Повышенный налог на дорогие автомобили список минпромторга
Несправедливый закон. Какие массовые авто обложат повышенным налогом?
В марте 2021 года Минпромторг представит обновлённый перечень «роскошных авто». Это машины, владельцы которых платят повышенный налоговый коэффициент. Справедлив ли такой закон, когда курс валют постоянно меняется, и за 3 млн рублей уже не купить премиальную иномарку? Ведь такими темпами в следующем году повышенный налог заплатят владельцы вполне массовых моделей.
Больше не роскошь
Налог с коэффициентом 1,1 платят владельцы автомобилей дороже 3 млн рублей и младше 3 лет. За авто от 5 млн рублей и не старше 5 лет платят двойную ставку. А хозяева авто, стоимостью выше 10 млн и не старше 10 лет, – тройную. Это и есть так называемый «налог на роскошь».
3 млн рублей за авто в 2020 году — не то же самое, что в 2014. Фото: автогурман.com.
Этот закон нельзя называть справедливым. Дело в том, что повышенный коэффициент устанавливается по сути «задним числом». Например, в 2020 году человек купил авто за 2,8 млн рублей. К 2021 году из-за колебания курса валют такой же автомобиль в салоне будет стоить уже дороже 3 млн рублей. Но владелец-то покупал машину дешевле. А платить должен по увеличенной ставке.
Другой спорный момент – салонная машина теряет в цене в первый год эксплуатации. То есть, владелец не продаст авто за те же 2,8 млн, если захочет. Тем более, за 3 млн рублей. И если увеличивается стоимость авто, логично, чтобы и ценовой порог в законе тоже проиндексировали. Но этого не происходит.
Рубль падает – цены растут
Налог на «роскошные» автомобили появился в 2014 году, за несколько месяцев до падения рубля. В то время за 3 млн рублей можно было купить премиальные автомобили, например, Porsche Macan, BMW X5, Range Roner Vogue. По старому курсу 3 млн рублей практически равнялись 100 тыс. долларов США. Сейчас курс упал настолько, что эквивалент этой суммы в «баксах» – меньше 50 тыс. долларов.
Как менялись курсы валют и цены на авто. Фото: autostat.ru.
Курс рубля падал, а цены на автомобили росли. За 6 лет, с 2014 по 2020 годы, стоимость новых авто увеличилась на 67%, выяснили аналитики «Автостат». Даже если рубль укреплялся в 2017−2018 годах, он всё равно отставал от роста цен. Доллар подорожал к рублю вдвое, евро и юань – на 80%. Не забываем про инфляцию, которая также увеличивает цены на внутреннем рынке.
В итоге мы пришли к ситуации, когда за 3 млн рублей уже нельзя купить люксовую или премиальную машину. В ценовой сегмент 3−5 млн рублей входят максимальные комплектации массовых автомобилей, крупные внедорожники и кроссоверы, седаны бизнес-класса.
Что будет с ценами дальше?
В «Автостате» считают, что стоимость автомобилей вырастет.
На данный момент курс рубля продолжает падать, и это продолжает сказываться на авторынке. Поэтому основной тренд остается прежним – дальнейший рост цен на автомобили, – сообщают в агентстве
По этой причине в феврале 2020 года в список Минпромторга попали дорогие комплектации массовых марок – Honda, Nissan, Mazda, Volkswagen, Toyota, Chrysler. Не исключено, что в новом году в список тоже попадут дорогие комплектации марок, которые не имеют отношения к роскоши. Так считает исполнительный директор «СберАвто» Роман Абрамов.
Например, VW Touareg и Audi Q5 уже были в списке, а Audi Q3 попадала в него только в определенной комплектации. Возможно, в обновленный перечень войдет Volkswagen Tiguan в каком-то виде, а вот Audi Q3 будет присутствовать там уже довольно уверенно, – объяснил эксперт Prime
Как быть с планами на покупку нового авто? Откладывать до лучших времён, пока курс рубля не стабилизируется? В текущей экономической и социальной ситуации сложно что-то загадывать. Поэтому можно купить новый автомобиль не дороже 2,7 млн рублей, чтобы не попасть под налог. А если повышенная ставка не пугает – покупать и ни в чём себе не отказывать.
Зачем массовые иномарки облагают налогом на роскошь
Минпромторг недавно актуализировал перечень автомобилей стоимостью от 3 млн рублей, которые облагаются так называемым «налогом на роскошь». По сравнению с прошлогодней версией этот список стал более чем на 100 пунктов длиннее и теперь включает 1298 наименований различных моделей и модификаций. Как поясняют в ведомстве, средняя стоимость машины рассчитывается на основе розничных цен на базовые версии определенной модели каждой марки с учетом года выпуска, при этом фактическая цена, указанная в договорах купли-продажи, не учитывается. Дело в том, что средняя стоимость автомобиля вычисляется по налоговому периоду, за который владелец обязан заплатить, а не по тому, во сколько обходилась машина в год покупки.
Как отмечает заместитель директора департамента по работе с корпоративными клиентами ГК «АвтоСпецЦентр» Константин Авакян, конкретные перечисленные модели сами по себе продаются в незначительном количестве на российском рынке. Кроме того, в структуре продаж внутри своих брендов (кроме Jeep) они не являются объемообразующими, а, скорее, несут имиджевые функции, повышая статус производителя в глазах потенциальных потребителей. В этой связи спрос на них будет снижаться по причине того, что покупатель, скорее, выберет автомобиль из линейки премиальных немецких или японских брендов, так как налог в любом случае придется платить. Либо же из соображений экономии уйдет к конкурирующему массовому бренду, чьи автомобили не включены в перечень. В большей степени может пострадать Jeep, так как в обновленный список попал практически весь модельный ряд марки.
По словам директора по развитию компании «Рольф» Владимира Мирошникова, в целом повышенный налог на дорогие машины не является ключевым в структуре расходов на владение автомобилем. Он имеет в большей степени психологический характер. Правильнее говорить о перетекании спроса: те, для кого «налог на роскошь» является неприемлемым, вынуждены будут выбрать модели или комплектации, которые остались за пределами списка.
Между тем, учитывая предстоящий рост цен из-за обвала рубля, перечень «роскошных автомобилей», очевидно, будет расширятся и дальше, в том числе и за счет массовых иномарок. При этом участники рынка не исключают, что автопроизводители будут сдерживать рост цен на модели стоимостью около 3 млн рублей за счет частичного упрощения комплектаций, в также маркетинговых поддержек.
Как говорит Олег Шамба, с учетом того, что стоимость автомобилей каждый год в среднем увеличивается от 2 до 10% в зависимости от марки, за счет таких факторов как инфляция, рост акцизных и налоговых сборов, волатильности национальной валюты, ежегодного обновления модельного года у производителей, то список автомобилей, облагающихся налогом на роскошь, будет увеличиваться. Это затронет те модели автомобилей, стоимость которых приближается к отметке в 3 млн рублей.
В свою очередь, Константин Авакян отмечает, что на данный момент нет четкого понимания дальнейшего развития ситуации относительно стоимости национальной валюты, в связи с чем большинство производителей пока выбрали выжидательную позицию в отношении возможной коррекции прайс-листов.
В то же время существует вероятность, что из списка «роскошных машин» могут исчезнуть электромобили. По крайней мере, с такой инициативой выступают депутаты Госдумы, по мнению которых повышенный транспортный налог на «зеленые» машины противоречит стратегии по популяризации электромобилей в нашей стране. Пока же они не пользуются спросом у россиян: по данным «Автостата», в начале 2020 года в России насчитывалось 6,3 тыс. электромобилей, что составляет всего лишь 0,01% от общего парка легковых машин в стране.