Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

Cиндром повышенной нервно-рефлекторной возбудимости

В первой части Вы узнали, что такое ППП ЦНС и какова роль детского врача-невролога в лечении данного заболевания. И один из синдромов этого нарушения – это синдром мышечной дистонии.

Здесь я остановлюсь на синдроме повышенной нервно-рефлекторной возбудимости. Это достаточно частый синдром у детей в возрасте 1-4 месяца. Проявляется этот синдром в возбудимости ребёнка, вздрагивании, разбрасывании ручек, дрожании подбородка, крике без видимой причины, нарушении сна. Такие нарушения чаще всего связаны с соматическими, а не неврологическими нарушениями.

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

Ребенок может кричать и беспокоится по многим причинам. У маленьких детей очень часто отмечаются кишечные колики. После 1-го месяца педиатры и детские неврологи рекомендуют ребёнку давать витамин D, нехватка которого может вызывать возбуждение. Дети могут заболеть простудным заболеванием, могут перегреться или переохладиться. Ребёнок может кричать, потому что голодный. И есть даже такие данные, что у детей может возникать спонтанный необоснованный крик. Здесь очень важен опыт педиатра, и при необходимости консультация детского невролога, а, возможно, и хирурга или другого специалиста. Ко мне часто обращаются с такими жалобами для исключения повышения внутричерепного давления у ребёнка.

Действительно, повышение внутричерепного давления у детей бывает, но, во-первых, очень редко, а во-вторых, вопреки общепринятому мнению при повышении внутричерепного давления дети вялые и сонливые, а не возбудимые. Взрослый человек кричит, когда у него болит голова? Нет. А вот когда болит живот, беспокоиться и кричать будут и дети, и взрослые. Ещё многие утверждают, что если ребёнок плохо спит, то это признак повышения внутричерепного давления. У новорожденного ребёнка естественно незрелая нервная система. У них часто отмечаются нарушения сна.

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

У детей не сформированы «биологические часы» (сон-бодрствование). Они могут путать день с ночью, могут спать днём по 15 минут и т.д. Чётко такие «биологические часы» у детей формируются только после 3-х лет. Все это опытные детские неврологи объясняют родителям на приеме в кабинете или при вызове на дом.

В связи с этой незрелостью центральной нервной системы у детей даже могут отмечаться судороги. И они могут быть вызваны нарушением обмена микроэлементов (магния, калия, кальция), нехваткой витамина В6 и т.д.

Говоря о незрелости нервной системы новорожденных, сразу хочется Вам рассказать о ещё одном синдроме: синдроме вегето-висцеральных нарушений. Часто, чтобы людям стало понятней, детские неврологи в Москве говорят родителям ребёнка, что это ВСД (вегето-сосудистая дистония) у детей до 1-го года. Этот синдром характеризуется «мраморностью кожи» ребёнка, возможной «синевой» верхней губы, потливостью ручек и ножек (хотя такое может наблюдаться и при нехватке витамина Д), «синевой» стоп, срыгиванием и другими нарушениями. Я замечаю, что такие дети реагируют на погодные изменения, чаще на осадки (снег или дождь) или сильный ветер. Такие вегетативные нарушения не требуют медикаментозного лечения, а уменьшаются и потом совсем проходят с возрастом.

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

В статье использованы фотографии Анны Геддес.

Стоимость приема невролога:

Источник

Причины возникновения синдрома

Синдром повышенной возбудимости может являться следствием перинатальной патологии ЦНС (гипоксической, травматической, токсико-метаболической, инфекционной), или других заболеваний детей раннего возраста. Наиболее частыми причинами повышенной возбудимости у детей является неблагополучное течение беременности, приводящее к внутриутробной гипоксии и поражению ЦНС: токсикозы, инфекционные и/или соматические заболевания матери, фетоплацентарная недостаточность, прием алкоголя и курение в период беременности, неконтролируемый прием лекарственных препаратов, стрессы, также причиной развития синдрома может стать неблагополучное течение родов: преждевременные роды, запоздалые роды, стремительное или затяжное родоразрешение, кесарево сечение, родовые травмы.

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

Симптомы преходящей гипервозбудимости могут появиться у детей с кишечными коликами, дисбактериозом, прорезыванием зубов, рахитом, а также вследствие реакции на стрессовую ситуацию. К повышенной возбудимости склонны дети с особенностями темперамента (холерический тип).

Диагностика

Для диагностики синдрома повышенной возбудимости требуется тщательный сбор анамнеза, клинический осмотр ребенка специалистом. При необходимости назначаются дополнительные обследования: нейросонография, электроэнцефалография и прочие.

Лечение

Выбор лечения будет зависеть от установленных причин возникновения синдрома. Детям до года в подобных случаях может быть рекомендован массаж, назначаются физиотерапевтические процедуры. Успокоительным действием обладает принятие хвойных, солевых ванн, плавание. При необходимости врач может порекомендовать прием лекарственных препаратов: седативных, ноотропных, сосудистых, мочегонных.

Прогноз

Профилактика

Профилактика синдрома повышенной возбудимости заключается в предупреждении перинатальных повреждений ЦНС: важны правильная подготовка к беременности, своевременное обследование в течение беременности, лечение выявленных заболеваний и устранение причин, приводящих к гипоксии плода.

Рекомендации

Детям с синдромом повышенной возбудимости следует создать комфортную, спокойную обстановку, при общении избегать повышенных тонов, разговаривать ласково, спокойно. Дети нуждаются в четком соблюдении режима дня, сна, приема пищи. Им будут полезны длительные прогулки на свежем воздухе. Нужно не пренебрегать своевременными медицинскими осмотрами и соблюдать рекомендации врача.

Источник

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

Гиперреактивность у детей

Гиперреактивность у детей это одно из последствий поражения перинатальной нервной системы, является основным следствием гипоксии, травмы в момент родов, внутриутробной инфекции.

Перинатальный период это момент от 28 (26) нед беременности до 7 суток после рождения малыша.

Гиперреактивный ребенок это не единственное проявление ППЦНС. Часто гиперреактивность у детей сочетается с синдромом нарушения внимания и возможными минимальными повреждениями головного мозга. В старшем возрасте у ребенка выявляются нарушения не только внимания, но и других когнитивных функций (память, мышление, речь).

Молодые родители обращают внимание на странное поведение младенца: повышенный мышечный тонус, резкие вздрагивания при включении неяркого света, от услышанного шума.

Так может проявляться гиперреактивность у детей.

Синдром гиперреактивности формируется еще во внутриутробном периоде и является следствием дефицита поступающего кислорода по маточно-плацентарному – кровотоку. То сопровождается сначала повышенной активностью плода, а впоследствии замедлением движения и шевеления. Это может указывать на серьезные проблемы не только в здоровье матери, но и плода. Синдром гиперреактивности это неврологическо – поведенческое расстройство развития ребенка. Как правило, синдром гиперреактивности у детей, не лечится и следовательно трансформируется во взрослое состояние сочетается с дефицитом внимания, особенно в подростковом и школьном возрасте.

Гиперреактивность у детей симптомы

Гиперреактивный ребенок может проявлять себя с рождения. Диагноз «гиперреактивность у детей»- симптомы будут появляться постепенно и включают повышение двигательной активности малыша, вздрагивания от шорохов, неяркого света, негромкого звука, все реакции сопровождаются плачем и негативизмом.

Гиперреактивность у ребенка может сопровождаться полной расторможенностью, хватает руками окружающие предметы, ерзает и постоянно совершает лишние телодвижения. Излишне повышенная активность и подвижность ребенка это синдром гиперреактивности. В 3-4 года ребенок становится легко отвлекаемым и не может сосредоточить внимание на чем – либо. Синдром гиперреактивности у ребенка сопровождается повышенной двигательной активностью, малыш постоянно все открывает, каждая новая игрушка или предмет вновь отвлекает его.

Гиперреактивный ребенок не способен играть долго в игры, которые требуют концентрации его внимания. При синдроме гиперреактивности в возрасте 6-7 лет появляются чрезмерная нетерпеливость и неусидчивость, невозможно сосредоточить внимание на школьных заданиях, постоянно хочется двигаться. Дети могут быть гневливы и агрессивны.

Гиперрактивность у детей – симптомы: хаотичные движения в кистях и стопах, ребенок постоянно извивается на стуле и не может спокойно усидеть. Легко отвлекается на посторонние стимулы и переходит от одного незаконченного действия к другому, не может ожидать своей очереди, на вопросы отвечает, не задумываясь, постоянно перебивает, плохой аппетит, постоянно теряет вещи и становится рассеянным.

Гиперреактивность является поводом для обращения к неврологу.

Гиперреактивность у детей достаточно часто проявляется неусидчивостью и нетерпением. Дефицит внимания, гиперреактивность часто сочетаются и входят в одно состояние, которое сопровождается выше описанными симптомами.

Гиперреактивность у детей школьного возраста то причина нарушения концентрации внимания, успеваемости ребенка. Гиперреактивность у детей школьного возраста очень часто имеет характер агрессии, направленной на внешний мир.

Гиперреактивность у младенцев

Гиперреактивность у детей новорожденных и первого года жизни сопровождается повышенной возбудимостью, активностью, частым плачем, ерзаньем, ненужными движениями. Такие симптомы постоянные и сохраняются во взрослой жизни. Гиперреактивный ребенок крайне раздражителен, негативно реагирует на все имеющиеся внешние раздражители.

Дефицит внимания, гиперреактивность у ребенка младшего возраста может формироваться одновременно или последовательно, т.е. одно идет за другим.

Причины гиперреактивности

Гиперреактивный ребенок это дети с перинатальным поражением центральной нервной системы.

Основными причинами ППЦНС являются гипоксия в результате внутриутробной инфекции, гемолитической болезни новорожденного, нарушенного маточно – плацентарно- плодо вого кровотока, вредные привычки мамы. Гиперреактивный ребенок это дети, которые находятся под постоянным контролем врача невролога и физиотерапевта. Травмы и неверно примененное акушерское пособие в родах так же являются причинами гипервозбудимости.

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

Гиперреактивный ребенок что делать?

Частым вопросом родителей является «Гиперреактивный ребенок что делать?».

Ответ кроется в правильной коррекции таких состояний, поскольку полностью устранить причину гипервозбудимости очень сложно.

Дефицит внимания, гиперреактивность все эти термины, по началу, значительно пугают родителей. Для устранения основных симптомов данного состояния назначают методы физиотерапии, которые широко применимы у детей с диагнозом – гиперреактивный ребенок.

Лечение гиперреактивности

Дефицит внимания, гиперреактивность хорошо компенсируются новыми методами физиотерапии, которые совершенно безболезненны для малышей самых младших возрастов и высокоэффективны.

Если у вас гиперреактивный ребенок что делать? Конечно, обратиться в клинику аппаратной терапии Белозеровой «М-Клиник».

Основными направлениями лечения неврологом это применения медикаментов вит Е, антиоксидантов, ноотропов и других средств, которые положительно влияют на ЦНС ребенка. Два направления такого лечения заболевания являются достаточно эффективными. Дефицит внимания, гиперреактивность это причина нарушенной адаптации ребенка в школьные годы и старшем возрасте.

Если выставлен диагноз «гиперреактивность», лечение детей начинают сразу же с назначения медикаментов и методов физиотерапии.

Источник

Основные состояния перинатальной неврологии: особенности амбулаторного катамнеза

Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Смотреть картинку Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Картинка про Церебральная возбудимость новорожденного это что такое. Фото Церебральная возбудимость новорожденного это что такое

В лекции с позиций детского невролога в условиях амбулаторного приема и катамнеза рассматриваются основные состояния, определяющие понятие перинатального поражения нервной системы. Обсуждаются современные подходы к диагностике и лечению вышеупомянутой пат

Main conditions constituting perinatal cerebral lesions in infants, are considered from position of pediatric neurologist’s out-patient check-ups and follow-up. Contemporary approaches to diagnostics and treatment of the above mentioned pathologies are discussed.

Всем практикующим детским неврологам, ведущим амбулаторные приемы, хорошо известно, что наиболее частыми видами патологии центральной нервной системы (ЦНС) на первом году жизни являются перинатальные поражения нервной системы (ППНС). Официальная статистика по эпидемиологии ППНС в Российской Федерации отсутствует, но есть данные, что в нашей стране их распространенность среди детей первых 12 месяцев жизни превышает 80%. Не исключено, что в России имеет место некоторая гипердиагностика ППНС, что ни в коей мере не умаляет актуальности этой патологии [1, 2]. Именно о ППНС речь пойдет ниже.

Определение

ППНС — это группа синдромов, вызванных патологическим влиянием на ЦНС и/или периферическую нервную систему плода или новорожденного ребенка повреждающими факторами внутреннего или внешнего окружения анте-, интра- или постнатально. Описываемое влияние перинатальных повреждающих факторов характеризуется возникновением острой или хронической гипоксии/ишемии и сопровождается нарушением неврологических функций ребенка в раннем постнатальном онтогенезе, проявляясь с момента рождения до конца раннего неонатального периода [1, 2].

В Международной классификации болезней 10-го пересмотра (МКБ-10), как и в предшествующем ей (МКБ-9) и последующем (МКБ-11) вариантах, непосредственно понятия «ППНС» не предусматривается. Это обстоятельство ни в коей мере не означает, что российские медики имеют дело с несуществующим или фиктивным видом патологии. Так, например, в США и во многих других странах существует близкий ППНС термин «гипоксически-ишемическая энцефалопатия», хотя он в большей мере нашел применение у неонатологов [1–3].

Гипоксически-ишемическая энцефалопатия (hypoxic-ischemic encephalopathy) или неонатальное гипоксически-ишемическое церебральное повреждение (neonatal hypoxic-ischemic cerebral injury) — это поражение головного мозга у новорожденных детей, сопряженное с нарушениями церебральной перфузии и цереброваскулярной ауторегуляции, а также с комплексом различных метаболических расстройств (низкое поступление субстрата глюкозы, лактатацидоз, накопление свободных радикалов и токсичных возбуждающих аминокислот и т. д.) [1–3].

Практические подходы к классификации ППНС

Отметим, что на протяжении нескольких десятилетий в СССР, а затем в РФ и многих странах постсоветского пространства использовался термин «перинатальная энцефалопатия», предложенный Ю. А. Якуниным и соавт. (1976), который с 1998 г. более не применяется [1, 2, 4]. В 1998 г. на смену ему пришла вновь разработанная Российской ассоциацией специалистов перинатальной медицины (РАСПМ) «Классификация перинатальных поражений нервной системы у новорожденных», которая после всестороннего обсуждения была одобрена и утверждена VI Конгрессом педиатров России (Москва, 2000) [4].

Не вдаваясь в подробности современной классификации ППНС и их последствий, отметим, что в остром периоде выделяют синдромы, с которыми большинству детских неврологов сталкиваться приходится сравнительно редко, поскольку декретированный Приказом № 514н Минздрава РФ от 10.08.2017 г. «О порядке проведения профилактических медицинских осмотров несовершеннолетних» осмотр невролога предусмотрен лишь по достижении ребенком возраста 1 месяца [5]. В качестве острого периода ППНС целесообразно рассматривать неонатальный период (первые 28 дней постнатального развития) или просто первый месяц жизни, хотя на этот счет у отдельных экспертов существует особое мнение [1, 2].

В практической деятельности целесообразно использовать синдромологическую классификацию, предложенную Л. Г. Хачатрян и соавт. (2003) [6–8]. В соответствии с этой классификацией, в остром периоде ППНС следует рассматривать 8 ведущих синдромов:

1) церебральной возбудимости (P91.30);
2) церебральной депрессии (P91.2);
3) вегетативно-висцеральных расстройств (G90.8);
4) cиндром ликворо-сосудистой дистензии/внутричерепной гипертензии (G91.8);
5) судорожный синдром (P90.0);
6) врожденный гипертонус (P94.1);
7) врожденный гипотонус (P94.2);
8) другие нарушения мышечного тонуса (P94.2) [1, 2, 6–8].

В восстановительном периоде ППНС фигурируют уже 9 синдромов, часть которых является прямым продолжением или эволюционной трансформацией синдромов острого периода ППНС:

1) задержка этапов психомоторного развития (R62.0);
2) нарушения эмоционально-волевой сферы (F98.9);
3) нарушения психоречевого развития (F84.8);
4) нарушения моторного развития (монопарез руки или ноги — G83.2 или G83.1, гемисиндром: вялый, спастический, не уточненный — G81.0, G81.1, G81.9, парапарез: вялый, спастический — G82.0, G82.1, тетрапарез: вялый, спастический — G82.3, G82.4);
5) вегетативная дисфункция (G90.8);
6) судорожный синдром (R56);
7) бессудорожные пароксизмы (G98.0),
8) гидроцефалия симптоматическая (G91.8);
9) парасомнии (G47.0) [1, 2, 6–8].

Детским неврологам чаще приходится иметь дело с синдромами восстановительного периода ППНС.

Диагностика ППНС

В условиях амбулаторного наблюдения пациентов арсенал диагностических средств обычно оказывается существенно ограниченным. Помимо данных анамнеза (особенности течения беременности и родов, гестационный возраст, оценка по шкале APGAR и т. д.) и объективного неврологического осмотра (включая оценку времени появления и редукции рефлексов врожденного неонатального автоматизма, обретения ребенком психомоторных навыков и их соответствия календарному возрасту и т. д.), а также ультразвукового исследования (УЗИ) головного мозга (нейросонографии) и электроэнцефалографии (ЭЭГ), он включает учет данных офтальмологического осмотра и результатов анализа крови (общего и биохимического) [1–3].

Если нейроофтальмологические данные отражают в первую очередь состояние сосудов глазного дна и диска зрительного нерва, то при помощи общего анализа крови можно определить наличие анемии (как фактора постнатальной гипоксии), нейтропении (противопоказание к плановой иммунопрофилактике), а биохимического исследования крови (общий билирубин, его фракции и т. д.) — затяжную гипербилирубинемию, признаки активного рахита и др. [3].

Не следует забывать, что по давно сложившейся традиции в России показания и противопоказания к проведению профилактической вакцинации определяются детскими неврологами.

К сожалению, для большинства детских неврологов, работающих в амбулаторных условиях, основная часть современных методов исследований (включая компьютерную томографию — КТ, магнитно-резонансную томографию — МРТ, вызванные потенциалы — ВП, электронейромиографию — ЭНМГ, генетические и иммуногенетические методы исследования и др.) оказывается малодоступной или практически недоступной [1, 2]. Это обстоятельство во многом определяет особенности повседневной деятельности неврологов в режиме амбулаторных приемов и консультаций.

Учитывая рестриктивность диагностического арсенала, в практической деятельности детским неврологам необходимо максимально учитывать не только неврологические, но и индивидуальные соматические особенности каждого ребенка (наличие сопутствующей пищевой непереносимости, витамин D-дефицитного рахита, режим ухода и вскармливания) [1, 2]. В ряде случаев такие проблемы, как нарушения сна, повышенная возбудимость или кишечные колики (болевой неврологический синдром), могут быть легко разрешены всего лишь элементарной коррекцией существующих режимов дня, ухода и вскармливания [1, 2]. Фактически в подобных ситуациях демонстрируются преимущества соматоневрологического подхода к различным манифестациям перинатальной патологии у детей.

Лечение ППНС

Терапевтические подходы к ППНС подразделяются на две большие группы: фармакологические (медикаментозные) и нефармакологические (немедикаментозные) методы [1, 2].

При обсуждении методов фармакологического лечения ППНС отдельного внимания заслуживают так называемые «ноотропы». Это группа препаратов на основе нейрометаболических, нейропептидных, аминокислотных, антиоксидантных, вазоактивных и других веществ, активирующих высшую интегративную деятельность мозга, восстанавливающих нарушенные мнестические и мыслительные функции, а также снижающих неврологический дефицит и повышающих резистентность организма к экстремальным воздействиям [1].

Давно сложившаяся в РФ практика применения препаратов ноотропного и сосудистого действия при ППНС обладает несомненным положительным эффектом, что, к сожалению, до сих пор не нашло подтверждения со стороны представителей доказательной медицины. Так, на протяжении нескольких десятилетий в РФ успешно применяются такие препараты, как винпоцетин, циннаризин, аминофенилмасляная кислота (аминофенилбутират), гамма-аминомасляная кислота (гамма-аминобутират), гопантеновая кислота, ацетиламиноянтарная кислота (ацетиламиносукцинат), глутаминовая кислота, пирацетам, пиритинол, холина альфосцерат, цитиколин, Кортексин, метионил-глутамил-гистидил-фенилаланил-пролил-глицил-пролин (Семакс 0,1%) и др. [1, 2, 4].

Лекарственные формы перечисленных препаратов отличаются относительным разнообразием (суспензии, таблетки, порошки, инъекционные формы, назальные капли и др.), хотя лишь единичные представители этих фармакологических средств предназначены к применению в грудном и раннем детском возрасте [1, 2, 4]. Об этом необходимо не только помнить, но и в обязательном порядке упоминать это обстоятельство при назначении средств по принципу «off-label» (не в соответствии с аннотацией производителей) детям различного возраста; в ряде случаев может потребоваться письменное согласие родителей ребенка на применение того или иного лекарственного средства (ЛС) [1, 2, 9].

Фармакологические методы лечения ППНС не исчерпываются применением препаратов ноотропного действия. Среди других групп лекарственных средств, используемых детскими неврологами, следует перечислить следующие: миорелаксанты (толперизон, баклофен), спазмолитики, антиконвульсанты и антиэпилептические препараты (АЭП), нейропротекторы, адаптогены, антиоксиданты и блокаторы действия свободных радикалов, дофаминергические средства, ликворосупрессорные и мочегонные средства, центральные холиноблокаторы, холинергические (антихолинэстеразные препараты), нестероидные противовоспалительные средства (НПВС), препараты гипотензивного действия, гормональные средства и иммуномодуляторы, витамины (моно- и поливитамины), витаминно-минеральные комплексы, препараты солей различных минеральных веществ (Ca, Mg, Fe, I, Se и т. д.), ботулинический токсин типа А (при спастических формах патологии у детей старше 2 лет) и др. [1–4, 9, 10].

Нефармакологические методы лечения ППНС также сравнительно многочисленны: массаж, лечебная физкультура (ЛФК), Войта-терапия (нейрорефлексокинезиологическая или рефлексолокомоционная), Бобат-терапия (нейроразвивающая), физиотерапия, система интенсивной нейрофизиологической реабилитации (СИНР) по В. И. Козявкину, кондуктивная педагогика Пете, система биологической обратной связи (БОС), а также некоторые виды нетрадиционного лечения (ароматерапия, фитотерапия, музыкотерапия и др.) [1–4, 9]. В реабилитации последствий ППНС (помимо реабилитологов) принимают участие ортопеды, мануальные терапевты, детские психологи и другие специалисты [1, 2, 4]. Одной из важных задач, стоящих перед детским неврологом в условиях амбулаторного приема, является свое­временное определение необходимости и направление пациента с ППНС или их последствиями к тем или иным перечисленным специалистам.

Существенная роль в лечении и реабилитации детей с ППНС и их последствиями принадлежит лечебному питанию, что в полной мере нашло отражение в научной концепции и практической реализации нейродиетологии детского возраста [11, 12].

Некоторые терапевтические подходы к ППНС не только не соответствуют канонам доказательной медицины, но и принципам медицинской этики. Примечательно, что описываемые выше способы фармакологического и нефармакологического воздействия используются почти исключительно в учреждениях коммерческой медицины. Такими сомнительными методами лечения ППНС являются гомео­патические и остеопатические подходы, гипербарическая оксигенация, транскраниальная микрополяризация мозга, использование аминокислотных композитов (метаболическая терапия) по А. П. Хохлову, так называемое «метамерное воздействие» по И. А. Скворцову, а также терапия стволовыми клетками [1]. Часть из перечисленных выше методов медицинская общественность считает просто необоснованными и противоречивыми, другую же часть — просто неэтичными.

Последствия и исходы ППНС

Исходы и последствия ППНС могут варьировать в широких пределах — от полного выздоровления до смерти пациента. Кстати, о возможности наступления последнего исхода никогда не следует забывать [1].

В 2009 г. в материалах VI Ежегодного конгресса специалистов перинатальной медицины «Современная перинатология: организация, технологии и качество» был представлен вариант «Классификации последствий перинатальных поражений нервной системы у детей первого года жизни» [13]. Он получил официальное признание и используется в работе педиатрами и неврологами нашей страны. Но в то же время нельзя не отметить, что ранее Л. Г. Хачатрян и соавт. (2003) предложили более компактный и удобный в практической деятельности детских неврологов альтернативный вариант, охватывающий не только первый год жизни, но и периоды раннего детства и дошкольного возраста [1, 2, 6–8]. Так, среди последствий и исходов ППНС в описываемом варианте предлагается рассматривать следующие клинические ситуации:

1) органические последствия с доминированием нарушений моторной сферы (детский церебральный паралич — ДЦП: спастический — G80.0, спастическая диплегия — G80.1, детская гемиплегия — G80.2, дискинетический тип — G80.3, атактический тип — G80.4, смешанная форма — G80.8; поражения нервных корешков и сплетений — G54.8, другие расстройства периферической нервной системы — G64.0);
2) органические последствия с нарушениями психической сферы (умственная отсталость неуточненная — F79);
3) эпилепсия симптоматическая — G40 (фокальная и генерализованная — G40.1, G40.2, G40.4, с различными типами приступов);
4) гидроцефалия (сообщающаяся — G91.0, резидуальная — G91.8, неуточненная — 91.9, симптоматическая — G91.8) [1, 2, 6–8].

Кроме того, в качестве последствий и исходов ППНС выделяют ряд функциональных нарушений:

1) функциональные нарушения моторной сферы (специфическое расстройство моторной функции — G40.1, специфические нарушения речи и языка — с нарушением экспрессивной или импрессивной речи: G.91, смешанное расстройство психологического развития — G91.0);
2) нарушения психической сферы (расстройства эмоционально-поведенческой сферы): синдром дефицита внимания с гиперактивностью/СДВГ — F90.0, другие расстройства поведения — F91.0, нервозность — R45.0, возбудимость и «детские истерики» — R45.1, раздражительность и озлобленность — R45.4;
3) разные (прочие) неврологические расстройства (нарушения сна органической и неорганической природы — G47.0, G51.0, недержание мочи органической и неорганической природы — R32.0, F98.0, тики — F95.0, другие невротические расстройства — F48.0) [1, 2, 6–8].

Вполне естественно, что каждому состоянию, отражающему те или иные последствия/исходы ППНС, соответствует конкретный код, предусмотренный в МКБ-10.

Прогноз

Установление прогноза при ППНС остается довольно сложной задачей ввиду возможности формирования у детей с этой вариабельной патологией таких разновидностей неврологического дефицита, как ДЦП, гидроцефалия, эпилепсия, умственная отсталость, а также менее инвалидизирующие нозологические формы болезней ЦНС.

Прогнозам при ППНС посвящены публикации T. E. Inder (2011), а также C. M. Novak и соавт. (2018) [14, 15]. Оценка качества жизни у пациентов с ППНС является задачей не детских неврологов, а представителей социальной педиатрии и реабилитологии.

Заключение

В этой статье сознательно не были затронуты вопросы этиологии и патогенеза (или патокинеза) ППНС, поскольку основная цель заключалась в фокусировании на практических аспектах деятельности детских неврологов в амбулаторных учреждениях при работе с пациентами, страдающими ППНС и их последствиями. Различные аспекты этиологии и патогенеза ППНС отражены как в действующих классификациях этой группы патологии, так и в многочисленных доступных источниках отечественной и зарубежной литературы [1–4, 13, 15–17].

Литература

В. М. Студеникин, доктор медицинских наук, профессор, академик РАЕ и МАЕ

ООО НПСМЦ «Дрим Клиник», Москва

Основные состояния перинатальной неврологии: особенности амбулаторного катамнеза/ В. М. Студеникин
Для цитирования: Лечащий врач № 10/2019; Номера страниц в выпуске: 36-39
Теги: новорожденные, поражение головного мозга, восстановительный период.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *