Цифровая трансформация что даст

Что такое цифровая трансформация?

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Цифровая трансформация – что именно она трансформирует?

Цифровая трансформация – это только про бизнес?

Цифровая трансформация касается любой сферы. Например, активная цифровизация происходит в здравоохранении. «Облачные» решения для хранения Big Data (результаты анализов, снимки), телемедицина, приборы удаленного мониторинга состояния пациентов и мобильные приложения по поиску врача меняют подход к лечению.

Цифровая трансформация происходит и в образовании. Сейчас почти в каждой современной школе висят интерактивные доски, у школьников есть электронные дневники, а учителя активно пользуются соцсетями, чтобы оставаться с учениками на связи и консультировать по домашней работе. Правда, цифровая трансформация образования не исчерпывается заменой тетради компьютером. Технологии позволяют применять методы, которые не могут быть реализованы при обычном контактном обучении. Например, ученики должны создавать аудио- и видео-контент, делать совместные проекты. То есть IT начинает выступать в качестве важного инструмента мышления.

Цифровая трансформация происходит также в сельском хозяйстве, строительстве, госуправлении и многих других сферах.

Зачем нужна цифровая трансформация, если дела компании идут хорошо?

С каждым днем спрос на цифровые технологии для бизнеса на рынке растет. Сейчас клиенты ожидают, что любое их желание — даже необычное — будет выполнено максимально быстро и точно. Именно прорывные технологии помогают решить эти задачи. Предприятия, которые не смогут адаптироваться к требованиям цифрового потребителя, скорее всего, обанкротятся и перестанут существовать. Их уничтожат новые высокотехнологичные компании, потому что потребители получат доступ к более продвинутым сервисам.

Часто компании тратят огромные средства на поддержание устаревших технологий, которые уже давно не приносят большой прибыли и не соответствуют требованиям цифрового рынка. Сохранять устаревшие технологии в рабочем состоянии — слишком дорого, модернизировать — еще дороже. К тому же для их обслуживания требуется не один человек. Намного легче потратиться на новейшие технологии и расширять пул клиентов, чем медленно разоряться, пытаясь поддерживать нерентабельный бизнес.

Обязательно строить цифровой бизнес с нуля?

Цифровой бизнес можно построить с нуля, а можно изменить уже существующий. Например, «Тинькофф» — пример цифрового бизнеса, построенного с нуля, а вот Сбербанк трансформировали, чтобы он смог конкурировать на рынке банковских услуг.

С одной стороны, запуск цифрового бизнеса с нуля требует наличия технологических компетенций и предполагает определенную долю риска: готовых решений зачастую нет, и сложно делать прогнозы. С другой — цифровая трансформация существующего предприятия иногда требует полного уничтожения имеющейся бизнес-модели. Так что предприниматель должен сам оценить масштаб потенциальных рисков.

Какими компетенциями должен обладать менеджер?

Набор навыков и умений менеджера по инновациям или менеджера по управлению изменениями должен включать в себя как hard skills, так и soft skills. Создание новых бизнес-моделей, умение работать с новейшими технологиями (искусственный интеллект, робототехника, AR и VR, блокчейн, интернет вещей), анализ данных, владение продвинутыми методами управления проектами (6 Sigma, DevOps, Scrum, Kanban, Lean, PRINCE2) относятся к «твердым» навыкам, то есть профессиональным компетенциям, которые легко проверить, например, с помощью тестирования.

Soft skills нужны для эффективного взаимодействия с командой, партнерами и клиентами. Часто их называют личными качествами. Это коммуникационные навыки, эмоциональный интеллект, дизайн-мышление (то есть ориентация на пользователя при разработке товара), адаптивность.

Как обычно проводят цифровизацию бизнес-процессов?

Цифровая трансформация должна начинаться с верхнего уровня: за разработку цифровой стратегии отвечает не только директор по технологиям, но и руководитель компании. Если же у руководителя нет навыков работы с цифровыми технологиями, необходимо нанять нового — и желательно из более «цифровизованной» отрасли. В команде должно быть не менее пяти технических экспертов высокого уровня, а еще experience-дизайнер — специалист по дизайну клиентского опыта.

Только после того, как команда сформирована, можно думать о разработке продукта. Обеспечен ли бизнес необходимой инфраструктурой — то есть набором технологий, которые помогут в дальнейшем в его развитии? Чтобы ответ был утвердительным, бизнесу нужны профессионалы в области безопасности, облачных технологий, промышленных коммуникаций и аналитики.

А дальше нужно повышать уровень технологического IQ остальных сотрудников, адаптировать их к нововведениям, новому стилю управления и работы, вовлекать их в процесс перехода на новый этап развития.

Почему цифровая трансформация может провалиться?

Как узнать больше о цифровой трансформации?

Много материалов, посвященных цифровой трансформации публикует РБК.Pro. Например, статья EY о том, как цифровизация может раскрыть потенциал сотрудников, или исследование Bain & Company о лидерах цифровой трансформации.

Также рекомендуем прочитать следующие книги:

«Как работает Google», Эрик Шмидт

«Разумный инвестор», Бенджамин Грэм

«Scrum. Революционный метод управления проектами», Джефф Сазерленд

«Руководство по DevOps», Джин Ким, Патрик Дебуа,

«Эпоха Agile. Как умные компании меняются и достигают результатов», Стивен Деннинг

Источник

В современных реалиях в выигрышном положении оказываются именно те компании, которые способны адаптировать свою бизнес-модель и стратегию под меняющиеся условия. Словосочетание “цифровая трансформация” встречали многие, но его смысл часто путают с другими digital-процессами.

Цифровая трансформация – это интеграция digital-технологий во все бизнес-процессы компании. Их внедрение заключается не только в использовании современного оборудования, но и в модернизации подходов к управлению корпоративной культурой, внешними и внутренними коммуникациями.

Максимальный эффект достигается путём отказа от консервативных моделей работы, а также за счёт преобразования продуктов и услуг организации. На практике цифровая трансформация осуществляется по-разному для каждой сферы бизнеса и компании. Сегодня уже недостаточно просто обзавестись сайтом, приложением, чат-ботом и страницами в социальных сетях, чтобы назвать себя цифровой компанией.

С цифровой трансформацией разобрались. Что же такое цифровизация, и почему эти понятия не стоит путать?

Цифровизация – это внедрение цифровых технологий в разные сферы жизни, в том числе и в бизнес. Глубина и масштаб внедрения могут варьироваться. Цифровизация позволяет компании стать более современной, но коммуникация, продукция и каналы её сбыта остаются традиционными.

В бизнес-процессы можно внедрить цифровые технологии по:

С 2013 года начался выпуск фильмов и сериалов собственного производства. В конце 2020 года число подписчиков сервиса превысило отметку 200 млн. человек. Это наглядный пример того, как компании пришлось буквально разрушить существующую бизнес-модель при помощи комплексного подхода, чтобы создать новые ценности и выгоды для своих клиентов.

19 апреля 2021 года Минцифры РФ сообщило об утверждении Правительством директив по цифровой трансформации государственных компаний. Стратегии цифровой трансформации государственных компаний должны быть разработаны или приведены в актуальное состояние до 1 сентября 2021 года. Становится очевидно, что преимущества цифровой трансформации бизнеса признают даже в государственных структурах. Компании на конкурентном рынке нуждаются в ней ещё сильнее.

Согласно исследованию, в России за 2019-2020 года число компаний, которые системно занимаются цифровой трансформацией, выросло вдвое.

Успех цифровой трансформации предприятия базируется на чёткой стратегии и грамотном управлении преобразованиями всех сфер деятельности компании. Ошибка многих предпринимателей заключается в том, что они путают цифровую трансформацию с оптимизацией. Им кажется, что для успеха достаточно нанять IT-специалиста. Однако, это невозможно без взаимодействия специалистов из различных сфер.

Не существует универсального подхода и инструкции “Цифровая трансформация для чайников”. Но вот шаги, которые актуальны для любой сферы:

В 2020 году из-за пандемии COVID-19 каждый из нас столкнулся с цифровым обучением. Даже те школы, вузы и предприятия, которые до этого отказывались от внедрения цифровых технологий, были вынуждены проявить гибкость.

Одна из ключевых функций цифровой трансформации обучения – это персонализация. Такой подход позволяет организовать более гибкий образовательный процесс для каждого студента.

Не секрет, что разным людям нужно разное количество часов для освоения учебного материала, разный формат подачи информации и т.п. При персонифицированном подходе обучающиеся имеют возможность самостоятельно формировать свой учебный день, график изучения отдельных дисциплин, выбирать наиболее оптимальное для себя время для выполнения заданий.

В России многие всё ещё скептически относятся к применению информационных технологий в обучении, в то время как в США, согласно статистике, 76% студентов проходили онлайн-курсы, причём большинство опрошенных считают, что дистанционный формат не снижает эффективность занятий.

Цифровая трансформация обучения подразумевает под собой не только онлайн-уроки, но также электронную библиотеку, электронные журналы и дневники, онлайн-тесты, дистанционную аттестацию, возможность отправить домашнее задание при помощи электронной почты или специальных платформ, возможность консультации с преподавателем не только в рамках занятия и т.д.

За время пандемии многие успели оценить преимущества дистанционного обучения. Не нужно тратить время на дорогу, можно присутствовать “в классе”, находясь при этом в любой точке мира.

Для многих учебных заведений в этот период дистанционный формат стал основным, а не дополнительным, что внесло свои коррективы. К новой реальности пришлось адаптироваться как ученикам, так и преподавателям, потребовались новые решения:

Тенденции говорят о том, что дистанционное образование в России и мире продолжит развиваться. За последние пару лет многие мифы о нём были опровергнуты, а опасения развеяны. Всё больше школ и университетов осознают преимущества внедрения онлайн-курсов, которые позволяют студентам из любого уголка планеты получить доступ к лучшим образовательным программам.

Благодарим за внимание и желаем, чтобы эффективность обучения всегда радовала вас и ваших студентов!

Источник

Цифровая трансформация бизнеса в 2021 — условия, технологии, направления

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Содержание:

Многие компании уже начали свою цифровую трансформацию. Согласно исследованию международного консалтингового агентства IDC, к 2022 году, несмотря на вспышку COVID-19, процесс цифровой трансформации охватит 65% мирового ВВП. Это привлечёт в сферу развития «цифровых» технологий и услуг более 6,8 триллиона долларов прямых инвестиций до конца 2023 года.

Пандемия фактически вынудила предприятия повышать эффективность работы и качество обслуживания. Это не просто ключевые цели в процессе перехода компании на цифровые технологии, но и важнейшие факторы, определяющие судьбу бизнеса в условиях экономического спада.

В этой статье мы объясним, что такое цифровая трансформация бизнеса, чем обусловлен этот процесс, в чём его польза и как начать практически двигаться по данному пути.

Что такое цифровая трансформация

Для бизнеса цифровая трансформация — это всеобъемлющий процесс интеграции цифровых технологий в новую или существующую производственную модель. Это определение может с успехом применяться и к другим сферам общественной жизни, например к государственному управлению или образованию.

Главная цель цифровой трансформации — приведение всей деловой активности в соответствие со стремительно меняющимся требованиями современного мира. Простыми словами, цифровая трансформация помогает бизнесу правильно принять даже самые радикальные внешние изменения и остаться конкурентоспособными в новой среде.

С началом цифровой трансформации компании, в ней могут появиться новые должности и профессиональные обязанности, особенно связанные со сферой ИТ. Например, руководитель цифровой трансформации (Chief Digital Transformation Officer / CDTO), директор по цифровым технологиям (Chief Digital Officer / CDO), ИТ-директор (Chief Information Officer / CIO), технический директор (Chief Technical Officer / CTO), исследователь данных (Data Scientist / DS).

Цифровая трансформация и цифровизация

Цифровая трансформация бизнес-процессов не представима без цифровизации. Однако, не стоит путать эти понятия — между ними есть существенная разница.

Цифровизация или диджитализация — повсеместное внедрение в производство и различные сферы жизни новейших цифровых технологий. Это следующий логический шаг после оцифровки, то есть перевода информации в цифровой вид, а также оптимизации обработки оцифрованной информации. На практике цифровизация компании обычно воплощается в появлении или модернизации в ней IT-отдела.

Цифровая трансформация включает не только внедрение в производство новых технологий, но и изменение самой деловой культуры. Этот процесс может затронуть множество сфер — от управления бизнес-процессами и корпоративной культурой до создания новых моделей взаимодействия с клиентами.

Основные технологии цифровой трансформации

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Что такое цифровой подрыв

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Цифровой подрыв (digital disruption) или просто дизрупция — главный локомотив и основа цифровой трансформации. Это не что иное, как революционное преобразование производственных отношений, вызванное внедрением прорывных цифровых технологий и связанных с ними новых бизнес-моделей.

Этот процесс сопровождается существенными переменами в поведении потребителей и самом облике рынка. Дизрупция и цифровая трансформация требуют от предпринимателей серьезной переоценки взглядов на ведение бизнеса. Зато они дают прекрасный шанс получить решающее преимущество, даже в самой высококонкурентной сфере.

Причины цифрового подрыва

Технологические инновации

Важно понимать, что технологические новинки сами по себе не вызывают в бизнесе ни дизрупции, ни трансформации. Всё зависит от того, как цифровые технологии используются и осваиваются партнёрами, клиентами, конкурентами, другими заинтересованными сторонами.

Прорывные изобретения

Инновационные изобретения могут вызвать дизрупцию в любой сфере. Будь то наука, технологии или бизнес. Например, в прошлом к резким общественным переменам привело изобретение локомотива и печатного станка. А сегодня мы переживаем крупнейшую трансформацию всех сфер нашей жизни из-за изобретения смартфонов, соцсетей, приложений и других высокотехнологичных продуктов.

Поведение потребителей

Важность удобства и простоты во взаимоотношениях с бизнесом для потребителей — не новая идея. Эти факторы были важны и до интернет-эпохи. Цифровая трансформация просто придает новый импульс имеющимся тенденциям, позволяя бизнесу немедленно реагировать на изменения в поведении потенциальных покупателей, а также на процессы и потрясения в обществе.

Перемены в окружающем мире

Коммерческие организации — часть не только бизнес-процессов, но и природной среды. Поэтому любые экономические и законодательные перемены, развитие сотрудничества или даже пандемия могут потребовать цифровой трансформации.

Под натиском COVID-19 многие организации стали активно переводить свою инфраструктуру на облачные платформы. В процесс включились даже компании, которые прежде не планировали или откладывали этот переход на дальнюю перспективу.

Примеры цифровой трансформации и цифрового подрыва

Преимущества цифровой трансформации

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Решения на основе достоверных сведений

Сегодня большинству организаций доступны огромные объёмы данных. Их можно превратить в ценные идеи по развитию бизнеса, а также использовать для принятия более взвешенных и оперативных решений.

Подход к управлению бизнес-процессами с опорой исключительно на анализ фактических данных носит название Data Driven («управляемый данными»). Он позволяет наиболее адекватно реагировать на стремительно меняющиеся запросы потенциальных клиентов, персонализировать предложение и развивать сервис в верном направлении.

Data Driven подход дает понимание, какие товары и услуги будут пользоваться спросом, еще до того как потребительский тренд проявит себя. Применение цифровых технологий для поиска инновационных путей вывода продуктов на рынок — это ключевое условие для процветания бизнеса в наши дни.

Повышение производительности

Цифровые технологии позволяет сотрудникам эффективнее выполнять основные задачи. С их помощью ключевые отделы компании, такие как HR и финансы, могут автоматизировать свои важнейшие задачи. Например, начисление зарплаты или обработку данных клиентов.

Цифровое сотрудничество и нетворкинг значительно облегчают взаимодействие различных подразделений и групп внутри организации. Помимо этого, цифровая трансформация позволяет наладить работу в удаленном режиме, а также открывает доступ к облачным услугам и сервисам, поставляющимся «под ключ» (SAAS).

Вовлечение потребителей

Развитие хороших отношений с клиентами — основа любого процветающего бизнеса. И цифровые инструменты существенно облегчают подобную задачу.

Цифровая трансформация может помочь улучшить имидж бренда за счёт более активной работы с клиентами на разных её этапах — от оперативного рассмотрения жалоб до запуска сезонных распродаж и акций. А это, в свою очередь, приведёт к более высоким бизнес-результатам.

Обеспечение информационной безопасности

Это важнейшая задача требует целого комплекса мер. Например, строгого контроля над процессом предоставления доступа к данным, соблюдения требований к их сохранности, а также обеспечения защиты от хакерских атак. Она едва выполнима, если в компании нет своего IT-отдела.

Очевидный выход в таких случаях — обратиться к сторонним специалистам по кибербезопасности. Предпочтительно делать выбор в пользу тех профессионалов, которые знакомы со спецификой предприятия. Они понимают задачи бизнеса и могут достичь поставленных целей наиболее эффективно.

Укрепление партнерских отношений

Большинство компаний взаимозависимы. Чтобы привлечь потребителей к своей продукции, они взаимодействуют со множеством партнеров — поставщиков, подрядчиков и специализированных консультантов. Конечно, общаться с ними можно и на основе физического документооборота, но это утомительно и неэффективно.

Цифровые технологии позволяют изменить и упростить этот процесс, сделав его прозрачнее, точнее и быстрее. Оптимизация внутреннего взаимодействия партнеров экономит их время и ресурсы, что приводит к укреплению взаимовыгодных отношений.

Развитие услуг по требованию

Гибридные IT-услуги, дающие расширенные возможности для нетворкинга и улучшающие качество обслуживания, востребованы сегодня бизнесом как никогда. Это касается не только удобства использования приложений для сотрудников и клиентов. Работа «on demand» сервисов немыслима без отлаженного механизма взаимодействия с IT-инструментами и IT-персоналом.

Этапы подготовки цифровой трансформации

Цифровая трансформация что даст. Смотреть фото Цифровая трансформация что даст. Смотреть картинку Цифровая трансформация что даст. Картинка про Цифровая трансформация что даст. Фото Цифровая трансформация что даст

Этап 1. Планирование

Практическое проведение цифровой трансформации начинается со стратегического планирования. Нужно понимать, какие задачи должны быть решены, какие ресурсы потребуются, как внедрение цифровых инструментов и инноваций повлияет на корпоративную культуру в целом.

Дорожная карта цифровой трансформации создаётся за три основных шага:

Этап 2. Обеспечение административным ресурсом

После определения цифровой стратегии бизнеса, нужно заручиться ее поддержкой у руководства. Понимание управленческим звеном всех нюансов предстоящего процесса и его последствий — один из главных признаков готовности компании к цифровой трансформации. Именно поэтому первые лица зачастую начинают принимать участие в цифровой трансформации еще на этапе составления ее стратегии, наряду с генеральным директором, CDO и ИТ-директором.

Этап 3. Выбор партнёров

Для успеха цифровой трансформации крайне важно правильно выбрать партнеров по производственной цепочке или стейкхолдеров.

Надёжный партнёр сможет:

Этап 4. Доведение плана до сотрудников

Чтобы создать условия для успешного прохождения цифровой трансформации в компании, нужно своевременно донести её ценность до персонала. Это обеспечит доверие к предстоящему процессу и его внутреннюю поддержку.

Убедитесь, что сотрудники получили ясную структурную схему и план перехода. К цифровой трансформации они должны быть подготовлены заранее.

Этап 5. Старт трансформации

Исполнение намеченной стратегии должно проходить на всех уровнях организации — от топ-менеджмента до рядового персонала. В процессе цифровой трансформации крайне важно сохранять фокус на поставленных бизнес-целях.

Управлением «цифровыми» изменениями должны руководить кросс-функциональные рабочие группы, которые формируют CDO. В их состав могут входить профессионалы с различными компетенциями. Но прежде всего — специалисты по стратегическому маркетингу, HR-менеджменту и дизайну потребительского опыта.

Такие тактические команды возглавят изменение корпоративной культуры. Они создадут фундамент для успешного внедрения цифровой операционной модели в производственные цепочки компании.

Заключение

Сегодня для бизнеса критически важно освоить цифровые технологии и экспериментировать с использованием соцсетей, анализом больших данных и облачными вычислениями. Ориентация на цифровую трансформацию даст предприятиям новые направления для развития, позволит обойти конкурентов и подготовит к переменам ближайшего будущего. Эта обзорная статья и приведённый начальный план цифровой трансформации поможет предпринимателям подойти этому процессу как можно более осознанно.

Успешная цифровая трансформация начинается с правильно подобранного хостинга. VDS от Eternalhost с быстрыми NVMe дисками, бесплатной DDoS защитой и техподдержкой 24/7 — гарантия высокой производительности и бесперебойной работы ваших веб-ресурсов!

Источник

Цифровая трансформация бизнеса: как и зачем меняться в digital-эру

Цифровая трансформация — модный, но всё ещё не до конца понятный термин. Что он включает и почему касается не только программистов? Разбираемся вместе с куратором факультета Цифровая трансформация Московской школы коммуникаций MACS Максимом Григорьевым.

Прорывные технологии и капитализация бизнеса

Цифровая трансформация — это глубокое преобразование продуктов, бизнес- и операционной модели организации с помощью прорывных технологий.

Что такое прорывные технологии? О них мы слышим повсюду последние несколько лет: блокчейн, интернет вещей, искусственный интеллект, дополненная реальность и многоe другое. В английском, кстати, технологии называются разрушительными, “Disruptive Technologies”. Но, в русском это слово явно имеет отрицательное значение, мы называем их прорывными. Так они называются потому, что радикально преобразуют экономику, сегменты бизнеса, организации, отношения в обществе и самих людей. В свое время именно такими технологиями были паровой двигатель, электричество, компьютеры и Интернет.

Почему прорывные технологии повышают ценность бизнеса? Всё просто. Они не просто оптимизируют эффективность и увеличивают производительность компании, они, как мощный рычаг, позволяют создать принципиально новые цепочки добавления ценности, придумать новые более прибыльные и полезные клиенту продукты. Соответственно, растет прибыль компании и инвестиционная привлекательность. Сегодня потенциал развития экономики во многом обусловлен именно прорывными технологиями. По прогнозам McKinsey, доля цифрового бизнеса составит до 34% мирового ВВП уже к 2020 году. Процесс цифровой трансформации актуален для любой сферы нашей жизни. Мобильное приложение налоговой службы, онлайн-банкинг, блокчейн-реестры в страховых компаниях, техподдержка клининговой компании в виде чат-бота, таргетированная реклама и медицинская диагностика использующие большие данные и искусственный интеллект, торговые маркетплейсы — все эти инновационные “фишки” являются далеко не полным набором примеров использования современных цифровых технологий.

Компаниям, которые не придали особую важность использованию этих технологий, становится все сложнее конкурировать с цифровой элитой. Так, например, яркий представитель цифровой экономики Uber поглотил практически все небольшие сервисы такси, а Airbnb приносит все больше убытков классическим моделям гостиничного бизнеса.

Цифровая трансформация и коммуникации

Многие предприниматели считают, что для цифровой трансформации бизнеса достаточно нанять программистов, чтобы разработать сайты, мобильные приложения, электронные кошельки и чат-ботов в дополнение к тому, что уже есть. Это заблуждение. Цифровая трансформация — это не просто автоматизация (т. е. внедрение технологий в существующее производство). Она подразумевает изменение бизнес-структуры, стратегии развития бизнеса, корпоративной культуры, системы продаж, управления командой и процессами в целом, а также, еще более радикальные изменения, когда создаются абсолютно новые продукты, сервисы и даже целые отрасли.

Существует три направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели. Обычно компании не идут сразу по всем трем. Одни выбирают стратегию роста за счет лучшего понимания клиента и увеличения точек контакта с ним. Другие — за счет цифровизации и реинжиниринга внутренних процессов и повышения производительности работников. Третьи — меняют границы бизнес-моделей, создают цифровые продукты и сервисные надстройки и осваивают новые рынки.

Как минимум два из трех направлений цифровой трансформации напрямую касаются коммуникаций — внутренних и внешних.

В частности, существенно видоизменяются задачи CEO и HR-директоров. Организационная структура компании становится гибче. Появляются новые позиции, в том числе топ-уровня, например, CDO (Chief Digital Officer), директор по цифровой трансформации или, например, Директор по подбору digital специалистов. Требования к компетенциям «старых» сотрудников меняются: директор по развитию всё чаще должен владеть технологиями, а производитель контента — работать со статистикой и аналитикой внимания. Узкие специализации перестают цениться. Растет значение дополнительного профессионального обучения и переквалификации.

Ключевой задачей внутренних коммуникаций становится настройка культурного кода бренда среди сотрудников. Техническая работа «кадровика» отдаётся на откуп программам на основе big data и machine learning. На его место приходит HR-эксперт, сосредоточенный на человеческом капитале компании и развитии бренда работодателя. Задача же CEO — уже не только общее управление и повышение капитализации бизнеса, но формирование видения компании в цифровой вселенной и уверенная трансляция этого образа сотрудникам и стейкхолдерам.

Сложно представить успех трансформации в организации, которая делает ставку на жесткую субординацию, консервативные модели принятия решений, бюрократизацию процессов. Максимальная коллаборация, совместное творчество, общение на равных и укрепление горизонтальных связей внутри компании намного ближе современному, цифровому миру.

С другой стороны, технологии big data и искусственный интеллект трансформируют пользовательский опыт и позволяют кардинально увеличить прибыль. Это означает появление новых задач у внешних коммуникаторов: маркетологов, пиарщиков и специалистов по продажам. Возрастает роль аналитики внимания, точечной работы с клиентом и digital-маркетинга.

В частности, PR-специалисты и маркетологи могут измерить эффективность коммуникации исходя из бизнес-показателей и корректировать информационную кампанию с точностью до каждой эмоции отдельного пользователя.

«Внешняя коммуникация стала не просто положительной или отрицательной — она стала умной. Цифровая трансформация сделала возможным объединение PR и аналитики. Стратегию бренда теперь можно измерять как качественными, так и количественными показателями», — Анастасия Полонская, ex-руководитель пресс-службы Ассоциации ФинТех и преподаватель Московской школы коммуникаций MACS.

Другой наблюдаемый эффект трансформации — новые форматы и места присутствия контента, связанные с тем, что аудитория все больше времени проводит в сети.

Учиться сегодня, чтобы опередить конкурентов завтра

Самые востребованные технические компетенции (hard skills):

В отношении hard skills одинаково важны компетенции в области архитектуры системы и прорывных технологий. Два этих аспекта — как поле и фишки для настольной игры: цифровая трансформация может быть эффективной лишь с учетом и того, и другого. Как никогда рынку требуется знание инновационных моделей работы. Специалистов с такими компетенциями ждут на позиции change-менеджеров, innovation-менеджеров и e-лидеров.

Самые востребованные soft skills:

Сложности цифровой трансформации

Сложность перваякритическая нехватка компетентных специалистов. В сентябре этого года в Московской школе продвинутых коммуникаций MACS запускается первая фундаментальная программа «Цифровая трансформация» по подготовке дипломированных коммуникаторов в области преобразования бизнеса. Куратор программы Максим Григорьев — в прошлом руководитель Центра финансовых технологий Центробанка. В числе образовательных дисциплин — тренд-аналитика, архитектура цифровой системы, построение эффективных операционных и бизнес-моделей, digital маркетинг и управление процессом цифровой трансформации. Школой предусмотрены скидки для обучения корпоративных клиентов и комплексные программы для решения задач компании.

«Главный навык специалистов по цифровой трансформации — это постоянное обновление знаний и инструментов, lifelong learning. Ни одна технология, тем более цифровая, не живет вечно. Актуальное фундаментальное образование плюс способность быстро переучиваться — основные факторы успеха в digital-эру», — Надежда Макова, директор Московской школы коммуникаций MACS.

Сложность вторая — ограничения скорости преобразований. Организация не трансформируется одномоментно, и некоторое время digital продукты существуют параллельно с аналоговыми. Операционная модель организации должна позволять работу как в классическом, так и в инновационном режиме, чтобы перемены прошли с минимальными рисками. Нередко между цифровыми и традиционными отделами компании возникает конкуренция. Ответственность за решение проблемы ложится на профессиональный менеджмент.

«В Банке России мы сначала подготовили операционный ландшафт и внедрили проектное управление, эффективное как в классической парадигме waterfall, так и в гибкой модели. Только после этого была запущена программа реинжиниринга бизнес-процессов и формирования целевой бизнес-модели», — Максим Григорьев, ex-руководитель Центра Финансовых технологий Банка России.

Сложность третья — консерватизм высшего руководства. Цифровая трансформация предполагает дополнительные расходы времени, сил и денег, и не все к этому готовы. А основные KPI, от которых зависят и бонусы, часто нацелены на достижение сиюминутных финансовых результатов. Ключом к успеху становится гибкость руководства и готовность наделить полномочиями тех сотрудников, которые обладают необходимыми цифровыми компетенциями. И очень важно, реальное, а не на словах, понимание потенциала прорывных технологий и неизбежности трансформации.

Цифровая трансформация — процесс долгий, сложный и дорогой. Но её эффект на производительность и эффективность бизнеса способен оправдать все затраты. Актуальные навыки и инструменты вкупе с профессиональным и гибким руководством — залог успешного преобразования на рынке. Главное, помнить, что инвестировать в развитие компании всегда проще тогда, когда ресурсы для этого еще есть.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *