Церковь триединого бога что это такое

Пятидесятница: Коротко о празднике

Приблизительное время чтения: 4 мин.

В нашей рубрике «Коротко о празднике» мы рассказываем о двунадесятых праздниках Русской Православной Церкви.

Что мы знаем о празднике

Дата (в 2021 году): 20 июня

Статус: двунадесятый праздник

Событие: один из важнейших христианских праздников.

В этот день мы вспоминаем, как на пятидесятый день после Воскресения Христова на апостолов сошел Святой Дух.

На пятидесятый день после Воскресения Христова Богородица и апостолы собрались в Сионской горнице, чтобы отпраздновать иудейский праздник Пятидесятницы. В этот день евреи вспоминали, как на пятидесятый день после Исхода из Египта на горе Синай Бог даровал Моисею Десять заповедей.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились. И явились им разделяющиеся языки, как бы огненные, и почили по одному на каждом из них. И исполнились все Духа Святаго, и начали говорить на иных языках, как Дух давал им провещевать (Деян 2:2–4). Господь исполнил Свое обещание: И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет (Ин 14:16–17).

Случившееся привлекло огромную толпу людей. Многие из них не были евреями и прибыли в Иерусалим на праздник. Каково же было всеобщее изумление, когда собравшиеся поняли, что апостолы, вышедшие из Сионской горницы, говорят с ними на самых разных языках и диалектах: И все изумлялись и дивились, говоря между собою: сии говорящие не все ли Галилеяне? Как же мы слышим каждый собственное наречие, в котором родились (Деян 2:7–8). В тот день около 3000 человек уверовали во Христа и приняли Крещение (Деян 2:41).

В том, что апостолы стали говорить на разных языках, раскрывается особый смысл Пятидесятницы. В Церкви Христовой, которая «родилась» в этот день через Сошествие Святого Духа на общину апостолов, соединяются все народы. В Церкви восстанавливается утраченная людьми после грехопадения связь с Богом и друг с другом.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Праздник Пятидесятницы называют также Днем Святой Троицы, потому что в этот день всему человечеству открылась тайна, что Бог Один, но в Трех Лицах — Отец, Сын и Святой Дух. Поклонение и исповедание Пресвятой Троицы как Триединого Бога является основополагающим догматом христианской веры.

Икона праздника

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Христианское богословие запрещает изображение Бога Отца и Бога Духа Святого. Образы Бога Отца в виде старца и Бога Духа Святого в виде голубя являются неканоничными. В современной Церкви считается, что глубже всего тайну Пресвятой Троицы сумел символически выразить преподобный Андрей Рублев. Его «Троица» является каноническим изображением христианской веры в Триединого Бога.

Интересные факты о празднике:

Н а Троицу внутреннее пространство православных храмов обычно украшают ветками березы, а пол застилают травой. Эта традиция связана с тем, что во время Сошествия Святого Духа иудеи вспоминали дарование Закона на горе Синай. В этот день в храмах Русской Православной Церкви принято все украшать свежей зеленью и ветками берез.

После литургии в храмах совершается великая вечерня, на которой поются стихиры, прославляющие Святого Духа, а в конце священник читает три коленопреклоненные молитвы: о Церкви, о спасении всех молящихся и об упокоении душ всех усопших, в том числе и «во аде держимых». Во время чтения этих молитв священник и все верующие стоят на коленях. Таким образом, этой вечерней завершается послепасхальный период, во время которого в храмах не полагается совершать земные поклоны и вставать на колени.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Во многих странах сложились свои традиции празднования Дня Святой Троицы. Так, например, в Италии в память о Схождении Святого Духа принято разбрасывать лепестки роз из-под куполов храма. Во Франции во время богослужения звучат трубы в память о сильном ветре, который поднялся в Сионской горнице. А в Англии проходят шествия в сопровождении духовых оркестров и хоров.

На всенощном бдении впервые после пасхального периода поется знаменитая стихира шестого гласа «Царю Небесный». С этого дня и в течение всего года с этой стихиры начинаются все богослужения и домашние молитвы.

Тринити-колледж в Кембридже — одно из самых престижных учебных заведений в мире — назван в честь Пресвятой Троицы. Выпускниками этого колледжа были Исаак Ньютон, лорд Байрон, Владимир Набоков. За всю историю учебного заведения его сотрудники получили 31 Нобелевскую премию.

Источник

Троица: так Бог один или три? И откуда Церковь это знает?

Приблизительное время чтения: 12 мин.

20 июня Православная Церковь празднует день Святой Троицы. В преддверии праздника мы решили разобраться в самых частых вопросах о самом, возможно, сложном христианском догмате — догмате о троичности Бога.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

В скольких Богов верят христиане?

Если коротко: христианская Церковь верует в одного Бога, Который един по существу, но троичен в Лицах.

Теперь чуть подробнее.

Из книг Священного Писания (Ветхого и Нового Завета) Церковь твердо знает, что Бог — один. Но из тех же самых книг и святоотеческих толкований на них следует, что Он один не в том смысле, в каком мы можем сказать это о каком-нибудь человеке. Бог один, но не одинок. Он триедин: существуют три Божественных Ипостаси, или Лица.

Каждое из Лиц есть Бог во всей Своей полноте, весь Бог, целиком. Каждая Ипостась Троицы обладает всей Божественной силой, всей полнотой власти, всей славой и т. д. Любое действие Святой Троицы совершается всеми тремя Лицами, так что православные богословы говорят о едином действии и единой воле трех Ипостасей. Тем не менее, это именно три самостоятельных Лица, а не три, скажем, «маски», которые попеременно надевает и в которых являет Себя Божество.

О троичности Бога говорится в Символе веры — ключевой вероисповедной формуле, утвержденной на двух первых Вселенских Соборах в 325 и 381 годах по Р. Х. Когда мы произносим Символ веры, то исповедуем веру «во Единого Бога Отца Вседержителя… и во Единого Господа Иисуса Христа, Сына Божия… и в Духа Святого, Господа животворящего…».

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Бог один, но троичен — разве можно это понять обычному верующему, а не богослову?

Чтобы помочь верующим приблизиться к пониманию тайны Святой Троицы, отцы Церкви предлагали аналогии из нашего, земного мира. Например, Григорий Богослов приводил примеры с солнцем, его светом и теплом, а также с водным источником, потоком и рекой; Василий Великий — с радугой, разделенной на полосы разного цвета; блаженный Августин — с человеческим умом, мыслью и словом; Дионисий Ареопагит — с тремя свечами, дающими единый свет. Но ко всем подобным «иллюстрациям», заимствованным из земного мира, нужно относиться как к очень несовершенным метафорам, понимая, что они неточно описывают отношения трех Божественных Лиц и не позволяют по-настоящему проникнуть в тайну Троического бытия.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Почему догмат о Троице так важен для христиан?

Если говорить совсем просто — потому, что он служит основанием христианского взгляда на мир, на то, что является движущей силой и смыслом нашей жизни.

Из Евангелия мы знаем: Бог есть любовь (1 Ин 4:8). Любовь — не просто одна из характеристик Бога, не просто Его отношение к сотворенным существам, а ключевой принцип Божественного бытия. Бог есть любовь всегда, Он был любовью еще до того, как сотворил мир, и останется любовью после того, как земля и все дела на ней сгорят (2 Пет 3:10). Существование мира — вовсе не обязательное условие для того, чтобы Бог был любовью. Он есть любовь уже Сам по Себе.

Но в любви всегда есть как минимум две стороны, любящие друг друга. И, если Бог действительно есть любовь, Он не может быть замкнутой в Самой Себе Личностью, как полагал, например, знаменитый философ и ученый Готфрид Лейбниц. Он должен быть по крайней мере Двоицей.

Нам привычна и понятна ситуация, когда двое любят друг друга. Но о Боге Священное Писание говорит нечто гораздо менее понятное: Он есть Троица и Он же есть любовь.

Может быть, нам будет немного легче в этом разобраться, если мы посмотрим на семью, в которой есть отец, мать и ребенок. Мать и отец любят друг друга, но не замыкаются друг на друге целиком, а щедро делятся этой любовью с третьим — ребенком (или с детьми, если их несколько).

Случается, что у супружеской пары нет детей, но и тогда их любовь может изливаться на кого-то третьего, будь то приемный ребенок, пожилые родители или даже какой-то посторонний человек, нуждающийся в помощи (именно так, раздавая себя нуждающимся, жили, например, бездетные великий князь Сергей Александрович Романов и его супруга Елизавета Федоровна).

Конечно, отношения между людьми нельзя впрямую проецировать на Божественную реальность. И все-таки пример с семьей показывает, что у подлинной любви не может быть «третьего лишнего».

«Триединство подразумевает равноправие более чем двоих, оно делает любовь совершенной», — подчеркивает профессор Московской духовной академии протоиерей Максим Козлов.

«Совершенная любовь есть парадоксальное единство двух фактов: с одной стороны, существования нескольких «Я», Которые любят Друг Друга, оставаясь раздельными, и, с другой стороны, высочайшей степени единства между Ними, — писал в XX веке известный румынский богослов протоиерей Думитру Станилоэ. — Не может быть никакого иного обоснования для любви в мире, ни иной цели существования мира, кроме существования совершенной вечной любви. Любовь в мире предполагает в качестве своего источника и цели вечную совершенную любовь между несколькими Божественными Лицами».

Исчерпывающим образом объяснить, почему Бог троичен, мы, конечно, никогда не сможем: человеческому разуму не постигнуть тайну Божественного бытия. Богословы всего лишь пытаются описать отношения трех Ипостасей теми словами, которые имеются в их распоряжении, и понять, что из этого следует для Церкви и для каждого христианина.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

О Духе Святом в Библии говорится намного меньше, чем об Отце и Сыне. Что мы все же можем о Нем сказать?

Дух Святой как Ипостась Святой Троицы для нас, очевидно, непознаваем. Зато Он познаваем как Тот, Кто действует в Церкви, совершает в ней таинства, приобщает верующих к Божественной благодати. «Когда мы говорим о духовности (в подлинно христианском смысле этого слова), то имеем в виду именно прикосновение к благодати Святого Духа», — обращает внимание протоиерей Максим Козлов.

Благодать эта, конечно, та же самая, что и благодать Сына и Отца, просто достигает она нас в Ипостаси Духа Святого.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

В Библии, кажется, совсем немного мест, на которые можно твердо опереться, утверждая, что Бог есть Троица?

Места, в которых говорится о Боге-Троице, все-таки есть — и в Новом Завете, и в Ветхом. Их действительно не так много, но это не значит, что у нас должно быть к ним меньше доверия, ведь истинность тех или иных положений христианского вероучения определяется не только количеством подкрепляющих их библейских цитат. Апостол Павел говорит: Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведности (2 Тим 3:16). А значит, одно-два упоминания в тексте Священного Писания уже вполне могут оказаться весомым аргументом.

В Ветхом Завете мы находим большей частью неявные указания, как бы намеки на то, что Бог триедин. Такой намек есть уже в самой первой строчке книги Бытие: В начале сотворил Бог небо и землю (Быт 1:1). В еврейском оригинале здесь использовано слово «Элохим» — дословно это значит «Боги», форма множественного числа от «Элоах» (Бог). А вот глагол «сотворил» («бара») стоит в единственном числе. Это уже похоже на подсказку: Бог и един, и множественен одновременно.

В той же книге Бытие есть один весьма красноречивый эпизод, получивший в библеистике наименование «гостеприимство Авраама». Он описывает случай явления Господа ветхозаветному праведнику Аврааму при дубраве Мамре в виде трех мужей (Быт 18). Авраам принимает Троих — и обращается к Ним единым именем «Господь». Именно это явление Господа изображено на иконах Святой Троицы, в том числе и на «Троице» преподобного Андрея Рублева.

Кроме того, говоря о ветхозаветных указаниях на троичность Бога, богословы обычно указывают на одно из видений пророка Исайи: вокруг престола Божия летают серафимы (особый чин ангелов) и прославляют Бога троекратным пением: «Свят, свят, свят Господь Саваоф! вся земля полна славы Его!» (Ис 6:3).

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

А что говорится о Троице именно в Новом Завете?

В книгах Нового Завета о трех Лицах Бога прямо говорится только в двух местах. Во-первых — в Евангелии от Матфея. Воскресший Христос заповедует апостолам: Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа (Мф 28:19). Богословы традиционно обращают внимание на то, что речь здесь идет об одном имени, а Лиц названо три.

И, во-вторых, — в Первом послании святого апостола Иоанна Богослова. В этой книге есть стих: Ибо три свидетельствуют на небе: Отец, Слово и Святый Дух; и Сии три суть едино (1 Ин 5:7). Правда, с этими строками есть сложность — в оригинальном тексте Послания их, возможно, не было. Во всяком случае, их нет ни в одной из древнейших сохранившихся рукописей Нового Завета на греческом языке — ни в Синайском кодексе, ни в Ватиканском (оба датируются IV веком), ни в Александрийском (V век). Древние отцы Церкви, за немногочисленными исключениями, этот стих не цитировали. Поэтому сегодня многие западные издания Нового Завета выходят без этих слов.

Есть, впрочем, достаточно весомые аргументы и в пользу подлинности этого стиха, замечает доктор теологии, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета протоиерей Олег Давыденков. Установлено, в частности, что спорные строки содержались в так называемой Итале — старолатинском переводе Библии, выполненном во II-III веке с греческого оригинала. Содержится этот стих и во многих сирийских и армянских древних манускриптах. В середине IV века на него ссылался святитель Афанасий Великий, а несколько позже — святитель Григорий Богослов.

Не исключено, что из греческих рукописей эти строки исчезли стараниями ариан, предполагает отец Олег. Арианами назывались последователи александрийского еретика Ария, который считал Иисуса Христа не Богом, а лишь высшим из Божиих творений. Несколько десятилетий IV века ариане играли главенствующую роль в той части Церкви, которая располагалась в восточной Римской империи, в том числе на территориях Греции и нынешней Турции. На Западе же арианская ересь никогда не имела серьезной поддержки. Возможно, именно поэтому в старом латинском переводе Библии и в тех переводах, которые выполнялись с латинского, строчки о «трех небесных Свидетелях» сохранились.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

И это всë, что есть о Троице в Новом Завете?

Нет, далеко не всë. Мы поговорили только о прямых новозаветных указаниях на троичность Бога. А есть и много косвенных, но не менее важных.

Например, во всех Евангелиях говорится о Крещении Господа Иисуса Христа в реке Иордан, во время которого произошло уникальное событие — явление всей Святой Троицы. В виде белого голубя на Иисуса Христа сошел Дух Святой, а с небес возгремел глас Бога Отца: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение (Мф 3:17). В честь этого события Церковь установила особый праздник, который так и назвала — Богоявление (или Крещение Господне), а в его тропаре — особом песнопении, объясняющем значение празднуемого события, — провозгласила: «Когда Ты, Господи, крестился во Иордане, открылось поклонение Пресвятой Троице: ибо глас Отца свидетельствовал о Тебе, называя Тебя возлюбленным Сыном, и Дух в виде голубя подтвердил истинность этого слова» (русский перевод церковнославянского текста).

Правда, описывая это событие, евангелисты не называют Духа Святого Богом, но Его Божественное достоинство неоднократно подчеркивается в других новозаветных книгах.

Во время прощальной беседы с учениками Господь Иисус Христос называет Духа Святого другим Утешителем, Который пребудет с апостолами вовек и научит… всему (Ин 14:16, 25). Этим же словом παράκλητος (в данном случае переведенном как «Утешитель») Христос несколько ранее назвал Самого Себя.

В книге Деяния святых апостолов Петр обличает Ананию, попытавшегося обмануть своих собратьев по христианской общине, и говорит: Для чего ты допустил сатане вложить в сердце твое мысль солгать Духу Святому и утаить из цены земли. Ты солгал не человекам, а Богу (Деян 5:3, 4).

Для апостола Павла выражения «храм Божий» и «храм Духа Божия» — синонимы: Разве вы не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас? (1 Кор 3:16).

Есть в Священном Писании и много других мест, свидетельствующих о Духе Святом как самостоятельном Лице Пресвятой Троицы. И уж тем более в Новом Завете нет недостатка в свидетельствах о Божественности Иисуса Христа.

Иногда приходится слышать, что все такие свидетельства собраны в одном месте — Евангелии от Иоанна: именно здесь Спаситель говорит Я и Отец — одно (Ин 10:30), видевший Меня видел Отца (Ин 14:9), здесь Он принимает исповедание апостола Фомы Господь мой и Бог мой! (Ин 20:28)…

Будь даже это Евангелие единственным основанием нашей веры в Божественное достоинство Господа Иисуса, сама вера от этого никак не пошатнулась бы. Но на самом деле такие свидетельства рассеяны по всему Новому Завету.

Вспомним хотя бы притчу о Страшном суде, в которой Сам Христос, именующий Себя Сыном Человеческим, восседает на престоле славы, оказывается Судией всех народов и Повелителем ангелов (Мф 25:31–46). Вспомним фрагмент Евангелия от Луки, когда Спаситель исцеляет десять прокаженных и, удивляясь, что только один из них вернулся поблагодарить Его, произносит: Не десять ли очистились? Где же девять? Как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника? (Лк 17:17–18). Вспомним, наконец, апостола Павла, который пишет галатам, что Евангелие, которое он благовествует, не есть человеческое, ибо он принял его и научился не от человека, но через откровение Иисуса Христа (Гал 1:11–12), колоссянам — что во Христе обитает вся полнота Божества телесно (Кол 2:9–10), и римлянам — что Христос есть «сущий над всем Бог, благословенный во веки» (Рим 9:5).

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Получается, чтобы вывести из Библии учение о Троице, надо соединять друг с другом выдержки из разных книг, да и само слово «Троица» придумать… Нет ли здесь натяжки? Не «додумываем» ли мы за авторов Священного Писания?

Действительно, сам термин «Троица» в Священном Писании отсутствует. Судя по всему, впервые его использовал, говоря о Боге, святой Феофил Антиохийский, живший в середине II века по Р. Х.

Но учение о Троице — далеко не единственное, вызывающее подобные затруднения. И в IV столетии, когда христиане заговорили о «единосущии» Лиц Пресвятой Троицы, и в V веке, когда отцы Халкидонского Собора сформулировали учение о «неслитном, нераздельном, неразлучном и неизменном» единении человеческой и Божественной природ в воплотившемся Сыне Божием, возникали сомнения: а вправе ли богословы использовать понятия, которых — в буквальном смысле — нет в Священном Писании?

«Это серьезное затруднение для той части протестантов, которых принято называть фундаменталистами: нет в Библии — значит, так нельзя и сказать, — говорит протоиерей Максим Козлов. — Но мы исходим из того, что церковное Предание — такой же источник Божественного Откровения, как и Священное Писание. И критерий истинности Предания — непротиворечие зафиксированных в нем догматических формулировок библейскому тексту. Не буквальное соответствие, а именно непротиворечие. Если мы будем руководствоваться этим принципом и одновременно помнить, что Церковь есть Тело Христово и всë мистически глубокое в ее истории совершается Духом Святым, — тогда не менее важное значение для нас приобретут свидетельства первых христианских авторов — богословов, мучеников, отцов и учителей Церкви. А для них учение о троичности Бога было недискуссионным уже во II-III столетии».

В богословских спорах последующих эпох оттачивалась точность формулировок, обсуждалось, какие именно места Священного Писания указывают на троичность Бога, но сам принцип триединства Божия Церковь не подвергала сомнению никогда. Это один из немногих вопросов, по которым у православных, католиков и протестантов никогда не было разногласий.

Редакция «Фомы» благодарит за помощь в подготовке материала председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви, профессора Московской духовной академии протоиерея Максима Козлова и проректора Православного Свято-Тихоновского Богословского института протоиерея Николая Емельянова.

Источник

Святая Троица в Библии: триединство как природа Бога

Человеческим разумом Бог не постижим, но из любви к своему творению, Бог открывается и являет Себя человеку в трёх Лицах. Три божественных Лица это – Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой. Эти три Лица имеют единую Божественную природу, но в то же время имеют особую собственную личностность. Учение о Троице, что Бог един, но в трёх лицах, в Священном Писании конкретно не излагается. В Библии вообще мы не находим слово ”Троица“. Тем не менее, для Христианства это является одним из важнейших учений и оно основано на свидетельствах из Священного Писания.

Учение о Троице позволяет ярче раскрыть и понять сущность Бога, взаимоотношения, какими они могут быть и какими должны быть между Богом и человеком. Учение о Троице, это вообще отличительный признак Христианства. Ни одна мировая религия, кроме Христианства, не учит, что Бог един, но в трёх лицах и каждое лицо Божественно. Это весьма важная составляющая нашей христианской веры. Учение о Троице помогает лучше раскрыть сущность Бога; кто есть Бог, каков Он, каково Его отношение к человеку, как человек может приближаться к Богу?

Следующий фактор значимости и важности учения о Троице, это вопрос, касающийся Иисуса Христа; кто Он? Действительно ли Он Бог? Действительно ли Он является носителем Божественной природы? Во все времена шли и идут споры вокруг личности Иисуса Христа и Его природы. История знает немало утверждений, что Христос не Бог, Он просто человек. Иные считали, что Богом Он стал во время крещения или даже после воскресения. А до этого Он был обычным человеком, хотя очень умным и добродетельным.

Священное Писание повествует нам о нескольких Божественных тайнах. Это тайна Боговоплощения. «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тим.3,16). Апостол Павел говорит ещё об одной тайне: «Поэтому оставит человек отца своего и мать и прилепится к жене своей, и будут двое одна плоть. Тайна эта велика; я говорю по отношению ко Христу и к Церкви» (Еф.5:31-32). Вопрос триединства Бога или Бога в трёх лицах относится одной из величайших тайн Божиих. Данный вопрос вызывает немало споров в среде теологов, а различные понимания и взгляды, по вопросу триединства Бога, продолжают жить и в наше время.

Замечательно по этому поводу высказался доктор Эйден Тозер: «Некоторые люди, отвергающие всё, что они не могут объяснить, отрицают, что Бог триедин. Пристально глядя на Всевышнего своим холодным и спокойным взглядом, они думают, что не может быть, чтобы Он был одновременно и Одним, и тремя. Эти люди забывают, что вся их жизнь окутана тайной. Они не думают о том, что любое реальное объяснение, даже простейшего явления природы, скрыто во мраке, а объяснить это явление не легче, чем тайну Божества». Но, не смотря на то, что в Библии не существует ясного и конкретного учения о Троице, мы утверждаем, что существует Библейское обоснование понимания Бога, как Бога единого, но в трёх лицах.

Библия вполне ясно и определённо учит, что Бог неделим. Библейский Бог един: “Господь, Бог наш, Господь един есть” (Втор. 6:4). Этими словами утверждается Единобожие. Существует только один Бог, сотворивший всё и давший жизнь, всякому живому существу. Никто и никогда не сможет встать рядом и сравниться с Богом Авраама, Исаака и Иакова. Бог сказал Моисею: “Я есмь Сущий” (Исход. 3:14). Другими словами, Я был, есть и буду. Апостол Павел утверждает истину, что есть только один Бог. Он пишет в послании Тимофею: “Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеком, человек Христос Иисус” (1Тим. 2:5-6). Десять заповедей, которые были переданы Богом Моисею, начинались словами: “Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства. Да не будет у тебя других Богов пред лицом Моим” (Исх.20:2-3). Бог ревнитель – истинный Бог. Только Он – Бог Авраама, Исаака и Иакова. История Израиля полна примеров, когда Бог – Иегова, показывал Своё абсолютное превосходство над всем тем, что другие народы считали своими богами. Уникальное отличие Бога Израиля и нашего Бога от всех других, так называемых богов, показывает апостол Павел. Он просто говорит, что все другие боги, это идолы и они для нас ничто, но у нас один Бог! Он пишет: “Итак, об употреблении в пищу идоложертвенного мы знаем, что идол в мире ничто и что нет иного Бога, кроме Единого. Ибо хотя и есть так называемые боги, или на небе или на земле, — так как есть много богов и господ много, — Но у нас один Бог Отец, из Которого все, и мы для Него, и один Господь Иисус Христос, Которым всё, и мы Им” (1Кор. 8:4-6).

Вместе с этим есть немало Библейских текстов, которые показывают нам три лица Бога. Это лицо Бога Отца, лицо Бога Сына и лицо Бога Духа Святого. Например, при крещении Иисуса мы отчётливо видим участие всех трёх лиц Божества в данном акте. Иисус Христос принимает крещение, на Него сходит Дух Святой в виде голубя и Отец свидетельствует с неба: “Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором, Моё благоволение” (Мтф. 3:16-17). Это ясно просматривается так же и в повелении, Иисуса Христа, данного своим ученикам: “Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына, и Святого Духа” (Матф.28:19). Данный текст, мне кажется, особенно важным и значимым в силу того, что он прозвучал из уст самого Господа. Это не повеление апостола Павла, не постановление Церковного Собора, это указание Господа, где упоминаются все три лица Божества. Итак, мы рассмотрели этот вопрос в свете Нового Завета. Между тем и в Ветхом Завете есть тексты, на основании которых, мы можем сделать заключение о Боге, как о Боге в трёх лицах или о Боге во множественном лице. Например, в книге Бытие сказано: “И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию Нашему” (Быт.1:26). А Исайя говорит, что однажды он услышал голос Господа говорящего: “Кого Мне послать, и кто пойдёт для Нас?” (Ис.6:8). Слова “Сотворим, Нашему и Нас” – слова множественного числа. Это явное указание на несколько Лиц.

Какое же свидетельство мы имеем в Писании, что все три лица суть едины? Какое есть свидетельство в Писании, что мы имеем дело с триединым Богом?

Во-первых, необходимо отметить, что все три ипостаси несут в себе Божественную природу. Божественность Отца ни у кого не вызывает сомнения. Всё Писание говорит о Нём, как об Отце Небесном, подчёркивая этим самым Его Божественность. “Отец ваш небесный” (Мтф.6:26). У нас “один Бог Отец” (1Кор.8:6). Божественность Отца подчёркивается также Его свойствами: Всемогущество. “Я Бог Всемогущий” (Быт.17:1). Господь, обращаясь к Иеремии, говорит: “Я Господь всякой плоти. Если что невозможное для Меня?” (Иер. 32:27).

Он всеведущ и вездесущ. Всеведущий – значит всё знающий и обо всём осведомлённый. Вездесущий – везде успевающий побывать, во всём принимающий участие. “О, бездна богатства и премудрости и ведения Божия! Как непостижимы судьбы Его и неисследимы пути Его” (Рим.11:33). Давид восклицает: “Куда пойду от Духа Твоего и от лица Твоего куда убегу?” (Псал.138:7). “Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно” (Матф.6:4). Эти места Священного Писания говорят о Боге, которому во всякое время и на всяком месте всё ведомо и известно.

Он беспределен. Это значит, что нет пределов, ограничивающих Бога. Он Бог, которого невозможно измерить, Он безмерен. “Поистине, Богу ли жить на земле? Небо и небо небес не вмещают Тебя” (3Цар. 8:27).

Наш Бог — нетленный Бог. Нетленный, в смысле вечный, никогда не исчезающий. “И славу нетленного Бога, изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пресмыкающимся” (Рим.1:23). Это лишь немногие качества Бога Отца, которые говорят о Его Божественности.

Таинственный и Всемогущий

В древние времена славяне, греки и другие народы поклонялись языческим идолам и божествам. Боги Войны, Огня, Солнца, Воды, Любви были существами эмоциональными, человекообразными, суровыми, и жестокими, но зато такими понятными… Когда человечество оборотилось в христианство, религиозный мир узнал о другом Боге. О Любящем Творце, создавшем землю и ее обитателей, о том, Кто из огромной и всепрощающей любви к людям послал на землю Своего Единородного Сына, который взял на себя грехи всего мира. Милостивый Бог еврейского происхождения завоевал миллионы сердец. Ведь таким и должен быть Господь: прощающим, справедливым и добрым. Только один факт не дает людям и скептикам покоя. Он селит разногласия среди различных конфессий, порождает массу споров и дискуссий — это личность Триединого Бога.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Отрицание Троицы

Учение Свидетелей Иеговы всячески отвергает триединство Творца. Они с насмешкой относятся к библейским стихам, указывающим на этот момент, и трактуют на собственный лад Священное Писание. В принципе, им это сделать несложно. Дабы уберечь разум прихожан от таких «сумасбродных мыслей», последователи Кальвина соорудили «свою» Библию, которая называется «Переводом Нового Мира». В ней отрицается триединая сущность Иеговы, что лишает Творца некой таинственности и божественности. Вседержитель Свидетелей Иеговы не обладает теми качествами, которые имеются у «Триединого» Творца. По их словам, Господь не обладает «вездесущностью». Для этого нужно иметь личность Святого Духа, которая, по их словам, отсутствует у Иеговы.

Триединство Бога вызывает язвительный смех у «кальвинистов», называющими Троицу «многобожием».

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

По их мнению, Всевышний не отличается ничем от человека, помимо «вечной плоти» и других чудес. Но что говорит Библия? Что Бог Триедин — Отец, Сын и Святой Дух.

Библейские упоминания о Триединой личности Творца

Если внимательно прочитывать и изучать тексты из Священного Писания, то можно обнаружить массу стихов, описывающих неповторимую личность Господа.

Первое упоминание о Триедином Боге написано в 1 главе книги Бытия. Выглядит оно следующим образом:

И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

Триединая сущность Бога присутствовала при сотворении мира и человечества. И Отец, и Сын, и Дух Святой — неотделимая Личность одного целого.

Евангелие о Троице

В Новом Завете встречается много упоминаний Триединого Бога. В 1 главе Евангелие от Иоанна написаны такие слова:

В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог.

Словом в Новом Завете называют Иисуса Христа. Эта фраза подтверждает личность Отца и Сына как единое целое.

Собственно, при рождении и зачатии проявился Бог в трех лицах: Отец послал Марии Святого Духа, и она зачала Сына.

Ангел сказал Ей в ответ: Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим.

Когда Иисусу исполнилось 30 лет, Он начал свое служение среди людей. Однажды Он пришел крестится к Иоанну Крестителю. Во время водного крещения Святой Дух спустился на Христа в виде голубя и с неба раздался громоподобный голос, возвещающий людям: «Се есть Сын мой возлюбленный, в котором мое благоволение».

На фото — один из ярких примеров, представляющий каждый из ликов Триединого Бога.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Х Р И С Т А.

По вопросу Божественности Иисуса Христа всегда были разные мнения. Одни утверждали Его Божественность, другие категорически отрицали. Так известное учение Гностицизма утверждало, что у Господа Иисуса Христа, была только видимость плоти. У Него было не реальное человеческое тело, а призрачное, иллюзорное. Но данное утверждение абсолютно не соответствует Библейскому учению о воплощении. Тело Господа Иисуса Христа было материальным и реальным. Иисус Христос, подобно всем людям, переживал усталость, утомлённость, жажду и голод. Об этом ясно говорит Священное Писание: Искушение Иисуса в пустыне (Матф.Гл.4). Беседа Христа с Самарянкой у колодца (Иоан.Гл.4).

Итак, тело Иисуса Христа, не было призрачным или иллюзорным. То есть, воплощение Бога в человека было подлинным. Иоанн пишет: “Слово стало плотью” (Иоан.1:14). Он не пишет, что слово стало в какой-то степени похожим на плоть, Оно стало плотью.

В противоположность Гностицизму, существовало мнение, что Иисус Христос не имел Божественной природы. Высшей формой отрицания Божественности Христа стало Арианство, эта ересь была осуждена на Никейском и Константинопольском Соборах в 325 и 381 годах.

Арианство – еретическое учение, отрицающее Божественность Иисуса. Сторонники этой ереси учили, что Сын не вечен, не существовал до рождения, не был безначальным. Основателем был Арий, пресвитер из Александрии.

Доктор Мартин Ллойд – Джонс пишет в своей книге: “Бог Отец, Бог Сын” Стр. 232. “Обратите внимание, я не сказал, что с рождением Иисуса Назаретского в Вифлееме появилась новая личность. Это не так. Данное утверждение – явная ересь. Согласно доктрине о воплощении, вечная, вторая, личность Троицы вошла во время и пространство этого мира, облеклась в человеческую природу, родившись младенцем, прожив человеческую жизнь, явившись в подобии плоти греховной” (Рим.8:3).

Младенец в утробе матери и в яслях Вифлеема был беспомощным младенцем, подобно любому новорождённому, но Он, в это же самое время, был вторым лицом Святой Троицы. Это никак непостижимо умом человеческим. Сам Иисус свидетельствует о Своём существовании, прежде рождения в яслях Вифлеема. Он говорит: “Прежде, нежели был Авраам, Я есмь” (Иоан.8:58). Вот это Слово, ставшее Плотью, в лице Иисуса Христа, Иоанн видит началом всего вообще, он видит Его источником жизни. “Всё через Него начало быть” (Иоан.1:3). “Он есть рождённый прежде всякой твари” (Кол. 1:15). Более того, Христос свидетельствует о своей едино сущности Отцу. “Я и Отец одно” (Иоан.10:30). Многократно Он говорит: “Я в Отце, а Отец во Мне, и Отец, пребывающий во Мне, творит дела” (Иоан.14:10). Божественность Христа, и Его едино сущность Отцу замечательно подтверждается в словах апостола Павла к Тимофею. “Бог явился во плоти” (1Тим.3:16). Бог не может потерять своей Божественной природы, но, вместе с этим, Он явился в человеческой плоти и принял образ человека. Коль Бог не может потерять Своей Божественной природы, значит явившийся нам во Христе, Он сохраняет Свою Божественность.

Обладая всей полнотой Божества, Иисус Христос совершает божественную деятельность в своём земном служении: “Он прощает грехи” (Лук.5:21). “Он спасает грешников” (Иоан.10:9). Иисус Христос “даёт жизнь вечную” (Иоан. 10:27-28). “Он судит” (Матф.25:31-36). Иисус Христос так же обладает всеми свойствами и качествами, какими обладает Бог Отец. Он вездесущ. “Ибо, где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них” (Мтф.18:20). Он всемогущ. “Сей, будучи сияние славы и образ ипостаси Его и держа всё словом силы Своей, совершив Собою очищение грехов наших, воссел одесную (престола) величия на высоте” (Евр.1:3). Сам Иисус Христос сказал Иоанну на острове Патмос: “Я есмь Альфа и Омега, начало и конец … Первый и Последний … Который есть, и был, и грядёт, Вседержитель” (Откр.1:817) и т. д. Итак, Христос есть Сын Божий и вечный образ невидимого Бога. Евр. 1,3. “В Нём обитает вся полнота Божества телесно” (Кол.2:9). Доктор Мартин Ллойд – Джонс пишет: “Сын начал Своё существование не в Вифлееме. Он пришёл из вечности, из лона Самого Бога и, приняв особую форму, вошёл в земную жизнь, во время, в историю” (Бог Отец, Бог Сын стр. 232).

Сила или Дух?

Свидетели Иеговы, желая материальным умом постичь личность Создателя, возводят теорию, по которой Дух Триединого Бога является не личностью, а силой. При создании мира Библия говорит о том, что Дух Божий носился над водой, на что «кальвинисты» выдвигают предположение, что «сила Божья распростерлась над гладью водяной».

Однако Иисус Христос еще много тысяч лет назад «не разделял» мнение Свидетелей Иеговы, рассказывая ученикам об особом «Утешителе», который будет дан им после Его вознесения.

Никто не мог понять о ком велась речь, а Христос говорил именно о третьей личности Бога — Святом Духе, который будет «наставлять, ободрять, утешать.»

Эти факты спустя столетия дают понять христианину, почему Бог Триедин.

Божественная личность Святого Духа

Последователи Христа в день Его вознесения долго смотрели в небо, ожидая, что вернется их любимый Учитель или появится Утешитель, но так никого и не увидели. Кроме мужей небесных — ангелов. Именно они повелели им последовать словам Христа, нести Его свет и учение людям.

А ровно через 10 дней будущие апостолы ощутили появление третьей личности Всевышнего — Утешителя, Святого Духа. Он «горел» в каждом из них языком пламени, наделяя учеников великой мудростью, способностью исцелять, воскрешать, понимать и разговаривать на незнакомом доселе наречии и языке. С первыми христианами стали происходить удивительные вещи. Они стали подобны своему Учителю! Сбылось произнесенное слово Создателем в день сотворения Адама: «сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему». Апостолы являли собой сверхлюдей, подобных своему Господу. С ними теперь был Утешитель, и Он продолжал творить чудеса Иисуса, пребывая в последователях Христа.

На протяжении всего существования Вселенной Триединый Бог являлся человечеству в трех ипостасях.

Вначале как Отец, Создатель, Вседержитель Сущий — Иегова. Он обращался к пророкам и определенным мужам в сновидениях, в горящем кусту, на горе Синай, через письмена и ангелов небесных. Его никто никогда не видел, но о Его могуществе и славе, справедливости и суровости слагали легенды, составляли собственное мнение о Вездесущем Творце. Господь невидимой рукой совершал чудеса, подтверждающие Его существование: кормил евреев небесной манной, воскресил сына вдовы, погасил огонь жертвенника Илии, послав дождь с небес, чем раздосадовал языческих пророков. Невидимая рука Создателя раздвинула Черное море на две половинки, проложив длинную и безопасную дорогу через дно морское для еврейского народа.

Невидимый Создатель совершал дивные дела и люди верили в Его существование. И боялись Его.

Иисус Христос явил человечеству Иегову как Любящего и Милостивого. О таком Господе говорят: «Бог есть Любовь».

Иисус кормил людей и совершал для них всевозможные чудеса: исцелял больных и хромых, давал зрение слепым. Он изгонял бесов и нечистую силу из «бесноватых» людей, демонстрировал прощение и безусловную любовь. Христос не отделял людей от богатых и бедных, святых и грешных. С пониманием и милостью отнесся к женщине, взятой в прелюбодеянии.

Спустя тысячи лет забавно наблюдать за библейскими персонажами, которые пытались поставить Иисуса Христа в неловкое положение, задав ему каверзный вопрос, не подозревая, что простой сын плотника, стоящий перед ними, обладает Высшим Разумом и Мудростью, являясь второй личностью Триединого Бога, Спаситель демонстрирует безусловную Божью любовь, всепрощение и принятие каждого грешника независимо от его злодеяний. Во время жестокой казни, превозмогая ужасную боль и муки, Христос взывает к небу: «Отче! Прости им, ибо не знают, что делают.» Он испытывает страдания, но любящее сердце Господа замечает раскаявшегося разбойника и тут же ободряет его: «Сегодня же будешь со мною в раю».

В Евангелие от Луки описан один интересный момент, когда Иисус перед взятием под стражу молится в Гефсиманском саду. С небес спустился ангел и поддержал Его. Не голос Отца, не Дух Святой, а небесный слуга спустился с небес к Нему. Как величественно в своей простоте выглядит Сын Божий, добровольно отдавший себя на растерзание людей. Святость Бога сконцентрировалась на Сыне человеческом в момент Его пожертвования.

Воскресший Спаситель неузнаваем в новом теле. Он светится божественной славой и внутренним покоем. Он выполнил миссию, явив человечеству Любовь, Милость и Прощение грехов.

Идолопоклонство

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Идолопоклонство имеет свои корни и семя. Просто так человек не становится идолопоклонником. Сначала он нарушает заповедь, а затем приходит плод.Ещё во времена Моисея произошла одна история.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Понимаете, что произошло? Они считали, что человек Моисей вывел их из рабства. И когда его не стало рядом – они начали паниковать. И решили сделать себе бога, тельца. И провозгласили – вот твой бог. Выглядит ужасным, если не увидеть в этом обычного поведения человека.

Думаю, вы не раз видели, что люди вешают подковы, одевают талисманы, молитвы на бумажках кладут в кошельки, одевают крестики, оставляют номера машины прежние, хранят первый рубль или доллар…. Очень похоже, не правда ли? Человек пытается ОПИСАТЬ, ОБЪЯСНИТЬ, МАТЕРИАЛИЗОВАТЬ свой успех, удачу. И потом начинает поклоняться этому. Именно поэтому Бог пытался уберечь людей от СОЗДАНИЯ ОБРАЗОВ БОГА, от идолопоклонства.

Изображение в трех лицах

Церковь Триединого Бога проповедует Троицу и объясняет суть значения Божественной личности. Творец, находясь в трех ипостасях, имеет «равное божественное сотрудничество». Каждая из личностей равна другой, нет среди них «ни наименьшей, ни наивысшей». Заблуждением считать, что личность Сына меньше личности Отца.

На многих рисунках и иконах изображают Иисуса молодым парнем, а Отца-Бога — древним старцем. Дух Святой нарисован в виде голубя. Такие картины не имеют нечего общего с библейским образом Отца, Сына и Святого Духа. В Откровении апостола Иоанна существует описание Бога-Отца, которое не имеет нечего общего с внешностью старца. По сути только у Сына человеческого — Иисуса Христа — существовал возраст и характерные мимические черты лица, так как Он был распят в 33 года. У Бога-Отца возраста не существует. На картине Его могли изобразить молодым, сияющим Царем, моложе Спасителя — и это было бы весьма правдоподобно.

Вот как описывает апостол Иоанн в откровении внешний вид Иеговы:

И увидел я отверстое небо, и вот конь белый, и сидящий на нем называется Верный и Истинный, Который праведно судит и воинствует.

Очи у Него как пламень огненный, и на голове Его много диадем. Он имел имя написанное, которого никто не знал, кроме Его Самого.

Он был облечен в одежду, обагренную кровью. Имя Ему: «Слово Божие».

И воинства небесные следовали за Ним на конях белых, облеченные в виссон белый и чистый.

Из уст же Его исходит острый меч, чтобы им поражать народы. Он пасет их жезлом железным; Он топчет точило вина ярости и гнева Бога Вседержителя.

На одежде и на бедре Его написано имя: «Царь царей и Господь господствующих».

Господь говорит, что является «Альфой и омегой, началом и концом, был распятым и воскресшим».

Триединый Бог в христианстве имеет три равноправные ипостаси — и у каждой из них существует особая характеристика:

Все три Личности выполняют «свою функцию» во веки веков, являя собой Единственного Живого Любящего Творца.

Один протестантский миссионер описывает толкование «Бог Триедин», сопоставляя божественную личность с водой. Вода может переходить из одного состояния в другое.

Как три абсолютно разных по формуле и состоянию веществ находятся в «одном целом»? Демонстрируем пример с куском льда. Поставим кастрюлю на горячую плиту и положим в нее лед. При нагревании лед будет таять, образуя воду и пар. В кастрюльке представлены «три облика одного существа»: лед, вода, пар. К тому же показаны одновременно.

С В Я Т О Г О.

Теперь рассмотрим вопрос, касающийся божественности Духа Святого. Святой Дух – это божественная личность. Это личность, с которой мы имеем самые непосредственные отношения. По этой причине нам следует более тщательно изучать Его природу, действия и работу в нас и с нами. В принципе, Божественность третий ипостаси Божества — Духа Святого, вытекает из признания единосущия Сына и Отца. Но, тем не менее, это требует логического и тем более, Библейского обоснования.

Некоторые видят разницу между Духом Божьим, Духом Иисуса и Духом Святым. Однако Библия учит, что есть только один Дух. “Одно тело и один Дух” (Еф.4:4). Дух Божий и Дух Христа, есть Святой Дух. Он один и тот же. Подтверждение этому находим в словах апостола Павла. “Но вы не по плоти живёте, а по духу, если только Дух Божий живёт в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его” (Римл.8:9). “Соединяющийся с Господом есть один дух с Господом, и тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа” (1Кор.6:17-19). Проводя одну и ту же мысль, апостол Павел, тем не менее, употребляет разные выражения. Дух Божий, Дух Христов, Дух Господень, Дух Святой. Это явно указывает на то, что это один и тот же Дух. Здесь не может быть никакой ошибки, ибо автор Библии — Дух Святой, вдохновлявший разных писателей. Дух Святой управлял ими так, что они не допустили ни одной ошибки, нет никаких противоречий во всей Библии, хотя все 66 книг Библии, писали разные люди и в разное время. Это удивительно. Итак: Отец – есть Бог, Сын – есть Бог, значит Дух Отца и Сына – есть тоже Бог.

Писание ясно и определённо говорит о Божественности Духа Святого. Дух Святой обладает Божественными свойствами. Он вездесущ: “Куда пойду от Духа Твоего”. (Псал. 138:7). Он всемогущ: “Пошлёшь Дух Твой, созидаются” (Псал.103:30). Всезнание, так же является, свойством Духа Святого. “Дух всё проницает, и глубины Божии” (1Кор.2:10). Это есть доказательства Божественности Духа Святого. Ибо Он обладает теми же качествами, или атрибутами, что и Бог Отец. Далее, Дух Святой, как Сила Всевышнего, участвовала в рождении Иисуса Христа через деву Марию (Лук.1:35). Так же Дух Святой проявляет великую божественную силу, ибо Он изменяет человеческие сердца, возрождая их к новой и святой жизни. И ещё одно подтверждение данной истины. Апостол Пётр, обличая Ананию, говорил: “Для чего ты допустил сатане, вложить в сердце твоё мысль, солгать Духу Святому, и утаить из цены земли? Ты солгал не человекам, а Богу!” (Д. Ап. 5:3-4). В данных словах апостол Пётр отождествляет Бога Отца с Духом Святым, тем самым показывает и утверждает божественность Духа Святого. Приведённые места Писания наглядно опровергают взгляды Ариан, которые отрицали Божественность Духа Святого (Арий – Александрийский пресвитер, живший в 4 веке).

Говоря о божественности Духа Святого, следует подчеркнуть и то, что Дух Святой является личностью. Не только на заре Христианства, но и в наше время, есть убеждение, что Дух Святой, это просто сила, или определённое влияние, которое может проявляться в виде дуновения ветра и т.д. К примеру, упомянутые ранее Социниане, последователи Социна, учили, что Дух Святой, это просто божественная сила, но не личность. Это неверное понимание приводит к тому, что сегодня немало тех, преимущественно в харизматическом движении, кто учит, что нам нужно больше этой “силы”, чтобы творить чудеса и всякого рода знамения. Писание же учит, что нужно больше смирения, чтобы Дух Святой мог руководить нами, употреблять и совершать чрез нас своё дело. То есть не мы употребляем Его, а Он употребляет нас, как Ему угодно. Доказательством того, что Дух Святой есть личность, является также и то, что Он обладает волей, ибо “дары Он раздаёт, как Ему угодно” (1Кор.12:11). Он может говорить. “Дух сказал Филиппу” (Д. Ап. 8:29). Он ходатайствует за нас. “Он ходатайствует за Святых по воле Божьей” (Рим.8:26-27). Духу Святому можно солгать, (Д.Ап.5:3). Ему можно противиться (Д.Ап. 7:51). Его можно оскорбить и похулить (Матф. 12:31,32). Более того, Дух Святой, принимает непосредственное участие в спасении грешников. Он обличает в грехе, указывает на Христа, как на Спасителя, на Его жертву и кровь. Он ведёт к покаянию и даёт силу покаяться. Он совершает в дальнейшем величайшее дело устроения духовного дома в каждом человеке, принявшем верою Иисуса Христа. Чарльз Сперджен говорил: “Благословенное дело – проповедовать спасение Иисуса Христа. Но не упоминать о роли Святого Духа в спасении – это зло. За нас уплачен выкуп, но только благодаря Духу мы узнаём об искуплении. Нам дана драгоценная кровь, но без Святого Духа мы никогда бы не смогли очиститься ею через веру и покаяние” (12 проповедей о Святом Духе. Стр. 124). Исходя из выше сказанного, совершенно очевидно, что в Священном Писании Святой Дух, Дух Христов и Дух Божий, это один и тот же Дух, Который является Божественной Личность.

Итак, это удивительная и непостижимая разумом человека, истина. Три Божественных Лица: Бог – Отец, Бог – Сын и Бог – Дух Святой, в сути своей, это один неделимый Бог! Притом всегда следует иметь в виду, что это триединство, базируется на равноправном единстве всех трёх лиц. Может сложиться впечатление, что все три лица, хотя и едины, но они не равны. Например, сам Иисус однажды сказал: “Отец Мой больше Меня” (Иоан.14:28). Также Иисус неоднократно подчёркивал, что Он делает исключительно то, что скажет Ему Отец, что Он творит только Его волю (Иоан.8:28-29). Тем не менее, слово Божие учит нас, что “Христос, не почитал хищением быть равным Богу” (Фил.2:6). Апостол Павел так же пишет: что “во Христе, обитает вся полнота Божества телесно” (Кол.29).

Тем не менее, существует объяснение и этому кажущемуся противоречию. Во время Вселенских Церковных Соборов, когда шли споры о божественности Иисуса Христа, Отцы Церкви написали: “Равный Отцу в Своей Божественной Сущности; менее Отца в своей человеческой сущности” Бог воплотился в образ человека, Он стал сыном человеческим, но это отнюдь не означает, что Он потерял Божественную природу. Он не проявлял её, но Он не мог потерять или отречься от Божественной сущности. Конечно же, это есть величайшая тайна до конца, непостижимая.

Иконы и Троица

Триединый Бог в православии — Личность единосущная и неразделимая. Догмат о троице Господа содержит сокровенность, непостижимую человеческим умом. Павел Флоренский говорил о Триединстве Сущего как о «кресте для людского разума».

Христианину следует отвергнуть сомнительные рассуждения о Святой Троице, отречься от человеческого разумения и с верой в сердце внимать Священному Писанию.

Название иконы Триединого Бога звучит как «Живоначальная Троица» преподобного Андрея Рублева. В произведении основными фигурами служат ангелы, сидящие в кругу, одинаковые по значимости и внешнему виду. Эта икона считается раскрытием духовной сути Троицы. На полотне каждый из ликов Триединого Бога не имеет никаких отличий в облике.

Ранее в Большом Московском соборе был внесен запрет на изображение Троицы, в частности Бога-Отца, которого «никто никогда не видел».

В XVI веке Стоглавый Собор принял решение, что писать иконы разрешается по греческим образцам, или подобно Рублеву — не отделяя равенство Троицы друг от друга.

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Это символическая икона, в центре которой представлены три святые фигуры, молчаливо склоненные перед столом. На поверхности стола находится чаша, отображающая муки спасителя Христа, которые он готов понести за спасения человеческого рода. В емкости лежит голова тельца, указывающая на жертвенность поступка.

Икона Триединого Бога несет наставление человеку для праведного пути и отхода от грешных дел. «Святая Троица» помогает очистится от грехов, начать новую жизнь, полную благоговения и святости, добрых дел и милости Божьей. Образ поддерживает того, кто нуждается в помощи, помогает преодолеть переживания и неприятности.

Название икон с изображением Триединого Бога:

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Молитва Триединому Богу

Для христианина огромное значение имеет молитва — разговор с Создателем. Обращаясь к Господу, человек славит Его Имя, раскрывает свое сердце и душу, приносит нужды, переживания в руки Божьи и благодарит за Его участие в своей жизни. Постигая Троицу, обращенный к Всевышнему человек задумывается над тем, какой должна быть молитва Триединому Богу.

Когда ученики обратились к Иисусу с пожеланием: «Учитель, научи нас молится!», Христос рассказал молитву, которую знает весь современный мир:» Отче наш».

Отче наш, сущий на небесах! Да святится имя Твое; Да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и на земле, как на небе; Хлеб наш насущный дай нам на сей день; И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим; И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь.

В этой молитве не упоминался ни Сын Божий, ни Дух Святой. На тот момент Спаситель не раскрывал свою божественную Личность и не доносил информации о третьем лице Бога — Святом Духе. До распятия Иисуса много информации о планах и сущности Всевышнего оставалось в тайне.

В деяниях апостолов наблюдаются изменения в молитвах первых христиан. В конце обращения к Богу всегда добавляется: «Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа».

В молитве Иисуса Христа идет прямое обращение к Отцу: «Отче наш», но несколько раз, проповедуя народу царствие Божие, Эммануил делает акцент на следующих моментах: «…о чем не попросите Отца Моего во Имя Мое: даст вам».

Учитывая тот факт, что три ипостаси являются равноправными в личности Триединого Бога, важно, к кому именно человек будет обращаться. Но так как Иисус показал пример обращения к Отцу, христиане молятся именно так:» Отец», «Отче наш». Многие молятся Творцу так: «Боже», «Господи», «Бог мой, Иисус Христос».

Заканчивают молитву словами:» Отец, Сын и Дух Святой».

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Триединство Бога

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Природа нашего небесного Бога всегда будет оставаться для нас тайной. Человеческому разуму в силу его ограниченности не охватить всего, что связано с Богом. И всё же, будучи ограниченными, мы можем прикоснуться к этой тайне. И прикоснувшись, через это небольшое исследование, мы извлечем драгоценные уроки и увидим, как вечный Бог любит нас и ведет к спасению.

Вот слова, с которых начинается первая глава Священного Писания: «В начале сотворил Бог небо и землю. Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:1-2). Слово «Бог» в этом тексте звучит на еврейском языке как «Элохим». Это существительное множественного числа.

В Библии есть и другие примеры того, как Бог говорит о Себе во множественном числе (и это не есть степень величия).

Таким образом, Господь открывает нам, что Бог хоть и Один, но Он в то же время не одна личность! Это трудно понять человеческой логикой. Но кто сказал, что логика человека – надежный путеводитель? Поэтому за разъяснением лучше обратиться к Священному Писанию.

Бог – Сын

1) У Бога есть Сын. Многие знают историю рождения Иисуса Христа на Земле. Но это было лишь воплощением Сына Божьего, Который существовал вечно. В Библии о Христе сказано: «Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, – все Им и для Него создано» (Колосянам 1:15-16). Когда мы читаем этот стих, мы видим, что Иисус Христос – это образ Бога невидимого. Если о человеке сказано, что он был только лишь сотворен по образу Божьему, тогда как о Иисусе сказано, что Он есть Сам образ Бога. При чтении словосочетания «рожденный прежде всякой твари» можно подумать, будто Иисус Христос когда-то был рожден Богом Отцом или сотворен Им как первое творение. Но оригинальные рукописи Нового Завета и ранние, и поздние свидетельствуют, что такое толкование будет ошибочным.

«Рожденный прежде всякой твари» буквально переводится как «первенец всякого творения» или «первопричина всякого творения». Слово «первенец» имеет в данном случае оттенок не факта рождения, а факта положения и превосходства. То есть Христос имеет особое уникальное положение пред сотворенными существами во Вселенной. Он не был рожден, но Сам является Творцом, о Котором говорит первая глава книги Бытие. Иисус Христос – Творец всего на земле и небесах: «Всё Им и для Него создано».

2) Эту же мысль подтверждают первые строки Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть… И Слово стало плотию, и обитало с нами» (Иоанна 1:1-3, 14). Иисус Христос – это воплощенное Слово Бога. Обратите внимание, о Христе сказано, что Он был у Бога (или с Богом) и Он же (Слово) был самим Богом. Об этом ясно свидетельствует Священное Писание.

3) Не нуждаются в комментариях относительно Божественности Иисуса Христа и следующие Библейские тексты: «Их и отцы, и от них Христос по плоти, сущий над всем Бог, благословенный во веки, аминь» (Римлянам 9:5) «И беспрекословно – великая благочестия тайна: Бог явился во плоти» (1Тимофею 3:16); «Тогда сказали Ему: кто же Ты? Иисус сказал им: от начала Сущий, как и говорю вам» (Иоанна 8:25).

4) В книге пророка Исаии записаны слова, в которых Господь Бог говорит о Себе как о единственном Боге: «Так говорит Господь, Царь Израиля, и Искупитель его, Господь Саваоф: Я первый и Я последний, и кроме Меня нет Бога, ибо кто как Я?» (Исаия 44:6,7). Задавая вопрос «Кто как Я?», Он как бы подчеркивает, что другого подобного Ему не существует. И эти же слова повторяет Иисус Христос в книге Откровение: «Се, гряду скоро, и возмездие Мое со Мною, чтобы воздать каждому по делам его. Я есмь Альфа и Омега, начало и конец, Первый и Последний» (Откровение 22:12,13). Следовательно, Иисус Христос является в равной мере Личностью Божества, как и Его Отец. Если бы это не было так, тогда все слова Иисуса Христа можно было бы расценить как богохульство.

5) Иисус Христос назван в Писании Единородным Сыном Бога (Иоанна 3:16). Что это означает? Единородный – по-гречески «моногенез» – указывает не на рождение, а на естество, природу, сущность и уникальность. «Монос» в переводе – один, «генез» – гены, род. Таким образом, у Иисуса Христа с Богом Отцом одни и те же «гены», один род, одна и та же сущность. О чем это свидетельствует? Об уникальности Иисуса Христа. Поясним это на примере человеческой семьи. Если взять мужчину, женщину и ребенка и спросить, кто из них является человеком, то всякий ответит, что человеком является каждый из них: и мужчина, и женщина, и ребенок. Все они равны друг другу по своей природе, так как все они люди. Но не у всех одинаковое положение, статус. Ребенок подчиняется взрослым, а из взрослых – жена повинуется мужу. Но это не должно вводить нас в заблуждение. Дело в том, что занимаемый человеком ранг не ставит его на ступень выше или ниже другого по сущности. Ребенок, несмотря на то, что он повинуется родителям, всё же был и остается человеком, таким же, как и его мать или отец. Так и с Иисусом Христом. Несмотря на то, что Иисус Христос назван Сыном Божьим, Он по своей природе Бог равный Отцу. Поэтому Иоанн и говорит о Нем: «Сей есть истинный Бог и жизнь вечная» (1 Иоанна 5:20). Когда же Иисус Христос принял человеческое естество, то этим воплощением Он значительно унизил Себя. Именно это имел ввиду Иисус Христос, когда сказал ученикам: «Мой Отец более Меня» (Иоанна 14:28). Это говорил Он о Своем положении, в котором оказался на земле. Но по своей природе Иисус Христос всегда был и оставался равным Отцу, иначе Иоанн никогда бы не назвал Иисуса Христа Единородным Богу Сыном.

6) «Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек» (Филиппийцам 2:6,7). Почему Иисус Христос не почитал за хищение быть равным Богу? Вывод очевиден: Иисус Христос не стремился превознести Себя до равенства Бога Отца, просто потому, что Он был равен Богу Отцу. Термин «образ» – греческое «морфе» – обозначает такое внешнее проявление, которое соответствует сущности (то есть абсолютное подобие). Мы видим, что Иисус Христос – само абсолютное подобие Бога. После уничижения в Себе подобия Божьего, Он «сделался подобным человекам». Итак, Иисус Христос, будучи полностью Богом, стал полностью человеком.

Бог – Святой Дух

Некоторые думают, что Дух Святой – это просто Дух Бога, проявляющийся как через Него Самого, так и через Его Сына. Но, обозревая все, что открыто в Библии о Святом Духе, весьма очевидно, что Святой Дух является Личностью. Любая личность характеризуется тем, что обладает чувствами, разумом и волей, позволяющими принимать самостоятельные решения.

Священное Писание подтверждает, что Дух Святой может:

1. Говорить и руководить: «Дух сказал Филиппу: подойди и пристань к сей колеснице» (Деяния 8:29).

2. Запрещать: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедывать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деяния 16:6,7).

3. Учить: «Утешитель же, Дух Святый, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам» (Иоанна 14:26).

4. Утешать: «И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек, Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет» (Иоанна 14:16,17).

5. Пророчествовать: «Ибо никогда пророчество не было произносимо по воле человеческой, но изрекали его святые Божии человеки, будучи движимы Духом Святым» (2 Петра 1:21).

6. Давать дары: «Но каждому дается проявление Духа на пользу. Одному дается Духом слово мудрости, другому слово знания, тем же Духом; иному вера, тем же Духом; иному дары исцелений, тем же Духом» (1 Коринфянам 12:7-9).

Дух Святой имеет:

Иисус Христос, давая поручение своим ученикам перед вознесением, сказал: «Итак, идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа» (Матфея 28:19). Таким образом, Он подтвердил Божественность Святого Духа и Его равенство двум другим Личностям Божества – Отцу и Сыну.

Поистине природа Божества уникальна. Под словом «Бог» следует понимать Трех Личностей, составляющих небесное правление и действующих в такой совершенной гармонии, единстве и любви, что Они составляют из себя одно целое.

Евгений Седов

Газета «Сокрытое Сокровище» № 6 (110) июнь 2006 г.

Единственный Творец

Триединство Бога — тема интересная и загадочная. С одной стороны, Библия говорит, что Господь Един, с другой — Триедин. Разные понятия о личности Сущего порождают появление различных деноминаций. Бог Един или Триедин — вопрос, терзающий миллионы умов.

Если рассматривать синодальный перевод Библии, имеющий авторитет среди христианских конфессий, то в конце концов придется согласиться с непреложной истиной: Бог Един. Един, потому что единственный. Слово «Един» подразумевает единственного Творца, равному которому нет нигде. Не существует Зевсов, Ярило и остальных мифологических личностей и языческих кумиров, только Он — Единственный Господь и Создатель.

Но личность Божья необыкновенна. Также говорится в Библии — Бог Триедин. Со страниц Ветхого и Нового Завета проявляются деяния трех Божественных личностей.

У Господа три лица, три ипостаси, три «роли» в жизни человека: Создатель, Спаситель и Утешитель.

Возможно, это и является основным ответом на вопрос, почему Бог Триедин.

Вывод

Церковь триединого бога что это такое. Смотреть фото Церковь триединого бога что это такое. Смотреть картинку Церковь триединого бога что это такое. Картинка про Церковь триединого бога что это такое. Фото Церковь триединого бога что это такое

Мы говорили о праздных словах. Это не просто слова о погоде или спорте. Это слова, ведущие к учению, к заблуждению. Подумайте сами. Если каждое слово имеет значение и Бог спросит нас за то, что мы говорим и учим, то может, стоит в своих проповедях, быть ближе в тексту Библии? Не прибавлять туда ничего.

Нам открыт путь во святилище, в Царство Бога. Там есть свой язык, как в любой стране. И мы видим, что Бог часто в Слове напоминает нам, что нельзя говорить, а что можно. Знание языка важно, чтобы быть согражданами святым и своими Богу. А не чужестранцами.

Перестаньте употреблять слова, которые не имеют отношения к Слову.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *