Царицыно что было раньше
История Царицыно: загадка царской усадьбы XVIII века
Царицыно является одной из самых необычных и красивейших усадеб Москвы. История Царицыно причудлива и полна неожиданных событий, взлетов и падений. Тайна Царицыно так и не разгадана, она связана с именем российской императрицы Екатериной II.
Именно по указу Екатерины для нее был создан пейзажный парк и архитектурный комплекс, названый Царицыно. Сейчас здесь расположен современный и популярный парк «Царицыно», сохранивший следы былой прелести.
История Царицыно
История Царицыно началась в 1755 году, когда Екатерина II приехала в Москву. Проезжая в Коломенское, она восхитилась красотой усадьбы «Черная грязь», принадлежащей князю Сергею Дмитриевичу Кантемиру. Императрица купила усадьбу и переименовала ее в «Царицыно».
Василий Баженов
Для строительства новой резиденции Екатерина нанимает придворного архитектора Василия Баженова. Ему она поручает создание пейзажного парка и дворцовых построек в мавританском стиле.
Баженов в течение 10 лет с увлечением строит царскую усадьбу. По его замыслу архитектурные постройки должны выглядеть, как россыпь построек, естественно вписывающиеся в ландшафт старинного парка. Используемые стройматериалы — красный кирпич и белый камень.
Строятся рядом стоящие императорские дворцы: для государыни и ее сына-наследника Павла, несколько позднее дворец поменьше — для внуков. Они являлись главным дворцовым корпусом.
Кроме них Средний и малый дворец для Екатерины, Большой Кавалерский корпус — главнейшее здание в ансамбле, для придворных императрицы, Кухонный корпус (Хлебный дом), три кавалерских корпуса, камер-юнгферский корпус, а также павильоны и мосты, распланирован пейзажный парк.
Большой мост через овраг
Большой мост через овраг — это парадный мост с арочными пролетами длиной 80 метров, дошедшее до нас выдающееся творение Василия Баженова.
В условиях скудного финансирования архитектору приходится брать кредиты на себя, чтобы продолжать стройку. Ему приходится постоянно писать письма чиновникам о выделении дополнительных средств.
Весь проект согласовывается с Екатериной II письменно, к 1785 году он практически готов, не хватает только отделки зданий, так как заказчица никак не может ответить, что для этого выбрать. Также не построены Башня с часами и Конюшенный корпус, так как не было дано согласия на это.
5 июня 1985 года Екатерина приезжает в Москву и впервые видит наяву творение Баженова. Пробыв в усадьбе немного времени и посмотрев часть помещений императрица покидает Царицыно. Приговор ее был суров: нужны кардинальные перестройки главных дворцов, так как потолки слишком низкие, комнаты тесные, лестницы узкие, залы темные. Вместо триумфа выдающийся архитектор получает опалу.
Решение Екатерины II перестроить полностью готовые постройки, предварительно одобренные ею же, было беспрецедентным. Причина такого решения до сих пор не ясна и остается главной тайной царицынской усадьбы. Василий Баженов был отстранен от дальнейшего строительства, проект был передан его ученику и помощнику Матвею Казакову. Для Баженова это, безусловно, стало личной драмой. От должности придворного архитектора он был отстранен.
Загадка Царицыно
Историки называют несколько возможных причин, почему Екатерина II отвергла постройки Баженова, какая из них верная, доподлинно неизвестно.
Первая причина
Связь архитектора Василия Баженова с масонской ложей и ее руководителем, журналистом и общественным деятелем Николаем Новиковым. Екатерина жестоко расправилась с Новиковым, отправив его на 15 лет в Шлиссельбургскую крепость без суда, не найдя ни одного преступления за ним. Это кстати, еще одна загадка Екатерины Великой, чем ее так разгневал талантливый просветитель. Новикова выпустит из тюрьмы император Павел, после смерти матери. Что касается Баженова, то после обысков, в результате которых запрещенной литературы не было найдено, он избежал ареста и продолжил деятельность архитектора.
Вторая причина
Императрице просто не понравились дворцы. За 10 лет стройки вкус Екатерины поменялся и «нежная готика» Баженова была отвергнута императрицей, тяготевшей к классицизму.
Третья причина
Екатерина охладела к Царицыно, потому что увлеклась новой стройкой — дворцовым-парковым комплексом «Пелла», строящимся на берегу Невы (территория города Отрадное, Ленинградская область). В 1784 году она приобрела мызу Ивановскую, где с большим воодушевлением началось строительство нового фаворита. Пеллу постигла еще более трагичная судьба, чем Царицыно — после смерти Екатерины по указу императора Павла все постройки были разобраны. Пелла была любимым местом отдыха Екатерины, за что и поплатилась от рук ее мстительного сына.
Четвертая причина
Екатерина не хотела жить в Москве, ей были милее пригороды Санкт-Петербурга. Именно поэтому стройка с новым архитектором длится еще 10 лет, финансируется тоже от случая к случаю. Интерес к Царицыно полностью утрачен, стройка никак не не может завершиться.
Матвей Казаков
Через полгода Казаков представил новый проект дворца, который получил одобрение. Баженовские дворцы для императрицы, наследника и его детей были полностью разобраны, а также камер-юнгферский корпус. Матвей Казаков строит роскошный дворец в стиле классицизма с элементами готики: арочные окна, остроконечные башни.
Большой дворец
Новый дворец строится медленно из-за недостаточного финансирования. В 1793 году императрица приказывает в целях экономии убрать третий этаж и тронный зал. Разобран Большой Кавалерский корпус на стройматериалы.
После смерти Екатерины
В 1796 году Екатерина умирает. К этому времени Большой дворец готов не полностью, крыша перекрыта временной черной кровлей, помещения еще без отделки. Новый император Павел приехал в Царицыно в 1797 году, усадьба ему не понравилась, что было предсказуемо, все что относилось к его матери было ему ненавистно, последовал указ никакого строительства не вести. Все последующие императоры не выказали желания достроить Большой дворец и использовать по назначению.
В начале XIX века Царицыно становится популярным местом для прогулок публики. Некоторые царские постройки переоборудывают в трактиры и гостиницы. По проектам ученика Василия Баженова — архитектора Ивана Еготова строятся романтичные павильоны, беседки, гроты, башня-руина. В павильонах устанавливают столы и стулья для отдыха публики.
Беседка «Храм Цереры»
В конце XIX века постройки превращаются в дачи и утрачивают исторический вид: к ним пристраивают террасы и сараи. Возникает дачный поселок Новое Царицыно, в котором живет много знаменитостей.
После революции 1917 года на территории Царицыно создается поселок Ленино. В некоторых дворцовых зданиях размещаются коммунальные квартиры, клуб, дом культуры, музей. В 1960 году Ленино вошло в состав Москвы.
Усадьба Царицыно возникла по прихоти Екатерины II, но несмотря на 20-летнюю стройку и смену проектов, императрица не захотела здесь жить. Никто из императорской семьи так и не нарушил покой опальной усадьбы. Царицыно за всю свою многолетнюю историю не стало московской императорской резиденцией, хотя оно заслуживало этого не менее, чем Петергоф, Гатчина, Царское село, Павловск или Ораниенбаум.
Большой дворец, руины
Многие годы Царицыно было окутано романтично-таинственной ореолом из-за его живописных руин и старинного запущенного парка. Громадная руина Большого дворца постепенно растворялась в пейзаже. После того, как Лужков решил навести порядок в Царицыно, не считаясь с историческим наследием, как он делал это не раз, парк стал многолюдным и шумным. Теперь это обычный современный увеселительный парк, любимый публикой. Здесь проходят выставки, концерты, светомузыкальные представления, магия Царицына утрачена навсегда.
Тайны и загадки Царицыно
Про это место существует огромное количество мифов и легенд. Говорят, есть даже мистический смысл в истории Царицынского дворца. И даже личная трагедия архитектора Баженова связана с погребальными ритуалами древних вятичей, курганы которых до сих пор возвышаются в этих местах.
История возникновения усадьбы Царицыно
Местность получила нынешнее название в 18 веке. До этого здесь располагалось небольшое поселение Богородское. Принадлежало оно сестре Бориса Годунова, Ирине. Позже, в период польской оккупации деревня почти полностью сгорела.
Образовавшееся после пожара новое поселение назвали Черной Грязью. У этого названия тоже есть своя история. Сохранились сведения, что тут действительно были целебные грязевые источники. И даже царские особы получали от них исцеление, благодаря чему и стали они стремиться в эти места.
Изначально землями владели бояре Стрешневы, затем Голицыны. В 1712 году Петр І пожаловал эти земли молдавскому князю Дмитрию Кантемиру в качестве подарка за союзническую помощь в войне с турками и компенсации за утраченный престол.
Но все было не так просто, как может показаться. У князя была дочь, к которой Перт Первый имел интерес и благополучно его удовлетворил. А потом просто забыл про нее. Но на жизнь княжеской дочери это наложило неизгладимый отпечаток, и она прокляла Петра и эту землю.
Екатерина ІІ обратила внимание на места с целебной грязью в 1775 году во время конной прогулки по окрестностям Коломенского. Тогдашней оно было летней царской резиденции, но Екатерина почему-то Коломенское недолюбливала.
Новую летнюю резиденцию было решено строить в этом живописном месте. В то время хозяином этих земель был сын Дмитрия Кантемира, Сергей. По воспоминаниям современников, не самый приятный тип. Обожал карточные игры, но играть при этом толком не умел.
Строить новый летний дворец было поручено архитектору Василию Баженову. Он с радостью с принялся за работу. Буквально через несколько месяцев недалеко от курганов вырос небольшой деревянный дворец. Тем же летом его посетила сама императрица в компании со своим фаворитом князем Григорием Потемкиным.
Строительство комплекса зданий новой императорской резиденции заняло у Баженова более 10 лет. Считается, что именно здесь родился стиль, который позже назовут «русской готикой».
Строительство требовало больших денег. Есть свидетельства, что Баженов выходил за рамки сметы, и ему приходилось тратить собственные средства на продолжение работ. Из-за финансовых проблем имение жены архитектора и дом в Москве были проданы, а сами Баженовы переехали в казенный домик в «Царицыно». А когда дворец был практически завершен, с проверкой внезапно приехала сама императрица.
И тут выяснилась неприятная деталь. Для Баженова в архитектуре была важна внешняя красота и гармония. А для императрицы — удобства и комфорт.
По легенде, при осмотре дворца Екатерина не обнаружила ни одного туалета. В итоге Екатерина приказала разобрать резиденцию до основания и возвести новое здание. По истине, уникальный случай!
Истинные причины такого странного поступка императрицы до сих пор остаются темой для обсуждений. Одна из самых популярных версий гласит, что ей не понравилось большое количество в декоре дворцового комплекса масонских знаков.
Конечно сомнительно, что сама по себе символика общества «вольных каменщиков» могла стать причиной такого радикального решения императрицы. Скорее, дело было в том, что сам Баженов входил в масонскую ложу, причем имел достаточно высокий градус посвящения.
В итоге строительство нового дворца поручили Матвею Казакову – ученику Баженова. Для теперь уже бывшего архитектора это стало настоящей трагедией. Годы напряженной работы, мечты о дворце, который прославит его на века, обернулись крахом и профессиональным понижением.
Хотя, забегая вперед, можно сказать, что и творение Матвея Казакова ждала не самая лучшая судьба. Дворец был еще не достроен, когда умерла Екатерина, а взошедший на престол Павел І этим проектом не заинтересовался. Строительство было приостановлено и имение постепенно приходило в запустение.
При Александре I в 1803 году Царицыно превратилось в место для прогулок. А спустя еще пару десятков лет недалеко от дворцового комплекса началось строительство дач. Местность постепенно заселялась чиновниками и творческой интеллигенцией.
Произошла революция и в Царицыно поселился пролетариат. В хлебном доме организовали коммуналки практически без удобств. Печное отопление, туалеты во дворе, за водой на колонку.
Время было трудное, условия жизни тоже не легкие, о аномальных зонах говорить перестали. Зато на территории парка появились огороды и подсобные хозяйства.
Реконструкция Царицино
К началу двухтысячных дворец пришел в критическое состояние. По сути это были уже одни развалины, заваленные мусором.
В 2007 году было принято решение о реконструкции всего паркового комплекса. И это был уже фактически третий по счету дворец в Царицыно.
К тому времени от большого дворца остались только стены. Все остальное пришлось строить заново. Кто-то говорит, что памятник архитектуры фактически уничтожен, другие специалисты считают, что здесь сохранилось много подлинного.
Спорить тут можно долго, а можно самому приехать и посмотреть, как сейчас выглядит это удивительное место. Если конечно вы живете в Москве.
Достопримечательности парка Царицыно
Их тут не мало. Есть архитектурные, а есть природные. Но мы поговорим о самых таинственных и загадочных.
Чертова Лестница
Одна их достопримечательностей Царицынского парка – башня под названием Руина. Она не такая древняя, как может показаться. Ее построили в начале XIX века, когда в моде были сооружения, имитирующие древние развалины.
Такие постройки должны были создавать особое, романтическое настроение у гуляющих в парке.
Никаких страшных историй или мрачных тайн, связанных с башней я не слышал. Единственное что, говорят к концу XIX века ступеньки стали разрушаться, и было несколько случаев падения, гуляющих с башни. Про их состояние на момент происшествия история умалчивает. Но Руину стали называть «Чертовой лестницей».
В советское время башню стали активно использовать для тренировок скалолазы.
Интересный факт из истории парка. Скалолазы использовали для отработки навыков и тренировок практически все объекты парка, даже стены Большого Дворца, практически на протяжении шестидесяти лет.
Курганы вятичей
Древние славянские племена населяли эту местность еще в XI-XII веках. В глубине парка до сих пор возвышаются курганы вятичей.
Курганы в Царицынском лесопарке начали изучать еще в XIX веке. Теперь уже доподлинно известно, что те древние племена хоронили своих мертвых в курганах, которые представляли из себя высокие насыпи над могилами.
Здесь находили много интересных вещей, благодаря которым удалось воссоздать быт и нравы того времени. В основном это фрагменты украшений и керамики.
Курганы изучают уже давно, но специалисты уверяют, что древние погребения принесут еще немало сенсаций. Ведь некоторые захоронения до сих пор остались нетронутыми. Среди курганов Царицыно есть еще не раскопанные, есть курганы, которые были разграблены в прошлом или полу раскопаны. Но даже они могут дать информацию.
В наши дни эти места так же являются священными для язычников. Тут существует и функционирует самое настоящее капище.
Есть в лесу поляна, на которой сходятся два мира: мир живых и мир мертвых. По крайней мере, так говорят многие кто способен тонко чувствовать энергетику этих мест.
«На стыке жизни и смерти есть нечто между мирами, нечто такое, где обе стороны открыты, и человек тут обладает другой степенью свободы. То есть он иначе дышит. Он открыт и тому, и этому миру».
Вот такое определение этих мест я нашел в интернете.
Капище в современном виде существует тут уже давно. Изображения языческих богов воздвигли в июне 1995 года. К тому времени как раз закончились очередные раскопки. Сейчас на поляне в Царицынском лесу стоят деревянные Велес, Лада и Даждьбог.
Это уже далеко не первые по счету чуры. Периодически их уничтожают религиозные фанатики или просто хулиганы.
Считается, что как раз по этой причине здесь и существует сильная геопатогенная зона. Для этих мест совсем не редкость внезапные пожары. Случаются они слишком часто чтобы можно было списать это на разовый несчастный случай.
Почти достроенный дворец Казакова сгорел при неясных обстоятельствах. Хозяйственные постройки, в которых размещались различные учреждения, горели чуть ли не каждый год. В феврале 2008 сгорел оранжерейный комплекс. В январе 2010 огнем уничтожен барак, построенный на месте дачи председателя первой Государственной Думы, по давней традиции называвшейся «дачей Муромцева».
Но не смотря на все это, люди идут сюда постоянно. Как будто что-то манит провести здесь время, прогуляться по тенистым липовым аллеям.
Я думаю, что прекрасная природа, сильная энергетика, а так же запах свежести леса и древней тайны манит сюда толпы отдыхающих каждый день.
Легенды Царицыно
Легенд, связанных с этими местами существует не мало. Часть из них передавались на словах, часть найдена в письменных источниках. Сегодня все они собраны в интернете на разных сайтах. Я собрал в этой статье самые интересные.
Черная Грязь
В конце 16 века на месте сегодняшнего Царицыно находилось село Богородское, вотчина царицы Ирины сестры Бориса Годунова.
Согласно легенде, деревня сгорела. После этого поселение назвали Черной Грязью. Только уничтожение деревни не единственное, что погибло в этих местах. Из уст в уста передается предание о том, что царица Ирина не могла родить наследника, все беременности заканчивались выкидышами. Лишь один раз ей удалось выносить и родить девочку, но и она умерла в младенчестве.
Люди стали говорить, что не родится на этой земле ничего. Пошли слухи что она выжжена и убита с помощью колдовства.
Верить в колдовство или нет, личное дело каждого. Но все, кто в дальнейшем владел Черной Грязью — Стрешневы, Голицыны, Кантемир – не оставили потомства, их род прекратился.
Проклятие Стрешнева
Сохранилось предание, что Семен Стрешнев, к которому Черная Грязь перешла по наследству, знал о проклятии этих мест. Что бы избавиться от проклятия он обратился за помощью к сильному колдуну, чтобы тот снял проклятье. Колдун предупредил, что это будет сделать совсем непросто, но согласился.
Предположительно, колдуну не дали довести начатое до конца. Он был схвачен по доносу местных жителей. Сам Стрешнев был обвинен в связи с колдунами и проклят патриархом Никоном.
Странное решение Екатерины II
Как известно, Екатерина II после покупки Черной Грязи меняет название на более благозвучное – Царицыно. Но изменилась ли от этого судьба усадьбы?
При ее жизни история усадьбы известна – она не стала местом, где кипит жизнь. Заброшенная и недостроенная усадьба с парковой зоной так и оставалась долгое время пустой и заброшенной.
Загадкой для историков и исследователей Царицыно являются вопросы:
Официально на эти вопросы ответ так и не найден. Но есть не официальные версии, иначе говоря, легенды.
Судьба архитектора Баженова
Нет сомнений в том, что архитектор Баженов знал о проклятии этого места. Но проект был для него очень важным и масштабным. Он верил, что его сил и таланта хватит, чтобы справиться со сложной энергетикой этих мест. К тому же он состоял в масонской ложе.
В те времена масонство еще не выродилось в полностью политические движение, еще существовало оккультное масонство, и Баженов как раз и был из тех самых «настоящих» вольных каменщиков.
Масоны предложили в качестве защиты расположить их символы на фасадах строящихся объектов. Это должно было стать и защитой от старого проклятья, и демонстрацией силы масонов.
Но вышло как раз наоборот. Считается, что именно наличие масонских знаков не понравилось императрице, и именно поэтому она велела разрушить главный корпус дворца.
Возможно, Екатерине не понравилось, что Баженов-масон подружился с ее сыном Павлом I. Она понимала, что Баженов действует в интересах ложи. Именно поэтому она разочаровалась в своем, когда-то любимом архитекторе, и приказала разрушить его главное творение.
Но это лишь предположения.
Еще одно проклятие
Говорят, что Баженов, отстраненный от работы над главным строительством всей своей жизни, обратился к колдуну или к высшим иерархам масонской ложи, с просьбой проклясть это место. Он хотел, чтобы никто и никогда не смог здесь ничего построить. По слухам, он получил отказ, так как, что никто не может проклясть это место больше, чем оно уже проклято.
Тот факт, что Казакову не удалось достроить дворец, подтверждает эту легенды.
Легенд и загадок вокруг Царицыно не мало. И как ни странно, история большинство из них подтверждает.
Уже более десяти лет:
Изучаю история карт Таро и их практическое применение в современном мире. Гадаю, консультирую, разбираю ситуации.
Делаю руны и работаю с ними. Практика и теория рунической системы.
Загадки Царицыно. Что скрывает усадьба, в которой отказалась жить Екатерина II?
Экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» рассказала о самых интересных уголках знаменитой усадьбы, показала, где отыскать некрополь вятичей и таинственные масонские символы, и объяснила, что же такое «русская готика».
Прогуляться по обширному парку с уютными беседками, тенистыми аллеями и памятниками, спуститься вниз по склону и полюбоваться прудом, где летом плавают лебеди и возвышается самый настоящий остров, и, конечно, застыть перед грандиозным дворцом XVIII века, который предназначался для самой Екатерины Великой, – всё это можно сделать, пройдя буквально пару шагов от станции метро «Царицыно».
Сегодня это – излюбленное место для прогулок москвичей и приезжих, здесь регулярно проводятся экскурсии и различные культурно-развлекательные мероприятия. Кроме того, не стоит забывать, что Царицыно имеет статус государственного музея-заповедника, и во время поездки сюда советую обязательно пройтись по выставочным залам. В каждом павильоне есть своя неповторимая экспозиция, которая рассказывает об истории этого места, начиная с самых древних поселений, появившихся здесь около 4 000 лет назад.
Забавно, но когда-то эта местность носила отнюдь не царское название – «Черная Грязь». С XVII века эти земли принадлежали в основном русским царям или их фаворитам. Здесь строил свои хоромы боярин Стрешнев – тесть первого русского царя Михаила Романова. Царь Алексей Михайлович приписал Черную Грязь к своей подмосковной резиденции Коломенское. Затем она перешла к Василию Голицыну – фавориту царевны Софьи – и его сыну Алексею. Голицыны с размахом построили себе новую усадьбу – трехъярусные хоромы с галереями.
После воцарения Петра I Голицыных отправили в ссылку, а Петр подарил Черную Грязь своему союзнику в Русско-турецкой войне – молдавскому правителю Дмитрию Кантемиру. Тот выстроил здесь новый дом «на китайский манер»: с отлогими крышами на два ската, галереями и маленькими башнями. После смерти Кантемира в 1723 году Черная грязь отошла к его сыновьям, которые высадили здесь два плодовых сада и оранжерею с экзотическими фруктами.
В 1775 году имение приглянулось Екатерине II. Живописные виды усадьбы привели ее в восторг, и она, не раздумывая, купила Черную Грязь вместе со всеми окрестными землями, а заодно дала им более благозвучное название – село Царицыно.
Безусловно, главной жемчужиной усадьбы по сей день остается дворцовый комплекс, построенный по заказу Екатерины. Впрочем, императрице так и не довелось пожить здесь: первый проект архитектора Василия Баженова не угодил Екатерине, а второй дворец, над которым работал его ученик Матвей Казаков, остался недостроенным. Очередная война с турками вынудила царицу прекратить финансирование, а вскоре ее самой не стало.
Богатая история этого места хранит массу загадок. В чем крылась истинная причина недовольства Екатерины? Где в усадьбе можно отыскать следы древних вятичей и откуда на фасадах взялись масонские символы? И, наконец, каким образом в главном Большом дворце оказались предметы декоративно-прикладного искусства времен СССР?
Обо всем этом порталу «История.РФ» рассказала экскурсовод музея-заповедника «Царицыно» Елена Васильевна Ернылёва.
Вердикт императрицы
– Елена Васильевна, мне кажется, этот вопрос волнует многих: почему все-таки Екатерина забраковала первый проект Царицына?
– На самом деле она изначально утвердила весь проект Баженова, в который входило пять дворцов. Причем утвердила не только изначально, но и в ходе строительства. Баженов строил дворец десять лет, и все эти годы императрица ни разу здесь не была, но Баженов вел переписку с ней. У нас есть выставка «Быль и новь Царицына», и там представлены копии переписки Екатерины с Баженовым через ее секретаря.
– О фотографии в тот век еще не помышляли, а значит, царица могла читать, но не видеть. Как же она тогда контролировала процесс строительства?
– Баженов отсылал к ней все чертежи. Допустим, он хотел украсить Фигурный мост изразцами, а Екатерина не разрешила. Таким образом, Екатерина вникала во все мелочи, во все детали. И даже то, что Баженов не успел оформить интерьеры, связано с тем, что Екатерина никак не отдавала приказ о том, как их оформлять. Баженов перечислял ей различные стили, но она все их не утверждала. И только к тому моменту, когда она приехала в Царицыно в 1785 году, он построил практически всё, кроме двух сооружений – конюшни и башни с часами. Интерьеры также оставались незаконченными, но архитектор к ним приступил.
– Какова была реакция Екатерины?
– Она прошлась по залам, осмотрела их и молча уехала. И только потом в письме к Павлу она написала, что жить там неудобно, дворец надо перестроить. Помещения показались ей слишком тесными, узкими и темными.
– Я читала, что истинная причина недовольства Екатерины могла заключаться в фигуре самого Баженова, который тесно общался с масонами. Могло ли это повлиять на отношение императрицы к архитектору?
– Это тоже спорная версия. Но Баженов действительно был членом масонской ложи: он вступил в нее в 1784 году, а в 1785-м Екатерина приказала отстранить его от работы над проектом Царицынского дворца. В принципе, к масонам Екатерина относилась иронически, но масонство может быть связано с этим вот как: Баженов по заданию ложи встречался с Павлом. Масоны считали, что все-таки Павел должен быть императором. Это, конечно, могло не понравиться Екатерине, но это всего лишь одна из версий.
Между Баженовым и Казаковым
– После того как Екатерина отстранила Баженова, проектом усадьбы стал заниматься Матвей Казаков, который, как я понимаю, многое здесь изменил. Баженов ведь был его наставником?
– Казаков считается учеником Баженова. Если Баженов учился в Академии художеств в Санкт-Петербурге, а потом за границей, то Казаков учился только в архитектурной школе. Далее он уже начал трудиться и был помощником у Баженова, работал вместе с ним в Кремле.
– Какие изменения привнес Казаков в проект Царицынской усадьбы? От Баженова здесь вообще что-то осталось?
– Весь дворцово-парковый ансамбль – это работа Баженова, и только Большой дворец принадлежит Казакову.
– А что осталось от дворца Казакова к тому моменту, когда Царицыно решили наконец реставрировать?
– Дворец был в состоянии руин: не было крыши, не было межэтажных перекрытий. Все, что сохранилось к моменту реставрации, пришлось восстанавливать. Но ни одну несущую стену не снесли – остов здания полностью сохранился. У Казакова было два варианта дворца, первый из них Екатерина утвердила. В первом варианте дворец на целый этаж выше, в нем присутствуют нарядные украшения, шпили со звездами и так далее. Но уже в ходе строительства происходят некоторые изменения: начинается вторая война с Турцией, и Екатерина останавливает строительство. К этому времени Казаков достроил центральную часть до третьего этажа. Далее императрица приказывает срочно завершить строительство, и Казаков оставляет тот вариант, который вы видели у нас на выставке: с темными крышами, без нарядных шпилей, на целый этаж ниже, без двухсветного парадного зала на третьем этаже. Это то, что построил Казаков. У нас в верхнем зале археологии вы могли видеть законсервированные фундаменты: там как раз частично представлены фундаменты дворца Баженова, а далее – фундаменты Казакова. В этих фундаментах даже видны архитектурные детали (например, части колонн) разобранных дворцов Баженова.
Сплав архитектуры
– Чей вариант попытались воспроизвести при реставрации – Баженова или Казакова?
– В 2005 году, когда началось восстановление здания, решили осуществить соединение двух вариантов. Эта идея возникла еще в 70-е годы XX века, хотели восстановить историческую справедливость. Изначально здание хотели восстанавливать для художественного института имени Сурикова (полное название: Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств. – Прим. ред.). Проект реконструкции был разработан в архитектурной мастерской № 13 «Моспроект-2». Но в итоге этот план так и остался нереализованным, и со смертью Евгения Вучетича, который тогда был вице-президентом Академии художеств СССР, эта идея уходит. Кроме того, там же анфиладная планировка, и под учебные классы такое помещение приспособить невозможно; помимо этого, там не было коммуникаций. Видимо, комплекс этих причин привел к тому, что эту идею тогда так и не осуществили. В 2005 году работа над реконструкцией Царицыно возобновилась. Работал все тот же «Моспроект-2». За основу архитекторы взяли ту самую идею 70-х годов, но воплотили ее в более упрощенном виде.
– Как можно охарактеризовать архитектурный стиль, в котором выполнена усадьба?
– Вы знаете, здесь идут многочисленные споры, поскольку Царицыно – это такой сплав разных архитектурных стилей. Но все-таки большинство специалистов определяют этот стиль как неоготику. Екатерина заказала Баженову дворец в мавритано-готическом стиле, который в то время был в моде. Связано это с тем, что в 1775 году, когда императрица купила это имение, в окрестностях Москвы, на Ходынском поле, праздновалась победа над Турцией (имеется в виду праздник в честь заключения Кючук-Кайнарджийского мира. – Прим. ред.). Декорации для этого праздника создавал Баженов: это были декоративные театральные павильоны в восточном стиле, символизировавшие взятые русскими войсками турецкие крепости.
– Теперь ясно, откуда в XVIII веке у нас взялась мода на турецкий стиль. А вот что такое «русская готика»…
– Под «готикой» тогда понимали все Средневековье: русское, европейское – различий не делали. Ну а так как Баженов обучался и во Франции, и в Италии и в целом был очень талантливым архитектором, он сумел создать такой уникальный сплав архитектуры. Поэтому разбирать его по деталям, конечно, невозможно. Здесь до сих пор можно заметить некую театральность: ведь сама усадьба выполнена в образе средневекового города! Царицыно создавалось, главным образом, как летняя увеселительная усадьба, а все праздники раньше проводились на улице. Баженов подразумевал, что императрица будет прогуливаться по здешним аллеям, рассматривать здания со всех сторон.
Дачи поверх некрополя
– Екатерина в свое время отказалась поселиться в Царицыно, но неужели тут так никто и не жил до самого появления музея?
– В 60-е годы XIX века многие здания на территории парка Царицыно арендовались под дачную застройку; конечно, была и перепланировка. Дворец стоял нетронутым, и только в конце XIX века начали постепенно сносить крышу: перекрытия были деревянными, и мог возникнуть пожар, поскольку по этим руинам постоянно лазили местные отдыхающие.
– Кто из знаменитостей жил и гостил на Царицынских дачах?
– В 1870-х годах здесь возник целый дачный поселок – Новое Царицыно. Здесь было очень много известных дачников. У нас в Третьем Кавалерском корпусе есть выставка «Дачное Царицыно». Там хранятся фотографии и имена всех этих людей. В разные годы в Царицыно снимали дачи или гостили у друзей и родственников многие знаменитые писатели: Ф. М. Достоевский, Ф. И. Тютчев, А. Н. Плещеев, А. П. Чехов, Андрей Белый, И. А. Бунин… Бунин, кстати, именно здесь познакомился со своей будущей второй женой, Верой Муромцевой. Также здесь жили и гостили многие известные композиторы (П. И. Чайковский, Н. А. Римский-Корсаков, М. А. Балакирев), историк В. О. Ключевский, естествоиспытатель К. А. Тимирязев, председатель первой Государственной думы С. А. Муромцев и многие другие. Также тут находилась дача основателя Императорского исторического музея Ивана Егоровича Забелина. Он вел в Царицынском парке раскопки курганов вятичей.
– Здесь раньше жили вятичи? Какие-то следы их пребывания сохранились?
– Конечно. В нижнем зале археологии нашего музея есть женские украшения вятичей, они были найдены уже при раскопках XX века, их вел Артемий Арциховский. А то, что нашел Забелин, находится в Государственном историческом музее и, если не ошибаюсь, в Эрмитаже.
– А сейчас археологи еще приезжают в Царицыно?
– В 2000-е годы были раскопки на береговой линии. Там были очень интересные находки именно советского времени: нашли много стеклянной посуды, монет. В советский период здесь была зона отдыха: происходили массовые гуляния, люди загорали, купались… Отсюда и большое количество стеклянной посуды. У нас на выставке даже лежит неразбитая стеклянная бутылка того времени. В те же 2000-е годы велись раскопки в парке. Там, если помните, есть беседка «Храм Цереры» – вот на этом месте происходили раскопки. Там нашли глиняные черепки бронзового века, которые тоже есть в нашей экспозиции. Также есть находки XV века. Как считают археологи, именно на этом высоком мысу, где стоит беседка, поселений не было. Судя по находкам, которые были сделаны, это было ритуальное место – некрополь. Там вятичи хоронили своих умерших. Вместе с прахом в могилу клали украшения и предметы быта: женщинам – особые семилопастные височные кольца и «решетчатые» перстни с узорчатыми прорезями, мужчинам – ножи и серпы.
Таинственные домики «для кавалеров»
– В ансамбль Царицыно помимо главного дворца входит множество других, более мелких зданий. Для кого и для чего они предназначались?
– Баженов построил пять дворцов, из пяти сохранились два – Малый и Средний. Это – дворцы для Екатерины. Средний дворец иногда называют Оперным домом, потому что в XIX веке там хотели давать концерты. К тому времени Царицыно уже перешло в управление уездного ведомства, и нужно было, чтобы имение приносило доход казне. Здания начали сдаваться в аренду, возник дачный поселок. Все остальные небольшие здания, о которых вы говорите, сейчас называют Кавалерскими корпусами.
– Интересное название. Для чего эти корпуса предназначались?
– Это название было дано им уже в XX веке, при паспортизации. После Великой Отечественной войны Царицыно внесли в список памятников культуры – вначале местного, а потом и всесоюзного значения. И в процессе паспортизации возникла сложность. Во-первых, к тому времени поднимались еще не все архивные документы. Кроме того, даже сам Баженов в своих письмах не пишет, для кого предназначены эти дома – для него был более важен внешний образ усадьбы. Поэтому, для чего эти здания построены, точно сказать нельзя, есть только разные предположения. К примеру, в одном из писем к Екатерине Баженов написал, что построил домик для официантов, но какой – неизвестно. Возможно, это самый маленький домик на территории, отсюда он самый крайний. Эта постройка отличается от остальных более скромной отделкой. Но это опять же только предположение. Так вот, возвращаясь к Кавалерским корпусам. В версии Баженова был Большой кавалерский корпус, который впоследствии снес Казаков. Сейчас на этом месте сохранился старый фундамент. Баженов сам дал такое название, и, видимо, оно осталось в памяти через много лет. Поэтому в XX веке три здания назвали Кавалерскими корпусами – Первый, Второй и Третий.
– Название напоминает о кавалерии – как будто это что-то военное…
– Нет, не кавалерия, а кавалеры – то есть придворные. Хотя у нас почти все посетители, которые проходят мимо этих зданий, вместо «кавалерский» читают «кавалерийский». А есть еще одно здание, от которого тоже сохранились фундамент и название: «Камер-юнгфарский корпус». «Юнгфрау» – это девушки, прислуживающие Екатерине. Таким образом, с приходом Казакова изменилась центральная часть ансамбля и вся композиция в целом, поскольку у Баженова не было главенствующего дворца, его выделил уже Казаков. Ему, с одной стороны, нужно было угодить императрице, а с другой – вписать Большой дворец в ансамбль Баженова. То, как он с этим справился, мы можем наблюдать сегодня.
– Здание, где мы сейчас находимся, тоже кажется очень интересным. И название необычное – «Хлебный дом»…
– С названием все очень просто: когда это здание строилось, Баженов собирался устроить здесь кухню. Но есть действительно кое-что интересное: на фасадах здания можно увидеть две загадочные эмблемы, напоминающие каравай хлеба и солонку. Есть подозрения, что они связаны с масонским орденом. Ректор Института архитектуры Дмитрий Швидковский в одной из своих статей упоминает масонскую символику на здешних зданиях.
Музей с царским размахом
– Сегодня Царицыно – это одно из самых популярных мест для прогулок москвичей, а кроме того, здесь очень интересные выставки. Когда здесь впервые появился музей?
– После Октябрьской революции началась конфискация дач, а Царицыно вместе с прилегающими к нему территориями переименовали в поселок Ленино. В Хлебном доме были коммунальные квартиры. А в 1927 году, по случаю 10-летия Октябрьской революции, в одном из корпусов открылся Царицынский историко-художественный и краеведческий музей. Он пользовался большой популярностью у горожан: каждый год его посещали более 20 тысяч человек. Они приезжали посмотреть на коллекции баженовских чертежей и находки из курганов вятичей. В 1930-е годы музей был переименован в Ленинский краеведческий музей садово-огородного района, и тогда характер экспозиции резко изменился. Место портретов и канделябров заняли макеты тракторов и плугов, здесь стали проводиться выставки «День урожая» и «Весенняя посевная кампания». Но музей быстро утратил свою популярность, и его закрыли, а вскоре началась война…
– Как усадьба пережила эти тяжелые годы?
– А как связано Царицыно с именем Ильи Глазунова?
– Еще в 1950-е годы возникла идея создать Государственный музей декоративно-прикладного искусства народов СССР, но долго не могли найти подходящее помещение. Произошло это в 1984 году благодаря стараниям Ильи Глазунова. Он добился того, чтобы именно Царицыно со всеми постройками передали в ведение музея. Тогда и началась реставрация. Но начинать ее с Большого дворца не было возможности, поэтому стены законсервировали, проемы окон и дверей закрыли сетками. С 1987 по 1995 год велись реставрационные работы. В эти сроки удалось восстановить все, кроме Большого дворца и Хлебного дома. Благоустраивать парк и павильоны начали в 2005 году. И вот 2 сентября 2007 года состоялось официальное открытие реконструированного дворцового комплекса «Царицыно». С этого момента памятник обрел новую жизнь.
Фото: Мария Рузанкина