Церковь что это такое для детей
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы
Ольга Степанова
«Православный храм. Что это?» для воспитанников подготовительной к школе группы
Формирование православной культуры и этики у детей дошкольного воз-раста через знакомство с устройством православного храма, назначением храма, нормами и правилами поведения в храме.
1. Формировать представление о том, что такое православный храм и для чего его строят.
2. Формировать у детей представления об устройстве православного храма.
3. Формировать у детей знания о правилах поведения в православном храме.
4. Знакомить с православными традициями жизни как радостью жизни христиан.
5. Развивать осознанность, чувство ответственности в православной вере.
6. Побуждать детей к осознанному и добровольному посещению храма.
7. Воспитывать уважение к храму, его святыням и людям, служащим в храме.
8. Развивать интерес детей к художественной литературе, воспитывать способность тонко различать добро и зло.
1. Прогулка к храму.
2. Рассматривание иллюстраций «Крещение ребенка» с. 42, Хр. №3; «Храм на берегу реки» с. 43, Хр. №3.
3. Беседа «Как я ходил в храм?»
4. Рассматривание картины К. Ф. Юона «Купола и ласточки».
В разработке использованы материалы:
1. Хрестоматия «Добрый мир. Православная культура для малышей» №3: «Православный храм» стр. 42., «Совесть подсказала» (стр. 8, хр. №2)
2. Диск к программе «Добрый мир»: «Колокольный звон», №54.
3. Наглядные материалы к программе «Добрый мир».
4. Рабочая тетрадь к программе «Добрый мир».
5. К. Фопель «Как научить детей сотрудничать?»
Словарь: Молитва, храм, церковь, христиане, крест, священник, алтарь, икона, Евангелие, кадило, лампада, свечи, купол, колокол.
Материал для занятия:
1. Мультимедийный проектор и экран.
2. Презентация с изображениями храма снаружи и внутри.
3. Музыкальный диск.
В беседах с детьми и родителями обнаружилось, что большинство детей не могут объяснить, что такое храм и зачем туда ходят люди или имеют неправильное представление об этом. А родители часто не могут ответить на вопросы детей или дают неверные сведения о храме, так как сами не владеют информацией. Многие взрослые при обсуждении подобных тем испытывают неловкость, замешательство или даже раздражение.
Ход занятия:
Дети заходят в группу под приятную музыку. (П. И. Чайковский «Времена года», встают в кружочек и приветствуют друг друга.
Воспитатель:
Здравствуй, солнце золотое!
Здравствуй, небо голубое!
Здравствуйте, мои друзья!
Очень рада вас видеть я!
Воспитатель: А теперь поприветствуйте друг друга, ребятки. Я передаю мячик и говорю приятные слова тому, кто стоит слева от меня.Например: «Машенька, ты сегодня хорошо выглядишь». Теперь ты, Маша, передай мячик тому, кто стоит слева от тебя и скажи что-нибудь приятное или поприветствуй.
Далее игра продолжается.
Воспитатель: Вы знаете, ребята, сегодня нам предстоит необычная прогулка, а куда мы с вами пойдем, я думаю, вы угадаете сами.
Звучит колокольный звон.
Воспитатель:
• Что вы слышите, ребята? (Звон колоколов).
• А где это можно услышать? (В церкви, храме)
• Так куда же мы с вами сегодня отправимся? (В храм, в церковь)
• Совершенно верно – в православный храм.
Дети садятся на стульчики, которые стоят полукругом перед экраном. На экране появляется изображение православного храма.
• Скажите, а кто из вас знает, что такое храм?
• Зачем же мы ходим в храм? (Молиться, свечки ставить)
• Кому мы молимся? (Богу, Боженьке, Иисусу)
• Можем мы сказать, что храм – это дом Божий? (Да)
• Ребята, а что значит молиться? О чем мы говорим в молитве? (Просим помочь; просим, чтобы Боженька нас защитил, просим о здоровье, просим прощения, если плохо поступили)
• А если мы получили помощь от Бога, то что мы делаем в молитве? (Благодарим, говорим «спасибо»)
• Совершенно верно. Когда мы молимся, мы не только просим о чем-то, но и благодарим Бога, потому что он всегда с нами и всегда нам помогает. Он посылает нам людей, которые нам помогают. А вы помогаете друг другу?
Игра «Скажи спасибо»
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру. Вставайте в кружок. У меня есть клубок. Я буду разматывать нитку и передавать клубок кому-то из вас и благодарить за то, что когда-то помог мне. Вы берете клубок и передаете его другому со словами благодарности. Например, Машенька, спасибо тебе, что ты сегодня утром помогла мне подготовить столы к занятию.
После того, как вы все поблагодарили друг друга, мы будем сворачивать клубок, передавая его в обратном порядке и называть имя того, кому вы передаете клубок, ласково.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Вам приятно, ребятки, было слышать, когда ваше имя произносили ласково? (Да.)
• А зачем человеку имя? (Чтобы отличать людей друг от друга)
• А вы знаете, что у каждого храма, как у нас с вами, есть имя? Например, самый большой православный храм находится в Москве и посвящен Христу Богу. Он называется храм Христа Спасителя.
На экране появляется изображение храма Христа Спасителя.
Воспитатель:
• Давайте посмотрим на храм? Как он выглядит? Что у него есть?
• Как называется крыша храма?
• Что еще есть у храма? Как называется часть храма, где находятся колокола?
• Как узнать православный храм? Что мы видим на куполах храма?
• Давайте, войдем внутрь храма?
• Что мы видим в храме?
• Что происходит в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто самый главный человек в храме?
• Кто на них изображен?
• Скажите, а какие звуки можно услышать в храме? (Потрескивание свечи, пение, шепот, тихие голоса, плеск воды)
Беседа сопровождается показом слайдов с изображением частей храма и предметов, встречающихся в храме.
Далее воспитатель предлагает детям пройти за столы и выполнить задание из Рабочей тетради на странице 21.
Прежде чем начать воспитательпроводит пальчиковую гимнастику:
Как их хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Не сидится им опять.
И работать захотели.
Но дадим им отдохнуть.
(Выполнять движения пальцами в соответствии с содержанием стихотворе-ния.)
Дети выполняют задание в тетради.
После задания воспитатель предлагает поблагодарить пальчики за работу.
(ладошки поднимаем над головой)
(Крутим ладошками над головой)
(пальчик крутим по ладошке)
(ладошки изображают домик над головой)
Домик для матрешки.
(ладошки ложатся спать под щеку)
Воспитатель подводит детей к выставочной витрине, где расположены изображения из наглядного материала к программе «Добрый мир» и подводит итог занятия.
Игра «Вещи, дарящие радость»
Воспитатель: Встаньте, мои хорошие, в кружок. Закройте глазки и вспомните вещи, которые дарили вам радость и хорошее настроение…Выберите то, что кажется в эту минуту особенно приятным… Возможно, это будет капля дождя или тепло пастели(1 минута)
Теперь пусть образ этого предмета или события начнет бледнеть, пока со-всем не растает. Но не забудь само ощущение радости, храни его.
Теперь потянись, выпрямись и открой глаза.
Хочет кто-нибудь рассказать о вещи, которая дарит вам радость? Ответы детей.
Воспитатель:
• Скажите, ребята, куда сегодня мы совершили прогулку? (В храм)
• Что мы с вами видели на прогулке?
• Что еще мы делали на занятии?
• Что вам понравилось больше всего?
• Вам понравилась наше сегодняшнее занятие?
«День Чёрного моря». Праздник для воспитанников средних, старших и подготовительных к школе групп Мероприятие проходит на летней площадке. Дети в морских костюмах. Выходит ведущая и загадывает им загадку. ВЕДУЩАЯ: 1. Летом все к нему.
«День Нептуна» в ДОУ для воспитанников старших и подготовительных к школе групп «Морские приключения» Цели: 1. Формирование здорового образа жизни детей; 2. Закрепление и совершенствование приобретённых умений и навыков. Задачи: 1. Совершенствовать.
Фотоотчёт «Экскурсия в школу воспитанников подготовительной группы» Цель: Познакомить детей со школой. Образовательные задачи: уточнить, что в школе дети учатся читать, писать, рисовать, считать и учит их.
Конспект итогового физкультурного занятия в подготовительной к школе группе с участием родителей воспитанников Задачи. Продолжать учить сохранять равновесие и осанку при ходьбе по рейке гимнастической скамейки. Координацию движений в прыжках с батута.
Конспект проведения экскурсии в осенний лес для воспитанников подготовительной к школе группы 6–7 лет Образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. Цель: воспитание.
НОД по основам православной культуры «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» НОД по основам православной культуры: «Покров Пресвятой Богородицы. Православный храм» Цель: познакомить детей с праздником Покрова Пресвятой.
План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы План взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников подготовительной группы №12 на 2016-2017 учебный год Сентябрь.
Развлечение на воде для воспитанников подготовительной группы «Пираты 21 века» Цель: показ родителям сформированных навыков плавания у дошкольников. Задачи: 1. Закреплять умения и навыки, полученные на занятиях по.
Экскурсия на кухню воспитанников подготовительной группы. В рамках исследовательского проекта была запланирована экскурсия детей на кухню. Помощник повара Вера Валентиновна рассказала ребятам о.
Ответы на вопросы детей о Боге, Церкви и вере в современном мире. (Часть 4)
Как вести себя в Храме
Храм – это дом Божий, дом молитвы, а не клуб по интересам. И мы должны всегда помнить, что храм – он не наш, а Божий. Мы там, конечно, в каком-то смысле хозяева, если мы туда часто ходим или служим, мы вроде бы дома у себя, но мы и гости, потому что истинным хозяином этого дома является Сам Господь.
Какая церковь была самая первая?
Самая первая церковь была Сионская горница, в которой собрались апостолы, где на них сошел Дух Святой. Этот день, когда на них в виде огненных языков сошел Дух Святой и они заговорили на разных языках и вышли на проповеди, – есть день рождения Церкви. И Сионская горница в Иерусалиме – это есть самая первая Новозаветная церковь.
Красива ли ваша церковь?
Очень. Каждый храм красив. И какая это радость – видеть то, что недавно было грязным, порушенным, захламленным, как икона, поцарапанная и грязная, постепенно, по кусочкам, начинает сиять небесно-голубым, золотистым, красным, и также в нашем храме такие кусочки уже проглядывают, и кто здесь молится, очень этому радуются и эту красоту ценят.
Почему все ходят в церковь в воскресенье?
Потому что нельзя остаться вне Пасхи Христовой, нельзя не прийти и не радоваться с Церковью, что Христос воскрес, что жены-мироносицы пришли на гроб Господень и нашли камень и отвалили его, и все остальное, – что вспоминает Церковь в этот день, быть без этого и вне всего этого – значит очень обеднять свою жизнь и делать скудной свою веру. Кто ж это выберет добровольно? Поэтому, конечно, все и будут ходить в храм по воскресеньям.
Зачем ставят свечки?
Что со свечкой получается? Когда ставишь свечку, она сначала есть, потом ее нет. Она никому, кроме Бога, не достается. Люди на канон приносят хлебушек, сахарный песочек, конфетки. Понятно, что жертвуют их в церковь, но съедят-то их другие люди: батюшка деткам отнесет, или бедным отдадут, или труженикам церковным после службы передадут, тем, кто пел или кадило подавал, чтобы жизнь у них чуть-чуть послаще оказалась благодаря вашей конфетке. Кстати, а вы клали когда-нибудь конфетки на канон церковный или все сами съедали?
Но все же эта жертва не прямо Богу, а людям которые для него трудятся. А от свечки никому ничего больше не достается. Она – чистая жертва. Ты взял денежку, конечно, не свою, а родительскую. Одно дело, когда тебе дают пять рублей и говорят: «Купи свечку и поставь». И совсем другое дело, когда было МНЕ дано, а я не все истратил на свои нужды, а часть ОТ СЕБЯ оторвал, чтобы это была МОЯ жертва Богу. Она постояла и сгорела в знак того, что не все же МНЕ должно доставаться. Так что свечка – важная вещь.
Если кто-то заболел, кому поставить свечку?
Конечно, если кто-то заболел, нужно сделать две вещи. Прежде всего, нужно Богу помолиться. И еще нужно не забыть до врача дойти. Молитву за болящего обязательно нужно сочетать с посещением доктора. Некоторые прививки боятся делать или к парикмахеру ходить, а прикрываются благочестием. Мол, я верующий такой, что буду с больными зубами Казанской иконе Божией Матери молиться, а к дантисту не пойду. И стоит за этим всем вовсе не благочестие, а боязнь зубной боли. Тут тоже честным нужно быть.
А тех из святых, кто наилучшие помощники в болезнях, их опыт церковный опознал. Это святые, которые сами были врачами при жизни. Те, кому промыслом Божиим было дано нам в болезнях помогать. Прежде всего, это великомученик и целитель Пантелеимон, почти ваш ровесник, который был, как бы сейчас сказали, врачом-гомеопатом. Он лечил травками и лекарствами из растений. Его так и изображают на иконах, с ларцом и ложечкой, которой он такие лекарственные шарики и достает.
Если зубы сильно болят, то можно священномученику Антипе помолиться. По опыту знаю: когда деваться некуда, нужно идти литургию служить, а зубы вдруг начинают болеть, то уж не пойдешь к дантисту в этот момент. Взмолишься: «Священномучениче Антипо, отложи от меня на время это зубное испытание!» Глядишь, и полегче станет.
В каждом храме есть свои особенные святые, которым можно помолиться о здравии. Спросите у своих прихожан, они подскажут.
Бабушки ругаются, если в храме разговариваешь или ходишь. Почему?
Ругаются – и правильно. С одной стороны, храм – не клуб по интересам для дискуссий, а тем более – не место сбора для обсуждения наших планов на воскресный день: «Что мы будем делать после того, как богослужение, наконец, закончится». Храм также и не площадка, которую в тоске и печали нужно вымеривать шагами во время богослужения. Если нет никаких сил, то нужно где-нибудь сзади встать, с ноги на ногу переминаться. Тогда хоть другим мешать не будешь. Так что бабушки в общем-то правы.
С другой стороны, каждый бывает резковат, особенно если получит определение, которое покажется ему обидным. Но здесь стоит подумать, а далеко ли мы ушли от этого определения? Вспомните ваши ощущения, когда вы сами молитесь, а кто-то вдруг начинает ходить или громко обсуждать стиль одежды сбоку стоящих. Не хочется ли вам, чтобы эти люди замолчали наконец хоть на несколько минут? Или вы начинаете жадно прислушиваться к тому, о чем рядом с вами говорят?
Почему к Причастию идут, сложив руки на груди?
о практической причине. Во-первых, руки на груди сложены в форме Креста. Мы еще раз в этот ответственный момент службы напоминаем себе, что путь к единению со Христом – это путь Креста.
Во-вторых, священник выносит чашу, в которой под видом хлеба и вина Тело и Кровь Христовы. Руки у причастника сложены, чтобы никаким неловким движением эту святыню никак не толкнуть. Креститься – мы знаем – нужно заранее, а не перед чашей. Крестообразно сложенными руками мы свидетельствуем – мы во внимании, в бодрствовании в осторожности подходим к чаше.
Как надо стать священником?
К этому нужно очень долго готовиться, и чем раньше начнешь, тем лучше. Первое, что нужно делать тем, кто, может быть, по правде ощущает в себе призыв Божий стать священником – отроки юноши, – это беречь себя от соблазнов мира в чистоте, не жить, как живется, не жить как мирские, не жить стадно, не поддаваться каким угодно увлечениям, от металлических до наркоманических, ничего такого будущий священник до своей души допускать не должен. Второе, конечно, тот, кто хочет послужить Церкви, должен ее очень любить и как можно больше времени проводить в храме и третье – а по смыслу, может быть, первое, – это нужно учиться молитве. Нет и не может быть такого священника, который не любит и не умеет молиться, для которого это не самое главное дело в жизни, поэтому как бы главная проверка – это почувствовать: приучится ли моя душа к молитве, полюбит ее или нет, захочется ли тебе это прежде всего делать. Вот тут себя и испытывать: начинать ли готовиться поступать в духовную семинарию или посвятить себя какому-то другому, но тоже доброму хорошему делу.
Может ли священник иметь семью? Жену, детей?
У каждого священника есть семья. Главная семья священника – это его духовные чада, его приход, на котором он служит, и люди, которые туда приходят исповедоваться, молиться, испрашивать совета и благословения и из-за которых у батюшки на другую свою семью, бывает, что нескольких минут недостает за весь день. Но для того, чтобы ему совсем не пасть без сил, не получить гастрит до тридцати и инфаркт после тридцати пяти, Церковь позволяет иметь ему семью, помощницу – жену. А там, где жена, там и детки часто бывают. Но только им очень нелегко, потому что видят они своего батюшку реже, чем дочка президента видит своего отца. И, конечно, еще не известно, чей крест больше – самого батюшки или его близких.
Как надо вести себя детям священника?
Ой, это очень великий труд. Детям священника нужно вести себя ответственней, чем детям российского президента. Потому что президент – он сегодня один, а завтра другой, а дети священника – всю жизнь дети священника и всю жизнь на них будут смотреть и говорить: «Вот что же это – батюшка нас учит, а своих детей не воспитал». И каждое неосторожное слово, каждая некстати нацепленная побрякушка, невытерпленная обида и прочее – отзовется на сердце батюшки. Дети священника должны нести свой крест достойно.
Что будет делать священник, если, когда он будет крестить и спрашивает, отрекаетесь вы от злого духа, спрашиваемый скажет два раза – да, а в третий – нет?
Если он сознательно скажет в третий раз «нет», то священник скажет: «Голубчик, крещение – это такое Таинство, которое предполагает нашу веру. И даже если ты сейчас – по неразумию или из бравады – сказал, что не отрекаешься от сатаны, то ради твоей же пользы, чтобы не исполнились на тебе слова Христа «Кому больше дано, с того больше и спросится», ты не можешь сейчас войти в крещальную купель, уйди, образумься, пойми, как страшно ты себя сегодня вел, и вернешься, когда Господь коснется твоего сердца.
Что надо делать священнику, когда у него срочное дело, а его послали служить службу?
Серьезным делом священника является служба, а прочих, более серьезных, быть не может. Он только может сказать: «Простите и благословите» – и идти служить.
Что такое благословение священника?
Благословение священника бывает разное. Бывает как приветствие. Вот мы видим батюшку и говорим: «Батюшка, благословите!» Батюшка говорит: «Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Здравствуй, Петя!» И спросит нас о чем-нибудь. Вот так мы поздоровались. Есть и другое благословение. Когда мы, например, помолились и уже уходим из храма и говорим: «Батюшка, благословите на дорогу!» Батюшка нас благословит, и как-то потеплее нам станет – это мы с батюшкой так попрощались. А еще бывает, что мы просим благословения, когда не знаем, как поступить в ответственном деле, нравственно-серьезном, или в том, которое может определить всю нашу дальнейшую жизнь, и вот тут мы хотим избежать своеволия, поступить не так, как мне нравится, а как Богу угодно. И тогда мы, зная, что если подойти с молитвой и верой к священнику, то через него Господь нам подскажет, как поступить, мы подходим и говорим: «Батюшка, вот такая-то ситуация, я не знаю что делать. Благословите, и я приму вашу волю, потому что верю, что через нее меня направит Сам Господь». И если мы действительно с таким чувством идем и примем, что священник скажет, то Господь направит нас к лучшему.
Что вы лично едите в пост?
Ox, какой тяжелый вопрос. Если я вам скажу, что в пост питаюсь по Уставу: три первых дня Великого поста не вкушаю ничего, а дальше ем только сухую пищу, – то вы мне, наверное, не поверите, а если поверите, то скажете: «Ну вот какой батюшка, глядишь, и нас так заставит питаться». Я вам так скажу: в пост нужна норма и мера, которая зафиксирована в книге, называемой Типикон, или Уставе, где сказано, как можно поститься, если вы уже достигли каких-то высоких духовных степеней. А в начале пути пост – это воздержание от многого, ради Христа: и в пище, и в развлечениях, и в удовольствиях, которые мы себе позволяем, главным же образом от пустоты, которой так много в нашей жизни. И очень важно, чтобы от этого воздержания была еще кому-то польза. Оттого что мы не едим индюшку и что-то сэкономим на этом, пусть польза будет выражаться не в том, что вы купите еще одну вещицу для себя же, нет, пусть это будет пожертвовано бедному, больному или на строительство храма. И если мы не смотрим в пост телевизор, пусть это не будет просто пустым временем, лежанием на диване, в это время хорошо бы вспомнить о наших близких, может, не очень здоровых, о тех, кто нуждается в помощи вашей.
Как вы относитесь к политике?
Политика – вещь серьезная и ответственная, настолько серьезная, что лучше в нее не соваться. Почему? Потому что сохраниться там человеком целостным, чистым, идущим Евангельскими заповедями, любящим врага своего, даже если – страшно подумать – из ЛДПР или из нашего, ихнего или еще чьего-нибудь «Дома России», очень и очень трудно. Вот он голосует против моего предложения, а я должен его любить! Так что православному человеку лучше бы помнить о главной политике: о том, что есть у нас Отечество Небесное и его образ на земле, здесь – отечество земное, где мы должны быть честными и добросовестными гражданами – это и будет наша политика.
Я видел, как мама кладет в церковный ящик деньги с зарплаты. Откуда это пошло и зачем это делается?
Еще в Ветхом Завете, когда пророк Моисей устанавливал закон, по которому жили тогда верующие люди, было определено, что десятую часть всяких доходов нужно от себя отрывать и уделять Богу, Храму, людям – не себе. И хотя теперь нет уже такого строгого церковного правила, что именно десятая часть это должна быть, с нас никаких отчетов не потребуют, на исповеди с мамы никто этого не спросит. Нужно все время себя упражнять в этом опыте отрывания ОТ СЕБЯ, потому что чуть забросишь, как сразу начинает в нас развиваться червячок, который называется сребролюбие, когда нам хочется иметь как можно больше, как можно лучше, как можно комфортабельнее и, главное, ТОЛЬКО ДЛЯ СЕБЯ, для СВОИХ. Не дай Бог нам в такое существо, живущее для себя, превратиться.