Цифровое пианино roland или yamaha что лучше
Обзор цифровых пианино. Что выбрать: Casio, Yamaha или Roland?
2017-04-21 10,946 Просмотров
Сравним одни из самых ходовых брендов Casio, Yamaha и Roland, представленные в магазине клавишных инструментов Love-Piano
Все цифровые пианино по-своему уникальны. Общими чертами, отличающими их от других электронных клавишных инструментов, являются: полноценная клавиатура в 88 клавиш и механизм воспроизведения, имитирующий звучание акустического пианино.
Сравним одни из самых ходовых брендов Casio, Yamaha и Roland, представленные в магазине клавишных инструментов Love-Piano. Цифровые пианино этих трех японских производителей имеют сэмплированный звук. В частности, компания Roland использует сэмплы рояля легендарной марки Steinway and Sons, а Yamaha – звук своих лучших акустических инструментов. Звучание цифрового пианино определяют следующие характеристики: способ создания звука, полифония, мощность встроенной акустической системы.
Все перечисленные ниже модели имеют молоточковый механизм воспроизведения звука.
Компактные цифровые пианино
Casio CDP-130. Относится к нижней ценовой категории, предназначенной для начального обучения, содержит необходимые для этого функции: метроном и функцию транспонирования. Имеет 9 тембров звучания, полифонию в 48 голосов, акустическую систему 8 Вт.
Casio CDP-230R. Не отличается по звуку от предыдущей модели, но имеет ряд синтезаторных функций: автоаккомпанемент, функцию записи и обучения, разъем для флешки, подключения микрофона и карты памяти.
Yamaha P-45. Примерно в той же ценовой категории стоит еще одна модель, но уже фирмы Yamaha. Сочетает умеренную стоимость и великолепное качество звука. Модель имеет полифонию в 64 голоса, и динамики мощностью 12 Вт, 4 уровня чувствительности клавиш. Можете послушать, как звучит эта модель, и оценить ее возможности.
Для серьезного обучения оптимальны инструменты с улучшенными звуковыми характеристиками и более проработанной механикой клавиатуры
Casio Privia PX-160. Модель содержит 18 тембров, функцию записи и обучения, настройку чувствительности, метроном. Полифония – 128 голосов, динамики – 16 Вт, трехсенсорный механизм клавиатуры, покрытие клавиш из синтетический слоновой кости.
Yamaha P-115. По цене можно поставить в один ряд с Casio Privia PX-160. Плюсы – мобильность, обусловленная компактным размером, при этом красивое звучание, полифония – 192, наличие 14 стилей автоаккомпанемента, удобное управление.
Серьезную конкуренцию двум этим моделям может составить Roland FP-30 – новинка, представленная производителем в 2016 году. При схожих характеристиках (полифония 128 голосов, мощность 24 Вт) и такой же невысокой цене, этот инструмент можно отнести к более высокому классу. Наличие 35 тембров, педали Damper и автоаккомпанемента будут актуальны как в обучении, так в концертной деятельности.
Полупрофессиональные и профессиональные инструменты
Yamaha P-255. Модель по праву можно назвать лучшей в своей серии. Производители реализовали все последние разработки в области звучания. Полифония – 256 голосов, суммарная мощность акустической системы – 30 Вт, эквалайзер на панели инструмента, возможность регулировки звучания частот. Полностью собирается в Японии.
Компактные цифровые пианино фирмы Roland представлены в основном двумя сериями профессиональных и полупрофессиональных инструментов – FP и RD. Полифония всех моделей – 128, кроме новой Roland FP-90, полифония которой составляет 388 голосов. Во всех инструментах использована технология SuperNATURAL Piano.
Roland FP-80. Относится к более высокой ценовой категории. Небольшой размер делает его удобным для использования в маленьких помещениях. Помимо клавиатуры Ivory Feel-S Keyboard with Escapement, модель отличает разнообразие полезных функций, среди которых возможность использования мобильных устройств Apple для совместной игры на пианино в качестве аккомпаниатора.
Roland RD-800. Стоит на голову выше и по функционалу, и по стоимости, чем модель из этой же серии – RD-64. Roland RD-800 создавался на основе пожеланий профессиональных музыкантов и относится к категории сценических. Есть возможность менять ритм и тембр игры, присутствуют интересные эффекты, среди которых популярная реверберация. Пианино позволяет использовать до 500 стилей автоаккомпанемента и имеет 1113 тембров.
Корпусные цифровые пианино
Casio Privia PX-760. Бюджетный вариант корпусного пианино, улучшенная модель предыдущего PX-750, сохранила такой же объемный и глубокий звук, характерный для реального концертного инструмента. Полифония – 128, мощность – 16 Вт, 18 тембров.
Casio Privia PX-860. Полифония в 256 голосов и мощность от 40 Вт, есть функция открытой крышки рояля, которая усиливает звучание в верхних частотах, дает яркий рояльный звук. Имеет записывающее устройство и выход для флеш-карты. Функции оркестра и акустические эффекты, воспроизводящие акустику известных залов мира.
Yamaha Arius YDP-163. Новая модель, выпущенная на замену YDP-162, пианино обладает полифонией в 192 голоса, 10 тембрами и мощностью в 40 Вт. Одна из главных отличительных особенностей – инструмент поддерживает мобильные устройства под управлением iOS.
Roland F-140R. Лучшая модель, представляющая нижний ценовой порог корпусного цифрового пианино Roland. Несмотря на цену, пианино обладает всеми характеристиками этого бренда. Полифония – 128, полновзвешенная клавиатура, 5 уровней чувствительности клавиш, двойная репетиция клавиатуры, педали, чувствительные к силе нажатия, секвенсор, автоаккомпанемент, поддержка Bluetooth и возможность подключения любых гаджетов.
Родственная серии F серия Roland RP, представленная моделями Roland RP-501R и Roland RP-401R, отличается более массивным корпусом и расширенной цветовой гаммой. Звучание и технические характеристики в основном совпадают.
Casio Celviano AP-460. Относится уже к более профессиональным инструментам. Это топовая линейка Celviano с полифонией в 256 голосов и мощностью от 40 Вт. Есть дополнительный уровень открытой крышки рояля для лучшего звучания.
Yamaha Clavinova CLP-545. Воспроизводит звучание живого рояля, передает все нюансы, присущие акустическому инструменту. Клавиши выполнены из натурального дерева. Полифония – 256, бесконечное множество дополнительных возможностей, в том числе, функция «разделенной клавиатуры».
Roland HP-506. В дополнение к традиционной для этого инструмента этого бренда технологии SuperNATURAL Piano в модель встроена акустическая система Acoustic Projection. Особо чувствительная клавиатура класса PHA-4 Concert позволяет с точностью передавать все динамические оттенки. Модель содержит 350 тембров и обладает полифонией в 128 голосов.
Roland HP-605. Одна из новых моделей, стоит в ряду лучших в своей линейке, относится к профессиональным инструментам высшей ценовой категории. Несколько динамиков позволили производителям выйти на новый уровень качества звука, клавиатура обладает 5 режимами чувствительности. Отличительными чертами модели является внутренняя память, рассчитанная на 30000 нот и уникальная полифония в 384 голоса.
Итак, перечисленные модели цифровых пианино дают представление о том, какими возможностями обладают инструменты разных брендов в разных ценовых категориях. Отметим, что наиболее демократичным ценообразованием отличается компания Casio. На сегодняшний день она является лидером продаж клавишных инструментов в мире. Более дорогой бренд – Yamaha – идеально подходит для тех, кто ценит оптимальное соотношение цены и качества, возможности этих инструментов достаточно широки и подойдут как для новичков, так и для профессионалов. В свою очередь, Roland – знак непревзойденного качества и стиля. Этот бренд может похвастаться инновационным подходом в создании не только цифровых пианино, но и других электронных музыкальных инструментов.
Форум клавишников
работа для музыкантов
репетиционные базы Москвы
форум текстовиков
форум барабанщиков
Что выбрать: по изучению интернета остановился на Yamaha CLP-645 или Roland HP-605.
Ямаху мне предлагают в оффлайн магазине за 120, Roland за 180к.
Роланд переваливает за бюджет, но на нем-таки удалось поиграть и протестить. Живу сам в Ростове-на-Дону (окрестности).
Правда заставлен был Роланд в магазине, в глубине зала стоял, и посидеть расправившись мне не удалось – сидел калачиком.
Ямахи 645 последней не оказалось, была только CLP-575 (https://ru.yamaha.com/ru/products/musical_instrum ents/pianos/clavinova/clp-575/index.html>CLP-575)
Понравились в ней «сэмпл» фортепиано (очень похож на Yamaha Concert Piano в Logic Pro, игрался с таким на мидиклавиатуре), наличие портов миди.
Не понравились люфт клавиш влево и вправо и их пластмассовость и «полость».
Вот 645-ую модель с ее клавой, отделанной шпоном :), американцы и немцы на youtube нахваливают.
Я так и не понял правда, белые клавиши выполнены полностью из дерева или просто покрыты по краям шпоном.
В полностью деревянной клавиатуре смущает то, что девайс может стоять и у окна, где солнечные лучи, и на кухне: с деревом бы что не случилось.
Но вот как раз этого в ямахе и не хватило – хорошей клавиатуры, а не уровня «Sega Megadrive 2», как в 575-ой модели.
Но, совсем сбивает с толку то, что рядом стоял Roland RP501R (http://www.rolandmusic.ru/products/rp501r/), и мне безумно понравились его клавиатура и ход клавиш.
Но его позиционирование в линейке производителя не позволило ему быть громким (ценник от 85 до 95к). Поэтому он очень тихий, жаль.
Ситуация необычная (продавец продемонстрировал, что в продаже не заинтересован, ответил: «Не знаю», — вместо того чтобы сказать: «Сейчас посмотрим», — и зашуршать страницами руководства пользователя).
Значит, сами изучайте, там оглавление есть, удобно.
Советуют правильно, потому что если интересует хороший ф-п звук, точнее игра, то роландовский моделинг это реально круто, по сравнению с сэмплами.
Вот ролик с FP 90
>Здравствуйте. Не надо стесняться заходить на сайты производителей и читать спецификации и мануалы.
>https://www.rolandmusic.ru/products/hp605/specifi c ations/
>У Роланда два порта USB (один — для соединения с компьютером, в котором хоть тот же Лоджик).
>Есть аудиовход (миниджек).
>Как именно это может функционировать — в мануале.
О мануале я и забыл. В свое время делал так, когда Casio покупал.
Два порта USB, но не MIDI)
>Советуют правильно, потому что если интересует хороший ф-п звук, точнее игра, то роландовский моделинг это реально круто, по сравнению с сэмплами.
В Ямахе тоже моделирование идет, так ведь?
Мозги Роланда эффективнее, чем Ямаха?
У Роланд мощный маркетинг, а я этого стоит побаиваюсь )
В то же время Роланд щедро насыпает под 400 тембров.
И манагер добавил, что у Ямахи большая переплата за бренд.
Вы же понимаете ребят, одно дело в обуви в магазине сидеть, когда за спиной постоянное движение.
Другое дело, когда 1на1 в своем логове, в тишине. )
Сложно в этом шуме правильно оценить, а вот к мнению бывалых клавишников я прислушаюсь.
Как насчёт передачи миди через USB?
>Сбило с толку то, что улыбка на лице появилась уже после 605ой модели, когда сел за 501.
>Вроде ценник в два раза ниже, но клавиатура и ее отклик подарили больше эмоций.
На мой взгляд (хотя и не-пианистский), имеет смысл выбрать инструмент по клавиатуре.
Но Вам ещё громкость динамиков важна.
В общем выбирал я долго, смотрел зарубежные обзоры, переводил сидел. В феврале удалось побывать в самом крупном магазине в Москве, забыл название. Музторг вроде. Там стояли выставочные и HP605, и Ямахи самые разные, и Kawai.
Все с банкетками, места много, никто не подбегает. Больше всего впечатлила гибридная Ямаха, кажись такая модель: https://ru.yamaha.com/ru/products/musical_instrume nts/pianos/avantgrand/n1/index. d/n1/index.html
Ценник был 650к со скидкой. 8 тембров, но таких, что семпл фортепиано просто не отличить от акустического инструмента: ни по нажатию, ни по звуку. Очень крутой.
Kawai тестил после Роландов всяких и той гибридной ямахи, может предвзято отнесся, но мне не понравилось ни нажатие, ни тихий звук в мой бюджет (100-150). Модель Кавая точную не скажу, кабинетного типа в общем.
Роланд. HP605. На этот раз не заставлен ничем. Снова звук ужасный. Делаю reset – все равно призвуки «сверчков» пластмассы в динамиках и какое-то синтетическое «кручение» звука при сустейне том же самом. Что они с ним делали не понятно. Может сразу из коробки наваливают на них, не дав прогреться динамикам?
Всем он хорош, да вот не лежит душа к нему – боялся не получить должного удовольствия за отваленные 200к.
Уехал из Мск, ушел читать ютюб.
Попадается на глаза Roland FP-90: та же HP-605 модель, но в облегченном пластиковом корпусе и с расширенными кнопочками
https://www.roland.com/ru/products/fp-90/
Ценник соответственно тоже ниже – просто сама бошка около 133 тысяч, но это РРЦ и в каждом втором магазине можно договориться о скидках или подарках на 10-15 тыс. Даже если инструмент не понравиться, то потеря при продаже будет меньше в % соотношении, не переплачиваешь за МДФ тумбочку (из мокухи) при покупке. Если нужен кабинетный тип, то докупается стойка и педальный блок за 15-20 тыс.
У FP-90 та же хорошая клавиатура от Роланд последнего поколения с деревянными вставками и не шатается влево-вправо, громкие динамики на 60 Вт (против 80 у HP605), регулировки эквалайзера сразу на панели с помощью ползунков
И все возможности 605 модели, даже немного больше – больше разъемов (midi) и даже есть возможность подключить микрофон.
Дождался все-таки свой экземпляр Заказывал из Мск.
Roland FP-90 WH, беленький.
Очень доволен, пока установил в комнате 17 м2 – качает хорошо, клавиатура мне нравится – тихая и отзывчивая, сходу сел и после долгого простоя без инструмента смог два пиано сыграть. Чувствительность клавиатуры прям очень гибкая и напоминает реальный инструмент по тонкости обратной связи. Касио так не реагировала на касания и подавно – играть на Роланде стало легче, выразить задумку или эмоцию при игре в каком-нибудь ми миноре намного легче и получается это естественнее и приятнее по звуку.
Но однажды появилось впечатление, что пианинко старалось угадать то, что я сыграю дальше и сыграло форте там, где я еле нажал на клавиши. Может проц ошибся от того что я его замучал. Но я че-т не понял, что произошло.
Кстати, «кручения» звука при долгом нажатии или при нажатой педали на своем инструменте не обнаружил, а вот пластмассовые призвуки «сверчки» слышал пару раз, но это лечиться подручным средством – эквалайзером, вынесенным на переднюю панель и очень удобным в управлении – все регуляторы с фиксирующей серединкой и приятно так ходят.
30 лучших цифровых пианино 2021 года [декабрь]
Традиционные пианино уходят в прошлое. На смену им приходят цифровые, которые обладают аналогичными характеристиками, но более компактные по размеру и обладающие современным дизайном. К тому же, этот инструмент способен заменить рояль, гитару и многие музыкальные инструменты.
Выбор такого инструмента – процесс достаточно сложный, так как на рынке представлено огромное количество моделей. Чтобы не попасться на уловки маркетологов необходимо знать цель покупки, ваш уровень и основные характеристики пианино, на которые стоит обратить внимание.
Важные параметры при выборе:
Категория | Место | Наименование |
Лучшие цифровые пианино для профессионалов | 1 | Yamaha CSP-170B |
2 | Korg GRANDSTAGE 88 | |
3 | Dexibell S9 | |
4 | Yamaha CLP-745 | |
5 | Korg LP-180-WH | |
6 | Roland F-140R | |
7 | Korg LP-380 BK | |
8 | Casio AP-700 | |
9 | Casio Celviano GP-300 | |
10 | Yamaha CSP-150PE | |
Лучшие цифровые пианино для обучения новичков | 1 | Casio CDP-S100 |
2 | Yamaha P-45 | |
3 | Artesia DP-10E rosewood | |
4 | Yamaha YDP-144 | |
5 | Korg D1 | |
6 | Casio CDP-S350 | |
7 | Yamaha P125 | |
8 | Roland FP-10 | |
9 | Casio CDP-s100 BK | |
10 | Casio CDP 130 | |
Лучшие цифровые пианино для дома | 1 | Casio Privia PX-S1000 |
2 | Casio AP-470 | |
3 | Yamaha YDP-164 | |
4 | Korg C1 Air | |
5 | Yamaha NP-12 | |
6 | Roland Go-Piano 61 | |
7 | Medeli CDP5200 | |
8 | Casio AP-260 | |
9 | Casio AP-270 white wood | |
10 | Roland FP-30X |
Топ 10 цифровых пианино для профессионалов
1-е место: YAMAHA CSP-170B
Как вам внешний вид?
Описание
Модель с инновационными функциями от известного японского производителя. Вес составляет целых 67кг., но «начинка» этой модели перекрывает ее тяжесть. Отлично подходит для профессиональной работы, так как обладает полноразмерной взвешенной 88 клавишной клавиатурой, которая по технологичности не уступает роялю.
Приложение Smart Pianist открывает пианисту широкий функционал и дает возможность обучения и переноса аудиозаписей, а значит, оно идеально для творчества и совершенствования своих знаний. Большой набор тембров (721) дает возможность играть музыку разнообразных стилей. Вдобавок не обделена модель и 256-голосой полифонией. Имеется встроенная акустическая система, а также 3 педали. А также много полезных фишек: реверберация, чувствительность к касанию, запись песен, автоаккомпанемент и метроном.
К сожалению, молоточковой механики в нем нет, поэтому для новичков данное пианино точно не подойдет. Зато входы/выходы производители определенно продумали: и MIDI, и USB, и для микрофона, и несколько выходов для наушников – все, что так необходимо для комфортной работы и наслаждения.
Давно мечтаешь научиться играть какую-то сложную композицию? С YAMAHA CSP-170B ты сможешь все. Приложение проведет анализ композиции и составит партию фортепианного аккомпанемента. Тебе останется лишь следовать за огоньками клавиш и прокачивать свои навыки.
danalex
Алексей Данилов
Roland
На мой взгляд, самый плодовитый синтезаторный бренд. Не по количеству наклепанных инструментов (хотя вообще и по этому критерию тоже), а по своеобразному «коэффициенту полезного действия» – соотношению интересных и качественных приборов в общей массе произведенного.
Основатель Roland, Икутаро Какэхаси (Ikutaro Kakehashi), до этого руководил другой компанией по производству органов и ритм-машин для них, Ace Tone, которая была создана в 1960-м году. Позднее она превратилась в японское отделение Hammond. В 1972 году Какэхаси покинул ее, чтобы создать в Роланд. Так что, формально это самая молодая корпорация из Большой Японской троицы.
С рождением названия Roland связана одна история. По информации из некоторых источников, Какэхаси, еще будучи руководителем Ace Tone,начал задумываться о том, что это название на международном уровне имеет не совсем правильное значение, и не ассоциируется с чем-то музыкальным (acetone – по-английски «ацетон»). На тот момент уже существовали фирмы Yamaha и Korg, и две яркие, по его мнению, заглавные буквы уже были заняты этими брэндами. Другие буквы – были заняты мировыми производителями музыкальных инструментов (О – Oberheim, М – Moog, S – SCI, L – Linn, A – Arp, и так далее). Так что, Какэхаси решил придумать яркое и запоминающееся название, используя какую-нибудь букву, которая до тех пор не ассоциировалась ни с какой фирмой. Выбор пал на литеру R, и родилось название Roland. Кстати, в японском языке нет звука «л», так что по-японски это название произносится как «рорандо». Казалось бы, незначительный факт, но если вдуматься – уже на этапе задумки перед компанией ставились планы глобального характера. И, как показало время, эти амбициозные планы были выполнены сполна.
Уже в первое десятилетие своего существования, Roland уверенно заявляет о себе как о производителе совершенно разного профессионального музыкального оборудования.
Началось все с драм-машин TR-77, TR-55, TR-33 – в качестве наследства от Ace Tone (1972 год). Уже в 1973 появляется первый монофонический синтезатор Roland SH-1000 (параллельно с корговским Миникоргом). Дальше – практически каждый год был ознаменован чем-то новеньким.
Приборы пространственной обработки звука – Roland Space Echo RE-201 (1974) – эта модель до сих пор считается эталоном в своем роде. Первое в мире электропиано с чувствительностью к силе нажатия – Roland EP-30 (тот же 1974).
Модульные системы Roland System-100 (1975) и гигантская System-700 (1976), занявшая почетное место в списке лучших модуляров мира, и получившая свое продолжение через несколько лет в более демократичной и компактной версии System-100M (1981) (на фото).
Комбо-усилитель Roland GC-120 Jazz Chorus (1975) – прибор, который изначально создавался как гитарный, но который полюбили клавишники всего мира в сочетании с электромеханическими пианино Rhodes Piano.
Великолепный гитарный синтезатор Roland GR-300 (1977), который до сих пор высоко ценят гитаристы, экспериментирующие со звуком, цифровой секвенсор Roland MC-8 (1977), программируемые драм-машины Roland CR-78 (1978) и CR-8000 (1980) (на фото).
Один из лучших клонов Hammond B3 – Roland VK-1 (1980).
И все вышеперечисленное – в неполное десятилетие. Внушительный разброс, согласитесь. Практически весь спектр приборов, необходимый целому музыкальному коллективу или любой студии звукозаписи.
Но это было только начало! Начиная с 1980 года Roland совершает революцию за революцией, производя инструменты, которые до сих пор последователи и завистники тщетно бьются не только превзойти, но даже и аутентично клонировать. Каждый инструмент становится вершиной звуковой эстетики. Их используют в своих записях и на концертах звезды мировой величины, разнося славу компании Roland по всей планете.
Не дав миру толком опомниться от одной великолепной драм-машины, в 1983 компания выпускает еще один шедевр – Roland TR-909. В чем-то похожий на предшественника, этот прибор обладал также рядом определенных достоинств. В частности, к этому времени уже появился MIDI-протокол, и инструменты стали оснащаться миди-интерфейсом. 909-й был одним из первых. У 808-го этого интерфейса еще не было, но для ценителей классики сегодня это не является преградой. Во-первых, 808-й, тем не менее, обладает интерфейсом DIN Sync для интеграции с другими устройствами, а во-вторых, сегодня на рынке есть миди-ретрофиты, благодаря которым инструмент можно интегрировать в современный миди-сетап.
Отличительной чертой 909-го также было наличие семплированных звуков. Для большей реалистичности в звучании «железа» такие звуки как хет и тарелки воспроизводились посредством семплов. При этом, основное «мясо» – бочка, малый, томы, клэп – генерировались силами аналогового синтеза, как и в 808-м.
Цифровое происхождение «железа» в 909-м, тем не менее, не лишило его обилия поклонников среди электронщиков. К примеру, открытый хай-хет TR-909 и сегодня уважают транс-продюсеры. А клэп 909-го многие электронщики признают лучшим среди всех драм-машин.
По звуку 909-й отличается от 808-го более собранным звучанием кик-драма, и благодаря этому инструмент гораздо шире реализовал себя в танцевальной музыке. Огромное количество танцевалки и электроники в 80-е и 90-е годы было создано с использованием именно этой машины. От этого, конечно, к репутации инструмента некоторым образом прилип термин «заезженности», но, учитывая стоимость этих приборов на сегодняшний день и нежеланием владельцев расставаться с ними, эта заезженность довольно условная.
Скорее, заезженными стали семплы этих инструментов в библиотеках для разных семплеров. И пресеты, имитирующие их звучание, в других, более современных драм-машинах. Правда, надо сказать откровенно, довольно сложно создать «семпл 909-го» на все случаи жизни. Он, как и 808-й, хоть и имеет существенные ограничения в рулежке звука, тем не менее – требует подстройки питча и длительности звуков (decay) в процессе работы над миксом. И чаще всего это довольно тонкая работа, осуществление которой силами семплеров лишает звучание того самого шарма. Так что, наличие семплов 808/909 и обладание оригиналами – это большая разница.
Кстати говоря, помимо уникального и неповторимого звука, эти приборы обладают и другими качествами – собственный очень музыкальный тайминг. Встроенный в них секвенсор позволяет получить раскаченный грув, и даже простые барабанно-перкуссионные партии с ограниченным набором звуков начинают дышать и эмоционально заряжать. Так что, даже если насемплировать их в сотнях различных настроек, достойно заменить классические инструменты не удастся.
Этими двумя драм-машинами Роланда далеко не ограничился. Также существуют более поздние цифровые машинки Roland TR-505, TR-707, TR-626, TR-727 (последняя со звуками латинской перкуссии), ну и аналоговая Roland TR-606. Все они тоже очень интересны, по-своему уникальны, но до легендарного статуса 808/909 они не дотянули.
Следующим явлением мирового масштаба стали синтезаторы Roland Jupiter-8 (1981) и Jupiter-6 (1983). Оба великолепные полифоники, с развитой архитектурой и возможностями модуляции, очень богатой палитрой и плотным жирным звуком. «Восьмерка» получила более культовый статус, прежде всего благодаря тому, что для генерации сигнала в ней были задействованы разработанные самими роландовцами дискретные схемы, тогда как в «шестерке» применены более распространенные среди синтезаторов топ-класса в то время чипы аналоговых осцилляторов CEM 3340. Соответственно, за уникальность звука многие готовы платить больше, и стоимость Jupiter-8 на 6аукционах сегодня может достигать 7-10 тысяч долларов, в зависимости от состояния. Это ставит инструмент в один ценовой ряд с упомянутыми ранее Yamaha CS80 и Korg серии PS. При этом, в отличие от JP-6, он, естественно, не обладал интерфейсом миди, а только собственный протокол Роланда DCB, и то только более поздние модели.
С инструментами Jupiter-6 и Jupiter-8 в 80-е годы было связано создание просто огромного количества величайшей музыки в разных жанрах – и поп, и танцевальная электронная, и даже рок.
Стремление Roland к мировому первенству проявлялось и в другом. В частности, модель Roland JX3P (1983) была одним из первых синтезаторов в мире, оборудованных интерфейсом MIDI.
Особого внимания заслуживает задумывавшийся как замена бас-гитаристу инструмент Roland TB-303. Который, кстати, провалился как коммерческий проект ввиду того, что подражание звуку бас-гитары у него получалось… эээ… в общем, вообще не получалось. И только спустя годы, распробовавшие уникальные 18-децибельные фильтры и грувастый секвенсор электронщики, в основном приверженцы techno и acid, открыли охоту на эти миниатюрные машинки. В результате этой охоты сегодня такую штучку дешевле чем за 2500 долларов купить практически нереально.
Охватить в рамках статьи всю продукцию, сделанную Роландом, невозможно. Лично мне достаточно лишь упомянуть, что в числе более чем 40 моих синтезаторов в студии, примерно треть – производства Roland. И это не учитывая приборы обработки, контроллеры и так далее. Причем в этом заслуга не какой-то личной приязни конкретно к этому бренду. Просто роландовцы оказались настолько плодовитыми, что в течение первых трех десятилетий своего существования насытили рынок действительно классными приборами, избежать появления которых в сетапе просто невозможно. Кстати говоря, великолепные гитарные «примочки» фирмы Boss – по сути, тот же Roland, вид сбоку. Boss, Edirol – это ответвления глобального концерна. Достаточно подумать, какое количество гитаристов во всем мире говорит спасибо им за крутейшие овердрайвы, дисторшны, фленджеры и прочие педальки.
Возвращаясь к основной теме, нельзя также не упомянуть такие аналоговые синтезаторы с цифровым контролем как Roland серии Juno (прежде всего модели 6/60/106), серии JX (прежде всего, JX8P и JX10), разноплановую серию MKS, в которую входили и семплер, и синтезаторы, и один из первых в мире ромплеров с зашитыми звуками электропиано (кстати, MKS20 Digital Piano даст фору практически всем современным дорогим рабочим станциям по качеству звучания именно электропиано).
Легендарная серия инструментов с маркировкой JV/JD/XP/XV (в общей сложности в производстве с 1991 по 2002 год) – много лет занимает самые почетные места во всех студиях мира.
Семплеры серии S на момент своего появления задали конкурентам настолько высокий уровень качества и удобства, что даже сегодня такие инструменты как Roland S-760 не теряют актуальности в студийной работе.
Но особо хотелось бы остановиться на уникальном синтезаторе Roland D-50, появление которого хронологически несколько опередило Korg M1, и при этом стало серьезным конкурентом владевшему на тот момент миром Yamaha DX7. И это была не просто конкуренция. Roland D-50 (а также рэковый вариант D-550) был продан в количестве более 200 тысяч экземпляров (напоминаю, M1 – 250 тысяч, а DX7 – 160 тысяч). Так что, значимость этого инструмента сложно переоценить.
В D-50 был реализован совершенно новый и уникальный тип синтеза – линейно-арифметический. Сущность его сводилась к тому, что для полноценной имитации инструментов использовался небольшой фрагмент семпла этого инструмента, содержащий только атаку звука. Все остальное звучание формировалось средствами цифрового синтеза, с применением алгоритмов, схожих с классическим субтрактивным аналоговым. Дело в том, что именно атаку таких звуков как фортепиано, гитара, духовые и так далее – сложнее всего имитировать. Но при этом большие по продолжительности семплы потребовали бы огромного количества дорогой памяти, что сделало бы синтезатор неконкурентоспособным в сравнении с DX7, к примеру. Немного подробнее Вы можете прочесть в специальной статье про линейно-арифметический синтез.
Как всегда, Роланд нашел идеально верное решение. Скомбинировав два подхода внутри одного прибора, создал инструмент стоимостью примерно в 2 тысячи долларов, и совершил очередной прорыв – как технологического, так и экономического характера.
D-50, кстати говоря, в отличие от M1 и DX7, оказался способным и сохранить свою ценность и в сегодняшнем мире. Правда, не совсем в тех проявлениях, ради которых он создавался. Благодаря уникальному внутреннему строю, игра на этом инструменте оказывается очень аутентичной в рамках восточных музыкальных жанров, прежде всего – в армянской музыке. Поэтому огромное количество любителей Roland D-50 – среди армянских музыкантов. Так что, если M1 сегодня продают за 200-300 долларов, DX7 – за 400-500, то D-50 в хорошем состоянии на вторичном рынке вполне может стоить до тысячи долларов. И, в отличие от других производителей, Roland часто снабжал свои приборы специальными программаторами для доступа к параметрам звука в режиме реального времени, и D-50 был не исключением (его родной программатор – PG-1000).
Сегодня Roland, как и остальные два участника «большой тройки» из Японии, в основном занимается не инвестициями в новые музыкальные разработки, а конкурентной борьбой за рынки сбыта и максимизации прибыли при минимуме издержек. Производство дорогих и навороченных рабочих станций – тренд десятилетия, и, как и в случае с Korg, чем больше в одну станцию пытается впихнуть функций производитель, тем больше он вынужден в результате экономить на элементарных составляющих своих детищ.
Большинство моделей Roland (а может даже и все) сегодня производятся в Китае. Качество инструментов от года к году заметно ухудшается. Если на рубеже тысячелетий все-таки еще появлялись хорошие приборы, то спустя десяток лет все скатилось в обычную рутину. Дешевле комплектующие, ниже качество, больше вложений в рекламу и внешнюю мишуру, и, как результат – насыщение рынка некачественным товаром, радоваться которому могут разве что неопытные любители. И то – до тех пор, пока впервые не столкнутся с реально хорошими синтезаторами предыдущих лет.
По странной иронии судьбы, именно 2001 год связан с уходом от дел бессменного руководителя и идеолога корпорации Roland Икутаро Какэхаси, который, кстати, за неоценимый вклад в развитие и популяризацию электронных инструментов десятилетием раньше был удостоен звания Почетного Доктора наук. После его ухода компания не произвела ни одного прибора, в котором бы существовали хотя бы намеки на что-то радикально новое. Единственное, чем Roland отметился за последние десять лет, так это довольно бессовестная эксплуатация прошлых заслуг ради получения прибыли.
Так, в 2005-м было начато производство дешевых, почти игрушечных, синтезаторов Roland Juno D, а затем эта серия пополнилась еще рядом моделей со схожими названиями. Ничем, кроме имени, эти инструменты не были связаны с великолепными Джунами из роландовского прошлого.
2006 год был ознаменован появлением синтезатора аналогового моделирования Roland SH-201, название которого явно намекает на серию прекрасных инструментов тридцатилетней давности – SH-101, SH-1/2/5/7/09.
В 2011 году в результате очередной маркетинговой реинкарнации миру был представлен Jupiter-80, а в 2012 году – его урезанное продолжение, Jupiter-50. Как и в случае с предыдущими инструментами, «новички», будучи обычными рабочими станциями, не имеют ничего общего с Юпитерами 80-х годов. Даже несмотря на то, что производитель попытался максимально приблизить их внешний вид к оригиналу.
Ну что ж, за всю историю Роланд наделал много инструментов. Еще вовсю можно наживаться на названиях с использованием маркировки TR, TB, RS, SDD, MKS и так далее.
Как Вы уже поняли, делать выводы о фирме по современным приборам – не стоит. Это действительно замечательный, очень достойный и хороший бренд. Просто надо уметь видеть разницу между инструментами, рожденными изобретателями, и инструментами, созданными бизнесменами ради наживы.
Что лучше?
В 80-е годы Япония дала музыкантам настоящие инструменты. И это не какая-то там жалостливая ностальгическая проповедь, это реальность. Yamaha, Korg и Roland дали понять всему миру, что они не просто достойные конкуренты, мнение которых можно учитывать. Они равноправные участники процесса раздела мира, хоть и не в воинственном понимании. И, вне зависимости от чьего-либо желания, с их авторитетом придется считаться всем.
Три небольших цифровых инструмента, Yamaha DX7, Roland D-50 и Korg M1 – поставили на колени весь мир производителей синтезаторов. Один за другим, лопаются сильнейшие бренды Америки, и все из-за прорыва, который осуществила могучая «японская троица».
В 1981 году исчезает с лица земли один из величайших производителей синтезаторов, американская компания Arp.
В 1985 банкротится Oberheim.
В 1986 Роджер Линн закрывает свою компанию Linn Electronics и уходит работать в японскую компанию Akai, в рамках которой создает несколько замечательных приборов.
В 1986 Роберт Мог, некогда подаривший нам первый коммерческий синтезатор Minimoog, объявляет о банкротстве компании Moog.
В 1987 году не выдержавший конкуренции Дейв Смит продает компании Ямаха свое детище Sequential Cirquits, создавшую, в числе прочего, великий Prophet-5.
В 1990 году изобретатель Рэй Курцвейл, изобретатель одного из первых семплеров в мире, Kurzweil 250, продает свою компанию корейцам Young Chang.
На этом, конечно, история американских синтезаторов не закончилась, но как Великая синтезаторная держава США перестали существовать, уступив все лавры японцам. Сегодня в Америке существует немалое количество фирм, производящих качественные и дорогие инструменты бутикового класса. Таких как Studio Electronics, Buchla и так далее. В отличие от современных японских разноцветных рабочих станций с огромными цветастыми дисплеями, из рук американских производителей выходят очень приличные синтезаторы.
На склоне лет, незадолго до своей кончины, Роберт Мог возродил компанию Moog и выпустил ряд хороших инструментов. И хотя они все же уступают по качеству его же старым детищам, тем не менее – это достойные внимания приборы.
Tom Oberheim также не так давно реинкарнировал свою фирму, добавив в название к своей фамилии еще и имя.
Также вернулись к производству Roger Linn и Dave Smith, каждый в своей ипостаси – первый с новыми моделями своих старых драм-машин, второй – с возрождением линии синтезаторов Prophet и некоторыми другими новыми моделями на старую тематику. В основном, кстати, аналоговыми.
Итак, что же лучше, Korg, Roland или Yamaha? Ответ – все они – просто прекрасны. Прекрасны как часть истории синтезаторов, как компании, подарившие музыкантам десятки, или даже сотни удивительных инструментов. Если Вы увлечены электроникой, синтезаторами – не нужно отдавать свои предпочтения только одному бренду. Оглянитесь вокруг! Причем не только на японцев! Столько недорогих и качественных инструментов продается в объявлениях, на форумах, на аукционах! Расширяйте свой сетап, получайте новые возможности, создавайте музыку на этих великолепных инструментах.
И не забывайте подписываться на этот блог, чтобы первыми узнавать о появлении новых статей. Как и раньше, всех приглашаю дружить в ЖЖ и вступать в синтезаторную группу ВКонтакте.
Легкого Вам выбора и интересного творчества!