Царские врата в церкви что такое

Царские врата: почему они так называются?

Дмитрий Трофимов об иконах

Приблизительное время чтения: 1 мин.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

В центре местного — самого нижнего — ряда иконостаса находятся Царские врата. Символически они являют собой врата Рая, открывающие человеку путь в Царство Небесное.

В Византии Царскими вратами назывались центральные двери храма. После литургического возгласа священника «Двери! Двери!» служители закрывали вход в храм и на Евхаристическом каноне присутствовали только «верные», т. е. крещеные. Позднéе значение и наименование Царских врат перенеслось на центральные двери алтаря, расположенные прямо напротив Престола. Входить в алтарь через них могут только священнослужители и только во время богослужения. Открываются Царские врата в строго определенные моменты богослужения. А во время Светлой (Пасхальной) седмицы Царские врата не затворяются целую неделю.

Традиционно на двух створках Царских врат помещают фигуры архангела Гавриила и Девы Марии, образующие вместе сцену Благовещения, как символ того, что через Боговоплощение двери Рая, запертые после грехопадения человека, вновь стали для всех открытыми.

Также на Царских вратах размещают образы четырех евангелистов, в знак того, что с Радостной вести о воплощении Христа и через приобщение к Евангельской проповеди человеку открываются двери спасения.

В Византии, а позднее в Древней Руси существовала практика помещать на Царских вратах ростовые изображения ветхозаветного пророка Моисея, устроившего Скинию для совершения жертвоприношения, и первого священника Иерусалимского храма Аарона в богослужебных одеждах, а также фигуры святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов Божественной литургии.

Ярким образом Небесного града Иерусалима были русские Царские врата второй половины XVI–XVII веков. Блеск позолоты, разноцветных эмалей, слюдяных пластинок и драгоценных камней напоминали о красоте Божественного града, описанного апостолом Иоанном Богословом в книге Откровение (Апокалипсис).

О том, как создают иконостас в храмах, читайте в материалах:

Источник

Храм и его устройство

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Притвор — это западная часть храма. Чтобы войти в него, надо подняться по ступенькам на возвышенную площадку — паперть. В притворе в древности стояли оглашенные (так называют тех, кто готовится к принятию крещения). В более поздние времена притвор стал местом, где по уставу совершаются: обручение, лития во время всенощного бдения, чин оглашения, читается молитва родильниц в сороковой день. Притвор еще называют трапезой, так как в древности в этой части устраивались вечери любви, а позже трапезы после литургии.

Из притвора проход ведет в среднюю часть, где во время богослужения располагаются молящиеся.

Алтарь обычно отделен от средней части храма иконостасом. Иконостас состоит из многих икон. Справа от царских врат — икона Спасителя, слева — Богородицы. Справа от образа Спасителя обычно находится храмовая икона, то есть икона праздника или святого, которому посвящен храм. На боковых дверях иконостаса изображают Архангелов, или первых диаконов Стефана и Филиппа, или первосвященника Аарона и Моисея. Над царскими вратами помещается икона Тайной Вечери. Полный иконостас имеет пять рядов. Первый называется местным: в нем кроме икон Спасителя и Богородицы помещаются обычно храмовая икона и местночтимые образа. Над местным расположен праздничный ряд икон: здесь помещены иконы главных церковных праздников. Следующий ряд имеет название деисис, что значит «моление». В центре его располагается икона Спаса Вседержителя, справа от нее — образ Богородицы, слева — Пророка, Предтечи и Крестителя Иоанна. Они изображаются обращенными к Спасителю, предстоящими Ему с молитвой (от этого и название ряда). За образами Богородицы и Предтечи следуют иконы святых апостолов (поэтому другое название этого ряда — апостольский). В деисисе иногда изображают святителей и Архангелов. В четвертом ряду — иконы святых пророков, в пятом — святых праотцев, то есть предков Спасителя по плоти. Венчается иконостас крестом.

Иконостас — это образ полноты Царства Небесного, у Престола Божия предстоят Божия Матерь, Небесные Силы и все святые.

Алтарь — место особое, святое, главное. Алтарь — это святая святых православного храма. Там располагается престол, на котором совершается Таинство святого причащения.

Алтарь — это образ Царства Небесного, места горнего, возвышенного. В алтарь обычно ведут три двери. Центральные называются царскими вратами. Их открывают в особых, самых важных и торжественных местах службы: например, когда священник выносит царскими вратами чашу со Святыми Дарами, в которых присутствует Сам Царь Славы Господь. Слева и справа в алтарной преграде расположены боковые двери. Называются они диаконскими, так как через них чаще всего проходят во время службы священнослужители, называемые диаконами.

Алтарь переводится как возвышенный жертвенник. И действительно алтарь располагается выше, чем средняя часть храма. Главная часть алтаря — Престол, на котором во время Божественной литургии совершается Бескровная жертва. Это священное действие еще называется Евхаристией, или Таинством причащения. О нем мы скажем позже.

За престолом с восточной стороны находится горнее место, которое символически знаменует собой небесный трон или кафедру вечного Первосвященника — Иисуса Христа. Поэтому на стене выше горнего места ставится икона Спасителя. На горнем месте обычно стоят запрестольный образ Богородицы и большой крест. Их используют для ношения во время крестных ходов.

В тех храмах, где служит епископ, за престолом на подставках стоят дикирий и трикирий — подсвечники с двумя и тремя свечами, которыми архиерей благословляет народ.

В северной части алтаря (если смотреть прямо на иконостас), слева от престола, — жертвенник. Он напоминает престол, но меньшего размера. На жертвеннике приготовляют Дары — хлеб и вино для совершения Божественной литургии. На нем находятся священные сосуды и предметы: Чаша (или потир), дискос (круглое металлическое блюдо на подставке), звездица (две металлические дуги, соединенные между собою крестообразно), копие (нож в форме копья), лжица (ложечка для причащения), покровцы для покрытия Святых Даров (их три; один из них, большой и имеющий прямоугольную форму, называется воздухом). Также на жертвеннике имеются ковшик для вливания в чашу вина и теплой воды (теплоты) и металлические тарелочки для частиц, вынутых из просфор.

Подробно о назначении священных сосудов будет рассказано позже.

Еще один алтарный предмет — кадило. Это металлическая чашка на цепочках с крышкой, увенчанной крестом. В кадило кладутся уголь и ладан или фимиам (ароматная смола). Кадило используется для воскурения фимиама во время службы. Благовонный дым символизирует благодать Святого Духа. Также кадильный дым, поднимающийся кверху, напоминает нам, что наши молитвы должны возноситься ввысь, к Богу, как дым кадила.

[1] Несколько практических рекомендаций: устройство храма — его части, предметы, иконостас — лучше всего изучать с детьми наглядно. Почти все церковные школы находятся при храмах, поэтому никто не мешает во время, свободное от службы, благословившись у настоятеля, провести экскурсию по храму и обозреть его от притвора со свечным ящиком до иконостаса. Если воскресная школа или гимназия расположены не очень близко к храму, не беда: детям всегда интереснее прогуляться, чем сидеть за партой. Очень неплохо договориться с алтарником и показать детям священнические облачения и объяснить, как они называются. Можно попросить осмотреть помещение для крещения и крестильную купель. О святых и о церковных праздниках лучше всего беседовать тоже в храме, показывая детям соответствующие иконы. Родители, чьи чада не посещают церковную школу, могут привести их в храм после службы и тихонечко рассказать о нем, об иконах. Чтобы избежать недоразумений, лучше перед этим испросить разрешения у священнослужителей или дежурных по храму.

[2] О христианских мучениках см. на с. 350–359. (2 ф., с. 15-20)

Источник

Врата Царства Небесного

Сегодня Царские врата — обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение — объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое«Первые христиане собирались на молитву в частных домах, а в IV веке, когда христианство становится государственной религией, императоры передают христианам базилики — самые большие здания в римских городах, использовавшиеся для судебных заседаний и торговли. Царскими в этих зданиях назывались главные ворота, через которые в храм входили император или епископ, — поясняет Александр Ткаченко. — Народ же входил в храм через двери, расположенные по периметру базилики». В древней Церкви главным лицом, совершавшим богослужение, а также главой общины был епископ. Без епископа богослужение не начиналось — все ждали его перед храмом. Вход в храм епископа и императора, а вслед за ними всего народа, был самым торжественным моментом в начале Литургии.

Алтарная часть храма оформилась не сразу. Сначала ее отделяли от основной части низкими перегородками, затем в некоторых храмах появились завесы (катапетасмы от греч. katapštasma ), которые закрывались в определенные моменты литургии, прежде всего на время освящения Даров. «В первом тысячелетии очень мало свидетельств об этих завесах, — говорит Александр Ткаченко. — В житии святителя Василия Великого рассказывается о том, что святитель ввел использование завес, закрывающих Престол, по причинам совсем не богословским: диакон, который ему сослужил, часто оглядывался на женщин, стоящих в храме. Во втором тысячелетии употребление завес становится распространенным. Часто они украшались шитьем, изображениями святых, Богоматери».

Наименование «Царские врата» было перенесено с главного входа в храм на врата иконостаса также во втором тысячелетии. «Впервые вратам, ведущим в алтарь, начинают придавать самостоятельное значение только в XI веке, — рассказывает Александр Ткаченко, — когда в одном из толкований литургии говорится, что при словах “Двери! Двери!” закрываются не ворота храма, а дверки, ведущие в алтарь. Полностью иконостас, каким мы его знаем — с Царскими вратами, рядами икон, — сложился только к XVI — XV векам».

Историческое и символическое

Когда крупные церковные общины распались на множество приходов, обычай ожидания епископа исчез. В приходских храмах стали служить священники, которые могли с начала богослужения находиться в алтаре. «Поэтому постепенно (после VIII — IX веков) вход в епископа в храм, а затем в алтарь получил новый смысл: появились дополнительные песнопения, молитвы, которые сопровождают этот вход (сегодня его называют Малым или входом с Евангелием). В древности Евангелие находилось в охраняемом и тайном месте. Это было связано с гонениями, с опасностью утери Евангельского кодекса. Принесение Евангелия для чтения было торжественным моментом. Сейчас Евангелие всегда хранится на Престоле, а Малый вход соединяет оба действия: вход епископа (священника) в храм и принесение Евангелия, которое берется с Престола, выносится через диаконские врата и уносится обратно через Царские». Смысл Малого входа трактуется по-разному: согласно толкованиям одних святых отцов, Малый вход символизирует Боговоплощение и пришествие Спасителя в мир, по мнению других — начало Его общественного служения и выход на проповедь.

Канон и творчество

О традициях проектирования Царских врат и задаче зодчего рассказывает архитектор Андрей Анисимов: «Царские врата — это врата Рая, Царствия Небесного. Из этого мы и исходим при их создании. Царские врата должны быть размещены строго по центру, по оси храма (за ними должен быть Престол, дальше — горнее место). Царские врата — обычно самая украшенная часть иконостаса. Украшения могут быть самые разные: резьба, золочение; на барочных иконостасах вырезали виноградные лозы, райских животных. Встречаются Царские врата, на которых все иконы помещены в рамки-храмы, увенчивающиеся многочисленными главками, что символизирует Небесный Град Иерусалим».

Царские врата, как святыня, могут переходить из одного храма в другой. «Иногда смотришь, а Царские врата не из общего ансамбля. Потом выясняется, что это врата XVI века, их в советское время бабушки спрятали перед закрытием или разрушением храма, а теперь эти врата опять на своем месте, а иконостас новый», — продолжает Андрей Анисимов.

Как правило, на Царских вратах изображаются четыре евангелиста и Благовещение. Но внутри этих тем возможны варианты. «Может быть изображено только Благовещение в рост, — поясняет архитектор. — Если врата маленькие, вместо евангелистов могут быть размещены их символы-животные: орел (символ апостола Иоанна Богослова), телец (апостол Лука), лев (апостол Марк), ангел (апостол Матфей). Если в храме кроме основного алтаря еще два придела, тогда на центральных Царских вратах могут изобразить Благовещение и евангелистов, а в боковых приделах — на одних вратах Благовещение, а на других — святителей Иоанна Златоуста и Василия Великого — авторов чинопоследований Божественной литургии».

Над вратами чаще всего помещается изображение Тайной Вечери, но может быть Христос, причащающий апостолов («Евхаристия») или Троица. Иконография Царских врат (Благовещение и Евангелисты) показывает нам путь, которым можно войти в Райские врата — путь спасения, который открывается Благой вестью о рождении Спасителя и раскрывается в Евангелии.

У зодчего при проектировании Царских врат остается поле для творчества. Царские врата, как и иконостасы, могут быть деревянными, каменными, мраморными, фарфоровыми, железными. «Для промышленника Демидова самым дешевым материалом было железо — он делал иконостасы из железа. В Гжели — иконостасы из фарфора. В Греции, где много камня, алтарная преграда из камня. В греческом иконостасе Царские врата низкие, по грудь, проем между вратами и аркой — большой. При закрытых Царских вратах, но при отдернутой завесе видно Престол, горнее место, то, что происходит в алтаре, хорошо все слышно».

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Почему Царские врата не всегда открыты?

Сейчас можно услышать призывы: давайте служить, как в древней Церкви, с открытыми Царскими вратами, что скрывать от верующих? «Этот призыв не имеет ничего общего с научным изучением древнего богослужения, — комментирует Александр Ткаченко. — В древности у дверей в основную часть храма стояли специальные служители, именовавшиеся остиариями (дверниками). Они следили за тем, чтобы за литургией находились только те, кто будет причащаться, остальные (оглашаемые и кающиеся, те, кто не имел права причащаться) удалялись из храма при возгласе диакона «елицы оглашении, изыдите» (те, кто являются оглашенными, выйдите из храма). И именно поэтому в древности проблемы закрытия Царских врат и алтаря не существовало. Впоследствии, когда чин оглашаемых исчез, а причастников стало меньше, алтарь стали закрывать от тех, кто находится в храме, во избежание профанирования Таинства».

Открытие или закрытие Царских врат показывает наиболее важные моменты богослужения. О благоговении говорят и слова молитвы, которую произносит священник перед тем, как войти через Царские врата в алтарь в конце третьего антифона. В ней есть слова: «Благословен вход святых Твоих». По одному из толкований, в словах этой молитвы имеется в виду вход во Святое Святых, поскольку алтарная часть христианского храма символически соотносится со Святым Святых Иерусалимского храма, куда никто, кроме первосвященника, не имел права входить. Поэтому, когда священник говорит: «Благословен вход святых Твоих» — это значит «благословен вход во Святое Святых», то есть путь на небо, открытый нам, по словам апостола Павла, Господом Иисусом Христом (см.: Евр. 9, 7-28). Но можем ли мы сказать, что всегда готовы к пути на небо? И если ответим честно, окажется, что открытый алтарь и Пасхальная радость не по силам нам постоянно.

Источник

Царские врата

Другие названия: святые врата (в греческой традиции)

Что такое Царские врата?

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такоеЦарскими вратами называют центральные двери православного иконостаса, расположенные напротив престола. Они всегда делаются двустворчатыми и, как правило, украшаются иконами. Над царскими вратами обычно бывает устроен небольшой проем. Он способствует тому, чтобы в храме были слышны слова молитв, произносимых в алтаре. В определенные моменты службы этот проем закрывается завесой из ткани, именуемой катапетасма.

Особенности использования

Проходить через Царские врата имеют право только священнослужители и только в строго определенные моменты богослужения.

Открывают Царские врата изнутри. Священник может делать это, стоя напротив престола, а алтарники (пономари) – только находясь с боков от врат.

В обычное время Царские врата бывают открыты только в определенные моменты службы. Но на Пасху и затем в течение Светлой седмицы они остаются открытыми круглосуточно. По окончании этого периода Царские врата закрывают перед началом Всенощного бдения под Фомино воскресенье (вечером следующей по Пасхе субботы).

Материалы изготовления

Царские врата, как правило, бывают деревянными. Их изготавливают в той же стилистике, что иконостас. К примеру, на вратах керамической алтарной преграды могут быть иконы и декор из керамики. При изготовлении Царских врат важно учитывать, чтобы они были достаточно легкими, во избежание перекашивания.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такоеЦарские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Варианты изготовления

Как правило, Царские врата бывают достаточно высокими – настолько, чтобы скрыть от взоров находящихся в храме людей происходящее в алтаре. Это соответствует традиции, которую, по преданию, ввел еще святитель Василий Великий в IV столетии по Р.Х.

В наши дни в храмах все чаще делают низкие иконостасы или иконостасы со столь невысокими Царскими вратами, что через них можно хорошо разглядеть Святая Святых. Сторонники такого храмового убранства ссылаются на опыт первохристианской Церкви и полагают, что, видя происходящее в алтаре, верующие смогут полнее участвовать в богослужении. Их оппоненты опасаются потери благоговения и десакрализации Таинств в сознании мирян.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Особенности оформления и символика

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такоеЦарские врата знаменуют собой врата Рая. Поэтому обычно они становятся наиболее пышно украшенной частью иконостаса.

В последние века на Царских вратах, как правило, помещают образы четырех евангелистов – апостолов, написавших Евангелия. Все они обычно изображаются со свитками или книгами – своими трудами. Этим подчеркивается, что Слово Божие, принесенное людям через проповедь Евангелия, стало для нас вратами спасения.

Также на Царских вратах обычно можно увидеть образ Благовещения. Он напоминает о том, что согласие Пречистой Девы стать Матерью Божией стало «спасения нашего главизной (началом)»: в мир явился Искупитель – Богочеловек Христос.

В Византии и Древней Руси на Царских вратах также изображали ветхозаветных Моисея и Аарона, а также святителей Василия Великого и Иоанна Златоуста – то есть родоначальников ветхо- и новозаветного богослужения.

Из истории

В Византии Царскими вратами называли главный вход, ведущий из притвора в храм. Через него торжественно входил император – земной царь. В наши дни слово Царские врата относится ко входу в алтарь и соотносится не с земным, а с Небесным Царем. Через Царские врата для причащения верующих выносят Тело Христово во время Божественной Литургии, соответственно, ими проходит Сам Бог.

Источник

Царские врата

Ца́рские врата́ – врата, нахо­дя­щи­еся посре­дине ико­но­стаса. Назы­ва­ются так потому, что чрез них, во время совер­ше­ния литур­гии, выно­сятся Святые Дары – выхо­дит к веру­ю­щим сам Гос­подь, Царь Славы.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Ико­но­стас имеет трое врат. Цен­траль­ные, самые боль­шие, назы­ва­ются Цар­скими вра­тами. Цар­скими они назы­ва­ются потому, что сим­во­ли­зи­руют вход в Цар­ство Божье, рай­ские врата. В бого­слу­же­нии откры­тие Цар­ских врат сим­во­ли­зи­рует отвер­зе­ние Небес­ного Цар­ства.

Цар­ство Божье открыто нам через Благую весть, поэтому на Цар­ских вратах дважды изоб­ра­жа­ется бла­го­ве­щен­ская тема: сцена Бла­го­ве­ще­ния с Девой Марией и Архан­ге­лом Гав­ри­и­лом, а также четыре еван­ге­ли­ста, бла­го­вест­ву­ю­щие миру.

Когда-то на литур­ги­че­ский воз­глас «Двери, двери!» слу­жи­тели закры­вали наруж­ные двери храма, и они носили назва­ние Цар­ских, ибо все веру­ю­щие суть цар­ствен­ное свя­щен­ство, теперь же закры­ва­ются двери алтаря. Закры­ва­ются Цар­ские врата и во время Евха­ри­сти­че­ской молитвы, так что бла­го­да­ря­щие Гос­пода за Его иску­пи­тель­ную жертву нахо­дятся как бы по разные сто­роны алтар­ной пре­грады. Но для того, чтобы свя­зать тех, кто стоит вне алтаря, и то, что про­ис­хо­дит в алтаре, над Цар­скими вра­тами поме­щают икону «Тайная вечеря» (или «При­ча­ще­ние апо­сто­лов»). Иногда на створ­ках Цар­ских врат поме­щают изоб­ра­же­ния твор­цов литур­гии свв. Васи­лия Вели­кого и Иоанна Зла­то­уста.

Царские врата в церкви что такое. Смотреть фото Царские врата в церкви что такое. Смотреть картинку Царские врата в церкви что такое. Картинка про Царские врата в церкви что такое. Фото Царские врата в церкви что такое

Справа от Цар­ских врат рас­по­ло­жена икона Спа­си­теля, где Он изоб­ра­жен с Книгой и бла­го­слов­ля­ю­щим жестом. Слева – икона Бого­ро­дицы (как пра­вило, с Мла­ден­цем Иису­сом на руках). Хри­стос и Бого­ро­дица встре­чают нас во вратах Цар­ства Небес­ного и ведут к спа­се­нию через всю нашу жизнь. Гос­подь сказал о Себе: «Я есть путь, истина и жизнь; никто не при­хо­дит к Отцу, как только через Меня» ( Ин.14:6 ); «Я – дверь овцам» ( Ин.10:7 ). Бого­ро­дицу назы­вают Оди­гит­рией, что значит“путеводительница» (обычно здесь и поме­щают ико­но­гра­фи­че­ский вари­ант Бого­ма­тери Оди­гит­рии).

Икона, сле­ду­ю­щая после образа Спа­си­теля (справа по отно­ше­нию к пред­сто­я­щим), изоб­ра­жает свя­того или празд­ник, в честь кото­рого данный храм назван. Если вы вошли в незна­ко­мый храм, доста­точно посмот­реть на вторую икону справа от Цар­ских врат, чтобы опре­де­лить, в каком храме вы нахо­ди­тесь – в Николь­ском храме на этом месте будет образ св. Нико­лая Мир­ли­кий­ского, в Тро­иц­ком – икона Святой Троицы, в Успен­ском – Успе­ние Пре­свя­той Бого­ро­дицы, в храме Космы и Дами­ана – образ свв. бес­среб­ре­ни­ков и т.д.

Кроме Цар­ских врат, в нижнем ряду рас­по­ло­жены также южные и север­ные двери (назы­ва­е­мые ещё диа­кон­скими, потому, что именно диакон в про­цессе бого­слу­же­ния поль­зу­ется ими чаще других). Как пра­вило, они гораздо мень­шего раз­мера и ведут в боко­вые части алтаря – жерт­вен­ник, где совер­ша­ется Про­ско­ми­дия, и дья­кон­ник или риз­ницу, где свя­щен­ник обла­ча­ется перед литур­гией и где хра­нятся обла­че­ние и утварь. На дья­кон­ских дверях обычно изоб­ра­жают либо архан­ге­лов, сим­во­ли­зи­ру­ю­щих ангель­ское слу­же­ние свя­щен­но­слу­жи­те­лей, либо пер­во­му­че­ни­ков архи­ди­а­ко­нов Сте­фана и Лав­рен­тия, пока­зав­ших истин­ный пример слу­же­ния Гос­поду.

Изнутри Цар­ских врат при­ве­ши­ва­ется завеса (греч. καταπέτασμα — ката­пе­тасма), кото­рую откры­вают или закры­вают в опре­де­лен­ные моменты бого­слу­же­ния.

Цар­ские врата откры­ва­ются только во время бого­слу­же­ния и только в опре­де­лен­ные его моменты. Во время Свет­лой (Пас­халь­ной) сед­мицы не затво­ря­ются целую неделю в знак того, что Иисус Хри­стос отверз нам врата Небес­ного Цар­ствия.

Цар­ские врата отвер­за­ются во время Литур­гии:

Сквозь цар­ские врата поз­во­ля­ется про­хо­дить только свя­щен­но­слу­жи­те­лям.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *