superman человек завтрашнего дня
Обзор делюкс-издания комикса «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»
Закрепляем пройденный материал.
Как вы возможно помните, за прошедший год мы с вами обсудили сразу два культовых рассказа про Супермена, выпущенных издательством «Азбука» – «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» и «Человеку, у которого есть всё». Оба этих комикса – легендарные работы легендарного Алана Мура про самого легендарного супергероя в истории, которые не столько сами заслуживают вашего внимания, сколько вы заслуживаете того, чтобы их прочитать. Однако предположим, что вы, по каким-то уважительным причинам, не послушали нашего совета, и всё-таки упустили возможность прихватить эти два важнейших сингла в момент их выхода, и теперь закономерно жалеете об этом. В таком случае спешим вас обрадовать – специально для всех коллекционеров и опоздавших, «Азбука» переиздали оба этих сюжета под одной обложкой. На этот раз – под твёрдой, и в солидном формате «делюкс». В честь данного события – предлагаем вам ещё раз поболтать на тему бессмертной классики супергеройского жанра, гениальности Алана Мура, непревзойдённого таланта его соавторов и феномене того героя, о котором в этих комиксах идёт рассказ. В конце концов – великие истории заслуживают того, чтобы о них поговорить лишний раз, верно?
И раз уж мы прямо с порога бесстыдно закидали вас громкими эпитетами, давайте сразу подумаем над очень важным вопросом – что именно делает рассказы Алана Мура про Супермена такими великими? Ведь причин считать эти комиксы таковыми – огромное множество.
Первая из них довольна очевидна – сам Алан Мур. Вряд ли стоит вдаваться в пространные объяснения того, почему британский писатель заслуженно считается одним из самых значимых авторов комиксов за всё время их существования. Вы и сами прекрасно знаете, что «Хранители», «V – значит Vендетта», «Из Ада» и «Убийственная шутка» – без преувеличения эпохальные произведения искусства, навсегда изменившие поп-культуру. То же самое может быть сказано и про «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?», и про «Человеку, у которого есть всё». Широко известно, что отношения Алана с издательством DC довольно быстро перестали быть дружескими и в итоге привели к идейному, вполне объяснимому отрицанию супергероики с его стороны. И эта досадная размолвка делает лишь ценнее работы родом из тех далёких времён, когда британец ещё не разочаровался в своей главной страсти и наглядно показывал всему миру, что костюмированных приключенцев не просто можно, а стоит писать так, будто они являются многогранными героями родом из «большой» литературы.
Учитывая, насколько, на самом деле, немного подобных работ Мур успел написать – истории про главного выдуманного супергероя приобретают особый вес посреди всего остального его творчества.
Затем идут коллеги сценариста, придававшие визуальный лоск и стиль его витиеватой прозе. Комиксам, вошедшим в сборник, с художниками повезло настолько, что лучше и быть не могло. Курт Свон, работавший над «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?», по сей день заслуженно считается самым важным иллюстратором в истории Супермена.
Проработав с героем целых три десятилетия, именно Свон был обязан принять участие в создании истории, которая поставила жирную точку в той эпохе существования персонажа, лицом которой он являлся. По злой случайности – эта же история во многом стала точкой в его карьере комиксиста. DC бесцеремонно уволили Курта, полностью передав бразды правления над сериями Человека из Стали ворвавшемуся в их редакцию сценаристу/художнику Джону Бёрну, и последние десять лет своей жизни Свон провёл перебиваясь редкими, разовыми халтурками, пока тихо не ушёл в своём сне в 1996-ом году.
С другой стороны – в «For the Man Who Has Everything» компанию Муру составил Дэйв Гиббонс. Тот самый, с которым автор создал «Хранителей». Будучи известны как один из сильнейших творческих дуэтов в истории комиксов, Алан и Дэйв работали вместе совсем не так часто, как какие-нибудь Гарт Эннис и Стив Диллон, или Грант Моррисон и Фрэнк Куайтли. А потому – их совместная работа над крупнейшими персонажами вселенной DC является самым настоящим сокровищем для любого, кого их монументальный графический роман когда-то до глубины души поразил.
Следом стоит ещё раз проговорить, насколько велика культурная значимость этой пары суперменовских историй. Как мы уже однажды подробно разбирали – «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» принято считать последним полётом классического Человека Завтрашнего Дня, а «For the Man Who Has Everything» заслуженно носит статус одной из самых цитируемых и запоминающихся его историй. Можно сказать, что именно эти два комикса, созданные на закате популярности персонажа, стали последними действительно культовыми рассказами про Супермена, и оказались ключевыми для формирования стойкого шаблона его образа. После их выхода было создано лишь две работы, имевших мало-мальски сопоставимый эффект на людей не входящих в достаточно узкий круг хардкорных фанатов комиксов – «Death and Return of Superman» и «All-Star Superman». Однако даже «Смерть и возвращение» отпечаталась в народной памяти скорее как событие, нежели как история, а «Все звёзды», при всей её широкой известности – мало кто на самом деле дочитывал до конца. А потому, несмотря на огромное количество великолепных суперменовских историй вышедших после – не будет ложью заявить, что в каком-то роде последнее слово на тему Последнего Сына Криптона в комиксах до сих пор остаётся за Аланом Муром и его коллегами.
Однако самое важное здесь то, каким именно это последнее слово было. Вопреки закрепившемуся после классических фильмов с Кристофером Ривом представлению – повесть про Супермена совершенно не обязана быть солнечной историей про доброжелательного и улыбчивого непогрешимого «большого брата». Более того – ей вредно таковой быть. Как наглядно показывают Мур и компания – интереснее всего Кларк Кент смотрится именно в патетичных антуражах философичного научно-фантастического рассказа, в духе Филипа Дика. В «Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» сценарист оттеняет это качество при помощи введения в мир «для всех возрастов» нарочито «взрослых» элементов, а в «Человеку, у которого есть всё» выводя на первый план коллапсирующий сон про погибшую цивилизацию. В первом Супермену приходится столкнуться с гибелью целого жанра супергеройских комиксов, который читатели и редакторы сочли устаревшим, а во втором – побывать в мире своих самых сладких грёз только для того, чтобы понять, насколько нежизнеспособна его фантазия. При этом – смысл обеих историй сводится к столкновению одного человека с чем-то, что не просто невозможно победить, но и с чем попросту не имеет смысла драться.
И это, возможно, главное достоинство хорошей истории о Человеке Завтрашнего Дня. Если комикс про какого-нибудь Бэтмена не требует от своего автора чего-то большего, чем очередной поединок за мусорными баками с очередным «злодеем дня» – комикс про Супермена силой вынуждает своего сценариста выйти за рамки зоны писательского комфорта и устремить свой взгляд к удивительным новым горизонтам, достижение которых станет испытанием даже для человека невероятных криптонских талантов. При этом – сами эти таланты дают художнику огромнейший простор для воплощения на страницах потрясающих воображение картин, на воссоздание которых за пределами бумажного листа ушли бы миллионы долларов.
Качественный комикс про Супермена – это абсолютно неповторимое сочетание сюжета, в котором автор испытывает на прочность не только персонажа, но и самого себя, рисунка, подобных которому не найти нигде, огромной вселенной с богатой историей и, разумеется, уникального героя в её центре, который, наперекор инстинкту самосохранения и здравому смыслу, всегда ищет выход из самого безвыходного положения. И классические истории от Алана Мура – замечательный пример как раз такого качественного комикса.
И новое делюкс-издание от «Азбуки» – отличный способ с ними ознакомиться. Сборник имеет не только стандартные для издательства суперобложку, твёрдый корешок, прекрасное оформление и толстую бумагу, но ещё и заметно превосходит предшествовавшие ему синглы по размеру страниц, что позволяет любоваться работой Свона и Гиббонса в ещё более широком «разрешении».
К условным минусам можно отнести скупость книжки на дополнительные материалы (среди них лишь предисловие Пола Купперберга в начале и ещё один лишний рисунок Дэйва Гиббонса в конце) и отсутствие «DC Comics Presents» #85, наименее известного комикса Мура про Кларка Кента, который присутствовал в её англоязычном варианте. В общем и целом, доплатить лишние двести рублей, чтобы вместо двух синглюшек заполучить один люксовый вариант – определённо стоит.
И это в общем-то всё, что вам стоит об этом сборнике знать. Если вам небезразличны Супермен, или Алан Мур, или Дэйв Гиббонс, или Курт Свон, или вселенная DC, или вообще комиксы в целом – приобретение «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» станет для вас не просто правильным решением, но возможно, что и маленьким праздником, когда вы впервые откроете для себя превосходно сохранившуюся и совсем не утратившую актуальности супергеройскую классику родом из 80-ых. Когда речь идёт об историях подобного калибра – вопроса «стоит ли их читать?» быть не может. Вопрос лишь в том, когда вы их прочтёте. А если принять во внимание качество нового делюкса, то появится ещё один вопрос – «зачем откладывать чтение в долгий ящик?».
Обзор комикса «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?»
Обсудим один из самых знаменательных моментов в истории супергероики.
Супермен – поистине легендарная фигура в истории искусства. Первый, самый важный и искренний супергерой. Одна из самых популярных и известных вымышленных личностей XX-го века. Один из самых значимых персонажей поп-культуры. Человек, который на своём примере доказал, что бегать в красных сапогах и трусах поверх трико может быть не просто клёво, но и солидно. Его мифология существует десятки лет, его история тянется тысячи выпусков, а его окружение насчитывает несметное количество колоритнейших героев и злодеев. Но что, если бы приключения Человека из Стали внезапно подошли к трагической развязке? Что, если бы эта развязка стала поистине финальной, так и не оказавшись перечёркнута очередным вульгарным ребутом/релаунчем/ребёрфом/ре-чем-то-ещё?
Верите или нет – но это уже случилось. Давным-давно, в 1986-ом году, когда один из важнейших писателей и важнейший художник комиксов про Супермена, по просьбе одного из самых значимых редакторов DC, объединили усилия, чтобы рассказать нам – что же всё-таки случилось с Человеком Завтрашнего Дня?
Естественно – комиксы про Супермена стабильно выходят по сей день. Однако фактически – в них нам приходится следить за приключениями уже совсем другого персонажа, который создавался параллельно, в том же самом 1986-ом году. Вовсю гремевший тогда глобальный кроссоверный ивент «Кризис на Бесконечных Землях» был затеян с целью «обновить» застоявшуюся супергеройскую вселенную, положив весь её фундамент заново, практически с нуля. А поскольку вселенная DC, по большому счёту, является продолжением вселенной Супермена – Человека из Стали это касалось в самую первую очередь. Одновременно – редактор Джулиус Шварц наконец покидал издательство, после 42-ух лет работы в его стенах, последние шестнадцать из которых прошли за редактурой супер-комиксов. Осознавая, что путешествию того самого героя, который был создан в 1938-ом году, вот-вот придёт самый настоящий конец – Шварц решил воспользоваться моментом и отпраздновать свой собственный уход, создав такую главу в саге о Человеке из Стали, которую можно было действительно счесть финализирующей.
Первым в его списке авторов для написания таковой значился тот, кому её писать и было положено – Джерри Сигел. Однако, в силу неких юридических ограничений, Сигел не смог принять предложение. На следующее утро, завтракая в компании Алана Мура, Шварц упомянул об этом обидном отказе. В ответ Мур поднялся на ноги и произнёс: «Если ты дашь писать эту историю кому-то, помимо меня – я тебя убью». Джулиус своей жизнью дорожил.
А вот выбор визуализатора был куда менее сложной задачей. Курт Свон рисовал онгоинги Супермена ещё с 1948-го года, на пике популярности персонажа и на протяжении самого плодовитого периода для его вселенной. До сих пор Свон по праву считается главным художником комиксов про Человека из Стали. И так получилось, что коллаборация с Муром и Шварцем стала последней крупной работой про Супермена в том числе и для него.
Иными словами – в тот знаменательный для супергеройских комиксов год на свет появилась самая натуральная последняя история про Человека Завтрашнего Дня, во всех смыслах, что действительно что-то значат. Британский гений на пике своей популярности, художник-ветеран и влиятельнейший редактор собрались вместе, чтобы поставить жирную точку в полувековых приключениях их любимого героя. «Это ВЫДУМАННАЯ ИСТОРИЯ…», – гласит вступительный титр, – «Но разве не все истории такие?».
В итоге на свет появился «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?». Короткий и предельно содержательный рассказ, в котором на главного героя одной гигантской лавиной обрушивается вся его многолетняя мифология, все его грозные соперники, все не подвязанные сюжетные хвосты, весь тот колоссальный моральный груз и ответственность, что он добровольно взвалил на плечи. В одночасье, приключениям оригинального Супермена приходит суровый конец. Многочисленные суперзлодеи приводят в действие свои коварные, жестокие планы, а союзники Человека из Стали объединяются вокруг него, чтобы дать последний бой, победы в котором большинству из них не суждено увидеть.
Для своего времени, «Whatever Happened to the Man of Tomorrow?» действительно стал весьма горьким, но крайне запоминающимся откровением, которое не просто как следует встряхнуло восприятие персонажа его фан-базой, но и очень достойно отправило на покой чуть ли не главный архетип американской культуры. Однако нас, сегодня и сейчас, куда больше волнует совсем другой вопрос – впечатлит ли прощальное послание Супермена из другой эпохи современного отечественного читателя? Положа руку на сердце – честным ответом будет «нет». Сама повесть, при всех её многочисленных достоинствах, всё-таки является очень ярким продуктом своей эры, который ставит точку в той эре, что была ещё до неё. Для того, чтобы как следует оценить значимость и грандиозность комикса, случайно купившему его человеку придётся сперва ознакомить себя с кучей посторонней информации, что с ним связана, чтобы как следует вникнуть в контекст. И даже после этого, как и с любым стареньким художественным произведением – всё равно придётся сделать весьма существенную скидку на время его создания. Впрочем, если вы таки читаете этот текст – едва ли вышесказанное станет для вас сколько-нибудь серьёзной проблемой. Для того, чтобы эту проблему устранить, эта рецензия и написана.
В наши комиксшопы «Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» попал в качестве толстенького сингла, выпущенного издательством «Азбука». В нём вы найдёте лишь качественно переведённые пятьдесят страниц основного содержания и небольшие примечания в конце. Главное в данном случае – доступность издания. Если вы цените хорошие комиксы или хотите углубиться во вселенную DC – отдать двести рублей за весьма насыщенную историю с такой исторической важность для вас, скорее всего, не составит проблемы.
Кому же мы рекомендуем разобраться, что таки случилось с Человеком Завтрашнего Дня?
«Супермен. Что случилось с Человеком Завтрашнего Дня?» – редкая возможность своими глазами увидеть, как выглядела и ощущалась старая, олдскульная супергероика, и застать последний бой её главного представителя, когда он будет отчаянно противиться наступлению мрачных около-современных реалий. Пускай и состарившаяся – это всё ещё весьма содержательная повесть, которая несёт в себе не только историческую, но и смысловую нагрузку. Если вы любите читать комиксы и готовы найти в себе силы проникнуться духом и настроением давно минувшей эпохи – вам категорически рекомендуется её приобрести. Весьма настоятельно рекомендуется, кстати. Российскому рынку новые комиксы про Супермена нужны как воздух.