Цифровая образовательная среда что это такое

ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

В связи с запуском с 1 сентября 2020 года в ряде регионов России глобального эксперимента в школах и колледжах по внедрению «Цифровой образовательной среды», попытаемся разобраться, что такое «цифровая образовательная среда» и как она может повлиять на наше образование?

Национальный проект «Образование» предполагает реализацию 4 основных направлений развития системы образования:

Задачи проекта «Цифровая образовательная среда»:

создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней.

Главные задачи проекта (к 2024 году):

Общий бюджет проекта: более 79,8 млрд рублей

Споры в обществе

Большой заочный диалог между сторонниками и противниками цифоровизации общества получился у главного популяризатора этой идеи Германом Грефом и Никитой Михалковым.

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Значительная часть профессионального образовательного сообщества считает, что включение значительной доли дистанционной составляющей в образовательный процесс может привести к негативным последствиям не только в образовательной, но и в социальной сфере. Вызвать значительное снижение уровня знаний среди учеников и усилить социальное расслоение граждан.

Более того, Сергей Комков заявил, что академическое сообщество выскажет пожелание, чтобы Греф больше не приближался к Министерству просвещения, если он продолжит продвигать свою линию сегрегации отечественного образования, при помощи внедрения цифровой образовательной среды.

В заключение

Нельзя не отметить, что увеличение доли дистанционных предметов в школах создаст дополнительную нагрузку на родителей школьников, которые будут вынуждены сокращать свое рабочее время ради помощи в дистанционном обучении детей. Большую проблему это может вызвать в семьях с одним родителем или с несколькими детьми.

Как это все предполагается решать не совсем понятно. Даже учитывая бесплатную раздачу дешевых китайских планшетов, проводимую Министерством образования, это не может полностью решить проблему необходимого оборудования для дистанционного образования детей.

При поступлении новой информации будем сообщать дополнительно.

Источник

Цифровая образовательная среда

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Попробуем собрать вместе представления о том, что такое цифровая образовательная среда, какими свойствами она обладает, каковы цели и задачи её создания и поддержания, на каких принципах она может быть построена.

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Основные термины и определения:

Цифровая образовательная среда (ЦОС)– это открытая совокупность информационных систем, предназначенных для обеспечения различных задач образовательного процесса.

Слово « открытая» означает возможность и право любого пользователя использовать разные информационные системы в составе ЦОС, заменять их или добавлять новые. Для этого в логике ЦОС должны быть предусмотрены условия и открыто опубликованные правила.

Среда принципиально отличается от системы тем, что она включает в себя совершенно разные элементы: как согласованные между собой, так и дублирующие, конкурирующие и даже антагонистичные. Это позволяет среде более динамично развиваться. Никогда невозможно предугадать, какие из элементов среды окажутся более живучими, какие отомрут, какие с какими образуют новые согласованные альянсы, а какие, наоборот, разделятся.

Система, в отличие от среды, создается под конкретные цели и в согласованном единстве. Ее живучесть определяется диапазоном соответствия реальных внешних условий предусмотренным в проекте изначально. Чем быстрее меняются условия, тем короче жизнь систем.

Главная проблема современных информационных систем в образовании именно в том, что их, избегая согласований, создают централизованно в виде единых универсальных продуктов, подавляя инициативу образовательных организаций по использованию своих систем. Стремительное изменение внешних условий и самих технологий приводит к крайне низкой эффективности вложений в создание этих систем. Поскольку оправдание бюджетных затрат демонстрируется практикой использования, образовательные организации заставляют использовать эти системы. Это приводит к отторжению педагогов от использования навязанных систем и пассивному противодействию. В результате новые информационные системы не только не улучшают образовательный процесс, но и приводят к повышению бюрократической нагрузки, вместо, казалось бы, ожидаемого облегчения ее.

Чтобы справиться со стремительными изменениями, в сфере информационных технологий сначала переходили на «платформы», а теперь все больше говорят об экосистемах.

Платформа– такое построение информационной системы, которое позволяет сторонним разработчиками, используя предусмотренные платформой открытые инструменты, строить собственные продукты, которые смогут работать и взаимодействовать с другими продуктами на той же платформе.

Экосистема– такое построение информационных систем, которое не требует от сторонних разработчиков использовать специфические инструменты для своих продуктов: достаточно реализовать согласованный протокол обмена данными. Это позволяет обеспечить взаимодействие любых информационных систем в случае реализации этого протокола.

Организационные принципы построения ЦОС:

(формулировки приведены с учетом предложений-поправок коллег —экспертов ИРИ)

Что нужно сделать в образовании для продуктивного и эффективного применения цифровых технологий?

Прежде всего, запретить насильственное внедрение централизованных региональных инструментов, кроме государственных систем, как нарушающих ряд законов и разъяснения Минобрнауки России,– взять курс на построение открытой экосистемы, настоящей ЦОС, на основе минималистичных центральных государственных систем. Предложение о переформатировании в этом контексте федеральной системы учета обучающихся Контингент описано ранее.

Ключевой принцип информатизации образования– снижение бюрократической нагрузки за счет средств автоматизации, искусственного интеллекта в пользу сосредоточенности педагогов, образовательных организаций непосредственно на задачах образовательного процесса.

Ключевой инструмент формирования экосистемы– стандарты на протоколы обмена данными между различными информационными системами.

Цели ЦОС:

Задачи:

Описание и оценка эффективности

Речь идет о создании условий для формирования ЦОС на всех уровнях организации образовательного процесса и его управления. Это не требует существенных финансовых вложений. Это невыгодный для подрядчиков проект– в нем нет «железа» и монстроидальной программной разработки, на которые можно запросить космические суммы типа Контингента или РЭШ/МЭШ. Это будничная чиновная работа по подготовке новой нормативной базы. Оценить ее эффективность можно только позже– по происходящим изменениям и повышению активности использования ЦОС, потому что эти нормы должны создать условия для свободного и бурного развития ЦОС всех уровней.

Важнейшим критерием успеха по созданию таких условий считаю последующее

Источник

Удаленки.net

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Чем отличается Цифровая образовательная среда от дистанционного обучения? Ждет ли школы тотальное погружение в онлайн? Почему аргумент «мы и без компьютеров учились хорошо» уже не работает? В Минпросвещения опровергли восемь самых популярных мифов о дистанционном обучении, которые ходят в соцсетях и родительских чатах.

МИФ 1

Почему тогда родился этот миф? Просто во время вынужденного дистанционного обучения многие школы начали пользоваться новой инфраструктурой, которая уже создается. Отсюда и путаница.

МИФ 2

Это неправда! Никто не собирается вводить дистанционное обучение для всех школьников на постоянной основе.

МИФ 3

«Есть документы, которые на законодательном уровне закрепляют дистанционный формат, а традиционная система образования будет ликвидирована»

Это неправда! Есть федеральный проект «Цифровая образовательная среда» нацпроекта «Образование», который предусматривает техническое оснащение всех школ, обеспечение их широкополосным интернетом и качественными учебными материалами. Он не предполагает всеобщего перехода на дистант.

МИФ 4

Это неправда! ЦОС создается для учителя, а не вместо него. Цифровая образовательная среда разгрузит учителей от рутины: бумажной отчетности, проверки однотипных домашних заданий. Современные инструменты помогут сделать очные уроки интереснее с помощью интерактивных заданий. У педагога появится больше времени и сил на общение с детьми.

МИФ 5

«Цифровизация снижает уровень знаний детей»

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Наглядный пример: за то время, что ученик, переписывая из учебника в тетрадь упражнение, вставит пять пропущенных букв, он смог бы пройти интерактивный тест, вставив 50 пропущенных букв.

Во втором случае он лучше закрепит пройденный материал. В этом помогут и «всплывающие» правила в случае неверного ответа, и игровая форма с набиранием баллов (вместо скучного переписывания).

МИФ 6

«Если на создание Цифровой образовательной среды планируется потратить 1,5 млрд евро, значит, все-таки готовится переход на всеобщий дистант»

МИФ 7

«Мы учились не за компьютером, и все было хорошо. Поэтому Цифровая образовательная среда не нужна»

Раньше все пользовались дис­ковыми проводными телефонами: попробуйте убедить ваших детей, что сегодня можно обойтись без мобильных телефонов! Сегодня количество профессий, где не требуется владение компьютером, стремительно сокращается, а к тому моменту, когда нынешние дети закончат школу, таких рабочих мест может вообще не остаться.

МИФ 8

«В интернете уже есть много обучающих платформ, можно пользоваться ими. Тратить государственные деньги на новые не нужно»

Это не так. В интернете действительно уже много обучающих платформ. Но пока нет такой, которая была бы абсолютно безопасна для детей, содержала только проверенный и одобренный экспертами контент, предоставляла информацию по всем предметам и на все темы.

Ноу-хау из портфеля

Источник

Федеральный проект «Цифровая образовательная среда»

С 1 сентября 2020 года в России планировалось начать эксперимент по внедрению «Цифровой образовательной среды» (ЦОС) в школах. В связи с этим у многих учителей, учеников и родителей возник вопрос: значит ли это, что российские образовательные учреждения на постоянной основе переведут на дистанционное обучение? На самом деле нет. ЦОС — это всероссийская информационная система, призванная создать в стране электронную образовательную среду. Федеральный проект ЦОС поможет оптимизировать систему школьного образования и позволит эффективно использовать современные технологии в процессе обучения. При этом об отмене традиционной классно-урочной системы речь не идет — отказываться от нее не планируется.

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Цифровая образовательная среда в школе — что это такое?

Под «Цифровой образовательной средой» понимается единая информационная система, объединяющая всех участников образовательного процесса — учеников, учителей, родителей и администрацию школы. Система включает в себя:

«Цифровая образовательная среда» должна была появиться в России уже с 01.09.2020, однако внедрении системы было отложено на более поздний срок. Согласно Постановлению Правительства РФ № 2040 от 07.12.2020 «О проведении эксперимента по внедрению цифровой образовательной среды» программа заработала с 10 декабря 2020 и продолжит свое действие до 31 декабря 2022 года. Система появилась в России в рамках национального проекта «Образование».

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

Изображение с сайта Министерства просвещения РФ

Основная задача ЦОС — создать современную и безопасную электронную образовательную среду, которая обеспечит доступность и высокое качество обучения всех видов и уровней. Планируется, что к 2024 году современные цифровые технологии будут внедрены в 75 субъектах РФ для как минимум 500 тысяч детей.

Предполагается, что проект послужит стимулом для обновления содержательной базы образования, а также даст школьникам и учителям возможность ориентироваться в цифровом пространстве. При помощи ЦОС улучшится качество образования, так как педагоги смогут эффективнее повышать квалификацию, а в школах появится необходимая инфраструктура для совершенствования учебного процесса.

Как будет работать проект ЦОС в школах?

Вопреки распространенному среди родителей мнению, введение ЦОС в российских школах — это не переход на дистанционное обучение и не отказ от личного посещения детьми школ. Цифровая образовательная среда направлена в первую очередь на то, чтобы расширить интерактивность процесса обучения, а не подменить собой живое общение с педагогом.

ЦОС создаст условия для применения в традиционной классно-урочной системе возможностей электронного образования, дистанционных обучающих технологий и ресурсов. Также будет разработан единый для всей страны перечень материальных и технических условий, которым должна соответствовать современная школа.

Внедрение в российских школах ЦОС даст учащимся и педагогам следующие преимущества:

Возможные проблемы ЦОС

Цифровые технологии внедряются практически во все сферы жизни современных людей и влияют не только на развитие отдельной страны, но и всего мира. Чтобы быть конкурентоспособным на глобальном уровне, государству необходимы специалисты, умеющие работать с современными информационными технологиями. Именно поэтому начинать цифровое обучение целесообразно уже со школы.

Однако при цифровизации образования общество может столкнуться с разными рисками, предотвратить которые нужно еще на этапе внедрения ЦОС в российских школах. В таблице ниже рассмотрены возможные проблемы и предполагаемые пути их решения.

ПроблемаРешение
Увеличение финансовой нагрузки школПроведение интернета, обеспечение повышения квалификации учителей, закупка оборудования будут происходить за счет федерального и регионального бюджетов, следовательно, школе не придется тратить деньги на эти цели. Также следует учитывать, что появление электронных библиотек позволит снизить затраты на закупку учебно-методической литературы.
Не хватит специалистов на начальном этапе запуска ЦОСНеобходимо своевременно производить повышение квалификации учителей. Возможно, будет необходимо ввести в школе новую должность (например, «Заместитель директора по информационным технологиям») или же организовать наставничество по вопросам цифровизации.
Нет цифровых методов обученияЭтот риск связан с тем, что цифровые технологии зачастую развиваются быстрее, чем методические. Важно ускорить процесс разработки необходимой дидактической базы.
Неизвестно влияние информационных технологий на здоровье детей — за последние 30 лет практически не проводились масштабные исследования в области детской психологии и нейрофизиологииНеобходимо проводить исследования, которые помогут выявить сильные и слабые стороны цифровой среды в процессе обучения, а также минимизировать риски, связанные с использованием в образовательном процессе информационных технологий.
Риск технических неполадок и сбоевНаличие достаточного количества специалистов, способных в кратчайшие сроки устранить неполадки.
Подмена истинной цифровизации «оцифровкой»Настоящая цифровизация направлена на существенное изменение образовательного процесса. Под «оцифровкой» же понимается перенос традиционных методов обучения в оцифрованный вид (например, когда обычный учебник используется в электронном виде).

Чтобы избежать этой проблемы, необходимо составить сильную дидактическую и методическую базу перехода к цифровому обучению.

Эксперимент по внедрению в России «Цифровой образовательной среды»

Изначально Министерство просвещения анонсировало внедрение «Цифровой образовательной среды» в 14 регионах России:

Эксперимент поможет определить пошаговый алгоритм внедрения во всех школах России «Цифровой образовательной среды».

Введут ли в России дистанционное обучение?

С весны 2020 и до конца прошлого учебного года российские школы работали в режиме дистанционного обучения. В новом учебном году учебные заведения также время от времени переходят на дистанционку в связи со сложной эпидемиологической обстановкой. При этом ученики, родители и учителя нередко сталкиваются с различными сложностями: нехватка оборудования, отсутствие технологических средств для проведения онлайн-уроков, нехватка методических разработок для дистанционных занятий. Из-за этого в обществе возникло негативное отношение к дистанционному образованию.

Кроме того, в интернете начала появляться информация о том, что в России планируется полностью перейти к дистанционному обучению — такие сообщения также вызывают много вопросов как у учителей, так и у учеников и их родителей.

Также оживленную дискуссию вызвал законопроект № 957354-7. Его название — «О внесении изменения в статью 16 Федерального закона «Об образовании в РФ» в части определения полномочий по установлению порядка применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий при реализации образовательных программ». Многие подумали, что цель этой инициативы — перевести все школы на дистанционное обучение.

Однако один из авторов законопроекта, глава Комитета Совфеда по науке, образованию и культуре Лилия Гумерова объяснила, что перевод образовательных учреждений на дистанционный режим работы стал вынужденной неотложной мерой на период коронавируса. При этом выяснилось, что в российском законодательстве не описаны многие вопросы, касающиеся проведения онлайн-уроков. Новый законопроект направлен именно на восполнение ряда пробелов в действующих законах.

Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть фото Цифровая образовательная среда что это такое. Смотреть картинку Цифровая образовательная среда что это такое. Картинка про Цифровая образовательная среда что это такое. Фото Цифровая образовательная среда что это такое

В частности, поправки уточнят полномочия Минпросвещения и Минобрнауки при реализации онлайн-программ в образовании. В результате министерства смогут прописать подробный регламент дистанционного обучения, а в случае чрезвычайной ситуации, когда обучение в школах нужно будет перевести в онлайн-формат, каждое образовательное учреждение будет иметь четкую и подробную инструкцию. По состоянию на январь 2021 этот законопроект не был рассмотрен даже в первом чтении.

Также на рассмотрении Госдумы находится законопроект № 963511-7, в котором предлагается сделать дистанционный формат обучения добровольным, за исключением случаев введения в регионе или стране режимов ЧС, ЧП или повышенной готовности. То есть переводить весь процесс обучения в онлайн-формат на постоянной основе в ближайшее время не планируется.

Дистанционное обучение в 2020-2021 учебном году

С 1 сентября 2020 года о внедрении всероссийского дистанционного формата работы школ объявлено не было. Руководства отдельных регионов и образовательных организаций принимают решение о целесообразном режиме учебы в зависимости от эпидемиологической обстановки. По состоянию на январь 2021 года возвращать всероссийский дистант (как это было весной 2020) не планируется.

При этом в школах должны соблюдаться все рекомендации по организации работы образовательных учреждений в условиях сохранения рисков распространения коронавирусной инфекции, перечисленные в Постановлении главного государственного санитарного врача РФ № 16 от 30.06.2020.

Источник

Цифровая образовательная среда. Какие эксперименты ждут школьников, и как это коснется педагогов

Несмотря на летние каникулы, родителям школьников не дают расслабиться: в СМИ регулярно появляются новости о грядущих изменениях системы образования. В начале лета 2020 года появилось сообщение об экспериментах с цифровизацией российской школы. Означает ли это постепенный переход на дистанционное обучение и чем «Цифра» грозит ученикам, их родителям и учителям?

👩‍🎓 Национальный проект «Образование». Законодательное регулирование

Национальный проект «Образование» утвержден в 2018 году Указом Президента №204 «О национальных целях и стратегических задачах развития РФ». Он рассчитан на 2019-2024 годы. Приоритетной целью проекта выступает повышение конкурентоспособности российского образования и вхождение РФ в десятку лидеров по качеству образования.

Предполагается, что нацпроект будет успешно реализован при достижении ряда целевых ориентиров. Так, Россия должна подняться с 17 на 10 место в мире по присутствию вузов в мировом ТОПе-500; охват детей 5-18 лет дополнительным образованием должен составить 80%; численность волонтеров и общественников среди учащихся должна достигнуть 8,8 млн человек.

Структурно нацпроект «Образование» подразделен на 10 федеральных программ, включающих в свой состав:

В рамках нацпроекта «Образование» планируется не только повысить материально-техническую базу школ, ввести в действие новые учебные учреждения на территории страны и ликвидировать третью смену, но и внедрить цифровую образовательную среду.

📲 Что такое цифровая образовательная среда

Цифровая образовательная среда – проект, направленный на приобретение в школы дополнительного презентационного и компьютерного оборудования, оснащение учебных заведений камерами видеонаблюдения, автоматизацию управленческих процессов и избавление от бумажной волокиты, а также создание единой образовательной платформы.

Эксперимент по цифровизации образования будет проходить в течение 2000-2022 г. Его участниками станут Минпросвещения, Минкомсвязь, российские регионы, ученики и их родители, школы, потребители и поставщики контента образовательных сервисов.

Заменится ли очное обучение дистанционным

В период распространения коронавируса российские школы экстренно перешли на работу в дистанционный формат и проработали так около 3 месяцев. Родители, которым фактически пришлось занять место учителей для своих детей, стойко выдержали вынужденный эксперимент. Но теперь многие опасаются, что дистанционная форма образования станет стандартной практикой для школ, и ученики так и не вернутся за парты в сентябре 2020 года.

По той причине, что новость о цифровизации школ родителями была воспринята крайне негативно, как очередной шаг по замене очного образования дистанционным, в Минпросвещения поспешили выступить с разъяснениями. Министр С. Кравцов заверил родителей, что речь идет не о замене одного вида обучения другим, а о дополнении образовательного процесса элементами цифровых программ. В планах Минпросвещения начать учебный год традиционно за партами с 1 сентября.

В министерстве также подчеркнули, что распространяемые в родительских чатах сведения о переходе школ в режим онлайн-обучения не соответствует действительности.

Цели и задачи цифровизации

В рамках проекта ЦОС предполагается:

Дети и родители получат доступ к углубленным образовательным программам по интересующим их предметам. Ученики, которые часто или длительно болеют, не имеют возможности посещать школу по иным причинам (например, занимающиеся спортом), смогут просматривать уроки в удобное время. Школьники получат навыки работы в цифровом пространстве, их обучат обработке и анализу данных, а также программированию, они смогут создавать оцифрованные проекты для будущей профессии.

Учащиеся из небольших городов с ограниченным выбором кружков и секций приобретут возможности для дополнительного образования.

Несмотря на очевидные преимущества, цифровизация образования вызвала и волну критики со стороны экспертов. Противники предполагают, что дистанционное образование может привести к значительному расслоению качества образования по социальным группам. Общество разделят на тех, кто может позволить себе качественное образование в школе, и тех, кому придется обучаться дистанционно.

Результаты исследования по эффективности внедрения цифровых платформ в мире неоднозначные. Например:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *