Церковный раскол связан с тем что ответ

Церковный раскол: причины, ход событий и последствия

Содержание:

Что привело к церковному расколу?

В середине XVII века патриарх Никон провел ряд реформ в русской церкви. Реформы Никона были направлены на изменение древних церковных традиций. В результате случился церковный раскол.

Причины

Преобразования в русской православной церкви произошло по следующим причинам:

Предстоящие перемены патриарх обосновывал различиями между греческой и русской православными церквями. Никон назвал русскую церковь не полностью канонической.

Богослужебные книги тоже подлежали исправлению в соответствии с греческими образцами.

Ход событий

После того как собор в 1654 году одобрил предложение Никона, патриарх приступил к делу. Изменения шли стремительно. Никон требовал от народа немедленного отказа от старых обычаев и принятия новых. От таких резких перемен народ отказался.

Церковный собор

В 1667-1668 состоялся Церковный собор. Сам Алексей Михайлович поддержал реформу. В результате было вынесено 2 решения:

Все несогласные отличались от церкви, предавались анафеме и подвергались репрессиям со стороны власти. Началась настоящая идеологическая война. Самым влиятельным противником нововведений был Аввакум Петров.

Последствия

Общество разделилось. Сторонников нововведений стали называть никонианами, а тех, кто не принял реформы – раскольниками-старообрядцами.

Оставшиеся старообрядцы делали всё, чтобы сохранить традиции. Но они подвергались преследованиям со стороны государства. В 1682 году был заживо сожжен Аввакум.

Некоторые из последователей традиций сжигали себя сами в знак протеста. Старообрядцы не сдавались из-за преследований, они проявили удивительную духовную стойкость.

После смерти царя Алексея, при царевне Софье, преследования стали еще ожесточеннее.

Появления старообрядчества ослабило влияние православной церкви на народ и подорвало внутреннюю силу страны.

Источник

Церковный раскол: дата, причины и итоги события

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Раскол в Русской православной церкви произошел в 17 веке, а начался он в Москве в 1650 годах. Он имеет тесную связь с реформами, проводимыми патриархом Никоном. Реформы были направлены на то, чтобы внести в богослужебные книги, печатавшиеся в Москве, и в часть обрядов изменения. Цель этих изменений – унификация с греческими канонами.

Реформы церкви в 17 веке

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Осуществление реформ происходило при участии царя Алексея Михайловича и при его поддержке. А также при поддержке некоторых других патриархов из православных. Реформирование было подтверждено постановлениями, принятыми рядом соборов. Они проходили в Москве в период с 1650 по 1680 годы.

У реформ появились противники, которые позже стали называться старообрядцами. Их на Московских соборах 1656 и 1666 года и на Большом Московском соборе, состоявшемся в 1667 году, предали анафеме. Она коснулась тех, кто придерживался крестного знамения двумя перстами.

Эти события положили начало старообрядческому расколу в русской церкви. Появились группы старообрядцев, которые впоследствии были разделены на многочисленные согласия. Вследствие церковного реформирования, повлекшего за собой раскол церкви на Руси в 17 веке, наступило и противостояние внутри русского народа. Последствия его окончательно не преодолены и по сей день.

Причины проведения реформы

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Прежде чем приступить к рассмотрению церковного раскола 17 века, следует изучить причины проведения реформы. Обсуждать необходимость реформы церковной жизни начали в 1640 годы.

Тогда в столице была создана группа под названием «Кружок ревнителей благочестия». Участниками кружка являлись представители духовенства. Они выступили за то, чтобы церковные тексты и правила богослужения были унифицированы.

Но при этом в вопросе выбора образца, в соответствии с которым нужно было вносить изменения, не было единства. Одними в качестве эталона предлагались древнерусские церковные книги, а другими – греческие.

В конечном итоге победа была одержана теми, кто ратовал за приведение церковных обрядов и книг в соответствие с канонами Византии. У этого выбора существует несколько причин.

Обоснование выбора греческих канонов

Среди них находятся следующие:

Для уяснения того, как проходил раскол русской православной церкви, следует рассмотреть основных участников процесса осуществления церковной реформы, приведшей к нему. Среди них выделяются царь Алексей Михайлович и патриарх Никон, которые были инициаторами церковной реформы 17-го века.

Алексей Михайлович Тишайший

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Церковный раскол 17 века произошел в период правления Алексея Михайловича, который царствовал с 1645 по 1676 год. Это был правитель весьма активный, он внимательно вникал во все вопросы государственной жизни России.

Он позиционировал себя как истинно верующего, православного человека, и все церковные дела находились под его надзором. Несмотря на то что прозвище царя Алексея Михайловича было Тишайший, правил он в тревожное и неспокойное время, которое было омрачено множеством войн и прочих бедствий.

Патриарх Никон: влияние на царя

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Церковный раскол в России неотделим от имени патриарха Никона. В миру он известен как Никита Минин. Годы его жизни – 1605-1681. Священнослужителем он стал по воле родителей и на этом поприще достиг больших высот. В 1643-м он получил значимую церковную должность, став игуменом в Кожеозерском монастыре, находившемся в Архангельской губернии.

В 1646 году Никон прибыл в Москву по делам монастыря, и его представили молодому в то время царю Алексею Михайловичу. Последнему было тогда 17 лет. Игумен настолько приглянулся юному государю, что он решил оставить его при дворе и назначил на должность архимандрита в Московский Новоспасский монастырь. Впоследствии, благодаря царскому расположению, Никон стал Новгородским митрополитом.

В 1651 году царь потребовал возвращения Никона в столицу, и с тех пор он стал влиять на Алексея Михайловича с еще большей силой. Пользуясь полным доверием правителя, церковник принимал активное участие в решении государственных дел.

Вершиной карьеры Никона было его восшествие на патриарший престол. Это произошло после ухода из жизни патриарха Иосифа в 1652 году. С этого момента и началась подготовка давно назревавшей церковной реформы.

Суть реформ патриарха Никона

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Далее рассмотрим суть реформ, приведших к расколу православной церкви. Она сводится к следующему:

Следует отметить, что именно реформы патриарха Никона привели к годам церковного раскола на Руси.

Жесткие методы и низложение Никона

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

В процессе церковного раскола значительная часть православных верующих отделилась от православной церкви и стала выступать против преобразований, внедряемых патриархом Никоном. Причиной во многом были жесткие методы Никона.

В 1660 году по велению Алексея Михайловича патриарх был низложен. Впоследствии он был лишен сана священника и сослан в Ферапонтов монастырь в Белозерске.

Отлучение старообрядцев от церкви

Но после отстранения Никона от патриаршества церковные реформы не были прекращены. В 1666 году церковным собором были утверждены новые обряды и изданы новые книги.

Они вменялись в качестве образцов всей православной церкви на Руси. По решению того же собора приверженцы старой веры были отлучены от церкви и приравнены к еретикам.

Причины раскола

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Рассмотрим их более подробно.

Далее следует сказать несколько слов о лидере раскола церкви на Руси – протопопе Аввакуме.

Лидер старообрядцев

Церковный раскол в России неотделим от имени протопопа Аввакума Петрова, возглавлявшего движение старообрядцев. За то, что он был не согласен с реформами церкви, его сослали в Сибирь, где он пробыл долгие одиннадцать лет.

Несмотря на множество перенесенных тягот и невзгод, Аввакум не был сломлен и не отказался от старой веры. По решению одного из церковных соборов его заточили в земляную тюрьму, а затем сожгли заживо.

Деятельность староверов

Таим образом, никоновские реформы были отвергнуты значительным числом верующих, протест которых вылился в религиозную войну. Старообрядцев подвергали гонениям, правительство преследовало их, и они искали спасения в отдаленных уголках Государства российского. В ответ на церковную политику староверы устраивали массовые самосожжения, которые называли гарями.

Историческая литература нередко характеризует церковный раскол как отправную точку массовых народных волнений, время от времени охватывавших русские земли в 17-18 веках. В действительности старообрядцы снискали мощную поддержку у простых людей, вокруг них собирались те, кто был недоволен существующими в стране порядками.

Итоги раскола

Кратко их можно охарактеризовать следующим образом.

В заключение рассмотрим изменение взглядов РПЦ на старообрядчество.

Эволюция отношения РПЦ к старообрдцам

Как уже было сказано выше, соборы 1656- и 1666 годов осудили сторонников «старых обрядов», назвав эти обряды неправославными и еретическими. Это осуждение окончательно санкционировал Большой московский собор 1667 года. На нем были одобрены реформы, проведенные патриархом Никоном, а все, не принявшие соборные решения, были преданы анафеме как еретики и непокорные Церкви.

Однако начиная с 1800 года употребление старых обрядов стало в той или иной мере допускаться Святейшим Синодом. В 1971 году состоялся поместный собор с целью избрания патриарха. На нем был рассмотрен вопрос о старообрядцах и принято следующее решение.

Было утверждено постановление Синода 1929 года, касающееся признания старых русских обрядов наравне с новыми. В 1974-м году аналогичное решение было принято и Русской православной церковью за рубежом. Но несмотря на это, молитвенное общение между какой бы то ни было масштабной церковной юрисдикцией старообрядцев и новообрядцев возобновлено не было.

Источник

Тест по истории России Власть и церковь 7 класс

Тест по истории России Власть и церковь Церковный раскол для учащихся 7 класса с ответами. Тест включает в себя 2 варианта, каждый вариант состоит из 3 частей (часть А, часть В, часть С).

1 вариант

А1. Какой термин, связанный с жизнью Русской православной церкви, появился при царе Алексее Михайловиче?

1) митрополит
2) Старообрядцы
3) нестяжатели
4) патриарх

А2. Что было результатом церковных реформ патриарха Никона?

1) отказ церкви от всех своих имуществ
2) заключение унии с Католической церковью
3) создание Монастырского приказа
4) изменение церковных обрядов

А3. Прочтите отрывок из сочинения историка С.М. Соловьёва и опре­делите, о каком патриархе идёт в нём речь.

«Патриарший престол… оставался праздным: дожидались __________, дожидался его иерусалимский патриарх Феофан, приехав­ший в Москву за милостынею. Вместе с [русским духовенством] Феофан предложил патриарший престол __________, «ибо знали, что он достоин такого сана, особенно же потому, что он был царский отец по плоти, да будет царствию помогатель и строитель, сирым защитник и обидемым предстатель». После обычных отрицаний __________ согласился и 24 июня был посвящён [в патриархи].
С возвращением __________ в Москву начинается здесь двоевластие: было два великих государя, Михаил Фёдорович и отец его святейший патриарх __________ «.

1) Гермоген
2) Игнатий
3) Филарет
4) Никон

А4. Что из перечисленного было введено в церковную жизнь благо­даря реформам патриарха Никона?

1) троеперстное крещение
2) иконописание
3) культ Богородицы
4) земные поклоны при молитве

A5. Что из перечисленного соответствовало позициям протопопа Ав­вакума и других противников реформ патриарха Никона?

1) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово­дить по греческим образцам
2) церкви необходимо отказаться от всех её имуществ
3) исправление церковных книг и обрядов необходимо прово­дить по древнерусским образцам
4) необходимо полностью отказаться от церковной иерархии

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события церковной истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) перенос митрополичьей кафедры из Владимира в Москву
2) церковный раскол
3) установление системы выборов главы Русской православной церкви на церковных соборах
4) разработка старцем Филофеем теории «Москва — Третий Рим»

С1. Между государственной и церковной властями в 1660-х гг. разгорелся конфликт, в котором церковные власти в лице патриарха пытались подчинить себе власть государственную. «Священство выше царства», — утверждал патриарх. Какие итоги имел этот конфликт? Назовите не менее двух итогов. ­

2 вариант

А1. Что было одним из результатов Смуты для Русской православной церкви?

1) учреждение патриаршества
2) сближение православной церкви с католической
3) уничтожение многих церквей и церковных богатств
4) разработка теории «Москва — Третий Рим»

А2. Кто из перечисленных патриархов занимал Михаиле Фёдоровиче?

1) Иов
2) Гермоген
3) Филарет
4) Никон

А3. Кто из перечисленных церковных деятелей был современником царя Алексея Михайловича?

1) патриарх Гермоген
2) Нил Сорский
3) Иосиф Волоцкий
4) протопоп Аввакум

А4. Прочтите отрывок из сочинения историка В.О. Ключевского и оп­ределите, о каком патриархе идёт в нём речь.

«[Патриарх] провёл на церковном соборе постановление пере­издать церковные книги, исправив их по верным текстам, по славянским пергаментным и древним греческим книгам. С православного Востока и из разных углов России в Москву навезли горы древних рукописных книг греческих и церковнославянских; исправленные по ним новые из­дания разосланы были по русским церквям с приказанием отобрать и истребить неисправные книги, старопечатные и старописьменные. Ужас­нулись православные русские люди, заглянувши в эти новоисправленные книги и не найдя в них ни двуперстия,… ни других освящённых временем обрядов и начертаний…»

1) Гермоген
2) Игнатий
3) Филарет
4) Никон

А5. Что из перечисленного относится к решениям Церковного собора 1666-1667 гг.?

1) провозглашение Русской церкви автокефальной (самостоятельной)
2) осуждение старообрядцев
3) выборы первого патриарха
4) заключение унии с Католической церковью

В1. Расположите в хронологическом порядке следующие события церковной истории. Укажите ответ в виде последовательности цифр выбранных элементов.

1) борьба нестяжателей и иосифлян
2) учреждение патриаршества
3) реформы патриарха Никона
4) Стоглавый собор

С1. В 1650-х гг. существовал прочный союз между церковной и светской властью. Однако к 1662 г. назрел серьёзный конфликт. На­зовите не менее двух причин конфликта.­

Ответы на тест по истории России Власть и церковь Церковный раскол
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-1
А5-3
В1. 1342
С1.
— патриарх Никон был лишён патриаршества;
— подчинение церкви государству усилилось.
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-4
А4-4
А5-2
В1. 1423
С1.
— характер патриарха Никона, его непомерное честолюбие;
— спор из-за хозяйственных прав церкви (прежде всего из-за прав, связанных с церковным землевладением>;
— пример патриарха Филарета, фактически правившего государством вместо своего сына;
— пример Католической церкви, где Папа римский провозгласил свою власть выше королевской.

Источник

ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ XVII ВЕКА

Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.

Церковные реформы

В конце 1640-х годов в Москве сложился кружок «ревнителей древнего благочествия». В него вошли видные церковные деятели и светские лица: духовник царя Алексея Михайловича Стефан Вонифатьев, протопоп Казанского собора на Красной площади Иван Неронов, архимандрит Новоспасского монастыря, будущий патриарх, Никон, окольничий Ф.М. Ртищев. Наиболее заметным из провинциальных «ревнителей» был протопоп Аввакум из Юрьевца Поволжского. Царь Алексей Михайлович явно благоволил кружку. Целью его программы стало введение богослужебного единообразия, исправление ошибок и разночтений в церковных книгах, а также упрочение нравственных устоев духовенства.

Первые попытки реформ были предприняты тогда же в 1640-е годы. Но к концу 40-х кружок потерял былое единомыслие. Одни «ревнители» (Иван Неронов, Аввакум) выступали за правку книг по древнерусским рукописям, другие (Вонифатьев, Никон, Ртищев), стояли за обращение к греческим образцам и уставам. По сути это был спор о месте России в православном мире. Никон полагал, что Россия для осуществления своей мировой миссии должна усвоить ценности греческой православной культуры. Аввакум считал, что Россия – Третий Рим не нуждается во внешних заимствованиях. В итоге победила точка зрения Никона, ставшего в 1652 году патриархом. Тогда же начал он свою реформу, призванную ликвидировать расхождения в обрядах восточной и Русской церквей. Это было важно еще и в связи с начавшейся борьбой с Речью Посполитой за присоединение Украины.

Изменения затронули обрядовую сторону богослужения: теперь вместо шестнадцати поклонов нужно было класть четыре; креститься не двумя, а тремя перстами (тех, кто отказывался это делать, с 1656 года отлучали от церкви); совершать крестные ходы не по солнцу, а против солнца; возглашать во время службы «аллилуйя» не дважды, а трижды и т.д. С 1654 года стали изыматься иконы, написанные на «фряжский», то есть иностранный манер.

Также началась масштабная «книжная справа». В церковный обиход был введен новый Служебник, в основу которого было положено греческое издание 1602 года. Это вызвало множество разночтений с русскими богослужебными книгами. Таким образом, исправление книг, совершавшееся по новогреческим образцам, на практике не учитывало не только древнерусскую рукописную традицию, но и древние греческие рукописи.

Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.

Раскол

Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.

Историки по-разному определяют причины, содержание и значение этого явления. Одни рассматривают раскол как исключительно церковное движение, отстаивающее «старину», другие видят в нем сложное социокультурное явление в форме церковного протеста.

Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.

Лидеры раскола

Крупнейшим представителем раннего старообрядчества был протопоп Аввакум Петров. Он стал практически первым противником никоновской реформы. В 1653 году он был отправлен в сибирскую ссылку, где претерпел жестокие лишения и страдания за веру. В 1664 году вернулся в Москву, но вскоре был вновь сослан на Север. На Церковном соборе 1666 года он и его сподвижники были расстрижены, преданы анафеме и сосланы в Пустозерск. Место ссылки стало идейным центром старообрядчества, откуда послания пустозерских старцев рассылались по всей России. В 1682 году Аввакум и его соузники были казнены через сожжение в срубе. Взгляды Аввакума нашли отражение в его произведениях: «Книге бесед», «Книге толкований и нравоучений», «Книге обличений», автобиографическом «Житии».

Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.

Крупнейшим протестом против реформ стало Соловецкое восстание 1668-1676 годов. В Соловецкий монастырь стекались противники Никона, вместе с монахами в течение восьми лет сражавшиеся с царскими войсками.

Идеология раскола

Идеологической основой старообрядчества стали учение о «Третьем Риме» и «Повесть о Белом Клобуке», осужденная собором 1666-1667 годов. Так как реформа Никона уничтожила истинное православие, Третий Рим, то есть Москва, оказался на грани гибели, прихода Антихриста и конца света. Апокалиптические настроения занимали важное место в раннем старообрядчестве. Поднимался вопрос о дате конца света. Появилось несколько толкований о приходе Антихриста: по одним он уже пришел в мир в лице Никона, по другим Никон был только его предтечей, по третьим в мире уже существует «мысленный» Антихрист. Если же Третий Рим пал, а четвертому не бывать, то значит, священная история окончилась, мир оказался богооставленным, поэтому сторонникам старой веры должно уходить из мира, бежать в «пустыню». Местами, куда бежали раскольники, стали район Керженца Нижегородского края, Пошехонье, Поморье, Стародубье, Приуралье, Зауралье, Дон.

Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.

Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.

Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.

Практика самосожжений

Широкие эсхатологические настроения в среде староверов приводили многих к крайней форме отрицания мира, в котором воцарился Антихрист – а именно к уходу из него через самосожжение. Множество «гарей» совершалось в ответ на гонения властей. К концу XVII века таким образом погибли более 20 тысяч человек. Протопоп Аввакум считал «огненное крещение» путем к очищению и вечному блаженству. Некоторые расколоучители были против практики «гарей», как, например, инок Евфросин. Но в последние десятилетия XVII века возобладал взгляд Аввакума.

Раздел старообрядчества

В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.

Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

Источник

Церковная реформа: церковный раскол в России XVII века. Патриарх Никон и раскол

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Церковный раскол – разделение в Церкви или в религиозной организации из-за внутренних разногласий. Такой раскол называется «схизма» от греческого σχίσμα – «раскол, распря, разделение».

В России церковный раскол произошел в XVII веке из-за реформ московского патриарха Никона, которые были приняты не всеми. Противники реформы стали называться раскольниками, старообрядцами или староверами.

Причины церковной реформы

Основатель династии Романовых царь Михаил и его сын Алексей Михайлович стремились восстановить государство, пережившее разорение в период Смутного времени, и укрепить его международное положение.

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

В тот период наблюдались расхождения между обрядами и богослужебными книгами в русской православной и греческой церквях. У русских укрепилась совокупность одних обычаев, которые впоследствии назовут старым обрядом, а у греков – совокупность других обычаев, которые на Руси стали называть новым обрядом.

В 1650-е годы московский патриарх Никон, собиравший греческие и византийские религиозные тексты, начал настаивать на приведении русской церкви к единообразию с греческой.

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Царь Алексей Михайлович поддержал реформу, поскольку унификация церковных обрядов и книг с греческим каноном позволила бы России упрочить авторитет на международной арене, а Москва подтвердила бы статус центра всего православия.

Кроме того, в 1654 году состоялось присоединение Малороссии (Украины), где богослужения проводились по греческим правилам. Это должно было способствовать сближению двух народов.

Церковная реформа Никона: что изменилось

Изменения Никона затронули обрядовую сторону богослужения. Кроме того, переводы текстов Священного Писания были отредактированы. Это событие получило название «книжная справа».

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

В процессе реформы произошли следующие изменения:

креститься отныне следовало не двумя, а тремя перстами;

вместо 16 поклонов теперь нужно было совершать четыре;

крестные ходы Никон повелел проводить по солнцу, а не против;

вместо «Исус» теперь нужно было писать «Иисус»;

во время богослужений возглас «аллилуйя» следовало произносить трижды, а не два раза, как раньше;

о Царствии Божием стали говорить «не будет конца», а не «несть конца»

литургию начали служить на пяти вместо семи просфор.

Раскол церкви: последствия

Изменения были восприняты многими верующими и некоторыми представителями духовенства как посягательство на чистоту русской церкви. По их мнению, реформа уничтожила истинное православие и концепцию «Москва – третий Рим». В обществе установились апокалиптические настроения.

Однако патриарх не сдавался и прибегал к жестким методам: иконы и книги, не соответствующие новому канону, изымались и уничтожались. Приверженцев старых обрядов стали называть «старообрядцами» и «раскольниками», подвергать преследованиям вплоть до отлучения от церкви.

Так, один из видных деятелей старообрядчества протопоп Аввакум за религиозную деятельность был отправлен в ссылку, посажен в тюрьму и в итоге заживо сожжен.

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

В знак протеста некоторые старообрядцы и последователи Аввакума в ответ на гонения властей совершали самосожжение. Другие же, спасаясь от преследования, были вынуждены бежать на окраины государства и жить в изоляции.

Еще одним деятелем старообрядчества стала боярыня Феодосия Морозова – сподвижница Аввакума, арестованная и уморенная голодом за свою приверженность «старой вере».

Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть фото Церковный раскол связан с тем что ответ. Смотреть картинку Церковный раскол связан с тем что ответ. Картинка про Церковный раскол связан с тем что ответ. Фото Церковный раскол связан с тем что ответ

Опала и ссылка: судьба патриарха Никона

Историки описывают Никона как человека властного и жесткого. Патриарх пользовался большим доверием Алексея Михайловича, который прислушивался к его советам в государственных вопросах и даже оставлял его фактическим правителем во время долгих военных походов.

Бояр и часть духовенства не устраивала укрепившаяся власть патриарха, и они попытались настроить царя против Никона. Алексей Михайлович и сам не планировал делиться властью. Постепенно отношения между государем и патриархом охладились. В знак протеста Никон демонстративно оставил патриарший титул и уехал в Новоиерусалимский монастырь, который до этого сам же и основал.

За это он был низложен до простого монаха и сослан в отдаленный монастырь под строгий надзор.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *