Цифровая экономика чем утверждена

Цифровая экономика чем утверждена

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Опрос: (ОПРОС) Обсуждаем Статус и свойства Родового Поместья

Опрос: (ОПРОС) Действия Человека для создания Родового Поместья

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Инициатива: ЭКС «О Л И М П»

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Инициатива: Экспертно-аналитическое обоснование инициатив в зоне кризисного развития

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Инициатива: Обращение к Путину В.В. Президенту РФ

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Инициатива: Саратов- цемент!

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Инициатива: Экосистема: сущность понятия и особенности его использования

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Паспорт проекта утвержден: 24 декабря 2018 года

Цели проекта

Задачи проекта

Ответственные за реализацию проекта

Показатели национального проекта

Внутренние затраты на развитие цифровой экономики за счет всех источников по доле в валовом внутреннем продукте страны (проценты)

Доля домохозяйств, имеющих широкополосный доступ к сети «интернет» (проценты)

Доля социально-значимых объектов инфраструктуры, имеющих возможность подключения к широкополосному доступу к сети «интернет» (проценты)

Наличие опорных центров обработки данных в федеральных округах (количество)

Доля Российской Федерации в мировом объеме оказания услуг по хранению и обработке данных (проценты)

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов и иными органами государственной власти отечественного программного обеспечения (проценты)

Стоимостная доля закупаемого и (или) арендуемого государственными корпорациями, компаниями с государственным участием отечественного программного обеспечения (проценты)

Финансовое обеспечение реализации национального проекта «Цифровая экономика»

Видео о национальном проекте «Цифровая экономика»

Встреча с президентом. ВЭБ.РФ. Цифровая экономика

Цифровая экономика России: программа развития

Главное с презентации нацпроекта «Цифровая экономика»

Спецпредставитель президента по вопросам цифрового и технологического развития: что такое «Цифровая экономика»

Законодательное регулирование нацпроекта «Цифровая экономика»

Источник

«Цифровая экономика РФ»

Направления

Описание

В рамках реализации Указов Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» и от 21.07.2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», в том числе с целью решения задачи по обеспечению ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере, Правительством Российской Федерации сформирована национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утвержденная протоколом заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 4 июня 2019 г. № 7.

В состав Национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации» входят следующие федеральные проекты:

Система управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Система управления утверждена постановлением Правительства Российской Федерации от 2 марта 2019 г. №234 «О системе управления реализацией национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации».

Куратор национального проекта:

Чернышенко Дмитрий Николаевич, заместитель Председателя Правительства Российской Федерации.

Руководитель национального проекта:

Шадаев Максут Игоревич, министр цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации.

Администратор национального проекта:

Яцеленко Николай Сергеевич, заместитель министра цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации

Источник

Цифровая экономика чем утверждена

Код для вставки в блог

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Национальная программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

Календарь

ПНВТСРЧТПТСБВС
12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031

С помощью этого календаря поиск осуществляется в рамках текущего раздела. Для поиска по всему сайту воспользуйтесь сервисом «Поиск»

Подписка

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

На указанный Вами адрес электронной почты будет выслано письмо с подтверждением данной услуги и подробными инструкциями по дальнейшим действиям.

Источник

Цифровая экономика чем утверждена

от 28 июля 2017 года N 1632-р

____________________________________________________________________
Утратило силу на основании
распоряжения Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2019 года N 195-р
____________________________________________________________________

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д.Медведев

УТВЕРЖДЕНА
распоряжением Правительства
Российской Федерации
от 28 июля 2017 года N 1632-р

Программа «Цифровая экономика Российской Федерации»

I. Общие положения

Реализация настоящей Программы осуществляется в соответствии с целями, задачами, направлениями, объемами и сроками реализации основных мер государственной политики Российской Федерации по созданию необходимых условий для развития цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности, что повышает конкурентоспособность страны, качество жизни граждан, обеспечивает экономический рост и национальный суверенитет.

В настоящей Программе понятия используются в значении, определенном в документах стратегического планирования, законодательных актах и иных нормативных правовых актах.

Целями настоящей Программы являются:

создание экосистемы цифровой экономики Российской Федерации, в которой данные в цифровой форме являются ключевым фактором производства во всех сферах социально-экономической деятельности и в которой обеспечено эффективное взаимодействие, включая трансграничное, бизнеса, научно-образовательного сообщества, государства и граждан;

создание необходимых и достаточных условий институционального и инфраструктурного характера, устранение имеющихся препятствий и ограничений для создания и (или) развития высокотехнологических бизнесов и недопущение появления новых препятствий и ограничений как в традиционных отраслях экономики, так и в новых отраслях и на высокотехнологичных рынках;

повышение конкурентоспособности на глобальном рынке как отдельных отраслей экономики Российской Федерации, так и экономики в целом.

Цифровая экономика представлена 3 следующими уровнями, которые в своем тесном взаимодействии влияют на жизнь граждан и общества в целом:

рынки и отрасли экономики (сферы деятельности), где осуществляется взаимодействие конкретных субъектов (поставщиков и потребителей товаров, работ и услуг);

платформы и технологии, где формируются компетенции для развития рынков и отраслей экономики (сфер деятельности);

среда, которая создает условия для развития платформ и технологий и эффективного взаимодействия субъектов рынков и отраслей экономики (сфер деятельности) и охватывает нормативное регулирование, информационную инфраструктуру, кадры и информационную безопасность.

ключевых институтов, в рамках которых создаются условия для развития цифровой экономики (нормативное регулирование, кадры и образование, формирование исследовательских компетенций и технологических заделов);

основных инфраструктурных элементов цифровой экономики (информационная инфраструктура, информационная безопасность).

При этом каждое из направлений развития цифровой среды и ключевых институтов учитывает поддержку развития как уже существующих условий для возникновения прорывных и перспективных сквозных цифровых платформ и технологий, так и создание условий для возникновения новых платформ и технологий. Основными сквозными цифровыми технологиями, которые входят в рамки настоящей Программы, являются:

нейротехнологии и искусственный интеллект;

системы распределенного реестра;

новые производственные технологии;

компоненты робототехники и сенсорика;

технологии беспроводной связи;

технологии виртуальной и дополненной реальностей.

Предусматривается изменение перечня таких технологий по мере появления и развития новых технологий.

Реализация отдельных направлений по отраслям экономики (сферам деятельности), в первую очередь в сфере здравоохранения, создания «умных городов» и государственного управления, включая контрольно-надзорную деятельность, будет осуществляться на основе дополнения настоящей Программы соответствующими разделами, а также разработки реализации соответствующих планов мероприятий («дорожный карт»), сформированных в рамках системы управления реализацией настоящей Программы.

Настоящая Программа учитывает и комплексно дополняет цели и задачи, реализуемые в рамках Национальной технологической инициативы и принятых документов стратегического планирования, в том числе отраслевых актов, в частности прогноза научно-технологического развития Российской Федерации на период до 2030 года, утвержденного Председателем Правительства Российской Федерации Д.А.Медведевым, Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 1 декабря 2016 г. N 642 «О Стратегии научно-технологического развития Российской Федерации», Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, приоритетного проекта «Совершенствование процессов организации медицинской помощи на основе внедрения информационных технологий», утвержденного протоколом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 г. N 9, и других документов, а также документов Евразийского экономического союза. Так, в 2015 году ратифицирован Договор о Евразийском экономическом союзе, в рамках которого предусматривается создание интегрированной информационной системы Союза и трансграничного пространства доверия.

Принятые в Российской Федерации к 2017 году документы стратегического планирования предусматривают меры, направленные на стимулирование развития цифровых технологий и их использование в различных секторах экономики. Например, в прогнозе социально-экономического развития Российской Федерации на 2017 год и на плановый период 2018 и 2019 годов предусмотрено распространение использования информационных технологий в социально-экономической сфере, государственном управлении и бизнесе и указаны основные сдерживающие факторы, включая дефицит кадров, недостаточный уровень подготовки специалистов, недостаточное количество исследований мирового уровня. Наиболее близким по содержанию документом стратегического планирования к настоящей Программе является Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, цели и задачи которой находятся в неразрывной взаимосвязи с настоящей Программой.

Настоящая Программа, ориентируясь на Стратегию развития информационного общества в Российской Федерации на 2017-2030 годы, исходит из того, что цифровая экономика представляет собой хозяйственную деятельность, ключевым фактором производства в которой являются данные в цифровой форме, и способствует формированию информационного пространства с учетом потребностей граждан и общества в получении качественных и достоверных сведений, развитию информационной инфраструктуры Российской Федерации, созданию и применению российских информационно-телекоммуникационных технологий, а также формированию новой технологической основы для социальной и экономической сферы.

II. Социально-экономические условия принятия настоящей Программы

С использованием цифровых технологий изменяются повседневная жизнь человека, производственные отношения, структура экономики и образование, а также возникают новые требования к коммуникациям, вычислительным мощностям, информационным системам и сервисам.

В настоящее время данные становятся новым активом, причем, главным образом, за счет их альтернативной ценности, то есть по мере применения данных в новых целях и их использования для реализации новых идей.

В России в настоящее время урегулировано большинство вопросов, возникающих в рамках использования информационно-телекоммуникационных технологий в различных сферах деятельности. Однако регуляторная и нормативная среда имеет ряд недостатков, в ряде случаев создавая существенные барьеры на пути формирования новых институтов цифровой экономики, развития информационно-телекоммуникационных технологий и связанных с ними видов экономической деятельности.

В системе образования расширяется применение цифровых технологий. Образовательные организации имеют выход в сеть «Интернет» и представлены там на своих сайтах в соответствии с государственными требованиями. Нормативно, технологически и содержательно обеспечен курс информатики и информационно-коммуникационных технологий в программах общего образования, ведется подготовка кадров для цифровой экономики. Однако численность подготовки кадров и соответствие образовательных программ нуждам цифровой экономики недостаточны. Имеется серьезный дефицит кадров в образовательном процессе всех уровней образования. В процедурах итоговой аттестации недостаточно применяются цифровые инструменты учебной деятельности, процесс не включен целостно в цифровую информационную среду.

Также в России создана инфраструктура науки и инноваций, представленная различными институтами развития, технопарками, бизнес-инкубаторами, которую можно и нужно использовать в целях развития цифровой экономики.

В 2016 году доля жителей, использующих широкополосный доступ к сети «Интернет», составляла 18,77 процента. При этом на 100 человек приходилось 159,95 мобильного телефона и из 100 человек 71,29 человека использовали мобильный доступ к сети «Интернет». Средняя скорость в сети «Интернет» в России выросла на 29 процентов (до 12,2 Мбит/с), в связи с чем по этому показателю Россия находится на одном уровне с Францией, Италией и Грецией.

К началу 2017 года российский рынок коммерческих центров хранения и обработки данных вырос до 14,5 млрд. рублей, это на 11 процентов больше, чем в 2016 году, что во многом было обусловлено нормативными требованиями о хранении персональных данных граждан России на территории России. Однако в отличие от большинства стран Россия не имеет стандартов оценки центров хранения и обработки данных, в связи с чем отсутствует объективная возможность для оценки уровня оказываемых услуг, в том числе по объему возможных для хранения данных.

Доктрина информационной безопасности Российской Федерации, утвержденная Указом Президента Российской Федерации от 5 декабря 2016 г. N 646 «Об утверждении Доктрины информационной безопасности Российской Федерации», является основой для формирования государственной политики и развития общественных отношений в области обеспечения информационной безопасности, а также для выработки мер по совершенствованию системы обеспечения информационной безопасности. В Российской Федерации традиционно большое внимание уделяется вопросам обеспечения информационной безопасности объектов газоснабжения, энергоснабжения и ядерных объектов. Однако при этом две третьих российских компаний полагают, что количество преступлений в цифровой среде за 3 последних года возросло на 75 процентов, что требует совершенствования системы информационной безопасности во всех секторах экономики.

В России успешно развиваются цифровые платформы, однако их виды и подходы к созданию существенным образом различаются.

Так, Россия достигла значительных успехов в развитии цифровой платформы предоставления государственных и муниципальных услуг, в том числе за счет установления требований об интероперабельности систем, использования информации из других систем, в том числе платежных. Успешно развиваются федеральная государственная информационная система «Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме» и платформы для проведения платежей, создаваемые кредитными организациями.

Серьезные проблемы в настоящее время наблюдаются при применении информационно-телекоммуникационных технологий на уровне органов местного самоуправления. Только 10 процентов муниципальных образований отвечают установленным в законодательстве Российской Федерации требованиям по уровню цифровизации.

В подобных социально-экономических условиях развитие сфер деятельности необходимо осуществлять с применением информационно-телекоммуникационных технологий на качественно новом уровне, позволяющем использовать потенциал данных в цифровой форме как ключевой фактор производства, а отрасль информационных технологий должна создавать для этого необходимые платформы и сервисы.

III. Российская Федерация на глобальном цифровом рынке

По предложению Всемирного экономического форума для оценки готовности стран к цифровой экономике используется последняя версия международного индекса сетевой готовности, представленная в докладе «Глобальные информационные технологии» за 2016 год. Усовершенствованный индекс измеряет, насколько хорошо экономики стран используют цифровые технологии для повышения конкурентоспособности и благосостояния, а также оценивает факторы, влияющие на развитие цифровой экономики.

Согласно указанному исследованию Российская Федерация занимает 41-е место по готовности к цифровой экономике со значительным отрывом от десятки лидирующих стран, таких, как Сингапур, Финляндия, Швеция, Норвегия, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Швейцария, Великобритания, Люксембург и Япония. С точки зрения экономических и инновационных результатов использования цифровых технологий, Российская Федерация занимает 38-е место с большим отставанием от стран-лидеров, таких, как Финляндия, Швейцария, Швеция, Израиль, Сингапур, Нидерланды, Соединенные Штаты Америки, Норвегия, Люксембург и Германия.

Такое значительное отставание в развитии цифровой экономики от мировых лидеров объясняется пробелами нормативной базы для цифровой экономики и недостаточно благоприятной средой для ведения бизнеса и инноваций и, как следствие, низким уровнем применения цифровых технологий бизнес-структурами.

Низкий уровень применения цифровых технологий бизнес-структурами в Российской Федерации по сравнению с государственными органами и населением также отмечено в докладе Всемирного банка о глобальном развитии 2016 года.

В докладе Всемирного экономического форума о глобальной конкурентоспособности 2016-2017 годов подчеркивается особое значение инвестиций в инновации наряду с развитием инфраструктуры, навыков и эффективных рынков. В международном рейтинге Российская Федерация занимает 43-е место, значительно отстав от многих наиболее конкурентоспособных экономик мира, таких, как Швейцария, Сингапур, Соединенные Штаты Америки, Нидерланды, Германия, Швеция, Великобритания, Япония, Гонконг и Финляндия. Низкий уровень инноваций и неразвитость бизнеса, а также недостаточно развитые государственные и частные институты и финансовый рынок являются «узкими» местами для конкурентоспособности России на глобальном цифровом рынке.

Основными компонентами индекса I-DESI являются связь, человеческий капитал, использование сети «Интернет», внедрение цифровых технологий в бизнесе и цифровые услуги для населения. Согласно исследованию Россия отстает в развитии цифровой экономики от Европейского союза, Австралии и Канады, но опережает Китай, Турцию, Бразилию и Мексику. По доступности фиксированной широкополосной связи Россия наряду с Соединенными Штатами Америки в 2016 году опережала Европейский союз и остальные страны. В отношении человеческого капитала Россия имела лучшие позиции, чем в среднем по Европейскому союзу, в Турции, Мексике и Бразилии, но значительно отстала от Японии, Кореи, Швеции, Финляндии, Великобритании и лидирующих стран Европейского союза. В отношении частоты использования сети «Интернет» (в среднем ежедневно и регулярно), Россия продемонстрировала не очень высокие позиции в сравнении с Европейским союзом, Соединенными Штатами Америки, Новой Зеландией и Австралией, но опережала Китай, Бразилию и Мексику. В области внедрения цифровых технологий предприятиями Россия значительно отстала от Европейского союза и остальных стран, немного опередив Турцию, Китай и Мексику.

Источник

Программа «Цифровая экономика» и ее развитие в Российской Федерации

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Цифровые технологии используют сегодня при совершении экономических, социальных и других операций через интернет. Любой человек с помощью удаленных каналов связи может записаться к врачу, заплатить налоги, купить билет на сайте РЖД или приобрести нужный товар – монтажный комплект, телевизор и др.

Развитие цифровой экономики – задача для всех уровней власти. Поэтому одним из 13 нацпроектов, реализуемых в России после майских указов 2018 года Президента РФ В.В. Путина, стал проект «Цифровая экономика».

Что такое цифровая экономика и для чего она нужна

Начало информационной революции в 80-х годах XX века связано с повсеместным переходом от аналоговых технологий к цифровым. Изменилась философия мира.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Понятие «цифровая экономика» было введено Доном Тапскоттом в 1995 году при описании особенностей сетевой разведки. Сегодня под цифровой или виртуальной экономикой понимают совокупность отношений в области экономики, культуры и общественной жизни, базирующихся на внедрении электронных технологий.

Это не отрасль, а уклад жизни, основа для развития экономики, социальной сферы. Простыми словами, это использование интернета в работе и повседневной жизни.

Авторы монографии «Развитие цифровой экономики в России как ключевой фактор экономического роста и повышения качества жизни населения», размещенной в базе данных Российского индекса научного цитирования, определяют цифровизацию как создание продукта в цифровой форме. Эта книга используется в качестве пособия по цифровой экономике.

Функционирование многих фирм частично или полностью осуществляется через интернет. Ярким примером использования цифровых технологий является Яндекс-акси или Сбербанк России.

Почти 50% людей в России и за рубежом используют интернет для обучения и работы. Находясь в декрете, женщина может получить дополнительное образование или повысить квалификацию в удобное время.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Оборот виртуальной торговли вплотную приблизился к объемам стандартных покупок. За 2018 год онлайн-продажи в России составили 1,15 трлн рублей. Лидеры интернет-торговли в нашей стране – Wildberries и Ozon. Россияне, проживающие в крупных городах или сельской местности, имеют равные возможности при выборе товаров через интернет.

Почему это важно

В 2018 году число людей, использующих интернет, увеличилось до 4,021 млрд человек, четверть из которых впервые появилась в сети в 2017-2018 годах. Самые высокие темпы роста наблюдаются на африканском континенте – 20 %. В Катаре и ОАЭ 99% жителей используют интернет в повседневной жизни. По России цифры ниже – около 75% россиян пользуются различными онлайн-сервисами и социальными сетями.

Виртуальная экономика и биотехнологии способны улучшить жизнь обычных людей. Врач оперативно поставит диагноз и, при необходимости, проведет операцию, независимо от местонахождения пациента. Житель любого региона страны сможет получить высшее образование или обучиться новой профессии дистанционно. У покупателей появляется огромный выбор товаров, доступных в интернет-магазинах. При этом повышается скорость оказания услуг и их качество.

Для компаний использование возможностей цифровых технологий позволит повысить производительность труда работников, снизить затраты, расширить круг потенциальных покупателей. Электронные технологии применяют даже в сферах АПК (роботизация), экологии (сортировка мусора) и ЖКХ («умные» счетчики).

Перевод архивов в электронный формат – новый тренд современной России.

Сканируются документы, приказы, книги, журналы или отдельные статьи. Оцифровка обеспечивает сохранность объектов, облегчает поиск документов, расширяет их доступность через систему Консультант или Гарант.

Тренды виртуальной экономики

С целью обмена опытом и обсуждения новых технологических решений в России и за рубежом регулярно проводятся форумы, круглые столы, конференции, выставки по цифровизации различных сфер деятельности. На таких мероприятиях эксперты высказывают собственное мнение по проблемам цифровой экономики в сфере финансов, энергетики, туризма и других, формируя основные векторы развития инновационных технологий. Например, в ноябре 2018 года в Москве состоялась международная конференция «Медиасоставляющая цифровой экономики» с участием 8 стран. Эксперты обсуждали вопросы изменения медиаиндустрии в условиях цифровизации всех сфер жизни.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Виртуальная экономика проникает во все сферы жизни человека. В России уже сейчас концепция «умного» производства реализуется на транспортных, авиастроительных и ракетно-космических предприятиях. Присвоение ИНН позволяет цифровизировать налогообложение физических и юридических лиц.

Цифровая экономика за рубежом

Несмотря на технологический прорыв, доля цифровой экономики составляет лишь 22% мирового ВВП. Наилучшего результата добился Китай – 30% от ВВП, благодаря развитому рынку криптовалют. Великобритании удалось повысить этот показатель до 15%. Усредненное значение доли виртуальной экономики в национальном ВВП для развитых стран составляет 5,0-5,5%.

Многие страны, осознавая неизбежность и важность технологических изменений, намеренно взяли курс на цифровизацию экономики и госсектора. Возглавляют неформальную цифровую «гонку» США и Китай. Программы развития виртуальной экономики приняли вслед за ними Великобритания, страны Европы, Австралия и другие.

Принятые концепции различаются акцентами. Например, в Дании программа не затрагивает производственный сегмент, но датчане, имея цифровые паспорта, могут обращаться со структурами власти только через интернет. Канада, напротив, не ставит в приоритет переход на оказание электронных госуслуг.

Китайский нацпроект «Умная нация» включает всеобщий переход на новые технологии.

С 2015 года в стране постепенно проходят цифровизацию экономическая сфера, власть, общество.

Программа развития цифровой экономики в России

Российская программа «Цифровая экономика Российской Федерации» утверждена 4 июня 2019 года протоколом заседания президиума Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и нацпроектам (далее – Президиум Совета). В нее вошли шесть федеральных проектов.

Регионы разрабатывают собственные программы по развитию виртуальной экономики (Московская область, Пермский край и другие). Федеральные субсидии регионы будут получать в рамках заключенных с федеральным центром Соглашений.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Эксперты в области электронной экономики объединяются в сообщества (Лига цифровой экономики).

Паспорт национальной программы «Цифровая экономика Российской Федерации»

Краткие сведения о национальном проекте «Цифровая экономика Российской Федерации» изложены в паспорте, состоящем из 6 частей.

Полный текст нацпроекта доступен на официальном сайте Минкомсвязи.

Цели и задачи проекта

Целевые установки нацпроекта «Цифровая экономика РФ» до 2024 года закреплены в его паспорте.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Россия, как член ЕАЭС, при решении задач по цифровизации различных секторов экономики, проводит согласованную политику с другими государствами, входящими в эту международную организацию.

Преимущества и недостатки цифровой экономики

Суть цифровой экономики в ускорении процессов обработки информации, освобождении сотрудников от рутинной работы. В ноябре 2018 года последствия внедрения новых технологий эксперты обсудили на ток-шоу «Ретроспектива: Первые плоды цифровой экономики».

Цифровая экономика оказывает прямое действие на ценообразование, снижая стоимость товаров и услуг. Несмотря на это, в реальности, внедрение цифровых технологий таит некоторые опасности.

В эпоху гаджетов ребенок теряет способность сочувствовать, общаться в реальном мире. У него возникают проблемы с коммуникациями. И это большой минус. Кроме того, сегодня требуется смена системы образования в школе, средних и высших учебных заведениях. Педагог перестал быть для подрастающего поколения источником знаний, он становится навигатором и мотиватором для учеников.

Нормативное регулирование

Для успешного выполнения мероприятий нацпрограммы требуется плотное взаимодействие представителей бизнеса и чиновников при формировании нормативной базы для цифровизации экосистемы. Корпорациями-лидерами по применению высоких технологий учреждена автономная некоммерческая организация. АНО «Цифровая экономика» под руководством Е. Ковнира обеспечивает подготовку и общественное обсуждение проектов законодательных актов.

В Российском союзе промышленников и предпринимателей действует постоянный Комитет по виртуальной экономике.

В связи с постоянным обновлением понятийного аппарата в области электронных технологий, отсутствием правовых норм, регулирующих деятельность IT-компаний, нужна помощь экономистов и юристов при работе над законопроектами.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

С целью ускорения изменения законодательства разрешено не согласовывать законопроекты в сфере цифровой экономики с Правительством РФ, а лишь получить одобрение бизнес-сообщества на совместных совещаниях бизнеса и власти, заседаниях проектных офисов.

Госдума сможет рассматривать проекты законов без предварительных парламентских слушаний.

Например, в марте 2019 года принят ФЗ № 424632-7 о цифровых правах в России, изменяющий Гражданский кодекс РФ.

Рабочая группа принимает участие в оценке эффективности реализации мероприятий нацпроекта. Приведение деятельности ИТ-компаний в правовое поле и установление специальных режимов налогообложения позволит им выйти из теневого сектора экономики, легализовать деятельность.

Ответственные за реализацию проекта

Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 года № 234 определяет систему управления реализацией нацпроекта «Цифровая экономика РФ». За достижение поставленных целей будет отвечать Минкомсвязи.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

Контроль за выполнением нацпрограммы возложен на Правительственную комиссию по цифровому развитию, призванную утверждать обновленные версии программы.

Финансирование национальной программы

Первоначально программа предусматривала выделение более 3,5 трлн рублей из бюджета РФ и внебюджетных источников за 2019-2024 годы. Объем расходов, обозначенный в паспорте нацпроекта на официальном сайте Минкомсвязи, составляет в настоящее время 2,4 трлн рублей. Из них: 1,9 трлн – расходы федерального бюджета, а 0,5 трлн рублей – внебюджетные средства.

Реализация Программы

Распоряжением Правительства РФ утвержден состав подкомиссии по цифровой экономике Правительственной комиссии по использованию ИТ для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Она отвечает за реализацию нацпроекта и может давать рекомендации по корректировке мероприятий программы.

За электронное взаимодействие заинтересованных сторон несет ответственность аналитический центр при Правительстве РФ, выполняющий также функции проектного офиса.

Конкретные шаги по программе «Цифровая экономика»

По всем направлениям программы утверждены планы мероприятий. Уже сейчас в стране действует сайт Госуслуг, который, по отзывам граждан, пользуется большим спросом. Государственные и муниципальные учреждения заключают договора с контрагентами по результатам электронных торгов, аукционов или запроса котировок. Это позволяет рационально использовать бюджетные средства.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

По каждому направлению нацпроекта разрабатываются дорожные карты. Например, по сквозным технологиям утверждено 7 таких карт. В них подробно описываются смысл технологий, схемы их применения, приводятся характеристика текущего состояния, целевые показатели и инструменты для их достижения.

Росстат совместно с ВШЭ и Минкомсвязи, начиная с 2018 года, будут выпускать ежегодные статистические сборники по достижениям цифровой экономики (УДК 338).

Несовпадение цифр в «Цифровой экономике»

История госпрограммы по цифровизации экономики началась еще в 2017 году. Первоначальная версия содержала 5 базовых направлений с присвоением порядковых номеров.

В паспорте новой программы нумерация нацпроектов изменилась, исходя из очередности задач, поставленных Президентом России В. Путиным в майских указах. Но разработчики нацпроектов при нумерации сущностей (цели, задачи, мероприятия) придерживались старых номеров.

Налицо несоответствие паспортов основной программы и нацпроектов, которые должны быть взаимосвязаны. Напрашивается вывод о невнимательности чиновников.

8 направлений развития цифровой экономики

Комплексное развитие цифровых технологий в стране поможет развеять миф об утечке российских «мозгов» за границу.

Криптовалюты и ICO

Криптовалюта – виртуальная цифровая валюта, не имеющая единого центра эмиссии (Биткоин, Ripple, Litecoin и другие).

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

ICO – форма инвестиций в форме реализации ограниченного количества новых единиц криптовалют, полученных в результате единичной либо ускоренной эмиссии. Считается одним из видов коллективного финансирования. Единицу продаваемой криптовалюты профессионалы называют монетой или токеном.

Рост объемов продаж в виртуальной экономике увеличит спрос на криптовалюты, так как для приобретения цифровых продуктов потребителями разных стран не понадобится уплачивать комиссии банкам за конвертацию валют. Транзакции с криптовалютами проходят быстрее, чем банковские.

Информационная безопасность

Суть современного мира отражает цитата Н. Ротшильда: «Кто владеет информацией, тот владеет миром». Имя этого банкира признано в финансовой среде.

Среди отечественных разработчиков свою систему комплексного управления безопасностью предлагает ПАО «Информзащита».

Роль цифровой экономики в управлении современными социально-экономическими отношениями

Цифровая экономика, как новый тип хозяйствования с преобладающим значением информации и методов управления ею во всех циклах производства и потребления, является базовым элементом развития экономики в целом. Неоспоримо ее воздействие на финансовую сферу, страхование, коммерцию, медицину, образование и другое. Передовые технологии способствуют возникновению новых способов кооперации участников рынка для совместного решения задач.

Инвестиции в развитие инновационных технологий стали важным показателем деятельности компании, функционирования государства в целом.

Если столетие назад рейтинг крупнейших мировых корпораций возглавляли энергетические, машиностроительные гиганты, то сейчас первые позиции занимают компании цифрового сектора экономики (Apple, Google, Microsoft).

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

О реструктуризации экономики в направлении цифрового развития свидетельствует достижение определенного уровня количественных характеристик.

Сложность на современном этапе развития вызывает не хранение информации, а обработка больших массивов данных с целью принятия управленческих решений.

Работа с большими данными (Big Data) дает неограниченные возможности для науки и менеджмента. Облачные технологии в ближайшее время будут использоваться для моделирования и прогнозирования социально-экономического развития регионов, государств, общества в целом.

Сотрудничество с другими странами

Глава Минкомсвязи не раз вступал с докладами, в которых отражал ключевые аспекты цифровизации в России, отмечая готовность нашей страны к взаимодействию с зарубежными партнерами.

На современном этапе развития совместные шаги в сфере цифровых технологий ускорят перевод мировой экономики на новый формат, увеличив конкуренцию компаний на глобальном рынке. В этом контексте успешно будут функционировать предприятия, повышающие клиентоориентированность за счет применения новейших технологий.

Сквозные технологии цифровой экономики

Термин «сквозные технологии» подразумевает ключевые направления научно-технического развития, существенно влияющие на становление и развитие рынков. В государственной программе 2017 года по развитию цифровой экономики, утвержденной премьер-министром РФ Д. Медведевым, содержался перечень сквозных технологий. В новой нацпрограмме его нет. Это связано с постоянным движением виртуальных технологий вперед, появлением новых решений.

Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть фото Цифровая экономика чем утверждена. Смотреть картинку Цифровая экономика чем утверждена. Картинка про Цифровая экономика чем утверждена. Фото Цифровая экономика чем утверждена

В феврале 2019 года на основе анализа статистических открытых данных разработан Атлас сквозных технологий цифровой экономики России.

Нацпроект по цифровизации экономики призван стимулировать спрос на цифровые технологии на внутреннем рынке, в то числе путем цифровой трансформации компаний-лидеров российской индустрии. При этом инвестиции бизнеса в развитие экосистемы составят более 0,5 трлн рублей.

Кадры для цифровой экономики и образование

Образ незаметного работника по обслуживанию оргтехники и программного обеспечения давно остался в прошлом. В современной компании IT-специалист является правой рукой генерального директора.

Актуальность вопроса о несовершенстве подходов к обучению и переподготовке кадров для цифровой экономики подтверждается увеличивающейся потребностью в квалифицированных ИТ-специалистах. В необходимости изменения системы образования убежден новатор банковской сферы России Герман Греф. Главная идея – устранение системы тестов и экзаменов.

АНО «Цифровая экономика» учрежден знак качества в номинации «Кадры для цифровой экономики». Получить его смогут образовательные программы, использующие для обучения виртуальные инструменты.

В ближайшем будущем из федерального бюджета будут субсидироваться расходы учреждений образования среднего и высшего звена в области ИТ-технологий.

Центр компетенций по ФЦП «Кадры для цифровой экономики» призван выявлять барьеры комплексного развития системы образования, формировать и выполнять в зоне своих компетенций план мероприятий.

Работа проводится в 12 экспертных группах.

Первая Кафедра цифровой экономики открыта в Поволжском государственном университете телекоммуникаций и информатики. В МГУ IT-специалистов готовят на факультете вычислительной математики и кибернетики. В КФУ и РЭУ им.Плеханова запустили краткосрочный курс повышения квалификации по направлению «Цифровая экономика».

Успешная реализация проекта даст возможность выпускникам школ пройти подготовку в ведущих ВУЗах страны по профилю цифровых технологий, уменьшит число имеющихся вакансий ИТ-специалистов в различных отраслях народного хозяйства.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *