Цельба голодному хлеб с водою что означает
Запись на стене
ЧТО РАССКАЖУТ О ХЛЕБЕ РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОСЛОВИЦЫ
Потрясающе интересно вчитываться в народные пословицы, приметы, песни, былины! Фольклор может дать нам очень ценные сведения о традиционном миропонимании, религиозных воззрениях и системе ценностей наших предков, а порой даже о более прикладных вещах – о традиционном укладе и быте. Потому что фольклор – это, конечно, устное народное творчество; но это также и нечто большее – народная культура в целом как сокровищница мудрости, ведь даже в термине folklore, где элемент «folk» означает «народ, народный», элемент «lore» переводится с английского как накопленные веками знания, опыт поколений, в том числе опыт в области сакрального.
Пословицы и поговорки – своеобразный и интересный жанр, потому что они в удобной для запоминания форме заключают в себе либо лаконично выраженную мудрость (которая вырабатывалась, возможно, веками), либо нравоучение, либо даже прикладной совет (как, например, в пословицах-приметах: «Рожь говорит: сей меня в золу, да в пору; овес говорит: топчи меня в грязь, так буду князь!»), которые предки хотели сохранить для потомков и передать им, как семейную реликвию.
Так что сейчас мы откроем лишь один из сундучков неисчерпаемой сокровищницы фольклора и переберем лежащие там драгоценности – пословицы, в которых говорится о хлебе. И вот что мы из них узнаем:
1. Наши предки с глубочайшим почтением относились к хлебу, наделяли его сакральным смыслом и даже святостью, считали связанным с Богом и через это заслуживающим такого же благоговейного отношения в действиях, связанных с его изготовлением и употреблением, какое надлежало проявлять в действиях, относящихся к религиозной сфере.
Кроме того, с хлебом, ввиду его отнесенности к сфере божественного, связано представление: Бог предназначает человеку при рождении определенную меру хлеба – то есть Бог определяет для человека его долю, а хлеб заключает ее в себе. Отсюда гадания с запеканием в хлеб предметов, символизирующих различные события в судьбе; отсюда и категорическое осуждение неуважительного отношения к хлебу, недоедания отделенного для конкретного человека куска, запрет на выбрасывание даже крошек (упавшие на пол крошки нельзя ни подметать, ни выбрасывать, а следует съесть или хотя бы отдать птицам – в этом обычае просматривается связь птиц с душами предков): неразумно, неблагодарно и даже небезопасно разбрасываться той мерой блага, которую Даждьбог предназначил человеку.
2. Хлеб мыслился как уникальный, единственный в своем роде продукт питания, и не продукт даже, а некое явление, которое жизненно необходимо человеку и которое ничто не заменит:
Сколько ни думай, а лучше хлеба-соли не придумаешь
Хлеба край – и под елью рай, хлеба ни куска – и в полатях возьмет тоска.
Хоть по-старому, хоть по-новому, а без хлеба ни прожить.
Палата бела, а без хлеба утла
Не держи денег в узлу, держи хлеб в углу
Пусть деньги за богачом, лишь бы хлеб за нами
Без хлеба все приестся
У кого хлебушко, у того и счастье
Без ума проколотишься, а без хлеба не проживешь
3. Хлеб обязательно должен быть на столе во время еды, иначе прием пищи будет неполноценным, неправильным, несоответствующим обычаю и обрядам, регулирующим трапезу, и, значит, не угодным Богу. Наши предки не мыслили трапезы без хлеба на столе.
4. Хлеба одного достаточно для насыщения, для полноценного питания даже в отсутствии другой пищи.
5. А вот никакая другая пища такими качествами не обладает и даже будучи в избытке не сможет дать того, что дает хлеб:
Калач хлебу не замена: калач приестся, а хлеб никогда
Рыба вода, ягода трава, а хлеб всему голова
Без хлеба и медом сыт не будешь
Без хлеба и у воды жить худо
Недорог виноград терский, дорог хлеб деревенский: немного укусишь, а полон рот нажуешь
Ешь и пироги, да хлеб вперед береги
6. Хлеб лечит, дает здоровье и силу. Хлеб и вода обладают поистине магическими возможностями в том, что касается исцеления – в смысле возвращения к целостности.
Даст Бог хлеб и воду (после болезни): хлеб выкормит, вода вымоет
Хлеб сердце человеку укрепит
Хлеб да вода – богатырская еда
Хлеб да мякина—Самсона сила
Без хлеба на воде ноги жидки.
7. Хлеб достается тяжелым трудом, но этот труд, в виду своего результата, понимается не как тяжкая повинность, а как почетная, определенная человеку богами деятельность.
8. Из пословицы можно даже подчерпнуть сведения о технологии приготовления хлеба: в квашне, на закваске (без нее, из одной муки, хлеба быть не может), из просеянной муки; тесто в квашне должно «киснуть», т.е. кваситься (не бродить и не разрыхляться!) и в процессе квашения подняться; ржаная мука хороша для закваски, а пшеничная – для придания тесту «крепости», цельности, упругости (это, видимо, наблюдения о свойствах глютена, которого гораздо больше в пшенице, чем во ржи).
Была бы мука да сито, и сама б я была сыта
Квашни не замесишь – и хлебца не поешь.
Из одной муки хлеба не испечешь.
Без закваски хлеб не месят
Квашни крышкой не удержишь.
Наша квашня под порог ушла
Растет, как пшеничное тесто на опаре киснет
Ржаной на заквас, а пшеничный на закрепу
9. Из пословиц мы может узнать даже, какой он был – этот хлеб, который всему голова. Кислый (да-да, это о ней, о той самой заметной кислинке ржаного хлеба на закваске), черный, ржаной.
10. А вот сравнение ржи и пшеницы оказывается не совсем в пользу последней: рожь неприхотлива, а пшеница капризна и в выращивании, и в работе с тестом из нее; рожь насыщает лучше, а пшеница – просто «баловство», и заменить ржаной хлеб, к которому, собственно, и относится слово «хлеб», не может.