Цифровое пространство что это

Цифровая среда или цифровые среды? Разбираемся в госпроектах по инновациям в образовании

Минпросвещения и Минобрнауки ведут параллельные проекты по цифровизации школ и вузов. В них можно запутаться. Но мы разобрались.

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

С 10 декабря 2020 года в России начался эксперимент — внедрение цифровой образовательной среды (ЦОС) в школах.

Похожий процесс параллельно идёт и в вузах: для них в 2020 году официально запущена государственная информационная система «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС).

Эти две цифровые среды — не часть единой системы, как может показаться на первый взгляд, а самостоятельные явления. Каждая среда задумана для своих целей.

Планы по цифровизации в «Образовании»

Цели цифрового развития общего и профессионального образования были расписаны в 2019 году в национальном проекте «Образование». В него входит сразу два федеральных проекта для воплощения этих целей.

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Обозреватель Skillbox Media. Магистр по научной коммуникации, интересуется социологией науки, историей и будущим образования.

Первый федеральный проект: «Цифровая образовательная среда»

Этот проект предусматривает, в частности:

Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это не единая онлайн-площадка, а набор технических решений для школ. Сейчас эти решения в стадии формирования. По замыслу Минпросвещения, в ЦОС войдут библиотека верифицированного учебного контента, платформа с учебными заданиями, соцсеть и система видео-конференц-связи.

В недавнем интервью министр просвещения Сергей Кравцов объяснил, как именно технологии войдут в программы. Учитывая недовольство родителей, учителей и учеников экстренной цифровизацией, которая случилась из-за пандемии, он старался подчеркнуть: цифровые инструменты не будут полной заменой традиционной школе.

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

«Цифровая образовательная среда (ЦОС) — это помощь, усиление традиционной системы образования. В неё входит отечественная система видео-конференц-связи. Мы назвали её „Сферум“ и уже успешно апробировали в Московской области. В сервисе используются опыт и те решения, которые уже были отработаны на видеонаблюдении на ЕГЭ. Эта система защищена от хакерских атак и взломов. Она нужна для того, чтобы учителя и ученики могли общаться друг с другом, в том числе из разных регионов, а родители могли бы посещать родительские собрания онлайн, если очно не могут присутствовать. Второй важный компонент ЦОС — это социальная сеть. Третий — это электронные верифицированные учебные материалы в помощь учителю, проверенные экспертами, соответствующие школьным стандартам. Учитель может их использовать, чтобы сделать очный урок интереснее».

Часть этих инструментов будет работать на базе соцсети «ВКонтакте», рассказал министр. Пока же они или находятся в разработке, или проходят тестирование.

Второй федеральный проект: «Молодые профессионалы»

Полное название этого проекта — «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)». Одна из его целей — к 2024 году 20% студентов вузов должны изучать отдельные дисциплины, используя ресурсы не только своего университета, а и других организаций, в том числе онлайн-курсы. Для этого в проекте поставлена задача обеспечить всем, кто обучается на программах высшего или дополнительного профессионального образования, доступ к онлайн-курсам различных организаций и платформ по принципу «одного окна».

К запуску нацпроекта «Образование» прототип такого «окна» уже существовал — это онлайн-платформа «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС). Её запустило Минобрнауки (тогда ещё не разделённое на два министерства) в 2017 году. Под своим полным названием СЦОС тоже упоминается в нацпроекте — предполагалось к 2020 году создавать на ней индивидуальные цифровые портфолио обучающихся, и эта задача уже выполняется.

СЦОС — фактически агрегатор онлайн-курсов разных платформ и вузов. Сами курсы размещаются не на сайте СЦОС, а на площадках образовательных организаций, которые эти курсы создают и поддерживают. Удобство в том, что пользователь, авторизовавшись в одном месте (на сайте СЦОС), может подобрать нужный курс в реестре и получить доступ к нему.

К моменту появления нацпроекта «Образование» и, соответственно, проекта «Молодые профессионалы» СЦОС пользовались уже больше 700 тысяч человек, и на ресурсе было представлено более тысячи онлайн-курсов. Сейчас СЦОС объединяет 66 платформ, 109 вузов и предоставляет доступ к более чем
1 700 курсам.

Словом, школьная «Цифровая образовательная среда» (ЦОС) и вузовская «Современная цифровая образовательная среда» (СЦОС) — два разных, не связанных между собой проекта. Первый представляет собой набор технических решений с разными задачами, второй — конкретную платформу. О том, чтобы собирать цифровые следы пользователей ЦОС (школьников) и затем как-то учитывать их в рамках СЦОС, когда эти школьники станут студентами, речи не идёт.

Как коронавирус скорректировал планы

Пандемия изменила многое: школьникам, студентам и педагогам пришлось быстро познакомиться с цифровыми технологиями, и потребность в цифровом образовательном контенте выросла. В июне 2020 года стало известно, что планы по финансированию нацпроектов тоже меняются.

Обновлённые программы пока не представлены официально: очередной срок их корректировки назначен президентским указом на 1 апреля. Но известно, что оба российских образовательных ведомства, Минпросвещения и Минобрнауки, постарались разделить цифровые задачи между собой.

Нацпроект «Образование» остался в ведении Минпросвещения, но только в части школ, а задачи вузов и дополнительного образования из него будут исключены. Когда и в каком виде будут утверждены новые нацпроекты — неизвестно.

Что происходит с цифровыми средами сейчас

Планы меняются на ходу, но работа уже кипит. Вот что сделано.

Цифровая среда для школ

По декабрьскому постановлению правительства об экспериментальном внедрении ЦОС, школы в ряде пилотных регионов должны быть обеспечены высокоскоростным доступом к интернету и всем необходимым оборудованием, чтобы использовать дистанционные образовательные технологии. Так, к утверждению готовится стандарт «цифровой школы» — список технических требований к её инфраструктуре. Эту работу Минпросвещения ведёт совместно с Минцифры: помимо ЦОС, задачи по оснащению школ входят в нацпроект «Цифровая экономика».

Как мы помним, кроме «железа», в пилотных регионах министерства вместе с местными властями будут в экспериментальном порядке запускать информационные системы для доступа к образовательным сервисам. Основной точкой входа станет платформа «Моя школа». Её уже разрабатывает подведомственный Минпросвещения Институт цифровой трансформации в сфере образования.

Пока нет ясности, будет ли она создана на базе уже существующей платформы с похожим названием («Моя школа онлайн») или речь идёт о совершенно новой платформе. «Моя школа онлайн» была экстренно запущена весной 2020 года издательствами школьных учебников во главе с «Просвещением».

Эта платформа содержит учебные материалы в электронном формате. Но очевидно, что функции, предполагающиеся у «Моей школы» в рамках ЦОС, должны быть гораздо шире. На новой платформе ученики будут изучать учебные темы, выполнять задания и получать обратную связь.

Система, основанная на технологии искусственного интеллекта и учёта «цифровых следов» пользователей, будет выявлять пробелы в знаниях школьников и их образовательные интересы. Это поможет выстраивать индивидуальную траекторию обучения, то есть рекомендовать учебные материалы именно по тем темам, которые важны для конкретного ребёнка.

Из всех технических решений ЦОС ближе всего к запуску сейчас «Сферум» — система видео-конференц-связи (отечественный аналог Zoom и других подобных сервисов). К концу 2021 года её планируют распространить на все школы в 15 регионах страны.

Первоначально, судя по проекту постановления, эксперимент в полном объёме, включая и «Мою школу», и другие созданные в рамках ЦОС сервисы, планировалось распространить на 14 регионов: Алтайский и Пермский края, Астраханскую, Калининградскую, Калужскую, Кемеровскую, Московскую, Нижегородскую, Новгородскую, Новосибирскую, Сахалинскую, Тюменскую и Челябинскую области, Ямало-Ненецкий автономный округ. Но в подписанном документе Минпросвещения поручено выбрать регионы для участия. Пока министерство утвердило порядок отбора.

Цифровая среда для вузов

Платформа «Современная цифровая образовательная среда» уже действует как единая точка доступа к ресурсам разных провайдеров. В прошлом году на ней появилась функция авторизации по профилю на Госуслугах и расширились функции личного кабинета.

Теперь пользователь СЦОС может вести своё цифровое портфолио пройденных курсов, полученных сертификатов и приобретённых навыков. Массовое подключение вузов к платформе, о котором недавно заявил замминистра науки и высшего образования Александр Нарукавников, означает, что они смогут добавлять в реестр СЦОС свои курсы. Причём неважно, где эти курсы опубликованы: на внутренних сервисах университета или на Coursera.

Кроме того, после подключения вузам будет удобнее включать курсы других университетов и компаний в свои образовательные программы: СЦОС фиксирует, на какие курсы студент записался и с каким результатом их прошёл.

Что это значит для EdTech-рынка и для учеников

Важная часть и ЦОС, и платформы СЦОС — образовательный контент для школ и университетов. Кто и как будет его создавать? Будет ли в этих цифровых средах место решениям, разработанным в EdTech-компаниях?

Похоже, что да. Но на определённых условиях.

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

«Мы открыты к частным предложениям. Но нам нужно понимать, что те методики, то содержание, которые предлагаются, действительно соответствуют федеральному государственному стандарту… Библиотека верифицированного контента и сервисов ЦОС будет состоять из двух блоков. Первый — бесплатный и общедоступный контент по всей школьной программе, разбитый по классам, темам, уровням сложности в помощь ученикам и учителям. Там будут задания с возможностью автоматической проверки, видеоматериалы, интерактивные презентации. Второй блок — это высокотехнологический „опциональный“ — то есть дополнительный — контент от представителей EdTech-индустрии. Он будет размещаться в специальном разделе — «Маркетплейсе». Весь этот контент в обязательном порядке пройдёт экспертизу», — рассказывал в интервью министр просвещения Сергей Кравцов.

Иными словами, чтобы образовательный контент для школьников попал в «Маркетплейс» ЦОС, он для начала должен будет пройти экспертизу. Порядок государственной экспертизы контента и формирования реестра его поставщиков ещё не утверждён. Предполагается, что заключение государственной экспертизы о включении контента в библиотеку будет действовать три года.

Вузовский портал СЦОС уже включает в себя курсы не только университетов, но и частных игроков рынка онлайн-образования. Правда, они там пока в меньшинстве: видимо, платформа ориентирована всё-таки прежде всего на обмен своими курсами между вузами в формате виртуальной академической мобильности.

Технологии ЦОС в школах и платформа СЦОС для студентов предполагаются бесплатными для пользователей. За контент для базового блока ЦОС заплатит государство: разработчик «Моей школы» Федеральный институт цифровой трансформации образования закупит образовательные материалы по 46 предметам для 1–11 классов на 800 млн рублей.

Источник

Новости

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Интеграция населения в цифровое пространство

Институт статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ в новом выпуске серии «Цифровая экономика» представляет сведения о том, насколько интенсивно и в каких целях россияне используют интернет, и как менялась динамика этих показателей в 2014–2017 годы.

Цифровые технологии проникают во все сферы жизнедеятельности человека, меняя устоявшийся уклад и модели взаимодействия. Доля пользователей интернета среди взрослого населения России ежегодно увеличивается. В 2017 г. она достигла 83,7%, что в 1,7 раза выше уровня 2010 г. (49,3%). На фоне стремительного распространения сети растет интенсивность ее использования: доля наиболее активных пользователей достигла 60,6% (рис. 1). Прирост интернет-аудитории (как общей, так и ежедневной) в последние годы составляет порядка 2,9–3,6 процентных пунктов (п.п.).

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Интернет-аудитория — это прежде всего молодежь: в 2017 г. каждый второй (51,7%) пользователь сети — моложе 40 лет. Вместе с тем, только за последние 3 года доля лиц старше 50 лет, использующих интернет, увеличилась на 8,2 п.п. до 29,7%.

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Источники: НИУ ВШЭ (2018) Индикаторы цифровой экономики: 2018. Статистический сборник. М.: НИУ ВШЭ.
Расчеты выполнены ИСИЭЗ НИУ ВШЭ в рамках проекта «Развитие количественных методов выявления и анализа глобальных технологических трендов» Программы фундаментальных исследований НИУ ВШЭ.

Источник

Цифровое пространство. Теория децентрализованной арбитражной системы будущего

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Несколько лет назад группа биткойн-энтузиастов, вдохновленных технологией, выдвинула тезис, согласно которому “Код есть закон”.

Вместе с тем, прямо сейчас мы являемся свидетелями того, как правительства разных стран стремятся вывернуть этот принцип наизнанку, пытаясь диктовать свои законы для функционирования программного кода.

Однако, навязанные сверху законы — не единственный возможный путь разрешения конфликтов в децентрализованной финансовой среде. Постепенно, на ее просторах начинают выкристаллизовываться новые стратегии разрешения конфликтов.

Код блокчейна может стать основой для формирования новой цифровой юрисдикции, а не предметом регулирования в рамках существующих правовых систем.

Масштабы роста блокчейн-сферы наталкивают на мысль о том, что Криптоэкономика заслуживает собственной системы разрешения споров, которой может стать децентрализованный арбитраж.

В ходе разработки децентрализованной финансовой системы, Сатоши Накамото уделял особое внимание проблеме защиты от двойных трат. Эту проблему удалось разрешить, посредством создания пиринговой сети, с участием независимых нод, способных к нахождению консенсуса. Часть биткойн-сообщества полагает, что подобным образом Сатоши Накамото предусмотрел в блокчейн-системе предпосылки для формирования децентрализованного арбитража.

Как именно могла бы выглядеть структура, способная разрешить спор, в рамках цифровой юрисдикции? Виталик Бутерин, сооснователь сети Эфириум, полагает, что данный инструмент, должен предоставлять пользователю возможность сформировать запрос и адресовать его децентрализованной структуре, способной разрешить проблему.

В пределах корпоративного ландшафта, любые взаимодействия требуют заключения предварительного контракта. В случае возникновения диспута, предметом разбирательства всегда становится не транзакция сама по себе, а контракт, на основе которого она была осуществлена. За пределами блокчейн-пространства, стороны, вовлеченные в диспут, в подобной ситуации адресуют свой запрос арбитражному суду.

Однако, в том случае, если компании используют смарт-контракт, в качестве способа заключения сделки, вполне резонно для каждой стороны было бы предусмотреть возможность разрешения диспутов при возникновении спорной ситуации. Вне зависимости от метода заключения сделки, споры могут возникнуть как в цифровом мире, так и в материальном. По этой причине, наличие доверительной среды является ключевым элементом для функционирования любой бизнес-компании.

Тем не менее, традиционная арбитражная система не может полноценно функционировать в рамках цифрового криптовалютного пространства. Подобная ситуация приводит нас к осознанию необходимости исследования возможностей блокчейна для замещения существующей процедурной, организационной и технологической инфраструктуры традиционного арбитража, с целью децентрализованного разрешения споров. Процесс формирования системы доверия в рамках трансграничного блокчейн-пространства может оказаться затруднительным, однако ожидаемый результат вполне способен оправдать затраченные усилия.

Для того, чтобы децентрализованная среда стала надежной и безопасной, смарт-контракты различной природы (трудовые, имущественные и другие) следует фиксировать в неизменном, неподдельном, независимом от различных политических структур блокчейне.

В том случае, когда одна из сторон не удовлетворена итогами реализации контракта, она может воспользоваться опцией децентрализованного арбитража, в рамках цифровой юрисдикции. Иными словами, в экосистеме, где компании и организации могут безопасно взаимодействовать при помощи смарт-контрактов и криптовалютных операций, должна присутствовать опция децентрализованного арбитража.

Помимо прочего, способность блокчейна исключать из процесса посредников при помощи математических алгоритмов — это и есть то ключевое свойство, которое необходимо для образования юрисдикции новой формации.Как это будет работать?

Далее, в этой статье мы описываем концепцию децентрализованного арбитражного суда, которая будет воплощена в рамках блокчейн-экосистемы Jincor.

● С целью исключения коррупционной составляющей и возможности пристрастного отношения со стороны арбитров, судьи должны оставаться неизвестными для ответчика и истца.

● Анонимная цифровая комната будет являться операционной средой для проведения слушания, где ответчик и истец смогут выдвигать обвинения и требования, приводить доказательства и показания свидетелей.

● Следуя принципам децентрализованного общества, арбитры будут выбираться математическими алгоритмами, на основе анализа цифровой репутации судей, их сферы компетенции, причастности к определенной юрисдикции и экономической сфере, а также на основе эмпирического опыта (т.е. опыта юридической практики в реальной жизни). Компенсация, причитающаяся судейскому составу, будет определяться заранее и, впоследствии, выплачиваться проигравшей стороной. Однако, на начальном этапе становления системы, арбитры могут предлагать свои услуги безвозмездно для формирования цифровой репутации.

● После завершения разбирательства, суд определяет для проигравшей стороны ряд обязательств, обязательных к исполнению. Неисполнение постановления арбитражного суда будет приравниваться к утрате цифровой репутации и связей, привязанных к цифровой личности участника. В качестве дополнительной мотивации к исполнению судебных предписаний, участникам экосистемы будет доступна открытая база данных, содержащая сведения о всех предыдущих арбитражных процессах. Таким образом, перед заключением какой-либо сделки, стороны смогут провести анализ предыдущих действий контрагентов.

● В рамках цифровой юрисдикции, заключение смарт-контрактов будет доступно лишь для идентифицированных пользователей. В мире блокчейна, как и в пространстве материальной реальности, испорченная репутация будет способна закрыть многие двери и навредить будущему развитию недобросовестных контрагентов.

● В соответствии с текстом Нью-Йоркской конвенции об арбитражных процессах, стороны могут выбирать не только арбитров, но и саму юрисдикцию, в рамках которой будет происходить разбирательство. До тех пор, пока большинство стран не сформулируют универсальные правила для регулирования применения смарт-контрактов, участники блокчейн-экосистемы также будут вправе выбрать юрисдикцию определенного государства для разрешения арбитражных споров.

Концепция децентрализованной арбитражной системы будет реализована на базе блокчейн-платформы Jincor, которая будет представлять собой цифровую юрисдикцию для безопасных межкорпоративных взаимодействий.

Пока прочие обсуждают преимущества и недостатки применения смарт-контрактов, Jincor уже строит децентрализованную экосистему для надежного межкорпоративного взаимодействия. Для того, чтобы ускорить прогресс, инвесторы приглашаются принять участие в предстоящем pre-ICO и последующем ICO токенов JCR, которые являются кастомной криптовалютой платформы Jincor.

Вы также можете подписать на наш канал в Telegram. Мы с удовольствием дадим дополнительные разъяснения по статье, проекту или предстоящему ICO

Источник

Цифровое пространство: противоречия становления и развития

Определение тенденций распространения цифровых технологий. Анализ позитивных и негативных последствий развития цифрового пространства. Анализ факторов влияния технологического уклада цифровой медиасреды на глобальное информационное пространство.

РубрикаПрограммирование, компьютеры и кибернетика
Видстатья
Языкрусский
Дата добавления22.08.2017
Размер файла30,7 K

Цифровое пространство что это. Смотреть фото Цифровое пространство что это. Смотреть картинку Цифровое пространство что это. Картинка про Цифровое пространство что это. Фото Цифровое пространство что это

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Харьковская государственная академия культуры

ЦИФРОВОЕ ПРОСТРАНСТВО: ПРОТИВОРЕЧИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ

В статье рассматриваются основные тенденции развития цифрового пространства. Обращаясь к данным исследований автор анализирует позитивные и негативные последствия данного феномена. Выявляются противоречия становления цифрового пространства. Анализируются факторы влияния технологического уклада цифровой медиасреды на глобальное информационное пространство. Делается вывод о том, что цифровое пространство становится движущей силой преобразований в области социального развития. Ключевые слова: информационное общество, цифровое пространство, цифровые технологии, цифровое неравенство.

Мир наблюдает за постепенным становлением цифровой среды, которая включает весь континуум компьютерных, сетевых технологий и интернет-ресурсов [6]. Основными технологическими трендами ее развития является расширение телекоммуникационной инфраструктуры, прогресс компьютерных, сетевых и мобильных технологий использование технологических новаций в сложных социотехнических системах. При этом формирующееся цифровое пространство играет решающую роль в новой информационной картине мира, когда информация выступает в качестве двигателя общественного и технического прогресса и становится объективной характеристикой материальных систем и их взаимодействия.

Анализ последних исследований и публикаций. Актуальность проблем становления и формирования цифрового пространства вызывает обоснованный интерес у ученых, экономистов, политиков, государственных деятелей, многочисленных аналитических организаций. Отдельным аспектам его развития посвящены научные работы М. Р. Арпентьевой, С. М. Брайчевского, В. А. Ильганаевой, В. П. Коломиец, С. Л. Уразо- вой, Н. О. Пунченко, Л. А. Прониной, О. В. Сюнтюренко, Е. И. Ярославцевой и др. Ученые констатируют, цифровая медиасреда имеет высокий интегрирующий и синергетический эффект по отношению не только к технологическому, но и к социокультурному уровню развития современного общества.

Исследования последних лет показывают, что основными механизмами, с помощью которых цифровая среда становится движущей силой преобразований социального развития являются усиление интеграции, повышения эффективности и внедрения инноваций во все сектора и отрасли человеческой деятельности [2; 6; 14]. Быстрое распространение цифровых технологий на все сферы деятельности общества свидетельствует, что их преимущества реализуются в широких масштабах, а их косвенное влияние на социум почти не поддается оценке, однако развертывание цифровой среды способствует: развитию инкрементальной системы электронных коммуникаций общества; разработке и внедрению ряда новых, а также интеграции отдельных кластеров технологий [6]; становлению новых научных направлений, наращиванию потенциала научных исследований, распространению их результатов в мировом сообществе [5]; превращению знаний в общественное достояние; активизации темпов и упрощению условий внедрения инноваций, диффузии инноваций и знаний; сокращению информационного неравенства и преодолению информационных барьеров [2; 9]; реализации концепции непрерывного образования, развития его дистанционных и инклюзивных форм; фактическому переходу многих стран от «аналоговой к цифровой экономике» [2]; повышению эффективности существующих видов человеческой деятельности и услуг, снижению информационных затрат и созданию новейших информационных товаров; многократному расширению информационной базы, получению доступа людьми к ранее недоступным информационно-коммуникационных сетям, информационным объектам, активам, услугам; росту доли информационного производства; сплоченности, сотрудничеству и партнерству хозяйствующих субъектов, влиянию на способы их операционной деятельности [2]; изменению степени концентрации власти и ее перераспределению от государств и общественных институтов к гражданам, поиску направлений налаживания взаимодействия между гражданами и правительствами их стран; расширению демократических, социальных и политических прав и свобод личности через цифровую идентификацию, участие в разработке законодательства и принятии политических решений, включению в государственные программы помощи, налаживанию обратной связи с чиновниками и мониторингу их деятельности, возможности создания самоорганизующихся виртуальных объединений и др. [2]; наращиванию потенциала государственного сектора за счет автоматизации на информационной основе системы управления налогами, сборами, исполнения бюджета и отчетности, электронных деклараций [10]; сдвигу в профессиональной структуре занятости в сторону высококвалифицированного труда [2; 4]; усилению незамещенных факторов производства, улучшению технологий повышения производительности труда; информатизации социокультурного пространства, популяризации межкультурного диалога, актуализации вопросов сохранения культурного наследия [44]; появлению возможности контроля динамики социального взаимодействия, моделирования экономических и социальных процессов и непосредственного воздействия на них [1].

Выделение нерешенных ранее частей общей проблемы. Отдавая должное проведенным исследованиям нужно отметить, что отсутствие обобщающего исследования по обозначенной проблематике требует дополнительного внимания к теме.

Формулирование целей статьи. Основной целью работы является изучение тенденцийформирования цифрового пространства и выявление противоречий его развития.

Основным средством доступа в сеть во многих странах мира являются мобильные телефоны, численность уникальных пользователей которых в мировом масштабе достигает 3,790 млрд. Тенденция их распространения в развивающихся странах такова, что количество домохозяйств, использующих мобильную связь, превышает количество имеющих доступ к электричеству или чистой питьевой воды [2, c. 5].

Некоторые предполагаемые выгоды развертывания цифрового пространства сводятся на нет возникающими рисками. Распространение завоеваний цифровой революции ограничивает развитие информационного общества в цивилизационном процессе.

Так, новейшие цифровые технологии стимулируют факторы производства, дополняют более квалифицированный труд и одновременно вызывают поляризацию на рынке труда, высвобождение человеческих ресурсов, конкуренцию за низкооплачиваемые рабочие места в сферах несвязанных с ИКТ, так называемую «технологическую безработицу» [11].

Инвестиции в развитие цифровых технологий выявляют закономерность по усилению влияния элит и крупных корпораций, которые приводят к отсутствию конкурентности деловой среды и монополизации, как в случае с компанией Google, которая получает почти треть всех мировых доходов от цифровой рекламы и Amazon, использующей свое положение на рынке для продвижения собственной политики ценообразования [15].

Цифровые технологии создают беспрецедентные возможности для переформатирования образовательных стандартов, учебных программ, методов обучения и самообразования, но не выявляют потенциал повышения мотивации человечества к получению новой информации, приобретения знаний, навыков, профессий. Кроме того, институциональные системы образования пока медленно реагируют на вызовы цифровой среды в противовес большим корпорациям. Последние создают инициативы по подготовке кадров, профессиональные навыки которых соответствуют тенденциям развития информационного общества и цифрового пространства. Примером является проект компании Microsoft «Microsoft Data Science Curriculum», запуск которого анонсирован на 2016 год. Учебный проект разработан в сотрудничестве с ведущими университетами, работодателями и предусматривает дистанционную подготовку кадров, которые могут овладеть методами исследований, анализа и обработки данных, способами их моделирования и визуализации, а также средствами создания нового поколения интеллектуальных решений [12]. Это еще раз подчеркивает тенденцию монополизации цифрового информационного пространства мощными техно-корпорациями, направления развития которых обусловливают тенденции формирования информационного мейнстрима в электронной среде.

Социальные медиа, ставшие мощным коммуникационным феноменом в эволюции цифрового пространства выступают в качестве инструмента распространения идей демократии, но одновременно порождают ряд проблем связанных с неприкосновенностью личной жизни, кибербезопасностью, цензурой, фильтрацией и управлением информационными потоками в сети Интернет; изменяют институт авторства и механизмы создания, распространения и потребления информационного контента; заостряют проблему консциентальних войн в системе социальных коммуникаций.

Цифровые технологии приводят к сокращению расходов на получение информации в электронной коммуникационной среде, однако не в каждом случае это сокращает ресурсы и усилия, которые тратятся на ее обработку. Кроме того, сами технологии остаются недоступными для большей части социума. Негативно на информационном состоянии общества сказываются избыточные объемы продуцирования информации в сочетании с коммуникационными поведенческими предубеждениями индивидуумов в цифровой среде.

Выводы из данного исследования

Противоречивые реалии формирования цифрового пространства находят отражение во всех сферах жизнедеятельности социума, индивидуумов и обуславливают тенденции формирования единого информационного медиапространства. Глобальная включенность общества в этот процесс заостряет не только технические и коммуникационные аспекты развития информационного общества, но и актуализирует широкий спектр сложных мировоззренческих вопросов, социокультурных проблем, порождаемых самим фактом формирования цифрового пространства.

1. Арпентьева М. Р. Нравственные проблемы медиатизации и когнитивные способности личности / М. Р. Арпен- тьева // Цифровое общество как культурно-исторический контекст развития человека: сборник научных статей / под общ. ред. Р. В. Ершовой. Коломна: Государственный социально- гуманитарный университет, 2016. С. 28-36.

2. Доклад о мировом развитии 2016. Цифровые дивиденды. Обзор. Международный банк реконструкции и развития / Мировой банк 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www-wds.worldbank.org/ external/default/WDSContentServer/WDSP/IB/2016/01/13/090224b08405bbc0/1_0/Rendered/PDF/World0 developm0l0dividends0overview.pdf.

3. Монахов В. Н. Право и библиотеки: грани сопряжения / / Модернизация библиотечно-информационного обслуживания населения города Москвы. М., 2009. С. 73-110.

4. Пронина Л. А. Информатизация культурно-образовательного пространства: методологические аспекты исследования: автореф. дис. на соискание учен. степени доктора философских наук / Л. А. Пронина. Тамбов, 2007. 47 с.

5. Пунченко Н. О. Информационные технологии, их место в структуре конвергентных технологий и информатизации / Н. О. Пунченко // Гуманітарний вісник Запорізької державної інженерної академії. 2016. № 64. С. 168-177.

6. Сюнтюренко О. В. Цифровая среда: тренды и риски развития // НТИ. Сер. 1. 2015. № 2. С. 1-7.

7. Уразова С. Л. Социальные сети как форма общественного диалога и массовых коммуникаций [Электронный ресурс] / C. Л. Уразова. Режим доступа: http://elar.urfu.rU/bitstream/10995/39816/1/iurp-2016-150-03.pdf.

9. Яницкий О. Н. Информационное общество: проблема и методы её решения / О. Н. Яницкий // Власть. 2016. № 7. С. 90-96.

10. Beck C. Web of resistance: Deleuzian digital space and hacktivism //Journal for Cultural Research. 2016. С. 1-16.

11. Key Indicators of the Labour Market (KILM) 2015: User guide [Electronic Resource]. Mode of access: http://www.ilo.org/wcmsp5/groups/public/—dgreports/—dcomm/documents/publication/wcms_422091.pdf.

12. Microsoft Data Science Curriculum [Electronic Resource]. Mode of access: https://www.edx.org/microsoft- data-science-curriculum#edx-product-discovery-cards.

13. Open data barometer: ODB Global Report Third Edition [Electronic Resource]. Mode of access: http://opendatabarometer.org/doc/3rdEdition/ODB-3rdEdition-GlobalReport.pdf.

14. Special reports «Digital in 2016». We are social: [site]. Mode of access: http://wearesocial.com/uk/ specialreports/digital-in-2016.

15. Wood, David. 2011. «EU Competition Law and the Internet: Present and Past Cases» Competition Law International (April): 44-49.

16. World Bank Open Data [site]. Mode of access: http://data.worldbank.org/.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Рассмотрение факторов влияния технологического уклада цифровой медиасреды на модель информационного потребления. Исследование и характеристика последствий нарастающих противоречий между процессами развития цифрового пространства и медиапотребления.

статья [21,3 K], добавлен 22.02.2018

Сущность единого информационного пространства, его структура и анализ влияния на демократизацию общества. Информационное обеспечение и программное обеспечения автоматизированного рабочего места менеджера. Разработка алгоритма создания базы данных.

курсовая работа [1,2 M], добавлен 24.09.2012

Анализ использования цифровых автоматов в системах обработки информации и управления технологическими процессами. Знакомство с основными положениями электротехники. Элементы проектирование цифрового автомата, его функционирование и электрическая схема.

курсовая работа [941,6 K], добавлен 22.06.2012

Основные характеристики информационного пространства. Требования к составу и оценке качественных характеристик экономической информации. Определение степени взаимосвязи и меры организованности совокупности элементов информационного пространства.

практическая работа [207,5 K], добавлен 22.06.2010

Основные понятия цифрового фото и видео. Достоинства и недостатки графических редакторов. Анализ школьных учебников по информатике по изучению работы с цифровым фото и видео. Анализ методических разработок. Планирование кружка «Компьютерная графика».

курсовая работа [52,1 K], добавлен 16.07.2013

Цифро-аналоговое и аналогово-цифровое преобразование звуковой информации. Разработка дистанционного курса «Использование аудиоинформации при создании цифровых образовательных ресурсов»: анализ предметной области, проект структуры и содержания ресурса.

курсовая работа [3,8 M], добавлен 15.05.2013

Теоретические аспекты информационного общества: сущность, основные свойства; закономерности его формирования и развития в России, критерии перехода. Информационный потенциал, личность и проблемы общества: «цифровое неравенство»; правовое регулирование.

курсовая работа [24,2 K], добавлен 12.08.2012

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *