Церебрастения что это такое у детей

Церебрастенический синдром (ЦАС) у детей

Церебрастенический синдром – это комплекс различной симптоматики, которая проявляется снижением внимания, астенией, нарушением памяти, повышенной утомляемостью. Развитие патологии вызвано органическим поражением головного мозга. Дети страдают тиками, неврозами, заиканием, девиантным поведением. Отмечается повышенная истощаемость умственной деятельности, нарушения двигательной активности, головные боли. Диагностика часто затрудняется смазанной неврологической симптоматикой. Развитие заболевания происходит на фоне органических поражений мозга и стрессовых ситуаций.

Причины возникновения

Развитие и деятельность головного мозга зависит от огромного количества факторов, среди которых недоношенность плода, хроническая гипоксия, прием тератогенных и эмбриотоксических препаратов, родовые травмы, интоксикации. Негативно отразиться на состоянии мозга способны нейроинфекции, травмы, нейрохирургические операции. К основным причинам ЦАС детей младшего и школьного возраста относятся следующие проблемы:

К особой группе риска относится кислородное голодание при проведении хирургических вмешательств. Пагубно влияет на мозг новорожденного употребление матерью алкоголя, определенных лекарственных препаратов, наркотических средств. Пусковым механизмом к проявлению цереброастенического синдрома считаются вирусные инфекции, а также длительное психическое или эмоциональное напряжение.

Церебрастения что это такое у детей. Смотреть фото Церебрастения что это такое у детей. Смотреть картинку Церебрастения что это такое у детей. Картинка про Церебрастения что это такое у детей. Фото Церебрастения что это такое у детей

Основные проявления

У младенцев патология проявляется апатией, сонливостью, вегетативными дисфункциями. Снижается аппетит, отмечается набор веса, заторможенность развития. Малыши плохо ориентируются в незнакомом месте, стараются избегать подвижных игр. Дошкольников преследуют различные страхи и фобии, появляется тревожность. Часто наблюдается заикание, гипергидроз, ночной энурез. У детей появляется метеозависимость, частые смены настроения, эмоциональная неустойчивость. Стрессовые ситуации вызывают расстройство стула, головокружения, учащенное сердцебиение.

В пубертатном периоде к симптомам физического недомогания присоединяются когнитивные нарушения. Отмечается расстройство речевых и моторных функций (алалия), нарушен процесс запоминания, восприятия и обработки информации. В отсутствии адекватных лечебных мероприятий высоки риски формирования органического расстройства личности, приводящего к дезадаптации в повседневной жизни.

Последствия

Вследствие развития церебрастенического синдрома значительно снижается способность ребенка к обучению, запоминаю учебного материала и воспитанию, быстро устает и легко отвлекается. Несмотря на то, что интеллект, как правило, не нарушен, такие дети отстают в освоении учебных программ, у них наблюдается эмоциональная лабильность, раздражительность, апатичность. Со временем могут развиваться различные неврозы, логоневрозы, фобии.

Диагностика

Для выявления причины церебрастенического синдрома детским неврологом собирается подробный анамнез ребенка, информация о протекании беременности. Для выявления психических расстройств проводится консультация детского психолога и психиатра. В качестве инструментальной диагностики используется компьютерная томография, МРТ, электроэнцефалография (ЭЭГ).

Лечение

Лечение должно быть комплексным. Медикаментозная терапия направлена на улучшение работы нервной системы, улучшение её трофики. Психотерапевтические занятия направлены на социализацию ребенка, адаптацию к внешним факторам. Дополнительно применяется остеопатическое лечение, массаж, рефлексотерапия.
Важную роль в эффективности лечения и реабилитации играют родители: на них лежит ответственность за соблюдение ребенком правильного режима сна и отдыха, обеспечение сбалансированным питанием, ограничение времяпрепровождения за компьютером и поощрение за занятия спортом.

Источник

«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)

Церебрастения что это такое у детей. Смотреть фото Церебрастения что это такое у детей. Смотреть картинку Церебрастения что это такое у детей. Картинка про Церебрастения что это такое у детей. Фото Церебрастения что это такое у детей Светлана Кобец
«Церебрастенический синдром» (медико-педагогическая консультация)

Специалистам нередко приходится сталкиваться с ситуацией, когда ребенок вполне способный по своему уровню умственного развития освоить программный материал, оказывается не в состоянии успеть за темпом и объемом программы.

Когда на первый план выступает чрезмерная утомляемость ребенка, врачи говорят о церебрастеническом синдроме (ЦС).

Для ЦС характерны повышенная истощаемость нервной системы при умственной нагрузке.

Трудности ребенка при этом следующие:

• Неравномерная, колеблющаяся работоспособность;

• Снижение концентрации внимания;

• Снижение контроля за своей деятельностью;

• Замедленный темп усвоения учебного материала.

Подобные трудности нередко возникают как ответ на систематическую учебную нагрузку.

Особенно часто церебрастенические расстройства сопровождаются повышением внутричерепного давления.

Такие дети выделяются среди сверстников:

• Увеличенными размерами головы;

• Выпуклым высоким лбом;

• Иногда удлиненной затылочной частью головы;

Кожа: часто имеет бледный цвет, но при выполнении или напряжении быстро краснеет;

• На висках и лбу выражен венозный рисунок, вплоть до набухания височных вен.

Для детей с ЦС характерна моторная неловкость:

• Они поздно овладевают двигательными навыками; бывают менее ловкими, чем их сверстники;

• Имеют недостаточно хорошую координацию движений;

• К концу дошкольного периода становится явным отставание в развитии мелкой моторики.

При этом наблюдаются различные нарушения обмена веществ, расстройства сна, аппетита, терморегуляции, повышенная потливость, головные боли и головокружения. Для этих детей характерна резкая смена настроения, плаксивость, быстрый переход от состояния оживления к апатии.

Подобная ситуация приводит к тому, что усвоение программного материала идет с выпадением отдельных звеньев, ребенок не получает всей информации, необходимой для осознания изучаемого материала.

Коррекционное воздействие на проявление ЦС должно быть комплексным и включать в себя медикаментозный и педагогические аспекты.

Врачи –психоневрологи рекомендуют комплексное лечение:

• Препараты, понижающие внутричерепное давление;

• Препараты, улучшающие циркуляцию крови в сосудах головного мозга;

• Общеукрепляющие препараты в сочетании с витаминами;

• Легкие успокоительные средства.

Охранительный режим включает в себя:

• Ограничение учебной нагрузки, особенно при нарастании признаков утомления;

• Выделения при необходимости дополнительного выходного дня;

• По показаниям – временный перевод ребенка на домашний режим обучения;

• Индивидуальная дозированная помощь педагога.

Повышение умственной работоспособности у таких детей требует специального педагогического подхода:

• Задание, предъявляемое ребенку, должно быть ограниченным во времени небольшим по объему;

• При его выполнении должна быть оказана организующая помощь.

Адекватно организованный педагогический процесс позволяет компенсировать многие трудности, возникающие у этой категории детей, и дает возможность достаточно полного усвоения ими учебной программы.

Картотека сюжетно-ролевых игр Уважаемые коллеги, представленный здесь материал по сюжетно-ролевым играм скачала давно для собственного пользования, дополнила его картинками,.

Консультация для родителей «А можно ли тренировать внимание?» А можно ли тренировать внимание? Я, как педагог, в своей работе много внимания по вопросам воспитания детей уделяю сотрудничеству с семьями.

Источник

Церебрастения что это такое у детей

Звоните нам по телефону 8 (812) 241-10-46 с 7:00 до 00:00 или оставьте заявку на сайте в любое удобное время

Ваша заявка принята!

Благодарим за обращение.

В ближайшее время с вами свяжется наш специалист.

Церебрастенический синдром: причины, симптомы, диагностика

Слабость головного мозга при церебрастеническом синдроме (ЦАС) развивается из-за сложного симптомокомплекса органических внутримозговых нарушений.

Патология характерна для детей. Проявляется нарушением продолжительность сна и бодрствования, комплексом сопутствующих осложнений. Из-за увеличенного пребывания в сонном состоянии снижается активность работоспособность.

Своевременное выявление на МРТ головного мозга в СПб, грамотное лечение, правильное отношение к больному ребенку со стороны близких людей позволяет снизить скорость прогрессирования.

Нужно учитывать вероятность появления ЦАС не только внутриутробно, после рождения, но и во время роста. Детская мозговая ткань на всех этапах подвержена влиянию неблаготворных факторов, так как находится в фазе постоянного формирования.

Церебрастения у взрослых возникает из-за влияния окружающей среды, болезней мозга (гипоксия, микроинсульт, артериовенозная мальформация).

Разнообразие симптомов не позволяет провести своевременную диагностику. Практика показывает возможность коррекции легких проявлений ЦАС у детей при своевременном выявлении. Родители считают, что ребенок «перерастет» состояние – это большая ошибка. Мозговые нарушения прогрессируют, размеры поражения увеличиваются.

Если причиной нозологии является инфекция, нужно принимать антибактериальные препараты. Уничтожение возбудителя вернет физиологическое функционирование мозга.

Классификация церебрастенического синдрома по МКБ 10

Группа мозговых заболеваний с первичным поражением, вторичные формы согласно международной классификации заболеваний относится к группе «F». Категория также включает гормональные, воспалительные, соматические нозологии. Церебральное повреждение обусловлено злоупотреблением алкоголем, влиянием психоактивных веществ.

Дифференцировать группы нозологий сложно вначале развития из-за разнообразной незначительной симптоматики.

Причины возникновения ЦАС

У взрослых этиологическим фактором патологии является атеросклеротическая и посттравматическая церебрастения. Скопление жировых скоплений внутри просвета мозговых сосудов провоцирует нарушения кровотока. С течением времени пристеночные бляшки накапливают кальций, становятся плотными. Устранить блокаду церебральной микроциркуляции при атерокальцинозе помогает только хирургическая операция. Операция по стентированию или шунтированию сосуда предполагает удаление поврежденной части с заменой участка искусственным протезом.

Посттравматический церебрастенический синдром после черепно-мозговой травмы (ЧМТ) обусловлен компрессией головного мозга гематомой, костным фрагментом, инородными телами. Отсутствие переломов черепной коробки не означает нормальное состояние церебральной паренхимы. В момент удара происходит смещение головного мозга. Противоудар с противоположной стороны обуславливает разрыв сосудов, геморрагическое пропитывание тканей.

Причины возникновения ЦАС у детей:

Самые частые причины церебрастенического синдрома в разные возрастные промежутки:

Хрупкая нервная ткань ребенка чувствительна к нехватке кислорода. Длительная гипоксия приводит к ишемическим изменениям, нарушению кровоснабжения, гибели паренхимы.

Первые признаки церебрастенического синдрома

Заподозрить ЦАС у взрослых позволяют ранние проявления:

Вегето-сосудистая дистония сопровождается изменением баланса между симпатическим и парасимпатическим звеном центральной нервной системы (ЦНС). Проявляется нозология покраснением кожных покровов, дисбалансом иннервации внутренних органов с повышением частоты сердечных сокращений, дыхательных движений.

Симптомы церебрастенического синдрома у взрослых

Постоянное чувство усталости с нарушением работоспособности, слабостью появляется после инсультов, инфарктов, церебральных инфекций.

Когнитивные нарушения при ЦАС:

Нехватка сил у взрослых прослеживается к обеду. Даже без физической активности человек хочет отдохнуть, появляется усталость, слабость. К симптоматике присоединяется избыточная потливость, признаки ВСД, бессонница, головные боли, колебания артериального давления.

Большинство видов черепно-мозговых травм бесследно не проходит. У взрослых людей активно развития сосудистые коллатерали, поэтому внутримозговое кровотечение небольших размеров частично компенсируется распределением крови. У детей артерии развиты слабо. Любое внешнее воздействие приводит к гибели части паренхимы. Активность восстановления зависит от размеров зоны гипоксии.

Распространенные симптомы церебрастении у взрослого человека:

Индивидуальные симптомы определяются вторичными заболеваниями. Нарушает церебральную микроциркуляцию сахарный диабет, метаболические расстройства (атеросклероз, подагра, антифосфолипидный синдром).

Проявления церебрастении подростков

Нарушение интеллектуальной сферы, обучения, затруднения письма и чтения, потеря аппетита – распространенные проявления у подростков. Церебрастенический синдром возникает после перенесенной инфекции, ЧМТ.

У детей с вегето-сосудистой дистонией на фоне ЦАС повышаются шансы энуреза, заикания, психозов. Настоящим препятствием становятся когнитивные нарушения, затрудняющие комфортное общение подростков со сверстниками.

В школе у ребят также появляются трудности:

Детям трудно длительно сидеть на уроках. Постоянная усталость приводит к потребности отдыха. Агрессия, гнев, раздражительность подростков провоцирует конфликтные ситуации с учителями, родственниками.

Обычно дети с ЦАС могут занимать делом не более двадцати минут, что делает невозможным посещение обычной школы. Осложняет состояние здоровья дополнительная вегетативная симптоматика – колебания давления, избыточная потливость, нарушения пищеварения.

Ранняя диагностика МРТ позволит выявить морфологические основы формирования синдрома церебрастении у взрослых, подростков и детей. При противопоказаниях, если возникает неоходимость делают компьютерную томографию с контрастом, но нужно учитывать радиационное облучение.

Звоните нам по телефону 8 (812) 241-10-46 с 7:00 до 00:00 или оставьте заявку на сайте в любое удобное время

Источник

Церебро-астенический синдром у детей: симптомы и лечение

Церебрастения что это такое у детей. Смотреть фото Церебрастения что это такое у детей. Смотреть картинку Церебрастения что это такое у детей. Картинка про Церебрастения что это такое у детей. Фото Церебрастения что это такое у детей

Церебро-астенический синдром (ЦАС) – это целый симптомокомплекс, который включает в себя психоэмоциональные отклонения, нарушения в поведении, снижение умственной трудоспособности, способности к обучению.

Воздействию данного синдрома особенно подвержены дети вследствие незрелости нервной системы и сильной подверженности мозга неблагоприятным воздействиям. Церебрастения – это одно из последствий органического поражения мозга после черепно-мозговых травм, интоксикаций и перенесенных инфекций.

Симптомами церебрастении являются:

• головные боли, сопровождающиеся тошнотой, рвотой;
• ухудшение памяти и концентрации внимания;
• раздражительность, плаксивость, повышенная эмоциональная восприимчивость;
• задержка становления моторных функций и речевого развития;
• трудности при приобретении навыков письма, чтения, счета;
• головокружения, полуобморочные состояния и др.

Для правильной постановки диагноза помимо оценки жалоб и симптомов у пациента, проводится ряд исследований, которые позволяют оценить степень развития заболевания и составить эффективный план лечения.

Одной из задач лечения ЦАС является стимуляция развития мозга и нервной деятельности. Для выполнения этой задачи применяется метод биоакустической коррекции, который позволяет комфортно и безопасно для пациента активировать механизмы саморегуляции головного мозга.

Источник

Клинические варианты резидуально-органической недостаточности ЦНС

7.2. Клинические варианты резидуально-органической недостаточности ЦНС

Приведем краткое описание некоторых вариантов.

1) Церебрастенические синдромы. Описываются многими авторами. Резидуальные церебрастенические синдромы в главном сходны с астеническими состояниями другого генеза. Астенический синдром – не статическое явление, он, как и другие психопатологические синдромы, проходит в своем развитии определенные стадии.

На первой стадии преобладают раздражительность, впечатлительность, эмоциональная напряженность, неспособность расслабиться и ждать, торопливость в поведении до суетливости и, внешне, повышенная активность, продуктивность которой снижается из-за неспособности действовать спокойно, планомерно и расчетливо, – «усталость, не ищущая покоя» (Тиганов А.С., 2012). Это гиперстенический вариант астенического синдрома или астеногипердинамический синдром у детей (Сухарева Г.Е., 1955; и др.), его характеризует ослабление процессов торможения нервной деятельности. Астеногипердинамический синдром чаще является следствием ранних органических поражений головного мозга.

Вторую стадию развития астенического синдрома характеризует раздражительная слабость – примерно паритетное сочетание повышенной возбудимости с быстрой истощаемостью, утомлением. На этой стадии ослабление процессов торможения дополняется быстрым истощением процессов возбуждения.

В третьей стадии развития астенического синдрома преобладают вялость, апатия, сонливость, значительное снижение активности вплоть до бездеятельности – астеноадинамический вариант астенического синдрома или астеноадинамический синдром у детей (Сухарева Г.Е., 1955; Вишневский А.А., 1960; и др.). У детей он описан в основном в отдаленном периоде тяжелых нейро- и общих инфекций со вторичным поражением мозга.

Субъективно пациенты с церебрастенией испытывают тяжесть в голове, неспособность сосредоточиться, стойкое чувство усталости, переутомления или даже бессилия, которое нарастает под влиянием привычных физических, интеллектуальных и эмоциональных нагрузок. Обычный отдых, в отличие от физиологической усталости, пациентам не помогает.

У детей, указывает В.В. Ковалев (1979), чаще выявляется раздражительная слабость. При этом астенический синдром при резидуальной органической недостаточности ЦНС, т. е. собственно церебрастенический синдром, имеет ряд клинических особенностей. Так, явления астении у школьников особенно усиливаются при умственной нагрузке, при этом значительно снижаются показатели памяти, напоминая стертую амнестическую афазию в виде преходящего забывания отдельных слов.

При посттравматической церебрастении более выражены аффективные нарушения, наблюдается эмоциональная взрывчатость, чаще встречается сенсорная гиперестезия. При постинфекционной церебрастении среди аффективных расстройств преобладают явления дистимии: плаксивость, капризность, недовольство, иногда озлобленность, а в случаях ранней нейроинфекции чаще возникают нарушения схемы тела.

После перинатальных и ранних постнатальных органических процессов могут сохраняться нарушения высших корковых функций: элементы агнозии (трудности различения фигуры и фона), апраксия, нарушения пространственной ориентировки, фонематического слуха, что может стать причиной запоздалого развития школьных навыков (Мнухин С.С., 1968).

Как правило, в структуре церебрастенического синдрома обнаруживаются более или менее выраженные расстройства вегетативной регуляции, а также рассеянная неврологическая микросимптоматика. В случаях органического поражения на ранних стадиях внутриутробного развития нередко выявляются аномалии строения черепа, лица, пальцев, внутренних органов, расширение желудочков мозга и др. У многих пациентов отмечаются головные боли, усиливающиеся во второй половине дня, вестибулярные расстройства (головокружение, тошнота, чувство дурноты при езде на транспорте), выявляются признаки внутричерепной гипертензии (приступообразные головные боли и др.).

По данным катамнестического исследования (в частности, В.А. Коллегова, 1974), церебрастенический синдром у детей и подростков в большинстве случаев имеет регредиентную динамику с исчезновением в постпубертатном возрасте астенической симптоматики, головных болей, сглаживанием неврологической микросимптоматики и достаточно хорошей социальной адаптацией.

Могут возникать, однако, состояния декомпенсации, обычно это происходит в периоды возрастных кризов под влиянием учебных перегрузок, соматических заболеваний, инфекций, повторных ЧМТ, психотравмирующих ситуаций. Основными проявлениями декомпенсации являются усиление астенических симптомов, явлений вегетодистонии, особенно вазовегетативных расстройств (включая головные боли), а также появление признаков внутричерепной гипертензии.

2) Нарушения полового развития у детей и подростков. У пациентов с нарушениями полового развития достаточно часто выявляется резидуально-органическая неврологическая психиатрическая патология, но встречаются также процессуальные формы нервной и эндокринной патологии, опухоли, а также врожденные и наследственные нарушения функционирования гипоталамо-гипофизарной системы, надпочечников, щитовидной железы, половых желез.

1. Преждевременное половое развитие (ППР). ППР – это состояние, характеризующееся у девочек появлением телархе (рост грудных желез) ранее 8 лет, у мальчиков – увеличением объема яичек (объем более 4 мл или длина более 2,4 см) ранее 9 лет. Появление указанных признаков у девочек 8–10 лет, а у мальчиков – 9–12 лет рассматривается как раннее половое развитие, которое чаще всего не требует какого-либо медицинского вмешательства. Различают следующие формы ППР (Бойко Ю.Н., 2011):

1.1. Истинное ППР. Обусловлено преждевременным началом импульсной секреции гонадолиберина и обычно бывает только изосексуальным (соответствует генетическому и гонадному полу), всегда только полным (имеет место последовательное развитие всех вторичных половых признаков) и всегда завершенным (у девочек наступает менархе, у мальчиков – вирилизация и стимуляция сперматогенеза).

Истинное ППР может быть идиопатическим (чаще встречается у девочек), когда нет явных причин ранней активации гипоталамо-гипофизарной системы, и органическим (чаще встречается у мальчиков), когда различные заболевания ЦНС приводят к стимуляции импульсной секреции гонадолиберина.

Основные причины органического ППС: опухоли головного мозга (глиома хиазмы, гамартома гипоталамуса, астроцитома, краниофарингиома), неопухолевые повреждения головного мозга (врожденные аномалии мозга, неврологическая патология, повышение внутричерепного давления, гидроцефалия, нейроинфекции, ЧМТ, хирургическое вмешательство, облучение головы, особенно у девочек, химиотерапия). Кроме того, поздно начатое лечение вирилизирующих форм врожденной гиперплазии коры надпочечников вследствие растормаживания секреции гонадолиберина и гонадотропинов, а также, что случается редко, длительно нелеченный первичный гипотиреоз, при котором высокий уровень тиролиберина стимулирует не только синтез пролактина, но и импульсную секрецию гонадолиберина.

Истинное ППР характеризуется последовательным развитием всех стадий пубертата, но только преждевременным, одновременным появлением вторичных эффектов действия андрогенов (акне, смена поведения, настроения, запах тела). Менархе, в норме наступающие не ранее чем через 2 года после появления первых признаков пубертата, может появляться гораздо раньше (через 0,5–1 год) у девочек с истинным ППР. Развитие вторичных половых признаков обязательно сопровождается ускорением темпов роста (более 6 см в год) и костного возраста (который опережает хронологический). Последний быстро прогрессирует и приводит к преждевременному закрытию эпифизарных зон роста, что в итоге влечет низкорослость.

Наиболее частые причины развития ложного ППР: у девочек – эстрогенсекретирующие опухоли яичников (гранулематозная опухоль, лютеома), кисты яичников, эстрогенсекретирующие опухоли надпочечников или печени, экзогенное поступление гонадотропинов или половых стероидов; у мальчиков – вирилизирующие формы врожденной гиперплазии коры надпочечников (ВГКН), андрогенсекретирующие опухоли надпочечников или печени, синдром Иценко-Кушинга, андрогенсекретирующие опухоли яичек, ХГ-секретирующие опухоли (в том числе часто в головном мозге).

Гетеросексуальное ложное ППР у девочек может быть при вирилизирующих формах ВГКН, андрогенсекретирующих опухолях яичников, надпочечников или печени, синдроме Иценко-Кушинга; у мальчиков – в случае опухолей, секретирующих эстрогены.

Клиническая картина изосексуальной формы ложного ППР та же, что и при истинном ППР, хотя несколько иной может быть последовательность развития вторичных половых признаков. У девочек могут иметь место маточные кровотечения. При гетеросексуальной форме происходит гипертрофия тканей, на которые направлено действие избыточного гормона, и атрофия тех структур, которые в норме обычно секретирует данный гормон в пубертате. У девочек имеют место адренархе, гирсутизм, акне, гипертрофия клитора, низкий тембр голоса, мужское телосложение, у мальчиков – гинекомастия и лобковое оволосение по женскому типу. При обеих формах ложного ППР всегда присутствуют ускорение роста и значительная прогрессия костного возраста.

При лечении истинного ППР используются аналоги гонадолиберина или гонадотропин-рилизинг-гормона (аналоги гонадолиберина в 50–100 раз активнее природного гормона) с целью подавить импульсную секрецию гонадотропных гормонов. Назначаются препараты пролонгированного действия, в частности диферелин (по 3,75 мг или 2 мл 1 раз в месяц в/м). В результате терапии снижается секреция половых гормонов, замедляется рост и приостанавливается половое развитие.

2. Задержка полового развития (ЗПР). Характеризуется отсутствием у девочек роста грудных желез в возрасте 14 лет и старше, у мальчиков – отсутствием роста в размерах яичек в возрасте 15 лет и старше. Появление первых признаков полового развития у девочек в возрасте от 13 до 14 лет, а у мальчиков – от 14 до 15 лет рассматривается как позднее половое развитие и не требует медикаментозного вмешательства. Если половое развитие началось своевременно, но менструации не наступают в течение 5 лет, говорят об изолированной задержке менархе. Если же речь идет об истинной задержке полового развития, это вовсе не означает наличия патологического процесса.

У 95% детей с ЗПР имеет место конституциональная задержка пубертата, в остальных 5% случаев ЗПР обусловлена скорее тяжелыми хроническими заболеваниями, чем первичной эндокринной патологией. Различаются: а) простая задержка пубертата; б) первичный (гипергонадотропный) гипогонадизм; в) вторичный (гипогонадотропный) гипогонадизм.

2.1. Простая задержка пубертата (ПЗП). Встречается наиболее часто (95%), особенно у мальчиков. Причины развития:

Клинически ПЗП характеризуется отсутствием признаков полового развития, задержкой роста (начиная с 11–12 лет, иногда раньше) и задержкой костного возраста.

Один из самых надежных признаков ПЗП (непатологической его формы) – полное соответствие костного возраста ребенка хронологическому возрасту, которому соответствует его настоящий рост. Другой столь же достоверный клинический критерий – степень созревания наружных половых органов, т. е. размер яичек, который в случае ПЗП (2,2–2,3 см в длину) граничит с нормальными размерами, характеризующими начало полового развития.

Диагностически весьма информативен тест с хорионическим гонадотропином (ХГ). Он основан на стимуляции клеток Лейдига в яичках, вырабатывающих тестостерон. В норме после введения ХГ отмечается повышение уровня тестостерона в сыворотке крови в 5–10 раз.

Лечение при ПЗП чаще всего не требуется. Иногда, во избежание нежелательных психологических последствий, назначается заместительная терапия малыми дозами половых стероидов.

2.2. Первичный (гипергонадотропный) гипогонадизм. Развивается вследствие дефекта на уровне половых желез.

1) Врожденный первичный гипогонадизм (ВПГ) имеет место при следующих заболеваниях:

2) Приобретенный первичный гипогонадизм (ППГ). Причины развития: радио- или химиотерапия, травма гонад, оперативное вмешательство на гонадах, аутоиммунные заболевания, инфекция гонад, нелеченный крипторхизм у мальчиков. Противоопухолевые средства, особенно алкилирующие вещества и метилгидразины, повреждают клетки Лейдига и сперматогенные клетки. В препубертатном возрасте повреждения минимальны, т. к. эти клетки находятся в состоянии покоя и менее чувствительны к цитотоксическому действию противоопухолевых препаратов.

В постпубертатном возрасте эти препараты могут вызывать необратимые изменения сперматогенного эпителия. Часто первичный гипогонадизм развивается вследствие перенесенных вирусных инфекций (вирус эпидемического паротита, Коксаки В и ЕСНО-вирусы). Функция гонад нарушается после приема больших доз циклофосфамида и облучения всего тела при подготовке к трансплантации костного мозга. Различают такие варианты ППГ:

Клиническая картина ППГ зависит от этиологии расстройства. Вторичные половые признаки полностью отсутствуют или присутствует оволосение на лобке вследствие своевременного нормального созревания надпочечников, однако, как правило, оно недостаточно. При СПКЯ выявляются акне, гирсутизм, ожирение, гиперинсулинизм, алопеция, отсутствие клиторомегалии, наличие в анамнезе преждевременного пубархе.

Лечение у эндокринолога. При СПКЯ назначают заместительную гормональную терапию умеренными дозами эстрогенов внутрь вместе с прогестагенами.

2.3. Вторичный (гипогонадотропный) гипогонадизм (ВГ). Развивается вследствие дефекта синтеза гормонов на гипоталамо-гипофизарном уровне (ФСГ, ЛГ – низкие). Может быть врожденным и приобретенным. Причины врожденного ВГ:

Наиболее частой причиной приобретенного ВГ являются опухоли гипоталамо-гипофизарной области (краниофарингиома, дисгерминома, супраселлярная астроцитома, глиома хиазмы). ВГ может быть также пострадиационным, постхирургическим, постинфекционным (менингит, энцефалит) и обусловленным гиперпролактинемией (чаще пролактиномой).

Гиперпролактинемия всегда приводит к гипогонадизму. Клинически она проявляется у девочек-подростков аменореей, у мальчиков – гинекомастией. Лечение сводится к пожизненной заместительной терапии половыми стероидами, начиная ее до 13 лет у мальчиков и до 11 лет у девочек.

Крипторхизм характеризуется отсутствием пальпируемых тестикул в мошонке при наличии нормального мужского фенотипа. Встречается у 2–4% доношенных и у 21% недоношенных мальчиков. В норме опущение яичек у плода происходит между 7 и 9 месяцами гестации вследствие повышения уровня плацентарного хорионического гонадотропина (ХГ).

Причины крипторхизма различны:

Лечение крипторхизма начинают по возможности раньше, с 9-месячного возраста. Его начинают с медикаментозной терапии хорионическим гонадотропином. Лечение эффективно в 50% при двустороннем крипторхизме и в 15% – при одностороннем крипторхизме. При неэффективном медикаментозном лечении показано хирургическое вмешательство.

Микропения характеризуется малыми размерами полового члена, длина которого при рождении составляет менее 2 см или менее 4 см – в препубертатном возрасте. Причины микропении:

При лечении микропении назначаются в/м инъекции пролонгированных производных тестостерона. При частичной резистентности к андрогенам эффективность терапии незначительна. Если в раннем детстве эффекта нет вовсе, возникает проблема переоценки пола.

Особенности сексуального развития, возможные сексуальные аномалии у пациентов с преждевременным половым развитием и задержкой полового развития известны лишь в общих чертах. Преждевременному половому развитию обычно сопутствует раннее появление сексуального влечения, гиперсексуальность, раннее начало половой жизни, высокая вероятность развития сексуальных перверсий. Задержка полового развития чаще всего связана с поздним появлением и ослаблением сексуального влечения вплоть до асексуальности.

В.В. Ковалев (1979) указывает, что среди резидуально-органических психопатоподобных расстройств особое место занимают психопатоподобные состояния при ускоренном темпе полового созревания, изученные в возглавляемой им клинике К.С. Лебединским (1969). Основными проявлениями этих состояний служат повышенная аффективная возбудимость и резкое усиление влечений. У подростков-мальчиков преобладает компонент аффективной возбудимости с эксплозивностью и агрессивностью. В состоянии аффекта пациенты могут наброситься с ножом, бросить в кого-либо случайно попавший под руку предмет. Иногда на высоте аффекта происходит сужение сознания, что делает поведение подростков особенно опасным. Отмечаются повышенная конфликтность, постоянная готовность к участию в ссорах и драках. Возможны дисфории с напряженно-злобным аффектом. Девочки реже бывают агрессивными. Их аффективные вспышки имеют истероидную окраску, отличаются гротеском, театральным характером поведения (крики, заламывания рук, жесты отчаяния, демонстративные суицидальные попытки и т. п.). На фоне суженного сознания могут возникать аффективно-моторные припадки.

В проявлениях психопатоподобных состояний при ускоренном темпе полового созревания у подростков-девочек на первый план выступает повышенное сексуальное влечение, приобретающее иногда неодолимый характер. В связи с этим все поведение и интересы таких пациентов нацелены на реализацию сексуального влечения. Девочки злоупотребляют косметикой, постоянно ищут знакомств с мужчинами, юношами, подростками, некоторые из них, начиная с 12–13 лет ведут интенсивную половую жизнь, вступая в половые связи со случайными знакомыми, часто становятся жертвами педофилов, лиц с иными сексуальными извращениями, венерической патологией.

Особенно часто девочки-подростки с ускоренным сексуальным развитием вовлекаются в асоциальные компании, начинают грязно шутить и браниться, курить, употреблять спиртные напитки и наркотики, совершать правонарушения. Они легко вовлекаются в бордели, где приобретают также опыт сексуальных перверсий. Их поведение отличается развязностью, бесцеремонностью, обнаженностью, отсутствием нравственных задержек, цинизмом. Одеваться они предпочитают по особому: крикливо-карикатурно, с утрированным представлением вторичных половых признаков, привлекая тем самым к себе внимание специфической публики.

У некоторых девочек-подростков отмечается склонность к вымыслам сексуального содержания. Чаще всего встречаются оговоры одноклассников, учителей, знакомых, родственников в том, что они подвергаются с их стороны сексуальному преследованию, изнасилованиям, что они беременны. Оговоры могут быть столь искусными, яркими и убедительными, что случаются даже судебные ошибки, не говоря уже о сложных ситуациях, в которых оказываются жертвы оговоров. Сексуальные фантазии иногда излагаются в дневниках, а также в письмах, нередко содержащих различные угрозы, нецензурные выражения и т. п., которые девочки-подростки пишут себе сами, изменив почерк, от имени мнимых поклонников. Подобные письма могут стать источником конфликтов в школе, а иногда дают повод для проведения уголовного расследования.

Некоторые девочки с преждевременным половым созреванием уходят из дома, совершают побеги из школ-интернатов, бродяжничают. Обычно лишь немногие из них сохраняют способность критически оценивать свое состояние и поведение и принимать врачебную помощь. Прогноз в таких случаях может быть благоприятным.

3) Неврозоподобные синдромы. Представляют собой нарушения невротического уровня реагирования, вызванные резидуально-органическими поражениями ЦНС и характеризующиеся особенностями симптоматики и динамики, не свойственными неврозам (Ковалев В.В., 1979). Понятие о неврозе оказалось в числе дискредитированных в силу разных причин и ныне употребляется скорее в условном значении. То же, по-видимому, происходит с понятием «неврозоподобные синдромы».

До недавнего времени в отечественной детской психиатрии приводились описания различных неврозоподобных расстройств, таких как неврозоподобные страхи (протекающие по типу атак панического страха), сенестопатически-ипохондрические неврозоподобные состояния, истериформные нарушения (Новлянская К.А., 1961; Алешко В.С., 1970; Ковалев В.В., 1971; и др.). Подчеркивалось, что особенно часто у детей и подростков встречаются системные или моносимптомные неврозоподобные состояния: тики, заикание, энурез, нарушения сна, аппетита (Ковалев В.В., 1971, 1972, 1976; Буянов М.И., Драпкин Б.З., 1973; Гриднев С.А., 1974; и др.).

Отмечалось, что неврозоподобные расстройства в сравнении с невротическими отличаются большей стойкостью, склонностью к затяжному лечению, резистентностью к лечебным мероприятиям, слабой реакцией личности на дефект, а также наличием легкой или умеренной психоорганической симптоматики и резидуальной неврологической микросимптоматики. Выраженная психоорганическая симптоматика ограничивает возможности невротического реагирования, и неврозоподобные симптомы в таких случаях оттесняются на второй план.

На этом фоне некоторые черты личности могут доминировать, что позволяет выделить определенные синдромы резидуально-органических психопатоподобных состояний. Так, М.И. Лапидес и А.В. Вишневская (1963) различают 5 таких синдромов: 1) органический инфантилизм; 2) синдром психической неустойчивости; 3) синдром повышенной аффективной возбудимости; 4) импульсивно-эпилептоидный синдром; 5) синдром нарушения влечений. Чаще всего, по мнению авторов, встречаются синдром психической неустойчивости и синдром повышенной аффективной возбудимости.

По мнению Г.Е. Сухаревой (1974), следует говорить лишь о 2 типах резидуальных психопатоподобных состояний.

Первый тип – бестормозной. Его характеризуют недоразвитие волевой деятельности, слабость волевых задержек, преобладание мотива получения удовольствия в поведении, нестойкость привязанностей, отсутствие самолюбия, слабая реакция на наказание и порицание, нецеленаправленность психических процессов, особенно это касается мышления, и, кроме того, преобладание эйфорического фона настроения, беззаботности, легкомыслия и расторможенности.

Второй тип – эксплозивный. Ему свойственны повышенная аффективная возбудимость, взрывчатость аффекта и в то же время застревание, длительный характер отрицательных эмоций. Характерны также расторможение примитивных влечений (повышенная сексуальность, прожорливость, склонность к бродяжничеству, настороженность и недоверчивость по отношению к взрослым, склонность к дисфориям), а также инертность мышления.

Г.Е. Сухарева обращает внимание на некоторые соматические особенности двух описанных типов. У детей, относящихся к бестормозному типу, отмечаются признаки физического инфантилизма. Детей эксплозивного типа отличает диспластическое телосложение (они коренастые, с укороченными ногами, относительно большой головой, асимметричным лицом, широкими короткопалыми кистями).

Грубый характер расстройств поведения обычно влечет выраженную социальную дезадаптацию и часто невозможность пребывания детей в дошкольных детских учреждениях и посещения школы (Ковалев В.В., 1979). Таких детей целесообразно переводить на индивидуальное обучение на дому или воспитывать и обучать в условиях специализированных учреждений (специализированные дошкольные санатории для детей с органическими поражениями ЦНС, школы при некоторых психиатрических больницах и т. п., если таковые сохранились). В любом случае инклюзивное обучение таких пациентов в массовой школе, как и детей с умственной отсталостью и некоторыми другими нарушениями, нецелесообразно.

Несмотря на это, отдаленный прогноз резидуально-органических психопатоподобных состояний в значительной части случаев может быть относительно благоприятным: психопатоподобные изменения личности частично или полностью сглаживаются, при этом у 50% пациентов достигается приемлемая социальная адаптация (Пархоменко А.А., 1938; Колесова В.А., 1974; и др.).

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *