Царевна лягушка это сказка потому что
Образовательный сайт
Царевна-лягушка (русская народная сказка) представляет собой волшебное сказание о мудрости и взаимопомощи.
Сказка очень красивая. Она относится к жанру волшебных. Это можно понять по превращениям лягушки в Василису премудрую, по фантастическому миру, в котором есть Баба Яга и Кощей Бессмертный. Главными героями в сказке выступают Иван-царевич и Василиса премудрая, поэтому она не о животных.
Какие особенности народной сказки вы в ней обнаружили (присказка, зачин, концовка, повторы, постоянные эпитеты)? Приведите примеры из текста.
В русской народной сказке «Царевна лягушка» есть все особенности русских народных сказок, кроме присказки.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) читается и рассказывается очень легко, на одном дыхании.
Главные герои сказки – Иван-царевич, Царевна-лягушка.
Сказка называется Царевна-лягушка, потому что Иван на протяжении половины сказки боролся за нее. Сначала Царевна-лягушка выручала Ивана-царевича, а потом он спасал ее от отца – Кощея.
Еще сказка так называется, потому что отлично передает смысл – жена царевича оборачивалась лягушкой. Если бы она называлась – Иван-царевич, смысл был бы не ясен.
Жены других сыновей царя и Василиса Премудрая выполняют такие задания:
Царь оценивает все результаты стараний жены старшего брата довольно скверно – каравай отдает псам, говорит что ее ковром только коней покрывать.
О каравае жены среднего сына он отзывается тоже не очень лестно – говорит, что такой хлеб едят только во время голодовки. Ковер ее отправляет постелить около ворот.
Про деяния же Василисы Премудрой царь отзывается очень хорошо – говорит, что ее каравай нужно подавать в честь большого праздника, а ковер стелить в царских покоях.
Когда танцует Василиса премудрая, все удивляются ее красоте и волшебству – она создает озеро и лебедей. Другие жены царевичей только смешат публику, потому что бездумно повторяют за Василисой.
Постарайтесь рассказать близко к тексту эпизод, когда царевна-лягушка приезжает на пир. Каким был пир?
«Услышали гости, как гром гремит и замок царский трясется. Перепугались все, не поймут, что происходит. Говорит им Иван-царевич: не пугайтесь, гости дорогие, это моя лягушонка в коробчонке едет.
Встали гости из-за столов и смотрят в окно. А там подъезжает карета, расписанная золотом, и из нее выходит девица невиданной красы. А сама светится, как солнце. Все не могут слова проронить, дивятся красоте ее.
Василиса берет Ивана-царевича под руки и идет с ним на пир».
Пир был веселым, громким. Жены царевичей повторяли все действия за Василисой Премудрой, поэтому потом и опозорились.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) учит думать своей головой.
Где кольнёт иглой раз — цветок зацветёт,
где кольнёт другой раз — хитрые узоры идут,
где кольнёт третий — птицы летят.
Пример особого склада сказки:
«Ах, Иван Царевич, да что же ты наделал? Зачем спалил мою лягушечью кожу. Теперь ищи меня за тридевять земель, в тридевятом царстве в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, три железных хлеба изгрызешь, только тогда отыщешь меня».
Этот отрывок показывает, что царевичу придется столкнуться с большими трудностями. Много времени пройдет, прежде чем он встретится вновь со своей женой.
Какие варианты этой сказки вам известны? Какие отличия вы в них заметили?
Существует еще вариант Аникина.
В нем Василиса премудрая оборачивается не лебедем, а кукушкой. Изменен и порядок заданий от царя. Сначала он приказывает женам своих сыновей сшить рубашку, а затем только испечь каравай. Отличается в этом варианте зачин и концовка.
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет множество вариантов, но суть ее неизменна
Необыкновенные события в сказке связаны с новыми знакомыми Ивана-царевича. Сначала он встречает говорящую лягушку, затем мудрого старика, бабу ягу, разумных лесных и морских существ.
Кто помогал Ивану-царевичу? Почему?
Ивану помогал старик, потому что он был добрым и мудрым.
Баба Яга могла помогать царевичу по разным причинам – от скуки (от лежания на печи у нее нос в потолок врос), по доброте, потому что сама боялась Кощея Бессмертного.
Медведь, заяц, селезень и щука помогали царевичу, потому что он их пощадил – не стал убивать, чтобы поесть.
За что разгневался Кощей Бессмертный на Василису Премудрую и приказал ей три года квакушкой быть?
Кощей разгневался на свою дочь, потому что она выросла хитрей-мудрей него.
Путь был долгим, потому что Ивану пришлось идти в тридесятое царство, за тридевять земель. Еще он не знал точно, где находит Василиса Премудрая. Автор хотел показать этим, что своего счастья нужно добиваться долго и упорно. Как гласит русская пословица – под лежачий камень вода не течет.
Кто помогал Ивану-царевичу? Расскажите о чудесных помощниках.
Ивану царевичу помогали:
Царевна-лягушка (русская народная сказка) имеет глубокий смысл и интересный сюжет.
Сказка. «Царевна-лягушка» – сказка о мудрости и красоте
Урок 3. Русская литература 5 класс ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Сказка. «Царевна-лягушка» – сказка о мудрости и красоте»
Сегодня на уроке мы:
· поговорим о сказках как об особом жанре фольклора;
· разберём сказку «Царевна-лягушка».
Любите ли вы сказки? Наверняка любите. Ещё совсем маленькими мы слушали сказки, которые нам читали мамы, бабушки, воспитатели в детском саду. Теперь мы читаем сами. Необычайный волшебный мир открывается перед нами, едва только мы раскрываем книгу сказок и читаем: «В некотором царстве, в некотором государстве…».
Что же такое сказка? И зачем она нужна?
Мы уже говорили о фольклоре и помним, что фольклор – это устное народное творчество.
Сказка – один из жанров фольклора. Это произведение, в котором есть волшебство.
В сказках интересно и увлекательно рассказывается о необыкновенных событиях. Герои сказок могут то, чего не могут ни люди, ни животные в реальной жизни.
Сказки не только развлекают – они ещё и учат. В сказках добрый, заботливый, щедрый герой получает награду, а злой, завистливый, жадный и вредный обычно наказан.
Сюжеты многих сказок схожи.
Трудолюбивая и добрая падчерица есть в русских, английских, турецких сказках. Жадный хитрый богач теряет своё имущество, если обижает честного работника, в сказках шведских, греческих, афганских.
Японские, ненецкие, индийские сказки учат трудолюбию, уважению к старшим, заботе о слабых и беспомощных.
«Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок», – писал Александр Сергеевич Пушкин. В сказках действительно есть «урок»: как поступить, какой выбор сделать, сторону какого героя принять?
Сказки народов мира похожи не только по сюжетам, но и по построению. Сказки состоят из трёх частей.
Какие сказки вы любите больше? Кому-то нравятся сказки о животных. Кому-то – о принцах и принцессах. А кому-то – о находчивых крестьянах, которые ловко обводят помещиков вокруг пальца!
Сказки так разнообразны, правда?
Именно поэтому все сказки условно делят на три группы: бытовые сказки, сказки о животных и волшебные сказки.
В бытовых сказках говорится о простых людях – крестьянах, ремесленниках, солдатах и так далее. Обычно это весёлые и даже озорные сказки. Они высмеивают плохое в человеке: жадность, грубость, зависть, злобу, мстительность. А смелостью, добротой, находчивостью, бескорыстием восхищаются.
Сказки о животных тоже чаще всего весёлые. Действуют в них звери и птицы, но ведут они себя так же, как и люди. Смешные или же опасные ситуации, в которые животные попадают, бывают вызваны их отрицательными чертами характера: излишним самомнением, трусостью, глупостью, жадностью.
Волшебные сказки – самые необычные. В них есть необыкновенные приключения, волшебство; трудности, которые герой должен преодолеть; волшебные предметы, дающие власть и богатство; невиданные существа…
Русские народные сказки в этом смысле ничем не отличаются от сказок народов мира. Есть в них и условленный зачин, и обычная концовка; и деление на виды тоже есть.
Но есть и своеобразие: определённые обращения и описания предметов. «Красно солнышко», «добрый молодец», «путь-дороженька», «родимый батюшка», «трава шелковая».
Особенно это заметно в волшебных сказках. Вот одной из таких увлекательных, интересных сказок и является русская народная сказка «Царевна-лягушка». Её очень любили и рассказывали по всей Руси, иногда немного меняя сюжет. Существует более 20 вариантов этой сказки! Известные художники не только делали иллюстрации к сказке, но даже писали картины.
Почему же мы говорим, что «Царевна-лягушка» − волшебная сказка? Потому что в ней есть превращения, волшебные предметы, волшебство, добрые и злые существа, говорящие звери. Герою предстоит пройти немалые испытания, пока он добьётся своей цели.
Давайте поподробнее посмотрим сначала на героев этой сказки.
Главный герой – Иван-царевич, царский сын.
В сказках главным героем часто становится самый младший из сыновей. Иван-царевич – герой, конечно, положительный.
Иван-царевич – послушный сын: он женится на той, кого выбрал по воле отца. Он не отвечает на насмешки братьев. И ни разу ни в чём не упрекает свою неказистую супругу. В нём привлекает и его упорство, доброта по отношению к животным во время путешествия, и желание во что бы то ни стало вернуть жену.
Василиса Премудрая – тоже героиня многих русских сказок.
Она мудра, добра и готова во всём помочь Ивану. Кроме того, она ещё и волшебница: может соткать за одну ночь ковёр или выпечь ковригу хлеба небывалой красоты.
Иван-царевич и Василиса Премудрая заключают в себе лучшие черты русского народа. Они добры, приветливы со всеми, всё умеют, не боятся трудностей, верны своей любви.
Положительным героям в сказках противопоставляются отрицательные герои. Кажется, что здесь это – Кощей Бессмертный и Баба Яга… но давайте сначала поговорим о братьях Ивана. Ведь очень часто в сказках отрицательными персонажами являются – братья и сёстры.
Братья Ивана-царевича насмехаются над младшим братом, хотя им самим гордиться нечем: их жёны ничего не умеют. Но именно от зависти братья и высмеивают Ивана.
Да и жёны братьев под стать своим мужьям. Они глупы и завистливы. Сами ничего не умеют. Могут только подражать, не задумываясь о том, для чего что делается. Поэтому царь и прогоняет их с глаз долой.
Кроме обычных людей, в любой волшебной обязательно есть волшебные герои. Они могут быть добрыми или злыми, помогать главному герою или вредить ему. В сказке «Царевна-лягушка» это старичок, баба-яга и Кощей Бессмертный.
При этом Кощей Бессмертный всегда герой отрицательный: он злой, беспощадный, его не могут тронуть ни просьбы, ни слёзы.
В сказке «Царевна-лягушка» сам Кощей не появляется – о нём узнаём из рассказа старичка и бабы-яги. Но от этого характер Кощея не меняется: даже родной дочери он не может простить того, что она оказалась умнее и талантливее его, и превращает её в лягушку.
Баба-яга тоже обычно персонаж совсем не добрый. Но иногда она помогает главному герою. Помогает она и Ивану-царевичу.
Старичок на первый взгляд кажется обычным. Но при этом он знает много больше того, что известно простому человеку. И даже даёт Ивану-царевичу волшебный клубок.
В сказках очень распространены моменты, когда герой встречает как будто обычного путника, или старичка, или даже нищего, а тот открывает ему будущее или помогает. Эти мотивы пришли в сказки из мифов, где под видом путников или нищих простым смертным встречались ангелы, волшебники и даже боги.
А как же волшебные предметы? Клубок не единственный волшебный предмет в сказке. Лягушечья кожа, избушка на курьих ножках, волшебная игла в волшебном яйце, волшебный дуб – это обычные атрибуты волшебной сказки. Даже кости лебедя, съеденного на пиру, и остатки недопитого вина при волшебстве Василисы Премудрой становятся озером и живыми лебедями.
Эти лебеди появляются волшебством и исчезают после танца Василисы. А вот медведь, заяц, селезень и щука вполне реальны. Волшебное в них то, что они понимают человеческую речь и сами говорят. Они помогают Ивану-царевичу в благодарность за его доброту. Есть в сказке и двое по-настоящему волшебных животных: заяц и утка из ларца.
Итак, в сказке есть и волшебные предметы, и волшебные помощники главного героя. И, конечно, волшебная сказка не может обойтись без волшебства и чудес. Лягушка превращается в девушку, кости и вино превращаются в озеро с лебедями, клубочек не просто разматывается, а ведёт в определённом направлении. Избушка может менять своё положение, железные хлебы оказываются съедобными, сломанная игла убивает злодея.
Сказка «Царевна-лягушка» во многом схожа с другими волшебными сказками. Например, в ней повторяется число три, которое считалось священным.
В этой сказке у царя три сына, на третий день нашёл Иван-царевич свою стрелу, три задания даёт сыновьям отец, три железных хлеба съесть и три пары железных сапог износить должен Иван-царевич, три года обречена быть лягушкой Василиса Премудрая, три дня оставалось до снятия заклятья.
Почти во всех волшебных сказках главный герой отправляется искать свою похищенную любимую. Иван-царевич тоже отправляется в дальний путь на поиски Василисы. Путь главному герою указывает обычно кто-то старый – старичок или старушка, чаще всего за его доброту и помощь.
Как видим, в сказке «Царевна-лягушка» много общего с другими волшебными сказками. Она и построена по всем правилам:
Зачин – «В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына».
Основное действие – все приключения Ивана-царевича.
Концовка – «И стали они жить дружно, в любви и согласии».
Но есть в этой сказке то, что отличает её от других волшебных сказок.
Василиса похищена не потому, что просто понравилась Кощею, а потому, что Иван сжёг лягушечью кожу. В этом его упрекает сама Василиса и старичок в лесу. Именно из-за этого необдуманного поступка он и должен отправляться в долгий тяжёлый путь.
Какие же «уроки» даёт нам сказка «Царевна-лягушка»?
Будь добрым с другими – и с тобой будут добры.
Перед тем, как что-то сделать, подумай: а стоит ли это делать.
Никогда не суди по внешнему виду. Ведь болотная лягушка оказалась царевной – красивой, умной, умелой.
А теперь давайте вспомним, что же мы узнали нового сегодня:
· Сказка – один из жанров фольклора, в ней есть волшебство.
· Сказки имеют общую структуру: зачин, развитие сюжета, концовку.
· Все сказки условно делятся на три группы: волшебные сказки, бытовые сказки, сказки о животных.
· Сказка «Царевна-лягушка» волшебная сказка, так как в ней есть все атрибуты волшебных сказок: волшебство, превращения, волшебные существа, говорящие животные, волшебные предметы.
· Сказка «Царевна-лягушка» учит доброте, хорошему отношению к любому существу, скромности.
Царевна-лягушка
В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
Позвал однажды царь сыновей и говорит им:
— Дети мои милые, вы теперь все на возрасте, пора вам и о невестах подумать!
— За кого же нам, батюшка, посвататься?
— А вы возьмите по стреле, натяните свои тугие луки и пустите стрелы в разные стороны. Где стрела упадет — там и сватайтесь.
Вышли братья на широкий отцовский двор, натянули свои тугие луки и выстрелили.
Пустил стрелу старший брат. Упала стрела на боярский двор, и подняла ее боярская дочь.
Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к богатому купцу во двор. Подняла ее купеческая дочь.
Пустил стрелу Иван-царевич — полетела его стрела прямо в топкое болото, и подняла ее лягушка-квакушка…
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу их нашли: один — в боярском тереме, другой — на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти свою стрелу. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в топкое болото. Смотрит — сидит там лягушка-квакушка, его стрелу держит.
Иван-царевич хотел было бежать и отступиться от своей находки, а лягушка и говорит:
— Ква-ква, Иван-царевич! Поди ко мне, бери свою стрелу, а меня возьми замуж.
Опечалился Иван-царевич и отвечает:
— Как же я тебя замуж возьму? Меня люди засмеют!
— Возьми, Иван-царевич, жалеть не будешь!
Подумал-подумал Иван-царевич, взял лягушку-квакушку, завернул ее в платочек и принес в свое царство-государство.
Пришли старшие братья к отцу, рассказывают, куда чья стрела попала.
Рассказал и Иван-царевич. Стали братья над ним смеяться, а отец говорит:
— Бери квакушку, ничего не поделаешь!
Вот сыграли три свадьбы, поженились царевичи: старший царевич — на боярышне, средний — на купеческой дочери, а Иван-царевич — на лягушке-квакушке.
На другой день после свадьбы призвал царь своих сыновей и говорит:
— Ну, сынки мои дорогие, теперь вы все трое женаты. Хочется мне узнать, умеют ли ваши жены хлебы печь. Пусть они к утру испекут мне по караваю хлеба.
Поклонились царевичи отцу и пошли. Воротился Иван-царевич в свои палаты невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — что ты так опечалился? Или услышал от своего отца слово неласковое?
— Как мне не печалиться! — отвечает Иван-царевич. — Приказал мой батюшка, чтобы ты сама испекла к утру каравай хлеба…
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила квакушка царевича спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу и обернулась красной девицей Василисой Премудрой — такой красавицей, что ни в сказке сказать, ни пером описать!
Взяла она частые решета, мелкие сита, просеяла муку пшеничную, замесила тесто белое, испекла каравай — рыхлый да мягкий, изукрасила каравай разными узорами мудреными: по бокам — города с дворцами, садами да башнями, сверху — птицы летучие, снизу — звери рыскучие…
Утром будит квакушка Ивана-царевича:
— Пора, Иван-царевич, вставай, каравай неси!
Положила каравай на золотое блюдо, проводила Ивана-царевича к отцу.
Пришли и старшие братья, принесли свои караваи, только у них и посмотреть не на что: у боярской дочки хлеб подгорел, у купеческой — сырой да кособокий получился.
Царь сначала принял каравай у старшего царевича, взглянул на него и приказал отнести псам дворовым.
Принял у среднего, взглянул и сказал:
— Такой каравай только от большой нужды есть будешь!
Дошла очередь и до Ивана-царевича. Принял царь от него каравай и сказал:
— Вот этот хлеб только в большие праздники есть!
И тут же дал сыновьям новый приказ:
— Хочется мне знать, как умеют ваши жены рукодельничать. Возьмите шелку, золота и серебра, и пусть они своими руками за ночь выткут мне по ковру!
Вернулись старшие царевичи к своим женам, передали им царский приказ. Стали жены кликать мамушек, нянюшек и красных девушек — чтобы пособили им ткать ковры. Тотчас мамушки, нянюшки да красные девушки собрались и принялись ковры ткать да вышивать — кто серебром, кто золотом, кто шелком.
А Иван-царевич воротился домой невесел, ниже плеч буйну голову повесил.
— Ква-ква, Иван-царевич, — говорит лягушка-квакушка, — почему так печалишься? Или услышал от отца своего слово недоброе?
— Как мне не кручиниться! — отвечает Иван-царевич. — Батюшка приказал за одну ночь соткать ему ковер узорчатый!
— Не тужи, Иван-царевич! Ложись-ка лучше спать-почивать: утро вечера мудренее!
Уложила его квакушка спать, а сама сбросила с себя лягушечью кожу, обернулась красной девицей Василисой Премудрой и стала ковер ткать. Где кольнет иглой раз — цветок зацветет, где кольнет другой раз — хитрые узоры идут, где кольнет третий — птицы летят…
Солнышко еще не взошло, а ковер уж готов.
Вот пришли все три брата к царю, принесли каждый свой ковер. Царь прежде взял ковер у старшего царевича, посмотрел и молвил:
— Этим ковром только от дождя лошадей покрывать!
Принял от среднего, посмотрел и сказал:
— Только у ворот его стелить!
Принял от Ивана-царевича, взглянул и сказал:
— А вот этот ковер в моей горнице по большим праздникам расстилать!
И тут же отдал царь новый приказ, чтобы все три царевича явились к нему на пир со своими женами: хочет царь посмотреть, которая из них лучше пляшет.
Отправились царевичи к своим женам.
Идет Иван-царевич, печалится, сам думает: «Как поведу я мою квакушку на царский пир. »
Пришел он домой невеселый. Спрашивает его квакушка:
— Что опять, Иван-царевич, невесел, ниже плеч буйну голову повесил? О чем запечалился?
— Как мне не печалиться! — говорит Иван-царевич. — Батюшка приказал, чтобы я тебя завтра к нему на пир привез…
— Не горюй, Иван-царевич! Ложись-ка да спи: утро вечера мудренее!
На другой день, как пришло время ехать на пир, квакушка и говорит царевичу:
— Ну, Иван-царевич, отправляйся один на царский пир, а я вслед за тобой буду. Как услышишь стук да гром — не пугайся, скажи: «Это, видно, моя лягушонка в коробчонке едет!»
Пошел Иван-царевич к царю на пир один.
А старшие братья явились во дворец со своими женами, разодетыми, разубранными. Стоят да над Иваном-царевичем посмеиваются:
— Что же ты, брат, без жены пришел? Хоть бы в платочке ее принес, дал бы нам всем послушать, как она квакает!
Вдруг поднялся стук да гром — весь дворец затрясся-зашатался. Все гости переполошились, повскакали со своих мест. А Иван-царевич говорит:
— Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!
Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золоченая карета, тройкой гнедых коней запряжена.
Подъехала карета к крыльцу, и вышла из нее Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.
Все на нее дивятся, любуются, от удивления слова вымолвить не могут.
Взяла Василиса Премудрая Ивана-царевича за руки и повела за столы дубовые, за скатерти узорчатые…
Стали гости есть, пить, веселиться.
Василиса Премудрая из кубка пьет — не допивает, остатки себе за левый рукав выливает. Лебедя жареного ест — косточки за правый рукав бросает.
Жены старших царевичей увидели это — и туда же: чего не допьют — в рукав льют, чего не доедят — в другой кладут. А к чему, зачем — того и сами не знают.
Как встали гости из-за стола, заиграла музыка, начались пляски. Пошла Василиса Премудрая плясать с Иваном-царевичем. Махнула левым рукавом — стало озеро, махнула правым — поплыли по озеру белые лебеди. Царь и все гости диву дались. А как перестала она плясать, все исчезло: и озеро и лебеди.
Пошли плясать жены старших царевичей.
Как махнули своими левыми рукавами — всех гостей забрызгали; как махнули правыми — костями-огрызками осыпали, самому царю костью чуть глаз не выбили. Рассердился царь и приказал их выгнать вон из горницы.
Когда пир был на исходе, Иван-царевич улучил минутку и побежал домой. Разыскал лягушечью кожу и спалил ее на огне.
Приехала Василиса Премудрая домой, хватилась — нет лягушечьей кожи! Бросилась она искать ее. Искала, искала — не нашла и говорит Ивану-царевичу:
— Ах, Иван-царевич, что же ты наделал! Если бы ты еще три дня подождал, я бы вечно твоею была. А теперь прощай, ищи меня за тридевять земель, за тридевять морей, в тридесятом царстве, в подсолнечном государстве, у Кощея Бессмертного. Как три пары железных сапог износишь, как три железных хлеба изгрызешь — только тогда и разыщешь меня…
Сказала, обернулась белой лебедью и улетела в окно.
Загоревал Иван-царевич. Снарядился, взял лук да стрелы, надел железные сапоги, положил в заплечный мешок три железных хлеба и пошел искать жену свою, Василису Премудрую.
Долго ли шел, коротко ли, близко ли, далеко ли — скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается, — две пары железных сапог износил, два железных хлеба изгрыз, за третий принялся. И повстречался ему тогда старый старик.
— Здравствуй, дедушка! — говорит Иван-царевич.
— Здравствуй, добрый молодец! Чего ищешь, куда путь держишь?
Рассказал Иван-царевич старику свое горе.
— Эх, Иван-царевич, — говорит старик, — зачем же ты лягушечью кожу спалил? Не ты ее надел, не тебе ее и снимать было!
Василиса Премудрая хитрей-мудрей отца своего, Кощея Бессмертного, уродилась, он за то разгневался на нее и приказал ей три года квакушею быть. Ну, да делать нечего, словами беды не поправишь. Вот тебе клубочек: куда он покатится, туда и ты иди.
Иван-царевич поблагодарил старика и пошел за клубочком.
Катится клубочек по высоким горам, катится по темным лесам, катится по зеленым лугам, катится по топким болотам, катится по глухим местам, а Иван-царевич все идет да идет за ним — не остановится на отдых ни на часок.
Шел-шел, третью пару железных сапог истер, третий железный хлеб изгрыз и пришел в дремучий бор. Попадается ему навстречу медведь.
«Дай убью медведя! — думает Иван-царевич. — Ведь у меня никакой еды больше нет».
Прицелился он, а медведь вдруг и говорит ему человеческим голосом:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Когда-нибудь я пригожусь тебе.
Не тронул Иван-царевич медведя, пожалел, пошел дальше.
Идет он чистым полем, глядь — а над ним летит большой селезень.
Иван-царевич натянул лук, хотел было пустить в селезня острую стрелу, а селезень и говорит ему по-человечески:
— Не убивай меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
Пожалел Иван-царевич селезня — не тронул его, пошел дальше голодный.
Вдруг бежит навстречу ему косой заяц.
«Убью этого зайца! — думает царевич. — Очень уж есть хочется…»
Натянул свой тугой лук, стал целиться, а заяц говорит ему человеческим голосом:
— Не губи меня, Иван-царевич! Будет время — я тебе пригожусь.
И его пожалел царевич, пошел дальше.
Вышел он к синему морю и видит: на берегу, на желтом песке, лежит щука-рыба. Говорит Иван-царевич:
— Ну, сейчас эту щуку съем! Мочи моей больше нет — так есть хочется!
— Ах, Иван-царевич, — молвила щука, — сжалься надо мной, не ешь меня, брось лучше в синее море!
Сжалился Иван-царевич над щукой, бросил ее в море, а сам пошел берегом за своим клубочком.
Долго ли, коротко ли — прикатился клубочек в лес, к избушке. Стоит та избушка на курьих ножках, кругом себя поворачивается.
— Избушка, избушка, повернись к лесу задом, ко мне передом!
Избушка по его слову повернулась к лесу задом, а к нему передом. Вошел Иван-царевич в избушку и видит: лежит на печи баба-яга — костяная нога. Увидела она царевича и говорит:
— Зачем ко мне пожаловал, добрый молодец? Волей или неволей?
— Ах, баба-яга — костяная нога, ты бы меня накормила прежде, напоила да в бане выпарила, тогда бы и выспрашивала!
— И то правда! — отвечает баба-яга.
Накормила она Ивана-царевича, напоила, в бане выпарила, а царевич рассказал ей, что он ищет жену свою, Василису Премудрую.
— Знаю, знаю! — говорит баба-яга. — Она теперь у злодея Кощея Бессмертного. Трудно будет ее достать, нелегко с Кощеем сладить: его ни стрелой, ни пулей не убьешь. Потому он никого и не боится.
Рассказала баба-яга Ивану-царевичу, как к тому дубу пробраться. Поблагодарил ее царевич и пошел.
Долго он по дремучим лесам пробирался, в топях болотных вяз и пришел наконец к Кощееву дубу. Стоит тот дуб, вершиной в облака упирается, корни на сто верст в земле раскинул, ветками красное солнце закрыл. А на самой его вершине — кованый ларец.
Смотрит Иван-царевич на дуб и не знает, что ему делать, как ларец достать.
«Эх, — думает, — где-то медведь? Он бы мне помог!»
Только подумал, а медведь тут как тут: прибежал и выворотил дуб с корнями. Ларец упал с вершины и разбился на мелкие кусочки.
Выскочил из ларца заяц и пустился наутек.
«Где-то мой заяц? — думает царевич. — Он этого зайца непременно догнал бы…»
Не успел подумать, а заяц тут как тут: догнал другого зайца, ухватил и разорвал пополам. Вылетела из того зайца утка и поднялась высоко-высоко в небо.
«Где-то мой селезень?» — думает царевич.
А уж селезень за уткой летит — прямо в голову клюет. Выронила утка яйцо, и упало то яйцо в синее море…
Загоревал Иван-царевич, стоит на берегу и говорит:
— Где-то моя щука? Она достала бы мне яйцо со дна морского!
Вдруг подплывает к берегу щука-рыба и держит в зубах яйцо.
Обрадовался царевич, разбил яйцо, достал иглу и отломил у нее кончик. И только отломил — умер Кощей Бессмертный, прахом рассыпался.
Пошел Иван-царевич в Кощеевы палаты. Вышла тут к нему Василиса Премудрая и говорит:
— Ну, Иван-царевич, сумел ты меня найти, теперь я весь век твоя буду!
Выбрал Иван-царевич лучшего скакуна из Кощеевой конюшни, сел на него с Василисой Премудрой и воротился в свое царство-государство.
И стали они жить дружно, в любви и согласии.