремен­но очищать от грязи и пыли и возможно чаще проверять их смазку.

В особо пыльных условиях смазывать механизмы и заменять смазку в агрегатах автомобиля следует в два-три раза чаще, чем предусмотрено таблицей смазки.

Приложение 21
к Наставлению по технической службе

Источник

Изучение с водительским составом особенностей эксплуатации автомобильной техники в различных условиях дорожной обстановки, резкого повышения аварийности.

Изучение с водительским составом особенностей эксплуатации автомобильной техники в различных условиях дорожной обстановки, резкого повышения аварийности.

С целью обеспечения безопасности движения водитель должен применять при управлении автомобилем следующие меры.

Трогание автомобиля с места

Перед началом движения водитель обязан убедиться в том, что дорога впереди свободна, а сбоку и сзади отсутствуют транспортные средства, которым он может создать помеху для движения. Перед тем как тронуться с места, следует включить указатель поворота. В начале движения необходимо определенное расстояние проехать прямо, рядом с тротуаром или обочиной, а затем плавно, не мешая другим транспортным средствам, выехать на полосу движения и выключить указатель поворота.

Скорость движения и дистанция. Допустимая для данных дорожных условий скорость движения зависит от ряда факторов, к числу которых относятся:

В городах и населенных пунктах скорость движения не должна превышать 60 км/ч. Вне городов и населенных пунктов скорость движения не должна превышать 70 км/ч.

В зависимости от скорости движения водитель должен выбирать такую дистанцию, которая гарантирует невозможность столкновения в случае торможения идущего впереди транспорта.

Обгон требует от водителя умелого расчета и строгого со­блюдения правил выполнения этого маневра. Обгон допускается с левой стороны от идущего впереди транспортного средства при нали­чии хорошей видимости дороги. С правой стороны допускается обгон транспортного средства, водитель которого подал сигнал левого по­ворота и приступил к его выполнению.

Перед началом обгона водитель обязан включить указатель по­ворота и предупредить обгоняемое транспортное средство звуковым сигналом (вне населенного пункта), а в ночное время переключением света фар.

Водитель должен представить себе, сможет ли он в случае необ­ходимости разъехаться со встречным транспортом, оказавшимся слу­чайно в зоне обгона. Скорость обгоняющего автомобиля не должна превышать допустимой правилами движения или дорожными услови­ями. Перед перестроением в свой ряд по окончании обгона необходи­мо включить правый указатель поворота и занять место в своем ряду с таким расчетом, чтобы обгоняемый автомобиль не снизил скорости и не изменил направления своего движения. Не допускает­ся обгон на перекрестках (кроме регулируемых), в конце подъема и на участках дорог с ограниченной видимостью с выездом на полосу встречного движения, на железнодорожных переездах, а также транспорта, производящего обгон или объезд.

Различают служебное и экстренное торможе­ние автомобиля. Процесс экстренного торможения автомобиля раз­деляется на три фазы:

1) путь, проходимый автомобилем за время реакции водителя (без торможения);

2) путь, проходимый автомоби­лем за время срабатывания тормозного привода;

3) полное торможе­ние автомобиля.

Таким образом, остановочный путь при экстренном торможении — это расстояние, которое проходит автомобиль от мо­мента обнаружения водителем опасности до полной его остановки.

Часть остановочного пути с момента приложения водителем уси­лия к педали тормоза до остановки „автомобиля называется тормоз­ным путем. Главное влияние на величину тормозного пути оказыва­ет скорость движения автомобиля. Кроме того, на величину тормоз­ного пути оказывают влияние состояние дорожного покрытия, вели­чина уклона дороги, состояние шин автомобиля и др.

Состояние дорожного покрытия оценивается коэффициентом сцепления, который характеризует силу трения между шиной и до­рогой. Величина коэффициента сцепления зависит от качества по­крытия дороги, а также и от других факторов (влажности, обледе­нения и др.). Сила трения между шиной и дорогой на влажном асфальтобетоне снижается вдвое, а на обледенелом — примерно в 10 раз по сравнению с силой трения на сухом покрытии.

Степень износа рисунка протектора шин, разность давления воз­духа в шинах одной оси, неодинаковая нагрузка на шины также ока­зывают значительное влияние на силу трения между шиной и доро­гой. Одной из причин ухудшения эффективности торможения авто­мобиля является снижение тормозного момента вследствие нагрева фрикционных накладок и тормозных барабанов при частом пользова­нии тормозами или их неправильной регулировке.

Блокировка колес (юз) при торможении, особенно при движении на влажных и обледенелых дорогах, приводит к износу шин, увели­чению тормозного пути, потере управляемости.

В целях обеспечения безопасности движения при работе на ли­нии водитель должен учитывать приведенные выше факторы, влияю­щие на тормозной путь автомобиля.

Рабочее торможение автомобиля в случае преднамеренной оста­новки или снижения скорости следует производить в несколько при­емов при плавном нажатии на педаль тормоза. Это уменьшает нагрев тормозов и снижает вероятность блокировки колес. На сколь­зких участках дороги рабочее торможение автомобиля с механиче­ской коробкой передач необходимо осуществлять с помощью дви­гателя, не выключая сцепления.

Движение задним ходом требует от водителя повы­шенного внимания и осторожности. Перед началом движения води­тель должен убедиться, что путь сзади свободен и дорожные условия позволяют беспрепятственно подавать автомобиль задним ходом. В условиях ограниченной видимости, а также при подаче назад следует воспользоваться помощью сопровождающих или других лиц.

При движении на уклонах и кривых малого радиуса водитель должен вести автомобиль со скоростью, обеспечивающей при необ­ходимости немедленную остановку и уступать дорогу транспортным средствам, движущимся на подъем. На затяжных уклонах не до­пускается движение с выключенной передачей или сцеплением, а на горных дорогах – также буксировка на гибкой сцепке.

Управление автомобилем в сложных метеорологических условиях

Управление автомобилем в сложных погодных условиях (дождь, снегопад, туман) значительно усложняется вследствие ограниченной видимости дорожной обстановки с рабочего места водителя и сни­жения силы трения между колесами и дорогой. Для обеспечения безопасности движения в ненастную погоду водителю следует при­менять при управлении автомобилем следующие меры.

При движении в дождливую погоду оценить скользкость дороги и в соответствии с ней выбрать безопасную ско­рость. Для этого, убедившись в отсутствии идущих сзади автомоби­лей, на малой скорости произвести резкое торможение и по замедле­нию автомобиля оценить скользкость покрытия дороги.

Для обеспечения обзорности через переднее стекло кабины при моросящем дожде включать периодически стеклоочистители, предварительно смочив стекло водой из стеклоомывателя. В случае силь­ного ливня или снегопада, когда стеклоочистители не успевают очи­щать переднее стекло кабины, на малой скорости доехать до бли­жайшей площадки отдыха, съезда на боковую дорогу или боковое уширение и переждать непогоду.

При ливне и в метель не останавливаться у края крутых отко­сов дороги или в низинах.

После проезда через глубокие лужи «просушить» тормоза. Для этого, двигаясь на I передаче, произвести несколько торможений до начала возрастания сопротивления движению.

При движении в тумане в случае резкого снижения видимости дорожной обстановки, а также потери ориентировки съехать с дороги и переждать, пока туман рассеется. При экстренной необходимости продолжать движение следует со скоростью, обеспе­чивающей немедленную остановку.

В качестве ориентира при движе­нии в тумане использовать осевую линию дороги или линии продоль­ной разметки. При движении в дождь, туман, снегопад водитель должен включить наружные осветительные приборы — габаритные огни и ближний свет фар.

Управление автомобилем в темное время суток

Особенности зрительного восприятия человека в темное время суток. В темное время суток при плохой ос­вещенности нарушаются основные функции глаза: острота зрения, цветное и глубинное зрение; ухудшается видимость вследствие нару­шения контрастности восприятия. При переходе от яркого освещения к темноте человек первое время ничего не видит и только через не­которое время начинает различать в темноте предметы. Обратное явление, т. е. приспособление глаза к свету после пребывания в темно­те, также связано с временной потерей зрительного восприятия. Наибольшую опасность для водителя представляет временное ослеп­ление светом фар встречного автомобиля. Ослепленный водитель может не успеть снизить скорость при разъезде, что ведет к созданию аварийной обстановки.

Пользование внешними световыми приборами

С наступлением сумерек, в условиях недостаточной видимости днем, при движении в туннелях водитель должен включить габаритные огни. В городах и населенных пунктах на освещенных участках до­рог разрешается пользование ближним светом фар, а на неосвещен­ных дорогах также и дальним светом фар при условии отсутствия встречного движения транспортных средств.

При пользовании дальним светом фар водитель обязан не менее чем за 150 м от встречных транспортных средств переключить даль­ний свет на ближний. Переключение дальнего света на ближний так­же обязательно в тех случаях, когда он может ослепить других участников движения и в попутном направлении.

В случае ослепления водитель должен снизить скорость и оста­новиться на той полосе, по которой он двигается.

При непрерывном встречном движении в темное время суток с целью снижения слепящего действия фар следует, не меняя положе­ния головы, слегка повернуть глаза направо и ориентироваться при движении на обочину дороги.

На остановках или стоянках при отсутствии освещения дороги в темное время суток или днем в условиях недостаточной видимости водитель должен включить габаритные или стояночные огни. В слу­чае неисправности этих огней водитель обязан установить сзади транспортного средства на расстоянии 25—30 м знак аварийной ос­тановки (треугольник) или красный фонарь с мигающим светом.

Крутые подъемы надо преодолевать на понижающей передаче раздаточной коробки. Нужно заранее опре­делять крутизну подъема и включать ту передачу в ко­робке передач, которая обеспечивает необходимое тяговое усилие на колесах, чтобы не переключать передачи на подъеме. В зависимости от состояния грунта предвари­тельно снизить давление воздуха в шинах. Преодолевать подъемы желательно по прямой линии, так как преодоле­ние наискось, с креном, вызывает пробуксовывание раз­груженных колес и разворот автомобиля. Совершать повороты допустимо только на, отлогих подъемах. Если невозможно преодолеть подъем своим ходом, следует использовать лебедку.

При хороших дорожных условиях короткие подъемы можно преодолеть с разгона на второй передаче раздаточ­ной коробки и на высших передачах коробки передач.

При переходе к длинному спуску (длиной более 50 м) водитель должен оценить его крутизну и включать те передачи коробки передач и раздаточной коробки, на которых он стал бы преодолевать подъем подобной кру­тизны; при этом категорически запрещается выключать двигатель, так как это может привести к израсходованию запаса воздуха привода тормозов и выключению рулевого усилителя управления, что снижает безопасность движе­ния автомобиля. При преодолении такого спуска необходимо всегда использовать торможение двигателем. Спуск с тормозами с выключенной коробкой передач или раздаточной коробкой или с выключенным сцеплением недопустим.

Если на спуске будет повышаться частота вращения коленчатого вала, надо периодически притормаживать автомобиль, снижая скорость его движения.

Рекомендуется при движении автомобиля на затяжных спусках, когда для торможения используется двигатель, включать вторую или четвертую передачи, имеющие замки против самопроизвольного выключения.

Преодоление канав, придорожных кюветов и рвов

Эти препятствия необходимо преодолевать по возможности при движении с малой скоростью. При этом следует учитывать размеры автомобиля. Преодолевать канавы, особенно по влажному грунту, надо под прямым углом,, иначе автомобиль может соскользнуть, накрениться вдоль канавы или кювета, и тогда одностороннее перераспределение нагрузки на колеса вызовет пробуксовывание разгруженных колес, что приведет к необходимости применения буксира или лебедки.

Движение по грязным проселкам и профилированным дорогам на глинистом и черноземном грунтах

При движении по глинистым и черноземным грунтам после сильного дождя автомобиль может иметь боковые соскальзывания, поэтому водитель должен проявлять большую осторожность при выборе направления. При движении необходимо выбирать относительно горизонтальные участки пути, надо умело использовать уже проложенную колею, что предотвращает боковые заносы автомобиля.

Особые затруднения для водителя могут возникнуть на чрезмерно мокрых дорогах, имеющих крутой профиль и глубокие придорожные кюветы. На таких дорогах двигаться следует по гребню осторожно с малой скоростью.

При эксплуатации автомобиля в период распутицы необходимо вместо пробки со шплинтом, ввернутой в картер сцепления, завернуть герметичную пробку из комплекта ЗИП.

Снижение давления воздуха в шинах

При преодолении тяжелых участков пути с мягким грунтом можно снижать давление воздуха в шинах в зависимости от характера грунта. Не следует злоупотреблять снижением давления устанавливая, его значительно ниже, чём это необходимо по условиям движения. Следует также помнить о том, что пробег при сниженном давлении ограничен, поэтому снижать давление надо только в случаях крайней необходимости.

Запрещается снижать давление при движении по дорогам с твердым покрытием для увеличения плавности хода.

При выходе с труднопроходимого участка на дорогу с твердым покрытием необходимо остановить автомобиль и поднять давление воздуха В.диагональных шинах до 0,15 МПа (1,5 кгс/см 2 ), в радиальных — до 0,2 МПа (2 кгс/см 2 ). Дальнейшее повышение давления до нормального разрешается проводить на ходу при скорости движения не более 40 км/ч.

Если пробег с пониженным давлением превышает указанный, общий срок службы шин будет снижаться.

При движении с грузом массой 5000 кг снижать давле­ние в шинах запрещается.

В случае длительного движения автомобиля с высокой скоростью температура воздуха в шинах повышается, что вызывает увеличение давления; при этом давление в шинах можно не снижать.

Во время движения шинные краны на колесах надо держать открытыми независимо от состояния дороги. Это позволяет постоянно наблюдать по манометру за давлением в шинах, а также своевременно обнаруживать повреждения в системе и проколы шин.

При исправной системе регулирования Давления воздуха в шинах допускается продолжать движение после прокола шины при условий постоянного поддержания в шинах нормального давления. При первой возможности следует заменить колесо с проколотой шиной запасным или отремонтировать камеру.

Категорически запрещается отключать от системы непроколотые шины и подкачивать только поврежденные шины.

Преодоление заболоченных мест, песчаных участков и снежной целины

Заболоченные участки следует проходить на первой передаче раздаточной коробки со скоростью движения не более 15 км/ч, снизив предварительное давление воз­духа в шинах.

По заболоченному лугу необходимо двигаться без остановки, не допуская буксования колес; начинать движение следует плавно, без рывков. Если начнется буксование колес, необходимо немедленно выключить сцепление и, включив передачу заднего хода, выехать назад. Двигаться надо по прямой, не делая крутых пово­ротов. При необходимости поворачивать следует плавно, по кривой большого радиуса. Такой поворот почти не увеличивает сопротивление движению автомобиля, что исключает возможность срыва дерна и буксования колес, неизбежных на крутых поворотах. Следует избегать дви­жения по следу, проложенному впереди идущим авто­мобилем.

Песчаные участки нужно преодолевать также с пони­женным давлением воздуха в шинах в зависимости от плотности песка и условий движения. На особо тяжелых участках нельзя допускать пробуксовывания. Если нача­лось пробуксовывание, необходимо отъехать назад для разгона и приобретения большей скорости. При движении колонной надо двигаться по следу впереди идущего авто­мобиля.

Снег глубиной до 500 мм хорошо преодолевается авто­мобилем без снижения давления воздуха в шинах. Пово­роты по снежной целине должны осуществляться так же как и при движении по заболоченному лугу. При значи­тельной толщине снежного покрова, препятствующего движению автомобиля, давление следует снижать в за­висимости от плотности снега. При движении по глубо­кому сыпучему снегу следует соблюдать те же правила движения, что и при движении по песку.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *