Царские палаты что это

ГДЗ Литературное чтение 2 класс (часть 1) Климанова. страница 86-87. Номер №8

Определи слова, которые тебе непонятны. Посмотри в словаре, что они обозначают.

Решение

Землянка − полевая постройка, предназначенная для жилья, немного углубленная в землю, с односкатной или двускатной крышей и обычно обсыпанная землей.
Не́вод − крупное сетное орудие лова, состоящее из сетного полотна и канатов, применяющееся для ловли рыбы в речном, озёрном, прибрежном и морском (океаническом) рыболовстве.
Простофиля − глупый, несообразительный человек, разиня.
Коры́то − большой открытый продолговатый сосуд с округленными стенками, предназначенный для стирки белья, кормления скота и для других домашних надобностей. Бывает деревянное, оцинкованное.
Тесовые ворота − ворота, сделанные из теса или обшитые тесом. Тес − это тонкие доски из древесины различных пород деревьев.
Столбовая дворянка − это женщина, из хорошей семьи, жена или вдова государственного служащего, владеющего поместьем.
Душегрейка − теплая кофта без рукавов − обычно на вате, меху − как часть старинного женского русского костюма. Теплый жилет.
Кичка − старинный русский головной убор замужних женщин.
Чупрун − это чуб, длинная пышная челка у мужчин.
«белены объелся» − это означает «совершил невразумительное действие, граничащее с сумасшествием». Отравление беленой вызывает симптомы, сходные с умопомешательством.
Царские палаты − это палаты, в которых жил царь. Палатами раньше назывались богатые жилые дома, которые «избой» не назовешь.
Печатный пряник− это пряник, на котором оттиснуты с деревянных досок какие−либо изображения − цветы, звери, птицы и т.п.
Быть на посылках − в полном подчинении, в готовности исполнить любое, малейшее желание; на побегушках.

Нашли ошибку?

Если Вы нашли ошибку, неточность или просто не согласны с ответом, пожалуйста сообщите нам об этом

Источник

ЦАРСКИЕ ПАЛАТЫ

На Руси богатые царские и боярские хоромы называли палатами, и это название прижилось на долгие времена и прочно закрепилось в XVI в. не только за царскими покоями, но и за производственными царскими мастерскими.

В Теремном царском дворце навечно остались названия: Грановитая палата и Золотая палата, да и небольшие царские теремные комнаты зачастую, судя по летописным материалам, называли государевыми палатами.

Эти уникальные древнерусские постройки чудом пережили века и сохранились до наших дней, т. е. до III тысячелетия.

В Грановитой палате во времена Ивана IV происходили приемы иностранных послов.

При Иване Грозном был учрежден особый посольский церемониал, который с незначительными изменениями просуществовал в России до конца XVII в. Английский посланник Ченслер писал об этом церемониале следующее: «…царь сидел на возвышенном троне в золотой диадеме и богатейшей порфире, горевшей золотом. В правой руке у него был золотой скипетр, осыпанный драгоценными камнями. Царя окружали вельможи в богатейших одеждах… Подобный блеск великолепия мог ослепить кого угодно».

Посол германского императора Ганс Кобенцель, посетивший Москву в 1576 г., дает яркое описание роскошной одежды русского царя: «…была на нем царская мантия и диадема… которая не может сравниться с коронами королей… испанского и французского или же великого герцога Тосканского… и даже корона самого цезаря и корона венгерского и богемского не могут сравниться с нею…»

Рядом с Грановитой палатой сохранилась еще одна древняя дворцовая палата.

Впервые она упомянута в документах в конце XVI в. и названа Золотой палатой царицы Ирины — жены царя Федора Иоанновича. Она не так величественна и просторна, как Грановитая палата: и площадь ее меньше, и потолки ниже.

Золотая царицына палата еще в конце XVI в. была украшена великолепной сюжетной живописью. Первое описание интерьера палаты дал епископ Арсений в 1589 г. Цветные изображения по золоту на стенах чудесно сияли, бесчисленные драгоценные камни в окладах икон вспыхивали тысячами цветных искр, а под ногами гостей переливался тканный шелком и золотом огромный персидский ковер. На подоконниках, в нишах стен на поставцах отливали серебром бесчисленные фигурные сосуды.

К Золотой палате вплотную примыкает Жилицкая палата — проходные сени. Палата в старину служила помещением дворцовой стражи из дворян младшего разряда, так называемых жильцов, потому и получила название Жилицкой.

Старинный каменный портал и резной наличник окна XVII в. выходят во Владимирский зал Большого Кремлевского дворца.

Вне Большого дворца стоят по сей день Патриаршие палаты.

В 1589 г. в связи с учреждением патриаршества на Руси двор митрополита с его палатами становится двором патриарха, в котором была возведена лишь надвратная церковь во имя Трех святителей московских.

В 1643 г. патриарх Иосиф значительно обновил Патриарший двор, где заново был выстроен целый корпус с палатами: Золотой, Крестовой (ныне Мироварная), келейной и казенной. Но уже в 1655 г. патриарх Никон строит Патриаршие палаты. Дом имеет оригинальную конструкцию в отношении количества этажей: в одних частях он имеет четыре этажа, в других — три или даже два. Здесь помещалась также Патриаршая Синодальная библиотека, основанная при перенесении митрополии в Москву, т. е. в XIV в. В библиотеке было собрано немало древних книг и рукописей на греческом и славянском языках. *

Вне дворца стоит и Оружейная палата.

Большая казна — как в старину называлась Оружейная палата — хранила в себе с давних пор много сокровищ, принадлежавших русским князьям и царям. Двор царей славился богатствами, как наследственными, так и приобретаемыми при покорении различных областей. И хотя немало предметов и ценностей исчезло при пожарах и нашествиях неприятеля, казна увеличивалась за счет поступления подарков от иностранных государей.

Драгоценные вещи уже не могли разместить в Большой казне, и они хранились в Бронном и Конюшенном приказах и в Запасном дворце.

При Петре I управление Оружейной палатой было подчинено Сенату. При Александре I в 1806 г. для этой палаты архитектором Его-товым было возведено особое здание, но оно было без печей, где ценнейшим экспонатам не могла быть обеспечена должная сохранность. В 1849 г. император Николай I повелел возвести новое здание. Построил здание Оружейной палаты архитектор Бове в очень сжатые сроки, и уже с 1851 г. палата стала государственным музеем — хранили — щем.

Это единственный в своем роде музей, богатый редчайшими предметами не только древнерусского, но и западного и восточного искусства. В музее на протяжении веков хранились царские регалии, которыми короновались все русские цари и императоры на протяжении трех столетий.

Название «Палата» со времен Средневековья прочно закрепилось не только за царскими покоями, но и за царскими производственными мастерскими.

Существовали Золотая и Серебряная палаты, где искусные мастера изготовляли редчайшие предметы для царского обихода.

Одна из кремлевских мастерских называлась Постельной палатой, и находилась она в женской половине Теремного дворца под хоромами царицы.

В ее ведении было хранение и изготовление постельного царского убранства и одежд для членов царской семьи: шуб, кафтанов, зипунов, шапок, сапог и т. д.

Кроме того, в светлице Царицыной мастерской и палатах работало около 100 искусных мастериц, золотошвеек и белошвей.

Они плели роскошник кружева, расшивали одежды царские золотом и серебром, а также жемчужным низаньем.

Итак, с конца XIV в. Оружейная палата становится сокровищницей московских князей и цариц. Упоминалась она в духовных грамотах Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III, Ивана Грозного и многих других царей…

Из каменных сооружений в Кремле вне дворца было построено здание Посольской палаты в 1565 г., однако Посольская палата неоднократно перестраивалась и в XVII в. была перенесена на улицу Варварку — это единственное древнее здание «министерства» иностранных дел, сохранившееся до наших дней.

Был в старину в Кремле Сытной двор, который размещался в под-клете Теремного дворца. Палаты, в него входившие, имели очень образные названия: Клюшная, Казенная, Водочная, Свечная, Воскобойная, Медвенная, Сытная, где «збитень сбавили», заливали яблоки патокой, солили и мочили овощи, фрукты, готовили варенья и соленья…

Здесь размещались огромные глубокие погреба «питейные», походные, с «мартовскими пивами». Над Сытной палатой, как мы уже говорили, размещались Царицыны мастерские. Под мастерскими располагались покои царской семьи. В одной из дальних комнат на этом же этаже в XVII в. была устроена личная баня царя — мыленка. Вода в мыленку подавалась водоподъемной машиной, установленной в ближайшей к Москве-реке башне Кремля, которая с тех давних пор называется Водовзводной.

Таким образом, к началу XVII в. Кремль был значительно застроен палатами царскими и казенными.

К ним нужно еще причислить немалое количество каменных боярских и святительских палат, сооружавшихся беспрерывно в течение XVI в. и особенно усиленно к концу его, внося в строительную практику все новые и новые мотивы.

Небезынтересно отметить, что все царские палаты помещались на подклетах и соединялись друг с другом посредством открытых переходов — террас с открытыми лестницами у каждой, выходящими на Соборную площадь.

Царь имел возможность, минуя площадь Соборную, пройти из Теремного дворца в церковь Ризоположения и на двор патриарха, был проход и из дворца в Благовещенский собор.

Все эти палаты царские представляли собой единый великолепный архитектурный ансамбль Древней Руси.

Источник

Палаты

Царские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это

Содержание

Палаты государственного значения

НазваниеИзображениеВремя постройкиМесто нахожденияСостояние
Грановитая палатаЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1487 — 1491 годг. МоскваСохранились
Владычная палатаЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1433 — 1441 годг. Великий НовгородСохранились частично
Старый английский дворЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что этоXVI-XVII векаг. МоскваСохранился
Палаты царевича ДимитрияЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1482 годг. УгличСохранился

Палаты церковного значения

НазваниеИзображениеВремя постройкиМесто нахожденияСостояние
Архиерейские палатыЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что этоXV—XVIII ввг. СуздальСохранились
Митрополичьи палаты Спасо-Преображенского монастыряЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1680-е—1690-е годыг. ЯрославльСохранились
Кельи Спасо-Преображенского монастыряЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1670-е—1690-е годыг. ЯрославльСохранились
Митрополичьи палаты Крутицкого подворьяЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1655—1670 годг. МоскваСохранились, к южному фасаду здания примыкает сохранившееся в первоначальных формах крыльцо 1727 г.
Палаты казенного приказа Крутицкого подворьяЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это2-я половина XVII векаг. МоскваСохранились
Теремок и Святые ворота Крутицкого подворьяЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1693—1694 годг. МоскваСохранились

Палаты жилые

НазваниеИзображениеВремя постройкиМесто нахожденияСостояние
Палаты АраслановаЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что этоXVII векг. МоскваСохранились
Пушникова палатыЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1698 годг. Нижний НовгородСохранились
Поганкины палатыЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1671—1679 годг. ПсковСохранились
Щудровская палаткаЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что этоконец XVII векаг. ИвановоСохранилась
Дом ОпаринаЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что этоконец XVII векаг. ГороховецСохранилась
Дом Иванова2-я половина XVII векаг. ЯрославльСохранилась
Мазепины палатыЦарские палаты что это. Смотреть фото Царские палаты что это. Смотреть картинку Царские палаты что это. Картинка про Царские палаты что это. Фото Царские палаты что это1703—1705 годКурская областьСохранились частично

См. также

Примечания

Литература

Ссылки

Полезное

Смотреть что такое «Палаты» в других словарях:

палаты — См. чертог. Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений. под. ред. Н. Абрамова, М.: Русские словари, 1999. палаты дворец, чертог, хоромы, комнаты Словарь русских синонимов … Словарь синонимов

Палаты — в русской средневековой архитектуре богатое жилое каменной или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями. С XVII в. палаты принимают характер небольших дворцовых корпусов или особняков (палаты Волковых,… … Художественная энциклопедия

ПАЛАТЫ — ПАЛАТЫ, в русской средневековой архитектуре жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями … Современная энциклопедия

ПАЛАТЫ — (от лат. palatium дворец) в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажа, со многими помещениями … Большой Энциклопедический словарь

палаты — Тип древнерусского жилого каменного здания с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя СССР)] Тематики здания, сооружения, помещения EN palaty (rich stone… … Справочник технического переводчика

Палаты — ПАЛАТЫ, в русской средневековой архитектуре жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажей, со многими помещениями. … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Палаты — (от лат. palatium дворец, чертог) термин, обозначавший в средневековой русской архитектуре богатые жилые каменные или деревянные постройки, с 15 в. каменные здания. П. строились в 2 3 или более этажей; в нижних размещались различные… … Большая советская энциклопедия

палаты — (от лат. palatium дворец), в средневековой русской архитектуре богатое жилое каменное или деревянное здание, обычно в 2 и более этажа, со многими помещениями. * * * ПАЛАТЫ ПАЛАТЫ (от лат. palatium дворец), в средневековой русской архитектуре… … Энциклопедический словарь

ПАЛАТЫ — тип древнерусского жилого каменного здания с большим количеством помещений, иногда в два и более этажей (Болгарский язык; Български) палата (древноруско каменно жилище с голям брой помещения, понякога на два и повече етажа) (Чешский язык;… … Строительный словарь

Источник

Палаты

Слово, согласно этимологическим исследованиям, заимствовано в русский язык из греческого. Оно восходит к ср.-греч. παλάτιον, а то в свою очередь к лат. palātium «дворец» и собств. «Палатинский холм», который со времён Августа стал резиденцией римских императоров. Прокопий Кесарийский в своем повествовании «Война с вандалами», написанном в VI веке новой эры, описывает греческий эквивалент следующим образом: «…царский дом римляне, подражая грекам, называют Палатием. Поскольку некий Паллад, родом эллин, ещё до взятия Трои поселился в этом месте и построил здесь замечательный дом, они стали называть это строение Палатием; Август, став автократором, решил сделать его своим местопребыванием, и с того времени Палатием называют помещение, в котором пребывает царь» (Прокопий Кесарийский. Война с вандалами. Кн. I. Гл. XXI.).

Связанные понятия

Упоминания в литературе

Связанные понятия (продолжение)

Древнеру́сские деревя́нные хра́мы создавали впечатление монументальности при сравнительно небольших размерах. Большая высота деревянных храмов рассчитана исключительно на восприятие снаружи ввиду того, что их интерьер имел сравнительно небольшую высоту, поскольку был ограничен сверху подвесным потолком («небом»).

Ярославским кремлём нередко ошибочно называют Спасо-Преображенский монастырь.Рубленый город или Ярославский кремль (в старину также Малый город) — древнейшая часть города Ярославля в форме треугольника, «остриё» которого составляет стрелка рек Волги и Которосли. На ней, как повествует «Сказание о построении города Ярославля», и был основан древнейший волжский город. Берега обеих рек здесь крутые и удобные для защиты. С северной стороны кремль защищал глубокий Медведицкий овраг, по которому до конца.

Источник

Кремлевские палаты!

Красное (Золотое) крыльцо. Вход из сеней в палаты Теремного дворца.

Самым величественным и имеющим особую историко-культурную ценностьиз многих сооружений на территории Европы, является Московский кремль. История его необычна, существует Кремль более восьми веков. Какие только события не пережил Московский кремль. В его соборах и палатах, за массивными стенами, подкрепленными двадцатью мощными башнями, хранятся самые бесценные иконы, сокровища великих царей, регалии нашего государства.

Всеобщий, неподдельный интерес вызывает у туристов башни Кремля. Между собой они соединены крепостными стенами. Башни были окончательно выстроены и завершены в 1945 году. В них встроены тайные колодцы. Вода, находящаяся в них, должна была снабжать защитников Кремля в случае осады и войн. Кремль содержит роскошные палаты. Одна из известных из них, оружейная палата. В ней представлены различные предметы, выполненные из драгоценного материала восточными и европейскими мастерами, экспозиция царского вооружения, одежда. Грановитая палата, не менее интересна для туристов. Построена она известными архитекторами Марком Фрезиным и Пьетро Антонио Солари из Италии в конце 15 века. Кремль считается богатейшей сокровищницей нашей России, впечатляющим памятником культуры и искусства, гордостью страны.

Резная белокаменная лестница дворца украшена изваяниями львов со щитами. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром. Резной белокаменный портал крыльца был парадным входом в царские комнаты.

Лестница Красного (Золотого) крыльца. Вход в палаты Теремного дворца

Красное (Золотое) крыльцо. Вход в палаты Теремного дворца.

В ярусном построении объема нового сооружения с открытыми гульбищами, площадками, крыльцами и лестницами сказались традиционные черты русского деревянного зодчества. Тем не менее это был новый для своего времени тип многоэтажного каменного жилого здания, в котором уже зарождалось ставшее характерным для позднейших дворцов анфиладное построение внутренних помещений.

С восточной стороны Терема находится Переднее золотое крыльцо, по которому поднимаемся на второй этаж в жилые покои царя.

Окна Крестовой палаты.

Гостинная, она же — Крестовая, она же — Думная, она же — Соборная палата.

Вторая комната – Гостиная. Ее еще называли Крестовой, Думной, или Соборной, а в XVI веке — Передней палатой. В ней царь с боярами решал государственные дела. Все бояре, окольничьи, думные и ближние люди обязаны были ежедневно являться во дворец ранним утром и после обеда в вечерню.

Здесь Государь слушал судные дела и челобитные. Иногда здесь же по большим праздникам после обедни царь принимал ближних бояр, высшее духовенство и иностранных послов.

Теремные палаты являются интересным памятником русской архитектуры и быта XVII в. Комнаты в них имеют низкие сомкнутые своды, стены и потолки покрыты многокрасочной росписью, выполненной в XIX в. художником Т. Киселевым по рисункам академика Ф. Г. Солнцева.

Окна в передней.

Роспись помещений Теремного дворца проводилась под руководством С.Ф.Ушакова. К сожалению, интерьеры, построенные по анфиладному принципу и богато украшенные, не сохранились. Они пострадали от пожара 1812 года. В 19 веке при реставрации по образцам 17 века были восстановлены красочные росписи, резные деревянные оконные рамы с цветными стёклами, резная деревянная мебель, установлены изразцовые печи.

Изразцы декора печей.

Первоначально установленные печи XVII в. не сохранились, по их аналогам, найденным автором проекта реставрации Теремного дворца Ф.Г.Солнцевым, в 1835-1837 гг. были установлены новые изразцовые печи.

В декоре одной из печей Передней вставлен над топкой сохранившийся первоначальный изразец 17 века.

Одна из двух печей в передней

Изразцовая печь

Передняя.

Первая комната называется с XVII в. Передней или Проходными сенями, имеет низкие сомкнутые своды со стрельчатыми окнами, резные деревянные подоконники и изразцовые печи. Здесь утром собирались бояре, ожидая выхода царя.

Челобитное окно

Среднее окно комнаты, украшенное с фасада резным белокаменным наличником, называлось Челобитным. Из него опускался ящик, куда каждый мог подать царю челобитную грамоту. В простонародье этот ящик называли Долгим, так как челобитные подолгу лежали здесь, никем не читаемые. Отсюда и пошла поговорка: «Не откладывай дело в долгий ящик».

Cени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца

Теремной дворец построен на месте древних дворцов Василия III и Ивана IV в 1635-1636 гг. русскими зодчими Баженом Огурцовым, Антипом Константиновым, Трефйлом Шарутиным и Ларионом Ушаковым. Нижние этажи дворца — более раннего времени, но из-за многочисленных переделок утратили свой древний вид. Резная белокаменная лестница дворца украшена изваяниями львов со щитами. Крыльцо, называемое Золотым, в старину было расписано золотом и красками, а сверху покрыто расписным пирамидальным шатром. Резной белокаменный портал крыльца был парадным входом в царские комнаты.

Вход в храм Спаса Нерукотворного

Здесь орнамент рисунка совсем иной, хотя выдержан в едином стиле Золотой решетки

Новое украшение Кремля так понравилось москвичам, что собор стали называть « Спас за золотой решеткой ». А популярность орнамента Золотой решетки была так велика, что его многократно повторяли в самых разных зданиях и сооружениях города вплоть до наших дней. Его можно обнаружить и в московском метро, и гостинице «Ленинградская», и в частных интерьерах. Существовал даже своего рода дубликат Золотой решетки, выполненный для Смоленского собора Новодевичьего монастыря через 15 лет после оригинала, в 1685 г.

Домовая церковь царей — Спаса Нерукотворного с более низким приделом Иоанна Белогородского, позже названная Верхоспасским собором с приделом Иоанна Предтечи, — была построена в 1635-1636 гг. одновременно с Теремным дворцом с восточной стороны Переднего каменного двора. Возводили ее те же мастера Б.Огурцов, А.Константинов, Т.Шарутин и Л.Ушаков. Четверик храма с приделом с северной стороны был выстроен над Золотой Царицыной палатой и после постройки в 1663 г. над ее сенями соборной трапезной составил единый объем с палатой. Передний каменный двор стал именоваться Верхоспасской площадкой.

Собор Спаса Нерукотворного Образа на Верху

Прежде назывался церковью Спаса Нерукотворного на Сенях, на Верху, Верховою и Спасом Новым. Храм построен царем Михаилом Федоровичем в 1635-1636 гг. Зодчими были Бажен Огурцов, Антип Константинов, Трефил Шарутин, Ларион Ушаков. Обновлялся в 1678-1680 гг. В 1681-1682 гг. церкви Спаса, Распятия и Воскресения Словущего подвели под одну кровлю и поставили на ней одиннадцать глав на тонких барабанах, украшенных майоликой (строительные работы произодвились под началом О.Д. Старцева; рисунки для майолик и крестов были выполнены известным резчиком старцем Ипполитом; ему же принадлежит деревянное Распятие 1687 г., находящееся с молельне Распятской церкви).

В 1812 г., после ухода неприятеля из Москвы, в Верхоспасском соборе, кроме разграбления, вся стенная живопись оказалась избитой гвоздями.Собор вновь отделан в 1836 г.

Пострадал собор и в 1917 г. Ныне двухсветный четверик Спасского храма, перекрытый сомкнутым сводом с распалубками, обозрим только изнутри. На южной стене сохранилась пара окон внизу и одно — вверху. Убранство интерьеров и росписи стен относятся ко второй половине XVIII века. Под слоем живописи XVIII столетия частично сохранилась стенопись 1680-х гг. Деревянный резной иконостас XVIII в. в 4 яруса выполнен в формах барокко. Средняя его часть на высоту двух ярусов закрыта окладом из чеканного серебра, установленным в 1778 г. В местном ряду уцелели иконы XVII в. работы мастеров Федора Зубова, Леонтия Степанова и Сергея Костромитина (Рожнова). В трапезной сохранились две круглые печи из муравленых изразцов конца XVII в.

Северный придел с 1682 г. именуемый Иоаннопредтеченс ким, связан с Верхоспасским собором проемом в северной стене и имеет общую с ним трапезную. В трехярусном, сдержанном по рисунку форм иконостасе (возможно, середины XIX в.) размещены иконы XVII столетия. Сохранившаяся настенная живопись, вероятно, второй половины XVIII в. с позднейшими вычинками.

Над входом в сени, ведущие во внутренние покои Теремного дворца

Московские мастера XVII века активно обращались к древним народным традициям. Параллельно развивалось и другое направление, использовавшее в ковке образцы западноевропейского искусства. При заказе так и определялось: «по заморскому образцу, тою же мерою». Но настоящие художники — а русские кузнецы и литейщики были художниками высокого класса — не могли слепо копировать, не внося в произведение своего понимания художественной выразительности изделия.Среди кузнечных работ этого направления особо выделяется знаменитая Золотая решетка в Кремле. Она была создана в 1670 г., в период правления Алексея Михайловича, отца Петра І. Ее установили на Верхоспасской площадке Теремного дворца, которая соединяла царские покои с домовой церковью — Верхоспасским собором. На площадку вела лестница, закрывавшаяся наверху этой кованой железной решеткой. Кремлевские мастера, использовав при ее создании спаренные спиральные плетения, включили в кружевную вязь и изображения из древнеславянской мифологической традиции, и реальных персонажей, да еще и с немалой долей юмора. Здесь можно увидеть загадочных зверей, птиц, рыб и скоморошьи головы с совершенно невообразимой мимикой. Мало того, среди нескольких десятков персонажей нет ни одной пары одинаковых! Дизайн решетки подсказывался окружающим архитектурным декором. Так, в каменной резьбе Теремного и Потешного дворцов присутствует не только растительный орнамент, но и изображения сказочных зверей и птиц. Пышная каменная резьба порталов, наличников, окон, наддверий этих дворцов окрашивалась в разные цвета. Так что Золотая решетка, форма которой навеяна окружающим декором и его цветностью, гармонично в него вписалась.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *