Церковь всех святых что на кулишках
Церковь Всех Святых на Кулишках
Главная резиденция московских чертей
С церковью Всех Святых на Кулишках связано много чертовщины. Считается, что здесь находятся «чертовы кулички», ведь раньше это фактически была граница Москвы, а слово «кулишки» означало «на краю земли».
Храм Всех Святых расположен возле так называемого Васильевского луга при впадении Яузы в Москва-реку. Этот луг и прилегающие к нему земли в старину называли Кулишками или Кулижками (Кулигами).
На древнерусском это значило прибрежные участки земли, которые использовали для сенокоса. Но сейчас выражение «к черту на кулички» значит «очень далеко, неведомо куда, в глухомань». Это переделка более старого выражения «к черту на кулижки». Она появилась после подмены слова «кулижки» в значении «лесные полянки, острова на болоте».
На самом деле церковь на этом месте была задолго до Куликовской битвы — еще в 1367 году. Да и слово «кулишки» упоминается в названии еще нескольких церквей в округе.
Храм Всех Святых на Кулишках пострадал в 1612 году, так как рядом с ним стояли пушки народного ополчения Минина и Пожарского. В 1687 церковь отстроили заново.
Храм Всех Святых на Кулишках мог бы остаться неприметным для истории, если бы не Чумной бунт 1771 года.
К этой церкви была приписана Боголюбская часовня у Варварских ворот Китай-города. В разгар эпидемии чумы одному человеку приснилось, будто болезнь наслали на Москву в наказание за то, что надвратную икону Варварских ворот недостаточно почитают. Этот сновидец уселся у ворот, и начал рассказывать о своем видении и собирать деньги на «всемирную свечу». Эти рассказы поддержал и священник Всехсвятского храма на Кулишках. Молва разнесла вести по Москве, и возле Варварских ворот собралась толпа жаждущих приложиться к иконе. Это усилило распространение болезни.
Тогда церковные власти решили убрать икону с ворот Варварской башни Китайгородской стены. В ответ на это москвичи зазвонили в колокол на Набатной башне. Так начался бунт.
В 1930 году церковь Всех Святых на Кулишках закрыли. Ее хотели снести, но приспособили под нужды органов госбезопасности. О характере использования можно судить по тому, что в 1994 году в подвале церкви нашли останки расстрелянных.
В 1991 здание вернули Русской Православной Церкви, а в память о расстрелянных у стены подвала установили крест с изображениями новомучеников.
Сейчас храм Всех Святых на Кулишках отреставрирован. В нем разместилось подворье Александрийской Православной Церкви, а среди святынь есть список редкой чудотворной иконы Божией Матери «Экономисса».
По легенде, когда в Афонском монастыре святого Афанасия был голод, и монахи начали покидать обитель, сам Афанасий задумал уехать. Неожиданно ему встретилась женщина. Она назвалась Божией Матерью, пристыдила его за маловерие и приказала вернуться, пообещав, что станет домоустроительницей монастыря. Когда монах вошел в обитель, он обнаружил, что закрома полны хлебом. С тех пор в Афонской Лавре нет эконома, потому что экономиссой считается сама Богородица. А в память о чудесной встрече написали икону «Экономисса или Игуменья горы Афонской».
О храме
Храм Всех святых, что на Кулишках, был воздвигнут в княжение Великого князя Московского Дмитрия Ивановича, поименованного Донским, в память о победе на Куликовом поле над татаро-монгольским воинством под предводительством Мамая.
Перед Куликовской битвой князь обратился за благословением к Троице, к преподобному Сергию Радонежскому на великую брань с грозным врагом.
Святой старец сказал Димитрию: «…Бог тебе да будет помощником, победишь врага, над государством твоим довлеющего… Ждет его погибель, а тебя слава от Господа». Димитрий опустился на колени, и преподобный Сергий осенил его крестом. Помощниками князю преподобный дал двух монахов-схимников — Александра, прозываемого Пересвет, и Андрея, по прозвищу Ослябя, и повелел им готовиться, а вместо тленного щита и шлема возложил преподобный Сергий на них схиму.
«Настал месяца сентября 8-й день — великий праздник Рождества Богородицы. Было туманное утро. Укрепив полки, снова вернулся под свое знамя Великий князь. И вот полки двинулись вперед. Передовой полк ведет князь Димитрий Всеволодович да брат его, князь Владимир Всеволодович. А с правой руки полк ведет Николай Васильевич с коломенцами, а с левой руки полк ведет Тимофей Валуевич с костромичами. Многие полки ордынцев бредут со всех сторон, от множества войска нет им места. Мамай, выехав на высокое место с тремя приближенными, наблюдает начало кровопролития.
Уже близко друг к другу подходят сильные полки, и тогда выехал злой печенег, перед всеми доблестью похваляясь. И увидел его Александр Пересвет, монах, который был в полку Владимира Всеволодовича, и выступил из рядов и сказал: «Этот человек ищет подобного себе, я хочу с ним переведаться.» И был на голове его куколь, вооружен он схимою по повелению игумена Сергия. Бросился на печенега, сказав: “Игумен Сергий, помоги мне молитвою!” И ударились крепко копьями, едва земля не проломилась под ними, и свалились оба с коней, и скончались.
Закончилась битва. Мамай с остатками войска обратился в бегство. Повсюду высились горы убитых. К великокняжескому знамени подтягивались те, кто остался в живых. Когда же все собрались, увидели, что Великого князя Московского Димитрия Иоанновича нет среди них. Его отыскали лежащим без памяти под срубленным деревом. Вокруг высилась груда тел. Доспехи на нем были все изрублены. Князя привели в чувство, сообщили о победе. Стал осматривать он Куликово поле. Страшное зрелище открылось перед Великим князем. Глубоко опечаленный, то и дело останавливал он коня возле павших «другов и братьев». Сам считал число убитых и, прощаясь с ними, сказал:
Остался князь Великий за Доном «на костях» еще на восемь дней. Тела христиан в землю погребал. Особо знатных воинов отвезли в их уделы и удельные столицы.
После последних погребений на Куликовом поле князь и войско русское, перейдя через Дон, направились домой. Вернулись в Москву на великий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. «Митрополит Киприан со всем священным собором встретил Великого князя в Андрониковом монастыре. И возжелал Димитрий слушать литургию и молился Богу за дарованную победу перед иконой Спаса Нерукотворенного. Вышел князь Димитрий с братией своей из монастыря… И встретила князя жена с двумя сыновьями во Фроловых воротах».
По всему пути народ встречал полки Великого князя Димитрия с ликованием. Праздник стоял на Руси: одолели наши проклятых ордынцев! Слава Московскому князю Димитрию Иоанновичу! Слава героям-воинам! Гудели колокола, торжествовали русские люди! Великий князь «сотворил по победе пиршество». Соратников своих одарил «каждого по силе и по достоинству». С тех пор и прозвали князя Димитрия Иоанновича — Донским. С тех пор не смотрела больше Русь на Орду, как на силу несокрушимую, как на иго вечное.
После победы на Куликовом поле Великий князь Димитрий Донской решил поставить в Москве храм Всех Святых — храм-памятник всем небесным покровителям воинов Куликовской битвы. Место для памятника Димитрий Иоаннович выбирал очень тщательно. Предполагают, что, возможно, храм-памятник было решено возвести на месте другого, достаточно древнего, но к тому времени обветшавшего деревянного храма.
Храм-памятник освятили в честь всех святых, потому что каждый погибший герой был наречен именем своего небесного покровителя, а в сражении пали многие тысячи, и не было никакой возможности упомянуть всех. Свершилось это в 1380 году.
Храм Всех святых расположен к востоку от исторического центра Москвы – Кремля, вдоль древней дороги (линия современных улиц Варварки-Солянки), связывающей Москву с Владимиром, Рязанью, Коломной. Он стоит близ так называемого Васильевского луга, располагавшегося при впадении р. Яузы в Москва-реку. Этот луг, а так же прилегающие к нему земли в древнее время назывались Кулишками или Кулижками. Кулижками (Кулигами) на древнерусском языке назывались участки земли по берегам рек, близ излучин, которые использовали для сенокоса.
Местность эта примечательна еще тем, что вблизи нее находился древний московский торг, который существовал еще до возникновения Московского Кремля, а возможно, и в дохристианскую эпоху. Древние поселения, располагавшиеся на территории современного города Москвы (находившиеся в Заяузье, Заречье и Зарядье) по берегам рек Москвы и Яузы, обслуживали переправу на торговом пути «из варяг в греки». Удобная переправа-брод была известна издревле и находилась в месте впадения реки Яузы в Москва-реку, поскольку обе реки здесь были неширокими и мелкими.
Деревянная постройка храма 1380 года не дошла до наших дней. Фрагменты этого первоначального деревянного храма вместе с захоронениями XV-XVI веков были обнаружены при археологических раскопках 1978-1979 гг. Письменные источники упоминают о Всехсвятском храме с 1488 г., и по весьма скорбному случаю. При описании сильнейшего пожара в Москве, летописец пишет: «…на девятом часу дни загорелася церковь Благовещение на Болоте, и оттого погорело от города до Кулишки, мало не до Всех Святых…». Деревянный храм неоднократно горел в пожарах 1493 г. и 1547 г.
Новое здание храма
В конце XVI – начале XVII века возводится существующее ныне здание храма. Он построен с использованием фундаментов и нескольких рядов кирпичной кладки прежнего храма 1380 года.
Изготовленный из красного большемерного кирпича с золотой главкой на фоне бездонного московского неба, современный храм был совсем не похож на маленькую деревянную церковь, спешно построенную в XIV веке после великого сражения.
В первой половине XVII века храм представлял собой одноапсидный кубический объем, окруженный с трех сторон галереей на подклетах. В 1662 г. к его юго-восточной части был пристроен небольшой Никольский придел. Ранее существовавший при храме придел пророка Наума размещался в южной части главного алтаря. После пожара 1688 г. переложили пострадавшие свод и главу четверика, растесали окна, пристроили трапезную и колокольню. При этом верхний ярус галереи был разобран, а нижний включен в объем подклета трапезной части. После пожара 1737 г. остатки галереи заложили, и перестроили трапезную. На протяжении XVII-XIX веков храм неоднократно обновляли.
Согласно Клировым ведомостям XVIII века церковь описывалась так: «Ивановского сорока (благочиния) церковь приходская во имя Всех Святых, что на Кулишках, каменная, в твердости, с двумя приделами Николая Чудотворца и Пророка Наума, утварью достаточна».
Подклет храма изначально и продолжительное время служил усыпальницей. Захоронения ХV-ХVI веков обнаружены в абсиде (этим, возможно, объясняется существование входного проема в северной части абсиды прежнего здания).
В 1620-1630-х годах хоронили под полом галерей, где обнаружено несколько белокаменных резных надгробий тех лет с именами погребенных (например, подьячего Приказа каменных дел Ивана Кольцова и другие). Среди могильных плит одна принадлежит подключнику Хлебного двора первой половины XVII века Абухову.
В ходе археологических раскопок второй половины XX века ниже горизонта каменного строительства найдены четыре яруса погребений в дубовых долбленых колодах, относящиеся к ХV-ХVII векам.
Храм в истории освобождения Москвы от польско-литовских интервентов
В мае 1606 года через Варварские ворота Китай-города везли в Убогий дом тело убитого во время народного восстания Лжедмитрия. По преданию, в это время «поднялась ужасная буря», которая «сорвала на Кулишке крышу с башни ворот, едва мертвеца через них провезли».
Во время осады Москвы войсками Второго Нижегородского ополчения земских ратей осенью 1612 года у церкви Всех Святых на Кулишках стояли пушки, из которых били по Китай-городу и Кремлю, где тогда засели польско-литовские интервенты.
Приходской храм – спасительный ковчег
В 1781 году на территории Всехсвятского прихода проживали и имели землевладения и домовладения дворяне: Коллежская Советница Варвара Чирикова, Тайный Советник Дмитрий Федорович Алфимов, Полковник Калужского наместничества Александр Николаевич Чириков, граф, сенатор, тайный советник и разных орденов Кавалер Александр Иванович Строганов, гвардии майор Александр Иванович Анненков. А также всякого звания приходские люди.
«Мужеска пола душ в приходе храма 72, женска — 75, обоего пола — 147. Раскольников в этом приходе никого не имеется».
Разорение Москвы в 1812 году и участь храма
В неприятельское нашествие 1812 года «церковь Всех Святых на Кулишках вся выгорела, в ней ничего не осталось». Обгоревший Всехсвятский храм приписали к Киро-Иоанновской на Солянке церкви (ныне утраченной).
В 1813 году началось медленное восстановление храма Всех святых. В теплой церкви возрождены два иконостаса, колонны в них вновь вызолочены. Из числа известных образов поврежденными оказались образ свт. Николая Чудотворца и пророка Наума. Сохранилось «несколько напрестольных Евангелий, крестов серебренных, вызолоченных, образ Всех Святых, образ Благовещения Божией Матери, на нем риза серебренная, вызолоченная, в которой весу 90 золотников, образ Боголюбской Божией Матери, на котором риза медная посеребренная, образ Кира и Иоанна, образ Владимирской Божией Матери с жемчужным венцом».
Возрождение
К 1829 году церковь Всех святых на Кулишках была практически восстановлена и украшена, а в 1845 году освящена и «утверждена была стать зимнею для церкви св. безсреб. Кира и Иоанна».
Восстановлено было и недвижимое имущество, находящееся при Всехсвятской церкви (церковные каменные лавки, погреба). Земли при храме погостной было 211 кв. саженей.
Церкви Всех святых, что на Кулишках, вследствие Указа из Московской Духовной Консистории был передан очень почитаемый москвичами Образ Боголюбской Божией Матери, что помещался на башне у Варварских ворот, «который с давнего времени находился в ведении Московского Приказа общественного призрения, но в 1842 году по прописанному указу поступил в ведение церкви Всех святых, что на Кулишках.
В 1860 году указом Московской Духовной Консистории от 18 февраля церковь Всех святых на Кулишках обращена опять в приходскую и самостоятельную. А «бывшая прежде самостоятельною приходская церковь св. безсреб. Кира и Иоанна на Солянке стала приписной к сей церкви»…
В 1861 году в храме были обновлены стенная живопись и иконы. Московский цеховой Павел Николаевич Щепатов написал для храма несколько икон лучшим греческим письмом.
В 1864 году был произведен капитальный ремонт в церковном доме.
В начале XX века при храме имелось церковноприходское училище, где в должности учителей проходили члены причта Всехсвятской церкви.
В храме Всех Святых проходили свое пастырское служение известнейшие протоиереи Москвы, в их числе протоиерей Иоанн Федорович Загорский, Николай Никитович Дроздов (родной племянник святителя Филарета (Дроздова).
Тяжёлые страницы истории храма в советский период
История Русской Православной Церкви советского периода — это история гонения на веру. После 1917 года началась ликвидация храмов и монастырей. Церковные учреждения были лишены прав юридических лиц. В 1918-1920 годы были ликвидированы все духовно-учебные заведения, монастыри, православные общества, богоугодные заведения. В 1922 году под лозунгом помощи голодающим Поволжья было проведено изъятие церковных ценностей. Древние иконы, драгоценные оклады, церковная утварь, камни, колокола рекой потекли за границу.
Репрессии 1930-х годов унесли жизни сотен тысяч православных священно-церковнослужителей и мирян.
Храм Всех святых на Кулишках был закрыт в 1931 году. Богослужения в нём не возобновлялись до 1991 года. От полного разрушения, которого не избежали многие древние храмы Москвы, его спасла лишь прямая связь с Куликовской битвой, решающим сражением конца XIV века, в котором силы русских княжеств впервые выступили сплоченно против общего внешнего врага.
Часовня в Варварской башне Китайгородской стены была упразднена, разрушена была и сама древняя стена Китай-города. Икона Боголюбской Божией Матери с Варварской башни после закрытия храма в 1931 году была утрачена. Но остатки башни у Варварских ворот сохранились и по настоящее время. Основание башни из белого камня видно в переходе при выходе из станции метро «Китай-город» на улицу Варварку. На камнях башни помещена мемориальная доска, на которой написано, что это остатки одной из башен Китайгородской стены.
В 1950-х годах Всехсвятский храм был отремонтирован с внешней стороны. В 1967 году внутри храма помещалось строительно-монтажное управление. В 1970-е годы храм был полностью отреставрирован снаружи и в 1970-1980-х годах отдан под Гастроль-бюро филиала Москонцерта.
В 1990 году здание храма было отдано Музею истории и реконструкции Москвы.
Новое возрождение
В конце 1991 года Всехсвятский храм возвращен Русской Православной Церкви. В журнале Московской Патриархии за этот год, в частности, сообщалось, что «в день кончины К. С. Родионова, умершего на 99-м году жизни, двоюродного брата архиепископа Иоанна (Шаховского) Сан-Францисского и сына известного московского архитектора, настоятель церкви Рождества Богородицы в Капотне игумен Мартирий (Вагин) отслужил панихиду в возрождающемся храме Всех святых на Кулишках».
На протяжении двадцати лет, с 1999 по 2019 год настоятелем храма являлся Высокопреосвященнейший митрополит Киринский Афанасий, представитель Патриарха Александрийского при Московском Патриаршем престоле, много потрудившийся над возрождением и благоустройством храма, храмовой территории и прилегающих зданий.
С ноября 2019 года обязанности настоятеля Всехсвятского храма исполняет протоиерей Сергий Звонарёв.
Всехсвятский храм – больше чем памятник архитектуры
Кто может исчислить всех прихожан, которые молились во Всехсвятской церкви со времен благоверного князя Димитрия Донского до наших дней? Сколько поколений благочестивых жителей столицы молилось в стенах храма Всех святых на Кулишках, сколько миллионов восковых свечей горели перед ее святыми ликами? Сколько раз малиновый звон больших колоколов наполнял пространство Славянской (бывшей Варварской) площади небесными переливами звука?
Столь древнему храму мал статус «памятника архитектуры», он больше и значительней чем старинная церковь, неразрывно связанная незримыми узами с судьбой нашего Отечества. Ведь победа Димитрия Донского на Куликовом поле повлияла на ход европейской истории.
Храм Всех святых находится на Славянской площади, где расположен памятник просветителям славянских народов, равноапостольным Мефодию и Кириллу, часовня в память о воинах, сражавшихся за независимость балканских славянских народов.
Храм Всех святых не только архитектурный памятник и место поминовения всех воинов, павших за единство и спасение Отечества, но и памятник побед нашего Отечества, отразившихся на судьбах мира.
О храме
Во Всехсвятском храме находятся почитаемые как в Греции, так и в России святыни, привезенные из Киккского монастыря, расположенного на горе Киккос в северо-западной части острова Кипр.
Это два мощевика: большой, в виде продолговатой раки, и малый, округлой формы, увенчанный высокой крышкой с крестом.
В большом, в виде продолговатой раки-ковчега, помещены частицы мощей древних святых угодников:
В малом мощевике, округлой формы, почивает частица мощей святителя Николая Чудотворца.
Каждое воскресенье эти ковчеги со святыми мощами износятся для всеобщего поклонения, а после Божественной литургии перед ними совершается водосвятный молебен.
Всякий христианин молится своему небесному покровителю — тому святому угоднику, чье имя он носит. Вечером каждого понедельника в нашем храме совершается акафист всем святым перед мощами древних угодников Божиих. Таким образом, совершая по понедельникам молебное пение в честь всех святых, мы воздаем должное поклонение и своему святому.
Одним из особо чтимых в народе святых является преподобный Серафим Саровский. И жизнью, и молитвенным предстательством подвижник Саровский близок душе православного человека, он незримо пребывает с ним в его страданиях, испытаниях и упованиях.
25 ноября 1825 года Пресвятая Богородица в сопровождении святителя Климента и святителя Александрийского Петра явилась преподобному Серафиму Саровскому. Выйдя из затвора по повелению Божией Матери, Преподобный, зная прошедшее и провидя будущее, давал духовные советы, исполненные премудрости и добра.
Преподобный Серафим особо почитаем и в нашем храме. Каждый вторник в вечернее время перед древним образом этого угодника Божьего читается акафист.
В храме находится список иконы Божией Матери, именуемой «Киккской». На древнем киккском образе Пресвятой Богородицы, написанном святым апостолом и евангелистом Лукой, удостоившимся Ее благословения и облагодатствованном Ею, Пресвятая Дева изображена держащей Богомладенца, Сына Своего, на правой руке. Этот иконографический извод называется «Елеуса», то есть «Милостивая». Позже эта икона стала называться Милостивой-Киккской.
Вечером каждую среду в храме Всех святых на Кулишках совершается акафист Пресвятой Богородице в честь иконы Её «Киккская».
Особое почитание во Всехсвятском храме воздаётся святителю и чудотворцу Николаю, архиепископу Мирликийскому.
При совершении над будущим святителем Таинства священства, епископ, исполненный Духа Святого, пророчески предсказал народу великое будущее этого угодника Божиего:
При жизни своей святитель Николай был благодетелем рода человеческого; не перестал он им быть и после своей смерти. Господь сподобил его честное тело нетления и особой чудотворной силы. Мощи его начали — и продолжают, по сей день — источать благоуханное миро, обладающее даром чудотворения. И ныне, возлежа частицей своих святых мощей в храме Всех святых на Кулишках, он, как и встарь, принимает верующих с любовью и радушием, являясь для сирот отцом, для нищих — питателем, для плачущих — утешителем, для притесненных — заступником.
Церковь Православная чествует память святителя Николая не только 19 декабря и 22 мая, но и еженедельно, каждый четверг.
Так и в московском Всехсвятском храме каждый четверг в Никольском приделе перед чтимым образом святителя Николая можно приложиться к частице его святых мощей: ковчег выносится для поклонения после окончания Божественной литургии и пребывает в храме до 20:00. Вечером этого дня совершается акафист угоднику Божьему.
Из Ватопедского монастыря со Святой Горы Афон храму Всех святых на Кулишках передана в дар как благословение икона – список с чудотворного образа Божией Матери «Всецарица». Образ Богоматери «Всецарица» прославился многими чудесами и исцелениями от тяжелых недугов. Особенно усердно верующие люди молятся Божией Матери перед этой иконой с просьбами о помощи в лечении онкологических заболеваний.
Каждую пятницу на нашем храме совершается вечерня с чтением акафиста Пресвятой Богородице перед иконой Её «Всецарица». По окончании богослужения всем желающим раздается освященный елей из лампады от этого чтимого образа.
Во Всехсвятском храме также находятся и другие известные и почитаемые святыни: