Царевна лягушка доказать что это сказка волшебная
Как вы думаете, почему сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным? Обоснуйте свой ответ пересказом нескольких эпизодов сказки (Уроки по литературе)
ГДЗ по литературе; 5-й класс; Коровина, Журавлев, Коровин; часть 1; Фонохрестоматия, упр. 1, стр. 26.
Сказка «Царевна-лягушка» относится к волшебным, потому что в ней происходит много необычного, т.е. того, что не может случиться в реальной жизни. Кроме того, в числе героев сказки есть фантастические существа типа Бабы-яги. Приведём несколько фрагментов сказки, в которых наиболее ярко предстаёт её волшебная сущность.
Волшебным мне кажется уже самое начало сказки, где царские сыновья пускают стрелы в надежде отыскать себе невест. Этот способ поиска жены крайне необычен и может считаться элементом волшебной сказки. Затем Иван-царевич встречается с лягушкой, которой суждено стать его женой. Лягушка оказывается разумной и говорящей, она беседует с Иваном и убеждает его жениться на ней.
Затем по волшебству лягушка неоднократно оборачивается Василисой Премудрой.
Делает она это для того, чтобы выполнить царские задания – испечь каравай, соткать ковёр и потанцевать на торжестве в царском дворце. Во время торжества снова случается волшебство, когда Василиса Премудрая мановением руки превращает воду в красивое озеро, а объеденные кости – в великолепных лебедей.
После пира, когда Иван-царевич, проявив нетерпение, сжигает кожицу лягушки, Василиса Премудрая оказывается вынуждена улететь в тридесятое царство. Для этого она оборачивается птицей и вылетает в открытое окно.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Урок-исследование. Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка».
Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка». В чем оно заключается?
Обучающая: сформировать у учащихся понятие о волшебной сказке, ее отличительных чертах и особенностях.
Воспитывающая: воспитание высоких нравственных человеческих качеств на примере образов персонажей сказки.
Развивающая: развитие умения вчитываться в текст сказки и анализировать его.
Оборудование : компьютер, мультимедийный проектор, компакт-диск с тестами, выставка сборников сказок, рисунки И. Билибина и Васнецова, рисунки учащихся
Оформление доски: Сказка – занимательный рассказ о необыкновенных событиях и приключениях.
Вступительное слово учителя.
Загадка учила людей мудрости, умению размышлять, образно и логично мыслить. В пословицах отразились представления народа о поведении, об образе жизни и общем мировоззрении. Но особое место в устном народном творчестве занимала и занимает сказка:
О чем скрипят пословицы,
И ветер повеял чудесный,
И тайна стучится в окна,
И в чудо поверишь вдруг…
И дрогнут чьи-то ресницы,
И сразу меняются лица…
Тихонько скрипят пословицы –
К нам сказка в гости идет.
Чтение наизусть начального отрывка из сказки «Царевна-лягушка» подготовленным учеником («В некотором – царстве, в некотором государстве…» до слов «…сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит»)
Отрывок из какой народной сказки мы сейчас прослушали? («Царевна-лягушка»)
Удалось ли рассказчику «околдовать» слушателей, заставить нас перенестись в мир сказки? (Вспоминаем памятку «Как рассказывать сказку»)
«Как рассказывать сказку»
Рассказывай медленно, плавно.
Сохраняй приметы волшебной сказки: сказочные обороты, формы, повторы слов, синонимичных выражений, постоянные эпитеты, сказочное число «три».
Повествуй не монотонно. Действие в сказке то замедляется, то убыстряется, повторяется трижды, развивается по нарастающей.
Начинай с присказки, завершай концовкой.
Итак, мы говорим с вами сегодня о сказке «Царевна-лягушка». Тема урока – Чудо русской народной сказки «Царевна-лягушка»… В чем оно заключается? (записываем в тетради). Вы, ребята, выступаете сегодня в роли исследователей, потому что каждая группа имела своё предварительное задание, изучала текст, проводила наблюдения и сообщит о полученных результатах.
Но сначала давайте убедимся, что все вы хорошо знаете тексты сказки
Тест с использованием компьютера, мультимедийного проектора, компакт-диска
Братья «натянули свои тугие луки и выстрелили с широкого отцовского двора»
Стрела среднего брата попала во двор богатого купца
Иван-царевич нашёл свою стрелу в болоте на пятый день
Первое задание царя для невесток – испечь белый хлеб
Ковром старшей невестки можно только лошадей от дождя покрывать
Карета царевны-лягушки была запряжена тройкой лошадей
Когда Иван-царевич отправился на поиски своей жены, первым из животных ему встретился заяц
Со дня морского яйцо достала щука
Иван-царевич вернулся домой с Василисой Премудрой на Кощеевом скакуне
Проверка результатов теста.
Выступление исследовательских групп
Итак, в чем же заключается чудо сказки «Царевна-лягушка»? Группа № 1 исследовала текст и должна была доказать, что сказка – волшебная.
Схема сюжета «Царевна-лягушка» как волшебной сказки (с цитатами)
Существование запрета (табу).
Василиса Премудрая должна три года быть лягушкой. («Василиса Премудрая хитрей – мудрей отца своего Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей «три года» квакушею быть»)
Нарушение запрета кем-то.
Иван-царевич сжигает лягушечью кожу раньше срока. («Ах, Иван-царевич, что же ты наделал?! Зачем спалил мою лягушечью кожу! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею было…»)
Последствия нарушения запрета.
Василиса Премудрая превращается в лебедь белую и улетает. Иван-царевич отправляется на поиски любимой жены. («Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно. Загоревал Иван-царевич неутешно. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую»)
Есть превращения, чудеса, волшебные предметы, чудесные помощники, Баба-Яга, Кащей Бессмертный.
Положительный результат, возвращение героя к благополучию.
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кащеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.»)
Любое произведение искусства – народного или авторского – так или иначе отражает жизнь. Даже если речь идет о несуществующих явлениях, предметах, о фантастических путешествиях, основа этого – реальность. Но реальность преображается воображением, фантазией, мечтой. Что же в сказке волшебное, а что- реальное? Над этой проблемой работала группа № 2.
Волшебное и реальное в сказке
(Василиса Премудрая – в лягушку, в лебедь белую)
(старый старичок, медведь, селезень, заяц, щука)
(Баба-Яга, Кощей Бессмертный)
(семья царя, желание родителей найти сыновьям хороших невест, желание проверить, хорошие ли им достались хозяйки)
(досада, любовь, раскаяние, милосердие, благодарность, горе, радость)
Вывод: Реальность и вымысел тесно переплетены: каждое реальное явление содержит большую или меньшую долю вымысла. Главное содержание сказки – то, что волнует каждого человека: чувства героев, благородство их поступков.
Свои представления о добре и зле, о красоте и уродстве, о милосердии и жестокости, т.е. свои идеалы передает народ другим поколениям в сказках. А помогают сделать это главные герои сказки. Какими же достоинствами обладает Василиса Премудрая? Слово – группе №3
Василиса Премудрая – любимая героиня народных сказок.
Встреча Ивана-царевича и лягушки (Чтение диалога по ролям)
Иван-царевич хотел «отступиться от своей находки», «бежать». Конечно же, внешний облик «болотной красавицы» напугал царевича. Где же это видано, чтобы лягушек замуж брали? Это невозможно. Все будут смеяться, и царевич опечаленно восклицает: «Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!» Но царевна-лягушка терпеливо и упорно настаивает на своем, повторяет просьбу: «Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь.»
Необычность героини, умение разговаривать, таинственность произошедшего, неясное желание узнать, что же будет дальше – все это заставило нашего героя изменить свое отношение к лягушке и сделать ее своей женой.
Царские испытания для невест
Чтение эпизода по ролям. («Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил…»)
Чтение наизусть эпизода о приготовлении хлеба («Уложила квакушка царевича спать…»)
Чтение эпизода наизусть («Уложила его квакушка спать…»)
Присутствие на царском пиру
Появление Василисы Премудрой на пиру потрясло всех, даже Ивана-царевича, который, уже успев оценить свою царевну-лягушку за доброту, преданность, умение помочь, не подозревая: ее внешняя красота столь же удивительна что и красота внутренняя.
Чтение наизусть эпизода танца. («Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…»)
Вывод: Писатель Максим Горький отметил самые важные черты характера, свойственные любимой народной героине: величественную простоту, мягкую гордость за себя, недюжинный ум, глубокое, полное неиссякаемой любви сердце.
А что же Иван-царевич? Достоин ли он Василисы Премудрой? Об этом нам расскажет группа № 4.
Иван-царевич – победитель житейских невзгод.
Сказка «Царевна-лягушка» очень своеобразно делится на 2 части:
Чтение по ролям эпизода встречи со старым старичком («Повстречал он как-то раз старого старичка»)
Во встрече со старым старичком мы видим, что Иван-царевич действительно сильно изменился: теперь Иван стал внимательным к замечаниям других, слушает советы старшего (образ старичка олицетворяет собой мудрость, опыт жизни), сам набирается жизненного опыта.
Чтение по ролям эпизода встречи Ивана-царевича с медведем, селезнем, зайцем, щукой.
Царевич голоден, но животных убивать не стал, потому что любит их. Кроме того, Иван-царевич догадывается, что обещания лесных жителей обязательно сбудутся.
Выразительное чтение эпизода «У Кощеева дуба».
Описание дуба являет собой самую большую трудность в пути Ивана-царевича, с которой ему нужно справиться. Поэтому и преодолеть эту преграду ему помогают добрые силы в виде зверей.
Вывод: Перед нами смелый герой, снискавший себе уважение читателя тем, что он решителен, справедлив, добр, умеет признавать свою неправоту, борется против Кащея. Иван-царевич достоин Василисы Премудрой и ее любви.
При чтении сказки мы заметили, что некоторые явления и события повторяются три раза. Число «три» в древности считали волшебным, магическим, поэтому в сказках часто бывает три брата, три царских испытания, три дня до срока, три железных хлеба…
Вы уже заметили, что сказочное повествование – необычное.
Катится клубочек по высоким горам,
Катится по темным лесам,
Катится по зеленым лугам,
Катится по топким болотам,
Катится по глухим местам…
Мы оформили строки, как поэтические, и заметили, что получился стих, правда, без рифмы, белый. Или:
И отломил у нее кончик.
Т.е. сказка отличается ритмичностью. И не только этим. Образность языку придают и синонимические повторы.
Назовите синонимические повторы, которые вы увидели (Жил-был, лягушка-квакушка, подумал-подумал, царство-государство, костями-огрызками, искала-искала, хитрей-мудрей, шел-шел, лежит-отдыхает, щука-рыба, найти-разыскать…)
В сказке «Царевна-лягушка» есть и постоянные эпитеты. Какие? (Тугие луки, буйна голова, птицы летучие, звери рыскучие, красная девица, солнце ясное, столы дубовые, скатерти узорчатые, белые лебеди, высокие горы, дремучие леса, зеленые луга, топкие болота, чистое поле, острая стрела, синее море, добрый молодец)
В чем состоит чудо сказки «Царевна-лягушка»?
Что же делает ее такой удивительной, интригующей читателя?
Сюжет, волшебный, сказочный, интересный, яркий
В сказке переплетается и волшебное (чудесные предметы, сказочные герои, чудеса), и реальное (бытовые ситуации, чувства персонажей сказки)
Покоряет читателя сказка и своими главными героями: Василисой Премудрой и Иваном-царевичем. Она – трудолюбивая, добрая, умная, удивительно красивая не только внешне, но и внутренне. Он – смелый, сильный, верный, способный на любые жертвы ради любви.
Очаровывает нас эта прекрасная сказка и поэтикой своего языка, образностью речи, особенным ритмом, иногда близким к стихотворному.
Разработка на тему:Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
Литер-5 Урок № Дата-___________
ТЕМА: Волшебная сказка «Царевна-лягушка» Русская народная сказка
— выявление основной идеи сказки;
— формирование навыка работы с иллюстрациями и лексической работы, выразительного чтения, чтения по ролям и художественного пересказа;
— воспитание интереса к произведениям устного народного творчества, формирование представлений о подлинных ценностях.
1.Организационный момент. Вступительное слово учителя.
Проверка домашнего задания (Беседа по вопросам к статье «Русские сказки»):
— Для чего нужны чудеса в сказках?
— Расскажите об особом построении сказок.
— Что такое эпитет, гипербола?
— Какие обращения, повторы, постоянные эпитеты, гиперболы, встречающиеся в сказках, вам известны?
— Назовите любимых героев русских сказок.
Объясните значение слов: лытать, пытать, кручиниться, тужить, мудреный, молвить, дивиться, снарядиться.
Пытать – (устаревшее значение слова) проверять чьи-либо качества
Кручиниться – горевать, печалиться
Тужить – горевать, тосковать, печалиться
Мудреный – загадочный, непонятный, трудный, замысловатый
Молвить – говорить, сказывать
Дивиться – удивляться, поражаться чему-либо
Снарядиться – запастись всем необходимым при отправлении куда-нибудь
— О чем эта сказка? Назовите ее героев.
— Кто из героев понравился вам больше всего и почему?
— Что вы знаете об этих героях? Что можете о них рассказать?
Иван-царевич – один из главных персонажей русского фольклора, борется со злом, помогает обиженным или слабым. Как сказочный персонаж он появился в конце 18 – начале 19 в. Главное действующее лицо во множестве сказочных сюжетов.
Василиса Премудрая – персонаж русских народных волшебных сказок. В большинстве из них Василиса Премудрая – дочь морского царя, наделенная мудростью и способностью превращения. Тот же женский образ выступает под именем Марьи Моревны, Елены Прекрасной.
Индивидуальное сообщение ученика.
Согласно поверьям, лягушка – лунное животное, приносящее дождь. Символ плодородия, плодовитости. Означает обновление жизни и воскресение.
В христианстве она символизирует и положительные качества (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), и отрицательные (связь с темным миром, болезнью, смертью).
Чудо, которое творит на царском пиру Царевна-лягушка, при всей своей волшебно-сказочной традиционности, носит христианский характер. Ведь в танце Василисы, спрятавшей в рукав объедки, происходит не просто творение мира, но именно оживление, воскрешение: лебедей – из косточек, озера – из остатков выпитого.
— К какому виду сказок относится сказка «Царевна-лягушка»?
Заполнение таблицы, план сказки
— Какие пункты плана соответствуют экспозиции, завязке, развитию сюжета, кульминации, развязке?
Композиция волшебной сказки
Причины, которые породили завязку
Сватовство, приказы царя
Главный герой или героиня обнаруживают потерю или недостачу
«Василиса Премудрая обернулась белой лебедью и улетела в окно»
Поиск потерянного или недостающего
Иван-царевич отправляется на поиски и встречается с медведем, зайцем, уткой, селезнем, щукой
Главный герой или героиня сражаются с противоборствующей силой и всегда побеждают ее или разгадывают трудные загадки
Иван-царевич убивает Кащея
Преодоление потери или недостачи
Иван-царевич возвращается во дворец с Василисой Прекрасной
8 слайд Беседа по вопросам
— Почему царь избрал такой странный способ выбора невест для своих сыновей?
У всякой сказки есть свои «условия». Если бы их не было, то и сказки бы не было. Необычные ситуации и положения – особые приметы любой сказки.
— Где нашли невест старшие братья?
— Почему Иван-царевич вначале хотел «отступиться от своей находки», «бежать»?
— Почему братья смеются над Иваном-царевичем?
— Почему царь не стал противиться этому браку?
9 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
— Эпизод «Первый приказ царя» от слов «Поклонились царевичи отцу и пошли…» до слов «Вот этот хлеб только в большие праздники есть». Что мы можем сказать о героине?
— Когда в сказке впервые появляется имя царевны? Почему?
Имя появляется тогда, когда героиня начинает работать. Сказка оценивает мастерство как мудрость. В уменье мастерски работать подчеркивается высокое превосходство и ценность человека.
— Что напоминают эти строчки: «Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай рыхлый да мягкий». «Где кольнет иглой раз – цветок зацветет, где кольнет другой раз – хитрые узоры идут, где кольнет третий – птицы летят»?
Эти строки звучат как стихотворение. Крестьянской работе свойственна ритмичность и строгая последовательность. В сказке дано реальное описание труда, характерного для русского народа и его быта.
— Как оценивает царь работу невесток? Почему сказка преувеличивает недостатки работы других невесток?
Этим преувеличением подчеркивается искусство Василисы Премудрой, которое удивляет царевича и заслуживает высокой оценки царя. Указание на превосходство лягушки над снохами крайне необходимо: высмеянная Иванова «неровня» оказывается достойнее, умнее боярыни и купеческой дочери.
— В чем истинная красота героини сказки?
— Как царевич оценивает работу Василисы?
В первом случае царевич «диву давался», во втором случае ковер получился такой, «что ни вздумать, ни взгадать, разве в сказке сказать», и царевич ахнул. Здесь отмечается не только мастерство царевны, но и умение Ивана-царевича оценить это мастерство.
11 слайд Выразительное чтение эпизода сказки
Эпизод от слов «Василиса Премудрая из кубка пьет – и не допивает…» до слов «А как перестала она танцевать, все исчезло: и озеро, и лебеди…»
— Почему царь трижды испытывает невесток? В чем смысл повтора?
Повторы в сказках носят традиционный характер. Обычно троекратное повторение эпизода с наращением эффекта. В первых двух случаях искусству Василисы дивятся царь и его приближенные, в третий раз весь народ получает возможность оценить мастерство героини.
Также стоит отметить о числе «3» в христианском мире. Крестьяне – люди, глубоко верующие, помнят о том, что в церкви нужно креститься три раза, отдавать земной поклон трижды и т.д. 13, 14 слайды
Обращение к репродукциям картин В.М.Васнецова и И.Я.Билибина «Царевна-лягушка».
— Какой вы представляли героиню?
— Кому из художников удалось лучше передать ваши представления о Василисе Премудрой?
— Почему Иван-царевич сжег лягушачью кожу?
Расстроенный насмешками братьев и невесток, Иван при виде красоты жены решился на роковой для себя поступок – захотел навсегда сохранить ей облик красавицы. С самого начала Иван не может побороть в себе чувство стыда перед людьми за то, что ему попалась неказистая жена. Он всегда печален и горько ему выслушивать насмешливые речи братьев. Увидев же жену во всем облике красоты, Иван решил, что пришло время положить конец мучениям. В его поступке, разумеется, выразились и восхищение, и гордость. Не оценив внутренних достоинств жены, огорченный ее безобразием, тем, что она неровня ему, Иван всей силой души пожелал иметь жену-красавицу. Он мог полюбить лишь ее внешнюю красоту.
— Достоин ли Иван-царевич Василисы Премудрой?
Герой убежден, что внешняя красота привлекательнее внутренних достоинств. Это представление сказка не может оставить без опровержения. Герой должен искупить свою вину перед женой, которой он еще не достоин.
— Как Василиса Премудрая отнеслась к поступку Ивана-царевича?
— Почему Иван-царевич отправился на поиски Василисы Премудрой?
— О чем свидетельствует гипербола «..две пары железных сапог протер, два железных хлеба сглодал…»?
— Что рассказал Ивану-царевичу старичок?
Индивидуальное сообщение ученика.
Кащей Бессмертный – отрицательный персонаж русских сказок. Царь, иногда – всадник на волшебном коне. Часто выступает в роли похитителя невесты главного героя. Изображается в виде худого высокого старика, часто представляется скрягой и скупцом. Вода сообщает Кащею сверхъестественную силу.
— Кто подсказал Ивану-царевичу, как расправиться с Кащеем? Обращение к репродукции картины В.М.Васнецова «Кащей Бессмертный».
Индивидуальное сообщение ученика.
Баба Яга – персонаж восточных и западных славян, старуха, наделенная магической силой, ведунья. Живет в лесу, в избушке на курьих ножках, иногда окруженной частоколом из человеческих костей, летает в ступе. Часто в ее доме находится Кот, являющийся охранником и советчиком, или Мышь. Баба Яга – отрицательная героиня, но иногда помогает главному герою одолеть своего противника.
— Почему только после смерти Кащея герои могут стать счастливыми?
— Ребята, так о чем сказка «Царевна-лягушка»?
Сказка говорит о счастье настоящих отношений между людьми, не омраченных помыслами о знатности и богатстве. В ней воплощена мечта о жизни, достойной внутренних качеств человека. Эта мечта – основа идейно-художественного целого. Сказка выражает также мечту о торжестве справедливости, которой реальный мир не знает.
— Почему сказка называется «Царевна-лягушка»?
В образе лягушки нашла отражение мечта народа об идеальной героине, умной, скромной, трудолюбивой, способной победить силы зла, сотворить новый счастливый и справедливый мир.
Прочитать сказку «Чего на свете не бывает».
Индивидуальное задание: нарисовать портреты героев сказки «Чего на свете не бывает», составить устные комментарии к рисункам.
Анализ русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Разделы: Литература
Цели:
I. Образовательно-развивающие цели:
II. Воспитательные цели: формирование диалектико-материалистического мировоззрения на основе философских категорий: причина – следствие, единство – многообразие, общее – особенное – единичное, возможность – действительность.
Заявка на оценку:
Оборудование: компьютер, текст сказки, карточки философских категорий, лист заданий.
Ход урока
Этапы урока | Деятельность учителя | Баллы, время | Деятельность учащихся |
I. 1.1. |
1.2.
1.3.
1.4.
Проверка готовности учащихся к уроку (наличие карточек, анкет обратной связи).
Знакомство учащихся с заявкой на оценку и критериями оценки
Знакомство с листом заданий.
Выбор координатора урока.
Знакомятся с предполагаемой оценкой урока.
Проверяют наличие листов с заданиями, подписывают их.
Напоминание функций координатора (фиксирует активность учащихся в течение урока, поощрительные баллы, определяет лидера).
2.1.
Беседа по теме урока:
– Прочитайте тему урока. Как вы ее понимаете?
2 балла
Сегодня на уроке мы будем анализировать русскую народную сказку «Царевна-лягушка»: определим сюжет сказки, выявим героев, проанализируем язык сказки (средства выразительности)
3.1.
3.3.
Беседа:
– Исходя из темы урока, сформулируйте вопрос-понятие.
– Прежде чем ответить на вопрос, давайте вспомним, какие существенные признаки нужно выделить в содержании понятия?
– Учитывая структуру определения, ответьте на вопрос-понятие
Задание 1.
– Используя карточку №2, сформулируйте вопрос-суждение к теме урока.
Индивидуальный труд
– Попробуйте дать ответ в виде умозаключения на сформулированный вопрос– суждение, используя карточку №6
1. Индивидуальный труд.
– У кого есть другие версии ответа?
2. Если Вы правильно сформулировали вопрос-суждение, то поставьте себе 2 балла.
– Если умозаключение сформулировано верно, поставьте еще 3 балла.
– Если были допущены неточности, то – 2 балла.
2 мин.
1 балл
1 мин.
2 балла
5 мин.
3 балла
3 балла
2 балла
– Что называется сказкой?
– В содержании понятия обязательно указываются родовой признак и видовые признаки.
Сказка – это жанр эпоса(Р) фантастического характера, имеющий зачин, (В) противопоставление добрых героев злым, счастливый конец.
Вариант ответа:
– Как доказать, что данное произведение является сказкой?
Вариант ответа:
Поскольку художественное повествование фантастического характера, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец, считается сказкой.
А «Царевна-лягушка» – это художественное повествование, имеющее зачин, деление героев на добрых и злых, счастливый конец.
- Царевна лягушка доказать что она волшебная
- Царевна лягушка о чем говорится