Подложка под краску авто что это
важная роль подложки при покраске
ребят, помогите, не могу определиться с цветом.
очень нравится цвет sepang blue у ауди.
но смотрю на оригинальный цвет с завода и он смотрится отлично, но когда смотрю на то, как другие покрасили в него свои машины…совсем не то, вообще даже не близко, он темный, не переливается, не глубокий…
в чем может быть дело?
знаю, что когда люди красят сами в него, то в основном это или черный, или серый грунт, может надо использовать белый или вообще серебристую подложку, что бы частицы металлика подложки освещали слои основной базы?
подскажите пожалуйста
Комментарии 35
Всё верно, грунт ооочень влияет на последующую яркость подложки. Попрубуйте сделать выкраски, как писали ниже. Уверен, с белым грунтом ваша подложка будет сверкать насыщенно-синим!
Да просто больше хотелось узнать есть ли разница например серый грунт или серебристая база(подложка)
ты такой выкраски не сделаешь! это международная выставка епта!
Тут фото не только с выставки
В любом случае нужно делать выкраску самому с использованием разных подложек. К примеру в Мазде есть такой цвет как 41 В и в колористике есть как минимум пять цветов подложки грунта от белого к черному, что кардинально меняет конечный цвет.
Не заморачивайтесь. То как автомобили выглядят на выставках, они не выглядят нигде. Это всё правильное освещение-софиты. К тому же, у вас на фото разные цвета ). Новый ауди покрашен с крупным зерном, по багажнику видно. Завтра, если не забуду, посмотрю на работе в какой цвет они новые 4 красят
цвет везде абсолютно один и тот же, сепанг блу, а вот на счет зерна тоже заметил!
я поэтому думал, что подложку лучше сделать из серебра с большими частичками кристаллов металлика…
если там кто то подписал на фото что это тот цвет, не стоит верить. верьте глазам. новый а4 покрашен чем то новеньким. Частички серебра сделают цвет светлее, но в то же время серее.
В ауди не очень цвета. Берите лексус 8×9
очень на ara blue похож)
Идёшь к колористу, просишь слить 100гр и сделать выкраску. И смотришь. Сильно влияет подложка на кенди цветах, на обычных редко, разве что заводской непрокрас на светлом грунте)
а что значит кенди цвета?
вроде обычный металлик…
я просто больше думаю есть ли смысл именно в серебристой подложке металлик, или можно просто серый или белый грунт.
Кенди заводские типа 41v, но он красный. Вот там идёт желто-красное серебро и сверху полупрозрачная красная жижа. В вашем случае скорей всего на заводе красят премиум краской, типа глазурита, а машины на фото с дешового подбора типа дюна или мобихел, где может не хватать некоторых пигментов и цвет получается немного грязней. Не раз сталкивался при покраске синих деталей, вроде и цвет стреляет, но близко смотришь и видно, что краска немного не та, как ее не ложи.
ну при подборе вариантов выбора качества нет.
Кенди заводские типа 41v, но он красный. Вот там идёт желто-красное серебро и сверху полупрозрачная красная жижа. В вашем случае скорей всего на заводе красят премиум краской, типа глазурита, а машины на фото с дешового подбора типа дюна или мобихел, где может не хватать некоторых пигментов и цвет получается немного грязней. Не раз сталкивался при покраске синих деталей, вроде и цвет стреляет, но близко смотришь и видно, что краска немного не та, как ее не ложи.
маздовский 41V- НЕ кэнди-это совсем другой материал.трехслойка…просто с очень большим нюансом при его нанесении с добавлением пигмента в слои…
цвет везде абсолютно один и тот же, сепанг блу, а вот на счет зерна тоже заметил!
я поэтому думал, что подложку лучше сделать из серебра с большими частичками кристаллов металлика…
Автомобильные грунты и их применение
Грунт — это специальный состав, который наносится на поверхность автомобиля перед нанесением лакокрасочного покрытия. Грунт имеет повышенное содержание пигментов. Главная функция грунта – улучшить адгезию (сцепляемость) с последующим слоем ЛКП.
Ремонтируя кузов автомобиля, обычно грунтуют зашпатлеванную ремонтную область, которая также имеет фрагменты старого лакокрасочного покрытия.
Чистый металл также обязательно требуется загрунтовать. Таким образом, автоэмаль наносится на грунт или на старое ЛКП (при условии совместимости старого покрытия с наносимой эмалью).
Грунты имеют разный состав и в зависимости от этого имеют разные свойства.
Антикоррозионный («кислотный») грунт:
Наносится на чистый металл и защищает его от коррозии. Это первичный грунт и его необходимо покрывать вторичным, то есть на него нельзя наносить сразу шпатлевку или краску.
Рекомендуется всегда «голый» металл покрывать антикоррозионным «кислотным» грунтом.
В том случае, если металл новой кузовной панели покрыт качественным заводским грунтом, то «кислотный» грунт не используют.
Эпоксидный грунт
Эпоксидный грунт предназначен для антикоррозионной защиты металлических поверхностей. Также как и кислотный грунт, является первичным. Для дальнейшего окрашивания поверхности, его нужно покрывать вторичным грунтом. Здесь стоит оговориться, что распылённый на ровную (без мелких дефектов) поверхность эпоксидный грунт можно красить даже не обрабатывая шлифовальной бумагой. Но делать это можно до того, как он полностью затвердел, спустя несколько часов после грунтования. Если праймер затвердел, то его нужно обработать шлифовальной бумагой и загрунтовать акриловым грунтом. Потом высушить акриловый грунт, отшлифовать под покраску и далее можно красить.
Эпоксидный грунт имеет в своём составе специальные смолы и специальные активные добавки, предотвращающие развитие на поверхности металла коррозионных процессов.
Он быстро сохнет и после отверждения становится устойчивым к механическому и температурному воздействию. Поверхность, покрытая данным грунтом, даже без нанесения лакокрасочного материалы хорошо защищена от коррозии.
Эпоксидный грунт после нанесения образует плотную плёнку, не имеющую пор.
Недостатком является продолжительное время сушки. При температуре +20 °С составляет в среднем 12 часов. Повышение температуры сушки приводит к неравномерной полимеризации слоев грунта и приводит к появлению дефектов.
Какой первичный праймер лучше применять и совместимы ли они, можете прочитать в статье о первичных кислотном и эпоксидном грунтах.
Двухкомпонентный порозаполняющий грунт:
Этот грунт чаще всего применяют перед покраской автомобиля.
Порозаполняющий грунт можно наносить толстым слоем. Он заполняет поры, которые остаются на шпатлевке, а также риски от шлифовальной бумаги.
Однако нужно помнить, что зашпатлёванную поверхность нужно подготавливать к грунтованию по всем правилам и риски от шлифования должны быть не слишком крупные. Если залить слишком глубокие царапины данным грунтом, то через некоторое время, после высыхания, грунт просядет и все дефекты будут видны.
Однокомпонентный нитро грунт:
Наносится перед покраской алкидными или нитро эмалями. Этот грунт не совместим с акриловыми автоэмалями или красками эффектом «металлик».
Главным плюсом является то, что он очень быстро сохнет.
Однокомпонентный акриловый грунт:
Удобно применять, так как идёт в аэрозольной упаковке. Но также продаётся и в обычной таре.
Достаточно качественный грунт. Быстро сохнет и лёгок в использовании. Совместим практически со всеми видами красок.
Грунты по пластику:
При ремонте пластмассы применяются специальные грунты, увеличивающие адгезию. Если красится новый пластик, то после грунтования специальным грунтом можно сразу наносить краску.
Нанесение грунта:
Перед распылением грунт нужно тщательно перемешать, а в некоторых случаях, при необходимости, развести разбавителем до рабочей вязкости. При разведении разных грунтов нужно сверяться с инструкцией к каждому конкретному продукту.
Запрещено разводить растворителями до рабочей вязкости, необходимо использовать только разбавители.
Далее грунт важно профильтровать.
Для нанесения обычно используют грунтовочные краскопульты с дюзой 1.5 – 2.0 мм. Наносится 1 – 2 слоя. По желанию можно нанести больше слоёв, с учётом того, что при подготовке к покраске, будет сошлифована часть грунта. Но нужно помнить, что слишком толстый слой наносить не рекомендуется, тем более, что он плохо будет сохнуть. Каждый слой нужно наносить после подсыхания предыдущего. Время межслойной сушки примерно 10 – 15 минут.
Подготовка поверхности к нанесению грунта:
— очистить от пыли;
— перед грунтованием пластиковых деталей необходимо протереть антистатиком;
— обезжирить поверхность.
Шлифование грунта:
При шлифовании по сухому перед покраской используется Р400. При подготовке с водой используется Р800. В на зонах панелей, имеющих сложную форму, а также в труднодоступных местах можно использовать скотч брайт.
Работать на сухую или с водой?
Вода — это источник коррозии, кроме того, некоторые грунты предназначены только для сухого шлифования. Преимуществом работы с водой является отсутствие пыли. Также удобство использования шлифовальной бумаги. Она меньше забивается и если забьётся, то достаточно промыть её водой.
При работе на сухую можно использовать шлифовальную машинку для ускорения работы. И, самое главное, понижается риск появления коррозии.
Разумным решением можно считать шлифование на сухую с использованием воды в неудобных местах. Бампера спокойно можно шлифовать с водой, обязательно тщательно просушив перед покраской.
Цвет грунта лучше использовать схожий с цветом наносимой краски. Так будет легче перекрыть ремонтную область. Также можно колеровать грунт под цвет краски.
Универсальным можно считать светло серый цвет, он подойдёт под любой цвет краски.
Покраска трехслойным «перламутром» «в переход»
В 80-90-х годах среди маляров высшим пилотажем считалась покраска одноцветной эмалью без подтеков и перепыла. С середины 90-х годов — нанесение «металлика» без полос и «яблок». Затем начали осваивать «плавный переход», учились подгонять шагрень на детали под заводскую…
Перед современным маляром технический прогресс ставит новые задачи. В частности — навыки работы с трехслойными покрытиями — «перламутрами» и «ксиралликами».
Сегодня поговорим о ремонте трехслойного перламутра методом «плавного перехода». На этом виде ремонта, который считается самым сложным, получится хорошо продемонстрировать все тонкости работы с «трехслойкой».
Особенности трехслойных покрытий
Трехслойное или трехстадийное покрытие представляет собой разновидность покрытия типа «база+лак».
В качестве первого слоя такого покрытия идет слой базовой подложки того или иного цвета, поверх которой наносится слой «эффектной» краски и завершает данный «бутерброд» — прозрачный лак. Трехслойное покрытие чаще всего обладает эффектом перламутра, основные компоненты которого (микрочастички слюды) находятся во втором слое.
Ремонт такого покрытия имеет две особенности.
Первая заключается в том, что перламутровый слой (тот что посередине) обладает высокой прозрачностью — под ним мы как бы «немного видим» подложку. Это придает характерный визуальный эффект трехслойному покрытию: частицы перламутра получаются «подсвечены» со всех сторон, как сверху, через прозрачный лак, так и снизу, отраженным от подложки светом.
Эта прозрачность перламутрового слоя создает определенные трудности при частичной покраске. Потому что если под перламутром мы можем видеть подложку, значит может быть заметна и ее граница при подкраске. Можно пытаться скрыть эту границу дополнительными слоями перламутра, но сильно поменяет оттенок покрытия, что недопустимо.
Вторая особенность. Поскольку цветовые свойства техслойки сильно зависят от толщины прозрачного перламутрового слоя, при ремонте мы никогда заранее не можем знать, сколько слоев перламутровой краски надо будет нанести.
Причем значение имеет не только количество слоев, но и манера нанесения краски. У каждого маляра толщина слоя немного отличается. Именно поэтому перламутровая краска для ремонта как правило готовится строго по формуле, а не колеруется.
Чтобы определить, сколько слоев перламутра нужно нанести, перед началом покраски рекомендуется провести специальный предварительный тест. После определенной тренировки для этого теста не понадобится много времени или материалов, при этом вы сможете гарантированно избежать несовпадения оттенков на новой и старой поверхностях.
Предварительные тесты
Можно провести упрощенный тест, а можно более точный.
Для любого из них вначале следует подготовить три одинаковых тест-пластины.
Упрощенный тест
После просушки тест-пластин прикладываем каждую из них на деталь автомобиля (плотно, без зазора) и выбираем способ нанесения, при котором краска повторяет цвет оригинального покрытия точнее всего.
Сравнение цвета нужно производить под разными углами зрения и освещения.
Допустим, совпала вторая пластина — значит, при покраске необходимо наносить 2 слоя перламутра при тех же условиях покраски и настройках пистолета, которые использовались для изготовления тест-пластины.
Точный тест
Если есть желание добиться еще более точного соответствия ремонтного покрытия оригинальному, рекомендуется провести более сложный тест.
В результате на каждой тест-пластине у нас получилось четыре зоны:
Первая зона — 1, 2 или 3 слоя перламутровой краски соответственно.
Вторая зона — то же плюс последний капельный слой.
Третья зона — то же, что и в первой зоне, но покрытое прозрачным лаком.
Четвертая зона — то же, что и во второй зоне, но покрытое прозрачным лаком.
Такой тест — это двойной контроль: покрытые лаком зоны тест-пластин можно сравнивать с поверхностью детали, а участки без лака позволяют контролировать процесс нанесения перламутровой краски до нанесения лака.
Подготовка поверхности
В одной из прошлых статей была подробно рассмотрена и представлена схематически окраска переходом по «металлику». В ней мы рассматривали ремонт легкого повреждения заднего крыла с выполнением перехода по лаку на задней стойке.
Усложним себе задачу тем, что повреждение на крыле довольно большое и расположено в центральной части детали. А поскольку для создания перехода на перламутре требуется много места, переход в пределах элемента в данном случае у нас выполнить не получится. Придется растягивать переход на соседнюю деталь (дверь).
При ремонте трехслойных покрытий общее количество слоев велико, и для создания перехода необходима большая площадь. Поэтому в пределах одной детали выполнить этот ремонт зачастую невозможно.
Еще одно усложнение — цвет. В нашем случае под несколькими слоями полупрозрачного перламутра будет не просто цветная подложка, а слой базы с металлическими включениями. Такое покрытие по замыслу разработчиков выглядит еще более красиво (дополнительный блеск и глубина), но при ремонте создает дополнительные трудности, так как переход в данном случае нужно выполнить не только по перламутру, но и по подложке. Для этого будем применять бесцветную базу.
Что касается подготовки поверхности при частичном ремонте трехслойных покрытий, ее этапы аналогичны описанным в вышеупомянутой статье.
Место грунтования обрабатывается материалом градации P400-P500 по-сухому или P800-P1000 по-мокрому. Остальная площадь детали, а также соседний элемент обрабатывается скотч-брайтом серой модификации (ultrafine) с применением матирующей пасты.
Вместо серого скотч-брайта можно использовать аналогичный матирующий войлок других фирм, либо бумагу градации P800-P1000 при обработке шлифмашинкой по-сухому, или же материал градации P1200-P1500 при шлифовке вручную по-мокрому.
После матирования деталь тщательно промывается водой от остатков пасты, сушится и обезжиривается. Затем, обеспылив деталь струей сжатого воздуха и липкой салфеткой, можно приступать к нанесению первых слоев покрытия.
Нанесение бесцветной базы
Перед нанесением подложки (особенно если подложка не просто цветная, а с металлическими включениями как у нас) рекомендуется на деталь (или на большую ее часть) нанести слой прозрачной базы, предназначенной для устранения видимых границ отремонтированного участка.
В случае ремонта трехслойных покрытий нежелательно наносить бесцветную базу на зону грунтования. Так как нас впереди ждет еще очень много слоев, повышается вероятность, что большое количество растворителя из этих слоев окажут воздействие на грунт, подрастворив его. Это может привести к проявлению границ загрунтованного участка.
А поскольку задача бесцветной базы заключается в принятии частиц наносимого материала в зоне перехода, то и нанесем ее именно в этой зоне, не расходуя понапрасну на всю поверхность.
В нашем случае смесь наносится начиная от начала двери и где-то до половины, ближе к ручке — именно в этой зоне будет располагаться переход.
Нанесение подложки
Наносится базовая подложка в 2-3 слоя, каждый из которых должен захватывать большую, чем предыдущий, площадь. Выдержка между слоями — 5-10 минут при 20°С.
Иногда рекомендуют после нанесения двух укрывающих слоев добавить в состав подложки определенное количество «чистого» перламутра и нанести на поверхность еще 1-2 слоя этой смеси, постепенно расширяя область покраски. Такая технология позволяет максимально приблизить оттенок базы к слою перламутра и таким образом сделать незаметной его границу. Но помните, чтобы «провернуть» такое действие, базовая и перламутровая краски должны быть приготовлены в одной системе смол.
Еще один немаловажный момент. Так как толщина трехслойки больше, чем обычного двухслойного покрытия, существует вероятность снижения адгезии и прочностных характеристик покрытия в процессе дальнейшей эксплуатации. Чтобы этого не допустить, производители часто рекомендуют в подложку добавлять отвердитель — это увеличивает сцепление между слоями.
Нанесение «перламутра»
Вспоминаем, сколько слоев перламутровой краски нам нужно нанести (это количество определил тест) и через 15-20 минут после нанесения подложки делаем плавное распыление нужного количества слоев с выдержкой 5-10 минут между ними.
Наносить перламутр нужно таким образом, чтобы площадь покраски перекрывала нанесенную подложку, но не выходила слишком далеко за ее границу.
При этом помните, что толщина слоя перламутра сильно влияет на оттенок. Поэтому, если для получения нужного оттенка требуется нанесение двух или трех слоев перламутра, на зону перехода все равно нужно «заходить» только одним слоем.
Для этого рекомендуется воспользоваться методом сужения, показанного на схеме ниже. Первый слой наносится на большую площадь, а второй — на меньшую, оставаясь «внутри» первого слоя. Таким образом на стыке старого и нового покрытий у нас всегда будет лежать только один слой перламутра и граница ремонта заметной не будет, поскольку краска прозрачна и переход цвета будет выглядеть плавно.
Нанесение лака
Спустя 15-20 минут поверхность покрывается лаком по стандартной технологии (два, полтора, или один слой, в зависимости от сухого остатка). В нашем случае переход по лаку не выполняется и лаком полностью покрываются оба элемента.
Если вам необходимо выполнить переход по лаку, следуйте инструкциям, описанным в статье об окраске переходом по «металлику», ссылка на которую приводилась выше.
Как видите, несмотря на более сложную технологию, поверхности, окрашенные трехслойными «перламутрами», вполне поддаются тем же видам ремонта, что и двухслойные, включая покраску «плавным переходом».
Описанная технология позволит вам сделать отремонтированное покрытие неотличимым от оригинального, даже несмотря на определенную технологическую сложность «перламутровых» красок.
Технология покраски «металликом». Нанесение базы и лака
Количество машин, окрашенных «металликами» растет, но вот страдают в ДТП они почему-то точно так же, как и остальные. А в ремонтной окраске такие покрытия не так просты, для качественного результата здесь маляр должен обладать определенной квалицикацией. Причина этого в том, что металлические частицы, содержащиеся в этих красках, — это нерастворимые инородные тела, которые могут вести себя в лакокрасочном слое совершенно непредсказуемо.
Поэтому для успешной работы с металлизированными эмалями маляр должен не только оттачивать навыки нанесения, но и разбираться в теории — понимать важнейшие свойства «металликов», принципы «поведения» этих красок.
Подготовка к работе
Допустим, у нас в ДПТ был поврежден автомобиль, окрашенный светлым серебристым металликом. Затем повреждения были восстановлены и автомобиль был подготовлен к покраске.
Не будем углубляться в нюансы ремонта или замены той или иной детали. Остановимся на том, что восстановленные детали загрунтованы по всей плоскости, тщательно зашлифованы (под металлик это делается абразивным материалом P400-Р500 «по-сухому» или P800-Р1000 «по-мокрому») и предназначены для полной перекраски. Этот момент важен, поскольку в этом случае стоит вопрос о точности подбора цвета краски, или о необходимости выполнения плавного перехода на соседние кузовные детали.
Кстати, для нашего примера не просто так был выбран именно серебристый металлик. Светлые и серебристые цвета более сложны в ремонтной окраске, чем темные, поскольку содержат много алюминиевого зерна и очень непредсказуемо отражают световые потоки.
Результат здесь зависит от множества факторов: при каком давлении распылять, соблюдены ли пропорции смешивания с разбавителем, какой толщины слой наносить, какую паузу между слоями выдерживать и т. д.
Если допустить серьезные ошибки на этапе приготовления или нанесения краски, это может свести все наши старания на нет, вплоть до необходимости полной перешлифовки и перекраски.
Например, если мы попытаемся «сэкономить» и будем использовать при покраске разбавитель «левой» фирмы, цвет металлика может значительно уйти!
Дело в том, что фирменные разбавители для металликов специально разработаны так, чтобы за время их испарения алюминиевые частички «утонули» на положенную глубину и заняли правильное расположение в слое краски (от этого зависит ее оттенок). Если заменить разбавитель, например, на более быстроиспаряющийся, это может привести к изменению оттенка на более светлый и появлению таких неприятных дефектов, как полосы и «облака».
Помочь избежать подобных ошибок позволит внимательное отношение к рекомендациям производителя по применению материалов: пропорции их приготовления, выбор разбавителей, рабочая вязкость, условия нанесения и т.д.
Для разбавления базы следует применять только оригинальный разбавитель, а его тип и скорость испарения должны соответствовать температуре, при которой будет вестись покраска.
Но будет еще обиднее, если работу придется переделывать из-за дефектов, вызванных собственной неаккуратностью. Это могут быть жировые кратеры (плохо обезжирили), грубые вкрапления пыли (не обдули), пузырьки и другие дефекты.
Чтобы свести к минимуму риск появления подобных дефектов, перед окраской не забудьте тщательно обезжирить поверхность, а затем удалить пыль при помощью обдува сжатым воздухом и специальной липкой салфетки.
Вернемся к герою нашей статьи. Вот он, родимый: оклеен, обезжирен и готов к покраске.
Можно заливать краску в бачок окрасочного пистолета и… Кстати, о пистолете.
Для качественного нанесения современных базовых эмалей необходимы краскопульты с низким давлением воздуха на выходе (HVLP или LVLP). Дешевые конвенциональные пистолеты для этого не подходят. Они имеют высокое давление, которое хоть и позволяет иногда получить широкий факел, но при нанесении «выбивает» из ЛКМ очень много растворителя, в результате чего краска ложится на поверхность практически без него. На металликах это неизбежно приводит к возникновению полос и «облаков», особенно на серебристых цветах. Вот, полюбуйтесь…
Если же мы используем более прогрессивные краскопульты систем HVLP или LVLP, риск появления таких дефектов значительно снижается. Низкое давление на выходе у таких пистолетов дает возможность перенести на поверхность достаточно растворителя для того, чтобы зерна металлика уложились правильным образом.
Не забудьте перед покраской убедиться, что краскопульт обеспечивает достаточно широкий и равномерный по всей ширине окрасочный факел, а отпечаток факела имеет правильные очертания.
Технология
В эмалях с металлическим эффектом важнейшую роль играет отражение света. Как известно, в составе этих красок, помимо цветовых, присутствуют еще и эффектные пигменты — алюминиевые частицы. Они выполняют роль своеобразных крошечных зеркал, отражающих падающий свет, что и придает покрытию эффект сверкающего блеска.
Более того, если на деталь, окрашенную металликом, посмотреть с разных сторон, то хорошо видно, что интенсивность этого блеска непостоянна — она то убывает, то прибавляется. Например, мы смотрим на машину с определенной точки, в которой покрытие ярко светится и искрится, затем машина поворачивает (угол наблюдения меняется) и покрытие постепенно темнеет. Эти изменения оттенка, от светлого к темному и обратно, называются «флоп-эффектом».
Главная и самая сложная задача для маляра при работе с металликами заключается в том, чтобы правильно «уложить» частички алюминия на поверхность. Правильно — значит параллельно подложке и друг другу. Если нам удастся сориентировать эти частицы таким образом, покрытие в этом случае будет иметь оптимальные оптические характеристики.
Но если «серебро» ляжет в слое краски хаотично, оно будет рассеивать свет в разные стороны, что приведет к нарушению флоп-эффекта, искажению цвета и возникновению характерных для металликов полос и «облаков».
Как мы уже знаем, серебристые цвета в этом плане особенно капризны, поскольку они почти не содержат цветовых пигментов. Их цвет обеспечивается практически одним только алюминиевым зерном, отвечающим за флоп-эффект. При работе с такими цветами маляру нужно быть особенно внимательным, он должен четко понимать как ведут себя алюминиевые частицы в слое краски.
Факторы, влияющие на металлик. Толщина слоя и другие
На ориентацию алюминиевых частиц влияет множество факторов. Все эти факторы так или иначе связаны со скоростью испарения растворителя и глубиной «утопания» алюминиевого зерна в слое краски.
В первую очередь, для равномерного разложения «серебра», необходимо избегать как слишком мокрого, так и слишком сухого нанесения базы.
Слишком толстый слой будет содержать больше растворителя, который будет дольше испаряться в поверхности. Соответственно, толстый слой будет дольше оставаться жидким. В этом случае алюминиевые частицы будут «тонуть» в нижнюю часть слоя и перед высыханием ориентироваться вертикально по отношению к подложке. Глубоко утонувшее зерно практически полностью утрачивает способность отражать падающий на него свет, что приводит к искажению цвета — он темнеет.
И наоборот. Если краска нанесена на поверхность слишком сухо, растворителя в таком слое получается меньше, испаряется он быстрее, и зерна алюминия не успевают утонуть на «правильную» глубину и занять нужное положение в слое краски. Они остаются на поверхности слоя, отражая слишком много света, что приводит к осветлению покрытия и потере насыщенности цвета. Кроме того, база, которая легла на поверхность «ежом» приводит к повышенному расходу лака, его неравномерной усадке и понижению блеска после сушки.
Как в первом, так и во втором случае также возможно образование полос и «облаков».
Чем толще слой металлика, тем дольше он будет оставаться жидким, тем глубже в нем успеет утонуть зерно и тем темнее будет общий оттенок покрытия. И наоборот.
Правильно нанесенный слой металлика — это слой средней толщины, не сухой и не жирный. В таком слое зерна алюминия залегают на положенную, стандартную глубину, ориентируясь параллельно подложке. При этом обеспечивается наилучшее проявление «флоп-эфекта», достигается однородность цвета и хорошая укрывистость краски.
Все остальные факторы, так же как и фактор толщины слоя, зависят от скорости испарения растворителя и глубины залегания алюминиевых частиц.
Методы влияния на оттенок металлика. Понимание этих взаимосвязей на практике может помочь нивелировать небольшие различия в оттенке и «вытянуть» цвет
На рисунке ниже схематично показано, как влияет глубина залегания алюминиевых частиц на общий оттенок покрытия.
Из схемы видно, что при правильном расположении зерна наш глаз воспринимает и цвет покрытия, за который отвечают цветовые пигменты, и зерно, равномерно расположенное в слое (рис. А).
Если зерно не успело утонуть на нужную глубину и осталось в верхней части покрытия, оно «загораживает» свет цветовым пигментам, и наш глаз видит лишь свет, отраженный зерном, из-за чего покрытие воспринимается как более светлое (рис. Б).
Глубоко утонувшее зерно закрыто цветовыми пигментами и почти не отражает свет, в результате чего оттенок покрытия получается более темным (рис. В).
Следите за руками! Техника нанесения
При нанесении металлика критично важную роль играет техника распыления. Важно правильно удерживать краскопульт и придерживаться равномерной скорости движения. Если хоть на секунду приостановить движение и слой краски напылится толще, чем рядом — полос и «яблок» не избежать.
Неравномерность толщины слоя краски приводит к различной ориентации алюминиевых частиц на различных участках слоя. Из-за этого возникает дефект, который обычно называют «облака» или «яблоки»
Количество слоев и межслойная сушка
Итак, для достижения наилучшего результата окраску металликом следует вести равномерными «полумокрыми» слоями: не сухими, но и не слишком мокрыми. Количество слоев?
Зависит от укрывистости базы, но чаще всего используется классическая технология: 2+1.
То есть наносятся два кроющих слоя (их допускается наносить чуть более мокро), после чего напыляется так называемый капельный слой (он же эффектный, дымчатый, выравнивающий и т.д.) — он нужен для коррекции оттенка и устранения «яблочности».
Капельный слой наносится следующим образом. Понижаем входное давление на пистолете до 1-1,5 атм. (при нажатом курке и без изменения подачи, либо с немного увеличенной подачей) и после того как последний слой базы поматовел, с чуть большего расстояния (приблизительно 30 см) напыляем полумокрый капельный слой. Этот слой, словно «дождик», должен аккуратно и равномерно капельками покрывать поверхность. Образовавшиеся капельки после нанесения быстро растянутся и покрытие станет гладким.
Обычно 2-3 слоев базы хватает, но для плохоукрывистых цветов иной раз мало не то что трех, а и пяти слоев. В этом случае поможет колеруемый грунт, о котором нужно позаботится заранее.
И не забывайте о межслойной выдержке. Недостаточная пауза может послужить поводом для облачности и других дефектов, поэтому наносите следующий слой базы только после того, как предыдущий стал матовым. Обычно это 5-10 минут (при 20 °C).
Нанесение лака
Итак, мы нанесли базовую эмаль, но, тем не менее, выглядит наш автомобиль пока еще довольно убого. Чтобы довести дело до логического завершения, осталось нанести поверх базы прозрачный лак. После этого покрытие станет не только сказочно красивым, но и стойким к внешним воздействиям (база сама по себе не отличается атмосферостойкостью).
В отличие от однослойных металлизированных красок первого поколения, современные «металлики» представляют собой двухслойную систему: поверх базовой эмали нанесен прозрачный лак
Главный вопрос: через сколько можно наносить лак?
Здесь важно не прохлопать момент, так как базовая эмаль сохраняет способность «впитывать» последующие слои не сколько угодно, а строго определенное время. Если это время упущено, адгезия между базой и лаком будет нарушена, и в процессе эксплуатации лак с пересушенной базы может отслаиваться.
Иногда маляры допускают грубейшую ошибку: базу наносят вечером, а лаком покрывают с утра, аргументируя это тем, что краска за ночь наверняка подсохнет. С металликами такой подход в корне неверный!
Лучше всего при нормальной температуре покрывать базу лаком уже минут через 15-20. Это оптимально. За это время из базы испарятся растворители, она заматовеет и будет полностью готова принять на себя лак.
Но если поспешить и покрыть лаком еще мокрый базовый слой, это может вызвать последующее матовение ЛКП, а также появление «облаков» (зерна как бы «слипаются», неравномерно отражая свет). Поэтому в условиях низких температур время выдержки нужно увеличивать (до полного матовения базы).
Максимальное время, при котором не происходит нарушения сцепления между базой и лаком обязательно указывается в технической документации к той или иной эмали. У разных производителей это время может быть разным, но в целом практика показывает, что если мы не покроем базу лаком в течении часа, максимум двух, то максимальной адгезии у нас уже не будет.
Поэтому если вы опоздали, базовый слой должен быть заматирован и перекрашен заново.
Подробнее о нанесении лаков читайте здесь.
Перед нанесением прозрачного лака базовый слой необходимо обработать липкой салфеткой для удаления опыла, пыли и ворса.
По завершении работ…
В работе маляра есть еще один немаловажный момент, которому обычно не придают должного значения. Это мойка пистолета после работы с металликом. Если выполнять эту операцию небрежно, то в пистолете могут оставаться частицы «серебра», которые потом либо засоряют дюзу и портят форму факела, либо вылетают на поверхность при очередной покраске.
Искренне восхищаясь блеском свежеокрашенного крыла или капота, да еще и металликом, да еще и серебристым, да еще и без «яблок», да еще и… (простите, увлеклись) начинаешь испытывать неподдельную радость от владения автомобилем. Такой он красивый, блестящий, гладкий, свежий, неподражаемый, совершенный, коррозионноустойчивый, на четырех колесах, пятиступенчатая коробка передач… Простите, опять увлеклись…