Целостность человеческого я обеспечивается чем
Бесплатный курс по астрологии
Как обрести целостность: советы, практики и рекомендации
Как обрести целостность: советы, практики и рекомендации
Что такое целостность личности? Как развить в себе это качество? Советы и эффективные практики психологов, астрологов и тарологов.
Что такое целостность личности?
В психологии целостность – это абсолютная гармония между телесной, душевной и духовной частями личности. Это такое состояние, когда человек признает и принимает свои качества, не скрывая и не отрицая ни одно из них. И хорошее и плохое – это части одного целого. Внутреннее содержание такого человека соответствует его внешнему образу.
А настоящая целостность – это смелость «жить так, как чувствуешь», ощущая свою внутреннюю силу, индивидуальность и таланты. Когда нет потребности сравнивать себя с кем-то или казаться лучше, чем ты есть, чтобы соответствовать чужим ожиданиям.
Эзотерический взгляд на целостность
С точки зрения астрологии и других эзотерических наук, все в нашем мире имеет полярность: женское и мужское, активное и пассивное, положительное и отрицательное, теплое и холодное и т.д. И один из главных законов Вселенной – все должно быть в балансе. Как ночь сменяет день, чтобы в мире сохранялось энергетическое равновесие.
Но по законам Вселенной энергия эта не исчезает, она начинает проявляться во внешнем мире. Если человек скрывает обиду, на него обижаются все вокруг, если подавляет злость – у него появляются враги и т.д.
10 качеств целостной личности
Целостный человек – это вовсе не идеал, на который смотрят с обожанием и завистью. Самодостаточная, целостная личность обладает конкретными, земными качествами:
Целостность обретают те, кто постоянно стремится к духовному, интеллектуальному и творческому развитию. Такому человеку не бывает скучно в одиночестве, он не ждет, что кто-то сделает его счастливым. И в отношения с другими вступает не ради поиска своей «половинки», ведь он целостный сам по себе.
Как стать целостной личностью: советы астрологов
Как же это работает?
В астрологии это называется проработкой и гармонизацией планет. Пройдите ряд специальных тренингов по этой теме или работайте с картой самостоятельно.
Целостность в натальной карте
Главное, на что важно обратить внимание в гороскопе – это Солнце, Луна и Первый дом. Эти показатели натальной карты и их «согласие» между собой отвечают за целостность личности. Прорабатывать и усиливать их нужно в первую очередь.
Луна символизирует подсознание, душевный комфорт, психологическое здоровье. Наши эксперты подготовили подробную статью “ Гармонизация Луны ”.
Если вы еще новичок в астрологии и ничего не знаете о проработке натальной карты, в статьях на нашем сайте вы найдете подробную информацию о методах гармонизации большинства планет.
Как стать целостной личностью: советы тарологов
В системе Таро целостность – это одна из важнейших задач личности. 22 Старших аркана в колоде отражают то, как человек проходит свой путь от Шута до Мира – от неосознанной личности до цельной и гармоничной. На этом пути он принимает в себе светлое и темное, высшее и низшее, истинное и ложное.
Обрести целостность вам помогут простые техники работы с Таро:
Одна из наиболее эффективных практик в работе с Таро – это медитации на арканы Солнце и Мир.
Медитация на аркан Солнце
Карта Солнце поможет раскрыть творческий потенциал, внутреннюю силу, волю и веру в себя.
Каждое утро на восходе солнца смотрите на картинку аркана, мысленно погружаясь в нее. Старайтесь ощутить то, что чувствует персонаж на карте – свободу и счастье быть собой, прилив сил и вдохновения. Посвятите таким медитациям 21 день подряд.
Медитация на аркан Мир
Каждый вечер ставьте перед собой свечу, смотрите на аркан Мир и мысленно погружайтесь в рисунок. Ощутите себя персонажем этой карты, почувствуйте свою уникальность, поблагодарите судьбу за свои достоинства и недостатки. Продолжайте медитировать на протяжении 21 дня.
Как обрести целостность? Простые упражнения от психологов
Есть два пути обретения целостности – это серьезная работа над собой или терапия со специалистом. Для начала мы предлагаем вам попробовать три психологических упражнения.
Упражнение на целостность №1
Напишите 10 своих качеств, самых явных, которые первыми приходят на ум. Затем напишите 10 абсолютно противоположных им качеств.
Например: «Я добродушный» и «Я злюсь по пустякам».
А теперь познакомьтесь с собой настоящим, второй список – это тоже вы. Осознайте и примите в себе эти черты.
Упражнение №2
Напишите 5 качеств, в которых вы лучше других. Затем еще 5 качеств, в которых вы хуже других или считаете, что кто-то превосходит вас в этом.
А теперь вспомните, что каждый человек индивидуален, у каждого свой путь, предназначение и судьба. Нет смысла сравнивать, кто лучше, а кто хуже. Вы не станете таким же талантливым художником, как ваш друг, а он – никогда не поймет астрологию так, как научились вы.
Верните себе все то, что постоянно проецируете на других людей – и таланты и недостатки.
Упражнение №3
Разрешите себе быть разным, быть неидеальным человеком.
Ловите себя всякий раз, когда делаете что-то не спонтанно, а чтобы понравиться другим. Подмечайте ситуации, в которых пытаетесь казаться тем, кем не являетесь, приукрасить себя.
Станьте своим контролером, отслеживайте привычные сценарии поведения и аккуратно исправляйте. Ведите наблюдения и работу над собой не менее 21 дня, а лучше – 3 месяца — столько времени нужно мозгу, чтобы сформировались и закрепились новые нейронные связи – новые привычки.
Стать целостной личностью непросто, это большой труд, требующий постоянного саморазвития и дисциплины. Но этот труд принесет вам множество потрясающих открытий о самом себе, и постепенно изменит вашу жизнь до неузнаваемости.
А вы считаете себя цельной личностью? Пишите в комментариях, обсудим!
Интересует получение новой профессии и обучение астрологии для начинающих? Начните изучать ведическую астрологию уже сейчас! В институте «Лакшми-Амея» вы получите знания, которые помогут вам улучшить вашу жизнь и жизнь ваших близких. А стрология — обучение самостоятельно не даст вам того, что вы получите, обучаясь у опытных наставников. Наши преподаватели — потомственные астрологи, Гуру из Индии с большим опытом, имеющие ученую степень в астрологии. Мы даем вам знания и практику, учим созданию личного бренда, рассказываем, как продвигать себя на рынке, помогаем найти первых клиентов и изменить свою жизнь. Мы даем не только обучение астрологии онлайн, но и другим ведическим наукам: хиромантии, нумерологии, аюрведе.
ЗНАНИЯ ИЗ 3 НАУК: Лакшми — единственный онлайн-институт, который объединяет знания 3 наук (астрология, нумерология, хиромантия) и изучает личность комплексно.
ПРОФЕССИЮ С ДОХОДОМ от 100 000 В МЕСЯЦ: Всего 1 консультация в день за 3 500 руб принесет вам 105 000 в месяц! При этом вы сможете жить в любом месте и работать удаленно.
ВОЗМОЖНОСТЬ ИЗМЕНИТЬ СВОЮ ЖИЗНЬ: 100% наших учеников меняют свою жизнь к лучшему после курса — в сфере финансов, личной жизни, здоровья и семьи.
ШАНС ПОМОЧЬ БЛИЗКИМ: Защитите близких от возможных угроз, позаботьтесь о детях, помогите мужу прийти к достатку с помощью полученных знаний
Астрология: обучение бесплатно первый месяц — вы начинаете платить только со 2-го месяца, когда уже сможете зарабатывать на консультациях и этим оплачивать обучение ведической астрологии в Институте «Лакшми-Амея».
Целостность человека. Путь внутрь себя
Если вы обрели радость, которая вас не покидает; если обстоятельства меняются, а она остаётся, – значит, вы приближаетесь к состоянию Будды
Б ольшинству людей, вставших на путь самосовершенствования, встречалось понятие Целостности человека как основного, чего надо достичь в работе над собой. Это понятие так же, как и понятие осознанности, стало настолько привычным для нашего ума, что он его пролистывает, не задумываясь, как нечто само собой разумеющееся. Но если присмотреться вокруг и быть честным с самим собой, много ли мы найдём целостных людей? Многие ли из нас точно знают, чего хотят от жизни, от себя, а если и знают, то какова вероятность того, что это в самом деле наши желания и цели, а не навязанные нам кем-то? Действительно ли так очевидно, что из себя представляет принцип целостности человека? И почему обретение этого качества так жизненно необходимо и вместе с тем так редко встречается?
На протяжении довольно долгого времени проблема целостности человека являлась предметом моего исследования и пристального интереса, поэтому сейчас хочу поделиться некоторыми соображениями по этому поводу.
Во-первых, как это ни банально звучит, нужно признаться себе в том, что этого качества пока нет. Очень важно пронаблюдать за собой и увидеть, что этому мешает и что целостностью не является. И вот первая практика: пронаблюдать свою множественность, смену настроения в зависимости от внешних обстоятельств; отследить желания, которые могут быть очень противоречивыми; пересмотреть цели, которые могут оказаться чужими. При этом важно задавать себе вопрос: «Кто (что) во мне сейчас это хочет делать, думать, действовать?» Второй вопрос – это: «Зачем мне это думать, делать, желать?»
То есть, первый шаг – это увидеть, как всё обстоит на самом деле. Это сбор стратегической информации. Нельзя при этом осуждать себя и впадать в драматизм по поводу своего несовершенства. Это сильная помеха и попытка Эго увести нас от истинной цели. Поэтому просто наблюдаем и собираем данные для дальнейшей работы. Выглядеть это может примерно так: «Я знаю, что кушать рафинированную пищу вредно, но всё равно это делаю – это не является целостностью. Сегодня я в хорошем настроении, потому что меня похвалили, а завтра в плохом, потому что меня обидели – это не является целостностью. Сегодня я хочу медитировать в горах, а завтра я хочу строить успешную карьеру – это не является целостностью». И так далее. Увидеть свою противоречивость и собрать об этом как можно больше свидетельств – уже добрая половина на пути к обретению себя настоящего.
Во-вторых, нужно изучить своё устройство. Каков наш состав? Что такое целостность человека? Дух – душа – тело. Каковы потребности тела, каковы – души и духа? При ближайшем рассмотрении нам станет понятно, что это совершенно разные потребности, а зачастую и противоположные друг другу. Это обязательно нужно учитывать при работе над собой и уметь грамотно расставлять приоритеты, не ущемляя при этом ни одну из наших сторон. На этом этапе мы пытаемся понять, что же такое духовно-телесная целостность, характеризующая отдельного человека как осознанную личность. В нас также есть некие центры, выполняющие определённые функции. Есть высшие центры, и есть низшие. Каждый должен заниматься своим делом и не вмешиваться в работу другого. Что касается потребностей, то у целостного человека всё находится в гармонии. Нет пренебрежения телом и душой ради духа или наоборот.
Если проследить это на примере йоги, то увидим очень здравый подход и системность в развитии себя. Обязательно уделяется необходимое внимание такой необходимой вещи, как физическая целостность человека, то есть телу. Оно должно быть здоровым, сильным и выносливым. Для этого разработано правильное питание, комплексы асан и очищение.
Духовная целостность человека – это соблюдение нравственных законов, по которым устроена Вселенная.
В данном случае – яма и нияма. Почитая и исполняя эти законы, Душа расцветает и развивается, ощущает радость и полноту, а также становится способной распознавать целостность внешнего мира. Для ума в йоге концентрация и медитация. Это приводит беспокойный и мечущийся ум в равновесие и позволяет ему выполнять его истинную функцию. Что касается центров, или чакр по-другому, – они должны также быть гармонично развиты. Причём акцент нужен на развитии именно нижних центров, так как высшие уже и так развиты. Именно в этом смысле все мы изначально совершенны.
Что же не так у нас с низшими центрами? Эта тема достаточна обширна, поэтому ограничусь некоторыми основными положениями. Все процессы, происходящие в нас, материальны, разница только в тонкости материи. Есть грубая материя, и есть тонкая. Для того чтобы всё функционировало, нужна энергия, которую наш организм вырабатывает каждый день. Задача нижних центров – работать на своей энергии, не расходуя её напрасно, сберегая её для трансформации из грубой в тонкую, что потом свяжет должным образом нижние центры с высшими. На этом этапе тоже нужно сначала выяснить, куда и как тратится так необходимая нам энергия. Потому как, если она истощается, уровень сознания также падает и работа над собой становится невозможна. В этом случае как раз и происходит откат назад: возвращаются вредные привычки, сбивается режим дня, «портится» характер. И это свидетельствует именно о низком уровне энергии. А также о том, что целостность человека обнаруживается через сознание.
Наблюдая за собой, мы сможем выяснить, что нередко энергия утекает из-за привычки к плохому настроению и беспокойству. Тратится она и на всевозможные страхи, сомнения, мнительность, раздражение – любая из этих эмоций, достигнув определённой интенсивности, может уничтожить львиную долю энергии, накопленную до этого. Много энергии тратится на болезненное воображение и болтовню ума, на лишнее мускульное напряжение. Мы не умеем расслабляться и даже спим с напряжёнными мышцами. Некоторым требуется несколько часов ночью только на то, чтобы тело расслабилось. Если подойти к этому осознанно, можно это сделать гораздо быстрее, используя, например, последовательное расслабление всех частей тела перед сном, как в шавасане.
И только после того, как будет собран необходимый материал в процессе наблюдения за собой, можно будет приступить к тому, чтобы что-то менять! Это крайне важный момент. На этапе наблюдения за собой вскроется наша множественность. Мы обнаружим, что в нас нет постоянного «я», которое в состоянии всё контролировать, принимать последовательные решения, иметь постоянные цели и нести ответственность за свои действия. Скорее можно будет увидеть смену разных малых «я», каждое из которых присваивает себе значение целого и разрушает целостность человека. Этот пункт я считаю самым важным. Совершенно необходимо увидеть это внутри себя, иначе никакое развитие и сохранение целостности не будет возможно. Суть в том, что обычно люди не замечают эту множественность. Кажется, что это просто смена настроения или отсутствие воли, а сам я такой же, всё тот же. Это объясняется тем, что мы всегда живём в последнем «я». Смена же различных «я» обуславливается внешними влияниями (например, хорошая погода вызывает на поверхность одну группу «я», а плохая – совершенно другую, поэтому и состояние меняется), воспитанием, давлением социума, чтением, религией. В результате какие-то группы «я» могут быть сильнее других, но пока это не осознано, они будут действовать на автомате.
Как это выглядит в жизни? Самый простой пример: вы дали себе обещание с завтрашнего дня начать правильно питаться. Это будет решение одного «я», на следующий день или через несколько дней другое «я», совершенно не зная о предыдущем, наестся вкусностей, а с последствиями будете иметь дело вы. В худшем случае некое тщеславное «я» в вас может пообещать нечто кому-либо из желания покрасоваться, затем оно исчезает, а человек, то есть сочетание других «я», вынужден за это расплачиваться.
Здесь уместно привести одну восточную притчу, хорошо иллюстрирующую такую нашу природу. В ней отсутствующую целостность человека сравнивают с домом, где нет ни хозяина, ни управляющего, а только толпа слуг, позабывших о своих обязанностях. Никто не желает делать своё дело, но каждый старается хоть на мгновение занять место хозяина и покомандовать. В такой ситуации дому угрожает серьёзная опасность. И возможность спастись для остальной части более понятливых слуг заключается в том, чтобы выбрать из своей среды временного управляющего, который заставит каждого выполнять своё дело. Кучера он отправит в конюшню, повара – на кухню, садовника – в сад и так далее. Таким образом можно подготовить дом к приходу настоящего управляющего, а затем и хозяина. Эта очень глубокая притча встречается во многих восточных учениях и в Евангельских текстах, в разных вариациях. Уже одна только способность увидеть это всё в себе является сильной практикой, чтобы начать формировать целостность личности, а также является половиной дела. Именно это имели в виду древние, когда говорили: «Познай себя!».
Второй половиной будет глубокое осознание своего положения, фактически мы увидим себя в своеобразной тюрьме, и затем – формирование твёрдой решимости освободиться. Эта твёрдая решимость сформирует группу «я», которая станет временным управляющим, а дальнейшая работа в этом направлении даст возможность проявиться настоящему хозяину. Каждый из нас, кто хочет быть целостным человеком, а это значит таким человеком, который точно знает, чего он хочет, и способен достигать этого; цели которого не противоречат законам Вселенной; который способен быть в гармонии с собой и окружающими; который способен осознать целостность мира и от этого счастлив, может осилить этот путь.
Нашими помощниками на этом пути будут гармоничная система развития, в моём случае это йога, развивающая целостность всего организма; наблюдение за собой и осознание своей множественности; группа единомышленников для взаимопомощи и поддержки, особенно в трудные моменты; в идеале – учитель или наставник, разбирающийся в этих вопросах. При отсутствии такового, соответствующая литература по этой теме.
Резюмируя вышесказанное, перечислю необходимые первые шаги на пути обретения целостности:
Устраняя шаг за шагом множественность внутри себя, мы начинаем понимать, что такое целостность жизни человека, и в результате мы становимся Хозяевами в собственном царстве. А тому, кто смог стать хозяином в малом, можно уже доверить и нечто большее. Но это уже отдельная тема.
Понятие целостности человеческой личности
1.2 Понятие целостности человеческой личности
Человеческая личность целостна. Это отражено даже в самом понятии «индивидуум», что в переводе с латинского означает «неделимый». Смысл этого понятия со временем менялся. В процессе антропогенеза человек постепенно утрачивал устойчивые связи с природой, свойственные животным. Оставаясь частью природы и подчиняясь ее законам, он в то же время выходит за ее пределы, поднимается над ее границами, противостоит ей как осознающий себя субъект. Однако именно разум позволяет ему понять трагизм своего положения, неразрешимость человеческой ситуации. Дисгармония человеческого существования порождает потребности, далеко выходящие за пределы животного происхождения:
· в связи с другими людьми;
· во внутренней целостности;
· в основе ориентации;
· в объекте поклонения и т.д. Человеку нужны некие идеальные объекты, цель, идея, которыми он мог бы всецело себя посвятить, и в этом бескорыстном служении реализовать свою сущность и обрести полноту бытия.
В мировом сообществе назрел мировоззренческий кризис. По мере того как наука все активнее превращалась непосредственно в производительную силу, человек все больше и чаще чувствовал себя повелителем природы, относился к ней как к средству. Но в азарте погони за тайнами атома, живой клетки, мощностью, скоростью, грузоподъемностью техники как-то выпала из поля зрения простая истина: за все надо платить. Зловещие черты кризиса начали проявляться тогда, когда интенсивность геологической деятельности стала соизмеряться с динамикой процессов, происходящих миллионы лет в биосфере. Это отразилось и на отдельной личности: перестав осознавать себя целостным микрокосмосом, личность деградирует, отчуждается от общества и природы.
Целостность общечеловеческого сознания, целостность восприятия человека как составной части единого универсального организма должны стать не только предметом осмысления каждого человека, но и мировоззренческой основой каждого, соединяющей разум и чувства.
Идея целостности должна стать непреодолимой преградой на пути сползания к кризису, пронизывая общее и частное, большое и малое, бесконечную Вселенную и точку пространства.
Проблема целостностного мироздания порождает, по существу, проблему универсального знания, о котором говорил еще Сократ, а впоследствии Аристотель: «Знание обо всем имеет тот, кто в наибольшей степени обладает знанием общего».
2. Экология человека и медицина
2.1 Здоровье человека
Если норма является физиологической мерой здоровья, характеризует организм и его составные компоненты с количественной стороны, то здоровье – это комплексная, интегральная и качественная характеристика организма и личности человека. Здоровье – это состояние максимальной адаптации (биологической и социальной) человека к окружающей среде. В преамбуле устава Всемирной организации здравоохранения говорится, что здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов. Здоровье является таким состоянием человека, которое согласуется с характерными для данного общества идеалами здоровья, развития и совершенствования человека.
Человек всегда стремился к укреплению своего здоровья, мечтал об увеличении силы, ловкости, выносливости. Эти чаяния и грезы людей отражены в народном творчестве и мифологии всех времен и народов. Здоровье не существует само по себе, раз и навсегда данное, постоянное и неизменное. Оно нуждается в постоянной и тщательной заботе на протяжении всей жизни человека.
У каждого человека есть свои резервы здоровья. Так, например, у человека в спокойном состоянии через легкие проходит 5–9 л воздуха в минуту. А у некоторых спортсменов легкие могут пропускать в 30 раз больше. Это и есть резерв организма. Точно так же есть скрытые резервы сердца, почек, печени. То есть здоровье – это количество резервов в организме, это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.
Здоровье обеспечивает стабильную жизнедеятельность организма. Наряду с основными компонентами народного благосостояния, материального и духовного богатства, уровень жизни человека зависит от уровня его здоровья, а также от масштабов использования резервов его психофизического потенциала. Здоровье индивида и общества всегда выступало одним из важнейших факторов, определяющих статус цивилизации на временном векторе истории человечества. Здоровье – это естественная, абсолютная и непреходящая ценность, занимающая самую высокую ступень на иерархической Лестнице ценностей, а также в системе таких степеней бытия, как интересы и идеалы, гармония, красота, смысл и счастье жизни, творческий труд, программа и ритм жизнедеятельности. Взгляд на здоровье как наивысшее по своему значению жизненное благо имеет тысячелетнюю традицию. Причем по мере роста благосостояния населения, удовлетворения его естественных первичных потребностей в пище, жилье и других благах, – относительная ценность здоровья в глазах человека все более возрастает, и он уделяет ему все большее внимание.
Значение сохранения здоровья неуклонно возрастет по мере влияния технотизированной окружающей среды на человека и его организм. Состояние здоровья сказывается на всех сферах жизни людей. Полнота и интенсивность многообразных жизнепроявлений человека находятся в непосредственной зависимости от уровня здоровья, его качественной характеристики. Внешний потенциал физической, психической и умственной деятельности служит важнейшим залогом полноценной жизни человека. Здоровье выступает в качестве одного из необходимых и важнейших условий активной, полноценной жизни человека и общества.
2.2 Проблема болезни и здоровья
Болезнь является вещественной альтернативой нормы и здоровья. Болезнь – это качественно новое состояние организма и личности человека, возникающее в результате воздействия внутренних и внешних патогенных факторов, нарушающих структурно-функциональное состояние организма и проявляющихся в нарушении вида специфической деятельности человека.
Если здоровье рассматривать как проявление нормальной жизнедеятельности организма, которая предоставляет человеку реальную возможность полноценно выполнять общественные, трудовые функции, то болезнь является нарушением нормальной жизнедеятельности организма, ведущим к понижению, а нередко и к потере приспособительной к окружающей среде функции и способностей организма.
Проблему болезни и здоровья в общебиологическом плане следует рассматривать в единстве с проблемой сущности жизни и обмена веществ. Здоровье и болезнь являются специфическими формами проявления жизнедеятельности организма, основным содержанием которого является обмен веществ. Болезнь означает нарушение согласованности течения обменных процессов в целом или некоторых его видов (белкового, водного, углеводного). Болезнь обычно является нарушением многих обменных процессов. Эти нарушения могут быть как количественными, так и качественными. В свою очередь повышение и понижение интенсивности обменных процессов, выходя за рамки нормы, нередко ведут к качественным сдвигам и изменениям в организме и возникновению того или иного заболевания.
Современная медицина достигла уровня, когда ставится вопрос о разработке критериев и прогнозов психического и физического развития человека с учетом воздействия на него НТП, изменяемой социальной и экологической среды. Научно-технические достижения усиливают возможности направленного воздействия медицины на развитие человека, способствуя продлению его творческого долголетия. Увеличение продолжительности жизни должно сопровождаться продлением творческого периода деятельности человека.
Пока еще окружающая среда способна восстанавливать равновесие, нарушенное в результате хозяйственной деятельности человека, адаптируясь к этой деятельности. Однако адаптационные механизмы биосферы оказываются сейчас на грани истощения, работают на пределе своих возможностей. На этой основе возникают негативные необратимые сдвиги и изменения, способные пагубно влиять на жизнедеятельность животного и растительного миров, а также человека.
2.3 Единство человека и природы
Лекарства для лечения болезней человек стал применять еще в глубокой древности, когда, подражая животным, отыскивал целебные растения и использовал их. К древним временам относятся и попытки систематизировать лекарственные вещества. Сведения о них мы находим в сочинениях Гиппократа. В этот период человек использовал, в основном, средства, содержащиеся в биологических объектах.
По мере развития науки и техники появилась возможность синтезировать различные органические и неорганические препараты. Однако многие ими злоупотребляют. В результате мы все чаще сталкиваемся с людьми, приучившими себя к постоянному приему лекарств. Многие в этой связи страдают лекарственными аллергиями. Широко известны факты, когда многие препараты в момент их выпуска считались безвредными, а с течением времени выявились их опасные свойства.
Многие лекарственные вещества наряду с полезным действием вызывают вредные побочные эффекты, например, нарушают течение обменных процессов, деятельность различных внутренних органов, эндокринных желез. В результате бесконтрольного применения препаратов у болезнетворных организмов возникают «привыкание» и невосприимчивость к этим лекарствам, а болезнь переходит в хроническую форму. Кроме того, антибиотики замедляют развитие, как вредных микроорганизмов, так и полезных, а в итоге мы имеем трудноизлечимые грибковые заболевания.
Вывод напрашивается сам собой: если и принимать лекарства, то только те, которые стимулируют работу самого организма, не вмешиваясь грубо в процессы жизнедеятельности. Или вообще постараться избегать применения лекарств и перейти к природотерапии.
Природотерапия – это сознательное или стихийное, непреднамеренное использование бальнеологических ресурсов природы: воздуха, воды, солнца, красоты ландшафтов, запахов растений, фитонцидов и т.д. в излечении и профилактике болезней.
Человек формировался среди естественной природы и связан с нею тысячами нитей. Шум леса, воздух, насыщенный легкими ионами, фитонцидами и кислородом, тысячелетиями стимулировали обменные процессы человека. Окружающая нас среда – будь то лес или поле, пахучие травы и цветы, тенистые парки или солнечные поляны, природные источники и родники, – содержит в себе столько лечебных свойств и факторов, что при умелом подходе их можно применять при всех болезнях и часто даже с большим эффектом, чем широко известные и модные лекарственные препараты.
Благотворное воздействие природы на здоровье человека хорошо было известно и крестьянам, которые широко пользовались природотерапией, На работающих или отдыхающих на лоне природы бальнеологические факторы действуют в комплексе и очень эффективно. Крестьяне же постоянно жили среди этих факторов естественной среды, незагрязненной природы восстанавливая силы непосредственно при общении с природой.
3. Эмоции, творчество, работоспособность 3.1 Эмоции
Личность формируется и проявляется во взаимоотношении с окружающей средой. Особое значение в этой отражательной и познавательной деятельности, регулировании ее поведения занимают эмоции. Это тот внутренний механизм, при участии которого внешние раздражители превращаются в мотивы; создаются оптимальные условия для приспособления организма к окружающей среде и нормального функционирования организма, направленного на познание среды и ее творческое преобразование. Вполне правомерно, поэтому утверждение, что своеобразие личности в значительной степени определяется особенностями ее эмоционального реагирования.
Эмоции расцвечивают нашу жизнь, определяя степень активности человека. От них во многом зависит наше отношение к людям, событиям, оценка собственных действий и поступков. Эмоции влияют на функции органов и тканей организма, а, следовательно, влияют на здоровье.
На характер эмоций влияют архитектура города, состояние жилых помещений, мебель, предметы обихода, одежда, окружающая нас природа, выполняемая нами работа, различные моральные и материальные факторы. Но особенно большое действие на эмоциональную сферу оказывают люди, среди которых мы живем, работаем, отдыхаем, наши взаимоотношения с этими людьми, умение активно корректировать состояние собственных эмоций.
Французское слово «emotion» произошло от латинского «emoveo», что означает «потрясаю», «волную». Со временем значение этого слова несколько изменилось и сейчас можно сказать, что эмоция – обобщенная чувственная реакция, возникающая на разнообразные по характеру сигналы, обязательно влекущая за собой изменения в физиологическом состоянии организма. Эмоции – это реакции человека или животных на воздействие внутренних или внешних раздражителей, имеющие ярко выраженную субъективную оценку и охватывающие все виды чувственности и переживаний. Эмоциями, или чувствами, называют психические состояния, отражающие субъективное отношение индивида к окружающей среде в зависимости от возраста и внешних воздействий,
Приспособительный характер эмоций
Приспособительный характер эмоций не вызывает сомнений. Возникнув и развившись на заре человеческого существования, они несли несколько функций, общих с животным миром. Прежде всего, имеется в виду приведение организма в состояние «боевой готовности». Эта роль наших чувств отражена в книге Ч. Дарвина «Выражение эмоций у животных и человека», вышедшей в свет в 1872 г., где он на большом фактическом материале показал общность внешних выразительных движений, возникающих в зависимости от внутренних и внешних причин: голод, ярость, жажда, страх и т.п. Особое внимание он уделил в этой книге оценке гибкой системы мотиваций, имеющих врожденный характер и названных им инстинктами. На разных ступенях эволюционной лестницы, с развитием и усложнением нервной системы, оценка ситуаций мозгом становится все более тонкой и дифференцированной.
Ориентировочный инстинкт эмоций
Другая биологически целесообразная функция эмоций заключается в оценке происходящего вокруг – это так называемый ориентировочный инстинкт эмоций. Сигнальный характер эмоций животного и человека позволяет оценить уровень энергетического потенциала (например, появление усталости, которая, однако, может исчезнуть под влиянием страха или ярости), и осознать угрозу организму (так, реакция боли может свидетельствовать о развивающемся воспалительном процессе).
В процессе эволюции эмоции возникли как средство, позволяющее живым существам определять биологическую значимость состояний организма и внешних воздействий. Эмоции по своему происхождению представляют форму видового опыта: ориентируясь на них, индивид совершает необходимые действия, целесообразность которых остается для него скрытой. Люди смогли разгадать тайну молнии и грома, вычислить расстояние до звезд, создали теорию относительности, проникли в микромир, достигли Луны, но до сих пор не могут утверждать, что полностью познали самих себя, хотя всегда с упорством и настойчивостью стремились понять механизмы, определяющие возможность жить, чувствовать, мыслить. Одним из путей к самопознанию является изучение проблемы эмоций, к которым тысячи лет проявляли интерес представители самых различных профессий.
Высший продукт развития эмоций человека – это устойчивые чувства к предметам, отвечающим его высшим потребностям. Эмоциональный опыт человека изменяется и обогащается в процессе развития личности в результате сопереживаний, возникающих в общении с другими людьми, при восприятии произведений искусства, под влиянием средств массовой информации, в процессе творчества. Эмоции выступают в роли регуляторов человеческого общения, влияя на выбор параметров общения и определяя его способы и средства.
Эмоции характеризуются широким спектром разнообразных форм и оттенков. Радость и печаль, тревога и разочарование, гнев и страх, тоска и удовольствие – все это различные эмоциональные состояния. По сути, у человека всегда имеются те или иные эмоции.
Древние китайцы признавали 7 основных эмоций: радость, гнев, печаль, веселье, любовь, ненависть и желание.
Эмоции принято делить на:
· стенические, т.е. тонизирующие, возбуждающие (радость, злость, гнев);
· астенические, т.е. подавляющие активность человека, тормозящие, расслабляющие (тоска, тревога, благодушие).
И стенические и астенические эмоции могут быть и положительными и отрицательными в зависимости от того, как оценивает их сам человек, под каким знаком они воспринимаются его сознанием.
Положительные и отрицательные эмоции – это такие разновидности эмоций, которые оцениваются по признаку доставленного удовольствия или неудовольствия. Первые из них – радость, блаженство, любовь, симпатия и т.п., содействуют, как правило, упрочению полезных навыков и действий. Вторые, к которым относятся горе, презрение, ненависть, зависть, разочарование, испуг, тревога, стыд, раскаяние, ревность и т.п., помогают уклониться от влияния неблагоприятных факторов.
Но такое альтернативное деление не всегда оправданно, так как и в отрицательных эмоциях заложено «рациональное» зерно. Это хорошо подметил К.Г. Паустовский: «Способность ощущать печаль – одно из свойств настоящего человека. Тот, кто лишен чувства печали, так же жалок, как и человек, не знающий, что такое радость, или потерявший ощущение смешного».
В психологии принято разделять эмоции на низшие и высшие. К первым относятся эмоциональные реакции, возникающие в связи с биологическими потребностями – чувством голода, жажды, оборонительным инстинктом. Именно благодаря этим простым эмоциям организм быстро оценивает характер воздействия, руководствуясь древним и универсальным критерием, свойственным всему живому, – «стремлением выжить».
Высшие эмоции. На их основе происходит формирование присущих лишь человеку социальных эмоций, которые иногда еще называют интеллектуальными. Они возникают в процессе познания личностью окружающей действительности. Высшие эмоции, в свою очередь, подразделяются на:
Этические эмоции формируются в процессе обучения и воспитания. Это своего рода регуляторы поведения человека в обществе. Среди них можно выделить:
Если поведение не соответствует общепризнанным канонам, у человека возникает чувство неловкости или стыда. Интересно отметить, что Гегель назвал стыд «зачаточным, но резко выраженным гневом человека на самого себя». Люди сплачиваются в коллективы благодаря этическим эмоциям. К ним можно отнести чувство долга, ответственности, солидарности, патриотизма, товарищества, дружбы, творческого вдохновения.
Формирование эстетических чувств отражает способность человека к восприятию красоты и гармонии окружающего мира. Кроме природных задатков в их становлении существенное значение приобретает воспитание эстетического вкуса, который позволяет, как говорил Н.Г. Чернышевский, «живо сочувствовать прекрасному в сочетании с проницательным здравым смыслом».
В круг эстетических эмоций входит присущая человеку возможность оценивать возвышенное, прекрасное, способность различать оттенки трагического и комического в происходящем, получать удовлетворение от блестяще выполненного творческого труда.
Эмоции и общественное сознание человека
Формирование чувств во многом зависит от общественного сознания человека. Оно порождает многообразие палитры человеческих эмоций, позволяющее говорить об их безграничности.
Все многоцветье эмоций также условно делят на:
· Настроение – эмоциональное состояние, которое обычно не бывает чрезмерно ярким, но зато характеризуется относительной устойчивостью. По существу оно является фоновым эмоциональным состоянием. На настроение могут влиять самые разнообразные обстоятельства: погода, зубная боль, воспоминания, содержание прочитанного письма, реплика встреченного человека.
· Страсть – сильное и глубокое, достаточно длительное эмоциональное состояние. Страсть подчиняет себе основную направленность мыслей и поступков человека, целью, которой является удовлетворение совершенно определенных желаний.
· Аффекты – обычно кратковременные, но предельно яркие вспышки (восторг, гнев, ярость, ужас), состояние эмоционального возбуждения высшей степени. В состоянии аффекта человек действует под влиянием, главным образом, эмоций.
Таким образом, эмоции – это свойственные каждому человеку психологические реакции на хорошее и плохое, это тревоги и радости, отчаяние и наслаждение. Эмоции обеспечивают способность к переживанию и сопереживанию, поддерживают интерес к жизни, окружающему миру. Они составляют часть нашей психической деятельности, влияют на работоспособность человека. Чем больше положительных эмоций, тем выше производительность, а значит, и работоспособность человека. Всеобщее стремление к поддержанию у себя и окружающих положительного эмоционального состояния – это залог здоровья, бодрости и счастья.
Творчество – это целеустремленная деятельность человека к познанию того, что ещё не открыто, и результатом которой является создание новых материальных и духовных ценностей. Творчество предполагает наличие у личности способностей, знаний, умений, благодаря которым создается продукт, отличающийся новизной, оригинальностью или уникальностью. Изучение различных свойств личности выявило важную роль воображения, интуиции, умственной активности, а также потребности личности в раскрытии своих собственных возможностей.
Можно выделить два направления в осмыслении творчества:
1. Творить может любой человек, который имеет определенные знания, владеющий приемами творчества, располагающий определенными условиями, обстановкой. Согласно этой точке зрения, все люди рождены одинаковыми и начинают различаться воспитанием и т.п.