Целибат для женщин что это
Целибат для женщин что это
Ибо Я, Господ Бог, восхищаюсь целомудрием женщин.
Иаков 2: 28.
С латинского языка слово «celibates’» переводится как «неженатый». По сути, это означает безбрачие. Человек — мужчина или женщина — добровольно отказывается от супружеских отношений, физических контактов с лицами противоположного пола. К явлению целибата, как в прежние времена, так и в современном обществе, существует разное отношение, понимание, трактовка понятия. Одни люди считают безбрачие осознанным физическим ограничением человека. Иные — трактуют явление как духовный акт индивида. Третьи — воспринимают действие как модное течение, способствующее саморазвитию.
Разобраться в сущности парадигмы безбрачия и просто, и сложно одновременно. Особенно, если рассматривать явление с точки зрения женщины. Поможет в этом краткий исторический экскурс и анализ взглядов на рассматриваемый вопрос различных религий, документов, православных деятелей.
Исторический факт
Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.
Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.
Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.
Современное понимание
В наши дни целибат — это принятый по религиозным убеждениям, или иным соображениям обет безбрачия. Чаще рассматривается как составляющий элемент исповедуемой веры. Это показывают следующие примеры.
В отличие от древних устоев, современные мировые религии не считают греховной связь между мужчиной и женщиной, если таковая одобрена Богом — пара состоит в церковном браке. Для принятия обета не обязательно быть служителем церкви, не важен пол человека. Первичным посылом является желание посвятить жизнь служению Богу. Не отвлекать внимание души, тела на бытовые заботы о семье, детях.
Иные люди принимают целибат, чтобы отстраниться от мирской суеты, вести уединённую жизнь. Не всегда такое решение продиктовано исключительно религиозными убеждениями. Например, многие современные женщины, особенно подобное явление распространено в Индии, отказываются выходить замуж, вступать в отношения с мужчинами, чтобы посвятить себя любимому делу. Усмирив плоть, служат людям — преподают в школах, читают лекции, ведут занятия по медитации. Главная цель такого целибата в познании себя, окружающего мира, служении ближним, саморазвитии.
Целибат в православии
Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности. Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.
Потому православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, размножении, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат.
Первая практика целибата
В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал. В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.
Важное замечание
Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.
Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.
Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».
Как принять целибат
Не существует особого ритуала, обряда для принятия безбрачия. Это может быть просто внутреннее решение с последующим изменением образа жизни. Если человек настроен более серьёзно, либо это предписано церковным уставом, при принятии монашества или хиротонии, обет безбрачия дают перед иконой Спасителя. Обещая хранить верность духовную и телесную только Ему.
Особенности женского целибата
Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.
Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.
По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.
Современное отношение к женскому безбрачию
В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.
Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.
Что такое целибат?
Спасибо что зашли на наш сайт, перед тем как начать чтение вы можете подписаться на интересную православную mail рассылку, для этого вам необходимо кликнуть по этой ссылке «Подписаться»
Для чего дается обет хранить безбрачие
Значение слова
Слово «целибат» имеет латинское происхождение. « Celibatus » означает «неженатый», то есть понятие изначально связано именно с безбрачием мужчины. Впоследствии, однако, им стали обозначать также отказ от брачной жизни женщины, решившей посвятить себя Богу.
Отношение к отказу от брака в Ветхом и Новом Заветах
Полезные материалы
Семейная жизнь считалась обязательной у древних иудеев. Но у них для этого имелись свои основа ния, сильно отличающиеся от представлений язычников.
Ветхий Завет: «человек от Господа»
С тех, первых дней, когда жива еще была память о блаженстве потерянного Рая, первые люди ждали рождения Спасителя, который вернет единение между Богом и людьми.
Конечно, из этих неписаных правил имелись отдельные исключения.
Так постепенно подготавливалось изменение отношения к безбрачию, которое происходит в Новозаветные времена.
Новый Завет : «проходит образ мира сего»
С другой стороны, Апостолы называют время, начавшееся с Рождеством Спасителя, «последним». С Рождением Христа историю человечества можно считать завершенной: Сам Господь сообщил людям Истину, а их дело – принять или отвергнуть Его любовь. По слову Апостола Павла:
Так появляется новое понимание девства как посвящения себя на служение Христу.
Какое отношение к браку и безбрачию сложилось в Православной Церкви
Высказывания угодников Божиих по вопросам целибата, как и слова ап. Павла, не уничижают брак, но говорят о безбрачии ради служения Господу. Это свт. Иоанн Златоуст называет «небесным приобретением, уделом Ангелов, даром Божиим».
Свт. Феофан Затворник пишет:
«Монах тот, у кого так устроено внутреннее, что только есть Бог да он, исчезающий в Боге. А так как этому настроению много мешает семейная и гражданская жизнь, то ищущие его удаляются от общества, разрывают или даже совс ем не вступают в семейные связи».
Свт. Амфилохий Иконийский, сравнивая девство и брак, основное внимание уделяет не внешним формам подвижничества, а внутреннему устроению человека:
« Мы не вносим вражды между девством и браком; напротив, уважаем то и другое как взаимно полезное. Славно девство, но девство истинное, потому что и в девстве есть различия: одни девы задремали и уснули, а другие бодрствовали (см.: Мф. 25: 1–13). Достоин похвалы и брак, но брак верный и честный, поскольку многие сохранили, а многие и не сохранили чистоты его ».
Внутреннему состоянию безбрачного уделяет особое внимание и свт. Иоанн Златоуст:
А это может делать как женатый мирянин, так и инок.
Итак, святые отцы христианского Востока, признавая, что целибат, как внешняя форма духовной жизни, более удобен для борьбы со страстями, служения Богу, не считают, что отказ от брака спасителен сам по себе. Самое важное – правильное внутреннее состояние человека, без которого можно духовно погибнуть.
Отличие черного и белого духовенства
Неформальное наименование духовенства «черным» или «белым» происходит от древнерусских слов «чернец» и «белец». По темным рясам «чернецами» называли обычно иноков. Как противоположность им, мирян определяли как «бельцов», то есть носящих светлые одежды. Таким образом,
Древняя Церковь о целибате священнослужителей
Н о уже с начала IV в. требования к священнослужителям постепенно ужесточаются. Например, «Правила» Анкирского собора (314 г.) разрешают жениться диаконам, если при рукоположении они высказали такое желание.
Это решение впоследствии подтвердил VI Вселенский Собор, проходивший с 7 ноября 680 г. по 16 сентября 681 г.
Шестое правило Собора гласит:
С этого времени брак священства не запрещен, но возможен только до рукоположения. Будущий служитель алтаря имеет, таким образом, возможность или жениться, или избрать монашеский путь.
Соблюдение девства для женщин
В древней церкви существовала особая группа верующих – девственницы, отказавшиеся от брака, посвящающие себя Господу. Такие девушки обычно давали свой обет в присутствии епископа.
Правила IV Вселенского Собора ( V в.) рекомендуют архиерею с рассуждением подходить к решениям христианок, решившихся на подвижнический путь, принимая внимание не только возраст, но также дух овное состояние каждой из дающих обещания Господу.
Когда безбрачие епископата Православной Церкви вошло в норму
Таким образом, даже к XI в. практика рукоположения епископов только из числа монахов еще не до конца утвердилась на христианском Востоке. А вот безбрачие архиереев было уже принятой практикой.
Возникновение целибатного священства в Русской Церкви
До середины XIX в. Церковь придерживалась практики рукоположения или женатых, или иноков, несмотря на наличие отдельных исторических примеров целибатных иереев, не принимавших монашества.
Первое рукоположение
С предложением рукоположить этого достойнейшего человека выступил, пожалуй, самый авторитетный из тогдашних русских архиереев, митрополит Московский Филарет (Дроздов), в специальном сочинении подробно обосновавший такую возможность примерами из истории.
В религиях мира связь между мужчиной и женщиной не является греховной, если угодна богу и одобрена им. Адепты, посвятившие себя господу, нередко дают обет безбрачия, чтобы отгородиться от мирской суеты. Он носит название целибат, что это такое знают все священнослужители, но не все обязаны его соблюдать.
Целибат – что это?
Целибат – это принятый по религиозным соображениям обязательный обет безбрачия. Термин произошел от латинского слова caelibatus, что значит «неженатый». Подобные клятвы существуют с языческих времен и распространены по всему миру.
Целибат для мужчин
По личным причинам или религиозным соображениям мужчина может оставаться холостяком и добровольно вести асексуальный образ жизни. Не обязательно иметь для этого сан священника – принять обет безбрачия может любой, руководствуясь собственным мнением о «правильности» жизни. Целибат для мужчин – это отказ от всех плотских утех, гарантия сохранения энергии организма и (если в деле замешана религия) возможность быть ближе к господу, не ставя на пути к нему семью.
Целибат для женщин
Представительницы слабого пола также могут посвятить себя воздержанию и вести чистую жизнь, жертвуя себя богу или любимому делу. В наше время некоторые европейки и многие индийские женщины добровольно отказываются выходить замуж. Они усмирили плоть, служат Богу и людям: читают лекции, преподают в школах, участвуют в религиозных конференциях и активно познают себя, медитируя и ведя духовные дневники. Важно не подменять понятия, ведь женщина, которая соблюдает целибат, не просто отказывается от бытового рабства и подчинения мужчине. Она находит гармонию в своем состоянии.
Целибат в православии
Православие – одна из религий, поощряющая браки и добровольный отказ от них. Парадокс в том, что пропагандируя разные принципы поведения, эти понятия основываются на единой духовности. После Шестого Вселенского Собора (в 680-681 гг) было сформировано особое отношение к брачному союзу. Он предполагает жертвенность, трепетное отношение к семье, зрелость. Православная церковь не подавляет естественный инстинкт любви, размножения, создания семьи, и придерживается следующих правил:
Зачем нужен целибат?
Задаваясь вопросом, что такое целибат, многие люди пытаются понять, какова его основная цель. В одних учениях он является обязательным условиям, в других – нет. Поставленные цели различаются в зависимости от адептов, которые применяют практику, и того, физическое или моральное воздержание подразумевается.
Целибат – польза и вред
Отношение к обету безбрачия во всем мире разное, менялось оно и на протяжении веков. И сегодня находятся сторонники и противники «холостяцкой системы». Католические священники обязаны соблюдать строгий целибат, но в последнее время этот вопрос активно поднимается, так как прихожане утверждают: принудительное воздержание негативно сказывается на работе священнослужителей. Православный целибат более лоялен, но и здесь могут быть разные толкования.
Польза целибата
Целибат – необходимое условие духовного роста. Священники ближе к богу, чем люди, живущие «в миру». Они отгораживают себя от всех благ, желаний, радостей и не ставят никого (ни жену, ни детей) между собой и Господом. Что дает целибат священникам? Время на себя, на молитвы и размышления о высшей сущности. Если рассматривать понятие, как половое воздержание, можно и найти плюсы:
Целибат – вред
Ошибочно полагать, что связь между мужчиной и женщиной осуждают все мировые религии. Негативно относится к обету безбрачия иудаизм, ведь еще в Библии прописано – людям надо «плодиться и размножаться». Англикане и большинство протестантов тоже отдают предпочтение женатым священнослужителям. Главный довод, который приводят люди, не приемлющие целибат: что это такое учение, которое противоречит естественным функциям, потребностями человека. Есть и другие минусы:
Как принять целибат?
Если человек готов жертвовать личной жизнью ради достижения своих целей, он задается вопросом: как принять обет безбрачия? Не обязательно для этого уходить в монастырь, проводить какие-то обряды. Если концепция жизни такова, что семье и отношениям в ней нет места, человека – женщина или мужчина – может добровольно пойти на эту жертву. Клятва дается перед иконой. Говорящий обращается к Богу, обещая никогда не иметь никаких отношений и остаться непорочным (непорочной) до конца дней своих.
130 лет назад состоялся Львовский собор Галицкой грекокатолической церкви
С латинского языка слово «celibates’» переводится как «неженатый». По сути, это означает безбрачие. Человек — мужчина или женщина — добровольно отказывается от супружеских отношений, физических контактов с лицами противоположного пола. К явлению целибата, как в прежние времена, так и в современном обществе, существует разное отношение, понимание, трактовка понятия. Одни люди считают безбрачие осознанным физическим ограничением человека. Иные — трактуют явление как духовный акт индивида. Третьи — воспринимают действие как модное течение, способствующее саморазвитию.
Разобраться в сущности парадигмы безбрачия и просто, и сложно одновременно. Особенно, если рассматривать явление с точки зрения женщины. Поможет в этом краткий исторический экскурс и анализ взглядов на рассматриваемый вопрос различных религий, документов, православных деятелей.
Исторический факт
Первые упоминания о целибате содержатся в правилах Эльвирского собора, датированных IV веком. Священнослужителям предписывалось пожизненно соблюдать обет безбрачия. Нарушители навсегда отлучались от церкви и даже на смертном одре не могли получить прощения. Информации о женском безбрачии древние документы не содержат.
Женский целибат рассматривался в контексте сохранения чистоты души и тела — отсутствия отношений с мужчинами до замужества и в случае смерти супруга. Строгих последствий нарушения целомудрия для женщин, как в отношении служителей церкви, не было. Обрядового содержания обет безбрачия не имел. Воспринимался как установленная моральная норма.
Существующие с языческих времён обеты распространены по миру и теперь.
Негативные последствия обета безбрачия
Обет безбрачия имеет тяжелые необратимые последствия для психического и физического здоровья человека. Он провоцирует ощущение неудовлетворенности своей жизнью, является мощным стрессовым фактором, делает людей озлобленными и замкнутыми, приводит к одиночеству и депрессивным состояниям. Опрос 823 католических священников, которым предписан обязательный целибат, показал, что 60 % респондентов страдают от серьезных нарушений в мочеполовой сфере, 30 % регулярно нарушают данный обет и лишь 10 % безупречно придерживаются его. Согласно опросу центрального общественно-правового немецкого телеканала, 87 % католических священников считают целибат явлением, не соответствующим духу времени, и лишь 9 % видят смысл в его существовании.
Отсутствие естественной для мужчин сексуальной разрядки влечет за собой систематические занятия мастурбацией, а порой – привлечения на сексуальной почве. К примеру, шокирующими и неприятными последствиями целибата стали многочисленные факты сексуального насилия над детьми со стороны служителей-католиков, о которых заговорили еще в середине ХХ века. В наши дни эта проблема стала настолько актуальной, что была создана служба собственной безопасности, которая пытается очистить католическую церковь от растлевателей малолетних.
10 ноября (28 октября по старому стилю) отмечается день Святой Великомученицы Параскевы Пятницы. Образ Параскевы в сознании славян слился с образом женщины и имел черты Богородицы.
Святая Параскева (в переводе с греческого языка «пятница») жила в III в. и решила посвятить свою жизнь служению Богу, дав обет безбрачия. Язычники схватили ее и привели к властителю Аэтию. Параскева претерпела великие мучения: ее истязали железными гвоздями, а затем всю в ранах бросили в темницу. Бог помог Параскеве исцелиться, но палачи отрубили ей голову.
В этот день молились о всяком женском счастье. Параскева считалась покровительницей женщин. Также Параскева считалась покровительницей скота, ей молились от коровьей смерти и приносили в церковь плоды.
Имя Параскевы было связано с землей. Считалось, что грешно в этот день тревожить землю. В родники с чистой ключевой водой, которые называли пятницкими, женщины бросали деньги, предметы рукоделия (нитки, шерсть).
С XIV в. у славян появились скульптурные изображения Параскевы. Ее представляли в виде крестьянки в поневе и лаптях либо в восточном одеянии.
Иконы Параскевы Пятницы ставили на распутье, поэтому очень часто часовни при дорогах называли пятницкими.
Параскева почиталась как устроительница браков. В этот день молодожены обязательно проводили обряд угощения тестя и тещи киселем с маслом.
Также Параскева считалась покровительницей торговли. Известны пятницкие базары, которые проводили в среду или пятницу.
Современное понимание
В наши дни целибат — это принятый по религиозным убеждениям, или иным соображениям обет безбрачия. Чаще рассматривается как составляющий элемент исповедуемой веры. Это показывают следующие примеры.
В отличие от древних устоев, современные мировые религии не считают греховной связь между мужчиной и женщиной, если таковая одобрена Богом — пара состоит в церковном браке. Для принятия обета не обязательно быть служителем церкви, не важен пол человека. Первичным посылом является желание посвятить жизнь служению Богу. Не отвлекать внимание души, тела на бытовые заботы о семье, детях.
Иные люди принимают целибат, чтобы отстраниться от мирской суеты, вести уединённую жизнь. Не всегда такое решение продиктовано исключительно религиозными убеждениями. Например, многие современные женщины, особенно подобное явление распространено в Индии, отказываются выходить замуж, вступать в отношения с мужчинами, чтобы посвятить себя любимому делу. Усмирив плоть, служат людям — преподают в школах, читают лекции, ведут занятия по медитации. Главная цель такого целибата в познании себя, окружающего мира, служении ближним, саморазвитии.
Смысл и история возникновения целибата
Целибат – обет безбрачия, принимаемый служителями различных религиозных конфессий.
С самого начала зарождения религии, служители культа считались не обычными людьми, а посредниками между окружающим миром, и неким параллельным, или потусторонним миром, населённым духами и божествами, душами умерших, демонами.
Способности к общению с божествами и духами, якобы даруемые первобытным колдунам, волхвам и жрецам свыше, превращали их обособленную «касту», стоящую выше рядовых общинников.
Соответственно, служители культа подчинялись иным правилам жизни, нежели прочие соплеменники. Эти особенности касались практически всех жизненных сфер – начиная от одежды и различных аксессуаров, и заканчивая бытовым укладом.
С развитием человеческого общества все эти различия не только не исчезали, но наоборот, всё более увеличивались. Одним из таких «особых отличий» священнослужителя от прочих людей являлся целибат, обет безбрачия.
Смысл его состоит в отречении служителя культа от всех мирских удовольствий. Ведь главное предназначение священнослужителя, согласно древнейшим религиозным канонам, — служение высшим божествам, исполнение роли медиума при общении простых людей с потусторонними силами.
От «квалифицированности» жрецов и колдунов зависело, помогут ли высшие силы племени, или наоборот навредят. Поэтому, священники с древнейших времён отрекались от множества общечеловеческих страстей и радостей, способных отвлечь их силы и разум от главного предназначения.
Основным из подобных греховных страстей у многих народов считалась любовь к женщине. Инстинкт продолжения рода является одним из сильнейших инстинктов в живой природе, не является здесь исключением и человек.
Поэтому отречение от любовного общения с лицами противоположного пола считался для священнослужителей наивысшим признаком полного ухода от мирской суеты, посвящению себя служению высшим силам.
Первые достоверно известные сведения об узаконенном религиозными догмами целибате относятся к временам Древнего Рима.
Так, служительницы культа Весты – древнеримской богини-покровительницы семьи, — обязаны были на протяжении всей жизни соблюдать девственность.
За этим следили старшие жрицы, уполномоченные регулярно проверять своих «подчинённых» на целомудрие. Участие в культовых мероприятиях, посвящённых Весте, жрицы-весталки, потерявшей девственность, считалось верхом святотатства.
Наказание за подобное было очень суровым — весталку замуровывали заживо в подземелье, а человека, введшего жрицу во грех, забивали насмерть плетями.
В христианстве целибат известен ещё с самого начала зарождения Церкви. Свидетельства о преднамеренном отречении от брака среди раннехристианских священнослужителей появляются уже в I веке.
Так, согласно церковным историкам и теологам, христианский целибат берёт начало от одной из проповедей апостола Павла.
В ней, в частности, говорит, что нет ничего предосудительного для служителя церкви в браке. Однако, «безбрачный служитель Господа поступает лучше, ибо он думает, как угодить Богу, а женатый больше думает, как угодить жене».
С чисто практической точки зрения неженатый служитель для раннехристианской церкви был более ценен, по крайней мере, по двум причинам:
Целибат в православии
Православие предусматривает интересное с философской точки зрения отношение к целибату. Религия одновременно поощряет и браки, и отказ от них. Парадокс заключается в том, что принципиально разные способы поведения человека основаны на единой духовности.
Особенное отношение к брачному союзу раскрывают правила VI Вселенского Собора, изданные в 680-м году. Суть состоит в следующем. Иисус включает в себя два естества — божественное (будучи единородным Сыном Божьим) и человеческое (имевший воплощение на земле). Человек, являясь образом и подобием Творца, имеет две воли: божественную — высшую и свою — человеческую. При этом, как в Христе, одно естество не противоречит другому, а оба связаны нераздельно и неизменно. Так и в человеке — личные желания не должны противоречить внутренней Божественной воле.
Православная церковь приветствует естественную потребность людей в любви, создании семьи, если это совершается в соответствии с Божьими Заповедями. В то же время ратует за духовное желание личности целиком посвятить жизнь служению Богу — принять целибат
Первая практика целибата
В Русской православной церкви практика целибата начинается с личности Александра Васильевича Горского. С юных лет посвятил жизнь изучению православного учения. Добровольно от рождения сохранял девственность, но по личным убеждениям монашество не принимал.
В дореволюционные годы не нашлось лучшего кандидата на должность ректора Московской Духовной Академии. Но Горский, будучи мирянином, по каноническим соображениям не мог возглавить духовную школу. Митрополит Московский и Коломенский Филарет убедил его обратиться в Синод с прошением о целибатном рукоположении. При этом сопроводил прошение трактатом «О прибавлении к творениям святых отцов и учителей церкви». Так впервые практика целибата была применена в православии. Получив церковный сан профессор Горский возглавил Академию, и руководил ею долгие годы.
Важное замечание
Церковь не рассматривает обет безбрачия вне контекста религии. Миряне могут принять целибат, но угодным Богу такой акт будет только при посвящении себя Ему.
Иные люди отказавшись от супружества, интимных отношений считают, что совершают благое дело. Между тем ведут нехристианский образ жизни — лгут, сквернословят, пьянствуют, своевольничают — нарушают Христовы Заповеди. Такое поведение не имеет отношения к православию. Скорее демонстрирует проявление таких грехов, как гордыня, себялюбие, чревоугодие, праздность.
Кроме того, когда человек даёт обет безбрачия, и не посвящает себя Богу — он нарушает указание Господа, прописанное в Евангелие — «плодитесь и размножайтесь».
«Действия» отцов церкви
Однако половое воздержание вовсе не является нормой жизни для католических церковнослужителей. Причём чем оно длительней, тем более ужасными были последствия. Это подтверждается многочисленными фактами из судебной психиатрии. Наиболее ярким примером стало дело священников-педофилов из Бостонской метрополии. В 2002 году «святые отцы», которые знают ответ на вопрос: «Целибат — что это?», изнасиловали более 500 юношей и девушек.
Также нередки случаи диких и кровавых нарушений обета безбрачия. Например, в Мехико священнослужитель Дагоберто Арриага был приговорён к 55 годам заключения за убийство собственного 16-летнего сына. На этот поступок он решился для сокрытия факта нарушения целибата. Тщательно подготовившись, Арриага похитил сына, отвёз его в другой город и совершил задуманное.
Особенности женского целибата
Господь даровал женщине целомудрие и скромность. От того как воспользуется она этим даром — зависит человеческий род. Внутренняя сила женщины в её внешней слабости. Женское безбрачие, как правило, ассоциируется с монашеством. Но это не так. Действительно, приняв монашество женщина даёт обет не иметь отношений с мужчиной, не вступать в брак, не рожать детей. Такое желание продиктовано внутренней волей посвятить жизнь Богу. Эта воля основана на побуждении души хранить чистоту — сердца, мыслей, тела. Монашеский подвиг потому так и называется, что мирские потребности, желания приносятся в жертву приобретению радости души. Жертва — не значит насильственное действие. Это добрая воля. Потому церковь не одобряет желание иных женщин «уйти в монастырь» по причине неудачных отношений, разочарования в мужчинах.
Между тем ставить знак равенства между женским безбрачием и монашеством — не следует. Устои православной жизни предписывают женщинам не иметь отношений с противоположным полом вне брака — это считается грехом. Потому верующие женщины хранят целибат в надежде обрести угодные Богу супружеские отношения.
По сути обета женский целибат от мужского не отличается. Некоторая разница усматривается в поводе действия — в православной церкви женщины не принимают сан епископа, предписывающий целибатство в обязательном порядке.
Видео по теме: Торсунов О. Г. о целибате
Принудительное безбрачие
Безбрачие может быть формой наказания для одного или обоих супругов. В значении карательной меры безбрачие известно римскому праву, по которому в тех случаях, когда брак расторгался за прелюбодеяние, виновному запрещалось вступать в брак с лицом, участвовавшим в прелюбодеянии. Восточно-римское законодательство допускало различие между мужем и женой: неверная жена по расторжении брака осуждалась на безбрачие, а неверный муж не подвергался этому наказанию.
Каноническое право Православной Церкви запрещает брак между участниками в прелюбодеянии лишь в том случае, если последнее учинено было по предварительному соглашению виновных с той именно целью, чтобы расторгнуть прежний брак одного из них и получить возможность соединиться между собой новым браком. По церковному праву Русской Православной Церкви при расторжении брака по причине прелюбодеяния виновный в нем супруг осуждается на безбрачие. У лютеран существовало временное принудительное безбрачие, соблюдаемое после смерти супруга.
В конце XIX века Россия и ряд западных государств в некоторых случаях предписывали карательное безбрачие. В России был также запрещен брак после 80 лет, а также 4-й брак.
Современное отношение к женскому безбрачию
В наше время женщины часто отказываются от семейных отношений. Сложно объяснить, чем вызвано такое решение. Общество по-разному относится к этому явлению. Одни считают, что это — дань моде, другие видят отчаяние в надежде создать семью, третьи полагают, что решение продиктовано искренним желанием посвятить себя служению Богу.
Рассматривая ситуацию в ключе православия, надо учитывать следующее. В христианстве женский целибат — не просто отказ от замужества, а способность находить в этом состоянии гармонию, упокоение, радость. Отсутствие супружеских отношений подразумевает ведение христианского образа жизни — соблюдение заповедей, ежедневная молитва, помощь ближним, посещение храма. Без этого декларация и фактический отказ от супружества — не имеют отношения к православному женскому целибату.
Также рекомендуем к прочтению: Аскеза простыми словами.