Целевое финансирование к чему относится
Счет 86. Целевое финансирование
Коммерческие компании, производственные предприятия и некоммерческие организации в своей хозяйственной деятельности неоднократно сталкиваются с целевыми финансовыми средствами. Они могут быть получены от государственных органов, специализированных фондов и от частных лиц. Для отображения операций с этими денежными средствами используют счёт 86 «Целевое финансирование».
Понятие целевого финансирования
Целевое финансирование – выделение средств под реализацию строго определённых целей с возможностью контролирования расходов. Это может быть:
По источникам поступления денежных средств различают финансирование:
за счёт бюджета (государственное):
за счёт средств негосударственных организаций:
При выполнении условий финансирования полученные средства переходят в разряд собственных, в противном случае их придётся вернуть, «влезая» в кредиторскую задолженность.
Особенности счёта 86
Учитывая целевое предназначение денежных средств, отражаемых на счёте 86, он обладает рядом особенностей:
Субсчета к счёту 86
Открываемые к счёту 86 субсчета обычно отражают источник поступления денежных средств:
Проводки для отражения целевого финансирования по счёту 86
В общем виде бухгалтерские проводки по счёту 86 в коммерческих организациях выглядит следующим образом:
Записи по движению поступивших сумм зависят от характера деятельности экономического субъекта. Так, некоммерческие организации могут напрямую отражать поступление материалов проводкой Дт86 – Кт20.
Что показывает остаток и как закрывается счёт 86
Кредитная часть счёта 86 отображает сумму направленных компании на условиях целевого финансирования денежных средств. Его же дебетовая часть отражает неиспользованный остаток, который будет потрачен в дальнейшем или возвращён инвестору.
В стандартной ситуации, когда полученные по контракту денежные средства были потрачены на реализацию договорных целей в полном объёме, дополнительных проводок для закрытия счёта не требуется. Если же средства остались, то бухгалтеру предстоит отразить их дальнейшее движение:
Целевое финансирование
К целевому финансированию относятся средства, которые предприятие получает от государства в виде государственной помощи, от других организаций или физических лиц, предназначенные для финансирования мероприятий целевого назначения.
Главная отличительная черта таких средств заключается в том, что получаемые средства должны быть использованы строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными сметами.
Средства целевого финансирования и Налоговый кодекс
В Налоговом кодексе РФ приведен перечень средств, которые относятся к целевому финансированию (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
Приведем некоторые из них:
бюджетные ассигнования казенным учреждениям, в том числе в виде субсидий бюджетным организациям;
гранты (денежные средства или иное имущество), которые предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление программ в области образования, искусства, культуры, науки, физической культуры, охраны здоровья и окружающей среды;
инвестиции, предоставляемые по итогам инвестиционных конкурсов;
средства, полученные из фондов поддержки научной, инновационной деятельности.
Отметим, что основную часть средств целевого финансирования составляет, как правило, государственная помощь, особенности учета которой регламентирует ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи».
Указанным Положением предусмотрены следующие виды государственной помощи:
1) субвенции – это бюджетные средства, предоставляемые на безвозмездной и безвозвратной основе на осуществление определенных целевых расходов;
2) субсидии – это бюджетные средства, предоставляемые на условиях долевого финансирования целевых расходов;
3) бюджетные кредиты (исключая налоговые кредиты, отсрочки по уплате платежей и т.п.) – это ресурсы не только в виде предоставленных денежных средств, но и в форме иного имущества (земельные участки, природные ресурсы).
ПБУ 13/2000 «Учет государственной помощи» используется для отражения в бухгалтерском учете полученных бюджетных средств по таким направлениям расходования:
финансирование капитальных расходов, связанных с покупкой, строительством или приобретением иным путем внеоборотных активов (основных средств, нематериальных активов);
на покрытие текущих расходов организации (приобретение материально-производственных запасов, оплата труда работников и другие расходы аналогичного характера);
как компенсация за уже понесенные организацией расходы, включая убытки, в частности в жилищно-коммунальном хозяйстве, агропромышленном комплексе (в части возмещения убытков предприятий муниципального жилищно-коммунального хозяйства, городского хозяйства, обеспечивающих объекты социальной сферы муниципальной собственности теплоэнергоресурсами (разницы между тарифами за услуги и затратами) и т.д.;
на оказание немедленной финансовой поддержки организации в виде чрезвычайной помощи без связи с осуществлением расходов в будущем и др.
Как правило, государственная поддержка оказывается в первую очередь предприятиям агропромышленного сектора.
Расходование целевых средств строго контролируется государственными и иными контролирующими органами.
Организация отражает бюджетные средства к бухгалтерскому учету, если организация уверена в их получении (подтверждением этому может выступать бюджетная роспись, уведомление о бюджетных ассигнованиях, лимитах бюджетных обязательств и т.д.) и в том, что условия предоставления этих средств будут ею выполнены, то есть средства будут израсходованы на определенные нужды (подтверждением тому служат заключенные организацией договоры, публично объявленные решения, утвержденная проектно-сметная документация и т.д.).
К целевому финансированию не относится получение помощи в виде льгот; получение кредитов; участие государства в капитале организации.
Бухгалтерский учет операций по формированию и использованию средств целевого назначения
Для учета средств целевого финансирования предназначен пассивный счет 86 «Целевое финансирование».
Согласно Инструкции по применению Плана счетов счет 86 «Целевое финансирование» предназначен для обобщения информации о движении средств, необходимых для осуществления мероприятий целевого назначения, средств, поступивших от других организаций и лиц, бюджетных средств и др.
Средства целевого назначения, полученные в качестве источников финансирования тех или иных мероприятий, отражаются по кредиту счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетом 76 «Расчеты с разными дебиторами и кредиторами».
Использование средств целевого финансирования отражается по дебету счета 86 «Целевое финансирование» в корреспонденции со счетами 20 «Основное производство» или 26 «Общехозяйственные расходы» (при направлении средств целевого финансирования на содержание НКО).
Таким образом, кредитовое сальдо счета счет 86 «Целевое финансирование» отражает неиспользованные средства целевого назначения.
Кредитовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» отражает целевые поступления.
Дебетовый оборот по счету счет 86 «Целевое финансирование» показывает использование средств на запланированные мероприятия.
Приведем основные операции по формированию и использованию средств целевого назначения:
Использование средств на приобретение основных средств и нематериальных активов
Использование средств на приобретение материальных ценностей
Использование средств на заработную плату персонала, выплачиваемую за счет средств целевого финансирования
Использование средств на оплату счетов поставщиков
Возврат не использованных по назначению средств
Образование финансирования за счет
средств, полученных от других предприятий, государственных органов
Образование финансирования за счет суммы начисленного
Рекомендуется к данному счету открыть два субсчета:
86.1 – Получение средств из бюджета.
86.2 – Получение средств из других источников.
Аналитический учет целевого финансирования должен содержать информацию о том, кем предоставлено финансирование, каковы его цели, а также об условиях предоставления.
Также в аналитическом учете должна накапливаться информация о величине признанного дохода по каждому виду финансирования и об остатках помощи, полученной на приобретение несписанных или неамортизированных активов.
Отчет о целевом использовании средств
Этот отчет отражает информацию об остатке полученных средств целевого финансирования на начало и на конец отчетного года, о поступлении средств и их расходовании.
Указанная информация показывается за отчетный период и за период предыдущего года, аналогичный отчетному периоду.
Составляют отчет о целевом использовании средств некоммерческие организации. Заметим, что указанный отчет, должны заполнять и коммерческие организации, но только при условии, что ими получены в отчетном году целевые средства.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Учет целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Целевое финансирование: понятие, виды и особенности учета
Что такое целевое финансирование
Определение понятия «средства целевого финансирования» приводится в пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ. Здесь под такими средствами понимается получаемое организациями имущество и деньги, используемые строго по назначению и в целях, определяемых либо самим субъектом, выступающим источником такого финансирования, либо федеральным законодательством. Конкретный порядок предоставления и расходования средств целевого финансирования зависит от их вида и назначения и устанавливается на основании законодательства и подзаконных актов. У таких средств, несмотря на их разнообразие, можно выделить ряд общих черт.
Как правило, средства целевого финансирования предоставляются получателям на безвозмездной и безвозвратной основе. В то же самое время за расходованием таких средств по целевому назначению устанавливается довольно жесткий контроль со стороны источника финансирования, и получатель обязан отчитаться по итогам расходования этих средств, а также об их остатке. Получатель финансирования несет ответственность за нецелевое расходование средств, и в случае нарушения порядка их получения и расходования обязан вернуть ранее полученную сумму в соответствующий бюджет или организацию.
Под целевым финансированием в рамках данной статьи понимаются деньги и иное имущество, предоставляемые на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Источниками целевого финансирования могут являться бюджеты различных уровней, организации и физлица. Средства целефого финансирования предоставляются на безвозмездной основе и могут использоваться НКО строго на установленные в соответствующем НПА (соглашении) цели. При этом налогоплательщики − получатели целевого финансирования обязаны вести раздельный учет доходов и расходов, полученных/понесенных в рамках целевых поступлений.
Виды целевого финансирования и целевых поступлений
Законодательство не устанавливает исчерпывающего перечня разновидностей средств целевого финансирования. На практике подобных выплат встречается множество, и провести четкую и однозначную классификацию не представляется возможным. Однако применительно к налогу на прибыль НК РФ все же определяет несколько разновидностей данных выплат, не учитываемых при определении налогооблагаемой базы.
В указанных целях к средствам целевого финансирования относится следующее имущество (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ):
К целевым поступлениям на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, в частности, относятся (п. 2 ст. 251 НК РФ):
Налоговый учет целевого финансирования
Имущество, полученное компаниями в рамках целевого финансирования, не учитывается в качестве доходов при определении налоговой базы по налогу на прибыль организаций. При этом налогоплательщики, получившие средства целевого финансирования, обязаны вести раздельный учет всех доходов, полученных в рамках целевого финансирования. При отсутствии такого учета у налогоплательщика, получившего средства целевого финансирования, указанные средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения (пп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).
То же самое касается и целевых поступлений на обеспечение содержания НКО некоммерческих и ведения ими уставной деятельности.
В целях получения освобождения от налогообложения налогом на прибыль ранее полученных средств целевого финансирования/поступлений получатель представляет в ИФНС «Отчет о целевом использовании имущества (в том числе денежных средств), работ, услуг, полученных в рамках благотворительной деятельности, целевых поступлений, целевого финансирования». Данный отчет представляется в рамках сдачи налоговой декларации по налогу на прибыль (лист 7), утв. приказом ФНС от 23.09.2019 № ММВ-7-3/475@.
При этом следует учитывать, что вышеуказанные правила применяются к целевому финансированию и целевым поступлениям только в том случае, если соответствующие выплаты (средства) прямо поименованы в ст. 251 НК РФ. Перечень выплат и поступлений, освобождаемых от налогообложения, является исчерпывающим. Если какая-либо выплата хотя и обладает всеми признаками целевого финансирования или поступления, но не указана в ст. 251 НК РФ, она будет признаваться внереализационным доходом организации. Внереализационным доходом такие выплаты будут считаться также и в случаях их нецелевого расходования (письмо Минфина от 31.12.2020 № 03-03-05/116899).
Методика учета целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Отражение поступления целевого финансирования в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
В программе поступившее целевое финансирование учитывается на счете 86.01 «Целевое финансирование и поступления» в разрезе Оснований финансирования: Справочники − Основания финансирования.
У оснований финансирования есть несколько видов. Вид финансирования используется при заполнении Отчета о целевом использовании средств.
Поступление целевого финансирования отражается документами Поступление на расчетный счет, Поступление наличных с видом операции Целевое финансирование. В документе указывается плательщик-донор и соответствующее основание финансирования.
Отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации»
Для отражение расхода целевых средств в «1С:Бухгалтерии некоммерческой организации» используется счет 86.02 «Расходы по основной деятельности некоммерческой организации».
Счет 86.02 разбит на субсчета:
86.02.1 − расходы по основной деятельности некоммерческой организации на оплату труда. На этом субсчете отражаются расходы, связанные с оплатой труда, включая страховые взносы;
86.02.2 − иные расходы по основной деятельности некоммерческой организации.
На этом субсчете отражаются все остальные расходы целевых средств.
Учет расходов ведется в разрезе направлений деятельности организации: Справочники − Направления деятельности. У направлений деятельности задается тип − Целевые мероприятия и Содержание организации.
Целевые мероприятия − основная деятельность организации, ради которой организация создавалась. У целевых мероприятий так же задается вид мероприятий. Вид мероприятий учитывается при заполнении Отчета об использовании целевых средств.
Содержание организации − это деятельность, не связанная напрямую с какими-либо целевыми мероприятиями. К ней можно отнести, например, аренду помещения, оплату труда сотрудникам, занятым сразу на нескольких проектах.
В течение месяца расходы сначала аккумулируются на счетах учета затрат в разрезе направлений деятельности и статей затрат. Используемые счета учета затрат задаются в учетной политике организации: Главное − Учетная политика. Счет, выбранный основным, будет по умолчанию подставляться в документы затрат.
Расходы на содержание организации рекомендуем учитывать на счете 26 «Общехозяйственные расходы», расходы на осуществление целевых мероприятий − на счете 20.03 «Основная деятельность».
Поступление услуг сторонних организаций, оплачиваемых за счет целевых средств
Поступление услуг, связанных с уставной деятельностью некоммерческой организации, отражается документом Поступление товаров: Акт, УПД с указанием соответствующей аналитики затрат по услугам: Покупки− Поступления (акты, накладные).
Обратите внимание: для покупки услуг за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
В случае, если услуга оказывается донором в качестве пожертвования, то в документе Поступление товаров: Акт, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Покупка товаров для осуществления основной деятельности за счет целевых средств
Поступление товаров для проведения целевых мероприятий отражается документом Поступление товаров: Накладная, УПД.
Обратите внимание: для покупки товаров за счет целевых средств следует указать вид контрагента Поставщик.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета.
Если донор производит пожертвования в натуральной форме, то в документе Поступление товаров: Накладная, УПД следует указать вид контрагента Донор и указать соответствующее основание финансирования.
Отразить использование полученных товаров в расходах по целевому финансированию можно документом Расход материалов и указать соответствующую аналитику затрат: Склад− Расход материалов.
Распределение расходов по основной деятельности между источниками финансирования
При закрытии месяца расходы, отраженные на счетах затрат, списываются на субсчета счета 86.02:
Далее регламентная операция Закрытие счет 86 Целевое финансирование распределяет расходы на счете 86.02 между источниками финансирования на счете 86.01.
При необходимости это распределение можно скорректировать. Для этого в программе предусмотрен специальный инструмент − шахматка расходов.
В шахматке расходы по каждому направлению деятельности распределяются по основаниям финансирования. При этом расходы на оплату труда распределяются отдельно от остальных. Это полезно в том случае, если донор в договоре пожертвования ограничивает сумму расходов на оплату труда.
Также обратите внимание, что шахматка учитывает ограничение использования целевых средств (серые ячейки): по этому основанию финансирования тратить средства можно только на определенное направление деятельности. Настроить такое ограничение использования можно в карточке основания финансирования.
После закрытия месяца в программе можно сформировать отчеты донорам. Для этого используются отчеты: Отчет об использовании целевых средств и Расходы по направлениям деятельности.
В отчете об использовании целевых средств расходы на оплату труда также выводятся отдельно от остальных расходов.
Расходы по направлению деятельности расшифровываются до первичных документов.
Покупка основных средств за счет целевого финансирования
Поступление основных средств, приобретенных за счет средств целевого финансирования, отражается документом Поступление основных средств: ОС и НМА − Поступление основных средств.
Оплату поставщику следует отражать документами Выдача наличных, Списание с расчетного счета, аналогично другим документам поступления.
Если основное средство получено как пожертвование, необходимо выбрать вид контрагента − Донор и указать соответствующее основание финансирования, аналогично другим документам поступления. Для основного средства необходимо заполнить счет учета, а также счет начисления износа/амортизации и срок службы.
Обратите внимание: согласно ФСБУ 6/2020, некоммерческие организации начиная с 2022 года обязаны начислять амортизацию. Рекомендуем для амортизации выбирать счет 02.01.
Также следует указать направление деятельности, в котором основное средство будет использоваться.
При проведении документа программа отразит покупку основного средства, а также сформирует проводку по увеличению добавочного капитала за счет целевых средств.
Для учета расходов на поступившие основные средства используется счет 86.11.
Распределить расходы на приобретение ОС между различными источниками финансирования можно также с помощью шахматки расходов. Внеоборотные активы в ней выводятся отдельной строкой.
Заполнение отчета о целевом использовании средств
Раздел «Поступило средств» (строки 6210-6250) заполняется в соответствии с указанными видами оснований финансирования.
Раздел «Использовано средств» (строки 6310-6350) заполняется в соответствии с указанными типами направлений деятельности и видами целевых мероприятий.
Учет и налогообложение целевых средств и поступлений
Действующее законодательство не содержит универсальных определений понятий «целевые средства» и «целевые поступления». Между тем государственным (муниципальным) учреждениям достаточно часто приходится решать задачу по определению возможности отнесения тех или иных доходов к таким средствам (поступлениям) как в целях налогового, так и в целях бухгалтерского учета. Расскажем, какими критериями нужно руководствоваться в данной ситуации.
На сегодняшний день наиболее последовательная и подробная классификация доходов государственных (муниципальных) учреждений, которые могут быть квалифицированы в качестве целевого финансирования или целевых поступлений, содержится в НК РФ. Обратимся к вопросу налогового учета данных доходов.
Согласно налоговому законодательству к доходам, не учитываемым при налогообложении прибыли, в частности, относятся средства целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), целевые поступления (п. 2 ст. 251 НК РФ). В этой статье также содержатся подробные перечни доходов, которые могут быть отнесены к средствам целевого финансирования и к целевым поступлениям.
Рассмотрим особенности применения государственными (муниципальными) учреждениями указанных норм налогового законодательства в отношении отдельных видов доходов.
Целевое финансирование. К средствам целевого финансирования относится имущество, полученное налогоплательщиком и использованное им по назначению, определенному организацией (физическим лицом) — источником целевого финансирования; федеральными законами.
К основным видам целевого финансирования государственных (муниципальных) учреждений могут быть отнесены доходы в виде:
Бюджетным и автономным учреждениям на основании п. 1 ст. 78.1 БК РФ могут предоставляться из бюджетов субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (выполнением работ), а также субсидии на иные цели.
Целевые поступления. Под целевыми поступлениями, не учитываемыми при налогообложении прибыли, понимаются использованные по назначению поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно на основании решений уполномоченных органов; от других организаций и (или) физических лиц.
В 2011 г. в п. 2 ст. 251 НК РФ было внесено немало принципиально важных изменений. В рамках данной статьи обратим внимание только на положения действующих редакций подп. 1, 3, 10.1, 10.2 п. 2 ст. 251 НК РФ.
Так, в настоящее время согласно подп. 1 п. 2 ст. 251 НК РФ доходы в виде безвозмездно полученных учреждениями работ (услуг) могут отражаться в налоговом учете в качестве целевых поступлений на основании соответствующих договоров.
Нетрудно сделать вывод — большая часть средств (имущества, прав), поступающих в государственные (муниципальные) учреждения, в целях налогового учета может быть квалифицирована в качестве целевых поступлений (целевого финансирования).
Инструкция № 157н предусматривает определенный инструментарий для организации раздельного учета доходов и расходов в разрезе отдельных видов целевых средств. Согласно п. 21 Инструкции № 157н при формировании кода номера счета в 18 разряде субъекты учета указывают коды вида финансового обеспечения (1 — бюджетная деятельность; 2 — приносящая доход деятельность и т. д.).
Во-первых, в целях организации бухгалтерского учета в качестве целевых поступлений могут рассматриваться любые активы, условия получения которых подразумевают необходимость организации обособленного учета соответствующих приходных и расходных хозяйственных операций. Иными словами, в рамках любого вида деятельности может возникнуть необходимость организации обособленного учета отдельных групп операций по заданным аналитическим параметрам даже в том случае, если в целях налогообложения прибыли такие операции учитываются в общеустановленном порядке.
Во-вторых, сам по себе факт отражения в бухгалтерском учете тех или иных средств в рамках определенного вида деятельности вовсе не означает, что такие средства однозначно могут квалифицироваться при налогообложении прибыли в качестве целевых средств или, наоборот, в качестве средств, не относящихся к целевым.
СРОЧНО!
Успейте разобраться в ФСБУ 5/2019 «Запасы», пока вас не оштрафовали. Самый простой способ – короткий, но полный курс повышения квалификации от гуру бухгалтерского учета Сергея Верещагина