pride праздник в америке
Верхом на радуге. Как бренды поддерживают
В июне во многих странах отмечали «месяц гордости» сообщества ЛГБТК+ — это традиция, уходящая корнями в конец 60-х. К прайду каждый год подключается все больше людей, в том числе гетеросексуальных, а также крупные бренды, что порой вызывает неоднозначную реакцию. По просьбе The Blueprint журналист Дмитрий Барченков подводит итоги прайда-2020 и пытается разобраться, почему активисты и организаторы прайдов начали остерегаться брендов и насколько актуальна эта проблема в России.
За последние десятилетия в поддержку прайда включились не только прогрессивные медиа и гражданские активисты, но и бизнес — бренды от туристических до косметических выступают спонсорами маршей и фестивалей, а производители одежды от ASOS до Versace выпускают в июне особые, «радужные» капсульные коллекции. В итоге уже не первый год идут разговоры о коммерциализации движения за права ЛГБТК+, эксплуатации протеста крупным капиталом и смещении фокуса прайдов с бескомпромиссной борьбы за права на комфортное потребление.
Гордые, но бедные
История прайда началась со Стоунволлского восстания 1969 года. Тогда в конце июня после полицейской облавы в нью-йорскском гей-баре «Стоунволл-инн» по городу прокатилась волна протестов. С тех пор активисты решили ежегодно проводить массовые акции, с одной стороны, в память о Стоунволле, а с другой — для поддержки и утверждения американского ЛГБТК+-сообщества в целом. К концу 1970-х — началу 1980-х настроение прайда начало меняться, еще было за что бороться, но уже было и что отпраздновать: впервые открытый гей — Харви Милк — занял выборную должность (в городском совете Сан-Франциско), а у движения появился один из его главных символов — придуманный художником Гилбертом Бейкером радужный флаг. Впереди Америку ждал рейгановский консервативный разворот и эпидемия СПИДа, сыгравшая огромную роль в дополнительной стигматизации гомосексуальности. Тем не менее крупный бизнес уже тогда открыл для себя новую, неохваченную аудиторию — самой смелой или дальновидной оказалась пивная компания Miller Brewing Co., начавшая размещать рекламу пива Miller в ЛГБТ-газетах: вашингтонской Blade и ново-орлеанской Impact. А в 1996-м именно Miller Lite окажется первым крупным спонсором прайда — потеснив в этой роли видеопрокаты для взрослых и медикаменты для лечения ВИЧ. Обнаружив, что ассоциации с ЛГБТ-сообществом не боятся даже производители пива, в сторонники социального прогресса за следущие пару десятилетий запишутся банки, супермаркеты, автоконцерны и компании сотовой связи.
Эта поддержка оказалась критически важной в переходный момент конца 1990-х — начала 2000-х, когда масштаб мероприятий рос куда быстрее, чем финансовые возможности непосредственных организаторов. В 2003 году, отвечая на вопросы журнала Advocate, Донна Нардуччи из оргкомитета прайда в Атланте объясняла: «В 1995 году наш бюджет был 150 тысяч долларов, а сегодня уже больше полумиллиона. Частными пожертвованиями, какими бы щедрыми они ни были, эту разницу не покрыть». Уже тогда, по ее словам, большая часть бюджета обеспечивалась корпоративными спонсорами, включая Coca-Cola, авиакомпанию Delta Airlines и сеть отелей Sheraton.
И десятилетие с небольшим спустя Крис Фредерик, один из организаторов прайда в Нью-Йорке, будет описывать ситуацию схожим образом: «Спонсоры помогают нам угнаться за ростом аудитории. Все хотят, чтобы выступала Мадонна, все хотят крутой продакшен, все хотят незабываемый опыт — без бюджета ничего не сделаешь».
Ralph Lauren по случаю прайда не забывают напомнить, что с 1990 года поддерживали мероприятие AIDS Walk, посвященное борьбе со СПИДом, и с конца нулевых сотрудничают с Институтом Хенрика Мартина, который помогает ЛГБТК+-людям получать образование. Но в целом складывается ощущение, что большинство производителей одежды пришли на этот праздник жизни уже к шапочному разбору, а в итоге оказались на самом видном месте. Капсульные коллекции в поддержку прайда, будь то BeTrue, которую Nike выпускают с 2012 года, или выходящая с 2018 года прайд-коллекция H&M, пользуются неизменно пристальным вниманием прессы.
Поддержка и эксплуатация
Сегодня, когда ситуация в США, с одной стороны, кардинально изменилась — однополые браки уже легализованы на всей территории страны, а с другой — остается напряженной (всего год назад вступил в силу «трамповский» запрет принимать трансперсон на военную службу), перед многими активистами ЛГБТК+ встает вопрос — не слишком ли рано политизированные протесты превратились в корпоративный фестиваль потребления.
Кроме того, некоторые активисты опасаются, что бренды, анонсирующие свою поддержку ЛГБТК+, не всегда в полной мере следуют идеям движения. По словам Руслана Саволайнена, сотрудника ЛГБТ-инициативной группы «Выход» и координатора Международного фестиваля «Квирфест», велика вероятность, что «внутри компании эти ценности ничем не подкрепляются, рабочие места не безопасны и дискриминация остается нормой. А компания [на «радужной» линейке] публично заработала как социальный капитал, так и финансовый». К счастью, сегодня, в условную эпоху гласности, вездесущих медиа и соцсетей такие двойные стандарты распознать нетрудно. Так, за последние годы под огонь критики уже попадали H&M и Primark, производившие вещи из своих прайд-капсул в странах, где криминализованы гомосексуальные отношения (Индия с Бангладеш и Малайзия). Также случается, что бренд без всякой конкретики добавляет поддержку прайда в пул своих соцпроектов. Например, компания H&M в этом году отказалась от капсульной коллекции, заявив, что весь год поддерживает ЛГБТК+-сообщество. Но если присмотреться внимательно, речь шла о финансовой помощи детскому фонду UEFA, организациям, борющимся с расовой дискриминацией, и фонду по борьбе с коронавирусом. Об ЛГБТК+-организациях в этом году ни слова.
Self Evident Truths
Протест без протеста
Еще один распространенный аргумент против поддержки со стороны брендов, который не раз обсуждали в социальных сетях и СМИ в прошлом году, — это, собственно, коммодитизация (то есть превращение вещей с символикой в нечто рядовое, обыденное) и «размывание» прайда. Специальными прайд-коллекциями интересуются далеко за пределами ЛГБТК+-сообщества. Так, единица из «радужной» линейки становится очередной вещью на полке гардероба современного массового потребителя, а значит, теряется первоначальная идея прайда как во многом политической борьбы за равноправие.
Пока что кажется, что коммодитизация ЛГБТК+-символики неизбежна, но в ней видят и свои плюсы. Как утверждает американская исследовательница и психолог Жан Мари Твенж в своей книге iGen о поколении Z в США, оно считает ЛГБТК+-сообщество нормативным, гендерфлюидность естественной, а само существование неравноправия на почве расы, гендера или ориентации шокирует представителей этого поколения. Не случайно сегодня меняется и язык (в том числе и в России, где все реже можно услышать словосочетание «нетрадиционная ориентация»), а создатели таких крупных молодежных проектов, как сериал «Эйфория», вводят в число главных героев трансгендерную персону. Таким образом, по крайней мере, среди зумеров стоит говорить не о политической борьбе за равноправие, а, скорее, уже о поддержке стабилизации ЛГБТК+-сообщества. А значит, и покупка «радужных» коллекций молодыми гетеросексуальными людьми может восприниматься не как «размывание» прайда, а как его пусть и локальная, но победа.
Российские реалии
Это не мешает россиянам, поддерживающим квир-сообщество, выражать свою сопричастность идеалам движения покупкой тематических товаров. «В целом не ЛГБТК+-люди готовы носить одежду с радужной символикой с целью поддержать своих ЛГБТК+-друзей. И многие из не ЛГБТК+-людей готовы не просто носить одежду с символикой, но и поддерживать сообщество другими способами, например, волонтерством в организациях», — говорит Руслан Саволайнен.
Проблема в том, что многие «радужные» коллекции в страну если и ввозятся, то крайне узким тиражом, притом что запрос потребителя есть. «В России примеров, когда бренды выпускают капсульные коллекции в месяц прайда, крайне мало. В прошлом году компания H&M в Петербурге на продажу выставила часть коллекции, а именно радужные носки и купальники. Широкого анонсирования не было, но среди людей эта информация разошлась быстро и на вещи была объявлена охота. Многие мои друзья, в том числе и не ЛГБТИК+, очень хотели получить вещь из коллекции», — продолжает Саволайнен. Соответственно, в российских условиях вопрос о коммерциализации даже не возникает. Каждый привоз прайд-коллекции становится значительным вкладом в развитие местного ЛГБТК+-сообщества.
Поддерживает это мнение и соосновательница российского квир-издания «Открытые» и ведущая телеграм-канала «Помыла руки» Саша Казанцева. Она добавляет: «Когда мы узнаем, что в этом году до нас наконец-то доехала прайд-капсула Levi’s (пусть даже доступная только в «Цветном»), — мы воспринимаем это как маркер социальных перемен. Маркетологи крупной компании посчитали, что продавать ЛГБТК-символику уже «допустимее» и «безопаснее», чем было пару лет назад, — вероятно, на основании маркетинговых исследований. Значит, что-то правда меняется к лучшему».
По словам Казанцевой, отличным примером стала запущенная журналисткой Таней Решетник петиция за привоз в Россию радужных сумок IKEA (каждый июнь продающихся в других странах, но пока так и не появившихся у нас). «Это показательный пример того, как в российских условиях доступность обычного массового товара становится вопросом социально-политическим. Посмотрим, как это отношение будет меняться со временем, по мере роста толерантности, появления большего количества прайд-релизов и привыкания российских ЛГБТ-людей к ним», — говорит соосновательница «Открытых».
Еще одна очевидная проблема «радужных» линеек в России — это отсутствие направленной поддержки местных ЛГБТК+-организаций. Представленная в России прайд-коллекция Levi’s помогает лишь мировым фондам, отдавая российские проблемы на откуп местным лидерам мнений и активистам. В итоге в этом году из-за пандемии российские потребители не были интегрированы даже в тот самый совместный с Self Evident Truths фотопроект. «Мы в курсе существующих ограничений и, конечно же, мы вынуждены вносить поправки в нашу маркетинговую кампанию с учетом существующего законодательства и настроений некоторых консервативно настроенных слоев», — объясняет Белицкая.
При желании положительную динамику рассмотреть все-таки можно, особенно у все того же поколения Z. Благодаря интернету у подростков на протяжении последних лет было больше возможностей интеграции в мировой контекст. Помогают дестигматизации темы и лидеры мнений поколения. Например, двадцатидвухлетняя гетеросексуальная певица Монеточка, поддержавшая в этом году «месяц открытости».
К тому же, по словам Руслана Саволайнена, некоторые крупные бренды (увы, не связанные с индустрией моды), все чаще обращают внимание на ЛГБТК+-людей и испытываемые ими трудности, «поддерживают их на рабочих местах, пытаются не допускать дискриминации». А компании Aviasales, Lush Russia, M.A.C Cosmetics в прошлом году и вовсе стали партнерами просветительского фестиваля о правах, идентичности, гендере и сексуальности «КвирФест».
А вот локальные российские марки все-таки рискуют заступать на эту территорию. Так, в прошлом году «радужный» свитер выпустил российский бренд «Волчок» — его с радостью примерили и показали в соцсетях инфлюэнсеры от Кати Федоровой до Томми Кэша. Основатель «Волчка» Василий Волчок-Русакович говорит, что так бренд выразил свою поддержку и солидарность с ЛГБТ-сообществом в борьбе за равные права и принятие обществом. По его словам свитер приглянулся «взрослой и вдумчивой аудитории», и спрос на него есть по-прежнему. В этом году «Волчок» перевыпустили свитер (на этот раз из хлопка, а не акрила), и скорее всего сделают третий ресток к осени. Правда, никаких отчислений от продаж российские НКО не получили. «Так как выпуск джемпера был отчасти импульсным решением и нашим личным экспериментом, мы так глубоко и наперед не думали касательно партнерства с ЛГБТ-организациями, — признается Василий. — Но в планах связаться с компетентными организациями и часть от прибыли нового тиража перечислять на поддержку ЛГБТ-сообщества».
А в 2020-м российский бренд FCeight выпустил специальную линию одежды с символикой квир-издания «Открытые», пообещав перечислить все полученные от продаж средства на развитие этого проекта. Основательнице компании и бывшему директору бренда Katya Dobryakova Арине Разинской оказалась близка идея издания. «Вместе мы утверждали только дизайн, цену и отдельные PR-вопросы, а команда FCeight полностью взяла на себя разработку, производство и дистрибуцию. То есть со стороны бренда это благотворительный проект, запущенный из желания поддержать «Открытых» и ЛГБТК-культуру в России. И мы очень благодарны за такую помощь», — признается Саша Казанцева.
Бесконечная гордость
Нынешний «месяц гордости», совпавший с протестными выступлениями под лозунгом Black Lives Matter, несколько приостановил уже давние споры о проблемах коммерциализации прайда — активисты в основном занимались поддержкой вышедших на американские улицы людей. Об этом говорит, например, количество публикаций на тему в их инстаграм-профилях, а часто протесты включали в себя и поддержку трансгендерных людей.
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Никогда такого не было а тут опять снова. Власти города Модесто раскритиковали активистов за гомофобию и расизм, но причину для отказа выдумали техническую: дескать, проведение такого парада в парке города просто неуместно. Да и страхования гражданской ответственности у группы не было.
В Бостоне то же шествие заявлено на 31 августа, там вроде бы всё должно быть окей. Пока.
Парадами ЛГБТ-сообщества ни в Европе, ни в Америке никого не удивишь. В странах процветает культ терпимости и тщательно оберегается право быть не таким как все. Вот только натуралы в этой среде постепенно становятся изгоями и лишаются тех же преференций, что и лица нетрадиционной ориентации. Так, власти города Модесто в Калифорнии запретили проведение парада в честь гетеросексуальности, христианства, а также вклада белой расы в развитие Западной цивилизации.
Мероприятие под названием «Straight Pride» планировалось провести в городском парке 24 августа, о чем организаторы этого действа сообщили в своей группе в Фейсбук. Они попросили поделиться этой информацией «с семьей, друзьями и церковью». Еще раньше с подобной инициативой выступили активисты Бостона, которые планировали провести антигей-марш 31 августа. Его организатор Марк Сэхади назвал это мероприятие «настоящим парадом патриотов, которые гордятся своей гетеросексуальностью».
Однако эти инициативы оказались слишком смелыми для нынешней Америки. Кристи А Ю, член городского совета Модесто, заявила каналу CBS Sacramento, что если это зависело от нее, разрешение на подобное мероприятие активисты никогда бы не получили. «Я не думаю, что разумно разрешать событие, на странице которого говорится о белом превосходстве и западной цивилизации. Это не выглядит мирным посланием», — сказала чиновница.
И вот теперь стало известно о том, что власти Модесто отклонили заявку на парад гетеросексуалов. Представитель города Томас Ривз сообщил, что в запросе на разрешение было отказано по соображениям безопасности, потому что инициативная группа не имет страховки ответственности, обязательной для проведения массовых мероприятий, а отдел парков города решил, что предстоящее событие нельзя проводить в зеленой зоне. Впрочем, если группа успеет оформить страховку к будущему вторнику (что вряд ли, учитывая предстоящий уикэнд), то ей разрешат проведение митинга, а не парада на площади города. Собственно, это все, что нужно знать о толерантности и свободе прав в США.
Не думаете, что это чем то похоже на наши недавние протесты? Хотя бы вспомнить формулировки, по которым отказывали проводить митинги.
А теперь интересное. Командовать парадом собирается Майло Яннопулос сиятельный — скандальный журналист, правый активист, виртуозный тролль и, как он себя сам называет, «гейсерватор», то есть консервативный гей.Зная Майло, нетрудно предположить, что вся движуха задумывалась именно ради этого идеального постмодернистского кульбита: ГЕЙ ХОЧЕТ ПРОВЕСТИ ГЕТЕРОСЕКСУАЛЬНЫЙ ПАРАД, И ЕГО ЗАПРЕЩАЮТ. Собственно, реальность, созданная леволиберальными элитами, прекрасно укладывается в эту формулу.
А вот новость из 2015 года:
Парад натуралов в США провалился
Житель американского Сиэтла Энтони Рибелло задумал провести в городе парад гетеросексуалов. Начало шествия он назначил на 11:00 24 июля, местом встречи выбрал Капитолийский холм.
Чтобы собрать народ, Энтони создал в Facebook сообщество и отправил через него примерно 2400 приглашений. Однако лишь 168 человек ответили, что намерены посетить мероприятие. И еще 48 отозвались, что, возможно, придут.
Описывая цели и задачи своей акции, Рибелло намеренно использовал обороты речи, которые характерны для организаторов гей-парадов: «Мы все имеем право гордиться образом жизни, который выбрали для себя. Во имя равенства и равных прав я создал эту акцию, чтобы провозгласить наше право на гетеросексуальность и убедить молодых гетеросексуалов, что они должны гордиться своей гетеросексуальностью».
Однако все усилия пропали даром: единственным участником парада был сам организатор. Он промаршировал по Сиэтлу со связкой черных и белых шаров и плакатом «Гетеропарад».
В том, что акция провалилась, американец обвинил геев, о чем написал в Facebook: «Многие натуралы не желают, чтобы их фотографировали, поскольку боятся ЛГБТ-сообщества».
Он также пожаловался на большое количество негативных комментариев, которые оставили в его сообществе приверженцы нетрадиционных отношений.
В ответ своим многочисленным оппонентам Рибелло написал: «Есть много отрицательных факторов влияния представителей ЛГБТ-сообщества. Во-первых, двойные стандарты в семье. Мы не хотим никого обидеть, устраивая эту акцию. Мы просто отдаем дань тому, во что мы верим. Мы никого не подвергаем дискриминации, мы просто отстаиваем наше право быть гетеросексуальными».
Все за сегодня
Политика
Экономика
Наука
Война и ВПК
Общество
ИноБлоги
Подкасты
Мультимедиа
Общество
Радужный Копенгаген: как мы случайно приняли участие в прайд-параде (УНIАН, Украина)
Копенгаген относится к избранным европейским столицам, куда лоукостеры прилетают в аэропорт, расположенный в самом городе. Купив дешевые билеты на авиаперелет, вам не придется преодолевать десятки километров из какого-то пригородного аэродрома, истратив на это деньги и время. И несмотря на то, что столица Дании считается довольно дорогим городом, туристы массово устремляются сюда отовсюду. Местная власть это прекрасно понимает и всячески способствует развитию туризма. В том числе она активно поддерживает прайд-парады, на один из которых случайно попал корреспондент УНИАН.
Столица Дании — город Копенгаген — с каждым годом привлекает все большее количество туристов, в том числе украинцев, которые несколько лет назад получили возможность недорого слетать в эту богатую скандинавскую страну лоукостерами. Бывший рыбацкий городок викингов, ныне привлекает туристов изысканной архитектурой, яркими домиками у воды и богатой культурной жизнью. И именно здесь можно встретить Русалочку из сказки датского писателя Ганса Христиана Андерсена или же посетить замок шекспировского Гамлета. Так же, если захочется более ярких впечатлений, посетить государство в государстве — Христианию, в котором живут хиппи и где легально продают наркотики. Мы же не будем сосредотачиваться на туристических прелестях Копенгагена, зато поделимся своим довольно неожиданным, но бесспорно интересным опытом.
Как минимизировать расходы в Копенгагене
В Копенгагене из аэропорта до центра города можно попасть минут за 10-15 на метро. Билеты на общественный транспорт продаются в специальных аппаратах, которые в расчет принимают и банковские карты. Один билет действителен на все виды транспорта. Однако есть ограничения по зонам, на которые поделен город. Чем больше зон нужно проехать, тем билет дороже. К примеру, один из самых дешевых вариантов билетов на 2 зоны со сроком действия 1 час стоит 24 датские кроны (чуть меньше 1 евро), впрочем, вариантов билетов там очень много.
Чтобы с этим не заморачиваться, лучше купить суточный билет, а самое оптимальное — билет на столько дней, сколько вы планируете находиться в городе. Чем больше дней — тем себестоимость билета будет меньше. К примеру, проездной на 24 часа стоит 80 датских крон (около 3 евро).
Контекст
Folha: ЛГБТ в истории США и Бразилии
El País: пора уйти от неравенства ЛГБТ-сообщества в Латинской Америке
American Thinker: ЛГБТ станет общепринятой нормой в Америке?
Eurasianet: как живется ЛГБТ в российской провинции
Владельцу карточки вход во все перечисленные места — бесплатный, как и проезд в общественном транспорте. Она также дает право на бесплатный проезд поездами далеко за пределы так называемого малого Копенгагена. То есть можно наведаться в замок в Кронборге, находящийся в 50-ти км от столицы, в котором Шекспир поселил Гамлета, или в живописный замок в Фредериксбурге, сады которого в свое время ничем не уступали Версалю и до сих пор привлекают тысячи туристов.
Карточка Копенгагена продается, в том числе, и в информационном центре городского аэропорта, в терминале №3. Стоимость Copenhagen Card зависит от срока действия: 24 часа — 54 евро для взрослых и 27 евро для детей; 48 часов — 77 евро для взрослых и 39 евро для детей; 72 часа — 93 евро для взрослых и 47 евро для детей; 120 часов — 121 евро для взрослых и 61 евро для детей.
«Радужный» сюрприз от Копенгагена
Так сложилось, что к перечню мест, которые мы решили посетить во время поездки в Копенгаген, неожиданно прибавилось еще одно. Карнавальное.
Статьи по теме
Быть лесбиянкой в Ливане
Гей-парад или социальный терроризм
В субботу, 17 августа, город буквально кишел как участниками парада, так и желающими его увидеть. Стартовать парад должен был вблизи зоопарка на окраине малого Копенгагена. Мы решили приехать заранее, чтобы успеть посмотреть на разрекламированных белых медведей, которых можно увидеть над собой со дна аквариума. Возле метро спросили местного мужчину, который как раз садился на байк, как быстрее всего дойти до зоопарка.
«Зоопарк? Разве не интереснее посмотреть на парад? А, ну конечно, там же не будет животных», — с иронией ответил он, при этом с присущей всем встреченным нами местным жителям доброжелательностью пояснил оптимальный путь до зоопарка. Однако до зоопарка мы так и не дошли, поскольку площадь, где должен был начинаться прайд-парад, уже наполнилась колоритными участниками.
Люди самого разного возраста пришли посмотреть на парад. Пожилые женщины с радужными рожками на голове ходили среди эпатажных мужчин в латексе, которых представляли сообщества садомазохистов, так, словно они вышли на обычную прогулку по парку — с улыбками, без тени удивления или возмущения.
Также бросалось в глаза, что немало местных взяли на парад детей. И во время движения колонны детвора охотно бросалась к автомобилям, откуда раздавали радужные флажки, или же к костюмированным «феям» непонятной ориентации, которые угощали малышей конфетами.
Мультимедиа
На гей-параде в Киеве задержаны дерьмометатели (SVT)
Вечером мы поинтересовались у Яна, у которого снимали апартаменты, как жители столицы относятся к «радужному» ажиотажу и вообще к тому, что происходило в городе. «О, это здорово! Это же бизнес, это очень хороший бизнес», — ответил Ян.
Все выглядит даже предсказуемо. Ведь заявка на проведение всемирного прайд-парада в 2021-м году, которую Копенгаген подал еще в 2015-м году, обошлась городу в 12 миллионов евро. Свою долю в этой сумме профинансировал и муниципалитет шведского города Мальмо, расположенного неподалеку от Копенгагена. Очевидно, муниципалитеты рассчитывают, что в 2021-м году туристов с лихвой хватит на двоих.
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ.