Методи́зм (англ. Methodism ; официально Методистская церковь) — протестантская конфессия, распространённая главным образом в США и Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви с требованием последовательного и методичного соблюдения евангельских предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение и кротость. Движение методизма возникло в лоне Англиканской церкви и окончательно отделилось от неё в конце XVIII века. Методистские общины используют в своём богослужении различные литургические формы, начиная от так называемых «высоких форм», унаследованных от Англиканской церкви, и заканчивая характерным для протестантизма простым богослужением, не признающим литургических обрядов.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателями методизма были Джон Уэсли (1703—1791) и Джордж Уайтфилд (1714—1770), важную роль в становлении методизма сыграла также графиня Селина Гастингс (1707—1791).
Содержание
История [ | ]
Методизм возник в 20-х годах XVIII века в среде Англиканской церкви после того, как несколько мужчин во главе с Джоном Уэсли и его младшим братом Чарльзом основали так называемый «Святой клуб» в Оксфорде, где Джон Уэсли преподавал в то время в колледже Линкольна. Встречи Святого клуба проходили еженедельно. Во время этих собраний совершалось Причастие. Члены этого клуба применяли в своей духовной жизни пищевой пост, посещали больных, нуждающихся и заключённых. Эта группа получила наименование «методисты» из-за того, что они использовали в своей религиозной деятельности определённую духовность под названием «метод». Первоначально члены этой группы не планировали выходить из состава Англиканской церкви и призывали только лишь к возвращению к временам раннего христианства. Постепенно к движению стали присоединяться англиканские священнослужители. Методистские общины получили своё распространение в Англии к концу XVIII века. Общины методистов подразделялись на небольшие группы под названием «классы», где верующие исповедовались друг перед другом в своих грехах и занимались религиозной и благотворительной деятельностью, что способствовало построению более близких отношений между членами методистских общин. Характерной чертой ранних методистов была их социальная деятельность среди бедных слоёв населения. Джон Уэсли проповедовал о диспансеризации населения и организации сберегательных касс, издавал сочинения о народной медицине, призывал к тюремной реформе и отмене рабства. Его деятельность привела к популярности методистов среди представителей рабочего класса.
Первоначально учение методистов сводилось к следующим установкам:
В 1784 году Джон Уэсли рукоположил несколько первых священнослужителей для деятельности в Северной Америке, что стало окончательным разрывом между методистскими общинами и Англиканской церковью.
В 1788 году численность методистов в Англии достигла 78 тысяч человек. В 1821 году в Англии к методистам себя причисляли уже около 215 тысяч человек. В 1861 году численность методистов достигла 513 тысяч членов и в 1906 году — около 800 тысяч членов.
Учение [ | ]
Большинство современных методистов, в отличие от богословского детерминизма абсолютного предопределения, идентифицируют своё учение с арминианской концепцией свободной воли, которая даруется освящающей благодатью. Этим учение методизма отличается от кальвинистского вероучения, распространённого в реформатской церкви. В географических областях, например, в Уэльсе, где сильны кальвинистские настроения, существуют так называемые «кальвинистские методисты», в некоторой степени поддерживающие учение предопределения. В 1783 году Селина Гастингс, бывшая первоначально последовательницей Джона Уэсли и придерживавшаяся кальвинистского учения, основала несколько общин, которые впоследствии стали основой небольшой самостоятельной протестантской группы под названием «Объединение Хантингтонской графини», которая отделилась от методизма.
Учение Джона Уэсли широко описано в сочинённых его братом Чарльзом Уэсли литургических гимнах, которые стали одним из источников быстрого распространения методизма.
Богословие таинств и литургии в методизме следует тенденции исторической интерпретации и учения Англиканской церкви, что связано прежде всего с тем, что основатель Джон Уэсли и его младший брат Чарльз Уэсли были англиканскими священнослужителями. Методисты признают только два таинства: Крещение и Евхаристию. Не определяя каким образом происходит пресуществление, методисты считают, что они «принимают Тело и Кровь Христа, Который даёт искупление в Святом Причастии». Методисты также утверждают, что существуют и другие многочисленные средства благодати, которые даруются сакраментальным образом.
Методисты, основываясь на личной духовной практике Джона Уэсли, подтверждают важное значение в их религиозной практике учения святых отцов, но при этом не считают, что Священное Предание является богооткровенной истиной, применяя традиционный протестантский принцип Sola Scriptura. При этом они считают, что Священное Предание является инструментом для толкования Священного Писания. В учение о проявлении Божественного Откровения методисты придерживаются так называемого методологического «Четырёхугольника Уэсли» (Sola Scriptura, Prima Scriptura, Герменевтика и Христианская традиция).
Методисты считают, что личное обращение и спасение всегда подразумевает стремление к миссионерству и служению миру. Библейская святость влечёт за собой личное благочестие. Любовь к Богу всегда подразумевает хорошие отношения с ближними и стремление к справедливости.
Уникальной особенностью методизма, особенно среди американских общин, является так называемое «Время прилива», которое начинается за 13 недель до Адвента и некоторое время после Пятидесятницы, во время которых подчёркивается усиленная благотворительная деятельность среди нуждающихся. Другой особенностью духовной практики методизма является так называемый «Договор», во время которого в одно из подходящих воскресений методисты ежегодно возобновляют личный завет с Богом. Во время этой практики используется составленное Джоном Уэсли богослужение под названием «Молитва Завета».
Организация [ | ]
Методизм исповедует принцип всеобщего священства, но учит, что некоторые из верующих призваны и рукоположены́ для отправления духовных обязанностей — для проповеди Евангелия, совершения таинств и духовного руководства. Эти служители не составляют особого сословия, но исполняют роль проповедников и наставников. Они равны между собою, имеют одни и те же служебные полномочия и от других верующих отличаются только должностью или служебными обязанностями, а не дарованными свыше правами и благодатными дарами.
Методисты сохранили степень епископа, но без мистического понимания. Уэсли считал необходимым сохранять преемственнось священства и настаивал на получении от англиканской церкви рукоположённых священников для совершения таинств, а когда ему было в этом отказано, сам посвятил одного из своих последователей в «суперинтендента» с правами епископа. Отсюда берёт своё начало методистское священство.
В настоящее время [ | ]
Почти все методистские церкви состоят во Всемирном методистском совете, штаб-квартира которого находится в населённом пункте Лейк Джуналаска, штат Северная Каролина, США.
Самым старым храмом, который находится в собственности методистов, является церковь в Эрфурте, построенная в 1324 году. Самым большим храмом является Чикагский храм, шпиль которого находится на высоте в 173 метра. Этот храм был построен в 1923 году Методистской американской конгрегацией (сегодня — Объединённая методистская церковь) и является самым старым небоскрёбом в Чикаго.
Методи́зм (методистская церковь) — протестантская церковь, главным образом в США, Великобритании. Возникла в XVIII веке, отделившись от англиканской церкви, требуя последовательного, методического соблюдения религиозных предписаний. Методисты проповедуют религиозное смирение, терпение.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х годах в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную деноминацию. Основателем методизма был Джон Уэсли (1703—1791).
Содержание
Вероучение и богослужебная практика
Вероучительные положения методизма изложены в форме 25 утверждений, которые представляют собой сокращенный вариант (сделанный Джоном Уэсли) 39 статей англиканского символа веры. Методисты верят в Триединого Бога и видят в Библии высший авторитет в вопросах веры и практической жизни. Они признают реальность греха, но также возможность прощения и искупления. Уэсли отрицал кальвинистскую доктрину предопределения, и методисты вслед за ним считают, что спасены могут быть все люди, причем они в состоянии знать и о факте своего спасения. Методисты убеждены также, что человек – через веру, покаяние и святость – может возрастать в благодати, стремясь к христианскому совершенствованию; этот процесс, длящийся всю жизнь, Уэсли называл освящением.
Методисты признают таинства крещения и Вечери Господней, или Святого Причастия (Евхаристии). Крестят обычно младенцев, но крещение может быть отложено до зрелого возраста. Крещение совершается через обливание или погружение, однако общепринятым является окропление. Крещеные дети не учитываются церковной статистикой как полноправные члены церкви. При совершении евхаристии причастию предшествует общая исповедь в форме установленной молитвы. Причащающийся обычно стоит коленопреклоненным перед перилами алтаря и получает хлеб и вино в память о смерти Христа и его жертве. У методистов есть обряды, или ритуалы, бракосочетания и похорон, вступления в церковь, но таинствами они не считаются; существуют обряды и для таких событий, как утверждение на миссионерскую деятельность. Порядок богослужения рекомендуется (но не предписывается) принятой на генеральной конференции Богослужебной книгой. Молитвы и литании этой книги используются по выбору; это скорее рекомендации, чем обязательные формы богослужения.
Организация
Основная организационная единица методистских церквей – ежегодная конференция, которая объединяет отдельные общины в пределах определенного географического региона (например, штата или половины штата). В США ежегодные конференции объединены в территориальную конференцию, которая выбирает и назначает епископов и членов церковного правления. В других странах эти функции берут на себя центральные конференции, которые могут выполнять и дополнительные функции, а также определять степень своей автономности. Высший законодательный авторитет для методистов – генеральная конференция, полномочный орган, в компетенции которого находятся все вопросы вероучения и мирской деятельности, и который обеспечивает управление церквями. Высшей инстанцией в области церковного права является Судебный совет.
Служители нашей Церкви разделяются на два разряда: на дьяконов и пресвитеров. Названия перешли к нам из Апостольской Церкви. Греческое слово «дьяконос» переводится как «служитель» или «пастор», это слово имеет такое же значение и в Методистской Церкви и относится к таким лицам, который после определенного срока служения и после прохождения соответствующего курса наук рукополагаются епископами. Дьякон имеет право благословлять браки, совершать Таинство крещения и помогает во время Таинства Святого Причастия. Пресвитерский сан высший в церкви. Окружные пресвитеры, или суперинтенденты, – это лица, которым поручено наблюдение за работой Церкви в известном округе. На эти посты епископ назначает кого-нибудь из числа служителей Церкви, и они посещают церкви во вверенных округах, заменяют епископа в административных делах и помогают в делах назначения пасторов в приходы. Окружные пресвитеры составляют «кабинет» епископа.
Важную роль в церковном руководстве играют миряне, почти в равном со священством количестве представленные практически в каждом органе, комитете и на конференции. После определенной подготовки миряне допускаются к проповедям, проведению богослужений, совершению таинств. Женщины могут быть избраны на любое служение, в том числе стать священниками. Членом методистской церкви может стать любой человек, достигший «возраста решения», исповедующий Иисуса Христа как Господа и Спасителя, а также подчиняющийся церковному порядку. Признаются правомочными и обеты, данные другим церквам (посредством письма о переходе в методизм). В церковном законодательстве четко зафиксирована возможность вхождения в церковь лиц всех рас и национальностей.
История
Методизм ведет свое начало с 18 в. как движение обновления внутри Церкви Англии. У его истоков стоят братья Джон (1703–1791) и Чарлз (1707–1788) Уэсли, которые возглавляли небольшую группу студентов в Оксфордском университете. Группа подчеркивала важность личного благочестия и служения ближним; первое выражалось в молитвах и изучении Библии, второе – в делах милосердия, таких, как посещение заключенных в тюрьмах, работа среди бедноты. Эта деятельность осуществлялась членами группы в соответствии со строгим ежедневным расписанием, что и привело к возникновению иронического прозвища «методисты». Если сами студенты, объединившиеся в 1729, именовали себя «клубом святых», то хулители называли их «библейской молью». В 1738 Джон Уэсли, получивший сан священника англиканской церкви, вернулся из Америки после кратковременной миссионерской поездки в подавленном настроении. В Лондоне он попал под влияние немецких пиетистов — Моравских братьев. Прослушав 24 мая этого же года предисловие Лютера к Посланию к римлянам, он почувствовал, что его «сердце дивно согрелось», и ему показалось, что его душевные проблемы разрешились.
Уэсли приступил к евангелизации Англии. Вскоре его выступления начали собирать тысячные толпы, однако тогда Уэсли еще не думал, что методистское движение станет независимой церковью. Организованные им «общества» задумывались не как замена организационных структур англиканской церкви, а как их дополнение. Во многом по этим соображениям Уэсли утвердил проповедничество мирян и разработал систему округов, в рамках которой странствующие священники могли бы доносить слово Божье до самых удаленных уголков Англии и Ирландии. Первым методистским проповедником-мирянином стал Т. Максфилд (ок. 1720–1785). В 1744 Уэсли созвал своих проповедников на первую ежегодную конференцию. После отказа англиканских епископов посвящать в священнический сан приверженцев методистского движения Уэсли начал посвящать собственных проповедников. И все же, несмотря на свои радикальные действия, Дж.Уэсли так и не вышел из Церкви Англии. Лишь после его смерти в 1791 методисты приступили к организации самостоятельной церкви.
Методистские богослужения начали проводиться в колониях не ранее 1766. Первыми организовали соответствующие общества проповедники-миряне Р.Строубридж (ум. 1781) в Мэриленде и Ф. Эмбери (ок. 1730–1775) в Нью-Йорке. В конце войны за независимость нехватка англиканских священников в Новом Свете послужила причиной того, что методистам потребовались свои собственные проповедники. В 1769 Уэсли отправил туда Р.Бордмана (1738–1782) и Дж. Пилмура (1739–1825), которых посвятил в сан, а также Т.Коука в качестве суперинтенданта американских «обществ». Позднее в том же году была приобретена церковь св. Георгия в Филадельфии, в ней и собиралась первая методистская община в Америке. Назначив Коука суперинтендантом «стада Христова» в Америке, Уэсли, сам того не желая, создал необходимые условия для возникновения там независимой церкви. Разрыв произошел в 1784 на рождественской конференции в Балтиморе, когда состоялось организационное оформление Методистской епископальной церкви. Направленный в колонии еще в 1771 Ф.Асбури (1745–1816) и стал первым суперинтендантом и епископом, посвященным в сан в Америке. Методистские миссии посылали странствующих священников, которые сопутствовали переселенцам на фронтире по мере продвижения их на Запад, в глубь страны; сам Асбури более 40 лет объезжал территории верхом и в почтовой карете.
В 1812 насчитывалось 190 тыс. американских методистов. К 1844 их число возросло до 1170 тыс. человек, а к 1899, согласно церковной статистике, превысило 4 млн. Но в 19 в. Методистская епископальная церковь пережила период внутренних потрясений. Группы афроамериканцев северных штатов, протестуя против дискриминации, вышли из своих общин и создали независимые конгрегации. В 1816 в Филадельфии они основали Африканскую методистскую епископальную церковь, а в 1822 в Нью-Йорке — Африканскую методистскую епископальную сионскую церковь. В 1828 в отдельную церковь выделились канадские методисты. Недовольство церковным руководством привело к возникновению Методистской протестантской церкви (1830), объединившей 26 тыс. верующих. В 1843 группа аболиционистов основала Уэслейскую методистскую церковь. Вскоре после этого к новому разделению Методистской епископальной церкви привели бурные дебаты по вопросу о рабстве; эта проблема вызвала трагический раскол в церкви, а позднее — во всей стране. Генеральная конференция в Нью-Йорке, продлившаяся 36 дней, проголосовала за «план разделения», согласно которому Методистская епископальная церковь отныне включала северные и западные конференции; в южных штатах возникла Южная методистская епископальная церковь. При этом территории, на которых действовали церкви, часто пересекались. В 1860 была организована Свободная методистская церковь – консервативное объединение, отстаивавшее более строгую приверженность учению Уэсли.
Хотя впервые поиски путей взаимопонимания обеими сторонами начались вскоре после капитуляции армии южан 9 апреля 1865 в Аппоматтоксе, примирение между Методистской епископальной церковью и Южной методистской епископальной церковью состоялось только в 1939, на конференции в Канзас-Сити (шт. Миссури). К союзу присоединилась также Методистская протестантская церковь; в итоге возникла Методистская церковь. В течение 1960-х годов активно велись переговоры о союзе с Евангелической объединенной братской церковью, выросшей из методистского ривайвелистского движения (движения возрождения) среди немецкоязычных поселенцев в северных колониях; она предельно сблизилась с Методистской церковью в вопросах учения и организации. 23 апреля 1968 эти церкви слились, образовав Объединенную методистскую церковь.
Объединенная методистская церковь. Это крупнейшее методистское объединение в США (10,3 млн. членов примерно в 39 600 общинах, ок. 35 тыс. священнослужителей). Она подразделяется на 5 территориальных конференций, которые созываются раз в четыре года, и 92 ежегодные конференции. Учебные заведения методистов включают средние школы и колледжи. Объединенная методистская церковь содержит госпитали, сиротские приюты, дома для престарелых и беременных женщин; миссионерской работой охвачено более 50 стран. Старейшее и крупнейшее религиозное издательство мира – Методистское издательство – выпускает около 55 периодических изданий.
Африканская методистская епископальная церковь – второе крупнейшее методистское объединение в США (ок. 1,2 миллиона членов). Выпускает 4 периодических издания, в их числе Христианская хроника (Christian Recorder). Помимо осуществления обширной программы евангелизации внутри страны, церковь ведет большую миссионерскую работу в Африке и Вест-Индии.
Методисты всегда активно сотрудничали с другими церквями, а методист Дж.Мотт считается одним из создателей экуменического движения. Практически в любой совет церквей города или штата входят методистские общины. Объединенная методистская церковь — член Национального совета церквей, Всемирного совета церквей, Всемирного методистского совета (ранее он назывался Экуменическим методистским советом). Методисты посылали официальных наблюдателей на II Ватиканский собор Римско-католической церкви. Переговоры с другими деноминациями по вопросам взаимного сотрудничества ведет постоянная комиссия по экуменическим делам. Общее число методистов на конец XX века — 40 миллионов человек.
До октябрьской революции в России существовали методистские общины в Санкт-Петербурге и Эстонии. Эстонская Методистская Церковь пережила годы гонений и репрессий и функционирует по сей день. Возрождение методизма в России в начале 90-х гг. XX в. во многом начиналось с евангелизаций в корейской диаспоре.
На данный момент существует несколько конференций Евразийской Объединенной Методистской Церкви. Ее глава — епископ Ханс Вяксби.
Интервью «Областной газете» советника губернатора Свердловской области по связям с религиозными организациями Виктора Павловича Смирнова
Основателями этой англо-американской секты были молодые студенты Оксфордского университета – Джон Веслей и Георг Ветфильд. Джон Веслей, изучая в Оксфорде богословие, в 1729 г. основал вместе с некоторыми товарищами-студентами кружок ревнителей благочестия. Так как в своей жизни придерживались известного метода, то получили вскоре насмешливое название «методистов», которое впоследствии ими самими было усвоено себе. Учение методистов состоит в следующем:
Образ Божий в человеке чрез грехопадение не утратился, а отдалился от первоначального совершенства, так что по падении человек имеет свободу воли и силу к совершению добра, может посему содействовать благодати в обращении.
Возрожденный может достигнуть совершенного освящения, так что может совершенно очиститься от греха. Если похоть и остается в возрожденном, то она не может быть почитаема грехом в собственном смысле.
Человек в неверии может противиться благодати, может утратить ее, и посему возможно многократное повторение «возрождения», оно даже необходимо.
Таинства не носители благодати, или благодатные средства, а только видимые знаки внутренней благодати. Отсюда крещение только образ возрождения, евхаристия только воспоминание смерти Христовой, при сем хлеб и вино являются символами тела и крови Иисуса Христа. Поэтому человек получает уверенность в своем спасении не чрез таинства, а через внутреннее непосредственное свидетельство Духа. Таинства не могут быть признаны достаточными благодатными средствами, а нужны еще другие средства, указываемые методикой спасения, т.е. определенные методы «обращения» и руководительство душ.
В своих заботах о благочестии методисты придают своей жизни, общественной и домашней, религиозный отпечаток. Неопустительное посещение богослужения и слушание проповеди, чтение Библии, душеспасительные разговоры и беседы, благочестивые размышления и проч. все это обязательно предписывается их правилами благочестия. Методисты в Англии и в Америке исчисляются десятками миллионов.
Вам может быть интересно:
Поделиться ссылкой на выделенное
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»
методи́зм, одно из значительных по числу последователей течений протестантизма.
Как течение внутри англиканства методизм возник в 1720-х гг. в Оксфорде, однако далеко не сразу обособился в отдельную конфессию. Основателем методизма был Джон Уэсли (170391), а его ближайшими соратниками родной брат Чарлз Уэсли (170788) и Джордж Уайтфилд (17141770). Впоследствии они были рукоположены в священники Церкви Англии.
Относительно происхождения термина «методизм» имеются разные мнения. По одному из них, эпитет «методист» представлял собой вначале прозвище, которое дали сторонникам нового течения оппоненты, высмеяв их за сугубо литургический подход к религии, методичное и чрезвычайно пунктуальное посещение всех церковных служб. Однако данное прозвище не показалось обидным сторонникам нового течения и было ими принято. Истолковав по-своему это название, Дж. Уэсли дал ему такое определение: «Методист это тот, кто живет согласно методу, установленному в Библии».
На первых порах методисты не выделились организационно из Церкви Англии, а образовали внутри неё религиозное общество. Дж. Уэсли не хотел создавать новую секту, а лишь желал оживить христианский энтузиазм в Церкви Англии. В качестве самостоятельной конфессии методизм появился лишь в конце XVIII в.: в 1784 в США, когда с помощью Дж. Уэсли была создана Методистская епископальная церковь, и в 1795 в Англии, когда в соответствии с так называемым планом умиротворения власти признали существование новой протестантской церкви, отделившейся от государственной Церкви Англии.
Возникнув в недрах Церкви Англии, методизм заимствовал многое в догматике и культе от англиканства, хотя на него существенное влияние оказали и более радикальные протестантские течения. В частности, на Дж. Уэсли большое впечатление произвели его случайные встречи во время путешествия в Америку с моравскими братьями, особенно их убеждённость, что вера, ведущая к оправданию людей, является основой христианской жизни. В результате методизм заимствовал ряд положений, характерных для этой конфессиональной группы, прежде всего присущее ей стремление к углублению веры, благочестию.
Вероучение методистов дальше отошло от католических доктрин, чем англиканское вероучение. Принимая основные положения христианства в протестантской форме, методисты допускают свободную интерпретацию догматических положений, не настаивая на доктринальном конформизме. Они, кроме того, не придают теологическим проблемам особенно важное значение, не стремятся участвовать в богословских дискуссиях, полагая, что основное внимание должно быть сконцентрировано на достижении христианского совершенства и утверждении уверенности в личном спасении. Подчёркивается, что стержнем религии должно быть личное отношение с Богом. Считая, что различные мнения по доктринальным вопросам, если они не выходят за пределы христианской веры, имеют право на существование, методисты обычно стремятся придерживаться средней линии, избегая крайностей.
Вероучительными основами методизма считаются «Типовые проповеди Дж. Уэсли», а также составленные им же «Объяснительные записки к Новому Завету» и «25 статей религии». «Типовые проповеди. » представляют собой 44 проповеди, с которыми Дж. Уэсли выступал в период с 1746 по 1760 и в которых изложены его доктринальные представления. «Объяснительные записки. », подготовленные Дж. Уэсли в 1755, являются кратким изложениемего позиции по поводу Евангелия, а также свидетельствуют о его приверженности арминианской доктрине (антикальвинистскому учению о наличии у человека свободной воли). Некоторые методистские организации, в особенности английские, рассматривают эти «Объяснительные записки. » как доктринальный стандарт. Что касается «25 статей религии», которые были подготовлены Дж. Уэсли для американских методистов и впервые представлены на конференции только что созданной Методистской епископальной церкви в 1784 (точнее, Дж. Уэсли предложил 24 статьи, а американская конференция добавила к ним ещё одну), то они представляют собой сокращённые и несколько изменённые англиканские «39 статей». Сокращения и изменения имели своей целью изъять из этого документа все кальвинистские и католические элементы, а также элементы, устанавливающие ритуал. Характерно, что «25 статей религии» остались неизменёнными на протяжении всей истории основных методистских церквей.
Ярко выраженный арминианский характер разработанных Дж. Уэсли доктринальных документов привёл к отколу от него группы, возглавляемой его ближайшим соратником Дж. Уайтфилдом, которая придерживалась кальвинистской доктрины.
Методисты считают, что спасение приходит через веру, но не отрицают и необходимость добрых дел. Они верят в личный религиозный опыт человека, который может наступить внезапно и быть весьма эмоциональным, а может прийти через усердное познание веры и молитвы.
Во время богослужений в методистских церквах обычно упоминается Апостольский символ веры. Признают методисты и Никейский (Никео-Константинопольский) символ, относясь с некоторым скептицизмом к Афанасьевскому символу. В ряде церквей используются в определённых целях и более поздние символы, прежде всего так называемый Социальный символ, принятый на Генеральной конференции Методистской епископальной церкви в 1908.
Культовая практика методистов близка к англиканской. Вместе с тем в методизме существует значительная свобода в выборе молитв, различаются между собой и воскресные службы (хотя и разработаны свои, методистские сборники церковных гимнов, многие из которых сочинены Ч. Уэсли, и книга богослужений). Совершение таинств, ритуал посвящения в священнослужители, свадебная и похоронная церемонии сходны с англиканскими, хотя для методизма характерны бо́льшая их простота и активное участие в богослужениях наряду со священниками мирян.
Из таинств оставлены 2 Вечеря Господня и крещение. Крещение обычно совершается окроплением (хотя по желанию крещаемого оно может быть совершено и другие.гим способом), причём крестятся методисты как в детском, так и во взрослом возрасте. Методисты верят в истинное присутствие Христа в элементах причастия, не уточняя, однако, как конкретно выражается это присутствие.
Церковное устройство методистских церквей претерпело с течением времени некоторые изменения. Первое время оно имело автократичный характер, но затем стало представительным, и церкви управляются сейчас конференциями. Церковь или церковный район, состоящий из нескольких близко расположенных церквей (в США объединение церквей в районы не получило распространения), проводят ежеквартальные конференции, в которых участвуют принадлежащие к этой церкви или церковной группе миряне. Каждая церковь имеет совет, состоящий из мирян. Проводятся также конференции региональных подразделений церкви и Генеральная конференция, на которых в равном количестве представлены миряне и священнослужители.
В методизме имеются только две степени священства: диакон и пресвитер (старейшина). Должность епископа (там, где она есть) не рассматривается как третья степень священства: это пресвитер, выполняющий административную работу, своего рода управляющий церковной организацией. Епископы избираются пожизненно на конференции «юрисдикции». Они назначают, обычно после консультации с членами церкви, священнослужителей.
Представляя в настоящее время (особенно в США) в первую очередь средние слои населения, методисты уделяют большое внимание социальным вопросам, в частности улучшению условий жизни.
Немало методистов и в Великобритании (1,2 млн. человек), хотя число их в последние десятилетия неуклонно уменьшается. Значительные группы методистов имеются в Германии (74 тыс.), Швеции (25 тыс.), Швейцарии (21 тыс.), Норвегии (15 тыс.).
В результате деятельности английских и в меньшей степени американских миссионеров много сторонников методизма появилось и в Африке: ЮАР (2,5 млн. человек), Нигерии (1,5 млн.), Демократической Республике Конго (0,7 млн.), Гане (0,3 млн.), Зимбабве (0,3 млн.), Кении (250 тыс.), Анголе (179 тыс.), Кот-дИвуаре (136 тыс.), Сьерра-Леоне (около 100 тыс.), Замбии (86 тыс.), Мозамбике (80 тыс.), Бенине (77 тыс.), Либерии (60 тыс.), Лесото (23 тыс.), Свазиленде (23 тыс.), Намибии (15 тыс.).
Американская (а в некоторых странах английская) миссионерская деятельность привела к появлению значительных групп методистов в Бразилии (132 тыс. человек), Мексике (73 тыс.), на Ямайке (70 тыс.), в Гаити (38 тыс.), Боливии (31 тыс.), Чили (26 тыс.), Пуэрто-Рико (25 тыс.), Доминиканской Республике (21 тыс.), Перу (19 тыс.), на Барбадосе (15 тыс.), Сент-Винсенте (12 тыс.), Сент-Кристофере и Невисе (12 тыс.), Тринидаде и Тобаго (12 тыс.), Кубе (11 тыс.), в Панаме (10 тыс.).
В азиатских странах приверженцы методизма имеются на Филиппинах (394 тыс. человек), в Малайзии (150 тыс.), Мьянме (78 тыс.), Индонезии (72 тыс.), Сингапуре (46 тыс.), Пакистане (38 тыс.), Шри-Ланке (26 тыс.).
В Океании методисты есть на Фиджи (260 тыс. человек 35% всего населения страны), в Новой Зеландии (139 тыс.), на Тонга (58 тыс. 60% населения страны) и в Западном Самоа (19 тыс.).
В странах бывшей СССР методисты есть в Эстонии (3 тыс. человек) и Латвии. В последние годы методистские миссионеры развернули свою деятельность и в некоторых городах России.