Цифровая трансформация в спорте что это
Цифровая трансформация спорта — Часть 2
Направления цифровой трансформации
В предыдущей статье мы рассмотрели базовое понятие цифровой трансформации и текущее положение дел в российской спортивной индустрии.
Еще четыре года назад издательство MIT Sloan Management Review опубликовало подробную статью про три ключевых направления цифровой трансформации: клиентский опыт, операционные процессы и бизнес-модели.
С тех пор не появилось более детального и структурированного подхода к определению направлений трансформации, поэтому воспользуемся этой структурой и наложим ее на российскую спортивную индустрию.
Клиентский опыт
Клиентский опыт включает в себя 3 блока: Понимание клиентов, Точки контакта, Рост выручки,
В профессиональном спорте чаще всего клиент — болельщик, в массовом — спортсмены-любители, также можно считать в некоторых случаях клиентом спонсора. Данные о клиенте приводят к актуализации предложения для него и росту выручки.
(Здесь и в дальнейшем, говоря о спортивных организациях мы будем иметь ввиду, прежде всего, федерации, профессиональные клубы, спортивные школы, объекты инфраструктуры, сервисные компании).
Понимание клиентов
Через соцсети спортивные клубы продвигают себя, федерации сообщают о последних новостях, пытаются активировать спонсорские контракты, школы и агентства продвигают свои бренды. Получается это у всех с разной степенью качества, но можно сказать, что в этом направлении ведется достаточно активная работа и, рано или поздно, ее количество перейдет в качество.
Точки контакта с клиентом
Количество каналов, через которые организации общаются со своими клиентами постоянно растет. Теперь к типовым VK, Twitter, Youtube и Facebook (для международной и профессиональной аудитории), добавились активно меняющиеся Одноклассники, Instagram, Telegram-каналы. Не удивлюсь, если через некоторое время футбольным клубам придется вести активную работу в TikTok.
Конечно, поддержка мультиканальности требует времени и денег, поэтому сейчас мы видим, что полноценно работают по множеству соцсетей в Интернете только те организации, которые смогли обосновать для себя приличный бюджет. В основном, это профессиональные клубы из футбола, хоккея, баскетбола.
Не удивлюсь, если через некоторое время футбольным клубам придется вести активную работу в TikTok.
Последние два года это направление деятельности спортивных федераций, футбольных и хоккейных клубов оценивается проектом Digital Sports Rating — и по результатам оценки можно видеть тот самый цифровой разрыв, про который говорит Правительство, когда волнуется об отставании России от других стран и дисбалансе между нашими регионами. Крупные, заботящиеся об имидже, аудитории, коммерческих доходах клубы и федерации существенно превосходят тех, кто живет пока в доцифровую эпоху и показывает соответствующие финансовые и управленческие результаты. Ну, а разрыв между нашей страной и крупнейшими клубами просто колоссальный. Совокупная аудитории в 2018 году по всем социальным сетям 215 спортивных федераций и клубов из России — порядка 27 миллионов подписчиков. Для сравнения только у одного футбольного клуба “Барселона” только в Instagram более 62 миллионов подписчиков, а у “Челси” только в Facebook их около 47 миллионов!
Совокупная аудитории в 2018 году по всем социальным сетям 215 спортивных федераций и спортивных клубов из России — около 27 миллионов подписчиков. Для сравнения: у футбольного клуба “Барселона” только в Instagram более 62 миллионов подписчиков, а у “Челси” только в Facebook их около 47 миллионов!
Рост выручки
В бизнесе цифровые каналы сокращают цикл продаж, стоимость привлечения клиента, повышают средний чек за счет автоматизации текущих процессов, либо полной замены процессов с аналоговых на цифровые. В спорте с этим дела обстоят сложнее.
Конечно, используются цифровые решения по продаже билетов на соревнования (там, куда еще ходят болельщики), кое-где используют CRM (системы для управления взаимоотношений с клиентами). Вместе с тем, говорить о том, что у большинства спортивных организаций имеется внятная стратегия по поводу использования цифровых технологий для повышения выручки рано. Да и ситуация, когда заинтересованности в прозрачности определения источников и объемов получения доходов нет даже у руководства, встречается еще очень часто.
Ситуация гораздо лучше, когда говорится о частных компаниях, где собственники считают каждую копейку, контролируют средний менеджмент и заинтересованы в результате. Но пока таких компаний меньшинство.
Несмотря на небольшие абсолютные цифры, первые три блока цифровой трансформации в российском спорте развиты не худшим образом, поэтому оценка по ним — 3 из 5 с потенциалом добиться 4 в ближайшие 3–5 лет.
Операционные процессы
Операционные процессы делятся на следующие блоки: Процесс цифровизации, Реализация возможностей работника, Управление производительностью
Процесс цифровизации
Здесь речь идет об классической автоматизации рутинных процедур, которая в том или ином виде присутствует в жизни компаний последние 20–25 лет. Цель — освободить время сотрудников на решение более глобальных, важных задач, сократить количество задействованных людей, а значит сэкономить, либо заработать больше.
Тут спорт мало чем отличается от других отраслей: в нем есть финансы, бухгалтерия, HR, маркетинг и продажи. Если руководство адекватно, и выгода оцифровки процесса очевидна, то дело сдвигается с мертвой точки, так как по этим направлениям есть десятки готовых и недорогих решений.
Клуб, помимо общепринятой спортивной функции, является также и медиакомпанией, со всеми вытекающими последствиями. Это уже поняли крупнейшие мировые футбольные клубы,
Ключевое отличие в процессе производства продукта. Глобальных продуктов у федерации или клуба два — это спортивные результаты и информация в разных ее проявлениях (тексты, видео, фотографии, новости, посты в соцсети). То есть, клуб, помимо общепринятой спортивной функции, является также и медиакомпанией, со всеми вытекающими последствиями. Это уже поняли крупнейшие мировые футбольные клубы, это поняли глобальные бренды и теперь, например, спонсорское взаимодействие идет не только на уровне логотипа в телетрансляции, а полным ходом задействуются собственные медиаресурсы спортивных организаций. И правильно: зачем отдавать все медиадоходы кому-то, если можно параллельно продавать собственный продукт? Процесс идет не быстро и пока затрагивает только крупнейшие федерации клубы с огромными аудиториями, но тренд очевиден, в том числе и для России. Однако, что в данном ключе ждет небольшие локальные организации, у которых собрать большую аудиторию не получится в принципе, сказать трудно.
Реализация возможностей работника
Виртуализация рабочих мест, использование инструментов совместной удаленной работы уже достаточно неплохо используются в спортивных организациях (прежде всего, в медийной части) по экономическим соображениям. Трудовые процессы имеют сезонность и цикличность, поэтому возможности оптимизации деятельности работников очевидны. С другой стороны, до сих пор можно встретить устаревшие подходы, не очень квалифицированный персонал в части использования цифровых технологий и главное, отсутствие понимания руководства необходимости изменений в этой части деятельности.
Управление производительностью
Системы повышения производительности труда, принятия решений на основе реальных данных, а не предположений руководителей подразделений, все еще не стали повсеместными в российском спорте. Часто это связано с тем, что отсутствуют инструменты сбора информации и данных для анализа попросту нет. Внедрение CRM-систем, о которых говорится, как минимум, последние 5 лет на каждой спортивной конференции, все еще остается уделом крупных футбольных, хоккейных, иногда самых активных баскетбольных и волейбольных клубов. Для остальных потребность в анализе информации о болельщиках это пункт из списка “А чем бы еще неплохо было бы заняться”, а не насущная потребность, которую можно посчитать в реально зарабатываемых деньгах или значительной упущенной выгоде. При сохранении существенной доли финансирования государством или меценатами на нерыночных условиях, ожидать качественных изменений в этом направлении не стоит.
Оценка: 2 из 5, с перспективной до 4 в ближайшие 3 года для крупных организаций и до 3 для небольших региональных.
Бизнес модели
Цифровые модифицированные компании, новые цифровые компании, цифровая глобализация
Цифровые модифицированные компании
С каждым годом становится все более очевидно, что компании, которые не меняют подход в своей работе и процессах в сторону цифровизации, обречены на вымирание. Для кого-то это будет быстро, кто-то будет мучительно держаться еще какое-то время на плаву за счет государственной поддержки. С точки зрения спорта процесс коммуникации с болельщиками, работа в медийном пространстве, формирование новых цифровых продуктов вокруг традиционных — это тот путь, на котором сейчас находятся крупнейшие мировые клубы и федерации.
Новые цифровые компании
Традиционный бизнес трансформируется. Например, компании-производители спортивной одежды покупают технологические стартапы, начинают продавать цифровые решения и устройства, предлагают информационные продукты для тех, кто является потребителем их традиционной продукции. Меняются бизнес-модели, услуги продаются мультиканально и количество каналов продолжает расти.
Происходит сращивание физического и виртуального миров, что влияет и будет влиять на спортивную отрасль.
Молодое поколение голосует рублем и вниманием, вернее его отсутствием к спорту, чем все дальше загоняет клубы и федерации в кокон решения сугубо государственных задач, причем поставленных неявно, чтобы спросить было не за что.
С одной стороны, в глобальной экономике присутствует понимание спорта как индустрии развлечений и бизнеса, с другой, в России пока спортивные федерации своей целью ставят получение медалей на международных соревнованиях любой ценой, зарабатывая политические очки на международной арене.
Зачем, с какой целью, существуют футбольные, хоккейные, баскетбольные и прочие клубы в регионах, часто непонятно даже самим клубам. Как инструмент снятия социальной напряженности в регионе? Как возможность дать работу и заработок узкому кругу специалистов? Спортивные организации в России даже не являются полноценной частью экономической цепочки, а существуют в собственном коконе. Однако молодое поколение просто голосует рублем и вниманием, вернее его отсутствием к спорту, чем все дальше загоняет клубы и федерации в кокон решения сугубо государственных задач, причем поставленных неявно, чтобы спросить было не за что.
Цифровая глобализация
Российская экономика сама по себе живет в относительной изолированности, что сказывается и на спортивной индустрии. Российский спорт выживает, не пытаясь сформулировать свои собственные возможности, оценить перспективы вывода продуктов и услуг на мировой рынок. Есть российские коммерческие организации, которые работают на мировом спортивном рынке, например, компания Instat, которая создала цифровые спортивные продукты, востребованные на мировом рынке, но это исключение из правил. В России есть сильные спортивные школы, есть методисты, которые приводили и приводят к победам наших спортсменов. Но относительная закрытость в информационном плане, приводит к постепенному отставанию как в плане коммерческом, так и технологическом. Технологии в подготовке спортсменов с каждым годом играют все большую роль и тут оставаться в изоляции чревато последующими не разовыми провалами, а систематическим отставанием от мировых лидеров. То есть формируется риск не только не догнать в коммерческом смысле, но и проиграть в спортивном.
Оценка: 1 из 5, с перспективной 3 из 5 для крупных клубов, 2 из 5 для клубов региональных и федераций в ближайшие 3 года.
Важно отметить, что никто не двигается в 9 направлениях одновременно, каждая организация выбирает для себя ключевые точки роста и изменений конкретно для себя.
О том что изменит российский спорт и какие варианты будущего возможны читайте в заключительной части трилогии )
Цифровая трансформация спорта — Часть 1
Почему в России это не произойдет в ближайшие 10 лет?
Это первая часть трилогии о цифровой трансформации спорта в России.
ЧАСТЬ 1 — Цифра и спорт
В середине 2017 года была принята государственная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”, В обиходе все чаще стали использовать слова “оцифровать”, “цифровизация”, “цифровые технологии”, “цифровая трансформация”. Регулярно стали проходить форумы и конференции на эту тему.
15–17 октября 2018 года прошел форум “Открытые инновации” в Москве, где очень активно на всех уровнях коммуникации обсуждалась цифровизация и цифровая трансформация всех отраслей экономики.
О чем же речь и как это поменяет российскую спортивную индустрию?
Что такое цифровая трансформация
Целое десятилетие словосочетание “цифровые технологии” соседствовало со словами “оцифровка” и “цифровизация”. Под этим обычно понимается использование новых технологий в существующих бизнес-процессах, перевод их в электронный вид. Результатом этого перевода обычно является сокращение трудозатрат и времени сотрудников компаний на ведение рутинных операций.
Понятие “цифровая трансформация” это следующий этап развития — целый комплекс преобразований самой организации, включая изменение бизнес-моделей, принципов ее работы и бизнес-культуры на основе технологических новшеств и решений.
Примером цифровой трансформации целой отрасли может служить Uber и последовавшая за ним целая плеяда организаций, которая на рынке такси стала совсем по новому определять как саму услугу, так и способ ее предоставления.
“Цифровая трансформация — это не только экономика, а глобальное явление, которое влияет на всю нашу жизнь. Она затрагивает и государственное управление, и задаёт новые методы ведения бизнеса, и меняет наши повседневные практики, будь то поход за покупками, оформление документов или досуг”
Максим Акимов, заместитель Председателя Правительства РФ
То есть, в отличие от цифровизации, это не только экономия, технологии, ИТ-директор, покупка и внедрение программного обеспечения.
Спорт в России
Деятельность в области культуры, спорта, организации досуга и развлечений составляет около 0,8% ВВП (данные Росстат на 2017 год). Открытой информации о доле конкретно спортивной отрасли внутри этого сегмента нет, примем его за 30% от этой и так относительно небольшой цифры. Это значит, что с точки зрения государства внимание к спортивной отрасли, как объекту эффективного управления, стоит далеко не на первом месте. Для сравнения, в развитых странах, доля спорта в ВВП может достигать 3%, то есть почти в 10 раз больше.
В нашей стране социальное обеспечение, образование, медицина, промышленность — гораздо более значимые области внимания, эффект от положительных изменений в которых будет ощутим гораздо больше.
Да и сами цифровые технологии как инструмент трансформации экономики был замечен Правительством только после того, как внезапно, в 2017 году, оказалось, что доля цифровой экономики в ВВП России составляет целых 3,9%. Да, это в несколько раз ниже, чем у стран-лидеров, например США, Сингапура, Израиля, но объем этого рынка будет существенно расти, по мнению компании McKinsey, которая выпустила в июле 2017 года отчет “Цифровая Россия: новая реальность”. По их оценке, цифровизация обеспечит от 19 до 34% роста ВВП России, а сама доля цифровой экономики может составить 8–10% в ВВП.
Понятно, что цифровая трансформация экономики неизбежна. Это вопрос времени. Но к ней необходимо быть готовым ментально, организационно и финансово. Готова ли отрасль к изменениям?
Почему ничего не происходит?
Руководство федераций и клубов, финансируемых государством, не заинтересовано в изменениях. Их основной клиент — не болельщик, от болельщика лишняя головная боль, их много, за ними нужно бегать, привлекать. А получить субсидию, грант, целевое финансирование — гораздо проще.
Цели федераций две: в профессиональном спорте — достичь максимального результата на международном уровне и массовость, популяризация вида. Силы и деньги обычно кончаются на первой глобальной задаче. Это связано с тем, что большинство руководителей — бывшие профессиональные спортсмены, которые знают свой спорт изнутри лучше всего именно в части подготовки профессионалов и достижения результата — медалей.
На одном из профессиональных мероприятий у руководителя региональной футбольной федерации спросили в чем заключаются цели его организации. Ответ был очень прост — “проводить соревнования”.
А массовый спорт — это задача непонятная, многогранная, быстро добиться эффекта в ней не получается. К тому же сколько продержишься в своем кресле — непонятно; здесь ситуация близка к чиновничьей. Поэтому все заканчивается на уровне бумажных отчетов перед Минспорта.
На одном из профессиональных мероприятий у руководителя региональной футбольной федерации спросили в чем заключаются цели его организации. Ответ был очень прост — “проводить соревнования”. Это было сказано абсолютно искренне, именно так он считает. Если соревнования провели, “работу отработали” — значит организация работает хорошо. То есть даже на уровне целеполагания у нас изъян, нет измеримых и достижимых целей, которые были бы понятны на всех уровнях, а не только на уровне стратегических документов, которые по факту никто не читает, а тем более не собирается требовать их исполнения.
Еще одна особенность России — отношение к предпринимательству. В большинстве стран мира предпринимательство — двигатель всех отраслей экономики, источник энергии, позитивных преобразований. Спорт здесь не исключение. В России же предприниматель, при всем материальном мышлении нынешнего поколения, считается фигурой с негативным оттенком, изначально схожим с мошенником, несправедливо получающим большой доход. Это мышление все еще доминирует в спортивной среде, накладывается на бюрократические процедуры госуправления спортом и приводит к тому, что тормозится большое количество интересных идей, возможных государственно-частных партнерств.
Конечно, делать бизнес в спорте или привлекать спортивную аудиторию, желает с каждым годом все больше предпринимателей — это очень благодатная с точки зрения эмоциональной отдачи отрасль. Вместе с тем спортивные организации ждут от бизнеса таких же легких денег, которые они получают от государства, только за то, что они существуют и “проводят соревнования”. Это противоречит подходу “win-win”, на котором часто строятся партнерские связи в бизнесе, и год от года предприниматели недоуменно пожимают плечами после встречи с действующими спортивными функционерами (в данном случае слово более правильно отражающее суть, чем менеджер).
Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика
Цифровая трансформация спорта: текущее состояние и проблематика
Желаем полезного прочтения!
У многих людей присутствует разное понимание о том, что такое спорт. Руководители и аппарат спортивных организаций по всей России, как в том самом анекдоте про слона, которого щупали со всех сторон, по-разному видят и понимают феномен явления.
Спорт является мультипликатором развития социальной сферы, а его задачей является решение вопросов национального значения, таких как увеличение продолжительности активного возраста граждан, повышение качества жизни.
Действительно, пафосу слов противоречит низкий уровень финансирования со стороны государства. Однако и без грандиозных влияний он остаётся важной частью жизни граждан, а к участникам спортивной индустрии можно отнести более 300 тысяч организаций и более 40 млн человек.
Спорт стоит на всех этажах пирамиды Маслоу: он удовлетворяет физиологическую потребность в движении и состязании, служит профилактикой болезней, связанных с малоподвижным образом жизни, укрепляет место человека в социуме, удовлетворяет его потребности в самореализации.
Социальные функции спорта и цифровых технологий
Когда говорим про цифровизацию нужно иметь в виду: она должна следовать тем же курсом и подразумевать все этапы потребностей человека.
Современный человек хочет:
Эффекты цифровизации
Есть пять блоков, характеризующих результаты или эффекты от цифровизации (не только в спорте, но и вообще:
Снижение расходов
Еще с конца 90-х автоматизируются многие сферы. С появлением цифровых технологий многие рутинные задачи в бизнесе были решены. Это и является фактором снижения операционных расходов, повышения эффективности деятельности организаций и снижения человеческого фактора.
Увеличение доходов
Соответственно росту производительности растёт число клиентов и прибыли организации. Цифровые технологии стали незаменимым помощником и в этом смысле. Они обслуживают внутренние и внешние процессы, ориентируют вас на аудиторию.
Расширение аудитории
Сегодня возможно создать спортивный клуб с нуля и сделать его популярным. Но даже у таких гигантов как “Барселона”, “Манчестер Юнайтед” или “Реал”, которые имели огромную фан-базу до появления цифровых технологии, есть потребность расширять сферы своего влияния. Чтобы повысить узнаваемость клуба и набрать популярность, например, в Юго-Восточной Азии, менеджмент клуба использует интернет, свои цифровые каналы, сервисы, онлайн-магазины. Это позволяет расширять аудиторию, говорить о себе и, в конце концов, зарабатывать.
Повышение управляемости
Если говорить о государственных спортивных школах, то в помощь их потребностям (вести учёт клиентов, учебных групп, коммуницировать с тренерским составом и родителями учеников, принимать оплаты) приходит такой инструмент как CRM-система. Во время пандемии коронавируса весной 2020 года единственной возможностью заниматься был онлайн: благодаря “цифре” тренеры могли проводить занятия, следить за учениками по Zoom и фиксировать их результаты в CRM. Еще 10 лет назад это было немыслимо.
Цифровые технологии позволяют государству собирать данные со всех спортивных объектов, школ, мероприятий и соревнований, контролировать единые календарные планы, информацию об участниках соревнований, присвоение званий и категории. Регулируя эту информацию оперативно, повышается управляемость.
Улучшение спортивных результатов
Облагораживая то, что находится за пределами стадиона, цифровизация положительно влияет и на само действо внутри арены. Активное применение тренерами и спортсменами новейших разработок в области спортивного софта, экипировки и медицины позволяет улучшать результаты. Огромное количество проектов используют цифровые технологии, чтобы повысить свою конкурентоспособность.
Основные направления применения ИКТ в спорте
Сюда можно отнести широкий круг проектов, связанный с цифровизацией соревнований, а также более общие вещи: документооборот, анализ научных исследований; иначе говоря, все, что связано с процессами контроля и учета
2. Подготовка квалифицированных специалистов для работы в сфере спорта
Информационно-коммуникационные технологии в данном случае дают возможность разрабатывать инновационные учебные материалы, контролировать обучающие системы и базы данных. Это повышает эффективность работы как сотрудников, так и всей организации.
3. Рекламная и предпринимательская деятельность
4. Использование средств ИКТ в целях мониторинга отдельных сторон спортивной деятельности
Комплексная система наблюдения, оценки и прогноза в спорте применяется для анализа физического и психологического состояния спортсменов.
Как повысить эффективность?
Российский футбольный союз, понимая это, также ставит во главу угла медиаработу, взаимодействие с болельщиками, и открыто постулирует это в своих Стратегиях и программах. И правильно, а иначе зачем это всё?!
Эффективность тесно связана и с переводом учетных процессов онлайн-режим. Процесс работы, например, спортивной школы с клиентами кардинально преобразился за последние 5-6 лет. Сейчас это полноценные сервисы: смс-уведомления, оплата услуг онлайн, сбор спортивной статистики, паспортизация спортсменов, выстраивание тренировочных программ, аудит показателей учеников и так далее.
Запуск процесса цифровой трансформации на всероссийском уровне очень важен и сейчас он происходит.
Чем цифровая трансформация отличается от цифровизации?
Объекты цифровой трансформации в спорте
Направления цифровой трансформации:
Технологические тренды
Data Driven Marketing
Если раньше, например, закусочные продвигались через раздачу флаеров и считали их, чтобы посчитать эффективность, то сейчас можно понять поведение и интерес клиента через онлайн-инструменты, находить свою целевую аудиторию через интернет, качественно работать с ней и точно “прощупывать” эффект от взаимодействия.
Непрерывные многоканальные коммуникации
Если раньше удаленно мы могли только общаться по телефону, то сейчас картина иная: только мессенджеров не менее десятка, которых можно назвать навскидку. И каждому человеку удобен тот или иной сервис. Одной из задач для спорта и бизнеса является поиск единого решения по уведомлению всех клиентов уже с учетом их пользовательских привычек.
Какие технологии в спорте наиболее популярные прямо сейчас?
Процесс трансформации происходит с двух сторон: от предпринимателей, которые борются за цель монетизировать аудиторию, а также от государства, которое сейчас сокращает финансирование профессионального спорта и обращает свой взор к поддержке массового и детского спорта. Государственные спортивные организации все чаще принимают гибридную форму существования и развития, перенимая передовой предпринимательский опыт и параллельно с этим выполняя свои прямые функции в виде подготовки спортивного резерва страны, проведения соревнований, обеспечению инфраструктуры, формированию сборных команд и так далее.
Кейс City Football Moscow
В России существует множество детских и взрослых футбольных школ, они конкурируют между собой и стремятся к росту клиентской базы и выручки. Для City Football Moscowконкурентным преимуществом стала активная интеграция цифровых инструментов в компанию. Система, разработанная Sportsoft для московской компании, сотрудничающей с ФК “Спартак”, развивается уже больше трёх лет.
City Football Moscow популяризирует и привлекает через “цифру” к занятиям футболом детей и взрослых, у компании своя полноценная лига с сотней
участников. Следуя их примеру, в Москве резко увеличилось число футбольных школ, объектов инфраструктуры, турниров и других проектов. В этом кроется и
социальный эффект. Также стоит отметить, что создано большое количество мест и вакансий для:
Юные спортсмены и взрослые любители получать исчерпывающую информацию об уровне своей физической подготовки, следить за статистикой и графиками успеваемости при помощи квалифицированного тренера и тем самым оттачивать своё мастерство. Спортсмены получают современное медиасопровождение: регулярные фотоотчёты, видеозаписи матчей, нарезку лучших моментов. Они становятся героями интервью,тематических рубрик и получают ценные призы.
Вызовы для спорта
● Спортивные организации потеряли доход, поскольку оказались не способны предоставить гражданам спектр собственных услуг. При этом, по времени это совпало с периодом, когда начинается сезон для большинства видов спорта: организуется подготовка и проведение соревнований, собираются средства с помощью проведения турниров, организуются различные мероприятия, семинары, тренировочные лагери.
● Спортсмены потеряли целый сезон и, как следствие, определенные финансовые выгоды, а также тренеров и возможность принимать участие в спортивных состязаниях и конкурировать.
● Спортсмены не получали финансовую поддержку (стипендии) в связи с падением доходов спортивных организаций.
● Обострилась проблема безработицы: увольнения сотрудников, спортсменов, тренеров и других работников, особенно тех, чья заработная плата зависела от вышеупомянутых источников дохода.
● Организации потеряли значительную часть своей неоплачиваемой рабочей силы, поскольку в период пандемии волонтеры обладают ограниченной мобильностью.
● Отрасли, которые прямо или косвенно связаны с индустрией спорта, наблюдают неудачи текущих бизнес-моделей. Как следствие, возникает необходимость изменения бизнес-стратегий в краткосрочной и долгосрочной перспективе, что затронет большое число рабочих мест, а также предпринимателей.
Перспективы цифровизации спорта в России
Государство поставило задачу к 2030 году привлечь к занятием спорта 70% населения. В 2019 году этот показатель составил 39%. Весьма непростая и амбициозная задача, тем не менее, имеет под собой корни и эффекты. Спорт улучшит здоровье население, оторвёт его от вредных привычек и малоподвижного образа жизни, а также повысит организационный уровень внутри самой сферы за счёт создания условия для массового занятия физической культурой. Без цифровизации реализация проекта невозможна.
Выделим три ключевых вопроса на пути достижения цели:
Кто правильно оценивает прошлое, тот знает будущее. Для того, чтобы понять и спрогнозировать модель развития спорта в России необходимо выделить тары его становления:
Цифровизация повысит сервис внутри спорта и будет положительно влиять на результат. Каждый человек и организация вскоре будет пользователем определенного набора услуг и производителем определенного набор данных.
Уровни управления цифровизацией спортивной отрасли в России:
Приоритеты цифровизации
● Внедрение открытой системы цифровых платформ в спортивной отрасли, в которой объединены все сервисы для органов власти, граждан и бизнеса
● Национальный Спортивный Рейтинг (единый для всех граждан), определяемый на основании двигательной активности, участия в любительских и профессиональных соревнованиях
● Система непрерывного развития компетенций «Спортивный Университет 2030», в том числе компетенций цифровой экономики
● Регулярный мониторинг здоровья граждан с использованием цифровых сервисов, интегрированных с Госуслугами
● Повышение цифровой грамотности и реализация потребности кадров физкультурно-спортивной сферы в программах повышения квалификации, в том числе формирование компетенций цифровой экономики
На какие целевые группы ориентирована цифровая трансформация спорта?
На рабочем заседании рабочей группы по цифровой трансформации отрасли физической культуры и спорта в России в Минспорта, состоявшемся 20 мая 2020 года были выделены следующие целевые группы:
Реестр сервисов от Минспорта (по состоянию на ноябрь 2020 года)
1. LSPORT — цифровые сервисы учёта спортивных мероприятий, спортсменов, тренеров, спортивных судей, сооружений, календаря спортивных мероприятий и расписания тренировок, рекордов и рейтингов
7. E-Champs — цифровые сервисы организации и управления спортивными мероприятиями, онлайн-регистрации, приёма платежей, жеребьёвки и турнирных сеток
8. SmartSport — Информационно-аналитическая система подготовки спортивного резерва
Проблема стоимости
CRM как ключевой элемент цифровой трансформации спорта
Здесь, как и в предыдущем случае, возможны два варианта:
Рынок также располагает другими интересными решениями: сервис YouPlayDo, созданный для детских футбольных академий например, пользуется огромной популярностью в мире и представлен более чем в 70 странах.
Ещё десять лет назад мы не могли представить, каким широким арсеналом IT-инструментов будет владеть рядовой человек в 2021 году. Будущее продолжит удивлять, так как процесс перемен и инноваций, в том числе и в спорте, продолжает свой семимильный галоп.
Сколько времени потребуется, чтобы “цифра” дошла до самой глубинки, до самого далекого от технологий тренера или юного спортсмена? Два-три года максимум. Пилотные регионы продолжат тестировать IT-инструменты как обязательный элемент спорта, а остальные с обозначенным временем подхватят это знамя.