Целебатство в православии что это

Целебатство в православии что это. Смотреть фото Целебатство в православии что это. Смотреть картинку Целебатство в православии что это. Картинка про Целебатство в православии что это. Фото Целебатство в православии что это

В религиях мира связь между мужчиной и женщиной не является греховной, если угодна богу и одобрена им. Адепты, посвятившие себя господу, нередко дают обет безбрачия, чтобы отгородиться от мирской суеты. Он носит название целибат, что это такое знают все священнослужители, но не все обязаны его соблюдать.

Целибат – что это?

Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.

Целибат для мужчин

По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.

Целибат для женщин

Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит гармонию в своем состоянии.

Целебатство в православии что это. Смотреть фото Целебатство в православии что это. Смотреть картинку Целебатство в православии что это. Картинка про Целебатство в православии что это. Фото Целебатство в православии что это

Целибат в православии

Православие – одна из религий, поощряющая браки и добровольный отказ от них. Парадокс в том, что пропагандируя разные принципы поведения, эти понятия основываются на единой духовности. После Шестого Вселенского Собора (в 680-681 гг) было сформировано особое отношение к брачному союзу. Он предполагает жертвенность, трепетное отношение к семье, зрелость. Православная церковь не подавляет естественный инстинкт любви, размножения, создания семьи, и придерживается следующих правил:

Зачем нужен целибат?

Задаваясь вопросом, что такое целибат, многие люди пытаются понять, какова его основная цель. В одних учениях он является обязательным условиям, в других – нет. Поставленные цели различаются в зависимости от адептов, которые применяют практику, и того, физическое или моральное воздержание подразумевается.

Целибат – польза и вред

Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.

Польза целибата

Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:

Целибат – вред

Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:

Как принять целибат?

Если человек готов жертвовать личной жизнью ради достижения своих целей, он задается вопросом: как принять обет безбрачия? Не обязательно для этого уходить в монастырь, проводить какие-то обряды. Если концепция жизни такова, что семье и отношениям в ней нет места, человека – женщина или мужчина – может добровольно пойти на эту жертву. Клятва дается перед иконой. Говорящий обращается к Богу, обещая никогда не иметь никаких отношений и остаться непорочным (непорочной) до конца дней своих.

Источник

Целибат — что это такое для женщины?

С латинского языка слово «celibates’» переводится как «неженатый». По сути, это означает безбрачие. Человек — мужчина или женщина — добровольно отказывается от супружеских отношений, физических контактов с лицами противоположного пола. К явлению целибата, как в прежние времена, так и в современном обществе, существует разное отношение, понимание, трактовка понятия. Одни люди считают безбрачие осознанным физическим ограничением человека. Иные — трактуют явление как духовный акт индивида. Третьи — воспринимают действие как модное течение, способствующее саморазвитию.

Разобраться в сущности парадигмы безбрачия и просто, и сложно одновременно. Особенно, если рассматривать явление с точки зрения женщины. Поможет в этом краткий исторический экскурс и анализ взглядов на рассматриваемый вопрос различных религий, документов, православных деятелей.

Исторический факт

Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.

Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.

Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.

Целебатство в православии что это. Смотреть фото Целебатство в православии что это. Смотреть картинку Целебатство в православии что это. Картинка про Целебатство в православии что это. Фото Целебатство в православии что это

Современное понимание

В отличие от древних устоев, современные мировые религии не считают греховной связь между мужчиной и женщиной, если таковая одобрена Богом — пара состоит в церковном браке. Для принятия обета не обязательно быть служителем церкви, не важен пол человека. Первичным посылом является желание посвятить жизнь служению Богу. Не отвлекать внимание души, тела на бытовые заботы о семье, детях.

Иные люди принимают целибат, чтобы отстраниться от мирской суеты, вести уединённую жизнь. Не всегда такое решение продиктовано исключительно религиозными убеждениями. Например, многие современные женщины, особенно подобное явление распространено в Индии, отказываются выходить замуж, вступать в отношения с мужчинами, чтобы посвятить себя любимому делу. Усмирив плоть, служат людям — преподают в школах, читают лекции, ведут занятия по медитации. Главная цель такого целибата в познании себя, окружающего мира, служении ближним, саморазвитии.

Целибат в православии

Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности.

Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.

Целебатство в православии что это. Смотреть фото Целебатство в православии что это. Смотреть картинку Целебатство в православии что это. Картинка про Целебатство в православии что это. Фото Целебатство в православии что этоПравославная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат

Первая практика целибата

В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал.

В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.

Важное замечание

Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.

Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.

Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».

Как принять целибат

Не существует особого ритуала, обряда для принятия безбрачия. Это может быть просто внутреннее решение с последующим изменением образа жизни. Если человек настроен более серьёзно, либо это предписано церковным уставом, при принятии монашества или хиротонии, обет безбрачия дают перед иконой Спасителя. Обещая хранить верность духовную и телесную только Ему.

Особенности женского целибата

Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.

Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.

По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.

Видео по теме: Торсунов О. Г. о целибате

Современное отношение к женскому безбрачию

В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.

Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.

Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.

Источник

О практике целибата в Русской Церкви

про­то­и­е­рей Максим Козлов

Мы при­гла­шаем наших авто­ров и чита­те­лей к обсуж­де­нию опуб­ли­ко­ван­ных доку­мен­тов Меж­со­бор­ного при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и начи­наем это обсуж­де­ние ста­тьей насто­я­теля храма святой муче­ницы Тати­аны об исто­рии и совре­мен­ной прак­тике руко­по­ло­же­ния без­брач­ного духо­вен­ства в Рус­ской Церкви.

Прак­тика цели­бата в Рус­ской Пра­во­слав­ной, в Рос­сий­ской еще Церкви, имеет свое кон­крет­ное начало. Это начало свя­зано с очень свет­лой лич­но­стью в исто­рии нашего духов­ного обра­зо­ва­ния и, можно ска­зать, в исто­рии подвиж­ни­че­ства и бла­го­че­стия нашей церкви. Это Алек­сандр Васи­лье­вич Гор­ский, мно­го­де­ся­ти­лет­ний про­фес­сор и мно­го­лет­ний ректор Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии, люби­мец свя­ти­теля Фила­рета (Дроз­дова), мит­ро­по­лита Мос­ков­ского и Коло­мен­ского. Соб­ственно, свя­ти­те­лем Фила­ре­том Алек­сандр Васи­лье­вич, дев­ствен­ник от чрева матери своея и чело­век, не желав­ший по своим сооб­ра­же­ниям при­ни­мать мона­ше­ство, был подвиг­нут свя­ти­те­лем Фила­ре­том к тому, чтобы писать про­ше­ние о цели­бат­ном руко­по­ло­же­нии. В ста­тусе миря­нина он не имел воз­мож­но­сти стать рек­то­ром духов­ной школы.

В обос­но­ва­ние этой совер­шенно новой тогда для Рос­сий­ской церкви прак­тики мит­ро­по­лит Фила­рет напи­сал целый трак­тат о при­ме­рах цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний, кото­рые были в Древ­ней Церкви и в позд­ней­шей цер­ков­ной исто­рии. Этот трак­тат был подан свя­ти­те­лем как доклад­ная записка в Синод, сопро­вож­да­ю­щая про­ше­ние о руко­по­ло­же­нии Гор­ского в цели­бате и о назна­че­нии его рек­то­ром. Этот трак­тат был опуб­ли­ко­ван потом, в част­но­сти, в изда­нии Мос­ков­ской Духов­ной Ака­де­мии с назва­нием «При­бав­ле­ния к тво­ре­ниям святых отцов и учи­те­лей Церкви». Соб­ственно, до рево­лю­ции других извест­ных при­ме­ров цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний нет.

После рево­лю­ции, даже точнее, после первых деся­ти­ле­тий совет­ской власти, когда в 40‑е годы стали воз­можны новые руко­по­ло­же­ния духо­вен­ства — не еди­нич­ные, а уже коли­че­ственно при­мет­ные, доста­точно мас­со­вые — встал вопрос о том, что многие из желав­ших руко­по­ла­гаться имели кано­ни­че­ские пре­пят­ствия к тому, чтобы при­ни­мать сан, всту­пая в брак. Так сло­жи­лось по про­жи­тым деся­ти­ле­тиям в усло­виях без­бож­ной соци­а­ли­сти­че­ской дей­стви­тель­но­сти. Многие нахо­ди­лись в раз­воде, в том числе, между прочим, и потому, что их, как веру­ю­щих, остав­ляли жены, кото­рые от веры отошли или их убеж­де­ний не раз­де­ляли, или в силу других кол­ли­зий. И они жениться перед руко­по­ло­же­нием не могли, а к мона­ше­ству либо при­зва­ния не имели, либо не могли пойти в монахи: в какой-то момент даже свя­щен­ни­ком было проще ока­заться, чем в мона­стыре. И вот тогда в доста­точно при­мет­ном коли­че­стве была воз­об­нов­лена прак­тика цели­бат­ных руко­по­ло­же­ний. В разной мере она теп­ли­лась и в после­ду­ю­щие 50‑е, 60‑е, 70‑е годы.

Новая довольно мас­со­вая волна пошла, когда возник новый всплеск по коли­че­ству хиро­то­ний, в конце 80‑х — начале 90‑х годов, когда опять в Цер­ковь пришли поко­ле­ния желав­ших послу­жить ей, но до того имев­ших внеш­ние пре­пят­ствия от вла­стей. Они в зна­чи­тель­ной части пришли с теми же про­бле­мами: кто-то был раз­ве­ден, кто-то имел другие при­чины, по кото­рым в жена­том состо­я­нии руко­по­ла­гаться не мог. Часть этих людей пошли путем при­ня­тия мона­ше­ства и слу­же­ния в мона­сты­рях, но опре­де­лен­ная часть при­ни­мала и при­ни­мает сейчас сан как цели­бат­ные кли­рики.

Конечно, навер­ное, тре­бу­ется особое вни­ма­тель­ное рас­суж­де­ние и духов­ника, и пра­вя­щего архи­ерея о таких руко­по­ло­же­ниях. На сего­дня — вот уже в послед­ние лет десять — не вполне ста­но­вится понят­ным, почему чело­век, не име­ю­щий при­зва­ния и реши­мо­сти нести крест семей­ной жизни и при этом не име­ю­щий при­зва­ния и реши­мо­сти подъ­ять на себя иеро­мо­на­ше­ство, счи­тает себя при­год­ным на слу­же­ние в этом сред­нем, «ни рыба ни мясо», состо­я­нии. Он и как глава своей домаш­ней церкви не может дать при­мера при­хо­жа­нам и другим людям, и не имеет воз­мож­но­сти раз­де­лить с людьми, кото­рых он окорм­ляет, общие радо­сти и скорби семей­ного бытия. С другой сто­роны, не реша­ется этот чело­век дать и другой пример — отре­че­ния от земных попе­че­ний. Иногда люди руко­по­ла­га­ются цели­батно и при­ни­мают мона­ше­ство потом. Если этот чело­век уходит в мона­стырь — понятно, что почему-то он не имел такого стрем­ле­ния пер­во­на­чально и как-то дорос до него. А если он таким обра­зом легче ста­но­вится игу­ме­ном или архи­манд­ри­том, то не очень понятно, что это за путь такой к мона­ше­ству: без послу­ша­ния, без про­хож­де­ния пер­во­на­чаль­ных его сту­пе­ней, когда сна­чала нужно в коров­нике поуби­раться или кир­пи­чики покласть. Хорош будет тот архи­манд­рит, кото­рый сам нико­гда прежде послуш­ни­ком не был, сам не знает, что такое послу­ша­ние.

Поэтому с цели­бат­ным духо­вен­ством воз­ни­кают у меня вопросы, и я знаю, что у многих людей они воз­ни­кают. Знаю вполне добрых, искрен­них, хоро­ших цели­бат­ных батю­шек, но не вполне пони­маю, почему хиро­то­нии таких людей про­дол­жа­ются в те новей­шие 5–10 лет, когда резоны, кото­рые были в преды­ду­щие деся­ти­ле­тия, как кажется, почти все уже отпали.

В послед­ние два деся­ти­ле­тия, к сожа­ле­нию, слу­ча­лось, что при общей нехватке духо­вен­ства семи­на­рист или просто моло­дой бла­го­че­сти­вый чело­век, желав­ший свя­щен­ства, но затруд­няв­шийся с поис­ком супруги, в два­дцать лет цели­бат­ным обра­зом при­ни­мал сан и отправ­лялся слу­жить на приход. Это более чем соблаз­ни­тельно, и — конечно, воз­раст­ная планка для такого руко­по­ло­же­ния должна быть не ниже, чем для мона­ше­ского пострига. В мона­ше­ском постриге, кроме выпуск­ни­ков духов­ной школы, она опре­де­лена в 30 лет, и для цели­бата я бы поста­вил не меньше 30 лет для свя­щен­ни­че­ской хиро­то­нии. Как чело­век поне­сет это воз­дер­жа­ние в ситу­а­ции при­ход­ской жизни, что труд­нее, чем в мона­стыре, как он оста­нется бес­страст­ным, — пред­ста­вить могу с трудом.

Про­блема сего­дня усу­губ­ля­ется тем, что наши буду­щие пас­тыри — в основ­ном из тех поко­ле­ний, кото­рые пришли в семи­на­рию сразу после школы, а в лучшем случае после сред­него спе­ци­аль­ного или выс­шего учеб­ного заве­де­ния или после воору­жен­ных сил. То есть в каких-то ситу­а­циях это может быть чело­век 21, 23‑х лет, или 24–26-ти лет. Не все в этом воз­расте, в осо­бен­но­сти в первой воз­раст­ной кате­го­рии, готовы и к созда­нию семьи, и тем более к ответ­ствен­ному испол­не­нию пас­тыр­ских душе­по­пе­чи­тель­ных обя­зан­но­стей. Про­блема состоит в том, что у нас нет на сего­дня обще­цер­ков­ного реше­ния о том, как быть с этими выпуск­ни­ками духов­ных школ, кото­рые и учи­лись хорошо, и маль­чики хоро­шие, но и жену он буду­щую себе еще не нашел, и к мона­ше­ству не имеет при­зва­ния, и осо­знан­ного жела­ния цели­бата в 22 года у него нет.

Понятна скорбь архи­ереев, кото­рые учили-учили, вкла­ды­вали-вкла­ды­вали деньги в эти семи­на­рии, в этих семи­на­ри­стов, а там из всего курса 2–3 чело­века готовы сан при­нять, а мест свя­щен­ни­че­ских столько сво­бод­ных. Архи­ерей в скорби: что же я их всех учу, если потом все равно при­хо­дится неиз­вестно кого, при­хо­дя­щих из сосед­них епар­хий, с непо­нятно какой репу­та­цией при­ни­мать и с риском для при­хо­дов назна­чать. Но понятно и то, что, навер­ное, пра­вильно идти не путем насто­я­ния: вот тебе пол­года, решай — в монахи, в цели­баты или женись, а если не решишь, то будет тебе ана­фема маранафа, будешь мне яко языч­ник и мытарь. Веро­ятно, нужно найти некую воз­мож­ность их инкор­по­ри­ро­ва­ния в те или иные цер­ков­ные струк­туры для полез­ного цер­ков­ного труда, свя­зан­ного ли со свя­щен­но­слу­же­нием, с рабо­той в тех или иных цер­ков­ных инсти­ту­циях, кото­рые бы дали им воз­мож­ность и жиз­ненно опре­де­литься, встать на ноги, и повзрос­леть немного для буду­щего свя­щен­но­слу­же­ния.

16 декабря 2010 года пре­зи­диум Меж­со­бор­ного при­сут­ствия Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви поста­но­вил при­нять в первом чтении проект доку­мента «Кри­те­рии хиро­то­нии без­брач­ных лиц, не состо­я­щих в мона­ше­стве», напра­вить его на отзыв в епар­хии Рус­ской Пра­во­слав­ной Церкви и опуб­ли­ко­вать с целью про­ве­де­ния обще­ствен­ной дис­кус­сии, по итогам кото­рой пере­дать доку­мент на второе чтение в пленум Меж­со­бор­ного при­сут­ствия.

Пояс­ни­тель­ная записка к про­екту

Кано­ни­че­ский мате­риал по вопросу кри­те­риев хиро­то­нии не состо­я­щих в мона­ше­стве без­брач­ных лиц даёт сле­ду­ю­щие основ­ные нормы:

Члены комис­сии обсу­дили вопросы о воз­раст­ном и обра­зо­ва­тель­ном цензе для руко­по­ло­же­ния в без­брач­ном состо­я­нии, о порядке при­ня­тия реше­ния о руко­по­ло­же­нии лица в без­брач­ном состо­я­нии. Было при­нято к све­де­нию реше­ние Все­рос­сий­ского Цер­ков­ного Собора 1917–1918 гг., «в изме­не­ние уста­нов­лен­ного в Рус­ской Церкви порядка, по коему воз­ве­де­ние в сан диа­кона и свя­щен­ника лиц, не обя­зан­ных супру­же­ством и не состо­я­щих в ино­че­стве, доз­во­ля­ется лишь по дости­же­нии ими сорока лет, допу­стить посвя­ще­ние в сан диа­кона и свя­щен­ника в без­брач­ном состо­я­нии лиц, достиг­ших трид­ца­ти­лет­него воз­раста, по особ­ли­вом испы­та­нии со сто­роны руко­по­ла­га­ю­щего епи­скопа». Данное реше­ние было затем под­твер­ждено поста­нов­ле­нием Вре­мен­ного Пат­ри­ар­шего Синода «О без­брач­ном духо­вен­стве, не достиг­шем соро­ка­лет­него воз­раста (от 2 января 1931 года, No. 2)».

В ходе обсуж­де­ния про­екта доку­мента было ука­зано, что основ­ным кри­те­рием для хиро­то­нии в без­брач­ном состо­я­нии должен быть доста­точ­ный жиз­нен­ный и цер­ков­ный опыт кан­ди­дата к хиро­то­нии, под­твер­жден­ный духов­ни­ком и закреп­лен­ный про­хож­де­нием очного обра­зо­ва­ния в духов­ной школе. При отсут­ствии такого обра­зо­ва­ния необ­хо­димо, как мини­мум, полное заоч­ное семи­нар­ское обра­зо­ва­ние и про­хож­де­ние цер­ков­но­слу­жи­тель­ской прак­тики под руко­вод­ством опыт­ного свя­щен­ника, могу­щего пере­дать кан­ди­дату свой опыт цер­ков­ной жизни.

Источник

Что такое целибат?

Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»

Для чего дается обет хранить безбрачие

Значение слова

Слово «целибат» имеет латинское происхождение. « Celibatus » означает «неженатый», то есть понятие изначально связано именно с безбрачием мужчины. Впоследствии, однако, им стали обозначать также отказ от брачной жизни женщины, решившей посвятить себя Богу.

Отношение к отказу от брака в Ветхом и Новом Заветах

Полезные материалы

Семейная жизнь считалась обязательной у древних иудеев. Но у них для этого имелись свои основа ния, сильно отличающиеся от представлений язычников.

Ветхий Завет: «человек от Господа»

С тех, первых дней, когда жива еще была память о блаженстве потерянного Рая, первые люди ждали рождения Спасителя, который вернет единение между Богом и людьми.

Конечно, из этих неписаных правил имелись отдельные исключения.

Так постепенно подготавливалось изменение отношения к безбрачию, которое происходит в Новозаветные времена.

Новый Завет : «проходит образ мира сего»

С другой стороны, Апостолы называют время, начавшееся с Рождеством Спасителя, «последним». С Рождением Христа историю человечества можно считать завершенной: Сам Господь сообщил людям Истину, а их дело – принять или отвергнуть Его любовь. По слову Апостола Павла:

Так появляется новое понимание девства как посвящения себя на служение Христу.

Какое отношение к браку и безбрачию сложилось в Православной Церкви

Высказывания угодников Божиих по вопросам целибата, как и слова ап. Павла, не уничижают брак, но говорят о безбрачии ради служения Господу. Это свт. Иоанн Златоуст называет «небесным приобретением, уделом Ангелов, даром Божиим».

Свт. Феофан Затворник пишет:

«Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совс ем не вступают в семейные связи».

Свт. Амфилохий Иконийский, сравнивая девство и брак, основное внимание уделяет не внешним формам подвижничества, а внутреннему устроению человека:

« Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его ».

Внутреннему состоянию безбрачного уделяет особое внимание и свт. Иоанн Златоуст:

А это может делать как женатый мирянин, так и инок.

Итак, святые отцы христианского Востока, признавая, что целибат, как внешняя форма духовной жизни, более удобен для борьбы со страстями, служения Богу, не считают, что отказ от брака спасителен сам по себе. Самое важное – правильное внутреннее состояние человека, без которого можно духовно погибнуть.

Отличие черного и белого духовенства

Неформальное наименование духовенства «черным» или «белым» происходит от древнерусских слов «чернец» и «белец». По темным рясам «чернецами» называли обычно иноков. Как противоположность им, мирян определяли как «бельцов», то есть носящих светлые одежды. Таким образом,

Древняя Церковь о целибате священнослужителей

Н о уже с начала IV в. требования к священнослужителям постепенно ужесточаются. Например, «Правила» Анкирского собора (314 г.) разрешают жениться диаконам, если при рукоположении они высказали такое желание.

Это решение впоследствии подтвердил VI Вселенский Собор, проходивший с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.

Шестое правило Собора гласит:

С этого времени брак священства не запрещен, но возможен только до рукоположения. Будущий служитель алтаря имеет, таким образом, возможность или жениться, или избрать монашеский путь.

Соблюдение девства для женщин

В древней церкви существовала особая группа верующих – девственницы, отказавшиеся от брака, посвящающие себя Господу. Такие девушки обычно давали свой обет в присутствии епископа.

Правила IV Вселенского Собора ( V в.) рекомендуют архиерею с рассуждением подходить к решениям христианок, решившихся на подвижнический путь, принимая внимание не только возраст, но также дух овное состояние каждой из дающих обещания Господу.

Когда безбрачие епископата Православной Церкви вошло в норму

Таким образом, даже к XI в. практика рукоположения епископов только из числа монахов еще не до конца утвердилась на христианском Востоке. А вот безбрачие архиереев было уже принятой практикой.

Возникновение целибатного священства в Русской Церкви

До середины XIX в. Церковь придерживалась практики рукоположения или женатых, или иноков, несмотря на наличие отдельных исторических примеров целибатных иереев, не принимавших монашества.

Первое рукоположение

С предложением рукоположить этого достойнейшего человека выступил, пожалуй, самый авторитетный из тогдашних русских архиереев, митрополит Московский Филарет (Дроздов), в специальном сочинении подробно обосновавший такую возможность примерами из истории.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *