Подняли авто со дна
Семь лет под водой. Почему машину, утонувшую вместе с молодыми супругами, не могли поднять со дна реки с 2014 года
Водолазы краевой службы спасения погружались на дно 21 раз, сложный рельеф дна обследовали эхолотом, но поиски так и не дали результатов. Только спустя шесть лет, осенью 2020 года, установили точное место, где утонула легковушка.
Это сделал местный рыбак с более мощным эхолотом. Подняли машину со дна еще спустя полгода. Журналисты 59.RU разбирались, почему простому рыбаку с более мощным прибором, чем у МЧС, да дайверам, а не спасателям и полиции, удалось наконец, спустя столько лет, сначала обнаружить, а потом поднять утонувшую машину с супругами.
Поехали по тонкому льду
27-летняя Екатерина Пищальникова и ее муж Сергей жили в поселке Юго-Камском. Женщина работала кондитером. У пары двое детей. Тогда им было всего семь и восемь лет. Говорят, Катя ждала третьего ребенка.
Вечером накануне трагедии семья была в гостях у родителей Екатерины, Андрея и Галины Пищальниковых. Отец в разговоре с корреспондентом 59.RU вспоминал: уже поздно вечером дочери позвонила подруга, попросила забрать ее из Оханска и довезти до Юго-Камского. Супруги отвезли детей домой и поехали за знакомой на своей «десятке».
Свидетелем того, что случилось с супругами, стал местный рыбак Анатолий Солодянкин. 27 марта 2014 года он допоздна рыбачил недалеко от оханской переправы. Около 22 часов на противоположном берегу увидел светящиеся фары. Ледовая переправа уже не работала, лед тончал с каждым днем. Машина двигалась не по переправе, а выше, ближе к заливу.
— Я стал следить за ней. Вдруг раздался треск, машина остановилась, — рассказывает Солодянкин. — Я ждал, когда же из нее выскочат люди, но никто не появлялся. Она простояла на месте минуту, потом заглохла. Раздался резкий звук, и автомобиль начал уходить под воду, погасли фары. Уже потом я понял, что люди не вышли, потому что лед мог зажать двери снаружи.
Рыбак вызвал спасателей. Быстро приехали полиция и сотрудники МЧС — пожарные местной части. Они осмотрели лед и убедились, что спасшихся нет — в таком случае считается, что экстренные работы уже не нужны. Ночью по технике безопасности погружения запрещены. Утром на место приехали сотрудники пермской краевой службы спасения.
— Уже к утру сошел весь лед, — вспоминает в разговоре с 59.RU заместитель директора пермской краевой службы спасения Вадим Можаев. — Назвать точное место рыбак уже не смог. В первое время после затопления в машинах остается воздух, они не погружаются на дно, их относит течением. Спасатели стали обследовать реку.
«Водолаз вытягивает руку — и ее уже не видно»
В первый месяц после трагедии водолазы погружались каждые несколько дней.
— В наших реках сложные условия работы. Это не как на Карибах, где отличная прозрачность воды: всё видно вперед на 15 метров, — объясняет Можаев. — Здесь водолаз вытягивает руку — и ее уже не видно, потому что дно илистое. А весной вода очень темная. Водолаз работает буквально на ощупь.
В краевом МЧС вспоминают: мать Екатерины несколько раз приезжала из Юго-Камского в краевое управление, в центральный штаб на Екатерининской, с просьбой найти и поднять машину. Дошла до генерала Олега Повова. В штат местного управления МЧС не входят ни водолазы, ни кинологи, поэтому глава мог только взять эту ситуацию на личный контроль.
— Но конец марта — это время активного ледохода, река в этот период имеет очень сильное течение, вода мутная. Все эти факторы делали поиск опасным, — говорят в Министерстве территориальной безопасности Прикамья. — Был паводок, шла шуга (мелкая крошка льда), эти условия осложняли поиски. Найти машину не представлялось возможным.
За шесть лет спасатели погружались на поиски машины 21 раз — в разных местах реки. Но без результатов. Оставаться там на постоянной стоянке специалисты не могли — было много вызовов по краю.
С гидролокатором помог рыбак
Осенью 2020 года краевые спасатели вновь вели работы по поиску машины на дне реки. Тогда, говорят в Минтербезе, специалисты познакомились с рыбаком, инженером ГРЭС Владимиром Вольским — у него был мощный гидролокатор иностранного производства. У краевых спасателей есть свой гидролокатор, отмечают в министерстве. Но это стандартный прибор, необходимый для комплектации службы.
— Наш гидролокатор покажет машину как простой бугорок, а в тех местах подводных холмов, покрытых илом валунов или деревьев, много, — объясняет Можаев разницу в оборудовании. — Он не покажет очертания автомобиля, а только возвышение на дне. Чтобы водолазу найти машину, нужно было каждый раз погружаться и буквально упереться в нее.
О том, что у рыбака есть более мощный гидролокатор, специалисты краевой службы спасения узнали от общих знакомых. Владимира Вольского привлекли к поискам. Машину действительно удалось обнаружить, хоть и не сразу. Для этого дно обследовали с четырех ракурсов. Спасатели показали инженеру те точки, к которым планировали погружаться, но еще не успели. Локатор засек объект, для того, чтобы подтвердить, что это машина, на дно спускались водолазы.
— Возможно, мы проходили в метре от этой машины, но при такой темной мутной воде это как поиски иголки в стоге сена, — говорит Вадим Можаев. — На месте обнаружения мы поставили буй. Спустились туда. Машина лежала на крыше, ее сильно забило илом. Течение ее уже не сносило.
Нет официальной смерти — нет пособия
Когда о ситуации в Оханске стали писать СМИ, мы съездили на место и поговорили с семьей Екатерины. К сожалению, ее мама так и не дождалась, когда тело дочери поднимут со дна Камы. Женщина умерла два года назад — напереживалась, говорят сыновья.
Сейчас старшей дочке Екатерины и Сергея 15 лет, сыну — 14. От ребят никогда не скрывали, что случилось с мамой и папой, да и в небольшом Юго-Камском они бы все узнали сами. Все эти годы семья Екатерины просто хотела похоронить погибших по-человечески.
— Побудьте на месте детей. Каково оно? Нам надо было захоронить… Чтобы было куда сходить. — говорит брат Екатерины Александр.
Опекунство над детьми оформил другой брат Екатерины — Павел. Долгое время дети не получали выплаты по потере родителей.
— Там каждая бумажка свой год ждет, — рассказывал 59.RU Павел. — Документы по пособиям всё еще оформляются. Только спустя шесть лет я получил свидетельство о смерти. Всё это время они были без вести пропавшими, официально их признали погибшими только в прошлом году через суд. Хотя было известно место, был свидетель, но надо было нырять и доставать машину. Мама везде ходила, в первый месяц, я помню, тут ездили на катере, искали. А потом всё закончилось. Основное движение началось с прошлого года, когда подключились СМИ, рыбак нашел с эхолотом место затопления. Мама очень переживала из-за случившегося.
«У нас нет трактора или плавучего крана»
Подняли машину со дна тоже не сразу после обнаружения. Так как все это время супруги считались без вести пропавшими и из-за этого в работе было уголовное дело, на подъем спасателям нужно было получить заявку от полиции, но она не поступала.
— Без полиции и следственного комитета мы не имеем права проводить такие работы, не можем заниматься самодеятельностью, — объясняет замдиректора пермской краевой службы спасения.
Братья Екатерины Павел (слева) и Александр после подъема автомобиля в начале лета 2021 года
По итогу на самом подъеме 9 июня этого года работали не спасатели, а. дайверы клуба Safety Stop, они же — сотрудники Уральского центра подводных исследований. В ноябре 2020 года они сделали уникальную находку на реке Сылва — обнаружили на ее дне старинный колесный пароход «Вера Фигнер». В комментариях к новостям об этом люди и напомнили про то, что скрывают воды Камы в районе Оханска, и попросили помочь.
— Мы заинтересовались, стали уточнять и собирать информацию, — рассказывали 59.RU дайверы. — В январе 2021 года вышли на того рыбака, который нашел машину, спросили у него, нужна ли помощь. Он ответил, что машину достанут без нашего участия. Мы не стали настаивать. Прошло четыре месяца. В мае мы позвонили в полицию Пермского района и узнали, что машина до сих пор лежит на дне. Сказали, что будут рады нашей помощи. И всё, договорились. Машину подняли за два часа.
Для подъема тяжелого груза со дна Камы привезли специальные надувные понтоны — они напоминают воздушные шары из плотной ткани. Их прицепили к машине. Было важно, чтобы из нее не выпали останки — лобовое стекло за эти годы треснуло, рассыпалось, корпус очень сильно проржавел. Для этого на машину натянули специальную сеть. На глубине автомобиль перевернули, подняли и аккуратно отбуксировали к берегу.
С запросом об обстоятельствах подъема мы обратились и к пресс-службе ГУ МВД по Пермскому краю. Там события с момента обнаружения машины описали так: когда установили точные координаты, создали рабочую группу, в которую вошли представители ведомств и министерства территориальной безопасности. Эксперты обсуждали, когда именно провести работы по подъему машины со дна, учитывая все факторы и условия: рельефное дно, сложный грунт и большая глубина. В результате решили, что лучше всего проводить операцию в мае-июне 2021 года. На вопрос, почему по итогу к подъему привлекли частных лиц, в полиции пообещали ответить после письменного запроса.
При этом дайверы отмечают: несмотря на холод, зимой машину было бы достать проще — с помощью лебедки ее можно было бы подтянуть на толстый лед и отбуксировать к берегу. Спасатели это не отрицают. С проблемой столкнулись, опять же, из-за оборудования.
— Когда автомобиль нашли, на меня вышел полицейский и спросил: вы сможете? Я ответил, что водолазам надо будет подцепить машину и поднять ее, — вспоминает Вадим Можаев. — Только нам нужна техника. У нас нет трактора или плавучего крана, надо организовать. Он ответил, что там есть плавучий кран, он договорится. Но потом мне не перезвонили.
Позже я перезвонил ему сам: сотрудник ответил, что все не так просто. Если этот плавучий кран поднимет машину и поставит ее на свою платформу, эта платформа станет вещдоком, ее не смогут использовать определенное время — до года. [Что касается подъема летом] у нас есть средства, чтобы подцепить машину и поднять ее, а дальше ее нужно было тащить за трос. Но тащить ее 300 метров по дну было нельзя: машина вся заилилась, ее металлоконструкции потеряли свои свойства и прочность, она могла просто разорваться.
Поэтому поднять ее с помощью понтонов — оптимально. Мы бы могли это обеспечить. Мы и готовы были, почему нас не привлекли — это другой вопрос. Мы в таких случаях работаем только по заявке полиции. Что касается спасения жизни, мы за одну минуту сели в машину и поехали спасать. А тут речь идет уже не о спасении жизни человека, а о закрытии уголовного дела.
Отца Екатерины на подъем машины братья Пищальниковы не повезли: «Пусть всего этого не видит». Похороны супругов вновь откладываются — до завершения всех экспертиз.
Крымские водолазы МЧС подняли со дна моря грузовик времен войны
фото: Пресс-служба МЧС Республики Крым
Еле заметные в сине-зеленой полутьме колеса и гусеницы – остов грузовика ЗиС-33 времён Великой Отечественной – главная находка морского спецотряда МЧС Республики Крым за месяц работы на затонувшем советском теплоходе «Жан Жорес». Груженый боеприпасами и военной техникой корабль подорвался на входе в Феодосийский порт на немецкой магнитной мине в 1942 году.
«Работы по разминированию «Жана Жореса» в этом году начались в начале сентября и продлились до середины октября. За это время было проведено около 400 спусков общей продолжительностью под водой более 250 часов», – рассказал Никита Люшняк, начальник водолазно-спасательной станции службы оперативного реагирования специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
Теплоход ушёл под воду на 18 метров. Водолазы на такой глубине испытывают сильные перегрузки. Этой осенью занимались первым и четвёртым трюмами теплохода – там и обнаружили полугусеничный ЗиС. Разрезали борт и вытащили на поверхность с помощью пятитонного понтона. Такой грузовик хотя бы можно заметить под водой, а вот со снарядами и минами – сложнее.
«Основная часть боеприпасов находится под толщей ила. Все работы производятся внутри трюмов, в замкнутом пространстве в нулевой видимости», – поясняет Никита Люшняк, начальник водолазно-спасательной станции службы оперативного реагирования специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
За этот месяц «Жан Жорес» стал безопаснее на пятнадцать тысяч снарядов и мин – или, по выражению специалистов, «взрывоопасных предметов», потому что на борту и авиабомбы ещё, и гранаты, патроны, детонаторы.
«Водолаз буквально работает наощупь – у каждого свои есть ориентиры, у каждого свои какие-то хитрости по выходу из трюма во время возникновения аварийных ситуаций. Слава богу, у нас всё прошло в этом году без происшествий», – продолжает Никита Люшняк.
Грузовой теплоход доставлял боеприпасы советским войскам во время Керченско-Феодосийской десантной операции. Она завершилась 2 января 1942 года, а через два дня «Жана Жореса» атаковала немецкая авиация, команда с трудом отремонтировала корабль. Однако после подрыва на мине стало ясно, что бороться за него уже нет смысла. Теплоход затопили прямо в Феодосийской бухте.
Этой осенью взрывали боеприпасы из трюмов теплохода – на специальном полигоне, их туда целая колонна отвозила, со скорой помощью и МЧС.
«Всего за время проведения работ на теплоходе «Жан Жорес» уничтожение производилось шесть раз. Каждый раз с помощью крана манипулятора, сетки взрывоопасные предметы поднимались на берег, вывозили на специально оборудованный полигон», – поясняет Алексей Гижко, начальник отделения пиротехнических работ Специального морского отряда ГУ МЧС России по Республике Крым.
На борту затонувшего теплохода ещё много работы, говорят подводники, они вернутся сюда в следующем году. А ЗиС-33 сейчас отмывают от ила, потом очистят от ржавчины. По оценке экспертов, машину вполне можно отреставрировать, и военный грузовик может пополнить коллекцию Феодосийского музея древностей. А может, и станет началом новой экспозиции – из трюмов «Жана Жореса».
Спасатели два часа тянули со дна ледяной реки машину, а там — сюрприз. В его глазах читалось: «Вы кто такие?»
Экстренные службы из Англии приехали на вызов, чтобы достать затонувшую машину из реки, но спасателей ждала порция удивления. Внутри авто был сюрприз, увидев который, специалисты поверили в новогоднее чудо, а вместе с ними и сами хозяева автомобиля.
В конце декабря супруги Мэтт и Алекс Эммерсон заметили из окна своего дома, как по реке плывёт машина, пишет BBC. Из-за большого расстояния они не могли увидеть, есть ли в автомобиле пассажиры, но когда авто начало стремительно идти ко дну, поняли: надо срочно звонить спасателям.
Сказано — сделано. Через пару минут муж и жена услышали рядом с домой вой сирен.
Мэтт и Алекс Эммерсон
Приехав на место, специалисты зацепили машину тросами и начали вытаскивать её на берег. Когда автомобиль оказался на суше, спасатели (сюрприз) увидели в салоне мужчину и женщину. К счастью, пассажиры были в сознании, что сильно удивило спасателей.
Спасатели на месте происшествия
Пострадавших доставили в клинику, где они рассказали врачам, что не справились с управлением и два часа провели в затопленной машине. Уровень воды в салоне, когда прибыли экстренные службы, доходил пассажирам до подбородка. Задержись помощь на пару минут — последствия могли бы быть самыми печальными.
Тонущий автомобиль
Тим Эдвардс, сотрудник пожарно-спасательной службы, ещё раз напомнил автовладельцам, как важно соблюдать правила дорожного движения и не терять концентрацию на дорогах. Больше всего за спасённые жизни рада Алекс. Женщина уверена: они все стали свидетелями настоящего новогоднего чуда.
Эта бедная пара пробыла в ледяной воде долгое время. Мы вообще думали, что там [в машине] никого не будет.
Свидетелями чуда стали и отец с сыном, которые увидели лежащую на земле собаку. Только зря они бросились к ней на помощь, ведь стоило мужчине снять питомца на видео, как тот продемонстрировал магию.
Собаки, как показывает практика, хорошие актёры. Пёс начинал сильно хромать, когда видел людей, но не просил их о помощи. Просто ради вкусняшки этот пушистый готов на многое, даже на обман.
В США дайверы подняли коллекцию раритетных авто со дна реки
Со дна реки дайверы подняли коллекцию раритетных авто. Аквалангисты решили проверить легенду об утонувшем пикапе. Вместо одной машины на дне обнаружили шесть. Среди необычных находок — Mazda RX-7 и Ford Mustang Mach 1 1973 года. Предположительно, автомобили пролежали на дне около 40 лет.
Неизвестно, откуда взялось это автомобильное кладбище. Возможно, найденные модели утопили угонщики или страховые мошенники.
Авторское право на систему визуализации содержимого портала iz.ru, а также на исходные данные, включая тексты, фотографии, аудио- и видеоматериалы, графические изображения, иные произведения и товарные знаки принадлежит ООО «МИЦ «Известия». Указанная информация охраняется в соответствии с законодательством РФ и международными соглашениями.
Частичное цитирование возможно только при условии гиперссылки на iz.ru.
АО «АБ «РОССИЯ» — партнер рубрики «Экономика»
Сайт функционирует поддержке Федерального агентства коммуникациям.
Ответственность за содержание любых рекламных материалов, размещенных на портале, несет рекламодатель.
Новости, аналитика, прогнозы и другие материалы, представленные на данном сайте, не являются офертой или рекомендацией к покупке или продаже каких-либо активов.
Все права защищены © ООО «МИЦ «Известия», 2022
В Норвегии подняли со дна озера VW Samba модель 1957 года, который провел под водой 40 лет (10 фото)
Итак, эта история началась еще в 1973 году. Один небольшой туристический отель в Норвегии использовал автобусик Фольксваген модель 1957 года с панорамным остеклением по кругу, состоящим из 23 окон для трансфера гостей.
Однажды коробка передач вышла из строя, и владелец должен был решить, что делать с этим старым изношенным VW. Вместо того, чтобы починить коробку, он решил просто столкнуть автобус в ближайший пруд! По-видимому, это было обычной практикой в те времена с автомобилями или мусором. Да и вопрос с экологией 50 лет назад не стоял так остро, даже удивительно, как с таким подходом Норвегия осталась самой незагрязненной страной.
Перенесемся в 2003 год, когда Мортен Лант получил информацию о том, что достаточно редкий автобус был просто затоплен во фьорде 30 лет назад. Причем ирония происходящего заключалась в том, что рассказали ему об этом те же самые люди, которые и затопили автомобиль.
Они были так добры, что даже показали приблизительное место погружения и кто был первоначальным владельцем автобуса. К счастью, хозяин оказался еще жив, так что Мортен нанес ему визит.
Когда он объяснил, что хотел бы спасти машину, владелец передал ему все права собственности на автомобиль бесплатно, если он сможет спасти ее, то все будет законно.
Вскоре на поиски были отправлены водолазы!
Когда его обнаружили, он был на удивление целым, но также и был полон всякого хлама. Во время затопления, в машину положили бутылки с водой, чтобы удержать машину от всплытия на поверхность.
Автобус погрузился на глубину примерно 15 метров и во время погружения сильно ударился передней частью кузова о дно, что привело к некоторым повреждениям в передней части.
Он также получил повреждения задней части от нескольких металлических печей, которые были сброшены во фьорд после него.
Вы не поверите, но в те времена, это казалось идеальным местом, чтобы избавиться от всего ненужного барахло!
Как только автобус был найден, нужно было составить план, как его вытащить.
И только в 2009 году все было готово к работе.
Команда водолазов должна была попасть в автобус и убрать весь мусор изнутри, чтобы кран смог поднять его, не повредив кузов. После того, как подготовительные работы были завершены, стропы были проведены через переднюю и заднюю подвески, а затем прикреплены к крану.
Кран начал медленно поднимать ценный груз и вскоре на поверхности пруда появились панорамное остекление, а затем и весь кузов целиком.
Я могу только представить, что это было за зрелище!
Как только автобус вышел из воды и вернулся на сушу, началось самое тяжелое.
Если вы живете рядом с морем, то знаете, что вода и высокая влажность делают со сталью. Хотя кузов и был удивительно прочным, но явно не был готов к постоянному нахождению под водой. И после того, как машину достали, надо было максимально быстро очистить весь металл, так как после подъема автомобиль стал еще более уязвим и стал бы ржаветь максимально быстро.
Перед ними стояла еще одна задача — избавиться от всего хлама, который все еще оставался внутри.