Подключение дополнительного вентилятора на авто
Дополнительный вентилятор кондиционера + индикация работы на приборке
Позволю себе разбавить ленту крайне интересных записей о чудо-проводах гранприкс, покупке наклеек и заменах масла.
Тем более на складах поставщиков залежалась большая партия доп.вентиляторов, и мне хорошо заплатили за поднятие спроса на них.
Работы были выполнены в августе 2018 года (перед поездкой в Крым) на пробеге 101300км.
Сейчас май 2019 и 117000км. Система работает исправно, только положительные эмоции.
ДЛЯ ЧЕГО НУЖЕН ВТОРОЙ ВЕНТИЛЯТОР?
1. Из-за недостаточной продуваемости радиатора кондиционера штатным одиночным вентилятором в жаркое время года в пробках давление хладагента в системе кондиционирования очень близко к предельному, из-за чего так же возрастает и нагрузка на компрессор.
Второй вентилятор увеличивает до 100% продуваемость радиаторов, тем самым увеличивает теплообмен радиаторов.
2. Второй вентилятор уменьшает в два раза вероятность вскипеть, если выйдет из строя основной вентилятор.
3. Соответственно уменьшается и нагрузка на двигатель. Образно — если с одним вентилятором включение климата ощущается как +200кг груза, то с двумя вентиляторами этого не происходит.
В Россию авто с 1.4/1.6 поставлялись без второго вентилятора.
Штатно он стоит только на 1.8 механике и на всех двигателях с автоматом.
ЗАВОДСКОЕ ПОДКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОГО ВЕНТИЛЯТОРА
А теперь тест на внимательность — какие различия между вентиляторами на верхнем и нижнем фото?
Верно — на авто, в которых два вентиля с завода, диаметры лопастей обоих вентиляторов одинаковы. А на авто, где только один вентиль, лопасти бОльшего диаметра.
То есть существует три разновидности двух вентиляторов:
— основной со стандартными лопастями (в моделях с двумя вентиляторами)
— основной с увеличенными лопастями (в моделях с одним вентилятором)
— вспомогательный
Подробнее про различия основных вентиляторов 96553364 и 96553242 можно почитать у jwitness — Замена основного вентилятора охлаждения.
Другими словами, для бедных комплектаций инженеры сделали один вентиль, но бОльшего диаметра.
То есть, устанавливая в авто с одним большим вентилятором второй вспомогательный, мы обеспечиваем продувку радиаторов даже больше чем придумали кореяки.
ПРИНЦИП РАБОТЫ ЭБУ СИСТЕМЫ ОХЛАЖДЕНИЯ
На авто с 1 вентилем — ЭБУ включает низкую скорость при температуре охлаждающей жидкости 97,5°С, высокую — при 101°С, переводит вентилятор с высокой скорости на низкую при 99°С и выключает вентилятор при 95 °С.
В цепь включения низкой скорости вентилятора после реле низкой скорости установлен дополнительный резистор (сопротивление)
На авто с 2 вентилями — ЭБУ включает на низкую скорость при включении кондиционера, а высокую — при температуре охлаждающей жидкости выше 97°С или при достижении давления в нагнетающей магистрали кондиционера 1859 кПа.
То есть двухвентильная система умнее — кроме тупого отслеживания только температуры, ЭБУ смотрит и давление в системе кондиционирования.
На первой скорости вентиляторы подключены последовательно, на второй — параллельно.
Кого не устраивает заводской алгоритм управления вентиляторами, есть множество вариантов управления через сторонние платы. Например Анатолий tolancop написал познавательную запись про альтернативный вариант управления двумя вентиляторами — Автомат управления дополнительным вентилятором радиатора .
Разновидность вспомогательных вентиляторов:
— 96553377 — 96553241 — артикул оригинальных дополнительных вентиляторов (есть еще 96425588 исключительно для рынка Японии, чем отличается — хз).
У него много заменителей:
— AMD.FCU27 — ставил VLADLEN61, по цене как оригинал
— LUZAR LFAC 0541
— NT NBCA001 — ставил tolancop (фишка разъема вентилятора снизу, нужно переделать наверх)
— Onnuri GCFD-006 — ставили KSB31 и Baltazar007
— NISSEN 85357 — по цене как оригинал
— Termal 404091D / Y / U (буквы в конце — это обозначение завода-изготовителя на Тайване, конструктивно идентичные, а цены разные из-за разницы курса валют на момент покупки, как мне объяснили представители бренда)
ПЕРЕЧЕНЬ НЕОБХОДИМЫХ ДЛЯ УСТАНОВКИ ДЕТАЛЕЙ (цены апрель 2017 года)
1. ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ ВЕНТИЛЯТОР — Изначально я купил TERMAL 404091D. Но потом на Авито нашел новый 96553241 за 1000руб.
Если кому лень искать оригинальное реле и ответный разъём:
— РЕЛЕ 5КОНТ 30А В ВЛАГОЗАЩИЩЕННОМ КОРПУСЕ (400 рублей).
Либо оно же за 250 рублей на Ebay — 12V 40A 5-Pin Waterproof Relay Socket Kit
Либо не мучиться и просто купить на разборке цельную косу передней проводки под два вентиля ))))
Дополнительный вентилятор
Охлаждается лача и так не плохо, поэтому для этих целей дополнительный вентилятор не нужен, но вот кондей на ХХ работает не всегда с желаемой производительностью, да и при давлении на высокой стороне в системе кондиционирования порядка 16 атмосфер тронутся бывает сложновато, при этом при 7-8 атмосферах кондей практически незаметен при разгоне. Поэтому для понижения давления (за счет улучшенного охлаждения конденсатора) решил пойти уже не раз пройденным другими людьми путем — установкой дополнительного вентилятора. В комплектации для Европы он отсутствует, а вот в корейском варианте он есть и вот его номер 96553241.
Сам дополнительный вентилятор был установлен еще два года назад. Я покупал Onnuri GCFD-006. Сам процесс установки не сложный, снять основной вентилятор установить в штатные места крепления дополнительный и поставить обратно основной.
Основной гемор это правильное подключение этого вентилятора. На тот момент я просто тупо подключил его параллельно основному вентилятору. В принципе и так все раьботало, но не по схеме. Плюс жутко перегревался токоограничивающий резистор первой скорости, ибо последовательно с ним теперь стало два вентилятора вместо одного. Поэтому мысль о правильном подключении мучала меня постоянно. К тому же мне казалось что при правильном подключении вентиляторы будут на первой скорости вращаться побыстрее.
Итак в схеме с одним вентилятором первая скорость получается включением основного вентилятора (и единственного) последовательно с токоограничивающим резистором, а вторая скорость — прямым включением.
В схеме с двумя вентиляторами первая скорость получается последовательным их включением, а вторая — параллельным.
Для штатного подключения надо докупить реле 96251271 (ну или любое другое с переключающим контактом)
по идее надо купить и разъем подходящий к этому реле, но я такового не нашел, поэтому просто купил пять ножевых клемм, чтобы подключить их непосредственно к контактам реле
ответный разъем для дополнительного вентилятора, ну и провода — я брал 2 кв мм.
Если взглянуть на две схемы, то можно увидеть, что для того чтобы переделать одновентиляторную схему в двухвентиляторную нужно:
1) провода которые подходили в штатной схеме к основному вентилятору подключить к дополнительному
2) провода которые походили к токоограничивающему резистору подключить к последовательно соединенным основному вентилятор с 30-87а контактами реле.
3) 87 контакт реле подключить к земле
4) проложить новые провода от контактов 10 и 16 разъема C113 на управляющие контакты (85 и 86) реле
Итак был отрезан разъем, который подключался к основному вентилятору, оставшиеся провода были наращены и к ним припаян разъем для подключения второго вентилятора.
Затем был снят токоограничивающий резистор и от него отрезан разъем.
Из этих двух отрезаных разъемов и двух ножевых клемм был собрран такой вот жгут:
Схема этого жгута следующая:
Затем был найден разъем C113
Он прячется под подставкой для АКБ. Пришлось снимать как сам аккумулятор так и ЭБУ, так как он мешался.
К сожалению в ответной части разъема C113 отсутствовали контактики 10 и 16 (при этом с другой стороны они были и провода к ним подходили — это Gr (серый) и РВ (розово-черный)) поэтому пришлось сколхозить и подпаяться просто к этим проводам:
полярность их подключения к контактам реле 85 и 86 не важна.
Далее был подключен контакт 87 на близлежащую землю, и установлено само реле.
Важно правильно подключить оба вентилятора, иначе один из них а то и оба могут вращаться в нету сторону и тогда эффект от их установки будет прямо противоположным от ожидаемого )) Я первый раз малость лоханулся и основной вентилятор на второй скорости крутился не туда. При этом я узнал об этом находясь в жару в пробке на мосту, где и не выйдешь чтобы посмотреть. Заметил это по экстренному росту давления кондея которое у меня было выведено на самодельный БК Поэтому обязательно нужно проверить куда они крутятся на обоих скоростях.
В случае если на первой скорости оба вращаются правильно, а на второй основной вентилятор начинает вращаться не в ту сторону — это означает что перепутаны контакты сразу в двух местах: в разъеме основного вентилятора и в разъеме от резистора. Таким образом два переворота при включении на первую скорость нивелируют друг друга, а вот при включении второй скорости на землю садится не тот контакт основного вентилятора и он начинает вращаться в не ту сторону.
как видно на схеме С) несмотря на неправильное подключение на первой скорости на «+» основного вентилятора по прежнему приходит плюс, а на»-» минус, и он вращается вместе с дополнительным в верном направлении. Но на второй скорости (схема D)) срабатывают два реле и «+» основного вентилятора отрывается от + и садится на землю, а на «-» попадает плюс дополнительного вентилятора и он начинает вращаться в противоположную сторону.
Удачи всем кто будет повторять. Некоторые картинки хреновые ибо с телефона, так что сорри.
.
.
.
UPD2 Baltazar007 в соей записи об установке вентилятора придумал рационализацию — поменять по подключению основной и доп вентилятор. В этом случае не надо резать разъем основного вентилятора (он будет какбудто бы дополнительный), а дополнительный подключать уже через жгут. При этом все будет точно также работать (первая скорость последовательно, вторая параллельно)
Установка сдвоенного электровентилятора с двумя скоростями Ч.1
На моей Волге давно уже вентилятор охлаждения плохо себя чувствовал (при вращении сильно люфтил на оси, видимо развалился подшипник). Нет он пока еще не умер, но ждать пока это произойдет в самый неподходящий момент нет желания. Решил купить спаренный вентилятор от Шевроле Нивы, да не просто его установить, а организовать его ступенчатое вращение, на вентиляторах для этого уже установлено сопротивление. Долго курил различные форумы и было уже отказался от своей затеи в пользу одновременного плавного пуска двух вентиляторов (Вариант схемы №1).
Но посидев вечерком со своей схемой понял, что изначальный вариант проще и вроде менее затратен.
Нарисовал новую схему (Вариант схемы №2). Сразу оговорюсь, что в электрике не силен и возможно в схемах что-то неправильно, поэтому если среди читателей есть понимающие в электрике люди, буду благодарен за любые подсказки.
Раздобыл еще одну схемку последовательно-параллельного включения, пожалуй самая адекватная (картинка №3). Единственное пугает наличие 3-х реле.
Описание схемы:
Если Вы хотите чтобы вентиляторы могли работать на малых и на больших оборотах в зависимости от нагрева двигателя то потребуется установка дополнительного реле, которое будет переключать вентиляторы из последовательного в параллельное соединение. Управление этим реле можно сделать ручным или автоматическим. Так же можно объединить оба способа управления. Исполнение схемы подключение вентиляторов Нива может быть различная, в зависимости от типа двигателя и Ваших предпочтений. При ручном переключении необходимо установить переключатель, лучше всего подойдёт клавиша, а для автоматического управлении дополнительный датчик включения с температурой срабатывания меньше основного.
Рассмотрим схему Подключение вентиляторов Нива в последовательном соединении. Для соединения вентиляторов последовательно нам необходимо дополнительное реле. Подойдёт универсальное пяти контактное реле типа 98.3777 которое лучше всего разместить рядом с вентиляторами. Выводы 85 и 86 этого реле это выводы катушки электромагнита. Вывод 30 подвижный контакт, а выводы 87 и 87А неподвижные контакты. Из фишки, подключенной к одному из вентиляторов, извлекаем минусовой провод, он обычно чёрного цвета. Подключаем этот провод к выводу 87А реле, а освободившееся место соединяем проводом с выводом 30. Вывод 87 соединяем с плюсовым проводом второго вентилятор. Теперь при замыкании реле вентиляторы будут подключены последовательно, а при отключённом параллельно. Из гнезда штатного реле включения вентилятора, над которым проводилось переключение, извлекаем провод, с катушки электромагнита идущий с блока управления двигателем или датчика включения и подключаем его к выводу 85 добавленного реле. Вывод 86 соединяем с массой автомобиля. Освободившийся вывод штатного реле необходимо соединить с дополнительным датчиком включения или клавишей.
На карбюраторных автомобилях можно использовать два датчика включения с различной температурой срабатывания. Например, для малых оборотов с температурой включения 78 — 82, а для полных оборотов 90 — 95. Поставить дополнительный датчик можно в верхний патрубок. Для инжекторных двигателей несколько проще, если есть место на радиаторе то поставьте датчик туда. Если места нет то можно сделать вставку в верхний патрубок и поставить там.
Как работает схема подключение вентиляторов Нива описанная выше? При достижении температуры двигателя порога срабатывания датчика с низкой температурой сработает реле к которому он подключён. При этом ток от предохранителя через контакты реле поступит на плюсовую щётку первого вентилятора. Затем пройдя через обмотку якоря на минусовую щётку и через контакты дополнительного реле на электродвигатель второго вентилятора. На коллекторах электродвигателей будет ½ от напряжения бортовой сети. Это приведёт к снижению оборотов в двое, а соответственно уменьшится шум.
Если температура двигателя достигнет порога срабатывания второго датчика или температуры включения вентиляторов ЭБУ, то питание получат катушки дополнительного реле и реле второго вентилятора. Подвижный контакт дополнительного реле переключит провод от электродвигателя вентилятора на массу автомобиля, в тоже время замкнётся реле второго вентилятора. Это приведёт к переключению вентиляторов в параллельное соединение.
Буду делать по последней схеме.
На этом пока все.
Подключение дополнительного вентилятора охлаждения
На автомобилях используются электрические вентиляторы для обдува радиатора системы охлаждения. Вентилятор представляет собой крыльчатку на постоянного тока, установленном в круглой или квадратной рамке. Включение электровентилятора полностью автоматическое, зависит от температуры охлаждающей жидкости в радиаторе. Данные о температуре жидкости снимаются с датчика, установленного в боковом отсеке радиатора. Датчик представляет собой простой микровыключатель, контакты которого нормально разомкнуты. Замыкаются они при достижении определенной температуры.
Чтобы подключить электрический вентилятор, можно воспользоваться двумя схемами: релейной и безрелейной. Отличие этих схем видно из названия. Безрелейная состоит из датчика температуры, вентилятора, предохранителя, соединительных проводов. Плюсовой вывод электровентилятора подключается через предохранитель на плюсовую клемму аккумулятора. Минусовой вывод вентилятора подключается к любому выводу датчика температуры, полярность включения не играет роли. Второй вывод датчика нужно соединить с кузовом автомобиля. Это самая простая схема включения, не требует много времени на реализацию.
Релейная схема содержит в себе электромеханическое реле. Хороша тем, что высокий ток убирается от датчика к реле. Плюсовой вывод вентилятора подключается через предохранитель на аккумулятор, минусовой на кузов. Минусовой провод нужно разрезать и получившиеся два провода соединить с нормально разомкнутыми контактами реле. По умолчанию у нас вентилятор отключен. Один вывод катушки реле необходимо запитать от плюса аккумулятора через предохранитель, либо от замка зажигания. Второй вывод катушки следует подать на первый контакт датчика температуры, а уже от второго контакта монтировать провод, соединенный с кузовом. Заранее посмотрите, имеется ли в реле диод, включенный параллельно катушке. Если имеется, то важно соблюдать полярность питания обмотки.
Еще одна полезная для схемы включения вентилятора – это кнопка, установленная в салоне автомобиля. Датчик температуры может отказать в самый неподходящий момент, поэтому для экстренных случаев кнопка окажется полезной. Как при использовании первой схемы, так и при использовании второй, нужно соединить нормально разомкнутые контакты кнопки с датчиком температуры. Так проще, но в случае использования первой схемы окажется, что на кнопке будет большой ток, а это может вызвать подгорание контактов кнопки и расплавление корпуса. Поэтому лучше всего кнопку использовать в дуэте с электромагнитным реле.
Вентилятор (или кулер) – один из важных компонентов системного блока компьютера, обеспечивающий охлаждение центрального процессора. Если при работающем вентиляторе системный блок все же сильно нагревается, можно изменить начальную температуру охлаждения.
Включите компьютер, удерживая нажатой клавишу Delete либо одну из функциональных клавиш (F2, F5 или F8). Так вы запустите меню настроек BIOS материнской платы. Именно здесь производится установка начальной температуры работы вентилятора. Для внесения соответствующих изменений перейдите в меню Advanced Configurations или Advanced Setup.
Найдите пункт изменения параметров охлаждения системы. Обычно он называется Fan Mode. Включите параметр Always On, чтобы предотвратить автоматическое отключение вентилятора. Перейдите к пункту Fan Speed и укажите начальную скорость вращения кулера. Для начала внесите небольшие изменения, после чего протестируйте работоспособность компьютера и его температурный режим после
Решением существующей проблемы может быть принудительное включение вентилятора радиатора охлаждения двигателя путем установки кнопки в мобиля.
Прежде чем начать доработку ВАЗ, подготовьте следующие компоненты:
Инструкция по доработке включения вентилятора радиатора ВАЗ 2111
Многие обратили внимание на то, что температура, при которой вентилятор радиатора на ВАЗ включается, завышена, если сравнивать с рабочей температурой мотора. Производители стараются уменьшить количество вредных выбросов, поскольку при высокой температуре топливо лучше сгорает вместе с компонентами.
Но есть не только положительный эффект, но и отрицательный. Если двигатель немного перегревается, то для металла внутри начинаются губительный процессы, поэтому износостойкость снижается. Если не учитывать, что могут отказать электрические компоненты, которые влияют на включенный вентилятор, то времени, чтобы заметить перегрев будет меньше, чем при нормальной температуре.
Нам нужно добиться того, чтобы управлять работой двигателя равномерно. Осуществить это можно за счет того, что создается параллельная схема включения вентилятора. К одному контакту нужно подвести плюсовой провод, а минус контакт подсоединяют с включателем через параллельный провод.
Стоит упомянуть о дополнительных возможностях, которые позволяют контролировать нормальную температуру двигателя. В электрической схеме нет реле, поскольку для работы достаточно простого выключателя.
Этот способ – это не замена штатной схемы срабатывания вентилятора, а только альтернативный вариант работы агрегата на низких температурах. Водитель должен контролировать весь процесс.
Если на автомобиле мотор перегреется, но при этом реализована эта схема подключения, то лучше еще раз проверить систему охлаждения, обеспечивая ее работоспособность.
Как только выявлены признаки перегрева, то есть на красную зону зашла стрелка, которая указывает температуру, но еще нет клубок пара из моторного отсека, то на полную мощность включить отопитель салона.
Это поможет снизить температуру охлаждающей жидкости, которая находится в системе охлаждения. Дальше нужно включить аварийку, выжать педаль сцепления и катится на обочину. Машину сразу глушить нельзя, двигатель при нормальной частоте вращений холостого хода прорабатывают минут пять, а отопитель еще должен работать на полную мощность. Только теперь можно открыть капот и осмотреть моторный отсек.
Нужно постараться определить, откуда идет пар, посмотреть, есть ли охлаждающая жидкость в расширительном бачке, проверить целостность термостата, радиатора и резиновых шлангов.
От вентилятора охлаждения радиатора ВАЗ 2114 зависит работоспособность двигателя при движении в жаркую погоду, с нагрузкой и, особенно, в пробках. Иногда термореле вентилятора не срабатывает и мотор перегревается.
Устранять такую поломку на месте затруднительно, поэтому лучше заранее установить кнопку принудительного включения вентилятора, с помощью которой можно при необходимости включать охлаждение радиатора, чтобы предотвратить перегрев двигателя.
Что нужно для установки кнопки включения вентилятора ВАЗ 2114
Перед тем, как сделать кнопку на вентилятор ВАЗ 2114, нужно подготовить такие компоненты:
Схема подключения кнопки
Чтобы получить возможность включать вентилятор вручную, кнопка включения вентилятора ВАЗ 2114 устанавливается в бортовую сеть параллельно термореле, срабатывающему при повышении температуры охлаждающей жидкости. Есть два варианта подключения кнопки: напрямую или с использованием электромагнитного реле.
В первом случае через контакты кнопки будут разрывать слишком большой ток и быстро выйдут из строя. Поэтому правильное подключение вентилятора необходимо производить только через реле. В этом случае через кнопку будет проходить лишь малый ток, управляющий электромагнитом реле.
К выводам контактов реле (тех, что разомкнуты при отсутствии питания электромагнита) подключается пара проводов: один от выхода термореле, другой от входа. В этом случае при подаче напряжения на электромагнит реле будет включаться вентилятор обдува радиатора. “Массу” реле можно подключить к ближайшему болту, а “плюс” подвести от блока предохранителей. Причем подключать его лучше к выходу предохранителя, который обесточен при выключенном зажигании. Например, к предохранителю F10. В этом случае, даже если вы забудете отключить вентилятор, он перестанет работать после выключения зажигания. В противном случае есть риск посадить аккумулятор “в ноль”, оставив машину на стоянке с включенным вентилятором.
Установка кнопки принудительного включения вентилятора ВАЗ 2114
Начать работу следует с отключения клеммы “массы” от аккумулятора, чтобы не произошло короткого замыкания в процессе подключения электросхемы.
Порядок установки кнопки следующий:
На этом установка кнопки принудительного включения вентилятора на ВАЗ 2114 завершена.
Данное решение позволяет избавиться от частых включений вентилятора охлаждения, нет просадок напряжения (хотя у меня их и не было за счет хорошего генератора и автоматического РН на 14.5В), не падает ХХ при включении вентилятора. Да и нет вибрации по кузову с родным 4х лопасным вентилятором. Штатная работа вентилятора охлаждения осталась на месте.
Вентилятор охлаждения теперь включается на половину мощности при температуре в 92 градуса, а максимальная скорость будет при достижении 96 градусов.
Получилось вот что:
Для этого понадобились такие компоненты как:
1… Тройник под датчик охлаждения с газели, стоимостью 150 рублей. Попилен женой болгарина и завальцован молотком с обработкой напильником.
2… ДТОЖ от классики 92/87 градусов. Рублей 100.
3… 2 хомута под патрубок. Какой размер — хз. Просто под данный патрубок и все…
4… Реле 4х контактное на 70 А + разъем. Стоимостью 160 рублей с фишкой.
5… Предохранитель на 30 А выносной. Я поставил в цепь питания на 30 контакт реле.
6… Обжимные фишки + обжимка (можно и узкими пассатижами) и термоусадка были.
7… Разные провода 4 метра.
8… Фишки мама/папа на вентилятор, ибо я не хотел резать изоляцию. Разъединяется «родная» фишка вентилятора, наша купленная соединяется между собой, плюсовой контакт изолируется, а минусовой используется для подключения к нему сигнала от реле.
9… Сопротивление с классической печки на 1,5 Ом. Можно и 2-2,5 Ом сопротивление поставить, но я не смог в своем городе найти сопротивление с печки УАЗика. Так что довольствуемся тем что есть. На вентилятор подается 6,6 В по тестеру.
Режется нижний патрубок радиатора в случае если Ваш радиатор нового образца без заглушки под ДТОЖ. Тройник ставить так, чтобы контакты датчика стояли под 90 градусов, а не как у меня на фото(я чуть упустил данный момент, корпус печки немного не садится как надо). Но это уже при замене ОЖ будет поправлено.
Если же у Вас радиатор старого образца, либо Лузаровский универсальный, то патрубок резать не надо. На данных радиаторах имеется заглушка под ДТОЖ.
87… контакт скручиваем либо припаиваем к черному проводу вентилятора(ориентируйтесь по проводам от самого вентилятора, а не по центральной проводке, ибо цвета могут отличаться. Еще как вариант — прозвонить мультитестером). «Плюс» на вентилятор у нас постоянный на него подается, а вот управляется массовым сигналом(может отличаться по годам выпуска судя из комментариев).
86… контакт можно подключить напрямую к «плюсовой» клеме АКБ. Обмотка реле на себя напряжение не тянет.
85… контакт реле подключаем в разрыв через датчик температуры охлаждающей жидкости(ДТОЖ). Датчик в нашем случае выполняет роль автоматической кнопки.
30… контакт подключаем напрямую к минусовой клеме АКБ через предохранитель, потом подключаем резистор сопротивления и потом в реле.
Сам резистор сопротивления был притянут к корпусу вентилятор охлаждения обычным хомутом. Резистор крепить в районе потока воздуха от вентилятора для его охлаждения. Греется во время работы хорошо.
В общем все… Вентилятор за весь вечер активных покатушек и пробок ни разу не включился на полную. Все на автомате, нет скачков и просадок оборотов на ХХ. Мне нравится. Вентилятор продолжает кратковременно работать даже после выключения зажигания.
Так же в данную схему без проблем можно добавить кнопку принудительного включения вентилятора — обязательно использовать реле, управляющий плюс катушки реле (85 контакт например) брать от главного реле из салона, управляющий минус (86 контакт) через кнопку включения вентилятора, на 30 и 87 контакты подключить контакты ДТОЖ. Все это нужно для того, чтобы вентилятор выключался при выключении зажигания и исключалась возможность постоянной работы вентилятора в случае забывчивости водителя.
Хотя ИМХО — лишняя эта кнопка при таком решении.
Ну и к слову — данную схему можно использовать и для карбовых авто. Просто нужно датчика, один «зубильный» для радиатора, а второй «классический» для тройника (хотя можно и наоборот). Ну это если не получится найти 2х режимный датчик включения вентилятора от ино.
P/S.. Ставили другу аналогично на ВАЗ 2115, 2006 г.в. — по схеме пришлось поменять полярность подачи напряжения на вентилятор. У него управляется не «минусом», а «плюсом».
Можно иногда услышать лишенные разума советы, отпилить нижнюю часть двери, чтобы между полом и дверью образовалась щель, интересно, сами советчики так уже сделали со своей дверью стоимостью в 300-500$, предполагающей плотное закрывание?
В наш XXI-й век, век совершенных технологий, существуют вентиляторы, которые не только не испортят внешнего, эстетичного вида вашей кухни или ванной комнаты, но и наоборот органично сольются с интерьером. Если это вентилятор для ванной комнаты, он обязательно должен быть защищен от пара и брызг, его показатель электробезопасности должен быть не ниже IP 45, производительность должна соответствовать показателю от 100 м3/час.
Кухня, более требовательна к циркуляции в ней постоянного свежего воздуха, именно поэтому следует подключить вентилятор на кухне мощнее, его производительность должна составлять 200-300 м3/ч. В зависимости от помещения следует выбирать и схему подключения вытяжного вентилятора. Там, где она не имеет никаких принципиальных требований, следует использовать «классическую» схему подключения, к примеру, в туалете, это делается путем параллельного соединения со светильником. Это очень удобно, вентилятор включается и выключается одновременно с включением-выключением света в туалете.
Важно при таком подключении учитывать, что если напряжение светильника 12 вольт, то необходимо подключить вентилятор до понижающего трансформатора. В случае же кухни, такой способ будет неуместен. Так как вентилятор должен работать и в светлое время суток, когда мы не пользуемся светом, для этих целей существуют довольно удобные вентиляторы с встроенным таймером, которому задается время работы и выключения, или же просто включить, и он будет работать до тех пор, пока вы его сами не выключите.
Для ванной комнаты идеально подойдет вытяжной вентилятор с датчиком, считывающим уровень влажности в помещении, они дороже обычных, но работать они будут лучше, он автоматически включится при превышении значений влажности.