Цифровая дислексия что это такое
Научно-
образовательный
портал IQ
Картотека: дислексия и её причины
5 октября отмечается Всемирный день знаний о дислексии (World Dyslexia Awareness Day). Вместе с лингвистом, младшим научным сотрудником Центра языка и мозга Светланой Дорофеевой, IQ разобрался в особенностях и причинах этого нарушения.
Что такое дислексия?
Согласно определению Международной ассоциации дислексии (International Dyslexia Association, IDA), «дислексия — это специфическое расстройство обучения, имеющее нейробиологическую основу. Оно характеризуется трудностями с точным и/или быстрым распознаванием слов, с плохими навыками письма и чтения. Эти трудности обычно являются результатом дефицита фонологического компонента речи и часто оказываются неожиданными, так как ребенок демонстрирует хорошее развитие общих когнитивных способностей и прекрасно выполняет инструкции учителей в классе. Вторичные последствия дислексии могут включать проблемы с пониманием прочитанного и сокращением читательского опыта, что, в свою очередь, может препятствовать росту словарного запаса и базовых знаний».
А дисграфия — тоже имеет отношение к дислексии?
В западной традиции для обозначения нарушений письменной речи у детей используется единый термин — «дислексия развития» (developmental dyslexia). В отечественной традиции принято использовать термин «дислексия» для обозначения трудностей с освоением чтения и термин «дисграфия» для обозначения проблем с освоением письма. При этом нужно учитывать, что чтение и письмо — это сложные, комплексные процессы, каждый из которых обеспечивается слаженной работой целого ряда когнитивных функций. Обычно их набор, необходимый для чтения и письма, пересекается, поэтому часто оба этих расстройства — дислексия и дисграфия — сочетаются.
И много детей страдают дислексией?
По оценкам Американской психиатрической ассоциации, 5–15% детей школьного возраста имеют расстройство обучения. Примерно у 80% детей с расстройством обучения есть расстройство чтения, называемое дислексией. Кстати, в детстве ей страдало и немало знаменитостей: актёры Том Круз, Дженнифер Энистон и Кира Найтли; режиссёры Уолт Дисней, Стивен Спилберг и даже Квентин Тарантино (при том, что его IQ в школьные годы равнялся 160); пловец, многократный олимпийский чемпион Майкл Фелпс, повар, телеведущий и ресторатор Джейми Оливер.
Каковы же причины этого расстройства?
Причинами того, что внешне проявляется как трудности с обучением чтению (медленное освоение слогового чтения, медленное чтение, чтение с большим количеством ошибок, плохое понимание прочитанного), могут быть особенности развития на нескольких уровнях: генетическом, нейробиологическом, а также на уровне когнитивных функций.
Ок, можно подробнее о генетическом уровне?
Генетический уровень до сих пор недостаточно изучен, однако то, что дислексия передается по наследству, было замечено еще более 100 лет назад. Также есть исследования, подтверждающие, что дети из семей, в которых были люди с дислексией, имеют более высокий риск возникновения проблем с освоением чтения и письма. Подробнее о биологической природе дислексии и о попытках найти гены, связанные с развитием нарушений чтения, можно прочитать в статье психогенетика Елены Леонидовны Григоренко «Биологическая природа дислексии: краткий обзор литературы и примеры исследований».
А нейробиологический уровень, видимо, как-то связан с мозгом?
Да, это так. В исследованиях на нейробиологическом уровне анализируют особенности строения и функционирования мозга дислектиков по сравнению с людьми, легко осваивающими чтение. Начались эти исследования со структурного анализа мозга дислектиков постмортум (после смерти), однако таких исследований было немного. Основными методами, используемыми современной наукой, является метод функционального картирования мозга с помощью фМРТ и исследование структурных характеристик, а также анализ проводящих путей с помощью трактографии.
И что удалось выяснить?
Многими исследованиями были подтверждены различия в ряде областей головного мозга и мозжечка у дислектиков и людей без дислексии (и это является косвенным подтверждением того, что дети с дислексией не «мало стараются», а испытывают объективные и существенные трудности). Однако после накопления достаточного массива данных, стали появляться мета-аналитические обзоры, которые показали: результаты разных исследований в этой области плохо согласуются друг с другом. Отличия в строении и функционировании мозга людей с дислексией регулярно обнаруживаются, но они обычно в разных областях, а результаты исследований трудно воспроизвести в аналогичных условиях. Причиной разногласий в результатах может быть и то, что не всегда при подборе испытуемых с дислексией достаточно строго учитывался тип дислексии, а именно — особенности развития когнитивных функций, приводящие к нарушениям чтения.
То есть мы подошли к третьему — когнитивному уровню?
Именно! На уровне когнитивных функций причинами дислексии могут быть недостаточно развитые навыки фонологической обработки информации (различение звуков речи, звуковой анализ и синтез, способность производить операции с фонемами), слухоречевой памяти, отличия в обработке зрительной и зрительно-пространственной информации, регуляторные нарушения и др.
Людям с дислексией может быть трудно соотнести буквы, которые они видят, со звуками, которые слышат и издают, а также удерживать произвольное внимание или запоминать последовательности звуков и обозначающих их букв. Часто чтение и письмо для детей с дислексией — это очень энергозатратный процесс, особенно в случаях, когда нарушена работа не одной, а двух или нескольких когнитивных функций.
Как диагностируют дислексию?
Дислексию определяют не по единичным ошибкам, а по их совокупности и стойкому характеру. Дети без нарушений чтения могут делать единичные ошибки в обычном состоянии, а также могут делать много ошибок в стрессовых ситуациях, после болезни или при усталости. Но именно стойкие ошибки, от которых не удается избавиться ни после разъяснений, ни после отдыха, ни после дополнительных занятий, становятся одним из признаков дислексии.
Одна из главных проблем с дислексией в нашей стране в настоящее время — это отсутствие массовой своевременной диагностики. Ранняя диагностика очень важна, ведь чем раньше дислексию диагностируют, тем раньше начнётся коррекция, и ребенок будет меньше психологически травмирован, сможет быстрее догнать своих сверстников.
И каковы инструменты диагностики?
Обязательный компонент — тест на чтение. Для выявления нарушений чтения необходимо использовать стандартизированные тесты, для которых собраны данные о том, как дети читают в норме и каковы границы текущей нормы. Обычно это достаточно большая выборка — сотни протестированных детей.
Для русского языка пока что существует единственная Стандартизированная методика исследования навыков чтения у детей (СМИНЧ), разработанная А.Н. Корневым в 1997 году. Она используется логопедами и другими специалистами при диагностике дислексии. Однако нормативные данные для этого теста были собраны более 10 лет назад, а потому требуют обновления. В целом подобные обновления регулярно требуются для большинства стандартизированных тестов.
Применяются ли какие-то другие специальные методики?
Когда у ребёнка обнаружены нарушения чтения, возникает необходимость выявить их причины. На текущем уровне развития науки сделать это с помощью исследования на генетическом или нейробиологическом уровне нельзя (хотя возможно, это будет доступно в будущем). А вот на уровне когнитивных функций — возможно. Это делается с помощью комплексного нейропсихологического обследования. Кроме того, отдельные когнитивные функции могут быть протестированы с помощью специализированных батарей тестов. Например, навыки фонологической обработки можно теперь исследовать с помощью батареи тестов ЗАРЯ (Звуковой Анализ Русского Языка). Надёжная и детальная диагностика причин дислексии на уровне когнитивных функций — основа эффективной коррекции.
В НИУ ВШЭ проверили диагностическую валидность теста СМИНЧ
Исследователи из Центра языка и мозга НИУ ВШЭ совместно с профессором нейропсихологии из МГУ им. М.В. Ломоносова и специалистами из Центра патологии речи и нейрореабилитации провели оценку диагностической валидности СМИНЧ и проверили, насколько актуальны имеющиеся нормативные данные. Результаты исследования, обновленные уровни по скорости чтения, а также контрольные уровни для оценки этих показателей представлены в статье, опубликованной в The Russian Journal of Cognitive Science. Новые сведения помогут специалистам проводить более точную диагностику нарушений чтения.
Ранее до этой работы экспериментальная оценка диагностической валидности теста СМИНЧ никогда не проводилась. Отсутствовала научная проверка, насколько точно при использовании этого теста дети с дислексией будут диагностированы как дислектики, а дети, не имеющие нарушений чтения — как относящиеся к группе нормы.
Авторы исследования протестировали 90 типично развивающихся детей, успешно осваивающих чтение, и 50 детей, у которых опытными специалистами была клинически диагностирована дислексия. После этого они проанализировали соответствие между клиническим диагнозом и показателями этих детей по СМИНЧ, используя оригинальные нормы, приведенные в опубликованном руководстве к тесту, а также новые нормативные данные.
Исследование показало высокую специфичность теста. Это означает, что СМИНЧ позволяет идентифицировать типичные показатели чтения и отсутствие дислексии с высокой точностью: от 100% (при использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах) до 94,4% (при использовании контрольных уровней, рассчитанных на данных 2018 года). Однако чувствительность СМИНЧ, то есть его способность выявить ребенка с дислексией как имеющего нарушения чтения, существенно зависит от нормативных данных, используемых для расчета «уровней отсечки».
При использовании нормативных данных, полученных в 2007–2008 годах, чувствительность теста находилась между 36,6% и 39,0% (в зависимости от текста), а при использовании новых данных по скорости чтения, полученных в 2018 году, чувствительность теста достигала 60,0–72,0%. Однако даже 72,0% — очень низкий показатель чувствительности. Он означает, что до 28,0% детей будут ошибочно диагностированы как не имеющие нарушений чтения, хотя по факту могут быть дислектиками.
Относительно низкая чувствительность СМИНЧ является результатом использования только одного (хотя и самого важного) диагностического критерия — скорости декодирования. Однако СМИНЧ фактически позволяет использовать два дополнительных диагностических критерия: уровень понимания прочитанного и взвешенную оценку ошибок, допущенных при чтении.
IQ
Цифровая дислексия что это такое
Думая о дислексии, большинство людей сразу представляют трудности с чтением. Но дислексия также может влиять на речь, правописание и прочие навыки, связанные с развитием речи.
Многие дети узнают, что у них дислексия к 3-5 классам, но некоторые узнают раньше или значительно позже, когда уже вырастают.
Эта статья может помочь Вам проверить, проявляются ли у Вашего ребенка симптомы дислексии, но помните, что не у каждого ребенка, который испытывает проблемы с чтением или у которого проявляются некоторые из этих симптомов, дислексия.
Если Вы переживаете, что у Вашего ребенка может быть дислексия, можно распечатать этот список и поговорить с доктором Вашего ребенка о том, что Вы заметили.
Если Вы не уверены в том, проявляются ли у Вашего ребенка какие-то из этих симптомов, понаблюдайте некоторое время за навыками чтения и речи Вашего ребенка и снова вернитесь к этому списку.
Симптомы дислексии у дошкольников
Ребенок часто путает фонемы в словах, например вместо “манная каша” говорит “канная маша”;
Доктор заметил, что ребенок поздно заговорил (говорит мало слов на втором году жизни) или ребенку сложно правильно произносить слова (“детский лепет”);
Часто не может назвать знакомые ему вещи, вместо этого говорит “вещь” или “штука”;
Ребенку трудно выучить слово, хотя Вы много раз пытались его научить;
Ребенку сложно учить стихотворения и песенки, плохо понимает рифмы и не может их сочинить;
Не может запомнить последовательность, например порядок алфавита или порядок дней недели;
Трудно запоминает и следует комплексным инструкциям;
Не может прочитать/написать свое имя.
Симптомы дислексии у учеников 1-2 классов
Сложно запоминать, как называются буквы и как читаются звуки;
Путает буквы, которые визуально похожи (г, т / ж, х) и буквы, которые похоже звучат (б/п, г/к, з/с);
Сложно читать знакомые слова (дом, кот), особенно если к ним не прилагаются картинки или какие-либо контекстные подсказки; часто пропускает или путает союзы вроде “а”, “и”, когда читает вслух;
При чтении вслух часто заменяет слова, например, может сказать “слушать”, когда в истории написано “слышать”;
Не знает, как подступиться к незнакомым словам, либо фокусируется на звуке первых букв, либо пытается произнести гласные звуки;
Запинается на гласных звуках, не понимает, что они звучат по-разному в зависимости от того, с какими буквами их сочетают;
Не может разложить слова на отдельные звуки и собрать слово из звуков;
Сложно запомнить, как пишутся слова; проблемы с орфографией;
Проглатывает окончания слов, когда читает вслух;
Сложно составлять списки слов (например, если его попросили назвать 10 цветов или 10 фруктов).
Симптомы дислексии у учеников 3-5 классов
Часто путает или пропускает короткие слова (вроде предлогов), когда читает вслух;
Часто запинается при прочтении слова или читает его неправильно, даже если только что правильно прочитал это же слово в этом же тексте;
Сложно читать новые слова; если при чтении натыкается на новое слово, частично его проглатывает или вовсе пропускает;
Часто не может различить простые слова, взглянув на них (например, “слушать” и “слышать”), ему требуется внимательно прочитать их, чтобы понять отличие;
Сложности в понимании прочитанного — не может объяснить, что произошло в истории или ответить на вопросы о ключевых деталях текста;
Легче отвечает на вопросы по тексту, если его прочитали ему вслух;
Часто делает одни и те же ошибки, например, пишет буквы не в ту сторону или путает порядок букв в слове;
Испытывает трудности с правописанием слов, быстро забывает, как правильно пишутся слова, которые он учит, или пишет слово правильно, а потом делает в нем ошибку в том же задании;
Избегает чтения, злится и расстраивается, когда ему приходится это делать;
Очень долго выполняет домашнее задание по литературе;
Читает хуже, чем ему положено по возрасту, но не испытывает подобных проблем с устной речью; владеет меньшим словарным запасом, чем его сверстники, потому что не любит читать.
Симптомы дислексии у подростков
Часто читает медленно, проглатывает короткие слова и окончания длинных слов, когда читает вслух;
Делает много орфографических ошибок при письме, иногда опечатывается так, что даже компьютер не знает, как его поправить;
Часто не может запомнить аббревиатуры, даже которые обычно используют при переписке в соцсетях, вроде “ЛОЛ” или “ИМХО”;
Ему трудно стройно выражать свои мысли и описывать свою точку зрения в письменных заданиях;
Часто как будто пытается подобрать правильные слова, но в итоге использует слова вроде “вещь” или “штука” или пытается подобрать более простые синонимы или похожие по смыслу слова;
Часто не понимает шутки, идиомы и каламбуры;
Легче отвечает на вопросы по тексту, если его прочитали ему вслух;
Избегает чтения, злится и расстраивается, когда ему приходится это делать;
Очень долго выполняет домашнее задание по литературе;
Читает хуже, чем ему положено по возрасту, но не испытывает подобных проблем с устной речью; владеет меньшим словарным запасом, чем его сверстники, потому что не любит читать.
Возможные причины возникновения дислексии
Исследователи предполагают, что основную роль в возникновении дислексии играют гены и работа мозга. Узнайте, что может вызывать дислексию.
Гены и наследственность
Изучив роль генетики в дислексии, исследователи пришли к выводу, что она может передаваться по наследству. Если у Вашего ребенка есть дислексия, есть вероятность, что она есть у Вас или у кого-то из Ваших родственников (даже если формально никому из вас не ставили этот диагноз). Около 40% братьев или сестер ребенка с дислексией имеют похожие проблемы с чтением. Также ученые обнаружили несколько генов связанных с проблемами обработки речи и чтения.
Анатомия мозга
У всех людей головной мозг имеет свои различия. Мозг людей с дислексией также отличается. Устройство того, как разные части их мозга соединяются и взаимодействуют друг с другом, может быть неэффективно. Многие эксперты утверждают, что проблемы, с которыми сталкиваются люди с дислексией, происходят не из-за структуры их мозга, а из-за того, как он настроен и функционирует.
Работа мозга
Когда мы читаем, наш мозг переводит символы, которые мы видим на странице книги, в звуки. Затем он соединяет звуки в слова, которые несут некий смысл. Обычно области нашего мозга, отвечающие за речевые навыки, работают слаженно. Если у вашего ребенка дислексия, эти области не работают вместе одинаково. В итоге, дети с проблемами с чтением используют разные области мозга для компенсации.
Дислексия: причины, виды и их признаки, как лечить
Дислексия – затруднение в овладении письмом и чтением при сохранении общей способности обучаться. При ней ребенок неправильно распознает буквы, поэтому нарушается восприятие прочитанного.
Выявление дислексии
Причинами дислексии называют нейробиологические факторы, при которых участок мозга ответственный за чтение, менее активен. Поэтому при диагностике проводится медицинское обследование с помощью МРТ и позитронно-эмиссионной томографии. Привести к заболеванию могут как наследственные факторы и нарушения в протекании беременности и родах, так и травмы и тяжелые инфекционные заболевания. Также причиной может стать педагогическая запущенность, если ребенку мало уделяется внимания в семье и в школе, существует неблагополучное окружение.
Основными симптомами дислексии считается отставание ребенка от сверстников при чтении и письме. Может наблюдаться задержка в развитии, дезорганизация, трудности восприятия и усваивания информации, непонимание прочитанного, нарушения координации, гиперактивность.
При всем этом интеллект ребенка развит по годам, наблюдаются постоянные ошибки при письме и чтении, плохая память, сложности в определении верха и низа, сторон.
Диагностика дислексии
Диагностикой дислексии занимается логопед на основании обращения родителей или направления от педиатра или школы. Работа начинается с выявления нарушений при беременности и родах, собирается информация о ранних годах ребенка – болезнях и развитии. Ребенок обязательно обследуется с помощью МРТ, проводится серия тестов для выяснения, насколько сформированы навыки чтения, письма и речи, как развит артикуляционный аппарат и моторика. Практикуется диктант, описание по картинке, устные и письменные пересказы.
Лечение и коррекция дислексии в логопедическом центре в Москве
К сожалению, полное излечение происходит не во всех случаях, но при проведении коррекционной работы по дислекции со школьниками наблюдается значительное развитие функциональных навыков чтения. Коррекция помогает осваивать школьную программу наравне с одноклассниками.
Программа по коррекции дислексии подбирается индивидуально. Осуществляется обучение чтению с помощью специального типа фонетических методов, к примеру, ребенок учится читать слова и выражения в целом, или вначале читать буквы, складывать их в слоги, затем в слова и предложения.
Цифровая дислексия что это такое
Причины дислексии у ребёнка и методы её коррекции. Примеры и советы нейропсихолога
В последнее время у детей школьного возраста всё чаще встречается довольно распространённое нарушение – дислексия, симптоматика которого проявляется трудностями при письме и чтении при сохранении общей способности к обучению. Родителям очень важно как можно раньше заметить эти нарушения и вовремя обратиться к специалистам.
Когда появляются видимые проблемы при написании слов и чтении у ребенка, родители начинают задумываться о причинах и подозревать у ребенка дислексию и, разумеется, озадачиваются вопросом: «Дислексия: что это такое?».
Итак, дислексией у ребёнка называют специфическое расстройство, выраженное потерей способности к обучению, для которого, в свою очередь, характерны сложности с точным и быстрым распознаванием слов при чтении, а также с письмом, в частности, под диктовку. Это расстройство приводит к непониманию прочитанного и недостатку объёма изучаемых материалов, а в дальнейшем – к ограничению словарного запаса и имеющихся знаний. При дислексии ребенок начинает путаться, не успевает усваивать материал, в результате получает плохие оценки, что быстро приводит к потере мотивации для дальнейшего обучения гуманитарным дисциплинам.
— изменение слогового, числового или буквенного порядка при чтении и написании слов;
— трудности в освоении правописания и принципов чтения;
— замена слов, схожих по смыслу и звучанию;
— «угадывающее» чтение: отгадывает слово по первым буквам, додумывает окончания;
— трудности с распознаванием слов;
— частые отказы ребенка от написания сочинений или чтения вслух;
— затруднения при изучении таблицы умножения и алфавита;
— низкая скорость чтения и письма;
— игнорирование знаков препинания и т.п.
Причины возникновения дислексии:
Специалисты выделяют несколько видов причин, из-за которых может развиться дислексия у младших школьников:
1) Нейробиологические
При данной форме дислексии определённые зоны мозга, отвечающие за важные функции, оказываются менее активными, чем у большинства людей. Так, например, зона восприятия письменной речи находится в нижней теменной доле, которая может быть повреждена. Причинами этому могли стать: асфиксия, анемия, порок сердца, различные внутриутробные инфекции, затяжные роды или кесарево сечение, лекарственная интоксикация, фетоплацентарная недостаточность (изменения в развитии плода), преждевременная отслойка плаценты.
Кроме того, может быть нарушен баланс левого и правого полушарий мозга. В данном случае проводить коррекцию лучше всего со специалистами.
2) Генетические
Считается, что главным фактором, влияющим на появление дислексии у ребёнка, является генетическая предрасположенность. Показатель наследуемости насчитывает около 70% от всех случаев. Ещё в 1905 году учёным удалось выяснить, что ген, отвечающий за дислексию, имеет свойство накапливаться в семьях. Тогда в обследовании приняло участие 276 пациентов. В итоге у 88% в родословной обнаружили хотя бы одного, кто сталкивался с данным нарушением.
Интересно, что зачастую у родителя была едва заметная форма дислексии, а у его ребёнка нарушение проявляется в более серьёзном виде.
3) Социальные факторы
— непомерные обучающие нагрузки, с которыми ребёнок не в силах справиться в столь юном возрасте. Так, например, родитель старается уже в 3-4 года сделать из малыша вундеркинда, обучая его чтению и письму в кратчайшие сроки, не осознавая, что главной функцией мозга в этом возрасте является физиологическое развитие. Позже – школа, адаптация, большой объем информации, Д/З, кружки, секции… В таком ритме будет сложно даже взрослому, что уж говорить про ребенка.
— социальная дезадаптация. Согласно исследованиям, нарушение взаимодействия ребенка с окружающей средой, в первую очередь, влияет на психику, которая становится слабой и неспособной преодолевать трудности извне; неумение общаться с людьми (а позже и нежелание), слишком маленькие границы познания общества – всё это провоцирует появление внутренних зажимов, которые далее преобразуются в нечто большее – диссоциальное расстройство личности. Влияет этот фактор и на появление у школьника различных нарушений, в т.ч. дислексии.
Именно поэтому только домашнее образование, отказ от дет.сада и времяпрепровождения в общественных местах многие специалисты считают неверным путём для общего развития ребёнка.
— неблагоприятная психологическая атмосфера в семье, которая с первых дней жизни малыша закладывается в его мозге и, соответственно, влияет на дальнейшее развитие ребенка. Ситуации могут быть самыми разными, начиная от родительского попустительства по отношению к малышу и заканчивая гиперопекой. Вывод один – каждое неверное действие родителя влечёт за собой серьёзные последствия. Самое важное – это всегда стараться сохранять спокойствие, умеренно проявлять любовь и заботу, всегда слушать и слышать своего ребенка.
Причинами дислексии также могут быть различные формы ДЦП, черепно-мозговые травмы и проблемы со зрением. В случае с последним мозг ребенка перегружается и создаёт деактивацию некоторых мозговых отделов.
Виды дислексии с примерами:
Поговорив ранее о причинах и симптомах дислексии, отметим, что они, как правило, зависят от конкретного вида расстройства. Всего специалисты выделяют шесть видов нарушений:
1) Мнестическая дислексия. У детей с таким видом дислексии отмечаются трудности в усвоении всех букв алфавита: школьник не понимает, какой звук обозначает та или иная буква, и, следовательно, теряет способность овладеть грамотой. Проблемы возникают ещё на начальном этапе обучения чтением.
Причины: нарушение процессов памяти и зрительного восприятия.
Симптомы: малыш не может в определённой последовательности воспроизвести ряд из 3-5 звуков/слов или нарушает их последовательность, сокращает количество или пропускает их. Имеются затруднения в сопоставлении зрительного образа буквы и произносимого звука.
Коррекция: необходимо проводить работы над узнаванием букв и их изображением на письме, развивать слухоречевую и зрительную память.
2) Аграмматическая дислексия. Обусловлена недоразвитием грамматического построения речи, морфологических и синтаксических обобщений. Чаще всего данный вид дислексии наблюдается у детей с системным недоразвитием речи различного патогенеза на синтаксической ступени формирования навыка чтения.
Симптомы: Ребенок неправильно употребляет род, число и/или падеж у существительных, путается в окончаниях слов, изменяет форму, время и вид глаголов.
Коррекция: работа над словообразованием, словоизменением, орфографией, закрепление грамматических форм в письменной речи.
3) Семантическая дислексия. При таком расстройстве ребёнок читает слова правильно, но не понимает их смысл, то есть чтение происходит исключительно механически.
Причины: недоразвитие грамматического строя речи.
Симптомы: ребёнок читает дробно, не узнаёт прочитанное слово, не может после прочтения понять смысл прочитанного, присутствует «угадывающее» чтение.
Коррекция: главное – устранение механического чтения. Работа должна начинаться с формирования языкового анализа и синтеза на уровне слова, затем предложения и текста.
4) Тактильная дислексия. Характерна для незрячих детей, проявляется в несформированности временной и пространственной ориентации (в процессе чтения азбуки по Брайлю пальцы соскальзывают на другие строки, а буквы путаются со схожими по написанию).
Симптомы: пропуски букв, смешение букв, искажения в словах.
Коррекция: развитие пространственных представлений, обучение распознаванию и сопоставлению букв со звуками.
5) Оптическая дислексия. При таком виде нарушения ребёнок не может распознавать графические изображения, поэтому неспособен научиться читать.
Причины: нарушения в усвоении зрительных образов.
Симптомы: смешивание/замена букв по оптическому свойству, ребёнку сложно нарисовать рисунок по образцу.
Коррекция: игры, связанные с визуальными образами букв, слов, предметов; чтение текстов, насыщенных похожими друг на друга буквами.
6) Фонематическая дислексия. При данном виде нарушения ребёнок не различает фонемы (звуки), которые близки по восприятию на слух и по артикуляции.
Симптомы: побуквенное чтение, искажение звукослоговой структуры слова (пропуски согласных, вставки гласных, перестановки звуков, пропуски и перестановки слогов).
Коррекция: развитие фонематического восприятия; развитие языкового анализа и синтеза, развитие анализа структуры предложения, развитие слогового анализа и синтеза.
Важно понимать, что, несмотря на различия в видах дислексии, к коррекции этого нарушения стоит подходить комплексно и постепенно. При любом виде дислексии обязательны упражнения, направленные на развитие функций головного мозга.
Методы коррекции дислексии
Коррекцией дислексии необходимо заниматься с профильными специалистами. На помощь маме и ребенку приходят нейропсихологи, психологи и логопеды-дефектологи. Такое развитие событий будет самым верным на пути к избавлению от проблемы. Грамотные специалисты всегда проводят диагностику, где выявляют вид нарушения, его происхождение и впоследствии работают не только с симптоматикой, но и с первопричинами, подходя к коррекции комплексно.
Однако поддержка таких занятий важна и в домашних условиях. Ребенку не только проще, но и приятнее заниматься дома в кругу родных людей, которые могут оказать ему эмоциональную поддержку.
Рассмотрим самые известные методы коррекции дислексии у ребёнка, которые будут полезны при любом виде нарушения:
1. Составление рассказа по серии картинок.
2. Упражнения на развитие всех видов памяти.
3. Упражнения на ориентирование в схеме тела и в пространстве.
4. Упражнения на тактильное восприятие. Например, описать предметы, не видя их, используя лишь осязание.
5. Рядоговорение – перечисление друг за другом времен года, дней недели и т.д.
6. Повторение ритма, который задаёт родитель. Упражнения развивают звуковое восприятие.
7. Упражнения на определение форм, величины предметов и цвета.
Занимайтесь конструированием, чтением вслух, больше разговаривайте с ребенком, поправляйте неправильное произношение звуков, окончаний и т.д.
Вышеперечисленные методы коррекции используют по всему миру и отмечают положительную динамику при использовании данных и похожих упражнений.
Однако это лишь малая часть занятий, которые необходимо проводить при том или ином виде дислексии, поэтому программа должна разрабатываться специалистами индивидуально под конкретного ребенка.
Как помочь. Советы нейропсихолога
Для малыша очень важно пройти этот нелёгкий путь борьбы с дислексией рядом с родителем и обязательно под наблюдением узких специалистов.
Не перенасыщайте ребенка занятиями, это может дать обратную реакцию. Проводите как можно больше времени вместе и желательно на открытом воздухе. Знакомьте малыша со сверстниками, не пренебрегайте этим общением.
Изготавливайте вместе с ребёнком поделки, рисуйте, читайте вслух, предлагайте сочинять совместные рассказы. Именно эти неприхотливые занятия обеспечат работу его воображения и памяти.
От родителя зависит многое, но в одиночку справиться с дислексией невозможно. Поэтому важно всегда обращаться к специалистам: нейропсихологам, логопедам-дефектологам, которые проведут диагностику, составят индивидуальный план коррекции и подберут эффективные методы по борьбе с конкретным видом нарушения.