Церковь и приход в чем разница между
Куда приходят прихожане?
Интервью с протоиереем Дмитрием Смирновым
Приблизительное время чтения: 8 мин.
— Что такое церковный приход и чем он отличается от храма?
— В том числе и так называемая внебогослужебная жизнь?
— Вы настоятель нескольких приходов. Расскажите об их жизни.
Что касается богослужения, то это регулярная утренняя и вечерняя службы во всех храмах, обязательная живая проповедь после службы, несколько церковных хоров, составленных из прихожан, певческая школа, небольшая семинария, откуда вышли уже двадцать пять священнослужителей. Для желающих принять крещение у нас существуют курсы, где кратко обучают основам христианской веры.
Теперь о миссии. Это две еженедельные радиопрограммы, сайт в интернете, самая крупная русскоязычная православная интернет-библиотека, регулярная телевизионная программа, издательство, сеть магазинов, распространяющих духовную литературу, ежемесячная пятидесятиполосная газета, воскресная школа, гимназия.
— Есть весьма распространенное мнение, что место активной деятельности верующего человека должно ограничиваться территорией храма. За забором начинается светское государство, где не должно быть места для церковной благотворительности, а тем более миссионерства. Как Вы относитесь к такому мнению?
Человек сегодня, слава Богу, может придерживаться какого угодно мнения, Россия за это долго боролась. Все, что делает христианин, естественным образом является продолжением его веры. Например, существует православный сайт. Он никому ничего не навязывает. Но если человеку необходимо, он может туда зайти и задать интересующий его вопрос, увидеть церковный взгляд на жизнь, получить нужную информацию. Тем более Конституция России разрешает любому объединению людей излагать свои взгляды, если они не противоречат закону.
— Есть ли разница между дореволюционными и современными приходами, кроме той, что тогда храмы строили, а сейчас восстанавливают?
Но с другой стороны, до 1917 года государство постоянно вмешивалось в церковную жизнь, регламентировало ее. Сейчас Церковь и ее приходы имеют реальную свободу. Это небывалое в истории России явление. Полнота жизни Церкви зависит исключительно от нашей инициативы. А она, к сожалению, еще недостаточно развита. Святейший Патриарх постоянно призывает приходы проявлять активность. И сам он, несмотря на возраст, необычайно активен. В Православной Церкви столь активных людей, к сожалению, раз, два и обчелся. Патриарх реально является лидером возрождения внебогослужебной жизни приходов.
— Существуют ли какие-то обязанности прихода по отношению к своим прихожанам, и наоборот, обязанности прихожан по отношению к приходу?
— Можно ли сказать, что участвующий в жизни прихода человек является настоящим христианином?
— Чтобы быть христианином, нужно исполнять евангельские заповеди. Ведь социальную деятельность может вести кто угодно. Когда я был в Америке, то наблюдал такую форму социального служения. Многие католические и протестантские храмы после богослужения превращают храмы в столовые, собирают бездомных и бесплатно их кормят. В этом служении могут принимать участие кто угодно: иудеи, мусульмане, буддисты, атеисты. То есть просто добрые люди, которые хотят себя реализовать, но никак не относящиеся к христианству. Это замечательно. Но христианином может называться только человек, который исполняет евангельские заповеди, регулярно участвует в Евхаристии и старается жить так, как жил Христос. Христианин должен заниматься миссионерской деятельностью. При этом не обязательно выходить на улицы с плакатами. Просто там, где ты живешь, живи не так, как все: не пей, не занимайся развратом, не ругайся с людьми.
Храм Пресвятой Троицы, город Эрланген
Dreifaltigkeitskirche, Erlangen, Deutschen Diözese der Russischen Orthodoxen Kirche im Ausland
«Церковный приход» и «церковная община» — в чём разница?
Дорогие братья и сестры! Здесь я хотел бы не предложить вам почитать что-то о нашей жизни, а наоборот — написать. А именно то, что вы думаете по поводу вопроса, вынесенного в заголовок. Достаточно ли того, чтобы то собрание, куда мы приходим (кто-то каждое воскресение, а кто-то раз в году), чтобы причаститься Святых Христовых Таин из одной Чаши, оставалось приходом, т.е. местом, куда можно незаметно «прийти», а значит и также незаметно «уйти»? Или чтобы оно постепенно превращалось в общину, т.е. место, где имеется общность людей, где каждый, стоящий в ожидании Причастия, знает не только как зовут соседа (чего очень часто не знают люди в «приходе»), но и как у него дела дома, как его дети, чем можно и нужно ему помочь?
Лично мне хотелось бы, чтобы приходя в храм, мы чувствовали себя как в семье, а не как в еще одном рабочем коллективе (отличия, надеюсь, всем понятны). Но может быть этого и не нужно? Может быть в наше время, когда времени катастрофически не хватает ни на что, нам и не нужна еще одна семья? Хоть бы со своей, одной справиться! Зачем нам лишние обязательства? Зачем растрачивать свою любовь, и без того скудную и порой еле теплющуюся в нас еще на каких-то людей, мне мало приятных, а порой и совсем не приятных (пусть даже мы и причащаемся из одной Чаши)? Может быть совершенно достаточно для спасения просто регулярно приходить в храм, ставить свечи, участвовать в Таинствах и убегать сразу после Креста, оставаясь равнодушным ко всему, кроме себя, своего личного спасения или жизни своей семьи, не интересуясь тем, что происходит в общине? Может быть действительно «Тот был умней, кто свой огонь сберёг…» (как пел в моем детстве некогда любимый мною, но потом разлюбивший сам себя исполнитель)?
Хотелось бы, чтобы вы высказали здесь в коментариях ваше личное отношение к этому вопросу и чтобы эта запись не осталась монологом. При желании мы можем также вынести его на наш кружок «Ревнители Православия» и «Молодежные посиделки».
Для начала дискуссии хотел бы привести высказывания двух священнослужителей, которых вы наверняка знаете, опубликованные на сайте «Пастырь» :
Когда мы обращаемся с амвона к нашим прихожанам, мы говорим: «братья и сёстры». Эти слова не просто установившаяся форма обращения, вроде «товарищ» в советское время или «господин» до революции, или «дамы и господа». Это обозначение сущностных отношений между прихожанами. А если они братья и сёстры — то предполагается, что они не просто люди, которые собираются в храме только на богослужение, а сразу после расходятся по домам и не имеют ничего общего. Братья и сёстры — это одна приходская семья, одна община.
Но в разных храмах церковная община может по-разному актуализироваться. Бывает, что в храме хранится какая-то значимая для многих святыня, или сам храм является местной достопримечательностью, или же это кафедральный собор города — в таких храмах, конечно, бывает очень много людей со стороны, и в них не всегда возникают общины. Хотя мы прекрасно знаем, что даже и на таких приходах создаются общины, если батюшки об этом думают и заботятся.
Поэтому, здесь речь идёт скорее о разных уровнях, как-бы вовлеченности человека в церковную жизнь. Есть ядро приходской общины; есть люди, которые находятся на её периферии; а есть те, кто приходят в храм, и даже не знают о существовании такой семьи в храме.
Приход от общины отличается примерно так же, как коллектив сотрудников отличается от семьи. В коллективе могут быть хорошие отношения; могут быть формальные. А в семье знают друг друга по имени; в семье заботятся друг о друге, переживают друг за друга. В семье есть связи, которые делают взаимоотношения тёплыми, живыми.
Приход — это место, куда люди приходят удовлетворить свои религиозные потребности, — я бы так сказал. Есть место, где удовлетворяются одни потребности, другие, третьи. У человека есть ещё религиозные потребности; и вот он приходит, и их в приходе удовлетворяет. Постоит в храме на службе, подумает, как-то свою душу в порядок приведет.
Это неплохо. Но, мне кажется, в общине, которая была у Христа — там всё-таки были другие взаимоотношения. Мы ведь всё равно должны искать образ. Вот, у Него была община: 12 ближайших учеников. Они вместе трудились, вместе ели, у них были общие праздники, общие горести. Наверное, как-то приходили люди в приход ко Христу. Пришёл человек: «У меня вот зрения нет», «У меня вот слуха нет», «У меня вот рука иссохла. Помоги!». Если они оставались в общине, и дальше вместе совершали общее дело — тогда человек становился частью общины. О нём узнавали: «Вот, это вот Закхей». Все помнят, кто такой Закхей, кем он был, кем он стал. Он стал частью этой общины. Потом он стал учеником Христовым, потом стал святым человеком.
А были люди, которые пришли, потребили, и ушли. И Христос, мне кажется, хотел бы, чтобы всё-таки между христианами были не формальные отношения, а чтобы люди друг о друге заботились; чтобы сильные немощи немощных носили; чтобы, если человек добраться не может самостоятельно до храма — рядом был бы прихожанин, который предложил бы свою машину и своё время, и привёз бы его в храм. Это характеристика общины. Потому что у прихожан есть навык заботы друг о друге.
Как устроен единоверческий приход
Что такое единоверческий приход 100 лет назад и в наши дни? Чем единоверческие общины отличаются от обычных православных? Об этом – очередная статья, знакомящая с единоверчеством.
Прежде всего освежим в памяти основные понятия. Православные старообрядцы (единоверцы) – чада Русской Православной Церкви, придерживающиеся «старых» обрядов в богослужении и особого строгого уклада в приходской и домашней жизни. Последователи древних обрядов объединены в приходы, которые называют единоверческими, или старообрядными. Подчиняются они, как и все православные приходы, местному архиерею.
Священномученик Симон (Шлеев), первый единоверческий епископ и виднейший деятель Единоверия, в начале XX века в своей статье «К вопросу: какой епископ нужен Единоверию?» довольно ясно и емко описал всю суть старообрядных приходов в одном абзаце:
«Единоверческие приходы отличаются от православных приходов монастырским укладом церковной жизни. В них, например, очень живо чувствуется иноческое отношение настоятеля и братии. Прихожане, как и братия обители, избирают себе настоятеля и вместе с ним управляют своей приходской общиной. Налицо в этой приходской единоверческой общине и соборные монастырские старцы, избранные попечители, ближайшие советники ктитора и настоятеля храма. В единоверческих приходах, если благоприятствуют обстоятельства, блюдется и дисциплина монашеская, высокое уважение к авторитету духовного отца, послушание его воле, исполнение его заповедей. В единоверческих церквах и само Богослужение совершается по иноческому чину, без опущений, с сохранением всех его подробностей, как он указан в Типиконе. В единоверческих храмах тот же порядок, каким отличаются монастырские храмы от прочих приходских православных великороссийских храмов».
«И всё?» – разочарованно может спросить искушенный современник-христианин, поездивший по святым обителям России и Зарубежья. Хочется монастырского уклада – поезжай в монастырь, благо они сегодня почти в каждой епархии или сравнительно недалеко. Бывает, и в городе есть монастыри. Пожалуйста, ходи на длинные службы, неси послушание… Чего такого особенного в этих единоверческих приходах?
Прежде всего, нужно сказать, что в понимании единоверцев приход – это не те, кто «пришел» к богослужению, соприкоснулся со святыней, бросил в кружку символическое пожертвование и ушел. Речь идет в первую очередь об общности христиан. «Где десятина – там община, нет десятины – там приход». Хорошо забытая русская поговорка наглядно показывает нам разницу. Причем под десятиной не стоит узко понимать лишь десятую часть дохода. Скорее речь идет о способности жертвовать, отдавать часть себя приходу. И таким мировоззрением обладает в старообрядных церквах большая, а не меньшая часть прихожан. Десятины как строго установленного понятия нет, здесь действует принцип свободы, но, безусловно, добровольная десятина существует.
Прихожане-единоверцы участвуют в богослужении, многие поют и читают на клиросе, частым явлением становятся трапезы, на которых обсуждают насущные проблемы прихода, а иногда и вопросы помощи кому-то из прихожан. Общение довольно тесное, настоятель, как правило, в курсе жизни всех своих чад. Он же обычно и является для всех духовным отцом.
Членом единоверческой общины стать несложно: нужно регулярно посещать богослужения и постепенно начинать жить по правилам заведенного на приходе уклада. Утром и вечером молись полунощницу и павечерницу, любое дело начинай с молитвой, соблюдай посты, постоянно образовывайся в вере… Инструкциями к жизни для единоверцев – конечно же, после Книги книг – Евангелия, наставлений апостолов и святых отец – являются такие творения древнерусского мира, как «Стоглав», «Домострой», «Сын церковный», «Кормчая».
Вспоминается случай, как в одной из единоверческих общин появился новый прихожанин. Жадно изучая христианскую веру, регулярно отправляясь в паломнические поездки, мужчина очень полюбил православное богослужение. Закончил епархиальные курсы уставщика-псаломщика… И уже через год стал уставщиком общины.
Юридически единоверческие общины полностью по своему уставу соответствуют обычному православному приходу. Лишь в названии прописывается принадлежность, в основном так: «единоверческая община»; бывают вариации: «православно-старообрядческая». Приходской совет может возглавлять и мирянин, но чаще –настоятель. Для единоверческой общины и тот, и другой вариант естественны. В разные времена и в различных условиях при временном отсутствии священника у русских христиан сформировалась практика богослужений «мирским чином». Опускались священнические молитвы, возгласы давал мирянин – старший службы или «замолитвующий». Пел клирос, читалось Евангелие. Служилось и всенощное… Не было, конечно, самого главного – Литургии, но община продолжала жить. И вот эта самостоятельность в определенной степени и объясняет живучесть единоверческих общин. Подобная практика повышала (и повышает – единоверческих священников сегодня не хватает) самосознание прихожан, их ответственность, грамотность в части богослужения. Высокой была и ревность, что держало «на высоте» красоту богослужения. Службу правили чаще всего люди, занятые в обычной жизни на мирских профессиях. Богослужение же было и отдушиной, и творческим выплеском, и сменой деятельности. И община жила. Собиралась молиться, решать какие-то вопросы, строила церковные постройки, закупала что-то, вела образовательную деятельность. При этом община была зарегистрирована, был председатель и приходской совет.
Община «выращивает» будущего настоятеля, поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной
Одна из единоверческих общин нашего времени в течение 7 лет совершала богослужения «мирским чином». На Причастие ходили в другие храмы своего города. Однако община не распалась, из нее выделился кандидат в священники и, приняв сан, с Божией помощью и поныне окормляет приход. Из активных мирян, как правило, и поставляли священника для общины. То есть община «выращивала» будущего настоятеля. Поэтому на единоверческих приходах священник – единое целое со своей общиной. Вероятность перевода его на другой приход ничтожно малая, и батюшка с момента своего поставления начинает, вернее – продолжает, активно заниматься приходом, во всех делах, как правило, советуясь с паствой, с уважаемыми и активными ее представителями.
На собраниях единоверцы стараются вести духовные беседы или вслух читать душеполезные книги, после совместно их обсуждая. Вопросы веры в современном мире затрагиваются довольно часто. Много времени может посвящаться изучению богослужебного устава, церковного пения и чтения, благочестивых традиций. Нередкими становятся совместные паломнические поездки, в том числе и на престольные праздники к единоверцам в другие епархии. Да и встречи гостей у себя – обычное дело. Единоверцы дружелюбны и гостеприимны.
Однажды автор статьи оказался на крупнейшем единоверческом приходе Михаила Архангела в Михайловской слободе Московской области. За трапезой – чтение житий святых, благодатная тишина, смена чтецов и благословение на послушания после трапезы. Всё происходящее на территории прихода – Христоцентрично, не исключая трапезу.
В общении сложилась традиция «отсекать лишнее», поэтому праздные беседы единоверцы не ведут
Священники или старшие в общине, по имеющей место быть практике, могут в праздники или в обычные дни посещать прихожан, вести духовные беседы. Так что об общении прихожан единоверческих приходов можно сказать одно: оно есть. И это очень отрадно. Община здесь называется общиной не по букве, а по духу. Обсуждать, конечно, могут и обычные мирские вопросы, делиться новостями. Но, как правило, сложилась негласная традиция «отсекать лишнее», поэтому вести праздные беседы не по делу единоверцы не станут.
Тесное общение порождает и определенное нравственное воспитание своих членов не словом, а примером и совестью. Вести двойную жизнь тяжело, пусть даже в большом городе твоя жизнь не всегда на виду: общение на приходе и вне его, постоянное участие в богослужении делают свое дело. Существование общины запускает и процесс вовлечения в нее детей прихожан. Хорошим тоном для единоверцев считается привлечение детей к участию в богослужении. Детей уже в 7 лет могут поставить на клирос, просят помогать в алтаре. Дома, конечно же, они растут в русской культуре и перенимают пример родителей. Если при приходе существует воскресная школа, посещают ее. Но у единоверцев отсутствие образования на приходе может вполне компенсироваться домашним образованием.
Прошло уже около 30 лет с момента распада СССР и начала возрождения Единоверия. В последние годы приятной тенденцией становится возникновение уже коренных единоверческих семей. Женятся дети тех родителей, которые в 1990-е только пришли в старообрядный храм. Такие семьи не только идут по стопам родителей, оставаясь в единоверческих общинах, но и преумножают их опыт в христианском житии. Бывает и так, что единоверцы связывают себя узами брака с православными нового обряда, и здесь ситуация может сложиться по-разному, но в основном благодаря подобным союзам общины только пополняются.
Неукоснительное соблюдение церковного устава и дисциплины, строгость уклада, в первую очередь личного, высокий уровень христианского самосознания – всё это помогает единоверческим общинам выживать в наши дни. Консервативные взгляды и твердость убеждений христиан-единоверцев притягивают в старообрядные церкви людей, мыслящих так же, и это только укрепляет общины. Сегодня число единоверцев в России и за ее пределами постепенно растет, открываются новые приходы. Но во главе всей жизни общины лежит главный закон Божий – Любовь.
Церковный приход
В древней христианской церкви, а также в Древней Руси прихожане сами избирали членов причта, представляя в последнем случае епископу так называемые «заручные прошения», получившие начало после Владимирского собора 1274 г.
Содержание
В России в конце XIX в
Особый приход может образоваться, если есть церковь и достаточные средства для содержания причта, в приходе свыше 700 душ мужского пола — из священника, дьякона и псаломщика, а в приходе, имеющих менее 700 душ, — из священника и псаломщика. Исключения, по особым положениям, существуют для епархий западно-русских и кавказских, где приход образуются и при меньшем числе прихожан.
Право прихожанам избирать членов причта, как общее, отменено, но за прихожанами остается право заявления епархиальному епископу своего желания иметь известное лицо членом причта своей церкви. Имущество каждой церкви и её земельные владения составляют её неотъемлемую собственность. Церковно-приходские дела не относятся к ведомству сельских и волостных сходов и не могут быть предметом их суждения. Мирские приговоры сельских и волостных сходов о мирских сборах в пользу церквей, на покупку колокола для церкви и т. п. признаются обязательными для крестьян данного общества. В случае просьб об образовании новых приходов должны быть указаны средства для построения храма и содержания причта и для постройки домов для причта. Отвод установленных участков земли для причта во вновь открываемых приходов возлагается на общества и лица, возбудившие ходатайство об образовании прихода.
Общее собрание прихожан выбирает из своей среды членов приходского попечительства и доверенного человека для ведения церковного хозяйства — церковного старосту, избираемого прихожанами на три года, с согласия причта, при благочинном, и утверждаемого епархиальным архиереем, причём, если возникают сомнения в правильности выбора, дело рассматривается в консистории. При приходе учреждаются церковно-приходские общества для организации благотворительности в кругу прихожан. В 1885 г. был возбуждён Московским земством вопрос о восстановлении древнего права приходов избирать излюбленных людей на должность приходских священников. Синодом этот вопрос был разрешён отрицательно ввиду того, что избрание кандидата, как соединённое с нравственной ответственностью епископа, должно зависеть от личного его усмотрения и что если в истории и практиковались приходские выборы, то с большими беспорядками и злоупотреблениями и лишь по неимению специально подготовленных к священству кандидатов, а теперь такого недостатка не чувствуется.
Впрочем, Синод признал, что «право прихожан в смысле заявления ими епископу своего желания иметь преимущественно известное лицо или в смысле свидетельства о добрых качествах ищущего рукоположения лица не было отменяемо и, как показывают восходящие в Синод дела, нередко применяется и в настоящее время». Отсюда ясно, что Синод считает возможным такое совмещение приходского выбора с нравственной ответственностью епископа за рукоположение, при котором одно другому не противоречит. Получение специально подготовительного к священству образования и право выбора прихожан на церковно-приходские должности также не исключают одно другого, потому что из нескольких лиц, получивших специальную подготовку, одно может быть более известно и более желательно, чем остальные. Не только в евангелической, но даже и в католической церкви на Западе представление или избрание кандидата на церковно-приходскую должность не считается посягательством на права епископа или противоречием нравственной ответственности епископа за рукоположение.
Настоящее время
В 1988 году в РПЦ было 6893 прихода, а в 2008 году — уже 29 263. [2]
Чем отличается храм от церкви
Узнайте, чем отличается храм от церкви, прочитав статью или посмотрев видео в конце текста
Понятие «храм»
Прежде чем выяснить, чем отличается храм от церкви, необходимо разобраться в этих понятиях.
Православный храм — это здание или помещение, предназначенное для проведения Таинств и богослужений, в первую очередь главного из них, Литургии (Таинства Причастия Богу). Храм может быть как отдельным зданием, так и помещением внутри строения с другими основными функциями — так называемые домовые храмы. Во времена первых христианских общин храмом могли быть жилые дома и даже пещеры. Некоторые пещерные монастыри сохранились и функционируют в наши дни.
Существует множество видов храмов:
Каждый храм посвящён либо Господу или Божьей Матери, а так же иконам в Их честь (церковь в честь Спаса Нерукотворного, собор Казанской иконы Божьей Матери), либо святому (собор Василия Блаженного, храм в честь Спиридона Тримифунтского), либо православному празднику (Троицкий собор, Вознесенский собор), либо ангелам и ангельским силам (собор Архистратига Михаила).
Понятие «церковь»
Церковь как сооружение
В первом значении слово “церковь” является синонимом храма. На раннем этапе истории Православия церковью также называли городские православные общины, например, Константинопольская церковь или Римская церковь. Впоследствии понятие стало применяться и к помещению, в котором собираются верующие, совершаются Таинства и богослужения.
Церковь как сообщество верующих
Это значение слова “церковь” по происхождению схоже с предыдущим. Только в наше время оно обозначает не городскую православную общину, а собрание избранных в духовном смысле христиан. В этом и главный ответ, чем отличается храм от церкви.
Часто к этому понятию добавляют деление внутри христианской конфессии, например: Русская Православная Церковь, Римская Католическая Церковь, Немецкая Лютеранская Церковь.
Храм и церковь: в чём разница?
Чем отличается храм от церкви? Понятие “церковь” шире, чем “храм”. Если храм — это культовое здание, то церковь может быть как зданием, так и сообществом верующих города, страны и даже всего мира, например, Вселенская Православная Церковь.
Виды православных храмов
Собор
Итак, чем отличается храм от собора? Статус собора обычно получают самые крупные или значимые храмы города или монастыря. Если город большой, то в каждом районе выбирается свой собор, например, в Санкт-Петербурге более пятнадцати соборов. Также соборами называют те храмы, в которых располагаются или когда-либо располагались епископские кафедры. Ещё к соборам относят крупные мемориальные церкви, такие, как “Спас на крови” в Санкт-Петербурге или собор Василия Блаженного в Москве.
Собор может не отличаться по размерам от обычного приходского храма. Его особенностью является то, что собор рассчитан на богослужение, совершаемое собором духовенства во главе с епископом, архиепископом или патриархом. Собор это почти всегда храм с несколькими престолами, поэтому службы в них могут вестись параллельно, собирая большое количество верующих.
Церковь
Церковь как синоним храма — это основной и самый распространённый вид культовых христианских сооружений. Она имеет три части: алтарную, где находится алтарь и располагается во время службы духовенство; центральную, где молятся прихожане; и притвор — некое «преддверие». Три части храма собой олицетворяют Небо или Рай (алтарь), землю тварную (центральная часть) и землю греховную, еще не обновленную (притвор).
Если позволяет ландшафт, алтарная часть храма всегда обращена на восток. Если нет, то на север или юг, но никогда — на запад. Это напоминает верующим о том, что Христос — Солнце мира. Часто алтарную часть храма сравнивают с Сионской горницей — местом, где впервые совершилась Евхаристия.
Алтарь от центральной части отделяет иконостас. Часто центральную часть называют “нефом” — кораблём, который несёт всех верующих ко спасению. Если алтарь символизирует Божественное начало, и его иногда называют “Небом на земле”, то неф — это начало человеческое. Здесь молятся верные или люди, уже принявшие крещение.
Притвор символизирует землю греховную. Традиционно здесь молятся люди, готовящиеся ко крещению, или те, на кого наложили епитимью — наказание за серьёзные грехи. В современных обстоятельствах когда храмы переполнены такое деление редко соблюдается. Свечные лавки также иногда располагаются в притворе (или выносятся во двор). Три части храма нередко называют тремя ступенями в жизни христианина. Притвор — вход в духовную жизнь, центральная часть — борьба со грехом, и алтарь — жизнь вечная.
Существует несколько основных типов строения церквей. Храмы типа «базилика» — это вытянутые прямоугольные здания, символизирующее корабль спасения или Ноев ковчег. Церкви крестово-купольного типа характеризуются квадратной центральной внутренней частью, разделённой четырьмя колоннами на девять частей. Церкви в виде круга символизирует бесконечность и целостность Православной Церкви. Храмы в виде восьмиугольной звезды олицетворяет собой свет, который Церковь несёт в мир.
Часовня
Чем часовня отличается от храма и церкви? Часовня — это малый храм без алтаря. Из-за этого в часовне невозможно на постоянной основе совершать Литургию, только с использованием переносного алтаря. После Крещения Руси часовни часто ставились в местах, где раньше располагались языческие капища или другие почитаемые язычниками места. В наши дни часовни строят на памятных местах (например, на полях сражений), на кладбищах (часовни-усыпальницы), над святыми источниками (часовни-купели) и в местах, где нет возможности поставить храм — в глухих деревнях, в малонаселенных районах и так далее.
Чаще всего часовни используются для служения молебнов и панихид, чтения акафистов или часов. Отсюда и название “часовня”. Так же как и храмы, часовни освящаются в честь праздников, особо чтимых икон или святых.