Цареградская икона божией матери в чем помогает
Описание Цареградской иконы Божией Матери и о чем просят Богородицу, молитва
Образы Богородицы почитаются всеми православными христианами. О появлении каждого святого лика гласят всевозможные предания и истории. Одной из самых загадочных является Цареградская икона с изображением Божией Матери, так как изначально существовало два образа с таким наименованием. Каждый из них имеет немалое значение для верующих и обладает чудотворной силой, защищая любого, кто обращается за помощью.
История появления
Обе иконы связаны со столицей Византии – Константинополем, называемым ранее Царьградом, от имени которого они и получили свое название. История Цареградской иконы содержит много тайн и загадок, так и оставшихся неразгаданными. Сведения о ее появлении очень скудные. Доподлинно лишь известно, что один из образов был написан святым Лукой. Но о том, как он попал в Константинополь, сведения не сохранились. Предания гласят, что явилась икона 25 апреля 1071 года. Согласно летописям, после отпадения Рима от христианской веры икону перенесли в Константинополь.
XV век ознаменовался многочисленными нашествиями врагов на Русь. Особенно страдала Псковская область, на которую нападали шведы, латыши, эстонцы. Это совпало со временем раскола Византии на два лагеря. Поэтому Патриархом Константинопольским Геннадием Вторым было решено отправить чудотворную Цареградскую икону в Псков. Этот дар стал символом того, что Господь, отвернувшись от еретически настроенного народа, поворачивается лицом к приверженцам православной веры.
За святыней в Константинополь был отправлен преподобный Ефросиний. Встречали преподобного всей монастырской братией. На месте встречи служили молебен и пели акафист. Позже на этом месте забил источник, на котором был заложен монастырь, долгое время называемый Сретенским.
Воды источника считались целебными. А часовня существует и в настоящее время, но ветхое деревянное здание заменено новым и названо Часовней Пречистой.
После очередного набега шведов монастырь был захвачен и разграблен. Богатый серебряный оклад иконы, украшенный драгоценными камнями, не остался без внимания врагов, и чудотворную икону унесли вместе с другими ценными вещами.
Но возвращающиеся домой шведские корабли затонули в Чудском озере. Разлившаяся в полноводье река Толба не дала шведам выйти в устье, и корабли, вместе с чудотворной иконой, ушли на дно, где она покоится до сих пор.
Каким образом позже в монастыре появилась копия святого образа, не известно. Во время революции 1917 года монастырь разграбили, а монахов разогнали. Но протоиерею Николаю Гурьянову, проживающему на острове Залита, удалось сохранить ценную икону. После восстановления обители старец передал святой образ игумении Елисавете, возглавившей монастырь, ставший женским.
О второй иконе Цареградской Божией Матери известно еще меньше. Согласно справочнику Богородичных икон, святой образ был оставлен в храме Старая Русса вблизи Новгорода двумя странствующими монахами. Так как монахи были из Константинополя, икону стали именовать Цареградской.
Странники, прибыв в Старую Руссу, отслужили в местном соборе Божественную литургию. Во время богослужения на монахов сошла такая благодать, что они решили подарить храму небольшой образ, помещавшийся на ладони. Что дальше стало с этой иконой – не известно.
Описание и значение
Существует около 15 списков Цареградского образа. Объединяет их всех изображение Богородицы с младенцем Иисусом на руках. Древние иконописцы для нанесения лика Богоматери использовали кедровые доски, приложенные друг к другу и плотно склеенные.
Богоматерь изображена по пояс. На одной руке у нее сидит Богомладенец, другая располагается на Его груди. Во взоре Богородицы читается сострадание и жалость к грешникам, взгляд же Младенца суров для согрешивших, но милостив для праведников.
Голову и плечо Пресвятой покрывает хитон, за который правой рукой держится Христос. В левой руке Иисуса голубь, символизирующий Святой Дух. Голова Младенца склонена к Богоматери. Правая нога опущена вниз, указывая на то, что Господь всегда готов встать на помощь покаявшимся. Левую ногу Иисус согнул и приподнял, дабы оттолкнуть нераскаявшегося грешника.
Из-за того, что списки делались с разных оригиналов, некоторые детали на образах разнятся:
Но независимо от того, с какого из оригиналов сделаны списки, трепетные чувства охватывают при взгляде на любой из святых образов.
Цареградская икона прославилась множеством чудес. Молитвенные обращения к святому образу помогли исцелиться многим людям от душевных и физических болезней. Чудотворный образ помогал всем страждущим, независимо от вероисповедания. Известны случаи исцеления латышей, эстонцев, просящих помощи и защиты у Цареградской Богоматери.
Самые известные чудотворные случаи:
В старинных записях Елизаровской обители хранятся сведения о более чем 2 десятках чудес от святого образа. Многим людям было дано утешение и благовременная помощь. Значение Цареградской иконы для России сложно переоценить. Святые отцы утверждали, что благодаря священному лику Божьей Матери Русь смогла выстоять в трудные времена.
Немалое значение имеет образ Цареградской Богородицы и для духовного становления православных верующих. Ведь она является символом победы Христа над безбожием, помогая распространить христианскую веру по всей России.
Где можно найти образ
Из-за того, что изначально существовали 2 оригинальные иконы Цареградской Божией Матери, определить точно, списки с какого образа находятся в храмах, невозможно. Один из древних списков долгое время хранился в Спасо-Елизаровском монастыре, находящемся недалеко от Пскова. Помолиться перед святым образом можно в московской церкви Успения Пресвятой Богородицы, находящейся на Малой Дмитровке. Еще один список находится в селе Нижерово Ярославской области.
О чем просят перед иконой
Почитание Цареградской иконы выпадает на два дня в году: 8 мая и 30 сентября по новому стилю (25 апреля, 17 сентября по юлианскому календарю). Образ Цареградской Богородицы относится к иконам типа Одигитрия (Путеводительница). Поэтому святой образ, который можно приобрести в любой церковной лавке, принято брать в длительную поездку.
Молитвенные слова, обращенные к Божией Матери, содержат просьбы:
Цареградская Богородица помогает избежать искушений, придает духовные силы в следовании Божьим заповедям.
Молиться Пресвятой Богородице нужно не только о нуждах, но и благодарить за оказанную помощь.
Обращаться к чудотворному образу можно своими словами либо читать специальную молитву. Искренняя молитва, исходящая от сердца, всегда будет услышана Богоматерью и Господом Богом.
Текст молитвы
К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.
Икона Богородицы Цареградская
Празднование
История
Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года.
Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности.
О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию.
На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.
Богослужения
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской», глас 1
Возсия́ нам, я́ко со́лнце светоза́рное от восто́ка в велеле́пии./ Твоя́, Влады́чице, ико́на,/ озаря́ющи чуде́с сия́нием пресла́вно всех, приходя́щих к ней с ве́рою и любо́вию/ и моля́щихся усе́рдно к Твоему́, е́же о Сы́не Твое́м и Бо́зе, вели́чию./ Сла́ва Бо́гу, Евфроси́ном сию́ да́вшему нам!/ Сла́ва Приве́дшему ю́ от Царьгра́да!// Сла́ва Даю́щему то́ю всем исцеле́ния.
Перевод: Воссияла нам, как солнце, блистающее с востока, в великолепии Твоя, Владычица, икона, озаряя удивительным сиянием чудес всех, приходящих к ней с верой и любовью и молящихся усердно к Твоему, в Сыне Твоем и Боге, величию. Слава Богу, давшему нам эту икону с помощью Евфросина! Слава Приведшему ее из Царьграда (Константинополя)! Слава Подающему через нее всем исцеления.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской», глас 8
Препросла́вленная Вы́шняго Ма́терь/ созыва́ет к песнопе́нию нас Своего́ о́браза прише́ствием от Царьгра́да/ и возбужда́ет зре́нием того́ на по́двиг,/ побежда́ти сопроти́вных си́лу,/ и к Ней, я́ко на́шея ра́дости вино́вней, пе́ти:// ра́дуйся, Неве́сто Неневе́стная.
Перевод: Препрославленная Матерь Всевышнего созывает нас к песнопению пришествием Своего образа из Царьграда и побуждает созерцанием его на борьбу, побеждать силу противящихся Богу, и Ей, как виновнице нашей радости, воспевать: «Радуйся Невеста, мужа не познавшая».
Молитва Пресвятой Богородице пред иконой Ея «Цареградской»
К Тебе́, Пресвяте́й Госпоже́ Богоро́дице, недосто́йнии раби́ Твои́ прибега́ем: Ты бо, Преблага́я, еди́на незло́бивая и велемо́щная к Сы́ну Твоему́, Христу́ Бо́гу на́шему, за ны, гре́шныя, Хода́таица и Непосты́дная Предста́тельница. Ве́си, я́ко зело́ преогорчи́хом бла́гость Его́ преступле́нием Боже́ственных Его́ за́поведей. Несть бо греха́, его́же мы, непотре́бнии, не сотвори́хом, всяк страх отве́ргши, того́ ра́ди и Ду́ха благода́ти и да́ра преесте́ственнаго сыноположе́ния отверго́хомся и вся́каго отвраще́ния и ка́зни досто́йни сотвори́хомся. Ве́си, Преблага́я Засту́пнице, я́ко и Твоя́ ми́лости и дарова́ния мы, безу́мнии, забве́нию преда́хом и Твоего́ милосе́рдия недосто́йни соде́яхомся. Коли́ко бо Тя, Госпоже́ Богороди́тельнице, на умоле́ние Сы́на Твоего́ и Бо́га на́шего подвиза́хом, обеща́вше Ти, Пречи́стая, от злых исправле́ние, толи́ко Твое́ ма́тернее к Нему́ за ны, гре́шныя, предста́тельство и заступле́ние нивочто́же вмени́хом, неблагода́рни и злонра́вни су́ще. Ны́не стыд нося́ще и ниже́ досто́йни воззре́ти на пречи́стый о́браз Твой, пред ни́мже предста́хом. Но, о све́те душ на́ших, све́тлое зерца́ло бла́гости Бо́жия! И мы ве́мы, коли́ко мо́жет Твое́ ма́тернее ко Христу́ Бо́гу на́шему дерзнове́ние, ве́мы, я́ко никто́же, прибега́яй к Тебе́, Благосе́рдая, с покая́нием и умиле́нием, посра́млен от Тебе́ бысть, или́ призыва́яй Тебе́, Пречи́стая, не услы́шан от Тебе́ изы́де: чтит бо Сын Твой Тя, Богоневе́сто, я́ко Ма́терь Свою́, ми́лостивно прие́мля моле́ния Твоя́. Сего́ ра́ди и ужаса́емся воззре́ти к Све́ту Твоея́ стра́шныя и Богоподо́бныя сла́вы, оскверне́ны иму́ще о́чи душе́вныя, оба́че коле́на душ и теле́с на́ших преклоня́юще, мо́лим Тя, Боголе́пная Мари́е, я́ко Ма́терь и Цари́цу на́шу: умилосе́рдися на ны, непотре́бныя рабы́ Твоя́, и, и́миже ве́си судьба́ми, взыщи́ ны, поги́бшия, просвети́ наш ум све́том Твоего́ Богове́дения, да, им озаре́ни су́ще, вся́кое зло́е помышле́ние и всяк безсту́дных дея́ний о́браз до конца́ отсече́м, всем же се́рдцем за́поведи Госпо́дни возлю́бим и в них непоро́чно ходи́ти начне́м. Ерети́ческая возста́ния прекрати́, разсе́янныя же собери́, заблу́ждшия возврати́ во еди́но ста́до Сы́на Твоего́, Христа́ Бо́га на́шего, ста́рость поддержи́, ю́ныя вразуми́, вдови́ц и сиро́т защити́, боля́щия исцели́, страну́ же на́шу ми́ром огради́ и во ве́ки незы́блему соблюди́, всем же нам преспе́яние в ве́ре и де́лех благи́х в долготу́ дней да́руй. Пре́жде отше́дшия отцы́ и бра́тию на́шу во све́тлостех ра́йских и селе́ниих пра́ведных упоко́й, с ни́ми и нас всех в покая́нии и испове́дании приими́ и сопричти́, да и мы, Преблага́я на́ша Засту́пнице, Богома́ти и Влады́чице, спасе́ни су́ще Твои́м хода́тайством, восхваля́я Тя, просла́вим со все́ми святы́ми пречестно́е и пресвято́е и́мя Отца́ и Сы́на и Свята́го Ду́ха, Еди́наго в Тро́ице сла́вимаго Бо́га, ны́не, и при́сно, и во ве́ки. Ами́нь.
Икона Пресвятой Богородицы «Цареградская»
Во все времена люди с особым почтением относились к чудотворным образам православных икон. Особо же преклонялись перед ликом Богоматери — заступницы всего человечества. Множество историй и преданий связано с ликом Богоматери. Так, когда идет речь об иконе Пресвятой Богородицы «Цареградская», возникает некоторая путаница, ведь икон с таким именованием было две. И история каждой из них по-своему интересна.
Списки Цареградской иконы Богородицы
Происхождение обеих икон Божьей матери Цареградской связано с таким важным для всех верующих христиан местом, как город Константинополь, или иначе называли его Царьград, в то время являющийся столицей Византии. Именно этот город открыл для России христианство.
Одна из икон Цареградской Богородицы написана еще в XI веке, автор ее евангелист Лука. К большому сожалению, об этом образе сохранилось довольно мало сведений, ввиду давности лет, неясно также, как было задумано Лукой осмелиться написать лик Пресвятой Богородицы.
Однако известен такой факт, что списки с данной иконы хранятся во многих храмах и монастырях России, среди которых наиболее известны Храм Успения Богородицы в Москве и Спасо-Елеазаровский монастырь.
Читайте о монастырях в России:
Об этом лике Цареградской иконы Божьей матери сохранилось немного исторических свидетельств. Появление ее связывают с приездом двух монахов в Новгородскую губернию, достоверно неизвестно куда затем направились монахи, какова была их цель, но придя на службу в небольшой Старорусский собор, монахи так исполнились благодатью, что в знак благодарности решили оставить в храме маленькую, легко помещавшуюся на ладони иконку Божьей Матери.
На заметку! По той причине, что родом послушники были из Константинополя, икона стала именоваться Цареградская.
Изображения святого лика
Что касается изображений иконы, то таковых списков довольно много. Все они и похожи, и в то же время не похожи друг на друга. Это и понятно, ведь в каждой из них отразилась душа иконописца, которому, быть может, явилась Богоматерь в таком свете.
Конечно, византийская икона, выбитая на грифельной доске, отличается от многих других святых образов Богоматери Цареградской более позднего времени.
Известно около 15 списков с византийской Цареградской иконы. Вследствие того, что изначально икон было две, искусствоведы уже теперь не имеют возможности точно восстановить, копии какой из икон, привезенных в Россию, разошлись по монастырям и церквям нашей страны. Кроме того, некоторые ученые предполагают, что Цареградских икон изначально было не 2, а 3, потому как изображения на иконах можно весьма условно подразделить на 3 группы.
Интересно! Иконы имеют внешне лишь одно зримое отличие — на некоторых из них Матерь Божья держит младенца Иисуса на правой руке, на других — на левой. Присмотревшись, можно увидеть и еще одно отличие — в руках у младенца то книга, то голубь, символизирующий Духа Святого.
История и описание
Считается, что икона всегда сама выбирает себе место пребывания, и там, где находится эта икона — царствует сам Бог. Так однажды, покинув Константинополь, незадолго до его гибели, икона обрела свой дом в России.
История Цареградской иконы полна тайн, пропаж и обнаружений ее все в новом и новом месте.
Икона Спасо-Елизаровского монастыря, привезенная туда некогда отцом Евфросином из Константинополя в XV веке, во время одного из набегов шведов утонула в Чудском озере. По преданию считается, что и до наших дней на дне озера покоится эта икона, оберегая эти земли и всю Россию. Сейчас в этом монастыре представлена ее копия, причем как и откуда она появилась — доподлинно не известно. Во время революции 1917 года, когда монастырь был разграблен, икону удалось спасти благодаря старцу Николаю, служившему в то время в небольшой обители на берегу Чудского озера.
Второй образ, созданный святым Лукой и привезенный из Царьграда двумя монахами, известен своей чудодейственной силой. Многие люди, благодаря ему исцелились от тяжких болезней и через страдания эти пришли к Богу.
Значение
Для России значение Цареградской иконы Божьей матери так велико, что говорить об этом довольно сложно, старцы уверяют, что именно благодаря этому Святому лику Богоматери наша страна богоизбранная и сможет выстоять в любые времена. Пребывание иконы в России важно для страны и в духовном плане, ведь знаменует она победу Христа над безбожием и распространение христианской веры в самые отдаленные уголки России.
В чем помогает
Чудотворная Цареградская икона, по словам святых отцов, защищает в любых бедах и несчастьях. Считается, что она воплощает такой известный в России тип иконы, как одигитрия, т.е. путеводительница. Это означает, что копии с ее изображений, продаваемые в храмах, можно приобрести и брать с собою в дальнюю дорогу, чтобы всегда находиться под защитой Матери Божьей.
Важно! Просят у этой иконы духовной силы, избавления от немощи, помощи в обретении веры.
Икона Божией Матери Цареградская
Цареградской называют две значительно отличающихся друг от друга иконы. По преданию, Цареградская икона Божией Матери, память которой празднуется 8 мая (25 апреля по старому стилю), – одна из икон, написанных святым апостолом и евангелистом Лукой. Как и при каких обстоятельствах явилась эта Цареградская икона Божией Матери неизвестно, но известна дата её явления – 25 апреля 1071 года.
Существует предание, что икону (либо её список) в середине XV века принёс из Царьграда преподобный Евфросин Псковский, получивший образ от Константинопольского патриарха. Чтимый древний образ находился в Спасо-Елеазаровском монастыре под Псковом, но, к сожалению, погиб в пучине полноводной реки Толба вместе с кораблями шведов, которые разграбили Спасо-Елеазаровский монастырь и попытались вывезти его ценности.
О другой Цареградской иконе Божией Матери, празднование которой совершается 30 сентября, сохранилось предание, что в давние времена два греческих монаха из Царьграда были проездом в Старой Руссе и служили здесь в соборной церкви Божественную литургию.
На память о своём пребывании они оставили в соборе миниатюрную икону Божией Матери, выбитую на грифельной доске. Эта миниатюрная икона вскоре прославилась чудотворениями.
Молитвы
Тропарь Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская глас 1
Возсия нам, яко солнце светозарное от востока в велелепии./ Твоя, Владычице, икона,/ озаряющи чудес сиянием преславно всех, приходящих к ней с верою и любовию / и молящихся усердно к Твоему, еже о Сыне Твоем и Бозе, величию./ Слава Богу, Евфосином сию давшему нам!/ Слава Приведшему ю от Царьграда!/ Слава Дающему тою всем исцеления.
Кондак Пресвятой Богородице пред иконой Ее Цареградская глас 8
Препрославленная Вышняго Матерь / созывает к песнопению нас Своего образа пришествием от Царьграда / и возбуждает зрением того на подвиг, / побеждати сопротивных силу / и к Ней, яко нашея радости виновней, пети: / радуйся, Невесто Неневестная.
Почитание святыни в Спасо-Елеазаровском женском монастыре д. Елезарово
История Цареградской Иконы Божией Матери не менее загадочна, чем житие преподобного Евфросина. По исследованиям игуменьи Елисаветы за четыре столетия до разделение Церкви на западную и восточную, именно этот образ Пресвятой Богородицы чудесным образом был явлен в Константинополе 25 апреля 1051или 1071 года, как символ того, что этот образ находится только в том государстве, где сохраняется чистота православной веры. Икона сохранялась в Констанитинополе до момента принятия Флорентийской унии, затем была передана в Россиию. в Спасо-Елеазаровский монастырь. Стоит отметить и тот факт, что икона исчезала из Спасо-Елеазаровского монастыря в моменты смутных времен в России.
Святая икона была встречена братией и возможно Евфрасином на дороге около монастыря, на месте встречи забил чудотворный источник, впоследствии он получил название Пречистенский и прославился как целебный, а монастырь долгое время назывался Сретенским.
Святая Цареградская икона Божией Матери со времени своего пришествия в монастырь прославилась многими чудесными знамениями благодати Божией.
Оригинал Цареградской «Евфрасиновой» иконы, утонул в Чудском озере, когда в очередной раз монастырь подвергся нападению ливонских рыцарей. Монастырь был ограблен и похищена чудотворная икона Божией Матери. По монастырскому преданию, похитители вместе со святыней погибли в Пскоском озере, где она находится и поныне, тем самым подтвердились слова Филофея о том, что четвертому Риму «не быти», ведь икона навсегда осталась в России в глубинах Чудского озера. Вскоре в монастыре появился чудотворный список Цареградской иконы, который уцелел в советские годы и прикровенно хранился у старца Николая Гурьянова до передачи его Игумении Елисавете (Беляевой), которая и возродила обитель. К сожалению, история о том, как попала икона к старцу Николаю неизвестна. Сегодня чудотворный список пребывает на своем месте в монастыре.