Цифровая зависимость что это
TikTok и Instagram: почему цифровая зависимость опасна для детей и как этому противостоять
Как гаджеты влияют на развитие детей
Учёные считают, что из-за современных технологий детям становится всё сложнее создавать новое, строить логические цепочки и креативно мыслить. Сегодня существует много способов измерить креативность. Один из них — классический тест креативности мышления Элиса Торренса (ТТСТ). Он был создан около 60 лет назад, и способен предсказать жизненные достижения человека лучше, чем IQ-тесты или школьные оценки.
За всё время существования этого теста, исследователи следили за динамикой креативности — они проанализировали 300 000 детских анкет и увидели интересные закономерности. До середины 80-х годов, когда объём доступной информации рос, креативность детей возрастала. С появлением кабельного ТВ, рост креативности остановился, а в начале 90-х и вовсе пошёл на спад. Тенденция к снижению креативности продолжилась и в нулевых. В 2008 году появились первые айфоны, в этот же год 85% детей показали более плохие оценки креативности, чем в 1984 году.
Современные исследования подтверждают, что технологии не только влияют на творческие способности, но и могут стать причиной изменений в головном мозге. Учёные из детской больницы Цинциннати просканировали мозг детей, зависимых от экранного времени, и выяснили, что у них нарушены связи в областях, которые отвечают за речь и когнитивный контроль.
Но что ещё более важно — новое исследование показало, что подростки, которые часто сидят в смартфонах, более подвержены депрессии и суицидальным мыслям. Так, 48% подростков, которые проводили пять или более часов в день в своих телефонах, думали о самоубийстве или планировали его. Для сравнения, среди тех, кто тратил на соцсети, игры и интернет только час в день, это число составило 28%.
Как работают алгоритмы и почему мы становимся зависимыми от них
Руководитель Медиацентра и отделения детского здоровья Бостонской детской больницы, педиатр Майкл Рич связывает это с особой системой вознаграждения мозга.
«Практически все игры и социальные сети работают по так называемой системе переменного вознаграждения. Например, когда вы заходите в казино и нажимаете рычаг на игровом автомате, то испытываете возбуждение от предвкушения успеха, а, проигрывая, чувствуете лёгкое разочарование. Соцсети действуют по такому же принципу, но, в отличие от казино, они дают ощущение уверенности и чувство, что добиться успеха можно, если чуть-чуть постараться», — говорит доктор.
«Цифровая зависимость»: как она разрушает личность и можно ли этому противостоять?
Сегодня нам и нашим детям грозит опасность не менее страшная, чем многие вирусы, и имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал.
История болезни: от 80-х годов до современности
Начавшаяся в 1980-х годах массовая компьютеризация привела к появлению людей, которые стали уделять ПК куда больше времени, чем того требовали работа или отдых. Взрослые и дети стали много времени проводить за играми, и до появления Интернета и гаджетов именно игровая компьютерная зависимость (не путать с зависимостью от азартных игр) была наиболее распространена. Ситуация усугубилась с развитием глобальной паутины в середине 90-х — форумы и чаты всё чаще стали заменять реальное общение, а также стало набирать популярность бесцельное брожение по сети (интернет-сёрфинг).
Ещё большее погружение в виртуальный омут принесли миру 2000-е — время активного развития социальных сетей и гаджетов, которое продолжается и до сих пор. Если раньше уткнувшийся в телефон человек вызывал сочувственную улыбку у окружающих, сегодня «гаджетоманов» в городах едва ли не больше, чем тех, кто не зависит от своего «виртуального друга». Появился даже специальный термин — «гаджет-зависимость», подчёркивающий пристрастие человека к мобильным устройствам, от которых ему тяжело оторваться, а печальнее всего то, что более половины гаджетоманов — это дети и подростки.
Несмотря на то, что официальное признание проблема цифровой зависимости получила только в последние годы (до начала 2010-х всерьёз рассматривали только пристрастие к азартным играм), некоторые психологи забили тревогу уже давно: ещё в середине 1990-х годов американка Кимберли Янг обратила внимание соотечественников, а затем и всего мира, на киберзависимых людей (термин самой Янг), а в 1995 году она основала в Пенсильвании Центр интернет-зависимости.
Признаки и опасность виртуальной зависимости
Сильнейшими маркерами этого психического расстройства являются три поведенческих особенности, которые чаще всего встречаются вместе:
2. Изменение формы поведения, когда виртуальная реальность начинает подменять собой активность в реальной жизни.
3. Ухудшение эмоционального состояния без интернета, что Янг назвала «синдромом отмены».
Согласитесь, картина весьма похожа на другой вид зависимости — наркотическую. В жизни наркомана точно так же всё, кроме наркотиков, становится неважным, и он чувствует себя хорошо только после очередной дозы. Также и у тех, и у других зависимых наблюдаются изменения ритма жизни, ограничение круга общения, небрежное отношение к себе и своим обязанностям (но только если это не является «естественной» привычкой, то есть не было замечено ещё до плотного знакомства человека с виртуальным миром).
При этом «цифровизация» может оказать крайне негативное влияние на неокрепший детский мозг, да и для остальных она не всегда полезна. Авторы исследований на эту тему указывают до полутора десятков негативных факторов, а самые опасные среди них следующие:
Утрата навыков письма и способности к творчеству
Люди, которые быстро пишут от руки, быстро читают и лучше воспринимают текстовую информацию и наоборот. А ещё письмо от руки стимулирует воображение и развивает творческие способности, поскольку пишущий человек лучше печатающего представляет себе в уме то, о чём он пишет.
Утрата способности воспринимать большие объёмы информации
Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла. В результате статьи в угоду пользователям становятся всё короче и короче, что приводит к массовому отуплению, поскольку в коротких статьях объяснить самые важные и полезные для ума вещи просто невозможно, а писать длинные стало занятием бессмысленным, ведь их почти никто не читает.
Зависимость от экрана
Настоящим цифровым наркотиком стали гаджеты, оторвать от которых человека бывает очень сложно. Учёные, занимающиеся исследованием деятельности головного мозга, называют экраны планшетов (и компьютеров) «электронным кокаином», поскольку при их использовании у людей в большом количестве вырабатывается дофамин — гормон удовольствия, что вызывает всё большую зависимость от этих устройств.
Снижение навыков общения, ухудшение речевой функции
Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться. При более тяжёлых формах зависимости человек вообще перестаёт испытывать потребность в общении и становится замкнутым, получая удовольствие только от виртуальных занятий.
Повышение агрессии и раздражительности
Излишние «цифровые дозы» негативно влияют на психику даже взрослого человека — что уж говорить о детях! А причина неадекватного поведения заключается как раз в том, что гаджет или компьютер становится наркотиком, от которого не оторваться, а реальные цели подменяются виртуальными — соответственно, если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры.
Ухудшение умственных способностей
Речь о прогрессирующем явлении, которое учёные называют «цифровым слабоумием». Автор термина и книги с одноимённым названием, немецкий профессор Манфред Спицер на основе многолетних исследований сделал вывод о том, что цифровые технологии избавляют человека от умственной работы, а как известно, орган, который не задействуется (в данном случае мозг), постепенно отмирает. В мозге это проявляется ослаблением и исчезновением множества нейронных связей. Получаемая из интернета информация не усваивается, а слепо копируется, почти не обрабатываясь мозгом. В результате не задействуется способность мозга к критическому мышлению и память — важнейшие функции, благодаря которым человек познаёт мир и взаимодействует с ним. Стоит ли говорить, насколько это важно для ребёнка?
При постоянном нахождении за компьютером или гаджетом человек может испытывать головные боли, а в отдельных случаях наблюдается ухудшение зрения. Не проходит бесследно такое снижение активности и для физического состояния организма: снижается тонус мышц, накапливаются жировые отложения, а это, в свою очередь, приводит к возникновению целого ряда не только неприятных, но и опасных заболеваний сердца и внутренних органов.
Что делать родителям в цифровую эпоху?
Если взрослый может помочь себе сам, сознательно ограничив свою виртуальную активность, дети — иное дело: без помощи родителей выбраться из «цифровой ловушки» им будет сложно. И вот что нужно знать родителям:
Правило первое: ограничьте время ребёнка за экраномдо приемлемого значения в зависимости от возраста, рекомендуемого ВОЗ.
Правило второе: подталкивайте детей на полезные для них занятия в «офлайне» и поощряйте за это. Это может быть любое хобби (спорт, творчество), отдых на свежем воздухе, общение со сверстниками.
Правило третье: следите за тем, чем ваш ребёнок занимается в интернете, и корректируйте при необходимости — возрастной рейтинг для игр и видео придуман отнюдь не зря. Если же какая-то игра или ролик вызывает у ребёнка истерики, настоятельно рекомендуется оградить ребёнка (особенно маленького) от такого контента любым уместным способом (пусть даже и хитростью).
Правило четвёртое: следите за своими привычками, ведь дети копируют поведение родителей. Поэтому, если телефон или компьютер у вас не для работы, а для бесцельного времяпрепровождения, не удивляйтесь, что такая же привычка появится и у вашего чада.
Правило пятое: гаджет ни в коем случае не должен быть «затычкой», когда ребёнку его дают только чтобы отвязался, ведь таким образом вы своими руками лепите малолетнего гаджетомана.
Да-да-да, мы снова все умрем. Вагон и маленькая тележка бездоказательных штампов.
«имя этой опасности — цифровая зависимость. Под этим понятием психологи понимают нарушение функции мозга, при котором он перестаёт работать на полную мощность, что мешает человеку полноценно раскрывать свой умственный потенциал» – что такое мощность мозга? в чем измеряется? В вашем случае полагаю, что в лошадиных силах. Что значит «полноценно раскрывать свой умственный потенциал»? – телекинез, левитация, регенерация? И причем здесь психологи? Насколько я понимаю исследованиями работы мозга занимаются нейробиологи.
«Общение в соцсетях не случайно считают суррогатной формой коммуникации — оно замещает необходимое реальное взаимодействие, без которого человек деградирует эмоционально и ему становится тяжело общаться» – человек социальное животное и ему действительно нужно общаться. Но с какого фига общение в соцсетях является суррогатом? А общение по телефону является суррогатом? А электронные или бумажные письма?
«Современное обучение направлено на поиск правильных знаний, при этом люди перестают изучать материал целиком, выхватывая разрозненные куски, а это не ведёт к пониманию смысла.» – в моем детстве не было интернетов, но баранов, которые не понимали смысла примерно 95% (цифра взята от балды).
«если что-то не получается в игре или с виртуальным другом, это может восприниматься даже более болезненно, чем неудачи в учёбе или реальные ссоры.» – кто бы мог подумать! Ах, какая сволочь, он не о трояке по русскому переживает, а о потерянном луте.
Короч, ребят. Я понимаю, что на клинике или курсах по «освобождению» от тырнет-зависимости вполне можно заработать. Сам вчера о таком думал. Но аргументацию нужно прорабатывать тщательней
В день мы прикасаемся к смартфону от 2 до 5 тысяч раз. Вот как диджитал-зависимость влияет на наш мозг
Подписаться:
Поделиться:
Цифровая зависимость – миф или реальная проблема, с которой важно разобраться? Это объясняет Даниил Ривин, когнитивно-поведенческий психолог центра «Качество Жизни», и дает рекомендации по проведению безболезненных диджитал-детоксов.
Цифровая зависимость действительно существует?
Цифровой зависимостью принято называть состояние, при котором человеку становится сложно обходиться без современных цифровых технологий. В частности, без гаджетов, соцсетей, популярных порталов (Youtube, TikTok), видеоигр, азартных онлайн-игр и сайтов знакомств. Официально ни интернет-зависимость, ни цифровая зависимость так и не признаны заболеваниями: для них по-прежнему не существует медицинских критериев в DSM-5 и МКБ-10 – авторитетных классификаторах заболеваний.
Возможно, ситуация скоро изменится. Американская психологическая ассоциация (APA) активно изучает тему цифровой зависимости еще с 1990-х годов. Западные специалисты планируют вскоре включить её в DSM-5, в неформальной части которого уже есть понятие «Internet Gaming Disorder» – расстройство интернет-игр. К ним относится как виртуальный покер, так и совсем не азартный Minecraft. В новой редакции МКБ-11 (Международная классификация болезней – Прим.ред.) от 2022 года также будут указаны зависимость от видеоигр и азартных онлайн-игр.
Как это работает на уровне мозга?
Цифровая зависимость связана с дофамином: этот нейромедиатор, в том числе, вызывает ожидание счастья и побуждает человека искать то, что принесёт ему удовольствие. Причём сладостное предвкушение продолжается и после того, как желаемое получено – мы смотрим мем, смеёмся и ждём новый, ещё более смешной. Дело тут не в настоящем моменте удовольствия, а в ожидании следующего – нового ролика на YouTube, видео в TikTok или сообщения.
На нейрохимическом уровне дофаминовое потребление работает так: нейромедиатор воздействует на мозг через рецепторы, и чем больше вещества на них попадает, тем сильнее получается передаваемый сигнал. Когда нейронная система постоянно вырабатывает одно и то же количество дофамина, он накапливается и появляются новые рецепторы. Из-за этого чувствительность падает.
Дофамин – ценное химическое соединение, наш организм им просто так не разбрасывается. Нейромедиатор хранится в синаптических пузырьках, из которых попадает в синаптическую щель между двумя нейронами во время смешных видео в TikTok. Есть мнение, что длительное использование интернета уменьшает количество белков-транспортёров, которые помещают вещество обратно в пузырьки.
Стоит отметить, что нейрохимические механизмы цифровой зависимости ещё до конца не изучены. И наверняка она связана не только с дофамином, но и со множеством других веществ.
Как понять, что у меня цифровая зависимость?
Её симптомы пока нигде формально не обозначены, но клинический психолог Кимберли Янг и психиатр Ивана Голдберг в 1996 году провели исследование под эгидой Американской психологической ассоциации. Они вывели следующие критерии этого расстройства:
Эти пункты «классические» – они подходят и к алкогольной, и к наркотической, и к любой другой серьёзной зависимости. Со временем их дополнили более близкими к жизни симптомами:
Какие последствия у цифрового расстройства?
Статистика настораживает: средний пользователь прикасается к своему смартфону 2 617 раз в день и проводит в нём около 145 минут, а уже пристрастившийся человек трогает гаджет 5 427 раз, его общее экранное время – 225 минут.
И это вполне объяснимо – технологии окружают нас повсюду, а бизнес и образование почти полностью перешли в онлайн, тем более во время пандемии COVID-19. Есть несколько гипотез о том, как это влияет на человека:
Снижается концентрация внимания. Это связано с тем, что человек по своей природной сути нацелен на получение удовольствия. А теперь для того, чтобы его достичь, не нужно прилагать много усилий. Стимулы стали проще и интенсивнее, они требуют меньшей концентрации внимания, чем книга, статья и даже простое общение. И из-за этого человек теряет способность к ее тренировке.
Надо понимать, что большинство исследований основаны на субъективной оценке испытуемых, а не на объективных данных. Так как цифровой зависимости пока нет в компетентных источниках – DSM-5 и МКБ-10, анализировать этот феномен и своё состояние можно только самостоятельно. Если чувствуете, что смартфон и ноутбук становятся проблемой – вы часами зависаете в сети и наблюдаете у себя описанные феномены – то, скорее всего, цифровая зависимость у вас есть.
А стоит ли вообще беспокоиться?
Можно долго спорить, насколько вредны или полезны гаджеты, видеоигры и TikTok, но реальная дисфункциональная зависимость – не самая лучшая перспектива.
Однако у цифровой среды действительно есть свои преимущества, вот исследования, которые это подтверждают:
Цифровой героин: как экраны превращают детей в психотических наркоманов
Сюзан [все имена изменены] купила своему шестилетнему сыну Джону iPad, когда тот был в первом классе. «Я подумала, почему бы ему не обучиться таким вещам?» — рассказала она мне во время сеанса терапии. В школе у Джона используют цифровые устройства во всё младших и младших классах – и учитель по современным технологиям восторгался обучающими преимуществами устройств – поэтому Сюзан хотела сделать так, как будет лучше для её светловолосого сына, любившего читать и играть в бейсбол.
Она начала разрешать Джону играть в обучающие игры на iPad. В какой-то момент он открыл для себя Minecraft, который, по словам учителя по технологиям, представлял собой «нечто вроде электронного Lego». Вспомнив, как здорово в детстве было играть с пластиковыми детальками, Сюзан позволила своему сыну играть в Minecraft каждый день.
Поначалу она была довольна. Джон выглядел вовлечённым в творческие игры и исследовал кубический мир игры. Она заметила, что игра не была похожа на то Lego, которое помнила она – ей не приходилось убивать животных и находить редкие минералы для выживания и перехода на следующий уровень. Но Джону нравилось играть, и в их школе даже был клуб любителей Minecraft, поэтому что же могло случиться плохого?
Но Сюзан не могла не замечать изменений в поведении Джона. Он всё больше сосредотачивался на игре, терял интерес к бейсболу и чтению, отказывался выполнять работу по дому. Иногда, проснувшись утром, он рассказывал, что видит кубики во сне.
Хотя это беспокоило её, она думала, что у её сына просто бурное воображение. По мере того, как его поведение продолжало ухудшаться, она пробовала забрать у Джона игру, но тот реагировал на это припадками ярости. Его припадки были такими серьёзными, что она сдалась и уговаривала себя, что всё это происходит «в образовательных целях».
Но однажды она поняла, что случилось что-то плохое.
«Я зашла в его комнату, чтобы проведать его. Он должен был спать – и я жутко испугалась. ».
Она обнаружила его сидящим на кровати, с широко раскрытыми красными глазами, глядящим в никуда, а его iPad лежал рядом с ним. Он будто впал в транс. Вне себя от паники, Сюзан пыталась трясти ребёнка, чтобы вывести его из этого состояния. Она пришла в смятение и не могла понять, как её когда-то здоровый и счастливый мальчик так подсел на игру, что ввёл себя в кататонический ступор.
Есть причина в том, что родители с техническим образованием относятся к технологиям с самым большим подозрением. Стив Джобс был сильно настроен против использования его детьми технологий. Директора и инженеры Кремниевой долины отдают детей в не-технологические школы Уолдорфа. Основатели Google Сергей Брин и Ларри Пейдж учились в не-технической школе Монтессори, как и создатель Amazon Джефф Безос и основатель Википедии Джимми Уэльс.
Многие родители чувствуют, что повсеместные светящиеся экраны оказывают отрицательное воздействие на детей. Мы видим припадки в ответ на лишение доступа к устройствам, потеряю концентрации в то время, когда дети не подвергаются постоянной стимуляции со стороны устройств. Что хуже, дети впадают в скуку, апатию, теряют интерес ко всему, если они не «подключены».
На самом деле всё ещё хуже.
Именно из-за такого эффекта зависимости доктор Питер Вайбрау [Peter Whybrow], директор факультета неврологии в Калифорнийском университете в Лос-Анджелесе (UCLA), называет экраны «электронным кокаином», а китайские исследователи зовут их «цифровым героином». Доктор Эндрю Доан [Andrew Doan] руководитель отдела исследований наркотической зависимости для Пентагона и флота США – исследовавший зависимость от компьютерных игр – называет игры и гаджеты «цифровой фармакеей» (pharmakeia, греч. Φαρμακεία – лекарство или наркотик).
Мозг вашего ребёнка, играющего в Minecraft, выглядит так же, как мозг под наркотиками. Неудивительно, что нам так сложно оторвать детишек от экранов и дети так раздражаются, когда их игра с гаджетами прерывается. Сотни клинических исследований показывают, что гаджеты увеличивают депрессию, вспыльчивость и агрессию и могут привести к психотическим последствиям, при которых игрок теряет связь с реальностью.
Согласно отчёту от 2013 года от Американской педиатрической академии, дети в возрасте от 8 до 10 лет проводят по 8 часов в день с цифровыми носителями информации, а подростки – по 11 часов в день перед экраном. Каждый третий ребёнок пользовался смартфонами или планшетами до того, как начал говорить. Справочник «Интернет-зависимость» доктора Кимберли Янг [Kimberly Young] утверждает, что 18% студентов, использующих интернет в США, страдают от такой зависимости.
Когда человек переходит черту зависимости – будь то наркотики, цифровые технологии или что-то ещё – ему нужно пройти детоксикацию перед тем, как ему смогут помочь любые виды лечения. В случае технологий это значит – никаких компьютеров, смартфонов, планшетов. Экстремальные случаи включают и устранение телевизоров. Предписывается детоксикация в течение от четырёх до шести недель; обычно этого времени достаточно для возбуждённой нервной системы, чтобы она пришла в себя. Но в нашем обществе, заполненном технологиями и с вездесущими экранами, эта задача очень непроста. Человек может жить без наркотиков и алкоголя; а в случае с технозависимостью цифровые искушения будут везде.
Как же удерживать детей от пересечения этой черты? Это непросто.
Суть в том, чтобы предотвратить подсаживание 4-, 5- или 8-летних детей на гаджеты. Lego вместо Minecraft; книги вместо iPad; природа и спорт вместо ТВ. Если нужно, требуйте от школы, чтобы детей не пускали к планшетам или Chromebook до достижения 10-летнего возраста (кто-то рекомендует возраст 12 лет).
Честно поговорите с детьми о том, почему вы ограничиваете время с гаджетами. Ужинайте с детьми без электронных устройств за столом – так же, как Стив Джобс проводил низкотехнологичные обеды со своими детьми. Не поддавайтесь синдрому отвлекающегося родителя – дети всё повторяют за родителями.
Когда я беседую с моими 9-летними мальчиками-близнецами, я честно объясняю, почему я не хочу, чтобы у них были планшеты или они играли в видеоигры. Я объясняю, что некоторые дети настолько увлекаются игрой со своими устройствами, что им тяжело остановиться или контролировать проводимое за ними время. Я помогаю им понять, что если они чрезмерно увлекутся экранами и майнкрафтом, как некоторые из их друзей, могут пострадать другие части их жизни. Они не захотят играть в бейсбол, читать книги, интересоваться наукой и природой, отдалятся от своих друзей в реальном мире. Что удивительно, долго их убеждать не приходится, они и сами наблюдают изменения, которым подвергаются их друзья, слишком увлечённые гаджетами.
Психологи, занимающиеся развитием детей, понимают, что здоровое развитие ребёнка включает социальное общение, творческие игры и взаимодействие с реальным миром. К сожалению, создающий эффект присутствия и притягательный мир замедляет и задерживает рост и развитие.
Нам также известно, что дети более склонны к убеганию от реальности, если они чувствуют себя одинокими, отчуждёнными, им скучно и у них нет цели. Поэтому решением будет помощь детям в получении реального жизненного опыта и взаимоотношений с реальными людьми. Ребёнок, занимающийся творчеством и близкий к своей семье, с меньшей вероятностью захочет убежать в вымышленный цифровой мир. Но даже если у ребёнка есть наилучшая поддержка и любовь, он может провалиться в «матрицу», увлёкшись притягательными экранами и испытать их эффект на себе. Каждый десятый человек имеет предрасположенность к зависимостям.
В результате, моя клиентка Сюзан отняла у Джона планшет, но его выздоровление было сложной борьбой с кучей препятствий и проблем.
Через четыре года, после поддержки и укрепления, Джону стало гораздо лучше. Он научился использовать компьютер в более здоровом режиме и вернул чувство баланса в свою жизнь: он играет в бейсбольной команде и у него есть несколько близких друзей в школе. Но его мать всё ещё сохраняет бдительность и позитивно/проактивно относится к использованию им гаджетов, потому что, как в случае с другими зависимостями, рецидив может подкрасться в момент слабости. Чтобы убедиться в его выздоровлении, у него нет компьютера в спальне и ужин также проходит без гаджетов.
Доктор Николас Кардарас – исполнительный директор одного из самых престижных центров реабилитации The Dunes East Hampton и бывший клинический профессор в медицинском центре Стони Брук. Недавно вышла его книга: «Дети света: как зависимость от экранов захватывает наших детей и как прервать транс».