Царевна лягушка смысл чему учит

Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть фото Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть картинку Царевна лягушка смысл чему учит. Картинка про Царевна лягушка смысл чему учит. Фото Царевна лягушка смысл чему учит

Чему учит сказка «Царевна лягушка»?

Сказки — уникальный жанр, который всегда нас чему-то учит на примере своих сказочных персонажей. Самое главное, сказки дети с удовольствием слушают и часто подражают положительным героям, представляя себя на их месте. У каждой сказки имеется мораль, она поучает и наставляет. Не исключение и Царевна лягушка.

Чему учит сказка кратко

Читая или слушая сказку, сначала мы просто следим за жизнью героев, за их приключениями и переживаем за их будущее счастье. Сказка захватывает уже с первых строк и от нее сложно оторваться. Однако это не просто интересное произведение, оно поучительное.

Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть фото Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть картинку Царевна лягушка смысл чему учит. Картинка про Царевна лягушка смысл чему учит. Фото Царевна лягушка смысл чему учит

Стоит внимательно перечитать сказку Царевна лягушка, как тут же можем получить несколько жизненных уроков. Уже вначале сказки я увидела, как с помощью героев она учит читателей доверять другому человеку. Особенно, если это твоя вторая половинка и вы строите с ней семейную жизнь. Вот если бы Иван доверял своей суженной и не спалил бы лягушачью шкурку, то и не пришлось бы идти к Кощею.

Царевна лягушка учит тому, что не нужно судить о человеке по его внешности, ведь за неказистым видом можно проглядеть рукодельницу и на все руки мастерицу.

Еще сказка учит бороться за свое счастье, не бояться пробираться через тернии и преодолевать преграды. Ведь не зря же в народе говорят, что только в борьбе можно обрести свое счастье. К тому же сказка Царевна лягушка, как и многие другие сказки, учит доброте, где на примере героев и сказочных персонажей мы видим, что за добро платят добром.

Может кому-то покажется, что на этом все уроки заканчиваются, но я увидела еще один совет. Он читается в сказке между строк. Сказка советует не браться за те дела, в которых вы ничего не смыслите. В противном случае и дальше будут продолжать лететь косточки в лоб вместо прекрасных лебедей.

Источник

Русская народная сказка «Царевна-лягушка»

Читательский дневник по русской народной сказке «Царевна-лягушка»

Название произведения: «Царевна-лягушка».

Жанр произведения: народная волшебная сказка.

Главные герои: Иван-царевич, Лягушка — она же Василиса Премудрая.

Второстепенные герои: Царь, братья, невестки, Баба-Яга

Характеристика главных героев:

Иван-царевич — добрый, доверчивый.

Считал, что ему не повезло, но не бросал свою лягушку.

Василиса — мудрая, находчивая и верная жена.

Была лягушкой, превратилась в прекрасную царевну.

Характеристика второстепенных героев:

Старшие братья и невестки — завистливые и гордые.

Царь — хитрый, мудрый, хотел счастья сыновьям.

Баба-яга — мудрая женщина, волшебница.

Краткое содержание сказки «Царевна-лягушка»

Решил царь женить сыновей и велел пустить им стрелы наугад.

Старшим братьям достались невесты купеческие да боярские, а младшему попалась лягушка.

Решил царь проверить невесток. Приказал хлеб испечь.

Жёны старших братьев невкусный хлеб испекли.

А лягушка превратилась в Василису Премудрую, и шикарный каравай приготовила.

Велел царь невесткам ковры выткать.

У жён старших братьев ничего не получилось, а Василиса отличный ковёр выткала, на котором всё царство показала.

Позвал царь невесток на пир.

Превратилась лягушка в красавицу, всех на пиру затмила своей красотой, и мудростью.

Да только Иван поспешил домой и сжёг её шкурку лягушачью.

Обернулась Василиса голубкой и улетела.

Отправился Иван её искать.

Встретил по дороге различных животных, но пощадил их.

И звери ему помочь обещали.

Помогли Ивану медведь, заяц и щука добыть яйцо со смертью Кощея.

Достал Иван иголку и сломал.

Умер Кощей, а Василиса к Ивану вернулась.

Стали они жить счастливо и в любви.

План сказки:

Основная мысль сказки «Царевна-лягушка»

Главная мысль сказки заключается в том, что не стоит человека по его внешности.

Основная идея сказки в том, что свою ошибку нужно уметь исправить.

Ещё одной главной мыслью можно назвать то, что ради любви человек способен преодолеть любые препятствия и трудности.

Чему учит сказка

Сказка учит не судить человека по внешности, а смотреть на его поступки и внутреннюю красоту.

Учит не требовать от человека то, чего он не может выполнить.

Учит ценить своих близких и быть готовым на всё ради них.

Учит бороться за своё счастье и не бояться трудностей.

Учит быть смелыми, отважными, рассудительными и добрыми.

Учит отвечать за свои поступки и думать перед тем, как что-то делать.

Краткий отзыв о сказке «Царевна-лягушка» для читательского дневника

Прочитав эту сказку, я была восхищена смелостью и настойчивостью Ивана, и красотой, и мудростью Василисы.

Эти герои были созданы друг для друга.

Никакие препятствия не могли помешать их счастью.

Сказка очень интересная.

В ней много приключений, волшебных превращений.

В сказке присутствует народный юмор, что делает её ещё более привлекательной.

Главный герой преодолел все трудности и сумел исправить последствия своей поспешности.

Мне понравился Иван.

Царевич был удивлён, когда его стрелу поймала лягушка, но сдержал слово и женился на ней.

И это принесло ему счастье.

Но когда он подумал, что знает секрет жены, то поспешил и всё испортил.

Мне понравилась Василиса, дочь Кощея.

Она была такой умной, что завистливый отец превратил её в лягушку.

Но Василиса и тут сумела найти выход и вышла замуж за царевича.

Я всем советую прочитать эту сказку и подумать о том, что у каждого человека есть свои секреты, которые нужно уметь уважать.

Ведь попытки влезть в чужую душу могут привести к неприятным последствиям.

Пословицы к произведению:

Словарь неизвестных слов:

Отрывок, поразивший меня больше всего:

Не бойтесь, гости дорогие! Это, видно, моя лягушонка в своей коробчонке едет!

Подбежали все к окнам и видят: бегут скороходы, скачут гонцы, а вслед за ними едет золочёная карета, тройкой гнедых коней запряжена.

Подъехала карета к крыльцу, и вышла из неё Василиса Премудрая — сама как солнце ясное светится.

Ещё читательские дневники по русским народным сказкам:

Библиотека русских народных сказок пополняется.

Источник

Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть фото Царевна лягушка смысл чему учит. Смотреть картинку Царевна лягушка смысл чему учит. Картинка про Царевна лягушка смысл чему учит. Фото Царевна лягушка смысл чему учит

В сем давно известно, что в сказках хранится и передаётся из поколения в поколение народная мудрость. Только простым глазом она не всегда видна нашему современнику, ибо передана в традиционных образах. Современные дети в наш компьютерный век в большинстве своём растут на других, чужих образах. Очень долго приходилось русским мудрецам прятать древние знания в народные сказки и песни, ибо опасно было говорить прямо, но через традиционные образы нашей культуры даже дети легко ту мудрость в сказках угадывали и постигали. Со временем же чужая культура и традиции всё прочней пускали корни на русской земле, и сегодня не только детям, но и взрослым людям сложно, читая сказку увидеть её истинный смысл. А для того, чтобы открылась потаённая мудрость, надо родной культурой и традицией интересоваться, тогда многое поймёшь, что в сказке между строк написано.

Всем известна сказка «Царевна – лягушка». Давайте рассмотрим её с позиции русской традиции. Начинается она с того, что царь говорит своим трём сыновьям: «Дети мои милые, возьмите себе по стреле, натяните тугие луки и пустите в разные стороны; на чей двор стрела упадет, там и сватайтесь».

Так, например, Перун несёт энергию справедливости, Велес — мудрости, Макоша — материнства, Леля — юности, влюблённости и красоты и т.д. Но мы знаем, что у любого цвета радуги есть много оттенков. Нас, людей, можно сравнить с этими оттенками, ибо мы — есть проявления этих энергий, каких-то больше, а каких-то меньше. Так в одной семье одни дети больше похожи на маму, другие — на папу, одни — девочки, другие — мальчики, но во всех есть гены обоих родителей. Люди — такие же дети Сварога и Лады, а значит, в нас есть и энергии Сварога и энергии Лады, только в женщина — больше энергий Лады, а в мужчинах — Сварога. И характеры у нас разные: например, кто- то правозащитник (сильны энергии Перуна), кто-то мудрец (сильны энергии Велеса) и т.д.

Свет Рода Всевышнего идёт к нам через солнце, которое наши предки называли Дажбогом, а себя внуками Дажбожими. Действительно, мы живём на этой земле благодаря Солнцу и самой Земле, а значит по факту их дети. К тому же через нас, как и через родных Богов проходит Свет Рода Всевышнего, а значит мы, как и наши родные Боги, как сам Род Всевышний, можем творить мир вокруг себя. Наш дух — частица Бога в нас, принимает Свет Рода Всевышнего и светит, как лампочка, излучая его во внешнюю среду. Этот свет проходит через нашу душу, на которой «нарисованы» определённые образы. Это наши убеждения, представления о мире, наши желания, наши страхи, короче, всё, что накопила наша душа за эту и прошлые жизни. Вот эти образы в нашей жизни и проявляются. Ведь так Род Всевышний творит проявленное бытие: Свет Рода Всевышнего проходит через Дыв и проявляется РодРожанич. А все религии мира твердят нам о том, что человек создан по образу и подобию Бога. А это значит, что в нашей жизни не может случиться ничего, что не «написано» в нашей душе. Поэтому мудрый царь, воспитав из царевичей таких удальцов, «что ни в сказке сказать, ни пером описать», был совершенно уверен, что стрела каждого прилетит именно туда, куда надо. Кроме того, это покажет, кто из царевичей на самом деле готов в будущем стать царём. У кого какие образы в душе, у того такая и жена, у того такое и государство будет.

«Пустил стрелу старший брат — упала она на боярский двор, прямо против девичья терема», и сразу понял царь, что о власти его старший сын мечтает.

«Пустил стрелу средний брат — полетела стрела к купцу на двор и остановилась у красного крыльца, а на том крыльце стояла душа-девица, дочь купеческая», и стало ясно царю, что богатство милее всего его среднему сыну.

«Пустил младший брат — попала стрела в грязное болото, и подхватила её лягушка-квакушка.

Говорит Иван-царевич: «Как мне за себя квакушку взять? Квакушка не ровня мне!».

— «Бери! — отвечает ему царь. — Знать, судьба твоя такова».

Молодой царевич противится, не может сразу принять свою судьбу, но мудрый царь знает, что суженая не может быть не ровней, и оказывается прав. Он даёт невесткам возможность показать себя, и Лягушка демонстрирует самые прекрасные женские качества: заботу о муже, желание сделать всё, чтобы её милый оказался на высоте. Через хлеб и ковёр она демонстрирует прекрасные образы своей души, которые восхищают не только царя, но и всех его подданных, и, наконец, она предстаёт в полном блеске своей красоты и мудрости на балу. И царю становится ясно, что мудрым правителем будет его младший сын! Иван–царевич влюблён в свою жену и за что теперь не готов расстаться со своей лягушкой! Он так боится её потерять, что сжигает её лягушачью кожу, и… тут же теряет свою возлюбленную. Это очень важный момент!

Страх – это очень сильная эмоция. Иван царевич представил, что он может потерять жену и испугался, то есть он увидел образ и наполнил его энергией страха. Этот образ тут же проявился в его жизни: он потерял Василису Премудрую. Все восточные мудрецы учат, что истинная любовь — есть непривязанность. Привязывать себя к кому-то или привязывать кого-то к себе — это лишение человека (или себя) права выбора, лишение его воли. Нельзя насильно удержать любовь! Можно лишь стараться её поддерживать и дарить! Настоящая любовь всегда вызывает ответную любовь, а желание удержать вызывает желание убежать. Любое ограничение извне вызывает внутренний протест. И ещё одна важная деталь: страх мешает любящим людям проявлять искренность, разговаривать открыто, а без этого невозможно построить хорошие прочные отношения. Стоило Ивану царевичу просто спросить свою жену, почему она скрывает свою красоту под лягушачьей кожей, и осталось бы ему ждать всего лишь три дня и три ночи свою красавицу. Но страх заставил его поступить безцеремонно со своей любимой и потерять её.

Вопросы жизни, смерти и бессмертия, а также любви, семьи и сохранения рода всегда волновали человечество, но сейчас стоят особенно остро. Подумаем вместе, зачем наши мудрые предки создали эту волшебную сказку и донесли до нас через века.

Сказочных вам открытий!

Центр славянской ведической культуры «ЖИВой РОДник»

Источник

Чему учит сказка о «Царевне Лягушке»?

Как и каждая сказка, «Сказка о Царевне-лягушке» очень поучительна. Она учит нас многим хорошим ка­чествам. В первую очередь добру и состраданию. Иван-царевич по дороге в Кощеево царство сохраняет жизнь многим животным: медведю, зайцу, селезню, щуке. А ведь он был голоден! Другой бы на его месте, не задумываясь, полакомился зайцем или щукой. А Ивану-царевичу стало их жалко. Он, наверное, поду­мал, что у них есть дети или мамы с папами, и пожалел и тех и других. Зато зло, считает Иван-царевич, необходимо ис­треблять. Поэтому он без всякого сожаления распра­вился со злодеем Кощеем Бессмертным. В то, что животные, которых главный герой не стал убивать, в нужную минуту приходят ему на помощь, так­же вложен тайный смысл — на добро отвечают добром, или, как говорят еще, поможешь ты — помогут тебе. «Сказка о Царевне-лягушке» учит быть снисходи­тельным к другим и самокритичным по отношению к се­бе. Жены старших братьев, как и сами братья, насмеха­ются над Царевной-лягушкой, считают ее недостойной себя. На самом деле она намного лучше справляется со всеми заданиями царя. При этом заколдованная девуш­ка не кичиться своими успехами, а, наоборот, всегда и со всеми скромна и приветлива. Высокомерные и своенравные жены старших бра­тьев получают по заслугам. Царь выгоняет их из замка после того, как они залили всех гостей недопитым ви­ном, а его закидали костями из своих рукавов. Это го­ворит о том, что добро побеждает зло. Еще сказка учит добиваться своей цели несмотря ни на что. Много трудностей на своем пути преодоле­вает младший сын царя, прежде чем находит свою ца­ревну. Другой бы на его месте давно отчаялся, сломил­ся, испугался трудностей. Но доброта, смелость, целе­устремленность Ивана-царевича вознаграждаются — он находит Василису Прекрасную, и живут они долго и счастливо.

Источник

Нравственные смыслы в сказке «Царевна-лягушка»

Народная сказка

Хорошо зная сюжет сказки «Царевна-лягушка», тем не менее всегда с радостью возвращаешься к ней вновь.

Сказка широко распространилась по Руси, как правило, передаваясь устно. Местные пересказчики разнообразили полотно сказки своеобразными деталями и художественными ответвлениями, что предавало фиксации какие-то миросозерцательные представления народа.

Записана сказка довольно давно – в XVIII в. (П. Тимофеев «Сказки русские» 1787), а в знаменитом сборнике А. Афанасьева («Народные русские сказки» 1855 –1863 гг.) имеет целых три интерпретации (записаны в разных губерниях).

Аналогии

По сюжету сказки младшему сыну-царевичу встречается лягушка, которая оказывается заколдованной красавицей девицей Василисой Премудрой. Не сумев преодолеть себя, Иван натворил беду, спалив шкуру. После этого ему выпадают тяжкие испытания через которые он исправляется и в итоге женится на Василисе.

Чем-то этот сюжет напоминает «Сказание о Петре и Февронии»,в котором мудрая Феврония тоже испытывает Петра, тем самым делая его умнее и сильнее.

Иван-царевич

Как часто бывает в русских сказках, главный герой – это младший сын в семье (как правило третий). К слову сказать, Емеля-дурачок из сказки «По щучьему велению» тоже был младшим (читайте подробнее статью: Почему Емеля не дурак). А как известно, царство завещается старшим сыном. Таким образом, несмотря на то, что Иван – царский сын, претендовать на царство он не может, что предрекает его на участь поиска возможностей и случая. И такой случай ему предоставился.

Интересно, что в интерпретации сказки П. Тимофеева, все три сына равны, так как родились от разных матерей, при этом царь сам решает кому из них завещать царство.

Если посмотреть более глубоко на образ Ивана, то, можно сказать, что не обладая опытом или личными качествами (в сказке об этом не упоминается), он открыт для постижения мира. Его поиск, сначала стрелы (по одному из вариантов, он искал ее три дня), а потом Василисы очень символичен. Аллегорически, можно сказать, что Иван-царевич – это образ человека, ищущего истину или мудрость, которая воплощена в сказке героиней Василисой Премудрой.

Иван-царевич – неудачливый в миру человек: он царевич, но младший, он пустил стрелу, а та упала в болото. Это внешняя сторона образа Ивана-царевича, которую видят все окружающие, но это не главное.

После того как его настигает очередная беда и он приносит домой лягушку вместо невесты, оказывается, что та самая лягушка лишь днем лягушка, а вечером превращается в красавицу девицу, но эту тайну никто до поры до времени не знает. Заметьте, что во многих вариантах сказки имя девицы не раскрывается сразу, т. е. тайна сохраняется до момента исполнения Иваном предназначенных ему испытаний, пройдя которые он узнает, что девицу зовут Василисой Премудрой.

Таким образом, в сказке идет противопоставление внешней, видимой жизни и внутренней, скрытой, которой должен отдаваться приоритет.

Почему Премудрая

Образ Василисы Премудрой по-разному раскрывается в многочисленных версиях сказки: в некоторых, Василиса выполняет сложные задания Царя либо с помощью внешних сказочных сил, либо, как вариант, сама (ткет рубашку или ковер, печет хлеб и т.п). Здесь дается понимание того, что героиня обладает знаниями или умениями, которые помогают ей выполнить все с достоинством.

В Толковом словаре русского языка В. И. Даля мудрый означает основанный на добре и истине; праведный, соединяющий в себе любовь и правду; в высшей степени разумный и благонамеренный. Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая, т. е. мудрая в превосходительной степени. Безусловно, так могли наречь только праведного человека. Но какой смысл образа премудрой девицы в сказке? Мудрый человек – это светильник, который показывает дорогу идущему, от этого света должен возгореться и сам идущий. В нашем случае, под идущим, подразумевается конечно же Иван-царевич.

Но Иван-царевич словно не замечает мудрости Василисы. Можно сказать, что ум Ивана-царевича еще не проснулся, что подтверждается тем, что он сжег шкуру лягушки не думая и не понимая последствий: гордыня заслепила ему глаза, после удачного появления царевны-лягушки во дворце. Желание внешнего успеха возобладало на внутренней стороной жизни, что привело к горю. Вот такой печальный урок можно извлечь из сказки: не стремится делать все напоказ, а прежде всего внимать себе.

Скорее в назидание, а не исполняя волшебную волю, Лягушка-царевна улетает за тридевять земель в тридесятое царство (т. е. очень далеко и неизвестно куда) для того чтобы испытать царевича, т. к. ему предстоит нелегкая дорога, которая научит его уму-разуму.

Ивану-царевичу не остается ничего другого как идти искать царевну: «сколько волею, а вдвое того неволею». В одной версии сказки, он искал лягушку пока не «износил железные сапоги и не сглодал три просвиры железных». Здесь слово «железный» скорее употреблено чтобы подчеркнуть суровость и трудность выпавших испытаний. Оказалось, что Иван-царевич обладает морально-волевыми качествами, о которых, может быть, он и не знал. После такого изнурительного подвига, его сердце оказалось готовым к милосердию, ведь не случайно он отпустил всех встретившихся животных, которых он хотел употребить в пищу. Этот путь Ивана-царевича показывает его созревание как человека, ведь по-настоящему человеком можно стать только преодолев себя.

Другим немаловажным смыслом является то, что добро может быть безвозмездным, и, как правило, имеет качество возвращаться. Вспомните, все животные которых Иван-царевич отпустил, помогают тому достать яйцо (со смертью кощеевой), а баба-яга и её сестры (сёстры присутствуют не во всех вариантах сказки) помогают и того больше – без корысти.

В заключение

Пройдя все пути и испытания, Иван-царевич добивается Василисы Премудрой, т. е. стал ее достоин, вырос духом и сердцем. А та, несмотря на то, что обладала мудростью, проявила смирение и покорилась своему избранному. Вот как заканчивается один из вариантов сказки:

Иван-богатырь стал просить Василису Премудрую в свое государство, но она говорила: «Любезный Иван-богатырь, когда я сказала, что отдаюсь в твою волю, то я готова всюду ехать, куда ты желаешь».

Вот после этой фразы становится понятно почему Василиса не просто мудрая, но пре-мудрая!

Советские интерпретации

В Советский период было снято несколько мультфильмов и даже фильм-сказка на тему сказки «Царевна-лягушка». Конечно, лучшим знакомством со сказкой будет ее прочтение. Мультфильмы и фильм несколько редуцируют нравственные смыслы сказки, и даже более: создают новую, упрощенную подоплеку, которая выражается в облегченных нравственных категориях.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *