Царственный шатер что это
Словари
101 шатер
ШАТЁР, шатра, муж. (перс.). Временная легкая постройка для жилья, род палатки из тканей, кож или ветвей. Раскинуть шатер. «На поле бранном тишина, огни между шатрами.» Жуковский. «Они (цыганы)… над рекой в шатрах изодранных ночуют.» Пушкин.
|| Навес, свод. «И меж дерев, нависнувших шатром, травнистые зеленные дороги.» Некрасов.
| Намет, сеть шатром, коею кроют приваженных тетеревей.
| Свод над очагом, над горном, котлом или плитою; колпак.
| Высокая кровля на столбах, навес, напр. над кирпичным заводом, над обжигною печью и пр.
| Шатер, в пробирной палатке, шкапик с пробирными весками, гирьками и припасами.
| сущ., муж., ·стар. смотритель над княжьими шатрами и шатерниками. Шатерщик, шатерник.
Древнее заимств. из тюрк.; ср. казах. šаtуr «палатка», тур., азерб., уйг., тат., алт. čаdуr «шатер, палатка», шор. šаdуr, саг., койб. sаdуr (Радлов 3, 1903 и сл.; 4, 387, 969, 972). Первоисточником является перс. čаtr «заслон, палатка», др.-инд. cháttram «заслон»; см. Мелиоранский, ИОРЯС 10, 4, 134; Мелих, ZfslPh 4, 96 и сл.; Бернекер I, 133; Мi. ТЕl. I, 270; Гомбоц 115 и сл.; UJb. 8, 271. Ввиду наличия š- Мелих (там же) предполагает венг. посредство.
ЦА́РСТВЕННЫЙ, царственная, царственное; царствен, царственна, царственно (книжн. устар.).
1. То же, что царский в 1 знач. «Он идет на царственный престол своих отцов.» Пушкин. «Моет желтый Нил раскаленные ступени царственных могил.» Лермонтов.
2. перен. Величавый, горделивый. «Степной орел над жертвой покружился и царственно (нареч.) уселся на стожар.» Некрасов. Царственный вид. Царственная поступь.
1) полн. ф. устар. Относящийся к царству, царствованию.
Оба царственного рода, за престол тягались оба, но для славного похода прервана меж ними злоба (А. К. Толстой).
2) перен. Величественный, величавый.
Нет ему пути далекого: был у матушки Москвы, и у Каспия широкого, и у царственной Невы (Н. Некрасов).
3) перен. Выражающий величественность.
Принадлежащий царю (в 1 знач.).
[Самозванец:] Что Годунов? во власти ли Бориса Твоя любовь, одно мое блаженство? Нет, нет. Теперь гляжу я равнодушно На трон его, на царственную власть. Пушкин, Борис Годунов.
Дальше, вечно чуждый тени, Моет желтый Нил Раскаленные ступени Царственных могил. Лермонтов, Спор.
Нет ему пути далекого: Был у матушки Москвы, И у Каспия широкого, И у царственной Невы. Н. Некрасов, Влас.
Царственный вид. Царственная поступь.
1. соотн. с сущ. шатёр I, связанный с ним
2. Свойственный шатру [шатёр I], характерный для него; шатровый I 2..
3. Имеющий вид шатра [шатёр I]; шатровый I 3..
1. соотн. с сущ. шатёр II, связанный с ним
2. Свойственный шатру [шатёр II], характерный для него; шатровый II 2..
3. Имеющий форму шатра [шатёр II]; шатровый II 3..
1. соотн. с сущ. шатёр I, связанный с ним
2. Свойственный шатру [шатёр I], характерный для него.
3. Имеющий вид шатра [шатёр I].
1. соотн. с сущ. шатёр II, связанный с ним
2. Свойственный шатру [шатёр II], характерный для него.
3. Имеющий форму шатра [шатёр II].
ШАТЁР, шатра, муж. (перс.). Временная легкая постройка для жилья, род палатки из тканей, кож или ветвей. Раскинуть шатер. «На поле бранном тишина, огни между шатрами.» Жуковский. «Они (цыганы)… над рекой в шатрах изодранных ночуют.» Пушкин.
|| Навес, свод. «И меж дерев, нависнувших шатром, травнистые зеленные дороги.» Некрасов.
Сооружение, представляющее собой большое временное помещение из натянутой на каркас ткани, кожи, ветвей или ковров.
1. Большая палатка (обычно в форме конуса), крытая тканью, кожей, коврами и т.п. Разбить, раскинуть ш. Цыганский ш. Жить в шатре. / Трад.-поэт. Ш. неба; небесный ш. (небосвод). Ш. звёзд (звёздное небо).
2. Навес, образуемый переплетением веток и листьев деревьев. Ш. ветвей, листвы. Шатры берёз.
шатёр (архит.), завершение построек (главным образом центрических) в форме высокой 4-гранной или многогранной пирамиды. В русском деревянном и каменном зодчестве применялись в основном в XVI-XVIII вв.
1. Палатка из ткани, кожи, ветвей.
Цыганы те, свои шатры Разбив близ наших у горы, Две ночи вместе ночевали. Пушкин, Цыганы.
Имелся большой суконный шатер, в котором свободно могло разместиться до двадцати человек. Он имел вид шестиугольной призмы, покрытой шестиугольной же пирамидой, и держался на одном колу, поставленном посредине. Арсеньев, В горах Сихотэ-Алиня.
Городской торгаш раскинул крытый парусинным шатром подвижной стол с орехами, пряниками. Мельников-Печерский, В лесах.
На царском месте [в соборе] под алым шатром стояла Софья. А. Н. Толстой, Петр Первый.
Навес, образуемый переплетением веток и листьев деревьев.
Огромный тополь серебристый Склонял над домом свой шатер. Блок, Возмездие (Наброски продолжения 2-й главы).
Издали указали ему стройные шатры кремлевских башен и золотую шапку Ивана Великого. Злобин, Степан Разин.
Конусообразная сеть для ловли тетеревов и куропаток.
— тра, м. (казах. šatyr палатка, тур. čadyr палатка, шатер).
1. Большая палатка, крытая тканью, коврами.
2. архит. Высокая пирамидальная четырех- или восьмискатная крыша (колоколен, башен, церквей).
ЦАРСКИЙ. 1. Относящийся к царю, принадлежащий ему. 2. Относящийся к политическому режиму монархии во главе с царём. 3. перен. Роскошный, богатый.
• Все пять карбасов с царской свитой от Спаса Каменного вышли в устье Кубены. К.Коничев. Пётр Первый на Севере.
• Это была тяжёлая эпоха в истории нашего народа: свирепый царский деспотизм, полицейщина, мракобесие. Ф.Гладков. Повесть о детстве.
ЦАРСТВЕННЫЙ. Отличающийся величественностью, значительностью по размаху. Синонимы: величественный, величавый, горделивый.
ая походка, осанка, фигура;
• Держалась она всегда необыкновенно прямо, и это давало ей, с её красотой и высоким ростом, какой-то царственный вид. Л.Толстой. После бала.
• Старик поднял вёсла — и царственная река понесла нас. И. Тургенев. Ася.
| сказочное созданье. Царь зверей или царь-зверь, лев. Царь-девица, шуточно: коноводка, зачинщица всему в девицах;
| матерая, зрелая и засидевшаяся красавица. Царь-колокол, царь-пушка, показываются в Москве. Царь-змей, сказочная слепаябелая змейка, которой все змеи подвластны. Царь зимы, мороз, стужа. Царь-трава, Petasites offic., подбел, чумный корень, лопух;
| Царь, цари, одна из игр в карты;
| детская игра: все, под приговор, кладут руки столбом, кому верх выйдет, тот и царь.
| Хороводная и святочная игра, с песнею. Царек и царик муж., ·умалит. владетель небольшого народа, хан, султан, князек. Петух на своем пепелище царек. Димитрия-самозванца зывали царьком. Индейские царьки. И убиша (татар) до 10 тысяч и самого царика убили, ·летописн. И у диких островитян есть свои царьки. Лесовый царик, зап. леший.
| Царёк, королек, белая мышь, ласточка, воробей. Царица, супруга царя, государя, или государыня по себе, владетельница. Екатерину Вторую в народе всегда звали царицей.
| * Первая где или в чем. Царица общества, царица балов, вечеров. Царица лугов, растенье Spirea ulmaria, см. батер.
| Царство, вся страна под одним государем; государство, земля, общество и весь народ. Казанское царство покорено Грозным. Царство Польское рушилось. Нельзя царству без царя стоять. Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо. В некотором царстве, в некоем государстве. В тридесятом царстве. За тридевять земель, в тридесятом государстве, сказочное.
Заимств. в XIX в. из тюрк. яз., где чадра «покрывало, шатер» < иранск. čätr «шатер». См. шатер.
1. Крона или ветви деревьев, образующие полог, шатёр. В сени ветвей. Отдыхать под сенью лип. * Приди ко мне, любезный друг, Под сень черёмух и акаций (Лермонтов). / О шатре, пологе, навесе. С. шатра. Укрыться под сенью древнего храма.
2. Защита, покровительство. Под сенью дружбы, закона.
— Навес из камня, дерева или металла.
— То, что укрывает, покров.
— В древнерусской архитектуре навес, шатёр.
1. В Древней Руси: башня, дозорная вышка.
2. В России до 1917 г.: шатёр, кибитка (о жилище кочевых инородцев).
I. только др.-русск. вѣжа «шатер; кибитка; башня» (Пов. врем. лет и др.), укр. ве́жа «башня» (ввиду наличия е заимств. из польск.), блр. ве́жа «башня», словен. véža «сени, передняя», др.-чеш. věž, věžě «башня», слвц. veža, польск. wieża, в.-луж. wježa, н.-луж. wjaža, jaža «дом».
Из праслав. *věža, *vězi̯a (от vezǫ, русск. везу́), т. е. «дом-повозка на полозьях или колесах»; см. Потебня, РФВ 3, 177; Мерингер, Zschr. österr. Gym. 1903, 392; IF 19, 427 и сл. Знач. «дом-повозка, кибитка» перешло в «шатер», откуда «передвижная башня», «башня». Излишни сомнения Брюкнера (KZ 45, 54) относительно долготы гласного в слав. слове. Ср., напр., авест. vāza- 1. «едущий, летящий», 2. «вереница; движение; вьючное животное»; см. Бартоломэ, Air. Wb. 1417.
II. м., только др.-русск. вѣжа «знающий, сведущий», современное неве́жа, цслав. невѣжда «неученый». Из *vědi̯a; см. ве́дать. Сюда же ве́жливый; Преобр. 1, 107.
В антропологическом плане у среднеазиатских цыган прослеживаются аналогии с населением Индии. Также как и у индусов, у них существует обычай татуировки лба. В Самаркандской и Сурхандарьинской областях цыган называют бытует этноним «мултони» происходящий от города Мултан (Пакистан). В прошлом цыгане не имели земельных наделов и были вынуждены вести бродячий образ жизни. Однако у среднеазиатских цыган уже давно были места длительных стоянок вблизи городов и сел. Из таких стоянок выросли цыганские кварталы на окраинах Самарканда. Бухары, Ташкента.
Исконным жилищем цыган служил шатер (чодыр). Зимний шатер (чодири зимистон) состоял из бязевого полотнища, накидывавшегося на два или три врытых в землю шеста. Летний шатер (чодири гарм) представлял собой навес для тени, он был значительно меньше и держался обычно на одном шесте. В шатре расстилали кошму, раскидывали одеяла и подушки. Обогревались при помощи костра, разжигаемого в небольшом круглом углублении ближе к выходу. Пищу готовили на кострах, которые разводили вне шатра. От обычного чодыра отличалось жилище мазангов. Они строили шалаш (чайла) из дугообразных согнутых и воткнутых в землю толстых ветвей ивы, которые покрывали мелкими ветками, камышом и сухой травой. Чайла, высотой в рост человека, достигала длину 3-4 метра, двери были из камышовой циновки или завешивались полотнищем ткани.
Урок литературы на тему «Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе» «(10 класс)
Урок литературы. 10 класс
Тема: Сопоставительный анализ стихотворений М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» и А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе».
образовательные : формирование навыков сравнительного анализа лирических произведений, расширение представлений об особенностях поэтического стиля Пушкина и Лермонтова; закрепление ранее полученных теоретических знаний по теории литературы;
развивающие : развитие аналитических способностей, логического мышления, связной речи;
воспитательные : воспитание интереса к исследовательской деятельности, внимательного отношения к слову, стимулирование познавательной активности; формирование читательской культуры учащихся.
портреты А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова;
иллюстрации с видами Кавказа;
репродуктивный (слово учителя);
исследовательский (анализ стихотворения);
творческое чтение (выразительное чтение стихотворения).
Формы организации учебной деятельности:
индивидуальные и групповые задания исследовательского характера;
иллюстрирование художественных произведений;
работа со словарем;
создание связного текста.
Опережающее индивидуальное задание.
Подготовить сообщение на тему «Кавказ в жизни Пушкина и Лермонтова» (слайдовая презентация).
История создания стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Кавказе». Выразительное художественное чтение наизусть.
История создания стихотворения М.Ю. Лермонтова «Крест на скале». Выразительное художественное чтение наизусть.
В теснине Кавказа я знаю скалу,
Туда долететь лишь степному орлу,
Но крест деревянный чернеет над ней,
Гниет он и гнется от бурь и дождей.
И много уж лет протекло без следов
С тех пор, как он виден с далеких холмов.
И каждая кверху подъята рука,
Как будто он хочет схватить облака.
О если б взойти удалось мне туда,
Как я бы молился и плакал тогда;
И после я сбросил бы цепь бытия
И с бурею братом назвался бы я!
МОНАСТЫРЬ НА КАЗБЕКЕ
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Стихотворение посвящено Е.А. Сушковой (впоследствии графине Ростопчиной).
Выявление первого читательского восприятия.
Понравились ли вам стихотворения?
О чем эти лирические произведения?
Какие картины рисует ваше воображение при чтении стихотворений?
Что вы можете сказать о лирическом герое стихотворения А.С. Пушкина? М.Ю. Лермонтова?
Похожи ли лирические герои этих двух стихотворений? Что их объединяет и в чем они различны?
Какое настроение передается читателю?
Теснина – узкий проход, обычно между возвышенностями, ущелье (горные теснины).
Подъять (устар. высок.) – подъемлю, подъятый то же, что и поднять.
Бытие (книж.) – 1) жизнь, существование;
2) совокупность материальных условий жизни и общества.
Царственный – величественный и горделивый, величавый.
Шатер – высокая пирамидальная четырехгранная или восьмигранная крыша (колоколен, башен, церквей)
Ковчег – 1) ветхое или на вид странное судно, корабль, а также старая повозка (иронич.);
2) в старинном и церковном обиходе: ларец или сосуд для хранения ценных предметов
Ноев ковчег – 1) по библейскому сказанию: судно, в котором праведный человек Ной во время всемирного потопа взял парами людей и животных, семена растений для продолжения жизни на земле;
2) разнородная группа людей, животных, оказавшихся в тесном соседстве (книж.)
Келья – 1) отдельная комната монаха, монахини в монастыре;
2) (перен.) уединенное и скромное жилище, комната (устар.).
Вожделенный – желанный, страстно ожидаемый.
Брег (устар.) – то же, что берег.
Исследовательская работа (возможно групповая работа или работа в парах)
«Монастырь на Казбеке»
Какие образы использованы в стихотворениях? Что они символизируют?
Крест – символ несгибаемого духом человека.
Орел – символ сильной, выносливой силы.
Монастыря – символ спасительного убежища.
Ущелье – символ несвободы, замкнутое пространство.
Вышина – символ свободы.
Религиозные символы наводят лирических героев на размышления о жизни, о вечности, о Боге.
Слова какого стиля встретились в лирическом произведении и какую роль они играют?
Старославянизмы: сияющий, реющий, вожделенный, брег, келья ; библейское слово: ковчег – придают торжественное звучание всему стихотворению.
Какие художественно-выразительные средства языка помогают передать чувства и переживания лирического героя?
Олицетворение: крест гниет и гнется, развернутое сравнение: как будто он хочет схватить облака; инверсия: подъята рука, сбросил я; анафора: и после бы – и с бурею; повтор слов.
Стихотворение богато образными средствами: скрытое сравнение с оценочными эпитетами: царственный (шатер), сияющий вечными (лучами), вожделенный (брег), (к) вольной (вышине); метафоры: над семьею гор, далекий брег; развернутое сравнение: монастырь… как в небе реющий ковчег; олицетворение: монастырь парит; повтор слов, антитеза: ущелье – вольная вершина ; анафора, риторическое обращение.
Слова какой части речи преобладают?
В стихотворении 14 глаголов, два кратких причастия и всего лишь 3 прилагательного. Изобилие слов, обозначающих действия, передает жажду деятельности, стремление к беспокойной жизни, буре, показывает неудовлетворенность жизнью, мятежность.
И в то же время в 12 строках использовано 5 местоимений «Я», что, несомненно, подтверждает индивидуализм, одиночество, замкнутость, сосредоточенность героя на самом себе, своем мире.
В стихотворении 4 глагола и одно деепричастие. Можно сделать вывод: где покой и счастье, там мало действий.
Зато много слов со значением признака – это 8 прилагательных и наречие.
Дважды повторяется местоимение «твое» и одного «мне». Это явно показывает направленность не на собственное «Я», а на собеседника.
Монастырь – это библейский ковчег, являющийся спасительным убежищем.
Голубое небо, Казбек со снеговыми (белыми) вершинами, полупрозрачный, в белых облаках монастырь создают картину умиротворения и спокойствия.
Какие слова создают художественное пространство в стихотворении?
теснина Кавказа (тесное ущелье) – скала.
Казбек – одна из горных вершин Кавказа.
Ущелье – заоблачная келья.
Как выражено художественное время в стихотворении?
Повествование ведется от первого лица.
Стихотворение состоит из простых и сложных синтаксических конструкций. Поэт использует инверсию (обратный порядок слов).
Первая строфа состоит из двух предложений, однотипных по своему строению: твой шатер… сияет, твой монастырь… парит.
В первом предложении звучит обращение к Казбеку.
Вторая строфа, эмоционально насыщенная, состоит из трех восклицательных предложений, которые свидетельствует о силе чувства лирического героя.
Первое предложение – риторическое восклицание «Далекий вожделенный берег!».
В последнем предложении стоят знаки завершения – (!) и (…), свидетельствующие о том, что лирический герой стремится к уединению и покою, надеясь обрести свободу, ибо она – внутри души, а не дарована извне.
Играют ли поэты звуками?
Как построены (композиция) стихотворения?
Стихотворение состоит из трех катренов.
Условно можно разделить на две части:
Первые два катрена – описание креста на скале; последний катрен – эмоциональный отклик лирического героя.
Стихотворение состоит из двух строф:
Первая строфа (секстина) представляет развернутое сравнение (характерный прием для Пушкина);
Каким стихотворным размером написаны стихотворения?
Какая рифма и рифмовка?
Стихотворение написано трехстопным амфибрахием, это делает его звучание более размеренным и напевным. Мужская парная (смежная) рифма придает стихам некоторую жесткость и решительность.
Четырехстопный ямб с большим количеством пиррихиев, что придает стихотворению легкость, воздушность («парит», «редеющий», «облаками» ).
Поэт использует парную и перекрестную рифму: первые 4 строчки написаны парной рифмой, последующие – перекрестной. Из этой закономерности выбивается 6 строчка « парит, чуть видный, над горами », повторяя рифму « лучами-облаками » и нарушая ожидаемую парную рифму « ковчег-брег ». Это не случайность, таким образом поэт усиливает эффект ожидания, лишняя шестая строчка первой строфы совершает как бы лишний круг в небе – « парит ».
Закрытая мужская рифма чередуется с открытой женской.
Настроение грусти, печали, безысходности, ощущение одиночества.
Настроение светлое, радужное, жизнеутверждающее.
Создание письменного высказывания на основе собранных наблюдений в ходе исследовательской работы
Стихотворения А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» написаны приблизительно в одно и то же время, в 1830 году. Однако не стоит забывать о том, что Пушкин в эти годы уже сформировавшийся, зрелый человек, со своими взглядами на жизнь, на общество. Лермонтов же юноша-подросток, со сложным и порой противоречивым внутренним миром, поэтому в стихотворении чувствуется юношеский максимализм, напускная бравада, нагнетание чувств и красок. Именно поэтому стихотворения отличаются и настроением, и образом лирического героя, и средствами создания лирического образа.
У Пушкина уже в начале стихотворения создается величественная, торжественная картина, где вершина Казбека как царственный («величественный») шатер.
Таким образом, несмотря на юношескую незрелость автора, уже в этом стихотворении мы видим отражение основных мотивов лирики Лермонтова: одиночество, неудовлетворенность своей жизнью, жажда борьбы, активного образа жизни.
При сопоставлении стихотворений А.С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» и М.Ю. Лермонтова «Крест на скале» можно в очередной раз подчеркнуть разницу и мироощущений, и характеров, и поэтический стилей этих русских классиков.
Оцените свое участие на уроке?
Что удалось вам на уроке, что не удалось?
Что было интересно на уроке? Что не понравилось?
Царственный шатер что это
Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи образных определений царственный и вечными. Как в литературоведении называются такие определения?
Прочитайте отрывок и ответьте на вопросы после текста.
Монастырь на Казбеке.
Высоко над семьею гор,
Казбек, твой царственный шатер
Сияет вечными лучами.
Твой монастырь за облаками,
Как в небе реющий ковчег,
Парит, чуть видный, над горами.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
В приведенном стихотворении употреблено древнерусское слово, обозначавшее корабль, судно, а также особый ящик для хранения святых даров (религиозных святынь). Интересно, что в стихотворении Пушкина оно совмещает в себе оба значения. Запишите это слово.
Этим словом является слово ковчег, которое действительно имеет 2 значения: корабль и особый ящик для хранения святых даров. Это библейское слово.
Ноев ковчег — в Библии корабль, построенный Ноем по велению Бога, для спасения своей семьи и по одной нечистой и семи чистых пар каждого вида животных от Потопа.
Ковчег Завета, или Ковчег Откровения — согласно Библии — это ковчег, в котором хранились каменные Скрижали Завета с Десятью заповедями.
Из приведённого ниже перечня выберите три названия художественных средств и приёмов, использованных поэтом во второй строфе стихотворения. Ответ запишите в виде последовательности цифр (цифры укажите в порядке возрастания, без пробелов).
3) риторические восклицания
Во второй строфе стихотворения использовались:
анафора — единоначатие, повтор слова или группы слов в начале нескольких стихов, строф, фраз;
риторическое восклицание — построение речи, при котором в форме восклицания в повышенно эмоциональной форме утверждается то или иное понятие;
антитеза — это противопоставление; противопоставление слов, образов, персонажей, элементов композиции. Это выразительный художественный прием, позволяющий писателям полнее охарактеризовать героев, выявить свое отношение к ним и к различным сторонам изображаемого.
Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Туда б, в заоблачную келью,
В соседство бога скрыться мне.
Гипербола тоже присутствует в стихотворении. «Высоко над семьею гор», «вечными лучами»
Нет, Вы ошибаетесь, во-первых, это не гипербола: Казбек выше других гор, а монастырь на Казбеке, оттого и «высоко над семьёю гор», во-вторых, Вы привели примеры из первой строфы, а в задании требовалось из второй.
Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?
Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.
Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:
…Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «уще-лье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье – это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.
Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) – это человек (лирический герой) и окружающий мир.
Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее – у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя – «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.
Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.
В каких произведениях русских поэтов звучит тема смысла жизни и в чём их можно сопоставить со стихотворением Пушкина?
Философская тема осмысления жизни звучит в стихотворении Михаила Юрьевича Лермонтова «Парус». Лирический герой как бы отождествляет себя с образом паруса.
Белеет парус одинокий
В тумане моря голубом.
Что ищет он в стране далекой?
Что кинул он в краю родном?
Лирический герой, подобно парусу, стремится навстречу приключениям. Он молод, не думает об опасностях и рвется навстречу ветру:
Под ним струя светлей лазури,
Над ним луч солнца золотой.
А он, мятежный, просит бури,
Как будто в буре есть покой.
У Александра Сергеевича Пушкина мы видим немного другое настроение. Его герой стремится к умиротворению, желая скрыться «в соседство бога». Он хочет найти смысл жизни в горах, в монастыре, вдали от людского мира. Автор повествует о Кавказе как о райском месте, будто единственном способном помочь ему обрести себя.
Заполните пропуски в следующем предложении. В ответе запишите два термина в порядке их следования в предложении без пробелов, запятых и других дополнительных символов.
Картина Казбека в первой строфе создаётся при помощи эпитетов «царственный» и «вечными». Стихотворение написано любимым стихотворным размером Пушкина — ямбом.
Выберите ОДНО из заданий (10.1 или 10.2) и укажите его номер в БЛАНКЕ ОТВЕТОВ № 2. Сформулируйте прямой связный ответ на вопрос в объёме 5−10 предложений. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста произведения, не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических и логических ошибок. Соблюдайте нормы литературы.
10.1. Что позволяет причислить стихотворение А. С. Пушкина «Монастырь на Казбеке» к философской лирике?
10.2. В чем смысл использованного Пушкиным в стихотворении сравнения?
10.1. Философская лирика — стихотворения задумчивого, мечтательного настроения, главной темой философской лирики являются размышления о смысле бытия, о ценностях человеческой жизни.
Кавказ издавна считался символом свободной, счастливой, спокойной жизни, мира, где можно подумать о душе, можно спокойно говорить с Богом, жить по его заповедям и даже творить:
…Далекий, вожделенный брег!
Туда б, сказав прости ущелью,
Подняться к вольной вышине!
Но лирический герой Пушкина находится на другом берегу, в «ущелье», где нет воли, трудно дышать, со всех сторон надвигаются горы и давят своей тяжестью и мощью. Ущелье — это Россия. Здесь, в ущелье, мрачно, темно и тесно. Нет возможности ощутить радость жизни и свободы.
Два реальных образа в данном стихотворении противостоят друг другу (хотя должны находиться в гармонии) — это человек (лирический герой) и окружающий мир.
Мотив отсутствия воли, свободы у лирического героя (и если говорить точнее — у самого Пушкина), а также у всех мыслящих людей, живущих в России, проходит красной нитью через все стихотворение. Монастырь для лирического героя — «далекий, вожделенный брег». Мы все когда-нибудь приплывем к этому «вожделенному брегу» и обретем вечный покой. Но он пока еще далеко, и надо жить, надо преодолевать преграды.
Таким образом, размышления о смысле бытия, о жизненных идеалах дают основания причислить стихотворение Пушкина к философской лирике.
10.2. В первой строфе стихотворения «Монастырь на Казбеке» используется срав-нение «как в небе реющий ковчег». В чем его смысл?
Стихотворение относится к философской лирике. Автор размышляет о смысле жизни, о жизненных идеалах. Кавказ всегда ассоциировался Пушкиным со свободой. Вот почему его лирический герой стремится на Кавказ — он хочет воли, душевного успокоения, хочет сбросить с себя оковы мирской суеты и условностей. Ковчег — это символ спасения. Именно в этом смысл использованного поэтом сравнения: монастырь на Кавказе — путь к самому себе.